Формирование многопартийности в России
нализ изменений в численности политических партий и движений в разные периоды позволяет сделать следующие выводы:

На протяжении более десяти лет после вступления России в новый этап развития государственности, через четырежды думские выборы, в результате психологического созревания электоров большинство избирателей больше не рассчитывало на малочисленные партии, так называемые "карликовые" и "карманные" партии; их голоса преимущественно сосредоточились на некоторых основных политических партиях - КПРФ, ЛДПР, "Яблоке", "Единой России". Иными словами, в российской политической реальности сложилась ситуация, когда вокруг некоторых ведущих партий собиралось большинство избирателей. Следовательно, расстановка политических сил постепенно становилась все более и более устойчивой, т.е. в политической жизни современного российского общества имела место такая картина, когда за победу в думских выборах боролись лишь несколько ведущих политических сил.

1.2 Эволюция программных установок политических партий

Партийным программам принадлежала огромная роль, поскольку именно они в решающей степени ориентировали избирателей в формирующемся политическом пространстве, информировали их о стратегических целях партий. По мнению немецкого политолога Клауса Фон Бейме, среди функций партий приоритетными являются определение цели, разработка идеологии и программы, стратегии действий. Российский политолог З.М. Зотова в своей работе "Политические партии России" пишет так: "Эффективно влиять на развитие общества партии могут лишь в случае, если они в состоянии самостоятельно разрабатывать стратегию, социального развития, предлагать привлекательные для общественного мнения решения проблем, представлены в органах власти, имеют рычаги для влияния на своих представителей в них"1 Зотом З.М. Политические партии России. М., 2001. С. 26.. Несомненно, что для изучения истории партий принципиальное значение имеет анализ их программных документов.

После распада СССР в научных кругах исследователями подготовлена немалая литература, посвященная программам российских политических партий. В ряде специальных изданий, а также в информационных и аналитических материалах опубликованы программы политических партий, помещены другие программные документы партий, позволяющие исследователям проследить эволюцию политических идеологий и позиций партий. Материалы программного характера содержатся в периодической печати (газетах, журналах и собственных партийных изданиях), выступлениях лидеров политических партий, отдельных брошюрах, листовках, информационных бюллетенях и др.

Как известно, в работах, посвященных исследованию многопартийности в современной России, существуют разнообразные варианты обозначения идейно-политических позиций политических партий. Традиционно используются такие понятия как направления правое, левое, центристское. Но если по этому принципу разместить идейные течения, представленные политическими партиями и движениями, то можно получить смутное, неопределенное представление. Например, в современной России правое направление занимают организации, чьи политические программы можно охарактеризовать как радикально-либеральные (ДВР, СПС и др.), умеренно - либеральные ("Яблоко" и др.), консервативные (НДР, "Единая Россия"), так и крайне радикально-националистические (ЛДПР). Можно сказать, что в реальной жизни современного российского общества основные цвета политико-идеологического спектра имеют множество оттенков. Чтобы удобнее исследовать эволюцию программных документов, на основании идейно-политических типологий политических партий, целесообразно выделить следующие типы партий: партии либеральной ориентации; партии консервативной ориентации; партии державнической ориентации; партии коммунистической ориентации; партии социал-демократической ориентации.

Эволюцию программ политических партий либеральной ориентации можно подразделить на два периода: до ухода КПСС с политической арены (май 1988 г. - ноябрь 1991 г) и после ухода КПСС (ноябрь 1991 г. - настоящий момент).

В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин "либерализм" часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначении принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм с его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС политические силы российского общества. В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС. В своем программном заявлении ДС отмечал, что "осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя". На первом съезде (в мае 1988 г) ДС сформулировал первоначальные задачи, включавшие защиту права человека, создание представительной демократии на всех уровнях, радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и т.п.

Вслед за ДС в 1989 г. либеральное направление пополнили "Союз конституционных демократов", "Демократическая партия", "Либерально-христианская партия", "Христианско-демократический союз России", союз "Щит", общество "Мемориал". В 1990 г. организационно оформились наиболее заметные представители либерального движения: "Демократическая партия России", "Партия конституционных демократов", "Конституционно-демократическая партия", "Российское христианско-демократическое движение", "Российская христианско-демократическая партия", "Свободная демократическая партия России", "Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия". Роль координирующего центра либеральной демократии стали играть "Демократическая Россия" и ее аналог на межреспубликанском уровне "Демократический конгресс".

В программных документах политических партий и движений либеральной ориентации содержатся такие общие требования, положения как защита прав человека и свобода личности, ненасилие, построение гражданского общества и правового, политически стабильного демократического государства, реформа системы государственного управления, отрицание тоталитаризма, разделение властей, полная реализация прав личности в сфере экономики, свободная конкуренция в экономике, борьба с преступностью и коррупцией, реформирование бюрократического, аморального общества в современное общество политической демократии и рыночной экономики, реформирование пенсионной системы, реорганизация системы медицинского обслуживания, формирование эффективной системы образования, поддержка отечественной науки и культуры и т.д. В этих вопросах политические партии либеральной ориентации в принципе смогли достигнуть единогласия.

Но в спектре экономических требований между политическими партиями либеральной ориентации появились разногласия. После распада СССР в планах строительства российской экономики появились два варианта либеральной альтернативы радикальный, представленный "Демократическим выбором России" (ДВР) и "Союзом правых сил" (СПС), и умеренный, представленные "Яблоком".

Несмотря на то, что ДВР был учрежден в 1994 г., разработка программы радикальных реформ группой во главе с Е. Гайдаром и А. Чубайсом, которые впоследствии стали основателями и лидерами ДВР, уже началась с 1990 г. В программе, принятой на II пленуме Совета ДВР (19 ноября 1994 г) говорилось о том, что необходимо "снижение инфляции до минимального уровня.

Как единомышленник ДВР, новообразованная либеральная партия - "Союз Правых сил" (СПС) в своих программных документах (например, "Правый манифест") при оценке роли и места государства в социально-экономической политике указывала, что "сейчас - в переходный период - идея повышения социально-экономической роли государства модна. Между тем государство чаще выступает тормозом для развития рыночной экономики, для свободного предпринимательства.

В экономической сфере между ДВР, СПС и представителем умеренных либералов "Яблоком" существуют разногласия. Г. Явлинский считает, что "для успешного осуществления реформ необходимо устранение диспропорций, а для этого требуется эффективная регулирующая роль государства, которая, однако, не может базироваться на методах жесткого администрирования, доставшихся от советской эпохи" Тимошенко В.И. Предвыборные платформы избирательных объединений и блоков // Россия. Политические вызовы XXI века. М, 2001. С, 283. .Е. Гайдар признавал, что Г. Явлинский выступает за большее участие государства в экономической жизни, за более высокий избирательное объединение "Наш дом - Россия" (НДР.), "Единство" (затем "Единая Россия"), "Отечество - Вся Россия", "Российская консервативная партия предпринимателей" и др.

Надо отметить, что в своей программе НДР не удалось сформировать свой общественный идеал. Его председатель В. Черномырдин считал, что "социализм НДР строить не будет" коммунизм - это утопия, а капитализм - давно пройденный развитыми странами этап" Политические партии, движения и организации современной России на рубеж веков. Аналитический справочник. СПб, 1999. С. 104..

В сфере политики НДР ставила цель "дать реальный шанс здравомыслящим и конструктивным силам в российской политике и российском обществе, закрыть дорогу бездарности, безответственности, демагогии и экстремизму; создать по-настоящему работоспособное Федеральное Собрание; сделать политику правительства цельной, открытой и последовательной.

Другая партия консервативной ориентации - "Единство" была создана за три месяца до парламентских выборов декабря 1999 г. В канун думских выборов "Единство" даже не успело разработать свою программу в письменной форме. Но из его избирательных лозунгов мы узнали, что оно тоже поставило "порядок", "безопасность", а также "справедливое общество" и "Великую Россию" на первый план. После парламентских выборов 1999 г. "Единство" завершило разработку программных документов.

После парламентских выборов 1999 г. "Единство" совершило объединение с политическим движением "Отечество" и было переименовано в "Единую Россию". В своей предвыборной платформе 2003 г. "Единая Россия" подчеркнула, что необходимо сохранять "единство государственной воли". Она указывала, что "укрепление демократического, правового, федеративного, социально ответственного и сильного государства является первоочередной задачей партии". В экономической сфере "Единая Россия" считает, что "любые преобразования в экономике должны служить качественному увеличению достатка, быстрому росту реальных доходов, обеспечению наивысших социальных стандартов жизни наших сограждан" Федерального Собрания РФ четвертого созыва. Под ред. Застрожной O.K. М., 2003. С. 19.

Характерна эволюция программных документов КПРФ. В принятом на II съезде партии (13-14 февраля 1993 г)"Политическом заявлении" говорилось о приверженности КПРФ "идеям социализма и народовластия". Своими задачами КПРФ ставила "воспрепятствование капитализации страны", "прекращение насильственной приватизации". Вместе с тем в заявлении содержались такие не характерные для ортодоксальных коммунистов положения как "формирование планового рыночного хозяйства", "оптимальное сочетание различных форм собственности", "бесплатная передача земли в бессрочное владение и пользование государственным, коллективным, фермерским и другим хозяйствам", "заключение нового межгосударственного договора между странами СНГ".

В принятой на III съезде КПРФ (22 января 1995 г) программе целью партии было объявлено "возрождение Отечества и возвращение на путь социалистического развития".

Главными целями КПРФ названы: народовластие в форме Советов; справедливость как гарантированное право на труд, общедоступное бесплатное образование, здравоохранение, жилье, отдых и социальное обеспечение; равенство, основанное на ликвидации социального паразитизма, эксплуатации человека человеком; патриотизм и интернационализм; ответственность как единство прав и обязанностей гражданина; социализм и коммунизм".

В современной России типичный представитель политической партии державнической ориентации - это "Либерально-демократическая партия России" (ЛДПР). В начале создания она заявляла о принадлежности к либерализму, но вскоре осуществила переход от либерализма к державничеству.

Принятая на учредительном съезде (31 марта 1990 г) программа ЛДПР практически ничем не отличалась от программ демократических организаций.

Но в начале своего учреждения в отличие от других партий либеральной ориентации, ЛДПСС выступала "против разжигания антикоммунистической истерии". В области идеологии ЛДПСС выступала, "против господства одной идеологии, в частности коммунистической, против культа личности, вождизма, за деидеологизацию государственных и общественных институтов". На самом деле, V съезд ЛДПР (2 апреля 1994 г) утвердил новый устав, избрал В. Жириновского председателем партии сроком на 10 лет и предоставил ему право единолично формировать состав Высшего совета и других руководящих органов ЛДПР, чем фактически утвердил единоличное руководство В. Жириновского партией Ушакова И.К. Либерально-демократическая партия России. 1991-1998. Летопись событий. М, 1998. С. 34..

В области политического устройства общества ЛДПСС выступала за "создание правового государства и осуществление президентского правления, за создание многопартийной демократии, и вместе с тем за создание коалиционного правительства на основе многопартийных выборов" Жириновский В. ЛДПР: этапы пути. М., 1998. С. 9.. В области экономики ЛДПСС - за "полную свободу для предпринимательства в любых формах и видах, свободу рыночных отношений"; она считала что "министерства и ведомства осуществляют только координационно-информационную роль".

В 1991 г. ЛДПСС, заявления В. Жириновского приобрели державническую, даже можно сказать, агрессивно-империалистическую окраску, и она поменяла свой политический цвет без какого-либо серьезного обоснования.

В апреле 1992 г., состоялся III съезд ЛДПСС, на котором было принято решение об учреждении "Либерально-демократической партии России" (ЛДПР). Съезд объявил ЛДПР правопреемницей ЛДПСС и подтвердил прежние программы и устав партии. На III съезде ЛДПР уделила большое внимание геополитическому положению России, которая расположена на стыке двух континентов - Европы и Азии. В. Жириновский отметил, что "Россию будут уничтожать с запада, с востока, с юга, если она снова не превратится в сильное, мощное государство. Для обеспечения внешней политики нужны мощные вооруженные силы и патриотически настроенные дипломаты" Ушакова И.К. Либерально-демократическая партия России. 1991-1998. Летопись событий. М, 1998. С. 49..

Как показал дальнейший опыт, ЛДПР явилась единственной организацией державнической ориентации, победившей на выборах в Госдуму как в 1993 г., так и в 1995 г.

В своей предвыборной платформе 2003 г, ЛДПР подчеркнула важность укрепления национальной безопасности и усиления военных структур.

Она считала, во-первых, что российская внешняя политика должна не допустить объединения антироссийских сил на Юге и воспрепятствовать возникновению конфликта между православным и мусульманским миром. Юг должен стать добрым соседом России;

во-вторых, российская военная доктрина должна обеспечить сдерживание потенциального агрессора и молниеносный разгром противника в локальных конфликтах, в том числе с применением ядерного оружия;

в-третьих, для эффективной борьбы с преступным элементом, индивидуальными террористами и организованными террористическими организациями должны быть резко усилены российские силовые структуры и создан мощный орган государственной безопасности с широкими полномочиями.

Достаточно близкой к либерализму оказалась социал-демократическая модель. Идеи социал-демократии в период упадка коммунистической идеологии начали приобретать некоторую популярность в политически активных слоях российского общества. Но вместе с этим социал-демократы долгое время находятся на спаде, в поисках конструктивной модели нового общества.

Учредительный съезд "Социал-демократической партии России" (СДПР) прошел в мае 1990 г. в Москве. Съезд принял Манифест об учреждении новой партии, Устав и Декларацию основных принципов СДПР. В программных документах партии подчеркивалось, что СДПР ориентируется на пример развитых стран, в которых социал-демократия смогла реализовать свой творческий потенциал, построила общество высокого жизненного уровня и социального равновесия Россия сегодня. Политический портрет в лицах.- М, 1991.-С.125..

Проект программы партии "Путь прогресса и социальной демократии" был одобрен нa втором (программном) съезде СДПР в октябре 1990 г. Общими принципами деятельности партии признаны: парламентаризм - проведение политики через органы муниципальной (советской) и парламентской власти; реформаторство - становление в России гражданского общества политической, экономической и социальной демократии по западному образу; социальное партнерство - отрицание идеологии классовой борьбы и диктатуры какого-либо класса, демократическое регулирование повседневных интересов различных социальных групп, создание системы социальной защищенности общества и каждого гражданина; гуманистический интернационализм - стремление к гражданскому миру и межнациональному согласию. Особое значение СДПР придает решению задачи формирования в России правового государства, закрепления системы социальных реформ в новом законодательстве.

Глава II. Парламентаризм в России

2.1 Понятие парламентаризма в политической науке

Парламентаризм как политическая категория - сложное, многомерное явление. При определении парламентаризма как предмета исследования возникает ряд проблем методологического характера. Несмотря на то, что в последнее время политологи часто используют понятие "парламентаризм", тем не менее, в отношении его содержательной характеристики остается много неясностей и вопросов.

В научных исследованиях проблемы парламентаризма возникали разнообразные теории как отклик на тот или иной период развития общества. В современной политической науке можно говорить о двух основных подходах в трактовке феномена парламентаризма. Первый подход условно можно назвать "государствоведческим", в рамках которого, парламентаризм рассматривается как форма государственного правления Крылов Б.С. Парламент буржуазного государства. Политическая сущность и формы парламента и парламентаризма на современном этапе. М., 1963.-С.3.. С древнейших времен под формами правления понимали способ реализации власти через правление или многих (политая), или одного лица (монархия), или группы лиц (аристократия), или народа (демократия). Парламенты существовали и существуют при различных формах правления. Парламентаризм можно толковать как способ организации государственной власти в рамках той или иной формы правления, но не как самостоятельную форму правления.

С политологической точки зрения, парламентаризм - многоплановая, сложная структура. Поэтому неудивительно, что по вопросу сущности и принципов парламентаризма существует достаточно широкий спектр мнений. Так, например, немецкий исследователь Г. Еллинек, который считает парламент сердцевиной парламентаризма, не относит парламент к числу важнейших органов государства. Парламент по его мнению, - это один из таких второстепенных органов, появление, существование и исчезновение которых не влечет за собой дезорганизации или коренного видоизменения государства. Парламент не является самостоятельным органом, так как его волевой акт непосредственного воздействия на государство и на подвластных государству лиц не оказывает.

Совершенно другой точки зрения придерживается английский исследователь А. Дайси. "Парламентаризм, - писал он, - имеет при английском государственном устройстве право издавать и уничтожать всевозможные законы; нет ни лица, ни учреждения, за которым английский закон признавал бы право преступать или не исполнять законодательные акты парламента. Права парламента ограничены лишь двумя факторами: нравственным законом и общественным мнением" Дайси А. Основы государственного права Англии. М., 1905. С. 45.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать