Царствование Алексея Михайловича в "Истории России с древнейших времён" (С.М. Соловьёв)

Царствование Алексея Михайловича в "Истории России с древнейших времён" (С.М. Соловьёв)

Министерство образования

и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Реферат-рецензия на тему:

Царствование Алексея Михайловича в “Истории России с древнейших времён” Сергея Михайловича Соловьёва

Работу выполнил

ученик 119 группы

общеэкономического факультета

Воротников М.П.

2010

Царствование Алексея Михайловича в “Истории России с древнейших времён”

Сергей Михайлович Соловьёв и "История России с древнейших времён."

Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879) - крупнейший и самый знаменитый историк России - родился в Москве в семье священника. Глубоко религиозное воспитание глубоко отразилось на формировании личности будущего учёного и сказалось на том, какое значение он придавал религии в жизни народов, в особенности, когда дело касалось православия и России.

Интерес к области знаний, которой предстояло стать делом всей его жизни, обозначился у Соловьёва очень рано: к тринадцати годам он успел перечитать капитальный труд Н.М. Карамзина (1766-1826) "История государства Российского" не менее десяти раз.

В 1838 году Соловьёв поступил в Московский университет. Годы учёбы на первом отделении философского факультета (1838-1842) прошли у Соловьёва под сильным влиянием Т.Н. Грановского(1813-1855), профессора всеобщей истории, одного из основателей русской школы изучения европейского средневековья. Курс Грановского постепенно привёл Соловьёва к убеждению о необходимости изучать русскую историю в контексте общемировых процессов, отказавшись от соблазнительной мысли об обособлённости российского пути развития. Именно под влиянием лекций Грановского у Соловьёва возникло стремление рассматривать исторические события в непосредственной связи с духовной жизнью эпохи и устойчивый интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы, который не покидал его на протяжении всей научной деятельности.

Закончив университет в 1842 году, Соловьёв отправился в поездку за границу в качестве домашнего учителя семьи графа А.П. Строганова. В течении двух лет он побывал в Германии, Бельгии, во Франции и в Чехии, слушал лекции многих именитых европейских учёных - выдающегося философа Фридриха Шеллинга (1775-1854), историка Леопольда Фон Ранке (1795-18860, географа Карла Риттера (1779-1859), широко применявшего географический фактор в объяснении исторических судеб народов. Это отразилось "Истории России с древнейших времён": "Задолго до начала нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут "отцом истории", посетил северные берега чёрного моря; верным взглядом взглянул он на страну, на племена, в ней жившие, и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны.

Прошло много лет, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство, но явление, замеченное Геродотом, остаётся по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям. " - Так начинает свой труд великий историк.

Вскоре после возвращения из-за границы в 1845 году он блестяще защитил магистерскую диссертацию "Об отношениях Новгорода к великим князьям" и стал преподавать в Московском университете русскую историю. Свою вторую книгу "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома" соловьёв защитил в качестве докторской диссертации. В 1866 году его слушателем стал наследник престола, будущий император Александр ІІІ.

Согласно концепции Соловьёва, исследователь должен "не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм; не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию".

Эта концепция, воплощённая в "Истории России с древнейших времён", оказала громадное влияние на последующее развитие русской историографии. Прежнее деление на эпохи, основанное на внешних признаках, лишённое внутренней связи, потеряло смысл; его заменило членение истории по стадиям развития. Постепенный переход родового быта в государственный, последовательное превращение племён в княжества. а княжеств в единое государственное целое - вот, по мнению Соловьёва, основной вектор движения русской истории.

Государство по Соловьёву - это сам народ, нация в её развитии; одно неотделимо от другого. История России, таким образом, - это история государственности, но не правительства и его органов, как полагал Карамзин, а жизни народа в целом, во всех её общественно значимых проявлениях. Главный труд всей жизни Соловьёва, "История России с древнейших времён" как раз и представляет собой последовательную реализацию этой теории на конкретном историческом материале.

Около тридцати лет работал С.М.Соловьёв над этим трудом, славой его жизни и гордостью российской исторической науки. Окончательный объем этого труда - 13000 страниц.

Значение царствования Алексея Михайловича

Царствование Алексея Михайловича продолжалось тридцать один год (1645-1676). С.М. Соловьёв называет его знаменитым: "Издание Уложения, присоединение Малороссии, подвиги русских людей в Северной Азии, расширение дипломатических сношений от Западного океана до Восточного, от Мадрида до Пекина, Никоново дело, раскол, Разинское и Соловецкое возмущения - вот крупные явления, которые должны оправдать употребленное нами выражение знаменитое царствование. Но знаменитость была дорого куплена; Алексей Михайлович получил от отца тяжелое наследство". О каком же наследстве говорил историк? - В 1634 году был потерян Смоленск, что неотвратимо предопределяло новую войну с Речью Посполитой. Малочисленное население России находилось в бедственном положении, посему неудивительно, что бунт произошёл уже через три года после воцарения Алексея Михайловича, "когда появилась возможность обвинять в народных бедствиях не царя, но боярина-правителя." Огромные размеры земли русской делали собственно землю не слишком ценным ресурсом, в сравнении с людскими. Землёй жаловали за службу, но для её использования нужен был мужик. Учитывая уровень экономического развития России 17 века, можно сказать, что правительство могло только прикрепить работника к земле. Это обстоятельство и есть причина окончательного закрепощения крестьян в царствование Алексея Михайловича.

Впрочем, развитие права и экономики не стояло на месте. В отношении первого появилось Соборное Уложение, немевшее замены почти 200 лет, в отношении второго был принят протекционистский торговый устав, развивались мануфактуры, образовался всероссийский рынок, появился купеческий приказ. но и на мануфактурах использовался труд крепостных и ссыльных. Торговые люди были неграмотны, но появлялись на русской земле уже учителя - довольно образованные люди: Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич.

Многое, пришедшее из старины спокойно доживало свой век при Алексее Михайловиче, поэтому Соловьёв считает конец его царствования концом Древней Руси: "здесь мы заканчиваем историю Древней России". Так, Россия при Алексее Михайловиче была ещё страной сословно-представительной монархии, поскольку созывались земские соборы, существовала сильная боярская дума, родовая знать, вотчины. Но в Сборном Уложении царь определялся как самодержавный и наследственный монарх. На примере раскола и конфликта патриарха с царём мы можем убедиться в том, что церковь уже не могла быть на первом месте в государстве. Это в будущем дало возможность приглашать у европейских учёных-иноверцев. Но уже во времена Алексея Михайловича происходил конфликт поколений, уже тогда имелись желавшие образования молодые люди, как, например, знаменитый при Петре Феофан Прокопович.

Смена эпохи охарактеризовалось "бунташным веком" - много крови пролилось во время царствования второго Романова. Перерождавшейся России нужно было бороться, как с внутренними опасностями, так и с внешними. Так описывает С.М. Соловьёв сложность положения России в то неспокойное время: "Бедное государство истощило свои средства, чтобы приготовиться к войне, и сначала успех оправдал пожертвования; но скоро за тем язва, шведская война, малороссийские волнения, на востоке поднимаются варварские народцы. Казна истощена вконец, ратные люди бегут от голоду и холоду; попробовали прибегнуть к кредиту, но медные деньги упали в цене и московская чернь опять подняла бунт. Андрусовское перемирие прекратило бедствия тринадцатилетней войны; но надолго ли успокоилось государство? В 1667 году заключено Андрусовское перемирие и в 1667 же году поднимается Разин, а в 1668-м поднимается Брюховецкий, в малороссийских городах козаки режут московских воевод и ратных людей, а на севере вспыхивает Соловецкое возмущение. В 1671 году задавлен был Разинский бунт, а в 1672-м турки взяли Каменец и держали Москву в постоянной тревоге до конца царствования. После этого мы не будем удивляться медленности, нерешительности правительственных распоряжений относительно движения войск, малочисленности последних, их дурного состояния, вследствие которого большая цифра была только на бумаге, а не на деле; надобно удивляться, как бедное государство могло выдержать такой ряд ударов, ряд войн?

Действительно, иностранцы удивлялись, как могло Московское государство так скоро оправляться после поражений, подобных конотопскому, чудновскому? Дело объяснялось сосредоточенностью власти, единством, правильностию, непрерывностию в распоряжениях. Медлили, уклонялись от исполнения, не умели что-нибудь исполнить; но жалоба на эту медленность, уклонение и неуменье шла в Москву, и отсюда повторялся указ великого государя однолично сделать не измотчав; отвечали, что негде взять чего-нибудь: шел указ искать там и там; опять медлили - шел указ с угрозою опалы и жестокого наказанья, и дело наконец делалось. Начали строить корабль, ничего не приготовивши; мы видели, как строили; но выстроили же!

При этом, однако, не должно забыть и счастливой случайности. Мы видели, что в царствование Алексея Михайловича Московское государство было поражаемо рядом ударов, один за другим следовавших. Но это-то и важно, что удары следовали один за другим: бунты новгородский и псковской произошли через год после Московского, когда в столице все уже было тихо и совершены были важные перемены, успокоившие народонаселение центральных областей, следовательно, правительство имело возможность сосредоточить свое внимание на северо-западе. Разин поднялся, когда была окончена война с Польшею; он поднялся в 1669 году; в следующем году поднялся Брюховецкий; но Разин в это время ушел на Каспийское море, дал Москве досуг устроить малороссийские дела и поднял второй бунт, когда уже в Малороссии было все спокойно, когда, следовательно, большая часть военных сил могла быть двинута на восток. Турки начали грозить, когда уже все было кончено с восточным козачеством."

В итоге мы можем говорить о том, что царствование Алексея Михайловича твёрдо поставило Россию на ноги, провальной Ливонской войны и опричнины, Смутного времени, тяжёлого царствования Михаила Фёдоровича и, облачённое ещё в старину, указало ей новое направление развития, на реформы, науку, что было уже делом нового богатыря, как называл его историк - Петра Великого.

Характер и личность Алексея Михайловича

Алексей Михайлович вполне соответствовал своему прозванию "Тишайший". Мало кто из монархов того времени обладал таким мягким характером, будучи однако способным к решительному действию. С.М. Соловьёв так описывает царя: "Новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большей живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению." Действительно, Алексей Михайлович старался поступать во всём так, как должно христианину. Сохранял простоту отношений со знатью: "Много прошло времени с тех пор, как старший князь в роде княжеском стал великим государем, царем московским и всея Руси, но простота первоначальных отношений его к окружающим, к ближним людям не исчезла. Около дворца великого государя, в самом Кремле, потом в других лучших частях Москвы, в Китае и Белом городе, в домах пообширнее других, окруженные бедными родственниками, знакомцами и многочисленною крепостною дворнею, живут знатные люди разных чинов, более или менее близкие к царю. Это старинная дружина княжеская; слово исчезло, но основной характер остался, характер военный: все это ратные люди, члены дружины, старшие и младшие; им поручаются, как и в старину, разные гражданские должности, но при этом они не теряют своего постоянного, военного характера".

Но Алексея Михайловича нельзя назвать нерешительным или слабым. Личность Царя полностью сформировалась во время тринадцатилетней войны, когда ему приходилось сталкиваться с непостоянностью военного успеха, самостоятельно руководить армией осаждающей Смоленск. Тогда-то и пришлось столкнуться Никону, находившемуся в незаконном положении государя, с проявлением государевой воли. Однако и тогда совесть не давала покою "Тишайшему" царю: " Когда дело кончилось, приговор был произнесён - и вместо святейшего патриарха, великого государя Никона, в воображении царя явился бедный монах Никон, ссыльный, в холодной пустыни Белозерской, гнев прошёл, прежнее начало пробуждаться, Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе царя поднимался вопрос: по-христиански ли поступил он? Не должен ли он искать примирения с Никоном, хотя и не был вправе изменять приговора соборного?"

" Бесспорно, Алексей Михайлович представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских. Иностранцы, знававшие Алексея, не могли высвободиться из-под очарования его мягкой, человечной, благодушной природы. Эти черты характера выставлялись еще резче, привлекали тем большее внимание и сочувствие при тогдашней темной обстановке. «Изумительно, - говорили иностранцы, - что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Простое, патриархальное обхождение русского самодержца с подданными тем более должно было поражать иностранцев, что в Западной Европе оно уже исчезало: там был век Людовика XIV! Особенную мягкость, особенную привлекательность природе Алексея, поступкам его сообщала глубокая религиозность, которая проникала все его существо. Но, напоминая отца мягкостию природы, Алексей, с другой стороны, напоминал знаменитого сына своего живостию, восприимчивостью, страстностию, был очень вспыльчив, и когда человек, возбудивший гнев его, был к нему близок, то, по тогдашнему обычаю, Алексей расправлялся с ним собственноручно, смирял, и это, как мы видели, не считалось посягновением на честь; цесарский посол Майерберг, который так восхищается характером царя Алексея Михайловича, описывает следующие случаи. Когда узнали в Москве о поражении Хованского и Нащокина в 1661 году, царь созвал Думу и спрашивал, что делать? какими средствами отбиться от страшного врага? Начинает говорить тесть царский, боярин Илья Данилович Милославский: «Если государь пожалует, даст мне начальство над войском, то я скоро приведу польского короля пленником». Ничто так не раздражало царя Алексея, как хвастовство и самонадеянность; он вышел из себя: «Как ты смеешь, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном? Когда ты ходил с полками? Какие победы показал над неприятелем? Или ты смеешься надо мною?» Словами дело не кончилось: гневный царь дал пощечину старому тестю, надрал ему бороду, выгнал его пинками из комнаты и захлопнул двери. "Здесь можно особенно выделить то, что соловьёв сближает Алексея Михайловича со своим великим сыном.

Что касается наружности, Алексей Михайлович имел кроткие черты лица, был бел, краснощёк, с красивою бородой, тёмнорусый, крепкого телосложения. Иногда ночи проводил в горячих молитвах, увлекался охотой, но был полон. Кроме того Алексей Михайлович был очень хорошо образован по тем меркам, любил читать и писать. Ещё одно его несомненное качество - умение выбирать людей.

Читая Соловьёва, можно заметить его однозначно положительную оценку Алексея Михайловича. Историк сравнивает его с Петром І, как бы забывая, на мой взгляд о том, что Алексей Михайлович почти ничего не сделал для преобразования, обновления культуры России, по-прежнему закрывая всё в старине. Давался отпор прогрессивным силам, обличавшим такие пороки, как пьянство, невежество, варварство, необразованность. Так за подобные обличения был сослан в Сибирь Юрий Крижанич. Случались и казни, подавления бунтов. Вообще очень интересным мне представляется сочетание понятий "бунташный век" и "Тишайший" царь. Однако всё же бесспорным мне представляется то, что "Тишайший" царь оказал замечательное воздействие на историю России.

Окружение молодого царя

"Воспитателем был боярин Борис Иванович Морозов, проведший при нем безотлучно тринадцать лет. Молодой Алексей сильно привязался к своему воспитателю; царь Михаил также очень любил и уважал Морозова и, умирая, поручил ему сына. Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб подчинить свои частные интересы общему. В самом начале царствования можно было видеть, что правление находится в руках человека, умеющего распоряжаться умно и с достоинством: немедленно были решены два тяжелых дела, оставшихся от предшествовавшего царствования: королевич Вальдемар был с честью отпущен в Данию, Луба - в Польшу. Самое сильное влияние после морозова оказывал думный дьяк Назар Чистой, бывший прежде купцом в Ярославле.Морозов и Чистой пользовались, как говорят, советами заводчика Виниуса: первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела."

Здесь можно заметить, что первые годы царствования Алексей Михайлович не имел непосредственной власти, не распоряжался самостоятельно делами, но около него находились грамотные люди. в частности хороший управленец Морозов, к которому Алексей Михайлович был предан до смерти боярина в 1661 году. Кроме того, юный царь не оказался в положении Ивана Грозного, не был свидетелем борьбы за власть, а значит, его сердце не было ожесточено. Однако при таких обстоятельствах нашлось немало желающих нажиться, то были: И.Д. Милославский, судья земского приказа Леонтий Плещеев, пушкарского - Траханиотов. Это неизбежно вызвало волнения народа и "Соляной бунт", в ходе которого Алексею Михайловичу пришлось впервые себя проявить.

Ещё более царь проявил себя, когда не успокоился по прекращению бунта, а решил бороться с его причинами - вскоре появилось "Соборное Уложение".

Вскоре, после ухода Морозова на второй план, его место занял Никон - священник, на которого особое внимание обратил сам молодой царь, когда тот был в Москве. По своей молодости и религиозности Алексей Михайлович быстро подпал под сильное влияние Никона. В 1652 году Никон был избран в патриархи на своей правде, причём царь, лёжа на полу в Успенском соборе вместе с толпой и боярами, умолял Никона принять этот пост. Никон спрашивал: Будут ли почитать его как архипастыря и отца, и дадут ли ему устроить церковь?- Все клялись, что будут. Наверное здесь Никон впервые проявил перед всеми свой властный характер, что приведёт в дальнейшем к известному конфликту.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать