Уникальность еврейской истории и религии. Феномен возрождения языка иврит
вреи пользуются лунным календарем, обычный год состоит из 12 месяцев по 29 и 30 дней: тишрей, хешван, кислев, тевет, шват, адар, нисан, ияр, сиван, тамуз, ав и элул.

Еврейский календарь намного старше общепринятого сегодня григорианского, и во многом отличается от него. Еврейский календарь ведет свой отсчет от сотворения мира, которое датируется 3761 годом до н.э. Календарь был установлен Санелрином (Высшим еврейским религиозным судом) приблизительно в 359 году до н.э. Там же. - С. 147.

Согласно еврейской традиции, новый день начинается не в полночь, а с заходом солнца и появлением первых звезд на небе, поскольку в Торе сказано: «И был вечер, и было утро: день один», то есть, вечер предшествовал утру.

Еврейский календарь можно считать лунно-солнечным, поскольку он построен с учетом вращения и Солнца и Луны вокруг Земли.

Луна делает полный оборот вокруг Земли приблизительно за 29 суток. Этот промежуток времени мы принимаем за месяц. В каждом месяце еврейского календаря содержится 29 или 30 дней. Момент, когда Луна после полного исчезновения из вида, начинает затем снова нарастать, называется новолунием. Новолуние является началом нового месяца - Рош-Ходеш. Первая ночь еврейского месяца всегда начинается с новолуния - появления новой Луны, причем полнолуние всегда приходится на 15-й день месяца. К концу месяца Луна заметно уменьшается, пока совсем не перестает быть видна.

Если бы наш год состоял из одних только лунных месяцев, то месяцы постоянно «скользили» бы по календарю и не совпадали с определенными временами года. Ведь двенадцать лунных месяцев - это всего-навсего 355 дней. Не хватает еще десяти дней для полного оборота Солнца вокруг Земли. Поэтому, хотя в основе еврейского календаря и лежит лунный цикл, для согласования лунных месяцев с солнечным годом установлен определенный порядок прибавления семи дополнительных месяцев на протяжении 19 лет. Добавленный месяц вставляется перед Нисаном (Нисан считается первым месяцем года по Торе) и называется Адар-бет - второй Адар. Год, в котором есть добавленный месяц, называется «шана меуберет» - високосный Аттиас Ж.-К., Бенбасса Э. Указ. раб. - С. 114..

Новый год - Рош хашана - приходится на месяц тишрей, поскольку евреи считают, что в этом месяце Бог сотворил мир. В молитве, которую читают на Рош хашана, говорится, что в этот день на небе принимают решение о том, кто умрет в этом году, кто родится, кто будет жить в мире, а кто страдать.

Праздник Йом Кипур - День искупления отделяют от Нового года десять дней - десять дней раскаяния.

В это время верующие занимаются благотворительностью, поскольку поведение в дни покаяния может повлиять на решение Бога о дальнейшей судьбе человека. В День искупления евреи обязаны поститься 25 часов, причем запрещено не только есть, но и пить. Молитвы, произносимые на Йом Кипур, - самые длинные в году, служба длится с утра до ночи с небольшими перерывами. Главные темы праздника - темы жизни и смерти, поскольку традиционно считается, что в этот день Господь принимает окончательное решение о судьбах людей.

Следующий праздник еврейского календаря - Суккот - также отмечается в месяц тишрей. Накануне этого праздника евреи должны построить шалаш - сукку, который служит напоминанием о тех временах, когда их предки сорок лет бродили по пустыне.

Один из самых веселых праздников - Симхат Тора, Радость Торы. В этот день завершается ежегодный цикл чтения Пятикнижия и тут же начинается новый, со стихов книги Бытия. В начале праздника (а праздники начинаются вечером) видные члены еврейской общины обходят синагогу со свитками Торы в руках, а верующие окружают их, танцуют и стараются прикоснуться к свиткам.

Ханука, как и многие другие еврейские праздники, связана с событиями еврейской истории, а именно с восстанием против сирийского царя Анти-оха (в управлении которого находилась Иудея) под предводительством Маккавеев во II веке до н.э. Восставшим удалось захватить Иерусалим, и они решили освятить, очистить храм, оскверненный сирийским царем, по приказу которого в храм внесли статую Зевса и приносили в жертву свиней. Для очистительного обряда было необходимо оливковое масло, но в храме удалось найти только один кувшин, которого хватило бы на один день, а в соответствии с ритуалом масло должно гореть восемь дней. Тогда произошло чудо - масло горело все восемь дней. Посвященный этому чуду праздник также отмечается в течение восьми дней. В первый день принято зажигать одну свечу, во второй - две и т.д. до восьми свечей Жуков Л.Г., Журавский А.В., Пименов А.В. Указ. раб. - С. 145..

Праздник Пурим не уступает Хануке в веселье, он также ассоциируется с историей, на сей раз описанной в библейской книге Есфири, повествующей о счастливом избавлении евреев от истребления, задуманного Аманом. В этот день в синагоге читается свиток Есфири, а при упоминании имени Амана верующие - и взрослые и дети - начинают трещать трещотками, кроме того, многие надевают карнавальные костюмы.

Празднование Песаха - самого популярного еврейского праздника - предписано в Торе, в книге Исход. Песах связан с исходом евреев из Египта, освобождением их от рабства. В течение праздника, продолжающегося семь дней, запрещено есть хлеб и другие квасные изделия, вместо них едят мацу (опресноки). Кульминацией Песаха является праздничная трапеза - седер; его цель - напомнить об истории освобождения, поэтому все блюда на столе имеют символическое значение. Например, горькая зелень (обычно хрен) - марор - символизирует горечь рабства, блюдо из орехов и яблок напоминает о глине, из которой делались кирпичи для египетских домов.

Через 50 дней после Песаха наступает Шавуот - праздник, отмечаемый в память важного для каждого еврея события - дарования Торы. Вероятно, такой смысл празднику был придан позднее (по свидетельству Талмуда, в первый день праздника Бог дал евреям Десять заповедей), а в Пятикнижии Шавуот называется праздником окончания сбора урожая.

Ко дню 9-го ава (конец июля - середина августа) традиция приурочивает самые печальные события в еврейской истории. В этот день вавилонянами был разрушен первый храм (586 г. до н.э.), а римляне сожгли второй храм (70 г. н.э.), в этот же день в 1290 году евреи были изгнаны из Англии, а в 1492 году - из Испании. Девятого ава соблюдается полный пост.

Шаббат - суббота. Заповедь соблюдать субботу содержится в Торе, но правила ее соблюдения там не даны. Виды работы, запрещенные в субботние дни, определялись мудрецами. Так, в Мишне перечислены 39 запретных занятий, вот некоторые из них: нельзя пахать, собирать урожай, печь, красить шерсть, строить и разрушать, забивать животных, шить. Субботний праздник начинается накануне вечером и заканчивается вечером в субботу зажиганием свечей (как правило, это делают женщины). В этот день проводится специальная церемония - хавдала (“отделение”), символизирующая отделение субботы от других дней. Сначала произносят благословение над вином, затем над благовониями и наконец благословляют огонь свечей. В настоящее время церемонию хавдалы соблюдают в основном ортодоксальные евреи Там же. - С. 146..

3.СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

В ходе исторического развития дореволюционной России еврейская община менялась, освобождалась от господства клерикализма и кагала, все большую роль в ее жизни играли светские элементы, развивалась национальная интеллигенция и культура. В экстремальных исторических условиях община проявила большую силу самосохранения и самоорганизации. Массовое переселение российских евреев в Америку в конце XIX - начале XX в. не уничтожило, а придало ей лишь новые формы, подтвердило ее жизненность. Массовая ассимиляция еврейского населения России после Октябрьской революции - результат ликвидации “черты оседлости”. Это имело немаловажное значение, но не было главной причиной. Известно, что в Германии, Франции, Англии и других европейских странах не было "черты оседлости" и явной национальной дискриминации, но сохранилась еврейская общность и культура, хотя процесс ассимиляции там тоже происходил. Массовая ассимиляция российских евреев, как и других народов, явилась результатом насильственной ликвидации общины, закрытия синагог, сначала религиозных, а потом и общеобразовательных еврейских школ, ликвидации газет и журналов, книжных издательств, театров Елисаветский С.Я. История еврейского народа: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов. - К., 2000. - С. 17..

Особый статус евреев в России, их дискриминация на государственном уровне («черта оседлости», ограничения практически во всех областях жизни), некоторые национальные черты, которые также в значительной мере были следствием их неравноправного положения (обостренное чувство национальной гордости, сильное стремление сохранить свою национальную самобытность в исключительно неблагоприятных условиях, большая тяга к получению образования, что тоже для них было одним из средств повышения своего социального статуса) - все это и многое другое постепенно формировало у значительной части нееврейского населения негативные стереотипы в отношении евреев.

Собственное национальное государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер. В конце XIX - начале XX в. в соответствии с программой первого конгресса Всемирной сионистской организации, созванного в 1897 г. в Палестине, создавались первые поселения евреев. Сионизм (возвращение в Сион), древнее движение «за возрождение еврейского народа на своей исторической родине», в это время приобрел характер политически организованного движения. Тогда же в Палестине появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой для формирования будущей многопартийной системы Израиля Новейшая история стран Азии и Африки: В 3 ч. / Под ред. А.М. Родригеса. - М.: Владос, 2001. - Ч. 2: 1945-2000. - С. 42..

Однако стремление еврейской общины к национальному и государственному суверенитету натолкнулось на упорное сопротивление палестинских арабов. Арабы во главе с их религиозными лидерами категорически отказались обсуждать саму возможность раздела Палестины. Уже 30-е гг. были отмечены ожесточенными политическими конфронтациями и вооруженными конфликтами между еврейскими и арабскими общинами. В послевоенное время, особенно в 1947 г., они переросли в настоящую войну, охватившую большую часть страны. В такой обстановке британское правительство вынуждено было передать вопрос о будущем статусе Палестины на рассмотрение ООН.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов (при редчайшем обоюдном согласии СССР и США) проголосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 г. и создании на ее территории двух независимых государств - арабского и еврейского. Тогда же был создан представительный орган еврейского населения - Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д. Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государства Израиль Власть и политика в Государстве Израиль: социально-политическая динамика. - Тель-Авив: Изд-во Открытого ун-та, 1995. - С. 169..

За первый год существования государства Израиль оно было признано 55 государствами, членами ООН. 11 мая 1949 г. Израиль тоже стал членом ООН.

Израиль - парламентская республика. Во главе государства стоит президент. Высший законодательный орган страны - кнессет, высший исполнительный орган - правительство во главе с премьер-министром, чья роль в государственной жизни особенно велика. Правительство подчиняется кнессету, а судебная власть независима.

Сразу после провозглашения государства Израиль армии 7 соседних арабских стран вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В ней Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иерусалима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан заняла Иордания, Египет - сектор Газа. Около 900 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть районы своего проживания, захваченные израильтянами, и перейти на положение беженцев в соседних арабских странах. Так вместе с рождением государства Израиль возникла одна из самых болезненных проблем современности - палестинская проблема Новейшая история стран Азии и Африки…- С. 44..

Соседние арабские страны не признали Израиль и сразу объявили ему войну. 15 мая 1948 г. объединенные вооруженные силы Египта, Трансиордании (в дальнейшем - Иордания), Сирии, Ирака, Ливана, Саудовской Аравии и Йемена начали наступление. Однако армия Израиля остановила противника и нанесла ему ответный удар.

В июне 1949 г. между Израилем и соседними арабскими странами (Египтом, Трансиорданией, Ливаном и Сирией) было подписано перемирие. Территорию, отведенную для арабского палестинского государства, захватили Израиль, одержавший военную победу в войне 1948-1949 гг., Египет (сектор Газа) и Трансиордания (Западный берег реки Иордан).

В январе 1950 г. израильский парламент вопреки решению ООН объявил Западный Иерусалим столицей Израиля. Сюда были переведены его парламент и правительство Общество и политика современного Израиля: Сб. ст. / А.Д. Эпштейн (ред.), А.В. Федорченко (ред.). - М.: Мосты культуры, 2002. - С. 86..

После национализации в июле 1956 г. по инициативе президента Египта Г.А. Насера Суэцкого канала Англо-французская компания, раннее владевшая каналом, лишилась 100 млн дол. ежегодной прибыли. Египетские власти запретили проход через канал израильских кораблей, а также транспортных судов, которые шли в порты Израиля.

В конце октября 1956 г. израильские войска начали вторжение на Синайский полуостров, их активно поддержали войска Великобритании и Франции. В ходе боевых действий объединенная группировка столкнулась с активным сопротивлением египтян. Это обстоятельство, а также резолюция Совета Безопасности ООН и политическая поддержка Египта со стороны СССР вынудили союзников в начале декабря прекратить военные действия. К концу 1956 г. Великобритания и Франция, а в марте 1957 г. и Израиль вывели свои войска с египетской территории. Вторая арабо-израильская война закрепила границы между Израилем и Египтом, но контроль над ними был возложен на миротворческие войска ООН Новейшая история стран Азии и Африки…- С. 46..

Резко возросла напряженность между Израилем и арабскими государствами в 1960-е гг. Положение усугублялось тем, что за ними стояли геополитические интересы соответственно США и СССР.

От президента Египта и короля Иордании исходили воинственные заявления о том, что они готовы «сбросить Израиль в море». 5 июня 1967 г. израильское военное командование приняло решение нанести упреждающий удар, а 6 июня израильские танковые части оккупировали сектор Газа. В течение нескольких дней, используя фактор внезапности, израильтяне также захватили Синайский полуостров, арабскую (восточную) часть Иерусалима, Западный берег реки Иордан, Голанские высоты.

Совет Безопасности ООН активно вмешался в ход событий, и военные действия были прекращены. СССР и страны Восточной Европы разорвали дипломатические отношения с Израилем. Однако «шестидневная война» и ее итоги усугубили ситуацию в регионе. На встрече глав арабских государств в Хартуме (Судан) в августе 1967 г. по отношению к Израилю была занята крайне жесткая позиция, которая исключала проведение любых переговоров с ним. Арабские государства не признавали право Израиля на существование Власть и политика в Государстве Израиль... - С. 173..

Очередная война, начавшаяся в октябре 1973 г., в которой арабские государства ставили перед собой цель возвратить утраченные территории, также не принесла им успехов. 6 октября 1973 г., когда в Израиле отмечали религиозный праздник, и армия, состоящая в основном из резервистов, была распущена по домам, египетские войска вторглись на Синайский полуостров, а сирийцы захватили часть территории Голанских высот.

В сентябре 1978 г. египетский президент А. Садат и премьер-министр Израиля М. Бегин встретились в Кэмп-Дэвиде, загородной резиденции президента США, и согласовали текст мирного договора между Египтом и Израилем. Израиль согласился постепенно вывести свои войска с Синайского полуострова (этот процесс был завершен в 1982 г.). Подписание мирного договора состоялось в Вашингтоне в марте 1979 г. Новейшая история стран Азии и Африки…- С. 48.

Прекращение «холодной войны» в 1990-е гг. придало новый импульс процессу урегулирования ближневосточного конфликта. С 1991 г., с проведения международной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде, начались интенсивные мирные переговоры между Израилем, палестинцами и арабскими странами. Впервые состоялись двусторонние встречи представителей Израиля с делегациями ООП, Иордании, Сирии, Ливана. В сентябре 1993 г. в Вашингтоне премьер-министр Израиля И. Рабин и председатель ООП Я. Арафат подписали Декларацию о принципах промежуточного урегулирования. Палестинцам предоставлялось временное самоуправление в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан. Главой Палестинской автономии стал Я. Арафат. В октябре 1994 г. Израиль и Иордания подписали полномасштабный мирный договор. Между странами были установлены дипломатические отношения. В сентябре 1995 г. в Вашингтоне главы палестинской и израильской делегаций подписали Временное соглашение между ООП и Израилем. Соглашением предусматривалось избрание Палестинского Совета с законодательными и исполнительными полномочиями. Через несколько месяцев из Палестинской национальной хартии были исключены статьи, в которых содержался призыв к уничтожению Государства Израиль Общество и политика современного Израиля. - С. 93..

Однако на пути мирного урегулирования возникли новые препятствия. Лидер правого блока «Ликуд» Б. Нетаньяху, ставший премьер-министром в мае 1996 г., занял крайне жесткую позицию по отношению к палестинцам. Он отказался от территориальных уступок арабам, категорически отрицал возможность создания палестинского государства. Решение ближневосточной проблемы вновь зашло в тупик. Израиль продолжал создавать еврейские поселения на оккупированных арабских землях. Неудачно завершились переговоры между представителями Израиля и ООП в США и Великобритании. В 1999 г., после парламентских выборов, новым премьер-министром стал Э. Барак - лидер партий левоцентристского блока. Он занял более конструктивную позицию по проблемам израильско-палестинского урегулирования. Переговорный процесс возобновился. Однако реального компромисса достичь не удалось.

На рубеже веков произошло резкое обострение израильско-палестинского противостояния. Социально-экономическое положение палестинцев с провозглашением самоуправления не только не улучшилось, а наоборот, ухудшилось. В 2000 г., после того как лидер правого блока «Ликуд» А. Шарон (с февраля 2001 г. - премьер-министр Израиля) решил посетить мусульманские и еврейские святые места на Храмовой горе в Иерусалиме, начались массовые выступления палестинцев. Осенью 2000 г. между ними и израильской полицией начались открытые столкновения. В марте 2001 г., когда намечалось заключение соглашения о перемирии, палестинские экстремисты начали серию беспрецедентных по своей жестокости террористических актов в городах и населенных пунктах против мирного израильского населения, которые не прекращаются и по настоящее время. Лидер палестинцев Я. Арафат громогласно заявил об осуждении насилия и своей непричастности к организации и осуществлении терактов, однако многочисленные факты свидетельствовали об обратном. В апреле 2002 г. Шарон отдал приказ о фактическом начале войны против экстремистов на территории Палестинской автономии. Ее главной целью являлось уничтожение палестинских боевиков, их баз, штаб-квартир. Однако вскоре Израиль согласился с планом мирного урегулирования президента США Дж. Буша и снял блокаду с ряда территорий Палестинской автономии. Немедленное прекращение террористических актов против мирного населения Израиля со стороны палестинских экстремистов; незамедлительный вывод израильских войск с территории Палестинской автономии и возобновление мирного диалога; прекращение строительства еврейских поселений на палестинских территориях; признание права Израиля на безопасное существование. Президент США призвал к проведению реформ и новых выборов в Палестинской автономии. Он заявил, что палестинцы должны избрать нового лидера, «не скомпрометированного террором». Однако очередные террористические акты в 2003-2004 гг., предпринятые палестинскими экстремистами, вновь отодвинули процесс мирного урегулирования конфликта на Ближнем Востоке - самого затяжного в новейшей истории - на неопределенное время Власть и политика в Государстве Израиль... - С.178.

.

Таким образом, за свою недолгую историю Израиль участвовал в шести войнах с соседними государствами, отношения с которыми первоначально определялись соглашениями о перемирии, заключенными в 1949 с Египтом, Сирией, Ливаном и Трансиорданией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы резюмируем и акцентируем внимание на двух ключевых проблемах работы - феномене возрождения языка иврит и т.н. уникальности еврейской истории и религии.

Опыт возрождения языка иврит представляет значительный научный интерес. Какие же факторы возрождения языка проявил израильский опыт? Прежде всего, наличие закона о национально-государственном языке. Второй фактор - внедрение языка в системе образования. Причем важная точка - это язык вузов. Иврит воцарился здесь лишь после разработки мощного терминологического пласта лексики и после убеждения преподавателей в целесообразности и перспективности преподавания на этом языке. Но настоящая триумфальность иврита возникла только тогда, когда повсеместно открылись детские садики, где воспитание осуществлялось на иврите. Третий фактор - режим наибольшего содействия для национальной литературы, максимум льгот для ивритской периодики, радио- и телевещания, театра. Четвертый фактор - стандартизация фонетики, т.е. потребность исключить из обихода все привнесенные чужие звуки и звукосочетания. Пятый - набор новой лексики, адекватной к возникновению или заимствованию новых реалий.

Что касается уникальности еврейской истории и богоизбранности еврейской нации, то полагаю, что какой бы уникальной, исключительной ни была многовековая история еврейского народа, ее можно объяснить и «вывести» из вполне конкретных исторических обстоятельств его существования, экономических, политических, духовно-идеологических, не апеллируя к «потусторонним» воображаемым явлениям. Эта история является лишь своеобразным, особенным проявлением общесоциальных объективных закономерностей. Другими словами, следует говорить о принципиальной нормальности еврейской истории, отдавая дань национальному мифу еврейского народа, который стал существенным фактором и нациогенезиса, и государственного строительства в новейшую эпоху.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Аттиас Ж.-К., Бенбасса Э. Еврейская цивилизация: Персоналии. Деяния. Понятия: Энциклопедический словарь / А. Кристаловский (пер. с фр.). - М.: ЛОРИ, 2000. - 217 с.

2. Власть и политика в Государстве Израиль: социально-политическая динамика. - Тель-Авив: Изд-во Открытого ун-та, 1995. - 264 с.

3. Елисаветский С.Я. История еврейского народа: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов. - К., 2000. - 431 с.

4. Жуков Л.Г., Журавский А.В., Пименов А.В. Религии мира. - М.: Дрофа, 1997. - 272 с.

5. Крюков А.А. Ивритская литература в XX веке. - М.: Муравей, 2005. - 368

6. Новейшая история стран Азии и Африки: В 3 ч. / Под ред. А.М. Родригеса. - М.: Владос, 2001. - Ч. 2: 1945-2000. - 320 с.

7. Общество и политика современного Израиля: Сб. ст. / А.Д. Эпштейн (ред.), А.В. Федорченко (ред.). - М.: Мосты культуры, 2002. - 144 с.

8. Свет М. Иврит художественной прозы // Азия и Африка сегодня. - 2007. - № 3. - С. 75-78.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать