Чеченский феномен: закончена ли война?
p align="left">В феврале - марте 1996 года обстановка на Северном Кавказе еще больше накалилась. В феврале была проведена операция федеральных сил по ликвидации дудаевских боевиков в поселке Новогрозненский на востоке Чечни. В начале марта обстрелу и бомбежке подверглась станица Серновск. С 6 по 9 марта в Грозном начались кровопролитные уличные бои между просочившимися в город боевиками (до 1000 человек) и военнослужащими ВДВ и внутренних войск, а также сотрудниками внутренних дел.

11 марта бывший командующий Северной группировкой войск в Чечне председатель комитета Госдумы по обороне Лев Рохлин назвал позором то, что произошло в мартовские дни в Грозном, когда проникшие в него боевики, по сути, вновь вынудили федеральные войска освободить город. Лев Рохлин обвинил в непрофессионализме силовых министров, высказавшись одновременно против каких-то переговоров с Дудаевым.

Понимая бесперспективность военного пути решения этой старейшей проблемы, Б.Н.Ельцин принял 5 марта 1996 года решение о создании при президенте РФ рабочей группы по завершению боевых действий и урегулированию ситуации в Чечне. Руководителем этой группы он назначил члена Президентского совета Эмиля Паина. Через 10 дней Совет безопасности России утвердил программу урегулирования чеченского кризиса.

Однако обстановка все более обострялась, противостояние федеральных войск и чеченских боевиков усиливалось, боевые действия не прекращались. Они еще более усилились после убийства Д. Дудаева.

Многие политики требовали принять решительные меры по прекращению кровопролития в Чечне. План политического урегулирования в Чечне, объявленный президентом Б.Ельциным еще в 1996 году, предусматривавший ведение переговоров через посредников, реализован не был. После смерти Д.Дудаева Б.Ельцин заявил о своем решении вести переговоры с его преемником, З. Яндарбиевым. 27 мая 1996 года в Москву для переговоров прибыла чеченская делегация во главе с Яндарбиевым. В тот же день в Кремле был подписан документ о прекращении огня в Чечне с 1 июня 1996., об освобождении всех насильственно удерживаемых лиц и о возобновлении работы двусторонних Комиссий, созданных летом 1995 года.

Следует заметить, что министр обороны РФ генерал П. Грачев на этих переговорах не присутствовал, что дало основание некоторым иностранным и российским политикам высказать предположение о том, что П.Грачев выразил, таким образом, свое несогласие с подписанным документом.

В связи с этим соглашением многие политические деятели, прежде всего из оппозиции, поставили вполне правомерный вопрос - почему такое соглашение не могло быть подписано раньше, и таким образом не были спасены жизни десятков тысяч российских солдат. Однако столкновения между федеральными войсками и чеченскими боевыми формированиями продолжались.

В августе 1996 года Секретарем Совета безопасности РФ А. Лебедем и представителем Чечни А. Масхадовым были подписаны так называемые Хасавюртовские соглашения о прекращении военных действий. А 23 ноября 1996 года, спустя два года после начала чеченской войны в Москве председатели Российского и Чеченского правительств Виктор Черномырдин и Аслан Масхадов подписали временное соглашение о взаимоотношениях Федерального центра и Чечни, действие которого было рассчитано на двухмесячный период.

В этот же день президент Б.Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению дальнейшего мирного урегулирования в Чеченской республике», предусматривающий вывод с территории Чечни последних подразделений МВД РФ и Министерства Обороны.

Таким образом, к 27 января 1997 г. - дню выборов в Чечне президента и парламента, на территории Чечни не должно остаться ни одного российского подразделения. Чеченское руководство, которое добивалось полного вывода всех российских войск и составило этот вопрос в ходе всех этапов переговоров, добилось удовлетворения своих требований [6, С. 549].

Большинство политиков расценило это событие как полное окончание чеченской войны.

Правительство РФ запоздало заявило о своем решении вести переговоры, но реально ни одно из договоренностей выполнено не было. У федеральных властей отсутствовала какая-либо продуманная политика. Конфликт не был разрешен, а только затянулся.

2. Новый мученик за Христа.

Чеченская война 1994 - 1996 гг. не прошла бесследно не только для государства, но и для тысяч матерей, потерявших своих сыновей в этой кровопролитной резне.

О мученическом подвиге 19-летнего воина - пограничника Евгения Родионова из Подмосковья сообщалось в журнале «Русский дом» (№ 1, 1999г.), и многие православные откликнулись на это исключительной важности сообщение.

25 июня 1995 года Женя в последний раз ушел из дома, из поселка - его взяли в армию. Идти в армию не хотелось, но долг - это все. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос не стоял.

Служить Женя попал в пограничные войска, чем очень гордился. Три месяца учебки, три месяца спецподготовки, а потом всех из воинской части отправляли в «горячие точки»: в Таджикистан, в Дагестан, в Ингушетию, в Чечню.

13 января 1996 года Женя улетел в командировку под командование Назранского погранотряда, воинская часть 2038.

Командировка была рассчитана на 6 месяцев, хотя все ребята задержались там почти на девять. У части к Родионову не было никаких претензий, он все выполнял очень добросовестно, прилежно. Из него получился очень хороший, ответственный солдат [7, С. 171].

В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года тогда еще 18-летний Евгений Родионов, вместе с тремя своими однополчанами (Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев), нес караульную службу на незащищенном открытом посту на чечено-ингушской границе. Их подразделение было переброшено сюда из Калининградской области всего за месяц до того. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять на поражение - только после предупредительного выстрела вверх. Все это в условиях чеченского беспредела.

Ребята были взяты бандитами, проезжавшими на санитарке, вооруженными до зубов чеченцами. В плен они попали по халатности офицеров. Тех офицеров, которые прежде, чем обеспечить безопасность солдат, первым делом построили баню. Первой задачей для офицеров должно быть - обеспечить безопасность солдат. К сожалению, ничего они не сделали, но в последующем за что-то получили награды.

Застава стояла на единственной в горах «дороге жизни», которая позволяла боевикам провозить по ней оружие, боеприпасы, пленных, то есть, был очень ответственный участок. Контрольно-регистрационный пункт, где как раз Женя и попал в плен, находился метрах в двухстах от заставы. На дороге стояла будка без света, без связи, без какой-либо огневой поддержки.

После того, как Женю взяли в плен, все изменилось. Будку отодвинули вглубь дороги, выкопали по окопу возле нее, наверху на будке поставили пулемет, а рядом - БТР для огневой поддержки. Почему надо было потерять четырех солдат, чтобы поступить именно так, как надо было поступить с самого первого дня? Страшно и то, что, чтобы как-то уйти от ответственности за судьбу солдат, дали телеграмму матери Евгения Родионова, о том, что ее сын самостоятельно оставил часть и что они просят принять меры для го возвращения. А дома у пленного и по подвалам милиционеры стали искать дезертира.

Когда мать Евгения Родионова приехала в часть, перед ней извинились и сказали, что в суматохе не разобрались сразу, погорячились. На самом деле там было все настолько очевидно, что даже спустя две недели после случившегося снегом не до конца засыпало пятна крови на дороге. Видны были следы борьбы. Как потом рассказывал наблюдающий, он видел, как в три часа подъехала машина, он даже слышал крик: «Помогите!» После этого - тишина. Никого почему-то это не взволновало, почему-то не был поднят по тревоге отряд. В четыре часа утра пошли менять ребят, а когда пришли, их уже не было.

Начался трехмесячный плен, в течение которого пленным предлагали принять магометанскую веру. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда. Это вызвало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть сознательно отречься от Христа. За окончательный и бесповоротный отказ снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в самый день своего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.

Независимой группой чеченских журналистов был снят фильм о войне. В этом фильме использованы съемки казни наших пленных солдат боевиками. На этих сатанинских кадрах видно, как расстреливают двух связанных ребят, а потом у третьего заживо пилой отпиливают голову. Скорее всего, такой казни подвергся Евгений. Вместе с ним за отказ принять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александр. Евгений за отказ снять крестильный крестик принял особую муку [7, С. 233].

Две недели в майскую жару тела их оставались непогребенными. Потом, мать Евгения, пройдя все круги ада, заплатив огромные деньги чеченским полевым командирам, нашла могилу, и 23 октября 1996 г. тела всех были эксгумированы. Голову Евгения за особую плату вернули матери 6 ноября на праздник иконы Божией Матери и Всех Скорбящих Радость».

Тело Евгения было привезено матерью на Родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Они были воинами - христианами Римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати трех воинов носит имя Евгений.

Летом 1999 года при налете на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийца Евгения. Он был убит на том самом месте, где прежде были захвачены Евгений и трое других солдат.

А в начале осени пришло известие о смерти самого Хойхороева. 23 августа 1999 года (ровно через три года и три месяца после смерти Евгения) он был убит вместе со своими головорезами - телохранителями в Грозном, во внутричеченской бандитской «разборке».

Позднее воин Евгений Родионов был канонизирован русской Православной Церковью. На его могилу приезжают люди из разных уголков страны, чтобы поклониться и попросить о заступничестве.

Факты мученической гибели российских воинов не единичны. В период двух чеченских войн погибли десятки тысяч военнослужащих.

Недопустимым, по мнению политологов, всех граждан РФ, является участие россиян в гражданской войне.

Принято решение:

Запретить призыв солдат срочной службы для прохождения её в Чеченской республике. Службу в зоне конфликта будут проходить только лица имеющие военный опыт и подписавшие добровольный контракт.

3. Пленники в Чечне.

На пороге третьего тысячелетия в самом центре Грозного, в районе так называемой площади «Трех богатырей», несколько лет, вплоть до осени 1999 года, исправно работал крупнейший на Северном Кавказе рынок, где за сходную цену можно было купить раба на любой вкус. И торг здесь был вполне уместен. Даже местные дети знали: самый выгодный товар это «нечеченец». Так что с иностранцами, независимо от их политических симпатий, в «свободолюбивой» Ичкерии особо не церемонились. «Свобода - это, конечно, хорошо, - утверждали работорговцы, - но ею сыт не будешь».

Пленники в Чечне давно рассматривались в качестве предмета купли-продажи. Их можно выгодно сбыть заинтересованным лицам, можно на время одолжить соседу за оказанную услугу, можно, наконец, обменять на заключенного под стражу в России родственника. Вариантов иного плана. Как и положено любому товару в условиях рынка, пленники делились по категориям: социальному статусу и материальному положению.

По высшей шкале ценились иностранцы, известные журналисты и политики: за них можно было получить крупные суммы - до нескольких миллионов долларов. Содержались такие пленные в относительно нормальных условиях. Это, правда, не касалось порядков банды Арби Бараева, где мучили всех пленников, даже «сверхприбыльных».

Похитители попроще предпочитали «работать» с гражданскими специалистами. А так как в Чечне их была нехватка, заложников вылавливали в соседних республиках - Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино - Балкарии. За них не обязательно брали долларами, договаривались об обмене на стройматериалы, автотранспорт, продовольствие.… Так что многие чеченцы, проживавшие в других республиках, ездили за дешевым сахаром или лесом на свою историческую родину [9, С. 231].

Самой «мелкой монетой» на невольничьем рынке платили за российского солдата. В силу разных обстоятельств и причин товар этот после Хасавюрта не защищался ни федеральной властью, ни казначейством. Правда, отдельные регионы порой пытались вытащить своих земляков из плена. Так, например, администрация Краснодарского края заплатила за прапорщиков Солтукова и Москалева 50 тысяч долларов, а за освобождение рядовых Бережного и Ватутина краснодарцы отдали 40 тонн муки. Но эти факты скорее исключения из правил.

Сотни российских офицеров и солдат несколько лет гнули спины на чеченских хозяев. В Веденском и Итуш-Калинском районах они выращивали горный чай; у селения Анлерой обрабатывали маковые плантации, в Ножай-Юртовском районе пасли скотт, многие строили дорогу на Шатили. Их содержали в ужасных условиях: каторжная работа от зари до зари, холод, голод, побои… Не все выдерживали такие испытания. Как заметил один из работорговцев: «Попавшие в плен будут сидеть долго…если, конечно: за десять месяцев из чеченского плена был отпущен только один военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях», а ведь в Хасавюртовских соглашениях предусматривалась выдача всех пленных.

К сожалению, российских военнопленных, годами томившихся «во глубине чеченских руд», так и не удалось вызволить. Их стоны не услышали ни в Грозном, ни в Москве. Аслан Масхадов пытался спасти имидж Ичкерии перед Западом, некоторые высокопоставленные члены МВД примеривали на себя тесноватые мундиры миротворцев, а некоторые ведущие политики поднимали рейтинги перед очередными парламентскими и губернаторскими выборами. А рядовые солдаты оставались в их глазах теми пешками, которыми можно пожертвовать, чтобы выиграть партию. И никто из участников политических игрищ не вспомнил об известном принципе: «Война продолжается до тех пор, пока из плена не вернулся последний солдат».

Держава, умеющая начинать войну, должна уметь и достойно ее заканчивать. Иначе за нее впредь никто не станет воевать. Между тем новая война назревала. Фактическая независимость Чечни обернулась разбоем, разрухой и всеобщим обнищанием рядовых жителей. Благоденствовали только бандитские стаи, прикрывавшие свои постыдные деяния ваххабитской риторикой.

Убийства, грабежи, наркомания и проституция стали в «правоверной мусульманской» республике обыденными явлениями. Молодых и голодных волчат Ичкерии уже не сдерживали ни добрые традиции отцов и дедов, ни суровые законы шариата [9, С. 235].

Местная интеллигенция против такой независимости «проголосовала руками и ногами». Многие талантливые ученые, врачи, инженеры, преподаватели вынуждены были покинуть родные места. Чеченский народ оказался в тяжелом положении: реальной стала угроза деградации, всеобщая разруха, нищета, массовая безработица. Старики годами не получали пенсии. А убийцы, преступники жили в роскошных домах и ни в чем не испытывали нужды.

Главной мишенью ошалевших от вседозволенности сепаратистов стали «инородцы»: 350 тысяч русских, побросав годами нажитое, покинули Чечню. Те же, кто остался, сполна испил горькую чашу.

А здесь своя чудовищная хроника. Зверски убит атаман Сунженской линии Подкоязин, отрублены головы всем казачьим старейшинам в Червленной, публично растерзан в Улус-Мартане настоятель православной церкви отец Анатолий. Тысячи русских подвергнуты избиениям, изощренному изнасилованию… Летом 1999 года зверски замучен последний русский житель станицы Шелковской. Девяностолетнего старика молодые «дипломированные» террористы из учебных лагерей после долгих пыток зарезали ножницами для стрижки овец.

За последние годы чеченские бандиты захватили более 100 тысяч квартир и домов, принадлежавших русским, дагестанцам, людям других национальностей. Почти 50 тысяч своих соседей чеченцы обратили в рабство. А сколько «рабов» гнули спины на строительстве высокогорной дороги через Главный Кавказский хребет в Грузию, работали на самодельных нефтеперегонных заводах, обрабатывали маковые и конопляные плантации. И тут невольно напрашивается вопрос: почему к вопросам геноцида так безучастны были наши правозащитники - профессионалы Боннэр, Шабад, Ковалев и другие? Наверное, защита русских не входит в их планы.

На гербе самопровозглашенной республики Ичкерия красовался одинокий волк. Он считается на Кавказе самым зловещим хищником, опасным как для своих, так и для чужих. Кровь - его стихия. Волков на кавказских кручах отличается беспощадная жесткость к человеку. Именно эти качества становятся родовыми для чеченских головорезов - сепаратистов, воюющих под «волчьими» знаменами.

Государство, умеющее начинать войну, должно уметь и достойно ее заканчивать. Иначе за такое государство впредь никто не станет воевать. А новая война уже назревала.

III. Вторая Чеченская война.

1. Пришествие ваххабизма.

В исламе очень распространен культ святых, о существовании которых не было и речи в годы составления Корана при жизни пророка Мухаммеда. С расцветом такого культа появилось множество братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной властью, стало считаться, что именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати, способной передаваться от основателя к его приемнику (чаще всего к сыну или другому близкому родственнику) легендами, деяния приукрашивались и превращались в чудодеействия, а места захоронения становились святыми местами, объектом паломничества. Считалось, что гробницы таких святых обладают чудодейственной силой, излечивающей и помогающей правоверным, поэтому на них смотрели как на святилища, они превращались в объекты иступленного почитания. Их посещение считалось богоугодным делом.

В ХI веке культ святых стал распространяться по всему исламскому миру, а в некоторых районах, как у берберов в северной Африке, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха - настолько распространилось и заняло первостепенное место почитания святых и их мазаров. Это нравилось не всем. Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его от самозваных святых, в ХVIII веке аль-Ваххаб и его последователи - ваххабиты, суровый аскетизм некоторых исключал любой культ (включая культ пророка), стали выступать как против развлечений, так и против посредников - духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом. Ваххабиты выступили против всего, что противоречило их убеждениям, в частности против святых мест, которых было особенно много в древней Аравии, зоне действия ваххабитов. Выступив под лозунгом джихада и разгромив ряд аравийских городов, ваххабиты в начале XIX века основали здесь Эмират, потомки главы которого Сауды правят Саудовской Аравии и поныне [7, С. 104].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать