Цивилизация Древнего Востока. Древняя Вавилония
абами владели храмы, частные лица, а также царь. В храмовых хозяйствах работали сотни рабов, состоятельные граждане владели тремя - пятью рабами. Крупные деловые дома владели десятками, а иногда даже сотнями рабов. Однако в количественном отношении рабов было меньше, чем юридически свободных. Когда хозяева не могли использовать труд рабов в своем хозяйстве или считали невыгодным, рабы нередко получали некоторое имущество (пекулий) с уплатой определенного оброка своему хозяину. Пекулий состоял из движимого (деньги, скот и т.д.) и недвижимого (поля, дома) имущества, собственником которого был хозяин раба. Этим имуществом раб должен был воспользоваться, прежде всего, в интересах своего господина. Величина оброка раба господину колебалась в зависимости от имущества раба, но в среднем в денежном исчислении он составлял 12 сиклей (85 г.) серебра. Для сравнения можно отметить, что такую же сумму составляла средняя годовая плата взрослого наемного работника, независимо от того, был ли он свободным или нет. Сам раб стоил около 60 - 90 сиклей серебра.

Длительное развитие классового общества в Месопотамии привело к существованию сложных и внешне противоречивых форм общественной жизни. Так, в I тысячелетии до н.э. в Вавилонии было немало рабов, имевших семьи, владевших домами и значительным имуществом, которым они могли распоряжаться, например, закладывать, сдавать в аренду или продавать. Рабы могли также иметь свои печати, выступать свидетелями при заключении различных деловых сделок. Кроме того, они могли судиться со свободными, разумеется за исключением своих хозяев. Неудивительно, что такие рабы покупали для работы в своих хозяйствах других рабов, а также нанимали других рабов и свободных. Однако, эти богатые рабы не могли выкупиться из рабства, так как право отпуска раба на свободу во всех случаях принадлежало исключительно хозяину. И чем богаче был раб, тем невыгоднее было хозяину отпускать его на свободу.

Естественно, в таком относительно привилегированном положении находилось меньшинство рабов, а большая их часть работала под присмотром своих хозяев и не владела никаким имуществом. Наиболее непокорных рабов, неоднократно совершавших побеги, держали под особым надзором в специальных работных домах, где был установлен тюремный режим.

Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям, с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Тех свободных граждан, кто помогал беглым рабам скрыть рабские знаки или укрывал их в своем доме, ждала суровая кара: от отсечения руки до смертной казни. За поимку беглого раба полагалось вознаграждение.

В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан противоречило интересам самого государства. Этот процесс приводил к уменьшению численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев, из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.

Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности.

Существование института рабства накладывало глубокий отпечаток на социальные отношения, идеологию, право и психологию общества.

Восточные государства-деспотии, их судопроизводство и право

Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Обширным был фонд царских земель. Они либо сдавались в аренду, либо обрабатывались «ишшаккумами» - работниками подневольного труда, которые не владели средствами производства, получали зерновое довольствие, жили с семьями на царской земле и не имели права ее покинуть.

Сформировалось судебное ведомство - царский суд, выполняющий все судебные функции и заменивший собой храмовый суд, суд общины или суд квартала в городе, но все же некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они сохранили. Судьи объединялись в коллегии, им подчинялись глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал.

Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром, натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.

Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум. Их права и обязанности были определены в 16 статьях Законов Хаммурапи. Как уже было сказано, воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации «шакканакку» имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин - «рабианум». Сурово боролись в административном аппарате со взяточничеством, подкупом, недисциплинированностью, леностью.

Создание централизованного вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое отражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга - творца вселенной и людей, царя богов.

Древнейшие в истории человечества правовые памятники сохранили для нас первые и, подчеркнем, самые трудные шаги юриспруденции. В этом - их непреходящая ценность. Один из таких памятников и, пожалуй, самый известный - Законы Хаммурапи.

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст Законов Хаммурапи носил «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Законы Хаммурапи уделяли много внимания наказаниям за различные проступки и преступления - от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления Законы Хаммурапи назначали квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью, сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа. В остальных случаях Законы устанавливали либо наказание по принципу талиона («зеркального», т.е. наказание равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган.

От царского имени, хотя и автоматически, объявлялось помилование пойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Как свидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы, связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна было доказывать свои убеждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду Реки, и если он тонул, считалось, что Река (т.е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным. Клятва богам, по тогдашним представлениям, неминуемо привлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основание для оправдания, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

Общее и особенное в развитии стран Ближнего Востока

История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока
- это история формирования и развития древнейших в мире цивилизаций.

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

Централизованная экономика, широкий спектр отношений зависимости, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства - все это можно видеть в Древнем Египте.

Государственное и частное землевладение, частный сектор в экономике, сильные в хозяйственном и политическом отношении города, с которыми приходилось считаться вавилонским царям, наличие границ, открытых для вторжения в долину Двуречья воинственным соседям, характерны для общества Месопотамии.

Ярко выраженный военный характер ассирийского общества и государства, государственное объединение всего Ближнего и частично Среднего Востока под властью персов - неповторимые явления древневосточной и мировой истории.

Кастовая система, раздробленность, приведшая к сосуществованию различных форм политической организации - от монархии до республиканских образований при наличии культурного единства страны, - отличают цивилизацию Древней Индии от соседнего Китая с его оригинальной системой социальных рангов и деспотическим централизованным государством.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец IV-III тысячелетие до н.э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизованных центра - египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

Одновременно в течение III тысячелетия до н.э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование социально-расчлененного общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока, - в Северной Месопотамии, в Иране, на юге Средней Азии, в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются ремесла, формируются местные городские центры. Этому в немалой степени способствуют торговые и культурные связи с Египтом, Месопотамией и Северо-Западной Индией. Так к концу первого периода постепенно складывается система классовых обществ разного уровня развития, охватывающая обширную территорию от Восточного Средиземноморья до Индостанского полуострова.

Очаги первых цивилизаций с их городами, монументальной архитектурой и письменностью образовывали зону интенсивного развития. Их соседями были племена, развивающиеся замедленными темпами, но находящиеся в тесном взаимодействии с этими центрами. На периферии древневосточного мира, протянувшейся от степей Аравийского полуострова до Северного Кавказа и степного пояса Центральной Азии, все большее значение приобретают подвижные и воинственные скотоводческие племена.

Во вторую эпоху (II - первая половина I тысячелетия до н.э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н.э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но уже, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы;

В III тысячелетии до н.э. некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях - начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Также усложняется картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство. Делаются попытки повысить рентабельность труда подневольных работников, заинтересовать их в его результатах. Наиболее дальновидные представители правящих классов стараются смягчить социальные противоречия, ограничить их крайние проявления, что, например, нашло отражение в законодательстве вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Однако эти временные реформы в итоге приводят лишь к обострению социальных конфликтов и внутренней борьбы. Так, в Египте мощное восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н.э. серьезно потрясло все государство. Идет борьба и между отдельными группировками правящего класса за увеличение своей доли власти и богатства.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н.э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV-XIV вв. до н.э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье. Египет эпохи Нового царства, по существу, представлял собой мощную военную державу, процветающую за счет ограбления соседних стран. Именно в это время создаются наиболее величественные памятники египетской архитектуры. В ходе беспрерывных войн, взимания с побежденных колоссальной дани, а иногда и прямого ограбления покоренных стран происходит как бы насильственное перераспределение прибавочного продукта в масштабах всего переднеазиатского региона. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей. В этом отношении весьма характерно формирование в IX-VII вв. до н.э. великой Ассирийской державы. Опираясь на лучшие для своего времени вооруженные силы, ассирийские цари последовательно проводили по отношению к покоренным странам и народам политику «тяжелой дани», уничтожения селений, массовых убийств, что неизбежно вело к обнищанию, вызывало волнения и восстания. Недаром у народов Древнего Востока Ассирия именовалась «логовищем львов», а ее столица Ниневия - «городом крови». Создаваемые таким образом военно-административные объединения не представляли собой прочных государств. Вставшее во главе объединения государство более стремилось к грабежу, чем к развитию своего хозяйства.

Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Носителями этих тенденций становятся городские центры, особенно в Вавилонии и Финикии. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия н.э.) - это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI-IV вв. до н.э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н.э. устанавливаются регулярные отношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральные азиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий - буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океанов.

Для социально-экономической характеристики эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается и товарность хозяйства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают широкое распространение и в Ахеменидской державе, и в циньском Китае, и в индийской империи Маурьев. Развитие товарно-денежных отношений в ряде случаев встречает полную поддержку правительства, проводящего политику активного градостроительства, заботящегося о развитии и охране дорог и торговых путей. Рабский труд еще сохраняет свое значение, и древние источники дают достаточно детальную классификацию рабов: военнопленные, рабы по рождению, кабальные рабы, рабы по наказанию и многие другие категории. Одновременно в производстве используются и наемные работники из числа обедневших общинников, практикуется сдача земельных участков в аренду. Исподволь идет наступление крупных землевладельцев на свободных общинников, постепенное превращение их в феодально-зависимых крестьян. Сопротивляясь закабалению, общинники поднимают восстания. Иногда предпринимаются реформы для поддержания общины, но в классовом обществе они имели утопический характер.

При рассмотрении огромной зоны древневосточных обществ особенно ярко видны черты специфики в развитии отдельных стран, их этнических и культурных особенностей, исторических судеб. В Передней Азии поражение Персидского государства в столкновении с Грецией привело к своеобразному синтезу традиций двух регионов в форме эллинистических государственных образований, синтезу, давшему особенно плодотворные результаты в сфере культуры. Эллинистические государства в ряде случаев сравнительно скоро приобрели черты деспотической монархии. В Индии тенденции к созданию крупных государств получили реальное воплощение к середине I тысячелетия до н.э.

Приблизительно в это же время начинается интенсивный процесс создания крупного централизованного государства и в Китае с характерными чертами деспотической монархии. Специфической чертой развития Индии является общинно-кастовая система, в то время как в Китае значительную роль в общественной жизни играл традиционализм сословных рангов. В рассматриваемую эпоху особенно отчетливыми становятся и черты кризиса традиционных форм эксплуатации, в обществе начинается их внутреннее перерождение. Специфическая организация древневосточного общества логически подходила к своему концу. Крушение крупнейших держав - Кушан, Парфии, ханьского Китая, как и крушение Римской империи, в известной мере означало конец древней эпохи, на смену которой шел феодализм.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синухета», страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае - вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Используемая литература

1.
Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Ч. I-II.

2. История Древнего Востока. Ч.I. Месопотамия. Под ред. Дьяконова И.М.М., 1983.

3. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1999.

4. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983.

5. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.

6. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1980.

7. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать