Формы государства на Древнем Востоке. Древневосточная деспотия

Формы государства на Древнем Востоке. Древневосточная деспотия

Контрольная работа

по дисциплине

История

Формы государства на Древнем Востоке. Древневосточная деспотия

План

Введение

1. Характеристика государства и особенности организации власти в Древнем Египте

2. Характеристика государства и особенности организации власти в Древней Индии

3. Характеристика государства и особенности организации власти Древнего Китая

4. Особенности древневосточной деспотии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История древнего Востока - это история древнейших классовых обществ на нашей планете. В Европе лишь цивилизации, возникшие на островах и, полуостровах Эгейского моря, могут быть по древности сравнены с некоторыми относительно более поздними из древневосточных цивилизаций.

Почему же самые древние в мире классовые общества возникли на Востоке?

Любое человеческое общество живет и развивается в конкретных природных условиях и находится с ними во взаимодействии, которое так или иначе проявляет себя на протяжении всей его истории; при этом, чем ниже технический уровень развития общества, тем сильнее влияет на него географическая среда. Раньше перешли от доклассовой структуры общества к классовой те народы, которые жили в условиях,, более благоприятных для развития производительных сил.

Под словом "благоприятные" надо в данном случае понимать, прежде всего, особенности природной среды, способствующие производству не только продукта, необходимого для поддержания жизни всего коллектива, но и прибавочного продукта, который поступает сначала в распоряжение, а затем и в собственность тех, кто захватывает руководство обществом и его производственной деятельностью.

Прибавочный продукт создает возможность образования общественных классов, противостоящих друг другу в процессе производства и в своем отношения: к собственности на средства производства.

Безусловно, создание прибавочного продукта облегчалось там, где почва была мягче, плодородней и в достаточной мере увлажнялась дождями или разливами рек, а климат содействовал минимальный жизненным потребностям (не требовалось, например, тёплой одежды, обуви, топлива и т. п.), где природа (при низкой технической вооруженности общества) щедрее вознаграждала человеческий труд, наконец, где существовала возможность наряду с земледелием развивать скотоводство, продукты которого способствовали быстрейшему и рациональному удовлетворению жизненных потребностей людей, и тем самым увеличивалась возможность создания прибавочного продукта.

Всем вышеперечисленным условиям удовлетворяли многие территории в зоне северных субтропиков Азии и Африки. В частности, население Ближнего Востока, родины многих полезных злаков и диких животных, поддающихся приручению, к концу IV тысячелетия до н. э. имело уже 4-5 тыс. лет земледельческого опыта. Это позволило использовать прибрежные, легкие для обработки наносные земли даже таких рек, как Нил и Евфрат. Именно долины этих рек и стали древнейшими очагами классовых обществ и цивилизаций. По-видимому, позднее цивилизации возникли также в долинах рек Инда и Хуанхэ. (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие / Под ред.З.М. Черниловского. - М.: 1994. с - 67).

Разливы рек облегчали организацию искусственного орошения. Создание крупных ирригационных сооружений требовало совместных усилий огромных масс людей, направляемых сильной властью, которую общинные органы управления контролировать уже не могли. Чем важнее становилась эта задача, тем больше отрывалась власть от народа. Накопление богатств по мере развития скотоводческого, земледельческого, ремесленного производства приводило к войнам, а войны - к усилению власти вождя и его вооруженных сил, противостоящих традиционной родоплеменной военной организации. Все эти обстоятельства способствовали тому, что в ряде обществ возникающие государства приобретали форму деспотии. Впервые древневосточная деспотия сложилась в Египте, затем в Месопотамии и других странах. Недеспотические формы государства также были известны древнему Востоку.

Население стран, примыкавших к бассейнам великих рек, хотя и создавало собственные цивилизации, естественно, воспринимало многие черты культуры и даже государственных институтов, созданных жителями долин этих рек.

На древнем Востоке, особенно ни Ближнем Востоке, где своеобразные формы зависимости типа илотии уживались даже со значительным развитием товарного хозяйства в более поздний период рабовладельческого общества. На роль рабства типа плотин на Востоке первым обратил внимание в ряде свои" научных выступлений В. В. Струве, однако он не развил эту теорию в своих печатных работах.

Следует отметить, что подневольные работники типа илотов в обыденной жизни нередко настолько отличались от частных рабов, что многие древние народы терминологически выделяли их из остальных рабов (например, вавилоняне), в то же время другие, (например, греки, хетты) четко включали их в общее понятие "рабы". Однако, как ни важно осмысление какого-либо явления самими древними, для современного историка важнее выявить объективное экономическое содержание данной категории людей. С этой точки зрения рабов типа илотов, лишенных собственности на средства производства и обычно считавшихся собственностью государства - их господина, следует относить к тому же эксплуатируемому классу, что и частных рабов. При патриархальном рабстве формы рабовладельческой эксплуатации - менее определенны и четки и классовые антагонизмы, обычно не столь остры, как при рабстве классического типа.

Что касается количества "классических рабов" на древнем Востоке, то "отношении большинства восточных, обществ мы не знаем, сколько было таких рабов и потому не, можем утверждать, что их было обязательно много. Именно это обстоятельство служило одним из аргументов для тех, кто подвергал сомнению рабовладельческий характер древневосточных обществ. Однако рабовладельческие отношения не могли быть всюду, одинаковыми ни по своему характеру; ни по числу эксплуатируемых лиц.

Разные периоды истории в странах Востока нам известны далеко не в равной степени. Имеются довольно продолжительные периоды, об истории которых наши сведения скудны или совсем отсутствуют. Это объясняется состоянием источников и случайностью археологических находок. Например, от времени правления в этой стране XVIII династии дошло множество источников, дающих возможность изложить достаточно подробно историю Египта того времени. Экономическую историю городов Месопотамии начала II тысячелетия до н. э., в которых тексты документов записывали на глиняных плитках, мало поддающихся разрушению, мы знаем довольно хорошо; история Месопотамии последних веков до нашей эры, когда писали на быстро разрушающемся пергамене, нам почти неизвестна. Часто весьма неточны (в особенности для некоторых периодов и стран) наши сведения о древней хронологии, поскольку не существовало постоянных эр, т. е. точек отсчета времени, и нередко появление новых фактов заставляет исследователей полностью пересматривать, казалось бы, давно и точно установленные хронологические даты. Источники, особенно наиболее древние, часто написаны сложными и неоднозначными системами письмен; постоянно продолжающаяся работа над текстами нередко приводит к необходимости давать новые переводы источников, пересматривать ставшие привычными формы чтения имен собственных и названий городов и стран.

Изучение истории древнего Востока имеет не только академический интерес. Поскольку в ведущих странах древнего Востока процесс возникновения общественных институтов, характерных для классового общества, происходил ранее всего и, стало быть, без какого-либо взаимодействия с уже сложившимися до того цивилизациями, постольку он происходил здесь в наиболее чистом виде. Потому при изучении его мы сталкивались с вопросами, имеющими важнейшее общетеоретическое и практическое значение: здесь рассматриваются проблемы особенностей исторического развития народов Востока, появления имущественного и общественного неравенства, возникновения классов, государства, моногамной семьи, зарождения современных религий, этнических общностей, важнейших достижений культуры. То или иное решение любого из этих вопросов имеет отнюдь не отвлеченный характер: прямо или косвенно оно всегда связано с идеологией современных классов в странах Азии и Африки и политическими платформами их партий. Вокруг многих из этих вопросов идет острая идеологическая борьба.

1. Характеристика государства и особенности организации власти в Древнем Египте

Страна, население. Египет расположен в долине нижнего течения реки Нил, в северо-восточной Африке. Благодаря своим естественным границам Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних стран.

Египет представляет собой типичную ирригационную область, орошаемую одной рекой - Нилом (по-древнеегипетски «Хапи»), которая берёт своё начало в Центральной Африке.

Долина Нила была богата полезными ископаемыми, строительными материалами, вследствие чего страна долгое время не испытывала особой потребности в развитии обмена и натуральная форма хозяйства в ней сохранялась дольше, чем в Южном Междуречье.

Население Египта образовалось из смешения африкано-хамитских ливийцев, древних нубийцев и азиатских семитов.

Необходимость регулирования орошение долины Нила потребовала создания крупных ирригационных сооружений. Для этого понадобилось большое количество рабочей силы и централизованное руководство работами. Это обстоятельство объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно централизованного государства.

Образование Египетского государства

Возникновение государства в Египте происходит приблизительно в пятом тысячелетии до н. э., в результате разложения родового общества, выделения родовой знати (старейшин и вождей) и появления рабства.

В пятом тысячелетии до н. э. в Египте создаётся несколько десятков примитивных образований - номов, которые после долгих войн в середине четвёртого тысячелетия, объединились сначала в два царства - нижний Египет и Нижний Египет (Южное и Северное). А затем, после кровопролитной войны, образовали к исходу четвёртого тысячелетия до н. э. одно централизованное государство.

Образование номов, группировка их в два царства и последующее объединение в одно государство, были вызваны растущим классовым расслоением и необходимостью централизованного руководства системой ирригации

Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе (около 3000 г. до н. э.) подверглось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, причём это был процесс мучительный, кровавый, насильственный.

Аналогичные процессы, происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока. А также в Древней Греции и в Риме.

Египет, стал вторым по хронологии, после Шумера центром, где сформировались древние цивилизация, культура и государственность, оказавшие мощное влияние на средиземноморские цивилизации последующего периода и на всю мировую историю. В отличие от Месопотамии, древнеегипетская государственность практически не прерывалась, заложив единую традицию организации, мало изменившейся на протяжении более чем двух тысячелетий.

Система государственной администрации

Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем остались почти неизменными. Центральными институтами этой организации была царская власть и особая система взаимоотношений центра с отдельными областями страны.

Правителю Египта (инсибайа - древней эпохи, фараон - Нового царства) принадлежала царская власть, священная по своему происхождению и почти не ограниченная в своих полномочиях; фараоны были наиболее выраженными носителями принципов древневосточной монархии, как типа государства. Согласно египетской доктрине, власть фараона создана и укреплена богами, правитель - носитель их воли в стране. Он ведёт религиозные церемонии, регулирует управление, вмешиваясь в конфликты между администрацией и обычаями (сам не управляет!), реставрирует храмы, посылает экспедиции, организует работы, назначает главных администраторов. В управлении фараон проявляет волю бога Тота, издавая указы, но в идее всё должно соответствовать древним обычаям и канонам. Поэтому одна из опор власти - архивы храмов. Правитель считался гарантом единства страны, в области внешней политики он поддерживал «космический порядок». Традиционно, власть считалась наследственной, однако египетская династия - это было более широкое понятие. Допускалось наследование престола женщинами (причём их последующий муж воспринимал от них звание правителя), другими родственниками. Естественным считалось наследование родственниками-мужчинами (братьями); чтобы передать престол сыну, нужно было обосновать это политически - как правило, ещё царствующий фараон проводил коронацию своего наследника. (Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Пер. с англ. - М.: 1992. с - 87).

Главной фигурой администрации был, чати - великий управитель, должность которого возникла в Древнем царстве; примерно с XXII века её доверяли только родственникам царя. Он считался казначеем богов, «тайным советником для варварских стран», начальником всех работ и поручений - т. е. практически вся полнота управления принадлежала ему, а не царю. Чати был также верховный судьёй - начальником т. н. «6 великих палат». В египетских правилах, чати должен быть в курсе всех дел в стране: «Управителю, должно быть доложено и о закрытии мест в такой-то час, и об открытии их. Ему докладывают о крепостях юга и севера, и обо всём выходящем из царского дома, и о входящем туда, ибо всё входит и выходит через его посланца; ему докладывают о себе наместники, затем они идут к царю на совет…»

Дворцовая администрация была мало специализированной. Выделялись главный раздатчик хлебов, виночерпий, интенданты, верховный маг, хранитель печати; одной из важных должностей было звание начальник книжной палаты и архива царя, контролирующий все государственные акты. Но должности эти были скорее почётными званиями и обязанностями, доверяемым вельможам.

Египет административно делился на области - номы, номы - на округа-топы, затем на общинные округа. Правитель нома обладал административными и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. Номархи жили в столице, а делами ведали их официальные заместители. Помощниками были писцы и царские судьи. Рядом с номархами были и руководители военных отрядов.

Основной фигурой древнеегипетской администрации был писец. Писцы вели всё делопроизводство, выполняли административные поручения, раздавали продукты, собирали налоги, руководили общественными работами. Они были целым сословием, попасть в которое было сложно, а должность эта давалась, вместе с государственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Египетская знать была порождена государственной службой, и вельможу нельзя было себе представить без служебного поста, функций, полномочий должности.

Военная организация

Ещё одной особенностью древнеегипетской государственной системы было раннее обособление и сильное развитие военной организации. Номинально, верховным руководителем войска был фараон, но уже с самой древности рядом с ним была должность высшего воинского начальника, ответственного за комплектование, снаряжение, обучение войск. Постоянное войско появилось уже в период Раннего царства, хотя вооружено было только медными топориками и щитами. При фараонах 12 династии (XIX-XVIII вв. до н. э.) обособилась своего рода гвардия, охранявшая царя и столицу; появилась и должность градоначальника столицы. Армия делилась на две части: пешее войско и колесничное (конницы не было, хотя верховую езду египтяне освоили около 1500 г. до н. э.). Половина армии постоянно размещалась на юге страны, половина - на севере. Тактической единицей был отряд в 50-200 воинов со своим стягом; каждые 5 воинов подчинялись своему старшему. Оружие было государственным и выдавалось только для похода (в пехоте были стрелки из лука и копейщики). На особом положении были колесничные войска. Корпус колесничих был своего рода военно-дипломатической академией, его было необходимо пройти, чтобы получить высокие должности в армии. В XII в. до н. э. появился профессиональный флот.

Древний Египет дал истории права, пожалуй, первый пример специального военного законодательства, приписываемого фараону Сесострису. Поступившие в военную службу становились сословием воинов, они были обязаны жить сообща, постоянно упражняться во владении оружием и в воинском мастерстве. Воины не имели права заниматься другими делами, не должны были отлучаться из мест расположения. Неподчинение начальникам, умышленное дезертирство считалось тяжким уголовным преступлением.

Суд и законы

Египетский суд был значительно обособлен в своей организации, и это было также важной чертой всего государственного строя. Юстиция в целом основывалась на двух принципах: 1) незыблемое хранение привилегий царской власти; 2) традиционные привилегии жречества. Судебная деятельность тесно связывалась не с администрацией (хотя высшим судьёй был главный управитель), а с традициями жреческой власти, носящей, характерные черты рабовладельческого общества этого этапа развития.

В настоящее время, наука не располагает точными данными, касательно древнеегипетского законодательства. Но как мне кажется, прототипом, будущего законодательства, может выступать 125 глава «Книги мёртвых». Этот сборник религиозных догм, регулирующих отношения и быт между древними египтянами на основе местных религиозных традиций. В более поздний период содержание 125 главы, преобразовалось в законы морали, ставшие позже, основой обычного права.

Суд был бесплатным для поданных. [4,270] Основной категорией дел номовых судов, были финансовые и налоговые дела. Так как ежегодно, все египтяне были обязаны объявить в области о своём имени, местожительстве, имуществе и доходах - с этого исчислялись продуктовые или натуральные повинности (до 1 тыс., до н. э., египтяне не знали денег в собственном смысле этого слова). Уголовные дела рассматривали специальные или более высокие суды: «6 великих палат». Во главе всей высшей системы был Высший суд из 30 судей (в период Позднего царства). Председатели носили особые знаки - золотые цепи. Египетский суд решал дела без мотивации: только «да» или «нет» в ответ на обвинение. Дача показаний обуславливалась принесением присяги. Известны случаи судебных пыток (битьё палками) для понуждения к «говорению истины». В применении права судьи должны были, руководствоваться обычаями и традициями. Идеи о соответствии судебного решения точному предписанию закона ещё, по-видимому, не было. Хотя кодифицированные (т. е. объединённые в кодекс и систематизированные) законы в Египте были. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту (Гермесу Тримегисту греческой традиции): ещё при основании государства древности он якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых книги 2-13 посвящались прерогативам царя и законам правления. К IIX в. до н. э. относится издание фараоном Бокхорисом особого кодекса, где большое место отводилось регулированию сделок, торгового оборота, разного рода договорам (весьма своеобразным в египетском праве). Кодексы «свитки» содержались как величайшая святыня в архивах «6 палат»: в одном из древнеегипетских литературных произведений, описавших перипетии 1-го переходного периода, как о величайшей трагедии говорилось, о гибели этих свитков.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать