Террористические акты в США (11 сентября 2001 года)
p align="left">Заявления «Аль-Каиды» добавили веса мнению о том, что именно эта организация ответственна за организацию атак 11 сентября. В своём видеообращении 2004 года, в котором Бин Ладен по видимому подтверждает своё участие в событиях, он указывает в качестве причин Ливанскую войну 1982 года, в которой, по его мнению, есть вина США. В этом видео Бин Ладен говорит, что они хотят «восстановить свободу своей нации», «наказать настоящего агрессора», и нанести экономический ущерб Соединённым Штатам. Декларируется, что постоянной целью является «священная война, которая приведёт к краху Америки».[86] Бин Ладен заявил: «мы клянёмся, что Америка не будет жить в безопасности до тех пор, пока мы живём в Палестине. Это покажет Америке, что она ставит интересы Израиля выше интересов собственного народа. Америка не выйдет из этого кризиса до тех пор, пока она не покинет Аравийский полуостров, и не прекратит поддержку Израиля».

В отчёте комиссии 9/11 указывается, что враждебность к Америке, которую испытывает Халид Шейх Мохаммед, «главный архитектор» событий 11 сентября, вызвана не «нахождением его в Америке в качестве студента, а агрессивным неприятием внешней политики США, поддерживающих Израиль».[87] Та же самая мотивация была у двух угонщиков, находившихся за штурвалами самолётов, врезавшихся в ВТЦ: Мохаммед Атта, по описанию хорошо знавшего его Ральфа Бодена, «был более всего возмущён… защитой США израильской политики». "Когда кто-то спросил, отчего Атта никогда не смеётся, ответом было «как вы можете смеяться, когда в Палестине гибнут люди?»[32] Мохаммед Атта, как указано в отчёте Лоуренса Райта, взял на себя роль шахида в непосредственной связи с израильской операцией «Гроздья Гнева».[88] Абдулазиз аль-Омари, угонщик, находившийся вместе с Атта на рейсе 11, сказал в своём видеозавещании: «Моё дело -- это послание всем, кто слышит и видит меня, а также это послание всем неверным, что они должны с позором покинуть Аравийский Полуостров, и прекратить подавать руку помощи трусам евреям в Палестине».[89]

Другие мнения по поводу мотивации

Мотивы «Аль-Каида» были тщательно проанализированы различными сторонами, включая политиков, учёных, комментаторов СМИ и журналистов. В своей речи в 2001 году Джордж Буш обрисовал мотивы террористов следующим образом: «Они ненавидят… демократически избранное правительство… они ненавидят нашу свободу -- нашу свободу религий, нашу свободу слова, нашу свободу голосовать, свободу собраний, и свободу быть несогласными друг с другом».[90] с другой стороны, эта точка зрения критиковалась экспертами, такими как бывший руководитель группы ЦРУ, осуществлявшей поддержку Бин Ладена в Афганистане Майклом Шейер, который указывал, что «Политики пребывают в большом заблуждении. Мы были атакованы из-за того, что мы сделали в исламском мире, а не из-за того, во что мы верим, или из-за того, как мы живём».[91]

Многие выводы по поводу мотивов, сделанные комиссией 9/11, были поддержаны другими экспертами. Например, эксперт по контртерроризму Ричард Кларк указывал в качестве мотивов «Аль-Каиды» некоторые направления американской внешней политики, такие как противостояние СССР в Афганистане, размещение американских войск в районе Персидского Залива, а также усиление Израиля в качестве южного фланга противостояния с СССР.[92] Другие, такие как Джейсон Барк, указывали на политические аспекты мотивов, говоря, что «Бин Ладен представляет собой деятеля, очень хорошо знающего, чего он хочет, и имеющего чёткие представления о том, как этого достичь. Даже если его действия лежат далеко за пределами обычной политической активности… его цели в основном политические».[93]

Международное мнение согласно данным опроса, проведённого в 17 странах, не имеет консенсуса по этому вопросу. В целом 46 % опрошенных возлагают основную ответственность на «Аль-Каиду», 15 % -- на правительство США, 7 % -- на Израиль, ещё 7 % называют других виновных. С другой стороны, данные опроса очень сильно отличаются от региона к региону, например в Египте 43 % опрошенных назвали в качестве главного виновника Израиль, а американское правительство в основном обвиняют в таких регионах как Турция, Палестина и Мексика.[94][95]

События 11 сентября повлекли за собой обширные политические последствия. Атаки были осуждены средствами массовой информации и правительствами по всему миру, общую идею сочувствия американцам выразила французская газета «Монд», написавшая, «Мы все американцы» («Nous sommes tous Amйricains»).[96] Наиболее широко известными исключениями стали палестинцы, праздновавшие по поводу атак на Америку.[97] Также журналисты сообщали о демонстрациях в Пекине в поддержку атак, в которых участвовали китайские студенты.[98] Лидеры большинства стран Ближнего Востока, включая Афганистан, осудили теракты. Ирак стал заметным исключением, официально заявив, что «американские ковбои пожинают плоды своих преступлений против человечности».[99]

Приблизительно через месяц после террористических атак 11 сентября, США собрали и возглавили коалицию международных сил, целью которой стало свержение режима талибов в Афганистане, на территории которого базировалась «Аль-Каида».[100] Пакистанские власти приняли решение оказать поддержку Соединённым Штатам в их борьбе против талибана, предоставив коалиции свои военные аэродромы. Кроме того, в Пакистане были арестованы около 600 предполагаемых членов «Аль-Каида», которые впоследствии были переданы в США.[101]

Многие страны, такие как Великобритания, Индия, Австралия, Франция, Германия, Индонезия, Китай, Канада, Россия, Пакистан, Иордания, Маврикий, Уганда и Зимбабве, внесли на рассмотрение «антитеррористические» изменения в законодательстве,[102] и заблокировали банковские счета[103] компаний и отдельных лиц, подозреваемых в сотрудничестве с «Аль-Каидой».

Органы правопорядка и разведывательные службы многих стран, таких как Италия, Малайзия, Индонезия и Филиппины, арестовали множество подозреваемых в террористической деятельности людей, в рамках борьбы с повстанческими движениями по всему миру.[104][105] В США эти действия критиковались, в том числе «Комитетом по защите билля о правах», который утверждал, что многие традиционные ограничения на слежку со стороны правительства были «демонтированы» принятием «Патриотического акта»;[106] утверждалось также, что пострадала защита гражданских свобод американцев.[107][108]

Соединённые Штаты создали в Гуантанамо (Куба) центр для содержания в заключении тех, кто были названы «незаконными враждебными комбатантами». Законность такого заключения под стражу ставилась под сомнение, в том числе Европейским парламентом,[109] Организацией американских государств,[110] и Amnesty International («Международная амнистия»).[111]

Теракты 11 сентября оказали огромное влияние на американское общество.

Американцы испытывали благодарность к работникам экстренных служб, особенно к пожарным, будучи впечатлены высокой степенью риска и большими потерями среди них. Многие офицеры полиции и сотрудники экстренных служб брали отпуска по месту основной службы, и ехали в Нью-Йорк, для того чтобы помочь в поисках уцелевших. В течение нескольких следующих недель после терактов, в стране выросло количество доноров крови.[112]

После терактов отмечался всплеск преступлений в отношении выходцев со Среднего Востока, и других людей, который выглядели похожим образом. Пострадали даже некоторые сикхи, которые носят тюрбаны, традиционно ассоциирующиеся с мусульманами. Сообщалось об оскорблениях, нападениях на мечети и другие культовые сооружения (включая поджог индуистского храма), а также нападения на людей, включая одно убийство; 15 сентября был смертельно ранен Бальбир Содхи Сингх, сикх, которого приняли за мусульманина.[113]

Рейтинг президента Буша после терактов вырос до 86 %.[114] 20 сентября 2001 года президент выступил перед нацией и объединённой сессией Конгресса, по поводу событий 11 сентября, последующих спасательных и восстановительных действий, а также по поводу ответных намерений американского правительства. Кроме того, заметную роль сыграл мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, заслуживший высокую оценку общественности как в Нью-Йорке, так и на национальном уровне.[115]

Согласно опросу, проведённому Scripps Survey Research Center at Ohio University, три четверти американцев полагают, что правительственные структуры располагали определёнными данными, позволившими бы предотвратить теракт, но не использовали их.[116]

Официальная версия событий 11 сентября вызвала неоднозначную реакцию общественности и была подвергнута многочисленной критике, касающейся версии полного обрушения высотных железобетонных зданий Всемирного торгового центра от пожара. Ставится под сомнение то, что характер обрушения башен ВТЦ соответствует тому, который могли вызвать попадания самолётов и пожары, утверждается, что разрушение башен больше похоже на контролируемый снос.[117] Указывалось также на то что официальная версия игнорирует многочисленные сообщения свидетелей о взрывах в башнях ВТЦ. Высказывалось предположение, что правительственные чиновники США были осведомлены о предстоящих атаках, и не предприняли мер для их предотвращения. Также делались предположения, что атаки были спланированы и осуществлены не «Аль-Каида», а американскими спецслужбами. [118] Вызывают сомнения и многие другие обстоятельства (действия противовоздушной обороны, личности террористов, связи «Аль-Каиды» с ЦРУ и т. д.) Существует мнение о необходимости нового независимого расследование этих терактов.

Внимание всего человечество сейчас приковано к этим событиям. Поэтому понятно появление целого потока экспертных оценок об их причинах и последствиях. Называются конкретные организации, которые могут быть причастны к терактам, выдвигаются многочисленные версии. Однако первые попытки анализа и обобщений, на наш взгляд, являются ограниченными. Они формируют эклектичную поверхностную картину проблемы, не касаясь ее глубинных причин. В нашем исследовании мы попробуем рассмотреть совершенную террористическую акцию под другим углом зрения. Эта операция является ярким проявлением существенных противоречий между разными цивилизационными моделями в условиях быстро растущей глобализации.

Глобализация развития на современном этапе характеризуется диалектическим взаимодействием двух тенденций. С одной стороны, интернационализируются разные сферы жизни (прежде всего - экономическая). Производство эффективно лишь при условии максимального привлечения ресурсов из других стран. Каждая страна приспосабливает свое хозяйство к потребностям глобального рынка, поступательно преодолевая монокультурность и специализацию экспорта. Происходят глобальные информационная и экологическая революции. Однако вопреки некоторым достижениям качественно глобализационные процессы остаются окончательно не определенными и неоднозначными. С другой стороны, в глобализационном процессе усилились и заострились противоречия между разными его моделями. Эти модели отображают два цивилизационных подхода к глобализации.

Первый подход репрезентован странами трансатлантической цивилизации, которая имеет две составляющие - евроатлантическую и америко-атлантическую. Наиболее мощной и динамичной частью трансатлантической цивилизации являются США, которые вместе с Канадой и Южной Америкой формируют америко-атлантическую составляющую. Основным признаком трансатлантического подхода есть ориентация на человека как высочайшую ценность. На этом базируются идеалы всех общественных процессов: демократия, гражданское общество, рыночная экономика, частная собственность, правовое государство.

Другой подход выдвигают представители азиатско-борейской цивилизации, ядром которой является Россия. К ней принадлежат также Китай и некоторые азиатские государства, в т.ч. арабские. (В Японии азиатско-борейская культура существует в сублимированном виде.) Для этой цивилизации характерен приоритет государства, которое оказывает определяющее влияние на жизнь общества в целом и каждого индивида в частности. Человек тут является пешкой в руках власть имущих. Общественным идеалом азиатско-борейской культуры можно считать "муравейник", где государство выступает в роли "матки", вокруг которой крутится жизнь всех индивидов и структур социума.

Мы считаем, что соперничество (иногда острое) двух вышеназванных подходов властное и формирует основные противоречия глобального процесса (и в целом человечества). Идет борьба за то, какую из двух моделей, а соответственно - какой центр влияния, выберут другие страны мира. (Ареной этой борьбы, в частности, является арабский мир, который не выработал собственной модели. Часть арабских стран стала на путь трансатлантического развития, однако большинство тяготеют к азиатско-борейской модели. Таким образом, арабский мир геополитически расколот.) В ходе соперничества в экономической сфере трансатлантическая цивилизация показала значительный перевес. Экономика стран, выбравших эту модель развития, гораздо мощнее экономики азиатско-борейских государств. Особенно это касается США, которые уверенно выступают оплотом трансатлантической цивилизации.

Опираясь на очерченный выше подход к определению причин террористической операции в США, попробуем сформировать представления о ее организаторах. Для этого проанализируем, благодаря каким условиям стало возможным осуществление этой широкомасштабной акции.

Кадровое и организационное обеспечениеВо-первых, захват и точное выведение на цели нескольких самолетов потребовало тщательно отобранных и хорошо подготовленных исполнителей. Это были опытные хладнокровные диверсанты-профессионалы, которые смогли мгновенно убить членов экипажа с помощью только лишь ножей. Террористы, безусловно, имели высокую летную и техническую подготовку, важной составляющей которой было пилотирование "Боингов". Неизвестные камикадзе в первые секунды после ликвидации пилотов отключили так называемые "транспондеры" (системы автоматического слежения за самолетом с земли). Пилот-любитель не смог бы этого сделать. Кроме того, для разрушения небоскребов, по выводам инженеров-строителей, необходимо было направить самолет в конкретную часть здания, что тоже не под силу любителю. Наконец, будущие смертники, без сомнения, долго готовились к операции морально и психологически. Они, очевидно, считали убийство тысяч людей подвигом, чувствовали себя избранными для почетной культовой миссии, что является результатом не просто фанатичной веры и военной пропаганды, а сложной системы морально-психологического воспитания (например, японских школ камикадзе, основанных на философии и этики самураев). Эта система предусматривает тщательный подбор кандидатов и хлопотную работу высококвалифицированных психологов. Обращаем ваше внимание: подготовить 20-40 (учитывая дублеров) фанатичных смертников и одновременно високопрофессиональных пилотов-боевиков - очень сложная задача, неосуществимая для подпольной экстремистской группы.

Во-вторых, планирование и руководство операцией осуществлял мощный штаб, который, очевидно, пользовался современными техническими средствами. В составе штаба, в частности, должны были быть: 1) опытные организаторы терактов и/или офицеры спецслужб, которые занимались диверсиями; 2) высококвалифицированные авиаштурманы и инженеры, которые точно рассчитали маршруты полета захваченных самолетов аж до точки их попадания в здания; 3) профессиональные психологи и психоаналитики; 4) специалисты в области информационных технологий.

В-третьих, значительное количество людей необходимо для прикрытия операции, подготовки документов, жилья и транспорта, финансового обеспечения т.д. Среди этих людей непременно должны были быть завербованные сотрудники американских компаний и государственных учреждений. Например, на заговор указывает такой факт: осуществлено одновременный захват самолетов, что потребовало гарантированного приобретения билетов на конкретные даты и рейсы. Эксперты указывают и на вероятную связь террористов с сотрудниками службы безопасности аэропортов.

Планирование и подготовкаУровень стратегического и тактического планирования - чрезвычайно высокий, так как необходимо было, во-первых, предусмотреть альтернативные варианты действий, непредвиденные обстоятельства и т.д., во-вторых, скоординировать деятельность десятков участников акции в разных концах США. Это, в частности, потребовало сбора и анализа большого объема информации и умения применить ее для конкретных специфических потребностей. Например, сам выбор объектов для удара был очень точным и мотивированный. Понятно, что на планирование и подготовку такой операции штаба понадобилось по крайней мере несколько лет. ФинансированиеБезусловно, проведение настолько сложной и масштабной террористической акции должно было иметь соответствующее финансирование - речь может идти о десятках миллионах долларов. Значительные средства были потрачены, во-первых, на подготовку исполнителей, оперативные нужды и деятельность штаба, во-вторых, на проживание террористов в США, если учесть, что они иностранцы и должны иметь легальные документы, мотивированные легенды и т.д. К тому же американские банки сурово контролируют финансовые операции иностранцев на предмет "отмывания грязных денег". Поэтому перевод и использование средств должно было быть легальным, что требует дополнительных затрат.

Нарисованный нами "портрет" заказчиков терактов 11 сентября свидетельствует, что нанести этот мощный удар могла лишь организация, возможности которой сопоставимы с возможностями спецслужбы большой страны (или нескольких стран). Мы убеждены, что группы, которые упоминаются СМИ в связи с акцией, не могли их организовать через отсутствие соответствующего опыта и финансирования. Эти кучки экстремистов, очевидно, просто используют людское горе для собственной PR-"раскрутки", а провозглашая свою "ответственность", они содействуют настоящим виновникам. Создается своеобразная "дымовая завеса" из ложных сообщений, на которые спецслужбы и масс-медиа вынуждены реагировать.

Маловероятна и причастность к терактам таких исламских стран, как Ирак, Иран, Ливия и т.д. Они явно не имеют вишеперечисленных возможностей. Особенно смешно выглядит "авторство" палестинских террористов, ибо существование палестинской автономии обеспечивают собственно Соединенные Штаты, удерживая Израиль от решительных действий. В конце концов, все эти мусульманские силы реально проиграют от ослабления американского влияния.

Цель этой серьезной операции становится понятной лишь в контексте геополитической ситуации на планете. Теракты в США нельзя рассматривать иначе, как удар по всей трансатлантической цивилизации. И нанести его могла только азиатско-борейская цивилизация, которая кровно заинтересована в ослаблении роста трансатлантического сообщества, ликвидации неравномерности глобального развития. Она должна доказать, что азиатско-борейская модель конкурентоспособна, а ее способность противостоять угрозам - не меньше, чем у трансатлантической.

Экономические последствия

1. Нанесен сильный удар по мировой финансовой системе, центром которой являются США. На неделю остановили работу ведущие биржи и банки в Нью-Йорке. Физически уничтожены или понесли серьезные убытки мощные финансовые компании, размещенные во Всемирном торговом центре. Удар по Америке повлек падение курса доллара и акций американских компаний. Такое развитие событий безопасно только для стран, которые не являются глубоко интегрированными с мировой финансовой системой. (Стоимость их валют обеспечивается не долларовым резервом, как в Украине и большинстве стран Европы, а значительными запасами драгоценных металлов.) В такой ситуации они, наоборот, выиграют от трагедии: их экономики останутся стабильными на фоне общемирового потрясения.

2. Поскольку власть США считает виновниками трагедии арабов и мусульман, то вполне реальной является военная операция против одной из стран Ближнего Востока или Азии. Эти ожидания привели к росту мировых цен на нефть в первые дни после терактов, ибо конфликт может коснуться крупнейших ее экспортеров. В результате выиграли другие, неарабские, страны, экспортирующие нефть. Тем более что существовавшие до трагедии цены на нефть для них были невыгодными. Себестоимость их нефти выше себестоимости нефти из Персидского залива, они достигают рентабельности добычи лишь тогда, когда цена за 1 баррель превышает $21. Для преодоления нефтяного кризиса, как известно, OPEC пришлось увеличить добычу.

3. Преодоление последствий терактов требует от США больших капиталовложений, которые при нормальных условиях были бы инвестированы в зарубежные страны, т.к. США крупнейший инвестор на планете. В аналогичной ситуации окажутся потенциальные инвесторы из других западных стран, т.к. деньги, вложенные в американские ценные бумаги они частично потеряют. Поэтому удар по США означает снижение инвестиционной активности во всем мире, а соответственно замедление глобального экономического роста. Это касается и Украины.

Таким образом, подобные дестабилизирующие процессы выгодны тем странам, которые раньше уступали США и Евросоюзу в конкурентной борьбе на рынке капиталов. В частности, тем странам, которые последнее время активно вкладывают деньги в страны Восточной Европы и СНГ, стремясь к контролю над простором бывшего экономического блока СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).

Политические последствия

1. Вполне вероятно, что США уменьшат свою миротворческую деятельность, помощь "молодим демократиям", противодействие диктаторским режимам и т.д. Это может произойти и со странами НАТО - партнерами и союзниками США, что не может не сказаться на Украине, которая рассчитывает на американскую поддержку в процессе своей интеграции в евроатлантическое сообщество. Кроме того, внешняя политика США теперь в какой-то мере дискредитирована, а с ней и американские интеграционные инициативы.

Эти общеполитические последствия уже имеют конкретные проявления: В результате террористической операции фактически сорван саммит "Украина - ЕС", который проходил 11 сентября в Ялте. Представители Евросоюза срочно его покинули, не подписав конкретных договоров, в частности ожидаемого плана конкретных двусторонних действий по интеграции Украины с евроатлантическими структурами. Кроме того, теперь под вопросом оказывается проведение запланированной встречи руководителей Украины и МВФ/Мирового банка. Таким образом, выработка механизмов интеграции Украины с Европой заторможена на неопределенное время. В аналогичной ситуации могут оказаться и страны Восточной Европы, в частности Балтии, которые претендуют на вступление в НАТО. Во-первых, уменьшится политическая и экономическая поддержка процесса их вхождения в эти структуры. Во-вторых, неизвестные террористы воочию продемонстрировали странам-кандидатам слабость трансатлантической системы безопасности. Отвлечено внимание США и Европы от такой важного события, как президентские выборы в Беларуси. Теракты произошли на следующий день после провозглашения "победы" диктатора А. Лукашенко. Поскольку белорусская общественность и оппозиционеры заранее предвидели эту фальсифицированную победу, они готовили кампанию протеста, рассчитывая на активную поддержку других стран, прежде всего США. После теракта в Америке это стало проблематичным. Кстати, подтасовка результатов выборов - лишь один аспект проблемы. Теперь ему понадобятся новые политические ресурсы для поддержки своей власти и консолидации населения около нее. Одного "внутреннего врага" уже, очевидно, будет слишком мало. Вполне возможно, что "бацька" найдет себе внешнего врага.

Таким образом, террористическая операция 11 сентября, безусловно, приведет к уменьшению интеграционных усилий США и их союзников в Восточной Европе. К этому, как известно, давно стремится страна, которая считает этот регион зоной своих стратегических интересов, единственная протестует против расширения НАТО, единственная поддерживает диктатора Лукашенко.

2. Другим политическим последствием терактов в США является возрастание напряженности в мире и силового потенциала основных стран. Вооруженные силы Америки уже готовятся к удару по виновникам трагедии, общественность США, по данным опросов, также решительно настроена воевать. Союзники по НАТО поддерживают США, пообещав им, в частности, военную помощь. С другой стороны, готовятся к войне и страны, которые могут стать объектом удара, их союзники, соседи и т.д. Таким образом, обострение глобального цивилизационного соревнования, приобрело конкретные контуры и может привести к следующим переменам:

США и их союзники резко ухудшат отношения с арабскими и другими мусульманскими странами, возможна война против какой-нибудь из них. Очевидно, ощутимо затруднятся экономические и культурные связи арабов со странами евроатлантического сообщества. Все это выгодно стране, которая начиная с 60-х гг. постоянно претендует на роль "третьей силы" на Ближнем Востоке, патрона антиамериканских настроений в регионе. Она ожидает, что арабы, обиженные американской местью, кинутся в ее "объятья". Это, в частности, может проявляться в поставках вооружения военным режимам в Ливии и Ираке, с которыми упоминаемая страна поддерживает чудесные отношения. Теракти ярко продемонстрировали, что создаваемая сегодня в США новая система противоракетной обороны (НПРО) не защищает от нападения. Вероятно, усилятся милитаристские тенденции в мировом развитии. Это чрезвычайно выгодно для стран, в хозяйстве которых доминирует мощный военно-промышленный комплекс, а "гражданская" готовая продукция неконкурентоспособна на внешнем рынке.

3. Состояние мировой напряженности изменит не только военно-политическую, а и внутреннюю общественно-политическую жизнь стран. Усилится роль государства, армии и спецслужб. Из соображений безопасности будут, очевидно, ограничены, кое-какие права и свободы, притеснены определенные политические силы (например, политические организации нацменьшинств) и т.д. Поэтому удар по США можно рассматривать как глобальный удар по демократичным ценностям и гражданскому обществу. Это, в частности, может вылиться в следующее:

Поскольку любое действие порождает противодействие, в ответ возрастет активность разных тергрупп. Они поймут, что на них обращают внимание, их рассматривают как политический фактор (именно это является смыслом террора, человеческие жертвы и разрушения - лишь способ). Таким образом, можно ожидать "саморазворачивания" мирового терроризма. В атмосфере подозрительности и враждебности понятно лучше будут себя чувствовать правящие элиты тех стран, для которых демократическое устройство не традиционно. Они смогут оправдывать "угрозой терроризма" тоталитарную политику относительно собственно народа, геноцид отдельных этнических групп (например, в Чечне и Дагестане). Вспомним, что взрывы в России 1999 г. "повесили" на исламских террористов, хотя никаких доказательств этого не было. Теперь, очевидно, "ваххабитов" можно обвинять во всем, в том числе в причастности к теракции в США. Усиление роли спецслужб в любой стране повысит социальный и политический статус руководителей этих структур. На тайную деятельность будут выделяться дополнительные средства. Поэтому нельзя исключать личной заинтересованности руководителей какой-то спецслужбы в мировой напряженности, возможно даже - международного заговора "рыцарей плаща и шпаги".

Итак, основное следствие террористической операции 11 сентября - ослабление влияние США на международной арене, смена приоритетов и интенсивности их внешней деятельности. В мире может возникнуть определенный вакуум влияния. Его непременно попробуют заполнить страны, которые особо активно выступают против доминирования трансатлантической модели развития и однополюсности мирового порядка. Укрепятся реакционные, тоталитарные силы, которым Америка эффективно противодействовала в течение последнего десятилетия. Таким образом, возникла угроза мировой демократии, мировому прогрессу.

США, на наш взгляд, должны постичь всю глубину проблемы. Следует понять, что трансатлантическую цивилизацию затягивают в западню, попав в которую она может самоуничтожиться. Американцы и их союзники должны избежать предлагаемой им дьявольской игры "удар на удар". В противном случае, очередные кровавые проявления цивилизационных противоречий не заставят себя долго ждать. Ситуация вынуждает все прогрессивные силы мира объединиться против новой глобальной угрозы.

Международное сотрудничество в области безопасности должно выйти на качественно новый уровень.

Это особенно актуально для Украины. Мы должны как можно быстрее переосмыслить и четко определить наш геополитический статус. Итак, мир уже никогда не будет таким, как был до терактов в США. Теперь "нейтральный" (читай - бесхребетный) статус Украины может превратить ее в арену новых столкновений. Мы де-факто всегда принадлежали к западной, евроатлантической культуре. Настал момент закрепить эту принадлежность, сделать окончательный формационный выбор и срочно начать реальную интеграцию с НАТО и ЕС.

К тому же политические обстоятельства для этого сегодня очень благоприятные. Подав заявление на вступление в НАТО, Украина неоднозначно продемонстрирует, на чьей она стороне. В тяжелый для Запада момент там поймут наше стремление к безопасности и стабильности. Украина может и должна начать новую фазу трансатлантической интеграции, адекватной последним изменениям. Конечно, формальное заявление следует подкрепить решительными шагами, которые бы продемонстрировали реальную европейскость украинской власти: прозрачность политики, преданность демократическим ценностям, правовой характер государства.

Конкретным механизмом воссоединения Украины с евроатлантическим сообществом может быть формирование региональных систем безопасности и сотрудничества в Центрально-Восточной Европе. Мы должны объединить усилия с соседними странами, оказавшимися в аналогичной ситуации. Речь идет, в частности, о создании Балто-Черноморского экономического и военно-политического альянса. Такое объединение ускорит интеграцию всех его членов с Евросоюзом и НАТО.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать