Харьков во второй половине ХVII та ХVIII вв.
p align="left">Цеховые люди относились к следующим ремёслам: были ткачи, швеи, котляры (котельщики), кузнецы, мясники, рымари (шорники), музыканты, стекольщики, шаповалы, бондари (бочары), гончары (горшечники), портные, дегтяри, кушнари (меховщики), плотники, маслобойщики, виноделы, солодовники (пивовары), коцари и коцарки (ковровых дел мастера и мастерицы). Интересно, что музыканты также считались ремесленниками, так как и в самом деле они играли на свадьбах и кормились своим ремеслом. От рымарей и коцарей получили свои названия нынешние Рымарская и Коцарская улицы Харькова. Все цеховые имели свои собственные подворья и дома, кроме 5 человек, которые проживали на подворьях полковника Квитки. У цеховых были ещё меньшие семейства, чем у казаков-подпомощников, у них приходилось немногим более трех человек на семейство. Были у них, однако, работники и подсоседки -- по 2 человек на семейство. Значит, работников у цеховых было значительно больше, нежели у казаков и подпомощников, ибо каждый ремесленник хотел иметь работника.

Духовенства с работниками было 116 человек. В Харькове тогда было 9 церквей и при каждой обычно по 2 священника, при соборной - 2 протопопа. В монастыре проживало 13 монастырских работников. Духовенство проживало в церковных домах при церквях. Кроме того, отдельные священники имели ещё и собственное подворье, на котором проживали их дворовые и работники. При церквях, как мы знаем, были школы, в которых проживали учителя -- дьяки. Таких учителей было тогда в Харькове 19 чел. При церквях были также и больницы. В Харьковском коллегиуме жили ученики латинской школы.

"Поспильство", или подданные, размещались на 22 подворьях в 29 хатах. Жили они на подварках в предместьях маленькими хуторами: на хуторах полковника Квитки, подпрапорного Черняка, казака Коваленко, ландмилицейского полковника Дунина, полковника Куликовского, угольчанского сотника Михайлова, харьковского сотника Ковалевского, харьковской содержательницы магазина Назаренковой, Харьковского Покровского монастыря, троицкого священника, харьковского городничего Голуховича; возле этого хутора была водяная мельница на реке Харьков, а при мельнице жил мельник с семейством. На той же реке Харькове было ещё 2 мельницы с мельниками.

Особое место занимали в Харькове великороссы и иностранцы. Они подразделялись на несколько групп.

Одна часть великороссов попала даже в казаки. Они в прошлом были служилыми людьми, которые записались в казачество, когда в Харькове в 1700 г. были упразднены воеводы; их было немного -- 13 дворов. Кроме того, в Харькове проживали по паспортам посадские люди, явившиеся сюда ради торговли из разных великорусских городов -- из Курска, Вереи, Белгорода, Чугуева, Тулы, Ельца, Венёва. Далее идут армейские чины -- "абшитованный" капитан, поручики и другие; почти все они имели в Харькове собственные дома. Были тут ещё московские служилые люди, которые ранее записались в казаки, но в 1731 г. были возвращены на подушный оклад и записаны в ландмилицию.

Греков и других иностранцев было 21 чел., среди них крещеный арап и вдова-полька, евреев совсем не было. Проживало в Харькове двое греков-- Константинов и Челенби, занимавшиеся купечеством; у одного из них был в работниках татарин.

Хотя в то время Харьков был таким же полковым городом, как и Сумы, Ахтырка, Изюм, Острогожск и не имел статуса центра всей Слободской Украины, но всё-таки он и по числу жителей, и по социальному составу своего населения отличался от этих городов, имел перед ними преимущество. Он был украинским казачьким городом, но в нём проживало столько великороссов, сколько не было ни в каком другом полковом городе.

Уже тогда в Харькове проживало и великорусское купечество, которое вскоре значительно увеличилось. Всё это было началом того нового облика, который Харьков обрёл позднее. В 1732 г. это был украинский город как с национальной, так и с социальной точки зрения. Более 90% населения составляли украинцы. Первое место занимало казачье сословие. Казаки были собственниками большей части городских подворий и домов. За ними шли украинские ремесленники -- это также было устоявшееся городское сословие, которое сосредоточило в своих руках необходимые всем ремёсла. Ремесленники также проживали в собственных домах. И казачество, и цеховые поселялись тогда в Харьков не на подварках, а в самом городе, даже в его центре, на нынешних центральных улицах.

Интересно, что и улицы того времени получали свои названия благодаря этим простым казакам и ремесленникам. Не говоря уже о таких улицах, как Рымарская, Чеботарская, Коцарская, Кузнечная (они были названы так в честь ремёсел), мы имеем ещё такие названия харьковских улиц в 1724 г. в Соборном приходе: улица пана полковника Квитки в замке, улица пана судьи (Квитки), улица Сотницкая (пана сотника), Беседина (где жил Беседин), Михайла Дрыкги (где жил Дрыкга), Сушковая (где жила Сущиха), Макс. Писаря (где жил М. Писарь), Сем. Богодуховского (где жил Сем. Богодуховский), Синицкого (где жил Синицкий), Енощина (где жил Еноха), Борисенковая (где жил пушкарь Борисенко), Пистунова (где жил Пистун), Гребениковая (где жил Гребеник), Куликовка (где жил Кулик), Чайкина улица над овражком; всего 20 улиц в центре.

В Троицком приходе -- 6 улиц: Назарцева (где жил Назарец), Клименкова (где жил Клименко), Гунченкова (где жил Гунка), улица господина Сизиона (где жил Сизион), Юрченкова (где жил Юркевич).

В Михайловском приходе -- 4 улицы: Кулиничина (где жил Кулинич), Корсуновская, Золотарёва (где жил Золотаренко), Верещаковская.

В Воскресенском приходе -- 8 улиц: Дегтярёва, Котлярова (где жил Котляр), Мильныкова (где жил Мильнычка), Оноприева (где жил Оноприй Резник), улица к Меркулу (где жил Меркул), Склярова (где жил Скляр), Крохмалёва (где жил Крохмаль), Миргородовская.

В Дмитриевском приходе -- 5 улиц: Турчина (где жил Турчин), Титаря (где жил Титарь), Котки (где жил Котка), Кривого (где жил Кривой), Котляра (где жил Котляр).

В Благовещенском приходе -- 4 улицы: Бережная, Помазанова, Опанасовская (где жил Панасенко), улица Чёрного Ивана.

Как видим, украинско-демократический дух населения Харькова отразился даже в названиях его улиц. Таким же украинским демократичным был и состав его домовладельцев. В самой богатой аристократической части Харькова тех времён -- в соборном приходе -- видим помимо маленькой группы казачьей старшины (дворян и чиновников тогда вовсе не было), такие демократические фамилии казаков и цеховых, как Цилюрик, Звонарь, Голод, вдова Панамарка, вдова Матяшиха, Бабеха, портной Шватченко и т.п. То же самое можно сказать и о домовладельцах улиц Николаевской церкви, Покровского монастыря и вообще всего Харькова.

Вот что писал Д.И.Багалей в "Истории Слободской Украины":

"Наверное, то, что мы повествуем сейчас о национальном украинском составе харьковского населения, будет в диковинку для его теперешних жителей и особенно для тех, кто, не интересуясь местной историей и не видя теперь ничего украинского, думал, что Харьков никогда и не был украинским городом. Но всё это подтверждается документальными свидетельствами, которые найдены мной в разных архивах. Что касается названий улиц и прозвищ домовладельцев, то этот документ напечатан мной вместе со списком харьковцев 1656 г. в 1-м томе моей "Истории г. Харькова" в качестве особого приложения к нему, и кто захочет ознакомиться с ним, тот найдёт там целый ряд чисто украинских фамилий харьковцев за 1724 г. и среди них увидит, наверное, немало и таких, потомки которых проживают в Харькове и ныне, давно отрекшись от языка своих дедов и прадедов."

Почему же в Харькове было так много мелких домовладельцев? Потому, что население его, равно как и все слобожане, пользовалось теми льготами, которые все переселенцы получили от московского правительства, и среди этих льгот на первом месте стояла земельная, т.е. земельный надел на основе заёмочного права. Первые харьковские переселенцы получили даром на веки вечные земли под строительство жилья и право свободного безоброчного наследственного владения пригородными землями. Такие права получали и новые переселенцы. Вот почему появилось так много домовладельцев среди харьковцев -- каждый, получив землю в городе, тотчас начинал строить себе жилище. Так обычно поступали крестьяне; так поступали и горожане, так как и они мало чем отличались от крестьян: их основным занятием было земледелие.

Построить хату-мазанку было достаточно легко -- леса, камыша, соломы и глины было вдосталь. Ещё в начале ХХ столетия в Харькове сохранялось со старых времён немало таких хат под соломенными стрехами. Такие жилища мы видим на старых рисунках Харькова XIX ст. Соломенным и деревянным был почти весь Харьков в XVII и в первой половине XVIII ст. Каменными зданиями в казачьем Харькове были только Покровский монастырь, Коллегиум, Собор да две приходские церкви. Каменных домов не было ни у кого. Лавок с рундуками было 290, кабаков (шинков) 163, винокурен 29, но все они были деревянными.

В 1724 г. в Харькове было всего 1345 дворов, а в 1732 г.-- 1280 жилых домов, население же вместе с женщинами в 1732 г. составляло 7000 чел., т.е. один жилой дом приходился на 5 человек. Просторно жили тогда харковчане. Плана городского поселения в казачью пору не было. На плане 1768 г. мы видим и старый план Харькова, улицы шли не прямыми, а кривыми линиями; была масса пустующих земель. Харьков даже в конце XVIII ст. представлял из себя большую слободу. Академик Зуев и описывает Харьков как подобную слободу. Дома, пишет он, разбросаны без всякого порядка, но широко -- версты на 3 или 4. Это были, по его словам, украинские хаты-мазанки. Были слободы -- Захарьковская, Залопанская, Клочковская и даже хуторы-подварки. По новому плану под Харьков было отведено 637 десятин.

Даже в 1794 г. чуть ли не все жители имели свои собственные дома: дворов было тогда 1807, домовладельцев - 1601, всех обывателей - 1792 семейства; из них не имело своих домов только 191 семейство.

Харьков как экономический и культурный центр Слобожанщины

Следующий этап развития города (середина XVIII -- середина XIX вв.) связан со становлением Харькова как административного центра региона и утратой былого военного значения. В 1765 г. полковое казацкое устройство на Слобожанщине было ликвидировано. Вместо слободских полков была учреждена Слободско-Украинская губерния. Харьков стал губернским городом. Первым харьковским губернатором был назначен екатерининский вельможа Е. Щербинин. До наших дней на ул. Университетской сохранился бывший губернаторский дворец, построенный в 60-е годы XVIII в. (позже здесь был открыт университет).

С 80-х годов ХVІІІ в. стало развиваться городское самоуправление -- появилась Городская дума. В 1768 г. из Петербурга был прислан в Харьков план города, разработанный "Комиссией о каменном строении", который был реализован лишь частично в пределах центрального ядра. В дальнейшем планы разрабатывались в Харькове выпускниками "прибавочных" классов Харьковского коллегиума (образован в 1727 г.). В 1770-х годах начинается реконструкция центра -- тогда и появились каменные постройки в стиле раннего классицизма.

В 1780 г. было учреждено Харьковское наместничество. Наместники, в отличие от губернаторов, имели еще более широкие полномочия и большую самостоятельность. Они могли присутствовать в Сенате Российской империи с правом голоса наравне с сенаторами. Наместничество просуществовало до 1796 г., когда была возрождена Слободско-Украинская губерния. В 1799 г. Харьков стал центром отдельной Слободско-Украинской епархии. В 1803 г. возникли первые учебные округа, в том числе и Харьковский, который охватывал огромную территорию, состоящую из 11 губерний и 7 областей. Хотя в дальнейшем территория учебного округа уменьшилась, однако открытие в 1805 г. по инициативе известного просветителя В. Каразина Харьковского университета на долгие годы определило главенствующее положение города в сфере науки и образования не только на Левобережной Украине, но и на юге Российской империи в целом. Университет существенно повлиял на развитие и облик города. Первые профессора-иностранцы не только заложили новую образовательную традицию, но и познакомили харьковчан с западноевропейскими нравами. Ученые университета стали инициаторами нововведений в различных сферах жизни. Благодаря университету Харьков стал известен далеко за пределами Российской империи. Первым украинским ученым, который приобрел мировую известность, стал воспитанник университета знаменитый математик М. Остроградский. В последующем с университетом будут связаны имена трех Нобелевских лауреатов: И. Мечникова, Л. Ландау, С. Кузнеца.

В 1835 г. на основании "высочайшего повеления" Слободско-Украинская губерния была переименована в Харьковскую и подчинена черниговскому, полтавскому и харьковскому генерал-губернатору. Последний в 1837 г. сделал главным городом генерал-губернаторства Харьков, который оставался таковым вплоть до упразднения генерал-губернаторства в 1856 г.

В том же 1837 г. вышло "Положение об устройстве губернского города Харькова" и была введена должность городового архитектора, на которую был назначен А. Тон. Вся строительная деятельность находилась под надзором "Комитета об устройстве г. Харькова", сооружение жилых домов велось по образцовым проектам 3-х категорий. Именно тогда развивается сеть главных улиц: Сумской, Московской, Екатеринославской, Немецкой, на которых было запрещено строить деревянные дома. В состав города вошли Клочковская слобода и территория Университетского сада.

В 1840-е годы рост благосостояния купечества способствовал строительству храмов, также был возведен новый театр на Сумской (1843 г.), благоустроен Благовещенский базар.

В эти годы XIX в. в Харькове наблюдается яркая волна украинского возрождения, проявившаяся в культурно-просветительской деятельности местной интеллигенции (Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, Н. Костомаров, А. Метлинский, И. Срезневский и др.).

Символом данного периода, как впрочем и всего города, по праву может считаться колокольня Успенского собора, которую нередко называют "золотым венцом Харькова". Построенная в честь победы над Наполеоном, она остается самым высоким зданием в старом городе.

Очередной этап исторического развития г. Харькова приходится на вторую половину XIX -- начало ХХ вв. Условно его можно назвать индустриальным.

До середины XIX века городская промышленность была представлена небольшими кустарными и полукустарными предприятиями. Основным направлением в развитии экономики Харькова того времени оставались переработка сельскохозяйственной продукции и торговля. В 1861 г., после отмены крепостного права, население города немного превышало 50 тыс. человек.

Во второй половине XIX -- начале ХХ века Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Быстрое развитие Донецко-Криворожского региона (с его запасами угля и железной руды) содействовало приливу сюда отечественного и иностранного капитала. Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Фактором, имеющим непосредственное влияние на экономический рост Харькова, было развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. была открыта железнодорожная магистраль, связавшая город с Москвой, а позднее -- с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей. Это была первая железная дорога в той части Украины, которая входила в состав Российской империи. Активное железнодорожное строительство создало условия для возникновения в городе ряда предприятий, в частности, Харьковского паровозостроительного завода, который в 1897 г. выпустил свой первый паровоз. Вскоре Харьков стал крупным поставщиком сельскохозяйственной техники благодаря деятельности торгово-промышленной фирмы "Гельферих-Саде".

Бурный рост промышленности, железнодорожный бум способствовали превращению Харькова в крупный финансовый центр. Десятки ведущих банков и торговых домов России открыли в Харькове свои филиалы, а некоторые местные банки, в частности "Земельный банк", даже стремились выйти на общегосударственный уровень.

Развитие промышленного производства с самого начала опиралось не только на имеющиеся природные и трудовые ресурсы, но и на научный потенциал региона. В 1885 г., в значительной мере опираясь на потенциал университета, был открыт Харьковский технологический институт, который вскоре начал обеспечивать растущую промышленность региона квалифицированными инженерными кадрами. Как известно, крупная промышленность невозможна без достаточного количества воды. Во второй половине ХІХ в. эта проблема для Харькова была решена посредством артезианских скважин. В Харькове, в 1889 г., на собственные средства профессора А. Гурова была пробурена первая в Российской империи глубокая артезианская скважина. Это дало возможность обеспечить город питьевой и технической водой.

Постоянное развитие промышленности обусловило рост населения Харькова, которое к началу ХХ в. достигло 200 тыс. человек. Значительная часть населения была занята на крупных промышленных предприятиях, причем доля таких рабочих возрастала. Так, если в 1899 г. на харьковских заводах и фабриках трудилось 11,5 тыс. рабочих, то в 1917 г. число рабочих увеличилось до 35 тыс. человек.

Высокая концентрация рабочих на предприятиях, отсутствие социальных гарантий и помощи привели к тому, что в 1900 г. в Харькове состоялась первая в Российской империи массовая первомайская демонстрация, в которой приняли участие более 10 тыс. человек. В период экономического кризиса 1900-1903 гг. в городе насчитывалось 16 тыс. безработных, которые стали фактором возросшей социальной напряженности. Не случайно в начале ХХ в. в Харькове наблюдался активный процесс создания политических партий или их местных отделений. Важно отметить, что в Харькове впервые на украинских землях, входящих в состав Российской империи, возникла украинская партия -- Революционная Украинская партия (РУП).

С Харьковом конца XIX -- начала ХХ вв. связана жизнь многих выдающихся деятелей украинской культуры. Это и украинский писатель, актер и композитор Г. Хоткевич, и художник С. Васильковский, и основатель украинского театра М. Кропивницкий, и драматург Н. Старицкий, и основоположник украинской классической музыки Н. Лысенко и многие другие. Соответственно статусу города происходило его благоустройство, усовершенствование транспортного сообщения, развитие инфраструктуры. Так, в 1871 г. на улицах Харькова появилось газовое освещение, в 1881 г. стала в строй первая очередь городского водопровода, в конце XIX в. в городе была построена первая электростанция, заработали телеграф и телефон. В 1906 г. на улицах появился первый электрический трамвай. Благодаря архитектору А. Бекетову Харьков приобрел свой неповторимый облик. По его проектам в городе сооружено более 40 зданий.

На рубеже ХІХ и ХХ веков в городе начинается строительство крупных зданий: доходных домов, банков, заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. Для обеспечения комплексных проектно-строительных работ появляются частные проектные конторы. В 1893 г. открыта первая из них (С. Загоскин, И. Загоскин, М. Ловцов). С 1858 г. отменяются образцовые проекты, благодаря этому появляются эклектические здания в стиле псевдоготики, неоклассицизма, "кирпичном" стиле и новом стиле "модерн". В это время в Харькове работают архитекторы -- выпускники петербургской и харьковской школ: Б. Михаловский, В. Немкин, В. Величко, Б. Корнеенко, В. Покровский, Б. Покровский, А. Ржепишевский, Ю. Цауне, В. Эстрович и др. Строятся также крупные здания по проектам петербургских зодчих Н. Веревкина, А. Дмитриева, И. Претро, Ф. Лидваля, О. Мунца, А. Шпигеля, И. Васильева.

В начале ХХ в. Харьков превратился в крупный индустриальный и финансовый центр, транспортный узел. В данный период определилась специфика города в общероссийском рынке: Харьков стал центром металлообработки и машиностроения, активно развивалась переработка пищевой продукции.

Октябрьская революция и последующее образование СССР кардинально изменили жизнь Харькова -- из крупного, но провинциального города он превратился в столицу Украины. С декабря 1917 по январь 1918 г. и с декабря 1919 по июнь 1934 г. Харьков сохранял этот статус. Столичное положение Харькова предопределило направленность и темпы перемен во всех сферах жизни города. Несмотря на Первую мировую и гражданскую войны, население города уже в середине 1920-х годов превысило 500 тыс., а к началу 1940-х годов -- 900 тыс. человек.

Промышленные предприятия, специфика производства которых определилась в предшествующий период (металлообработка и машиностроение), получили свое дальнейшее развитие. Были модернизированы старые предприятия (Харьковский паровозостроительный завод и др.) и введены в эксплуатацию новостройки-гиганты (Харьковский тракторный завод и др.), в результате чего Харьков упрочил свое место как центр машиностроения. Относительная удаленность от границ, имеющийся потенциал и политическая стабильность Харькова обусловили то, что город стал центром оборонной промышленности, в том числе таких новых отраслей, как танкостроение и самолетостроение.

Не меньшее значение для судеб города и Украины в целом имел процесс "культурной революции". Столичное положение Харькова предопределило начало очередной волны культурно-национального возрождения, которая здесь нашла свое наиболее яркое воплощение. Имена поэтов В. Сосюры и П. Тычины, писателей М. Хвылевого и О. Вишни, художников Н. Самокиша и Н. Бурачека, режиссера Л. Курбаса, актера А. Бучмы и других вписаны золотыми буквами в летопись украинской культуры.

В это время появляются новые типы зданий и сооружений: дома-коммуны, поселки "нового быта", поселки при заводах, ведомственные кооперативные дома ("Железнодорожник", "Медик", дом писателей "Слово" и др.), а также рабочие клубы, театры, стадионы.

Именно в столичном Харькове получил широкое развитие такой архитектурный стиль, как конструктивизм. Здание Госпрома -- первого цельнобетонного высотного сооружения в СССР и сегодня служит "визитной карточкой" города.

Попытки придать культуре новое понимание, а также потребности быстрорастущей промышленности обусловили возникновение разветвленной сети высших учебных заведений, научных и проектных институтов. В 1920-1930-е годы Харьков стал ведущим научным центром Украины. На 1940 г. в Харькове насчитывалось 36 вузов и 46 научно-исследовательских институтов. Концентрация научных сил и внимание властей к состоянию науки привело к тому, что харьковские ученые стали во главе многих научных направлений и школ. Рост населения при столичном статусе города обусловил интенсивное жилищное строительство.

В 20-30-е годы ХХ в. в Харькове было построено 2 млн. кв. м жилья. Был создан крупнейший промышленножилой район на востоке города (район ХТЗ), шла реконструкция центральной части Харькова. Памятником этой эпохи является площадь Свободы -- самая большая площадь Европы.

Изменение статуса города в 1934 г., превращение его из столицы в областной центр несколько затормозило развитие Харькова, однако город сохранил за собой значение второго города Украины. В 1931-1936 гг. институтом Гипроград (архит. А. Касьянов, инж. А. Эйнгорн) был разработан план развития Харькова; в последующие годы здесь разработаны генеральные планы 28 городов Украины (в т. ч. Киева в 1934 г.), а также нескольких городов Белоруссии и г. Ташкента.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для города и его жителей. Харьков дважды переходил из рук в руки. Это был самый крупный промышленный центр и транспортный узел СССР, который удалось захватить немецко-фашистским оккупантам.

В годы войны Харьковщина понесла огромный материальный ущерб (было разрушено более 500 промышленных предприятий, коммунальное хозяйство, транспорт), но еще более тяжелыми выглядят людские потери. На момент освобождения в городе осталось лишь 20 % населения, проживавшего здесь в довоенный период.

В сентябре 1943 г. был основан проектный институт Горпроект (Харьковпроект), задачей которого стало восстановление города.

К 1945 г. восстановлено 600 предприятий, водопровод, транспорт. В эти годы открыт театральный институт, восстановлено книгоиздательство, построен плиточный завод и завод дорожных машин. Завершен новый план развития города. В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня, построено более 700 000 кв. м жилья, восстановлена железная дорога.

В 50-80-е годы ХХ века, несмотря на разрушительные последствия Второй мировой войны, г. Харьков оставался крупным индустриальным и научным центром. Технологический переворот 50-х годов усилил научно-производственный потенциал Харькова. Впрочем, на этапе гонки вооружений большинство предприятий машиностроительной отрасли так или иначе были включены в военно-промышленный комплекс СССР. Это привело к тому, что промышленные предприятия города еще в большей степени, чем в других регионах, стали частью жесткой централизованной системы управления.

В 1952 г. на месте разрушенного в годы войны вокзала построен новый, в 1955 г. в Госпроме открыт телецентр, а в 1957 г. начал работу Харьковский планетарий.

С конца 50-х годов после принятия новой жилищной программы начинается быстрый рост новых жилых массивов: Павлова Поля, Новых Домов, Селекционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1 млн. человек.

В 1960 г. был утвержден новый генеральный план развития города, спланировано строительство Салтовского жилого массива.

15 июля 1975 года введена в строй первая линия Харьковского метрополитена (в 1984 г. -- вторая, в 1995 -- третья). В 80-е годы продолжается строительство новых жилых массивов: Салтовского, Роганского, Холодногорского, Алексеевского, население города в этот период достигает 1 млн. 440 тыс. человек.

По численности населения, индустриальному, научно-техническому и культурному потенциалу Харьков ненамного уступал Киеву и в эти годы практически претендовал на роль второй столицы Украины.

Качественно новый этап истории города начался с момента провозглашения независимости Украины. Новые политические условия, усугубленные экономическим кризисом, существенно повлияли на развитие города Харькова. Однако наличие мощного промышленного комплекса, научного потенциала и квалифицированных кадров создало необходимые условия для развития новой системы хозяйствования и движения вперед.

Выводы

Сегодня Харьковский регион по выпуску промышленной продукции занимает 6 место среди регионов Украины, удельный вес промышленного производства составляет 5,5 % от его общего объема. Основу производственного потенциала составляют предприятия высокотехнологических отраслей: энергомашиностроение, электротехническая промышленность, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиакосмическая промышленность. Продукция многих харьковских предприятий, в том числе такая наукоемкая, как современные танки и самолеты, известна на мировом рынке.

По научному и образовательному потенциалу Харьков занимает второе место в Украине. В среднем за год осуществляется подготовка более 33 тыс. специалистов, что обеспечивает высокий уровень квалификации трудовых ресурсов региона.

Новый генеральный план развития города, разработанный специалистами киевского института "Гипроград", рассчитан до 2026 г. Его суть состоит в обеспече-нии комплексного, планомерного, экономически целесообразного развития инфраструктуры города.

Таким образом, за свою 350-летнюю историю г. Харьков прошел путь от полкового города-крепости до крупного индустриального центра Восточной Европы. Выгодное природно-географическое положение, образовательный, научный и кадровый потенциал на протяжении всей истории города создавали надежную основу для поступательного развития, для сохранения преемственности. История города Харькова -- яркий пример сочетания разнообразных факторов, которые на тех или иных этапах обусловливали как специфику города, так и перспективы его будущего развития.

Список использованной литературы

1. Багалій Д.І. "Історія Слобідської України". - Харків, 1993.

2. Багалій Д.І., Міллер О.П. "Історія міста Харкова (1655 - 1905) за 250 років його існування". В 2-х т. - Харків, 1995.

3. Дяченко Н.Т. "Улицы и площади Харькова. Очерк". Изд. 4-е, исправленное и дополненное. - Харьков, 1977.

4. Лейбфрейд Я.Ю., Полякова Ю.Ю. "Харьков от крепости до столицы: заметки о старом городе". - Харьков, 1998.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать