Технические и социальные достижения эпохи Неолит
p align="left">В бассейне Среднего амура сложилась земледельческая культура, получившая название осино-озерской. Ее поселения известны на берегу Осиновского озера у с. Войково. Орудия труда изготавливались в основном из отщепов, сколотых с желвака кремня и халцедона. Из орудия труда были найдены наконечники стрел, вкладыши, проколки и скребки, каменные мотыги и зернотерки. Племена этой культуры вели оседлый образ жизни. Люди жили в больших полуподземных жилищах. В культурном слое поселений встречаются зернотерки. В одном из жилищ на берегу озера в очаге были обнаружены зерна проса. Косвенным свидетельством существования земледелия служат фрагменты днищ глиняных сосудов с многочисленными отверстиями для распаривания зерен и приготовления пищи на пару.

В конце неолита у племен Дальнего востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие - рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем.

В начале II тысячелетия до н.э. на пространстве Дальнего Востока распространяется влияние местных племен нижнеамурской культуры. Хорошо изученным памятником является поселение у с. Кондон, к северу от Комсомольска-на-Амуре. Поселок состоит из множества довольно глубоких, круглых в плане полуземлянок, на стенах которых хорошо видны ямки от столбов. На поселении встречаются овальные в сечении шлифовальные тесла, топоры, различные по форме наконечники стрел, сделанные как из отщепков, так и из ножевидных пластин, разнообразные грузила, отбойники, наковаленки и отжимники для обработки орудий труда. Сосуды были плоскодонными, нарядно украшенными орнаментом. Примечательно, что мотивы этого орнамента живут до сих пор в искусстве амурских нанайцев.

Рыболовство у жителей Амура с древнейших времен являлось основным занятием. На поселениях в изобилии встречаются каменные грузила для сетей и блесны. Эти самые древние в мире блесна сделаны в виде вогнутых пластинок из нефрита с отверстием на одном конце для привязывания к леске.

В Приморье к неолиту относится зайсановская культура, поселения которой расположены на береговых террасах и сопках. В культурных слоях поселений встречаются камнетерочники, лощила из плит песчаника, треугольные ножи, сделанные из широких ножевидных пластин, обработанные с двух сторон наконечники стрел. Известные рубящие орудия - топоры и тесла с тщательно зашлифованной рабочей частью. Люди жили в неглубоких полуземлянках. Известные памятники свидетельствуют об оседлости населения. Люди занимались рыболовством и скотоводством.

Северная часть Приморья входила в зону влияния нижнеамурского неолита. В неолите Маньчжурии раскопаны хозяйственные ямы с костями рыб, погребения, а в верхнем слое - остатки землянок. Большим разнообразием отличается керамика из могильника, которая по композиции близка кондонской штампованной керамике. На Ляодунском полуострове известно несколько поселений, которые объединялись в группу дунбэйского неолита. В континентальной части Маньчжурии известен памятник Анажи, материалы которого имеют аналоги с новопетровской культурой. Гребенчато-зубчатая неолитическая керамика представлена в неолитических памятниках Северной Кореи - Сопкохан, Гунсаи, Чходо. Аналоги с приморским памятником прослеживаются и в более поздних неолитических слоях: Сопкохан III, Гунсон II и др. Выявление общих черт свидетельствует о том, что в пределах географического района бассейна рек Амур и Большой Хунган и побережий Японского и Желтого морей в период V - IV тысячелетий до н.э. существовало некое единство культур, которое отличали распределение гребенчатой керамики и приемов обработки камня, сочетавших использование сланцевого камня и технику расщепления пластин, наличие топоров, тесел, ножей и орудий из рога и кости схожих типов.

Глава 2. Культуры производящего неолита

2.1 Джейтунская культура

В VI тысячелетие до н.э. сложилась наиболее хорошо изученная джейтунская раннеземледельческая неолитическая культура в Туркмении, названная по поселению Джейтун, расположенному недалеко от Ашхабада. Памятники джейтунской культуры занимают узкую полосу предгорной равнины между отрогами Копет-Дага и песками Каракумов. Сейчас известно несколько десятков поселений джейтунской культуры. Поселение Джейтун размещалось на небольшом холме, в трех строительных горизонтах которого находилось около 50 небольших однокомнатных прямоугольных домов. Эти дома складывались из глиняных блоков, напоминающих балки. Это были предвестники кирпича, но не кирпичи: они еще недостаточно ровные, не высушенные и тем более необожженные. В глину примешивалась солома. Устройство жилищ было простым: они состоят из жилого помещения около 25 кв. м. И примыкавшей к нему под собой хозяйственной площадки, отгороженной забором. В одной из стенок дома делали узкий вход, который, вероятно, замешивался циновкой или шкурами. Внутри жилища находился массивный прямоугольный очаг. Отдельные участки стен были раскрашены трехцветной росписью. В каждом доме жила семья из пяти - шести человек. Население поселка, вероятно составляло и насчитывало до 180 человек. Род был материнским: в земледельческом хозяйстве главная роль принадлежала женщине.

Древнейшие земледельцы Туркмении еще не знали оросительных сооружений, а использовали естественный разлив воды во время половодья. Стекая с гор вода увлажняла поля и приносила с собой массу плодородного ила. О земледельческом хозяйстве такого поселка свидетельствует найденные в обмазке домов отпечатки зерен ячменя и пшеницы. Найдены кремневые вкладыши для серпов, зернотерки, то есть два камня между которыми растиралось зерно. Археологический инвентарь поселений в основном каменный. Он состоит из кремневых вкладышей лезвий, серпов, резцов, скребков и проколок, сделанных из ножевидных пластинок. Основу инвентаря составляют пластины вкладыши с прямыми острыми краями без ретуши, предназначенные для изготовления серпов, жатвенных ножей. В качестве вкладышей использовались микролиты геометрических форм: сегменты, треугольники, трапеции. Из камня сделаны ступки, песты, зернотерки, мотыги и топорики.

В быту древнейшие земледельцы использовали большие сосуды для хранения продуктов (хумы), некоторые из них окрашивались в кремовый или красный цвет, на их поверхность наносился коричневой краской распиской орнамент в виде вертикальных волнистых линий или полукружий. В материалах джейтунской культуры встречаются глиняные женские статуэтки и изображения животных, поделки из камня и глины в виде конусов, которые, вероятно, служили игральными фишками, раковины каури, попавшие сюда с побережья Индийского океана. Известны погребения джейтунцев: это одиночные захоронения, обсыпанные с охрой. Собрано достаточно много материала по хозяйству населения джейтунской культуры. Возделывались ячмень, пшеницы, из домашних животных разводили собак. Тем не менее джейтунская культура сохраняла архаические черты. Среди костей животных лишь небольшая часть принадлежит прирученным. Охота сохраняет свое значение, что сказывается и в кремневом инвентаре, большая часть которого приспособлена для нужд охоты и разделки ее продуктов, например, для выскабливания шкур. Много костяных игл и проколок, служивших для мытья одежды из кожи. Ткачества, видимо, еще не было.

Неолит земледельцев Средней Азии сложились на основе мезолитической культуры и представлял собой часть более обширной области джейтунской культуры, охватывавшей территорию Северо-восточного Ирака. Джейтунская культура относится к периоду сложения на значительной территории Переднего и Среднего Востока раннеземледельческих культур с использованием естественного орошения. Они связаны преимущественно с переселениями в предгорные и горные районы и освоением новых земель в конце III тысячелетия до н.э. об этом свидетельствуют раскопки поселений Аш-Ком и Мухаммед-Джафар в Месопотамии, созданы культуры горного Загроса, хасунская культура, возникшая на базе архаичной культуры земледельцев Джармо, комплексы Самарры с домами из сырцового кирпича и расписной керамикой.

В соседнем районе - Сирии и Ливане - в VI тысячелетии до н.э. была распространена сиро-киликийская раннеземледельческая неолитическая культура желтовато керамики. В Палестине, в районе р. Иордан и Мертвого моря, в VI - V тысячелетие до н.э. развивалась культура раннего земледелия обнаружены в центре Иракского плато. Роспись керамики и некоторый инвентарь свидетельствует о его связи с джейтунской культурой.

Таким образом, джейтунская культура VI тысячелетий до н.э. Южной Туркмении была типичной локальной раннеземледельческой культурой Передней Азии.

2.2 Кельтеминарская культура

У племен живших к востоку от залива Кара-Бугаз, переход к неолиту яснее всего прослеживаются по стоянке в гроте Джебел у Каспийского моря, датируемой V - IV тысячелетиями до н.э. В то время эти места не было безводными, русло Узбоя было наполнено пресной водой, о чем говорят найденные кости пресноводных рыб.

Для стоянки Джебел характерна высокая техника обработки камня: часто встречаются призматические нуклеусы и микролиты. Появилась керамика, она остродонная, встречаются зернотерки, сначала плоские, служившие для размола дикорастущих зерен, потом ладьевидные. К концу существования этой культуры была одомашнена коза.

Погребения, относящиеся к этой культуре, одинаково ориентированы, могильник, исследованный вблизи пещеры Кайлю, представляет собой родовое кладбище. Несомненно, что уже существовала развитая вера в загробную жизнь.

В Джебеле найдены бусы из раковин, встречающихся у Каспийского моря. Открыта мастерская этих бус, находившаяся у мыса Куба-Теннер. Изготовленные там бусы найдены на расстоянии сотен километров от мастерской, что свидетельствует о зарождении широких межплеменных связей.

Рядом с этими родовыми поселениями встречаются множество других стоянок, цепью уходящих по высохшему руслу Узбоя к Приуралью. Значительной стоянкой, расположенной в низовьях Аму-Дарьи, является Джанбас-Кола-IV, раскопки которой дали наиболее полное представление о неолитической кельтеминарской культуре, охватывавшей Хорезм и часть Казахстана.

На стоянке Джанбас-Кола люди жили в больших с конической крышей жилищах, сделанных из дерева и камыша, площадью около 300 кв. м. Это был общий дом для целого рода. В жилищах был очагов, у которых найдены хозяйственные остатки: черепки посуды, кости животных и т.п. Каждый очаг соответствовал хозяйству отдельной семьи. Очаг в центре дома не содержал подобных остатков, почва под ним была прокалена на 50 см. Считают, что огонь в этом очаге был неугасаемым, а сам очаг культовым. Это был религиозный центр дома. Если это так, то это древнейшее свидетельство культа огня, впоследствии характерного для Средней Азии.

Геометрических орудий здесь нет. Много ромбовидных, листовидных или треугольных стрел: хозяйство было охотничье-рыболовецкое. Встречается инвентарь кельтеминарской культуры по своему происхождению связан с культурой прикаспийского мезолита и раннего неолита.

Особенностью неолита Средней Азии является то, что подавляющее большинство изделий или микролитический облик. Все орудия были сделаны из ножевидных пластин: наконечники стрел, вкладыши скребки. Большинство сосудов кельтеминарской культуры имеют яйцевидную форму, известны также и низкие выпуклодонные чашечки с богатым орнаментом, прочерченным или выполненным при помощи штампа. Орнамент на сосудах сходен с орнаментом керамики Ирака и южной Туркмении. Видимо, кельтеминарская культура испытывала сильное влияние соседей.

Кельтеминарская культура является образцом неолитических культур, развивавшихся от области древнейшего земледелия. Занимая обширную территорию, эта культура оказывала влияние на соседние области, прежде всего Южное Приаралье, где отмечается раннее появление животноводства. Исследователи встречают на неолитических стоянках Южного Приаралья кости уже одомашненного мелкого и крупного рогатого скота и лошади.

2.3 Культуры Кавказа и Закавказья

Неолит Кавказа и Закавказья изучен в основном по некоторым стоянкам Черноморского побережья, которые делят на две группы.

Первая группа представлена ранними стоянками Одиши (Грузия), Кистрин (Абхазия) и др. для этих стоянок характерны вкладыши мезолитического облика. Лучше всего изучена Нижне-Шиловская стоянка относящаяся к V тысячелетию до н.э. Она распространена близ Адлера на берегу реки в 5 км от устья. Здесь найдены многочисленные орудия в виде трапеций и сегментов, вероятно, служивших вкладышами, орудия из ножевидных пластинок - скребки, резцы и сверла. Здесь были известны шлифовка камня, изготовление полированных топоров. Наконечников стрел нет, но обнаружены шарики для пращи. Предполагают, что праща была здесь основным видом оружия. Керамика без орнамента, отсутствие которого характерно для кавказского неолита. Отсутствие стрел, рыболовных принадлежностей, костей животных заставляют думать. Что основным занятием населения было земледелие. Здесь найдены типичные для земледельческих районов зернотерки, мотыги, характерная керамическая посуда и зерна злаков.

Вторая группа представлена неолитическими стоянками IV тысячелетием до н.э. в районе Сочи - Адлер и в Абхазии. Геометрических орудий здесь нет. В большом количестве найдены массивные каменные мотыжки и зернотерки. Жители этих районов занимались земледелием, что подтверждает гипотезу о возникновении земледелия на Черноморском побережье Кавказа еще в раннем неолите. С развитием земледелия поздненеолитического поселения стали размещаться выше над морским побережьем, у участков удобных для обработки.

В Крыму известны докерамические неолитические поселения и поселения, развитого неолита. Крымский неолит изучен по слоям поселений Таш-Аир I, Кая-аралы, Замиль-Коба II и др. в раннем неолите стоянки чаще всего распространены в горной и предгорной частях. В конце неолитической эпохи в Крыму резко увеличивается количество поселений открытого типа. Однако сохраняются и пещерные жилища. Резко возросшая мощность культурных слоев и увеличившееся количество культурных остатков говорят о прочной оседлости. В культурных слоях крымских поселений найдены кости дикого кабана, благородного оленя, были кости и первых домашних животных - свиньи, коровы, овцы.

Наиболее ранняя посуда на крымских неолитических стоянках представлена остродонными, толстостенными примитивными горшками, вылепленными из глины с примесью песка и слюды. Поверхность их заглаживалась травой. Затем грубую толстостенную керамику сменили толстостенные сосуды с нарезными и штампованным орнаментом.

Неолитические стоянки Кавказа и Крыма на основании сходных мезолитических культур. в раннем неолите это сходство еще существует, но в дальнейшем пути развития этих областей расходятся. На Кавказе рано появляются зачатки земледелия, а в Крыму преобладает охота.

2.4 Культуры Правобережной Украины и Молдовы

На территории Правобережной Украины и Молдовы картина культурно-исторического развития была весьма сложной. Вместе с охотой, рыболовством и собирательством у некоторых племен этой зоны уже в V тысячелетие до н.э. появляются животноводство и земледелие. Характерными в связи с этим становятся долговременные поселения с землянками и наземными жилищами, в которых находится типичный для земледельческих культур: роговые мотыги для обработки земель, жатвенные ножи и каменные зернотерки. Неолитические поселения Украины и Молдовы отличаются обилием богато орнаментированной лепной глиняной посуды для хранения запасов пищи. В этом районе выделяются отдельные культуры: линейно-ленточной керамики, буго-днестровская, днепро-донецкая и сурско-днепровская.

Памятники линейно-ленточной керамики расположены на значительной территории Средней Европы, а на востоке по рекам Прут и Днестру. В IV тысячелетие до н.э. на восточной территории культура линейно-ленточной керамики прекратила свое развитие, но оно продолжалось в Средней Европе. Известно довольно много поселений этой культуры, среди которых хорошо изученные поселения Флорешты, Котоване, Маркулешты, Незвиско. Они устраивались в низинах, на мягких и плодородных землях. Типичным видом жилища были полуземлянки и наземные жилища. Внутри помещения в обмазанной глиной яме устраивался очаг. Около очага обычно находят камни зернотерок и черепки от сосудов. Вблизи жилища выкапывались небольшие ямы для хранения продуктов. В инвентаре преобладают сосуды, в основном плоскодонные, шаровидной формы тулова, получившие название линейно-ленточной керамики. Поверхность их покрыта тонким узором из сочетаний ямок и линий, спиралевидным и геометрическим узором. Край сосуда обычно украшен несколькими линиями.

Находки позволяют судить о характере хозяйства обитателей поселений, о развитии земледелии и скотоводства. На развитие земледелия указывают сосуды с обуглившимися зернами мягкой пшеницы, семенами гороха, мотыги, сделанные из обрубленных рогов оленя, кремневые пластины лезвий, серпов и зернотерки. В землянках обнаружены кости коров, свиней, овец и коз. Скульптурки животных и головки быков на сосудах свидетельствуют о существовании культа животных. Носители культуры линейно-ленточной керамики сыграли исключительную роль в распределении земледелия в Европе.

На Южном Буге и частично Средней Днестре в V - IV тысячелетиях до н.э. неолитические стоянки обычно расположены в пойме рек, на островах. Здесь лессово-илистая почва благоприятствовала зарождению земледелия. на стоянках этой культуры, называемой буго-днестровской, кроме микролитических орудий, встречаются роговые мотыги и каменные зернотерки. Буго-днестровская культура была первой земледельческой культурой нашего Юго-запада. Видимо, происходило и приручение животных. Обычны остродонные сосуды, но иногда прослеживается влияние культур дунайско-балканской зоны.

Огромную территорию по Днепру и его притокам на землях лесостепной Украины, Южной Белоруссии и значительную часть верхнего Поднепровья на протяжении V - IV тысячелетий до н.э. заселяли племена днепро-донецкой культуры. Известно около 200 поселений и могильников этой культуры. Памятники днепро0донецкой культуры комплексные. Это поселения, расположенные обычно на возвышенных местах или на краю надпойменных террас. На поселениях сохранилось совсем небольшие углубления от наземных прямоугольных построек площадью 6-10 кв. м., возле которых устраивались хозяйственные ямы.

На поселениях днепро-донецкой культуры обнаружены кости лося, тура, кабана и косули, много чешуи и костей рыбы. В пищу шли и моллюски, раковины которых в большом количестве обнаружены на поселениях. Вместе с тем людям днепро-донецкой культуры были известны крупные домашние животные. В памятниках раннего периода еще много кремневых микролитических инструментов, но вместе с тем имеются и типичные для более позднего времени кремневые скребки, ножи, резцы, сверла, топоры, костяные шилья. Для этой культуры типичны горшки с отпечатками гребенчатого штампа и наколотых острой палочкой ямок. Горшки вылеплены из глины с большим количеством растительных примесей и имеют выпуклое в виде шипа дно.

В неолите существовала еще одна культура - сурско-днепровская. Известны небольшие поселения этой культуры. Люди жили в жилищах типа шалашей. Характерным являются каменные сосуды с острым дном. В период расцвета культуры люди разводили крупный рогатый скот, свиней, коз и овец. В хозяйстве появились каменные мотыги и остродонные глиняные горшки, украшенные линейно-геометрическими узорами и ямками.

Глава 3. Неолитическое искусство

Неолитическое искусство - это значительное культурно-историческое явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой (фигурки животных, птиц и людей) и накальными изображениями. На обращенных к югу скалистых берегах рек и озер в неолите создавались целые галереи наскальных изображений. Сейчас наскальные изображения широко известны на всех континентах, где обитал человек. В Европе скопления наскальных изображений известны в Швеции и Норвегии (Богуслен, Таннум), в Северной Италии (Велкамоника) и в других уголках нашей планеты. Многие из памятников наскального искусства открыты за последнее десятилетие. Они свидетельствуют о том, что наскальное искусство является важным общечеловеческим явлением культуры.

Петроглифы обнаружены в самых различных местах России и стран СНГ, почти везде, где обитали неолитические охотники и рыболовы и 8гду был камень: на Кавказе, в Средней Азии, Сибири, на Урале, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. В них отразились особенности исторического развития больших территориальных общностей неолитического населения Северо-Восточной Европы, современной Украины, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала, лесной полосы Сибири, Алтая, верховьев Енисея, Восточной Сибири, Приамурья и Северо-Восточной Азии. В каждом из этих регионов петроглифы имеют свой неповторимый облик. Так, например, обособленную группу изображений представляют амурские и уссурийские петроглифы, где главным сюжетом является изображение чудовищных личин с ушами, змей и солнечных дисков.

Огромную своеобразную область составляют неолитические наскальные рисунки таежной и лесостепной зоны Сибири. Неолитические охотники сибирской тайги изображали в основном животных, среди них прежде всего лося, который был основным объектом охоты. Следует отметить, что животные изображены с необыкновенной точностью: тщательно прорисовывались массивная передняя часть туловища с типичным горбом, мягкие пышные губы, тонкие изящные ноги.

На Онежском побережье наиболее значительными памятниками изобразительного искусства являются рисунки на каменистых мысах Бесов Нос и Пери Нос. На скалах Бесова Носа изображены олени, антропоморфные фигурки со звериными головами, идущие на лыжах люди, водоплавающие птицы, символы Солнца и Луны и огромная человекообразная фигура, олицетворяющая духа-покровителя удачной охоты или, возможно, мифического предка.

Особую группу представляют петроглифы Средней Азии, Казахстана, Алтая и Тувы. Среди петроглифов Средней Азии и Казахстана известны комплексы изображений в горах - Тамгалы в Казахстане и Саймалы-Таш в Киргизии. К ним очень близки по сюжетам наскальные изображения Монголии и Забайкалья. Основным объектом творчества у живших здесь неолитических племен были горные козлы и бараны, вооруженные луком и стрелами охотники.

Большой интерес представляют петроглифы Кавказа. Пожалуй, наиболее ценными среди них являются наскальные изображения в Кобыстане на Апшеронском полуострове. Рисунков здесь очень много и они различны по времени. Однако большинство изображений было выполнено в неолите. Это целое панно из танцующих человечков, контурные изображения быков, стада лошадей и лучники.

В неолите существовали два основных приема исполнения изображений - красной охрой и путем выбивания контура на поверхности камня. Нарисованных изображений меньше. Рисунки выбивались твердым каменным наконечником. При помощи выбивки достигались определенная рельефность рисунка: оставлял, например, выпуклыми глаз у лося, ноздри, разрез рта. В технике нанесения рисунка существовали вполне определенные приемы, которые были одинаковы. Особенностями художественного стиля является плоскостное профильное изображение животных. Человеческие фигуры чаще всего изображали в фас, с повернутой в профиль головой. В рисунках не соблюдались пропорции; рядом с маленьким лосем мог быть изображен непропорционально большой человек.

Особенностями стиля наскального искусства является сочетание условности, даже схематизма, с реализмом в манере изображения. Смысл неолитического искусства очень глубокий, а образы наделены значительным содержанием: в них запечатлены различные легенды, предания и мифы о происхождении рода, о предках, о строении Вселенной, действующими лицами которых были мифологические персонажи и герои. Нередко рисунки носят явно повествовательный характер - это сцены размножения животных, картины охоты или просто отдельные изображения птиц, зверей, рыб. В целом петроглифы отображают не только духовную, но и материальную жизнь людей.

В отдельных рисунках и особенно сюжетных группах прослеживается несколько основных идей, которые волновали неолитических охотников и были связаны с их повседневной трудовой деятельностью. На рисунках изображены сцены размножения животных, от чего во многом зависело благополучие родового коллектива, и удачной охоты. Среди изображений присутствуют и цены массовой, коллективной охоты на животных - загонная охота и покол.

Скалы с петроглифами, вероятно, были культовыми центрами неолитических племен, своего рода святилищами. Рисунки могли наносится во время родовых праздников. У подножия скал во время этих праздников, должно быть, совершались магические обряды, связанные с культами предков, лося или Солнца. Во время праздников совершались магические обряды, складывались сказания. Составной часть таких праздников было создание рисунков, в которых люди запечатлели свое понимание окружающего мира.

На неолитических памятниках Севера, Урала, Сибири встречаются небольшие скульптурные изображения лося или лосинных голов, змей, медведя и человека. Они весьма реалистичны и выполнены из камня, дерева, кости и рога в разной манере. По сравнению с фигурками животных изображения людей более схематичны, однако в них проявляется стремление подчеркнуть определенные детали, например, признаки пола.

Третья составная часть неолитического искусства - орнамент. В неолите наблюдается подлинный расцвет орнаментального искусства. Известны орнаментированные нарезным зигзагом костяные пластинки и основы составных кинжалов. Орнамент богато украшает неолитическую керамику, является важным показателем ее принадлежности к той или иной культурной общности. Неолитический орнамент на керамике многообразен по сюжетам и приемам. Использовались все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Иногда на сосудах схематично изображены водоплавающие птицы, однако основу неолитического орнамента составляют наклонные или волнистые линии, встречаются треугольники, квадраты, круги, вдавления, оттиски гребенки и веревки. Чередуя эти элементы, неолитический человек получал сложный, гармоничный и нарядный узор, свидетельствующий о его высоком художественном вкусе.

Смысл неолитического искусства - охотничья магия, изображение обожествленных предметов и родовых знаков.

Заключение

Человеческое общество в разных областях развивалось неравномерно. Это и породило многообразие неолитических культур, для которых характерными являются следующие признаки.

В связи с появлением новых форм хозяйства потребовались новые формы орудий, для производства которых была нужна новая техника обработки камня. Появляются шлифование, пиление и заточка камня. Продолжала существовать техника двусторонней оббивки, техника скола, ретушь.

С ростом населения, с развитием хозяйства росло и число орудий. Требовалось все больше сырья для их изготовления. Во многих районах запасы камня, лежащего на поверхности, были давно исчерпаны. Люди начали искать кремний в глубине недр. Они вскрывали пласты земли и искали залежи кремня под землей. При углублении таких разработок получились первые шахты.

Горные выработки кремня способствовали совершенствованию приемов изготовления орудий. Возникало массовое производство орудий, которое вело к развитию обмена, к расширению межплеменных связей, к распространению технических достижений в соседние. А иногда и удаленные области.

Второй существенный признак неолита - это использование пород камня, которые не могли давать тонких сколов, подобных кремневым. Во многих местах было недостаточно, потому использовали другие виды материалов - яшму, нефрит, что стало возможным с развитием шлифовки, для которой они вполне пригодны. В неолите орудия, сделанные из заменителей камня встречаются во многих местах.

Третьим признаком неолита является изобретение топора. Здесь появляется уже настоящий топор, а не топоровидное орудие. Благодаря новой технике обработки камня - затачиванию, шлифовки - формы топоров резко отделяются от форм каменных долот, появляются стамески, тесла. В период неолита топор являлся основным орудием борьбы с лесом. Лес, наступал на только что расчищенные участки земли, заставлял людей бросать их. При помощи топора строили жилища, а также всевозможные загороди, которые нужны были для охоты и при скотоводстве. Топором пользовались при изготовлении плотов, лодок, лыж, саней. Распрстронение этих средств передвижения означало расширение освоенной людьми территории.

Четвертый признак связан с вопросами о металле. В ряде мест у более развитых соседей некоторых неолитических племен уже был известен металл. Откуда он иногда проникал к племенам, еще не имевшим собственного металла. Металл в неолите - случайное явление. Отсутствие металла или его случайность являются одним из признаков неолита.

Основной признак неолита - керамика. Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовый. На некоторых сосудах имеются отпечатки пальцев, по их величине можно судить о том, что посуду делали женщины. Появление глиняной посуды позволило варить пищу.

Можно отметить целый ряд новых явлений, отсутствовавших в предшествовавшее время. К ним относятся появление ткачества. Развитие текстильного дела дало новый материал для изготовления одежды, мешков, сумок.

В неолите развивается обмен. Это был первобытный, примитивный обмен. Предполагают, что обмен привел к проникновению культурных растений и домашних животных в ряд областей, где этих растений и животных не было.

В неолите господствует общинное хозяйство. Коллективная организация достигает расцвета. Существовало множество племен, каждому из которых были присущи определенные особенности.

Продолжает господствовать материнский род. Зарождается разделение труда. На отдельных территориях происходит зарождение неравенства внутри рода, об этом говорит неоднородность погребений.

В целом, человек неолита одержал значительную победу над природой, он создал новые не свойственные природе материалы: керамику, текстиль, создал предпосылки для широкого перехода от присваивающего способа производства к производящему - земледелию и скотоводству.

Список литературы

1. Авдусин Д.А. Археология СССР. - М.: «Высшая школа», 1967.

2. Всемирная история: в 24 томах. Т.1 Каменный век / Авторы:

А.Н. Бадок, И.Г. Войнич и др. // Минск: «Литература», 1997.

3. Каменный век: путешествие сакральной идеи от Урала до Англии /

Г. Николаев // Наука и жизнь - 2000, №3.

4. Мартынов А.И. Археология. - М.: «Высшая школа», 2000.

5. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. - М.: «Мысль», 1989.

6. Першиц А.И. История первобытного общества - М.: «Высшая школа», 1982.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать