Взаимоотношения церкви и государства в трудах К.П. Победоносцева
аким образом, в центре политической философии Победоносцева, как и у славянофилов, стоит Церковь. Именно Церковь создает из разобщенных славянских племен русский народ и именно приверженность народа церкви является залогом сохранения его культурной идентичности: «В эти 900 лет, - говорит Победоносцев на обеде в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси, - совершилось над нами чудо судеб Божиих: из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась земля русская через Киев в Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народ Бог дал удержаться, вырасти, … добраться до моря, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками… Чтобы с нами стало без этой церкви, страшно и подумать» Победоносцев К.П.Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 137.. Здесь Победоносцев повторяет мысль, высказанную А.С. Хомяковым: «Церковь создала единство Русской земли и дала прочность случайности Олегова дела. Церковь восстановила это единство, нарушенное междуусобиями» Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 236..

Как и славянофилы, Победоносцев различает церковь как социальный институт и Церковь как мистическое тело Христово. Церковь как мистическое тело Христово не связано временными и историческими рамками своего существования, а церковь как социальный институт нуждается в поддержке со стороны государства. Однако, где границы этой государственной поддержки и защиты? Этот вопрос касается не только Православной церкви, но и любого религиозного культа вообще, так как он напрямую упирается в проблему веротерпимости со стороны государства. И вновь мысль Победоносцева в чем-то согласна со славянофилами, а в чем-то расходиться.

Для А.С. Хомякова государство - неизбежное зло, этап развития общества: «Человеческое общество и его гражданское устройство не выходит из области случайности исторической и человеческого несовершенства… оставаясь далеко ниже недосягаемой высоты неизменной Церкви» Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 239.. Высший идеал общественного развития - община, построенная на принципах единой веры и соборности, то есть по образцу Церкви. Таким образом, государство рождается из общины и в процессе своего развития снова становится общиной. Основой общины является семья: «Государства нет, ибо нет его выражения - государя… Государства нет: но семья и община остались…, - пишет А.С. Хомяков в рецензии на оперу М.И. Глинки «Жизнь за царя», - Семья не заключается в одних пределах вещественного родства; она расширяется чувством любви…» Хомяков А.С. Опера Глинки «Жизнь за царя». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - М., 1861. - т. 1 - С. 414 - 416.. Цель существования государства, с точки зрения А.С. Хомякова, воспитание своих граждан в нравственности через законы, которые есть только отражение законов нравственных: «Участь общества гражданского зависит от того, какой духовный закон признается его членами и как высока его нравственная область…». Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 240. Поэтому, пока существует государство, «Церковь всегда оставалась вне государства и его мирских отношений, высоко над ним». Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 239. Церковь дает государству только нравственный образец для законотворчества и способствует преображению общины в подлинную Церковь, семью, объединенную духом любви. Такая семья - община способна распространить свою любовь на всех людей и через эту любовь привести их к познанию правой веры.

Несколько других взглядов на этот вопрос придерживался Победоносцев. Если славянофилы в своих размышлениях отталкивались от понятия семьи и общины, как основ общества, то Победоносцев исходил из личного религиозного чувства и опыта человека.

Как уже отмечалось, понятие «вера» для Победоносцева иррационально и не поддается логическому объяснению. На базе веры ум создает идею и учение как логически составленную схему. Так возникает все религиозное многообразие. Вокруг выразителя учения складывается круг его последователей. Все подобное религотворчество есть стремление к действительному осуществлению на земле царства Божия. Из этого ряда выпадает только христианство, имеющее сверхъестественную природу.

Возможно ли применение принципов свободы и веротерпимости? - таким вопросом задается Победоносцев. «Если это была бы только свобода личного и совокупного самодовлеющего верования и соединенного с ним культа, было бы справедливо и достойно применить к нему полную свободу, и тогда в этом определенном смысле действительно являлась бы в действии безобидная для всех свобода совести - свобода убеждения» Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 176.. При этом, подчеркивает мысль Победоносцев, все верования должны быть равноудалены друг от друга. Однако на практике оказывается совсем иначе. Каждая религиозная группа превращает свою религиозную свободу в «исключительную свободу, переходя в стеснение свободы для партии противоположного верования… Так длилось веками и нельзя сказать, что эта борьба совсем прекратилась в наше время…» Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 177..

Кроме того, люди, принадлежащие к какой - либо вере, не прекращают быть членами государства и поэтому, заняв государственную должность, они, в силу своих убеждений, будут способствовать их распространению.

В свою очередь государство, со всеми своими законодательными, судебными и карательными полномочиями, не способно проникнуть в повседневную жизнь своего народа. Остаются области жизни, не доступные государству (например, семейные отношения). Поэтому, резюмирует свои рассуждения Победоносцев «…религиозная терпимость обеспечена там, где утвердилось равнодушие к какому бы то ни было верованию…» Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 181.. И, продолжая развивать свой собственный вывод, Победоносцев приходит к парадоксальным итогам: 1) безразличие в вопросах веры принципиальна не возможна, так как через них отражаются отношения человека и социальной группы к жизни, и 2) равнодушие к религии постепенно приводит к отрицанию самой религии и, как следствие, падению нравственности. В условиях же падения нравственности люди начинают искать для себя религиозные идеалы, то есть вновь возрождается процесс религотворчества со всеми вытекающими из него проблемами.

Какое же решение этого парадокса предлагает Победоносцев? Раз человек и государство не может жить без религии, если религия является жизненноважной потребностью человека, то государство должно обратиться к той религии, которая лежала у его истоков, которая способствовало образованию государства и сама вобрала в себя обычаи и традиции народа. Для России такой религией является православие. По сравнению со всеми остальными мировыми религиями православие качественно от них отличается своей сверхъестественной природой происхождения.

Православная церковь объединила в себе славянские племена, сгладила межплеменные различия и способствовала возникновению русского государства. Более того, к этому славянскому союзу стали примыкать инородцы, составившие многонациональное тело России: «От древнего древа, насажденного на Востоке апостолами и святителями вселенской церкви, приняли мы могучее зерно, и вот из него выросло на земле нашей то же единое с ним сеннолиственное древо и укрыло всю землю под свой сенью и привлекает под сень свою единоплеменные языки, и своих нам инородцев…» Победоносцев К.П.Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 137.. Православие также способствовало складыванию самодержавия: «Единодержавие, возросшее у нас вместе с церковью и в неразрывном единении с нею, … создало государство Российское» Победоносцев К.П.Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 138.. Поэтому, делает вывод Победоносцев, как православие неотделимо от народа, так от народа неотделимо и самодержавие, одно подразумевает два других элемента классической формулы С.С. Уварова. Самодержавие и православие есть историческая государственная форма бытия русского православного народа.

Однако, Российская империя есть государство многонациональное и многорелигиозное, а терпимость, как это было выяснено ранее, не возможна, так как приводит к безверию и нравственной деградации. Более того, многокультурность и многорелигиозность в государстве способны стать очагами насилия и привести к распаду самого государства. Победоносцев предлагает простой выход: через обращение в православие приводит инородцев к обрусению и созданию монокультурного и монорелигиозного государства. Так как религия и культура тесно взаимосвязаны, то и добиваться этого надо через религию, потому что религия затрагивает самые действенные и интимные уголки народной души. В качестве примера Победоносцев приводит распространение ислама среди татар, чувашей, черемисов и мордвы: «Под влиянием связей с среднеазиатскими центрами ислама начались массовые отпадения старокрещенных татар… Вслед за татарами пропаганда перенесла свое действие и на других инородцев - на чувашей, на черемис, на мордву. Массовые отпадения угрожали уже одной опасностью - поглотить все население края в мусульманской культуре и в татарской народности» Победоносцев К.П.Николай Иванович Ильминский. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 155.. Противодействовать подобной исламизации края Победоносцев видел только в том, чтобы «…учить вере каждое племя на языке его, и являлось единственно возможным средством для просвещения, и, в конечных результатах, для обрусения инородцев - единственно возможным орудием для борьбы с магометанством…» Победоносцев К.П.Николай Иванович Ильминский. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 156..

Просвещение и религиозное воспитание народа Победоносцев, как и славянофилы, видел в создании системы начального церковного образования и в повышении социального статуса священнослужителя. И Победоносцев, и славянофилы в своих статьях не раз отмечали тот факт, что в XVIII веке церковь была принижена, что социальная верхушка общества, и прежде всего дворянство, оторвались от православия. Не лучше дело обстояло и с простым народом. Народ ходит в храмы по привычке, подчас не понимая смысла того, что в храме читается и поется, а духовенство не радеет о духовном просвещении своей паствы. Поэтому одной из важнейших забот Победоносцева было создание и развитие системы церковно-приходских школ. Значимость таких школ он не раз подчеркивал как в официальных речах и статьях, так и в частной переписке. «Школа, поcколику она народная, должна отражать в себе душу народную и веру народную - тогда только будет люба народу. Итак, школе прямое место при церкви и в тесной связи с церковью. Она должна быть проникнута церковностью в лучшем, духовном смысле этого слова» Победоносцев К.П. Ученье и учитель. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 484.. Более того, именно в такой школе, не оторванной от жизни простого народа, могли бы воспитываться священники, пользующиеся авторитетом у своей паствы и действительно являвшихся бы пастырями вверенного ему словесного стада: «Сколько раз мне думалось, -- пишет Победоносцев С.А. Рачинскому, - что пастыри церковные для народа всегда проще могли бы образовываться из той же среды народной, не возвышая в себе через меру ни потребностей, ни ученого высокого мнения…»Майорова О. К.П. Победоносцев в письмах к друзьям. /О.Майорова // Вопросы литературы - 1989 - № 4 - С. 279 - 280..

В целом же и Победоносцев, и славянофилы не устают повторять единственную мысль - о необходимости цельности как в самом человеке и в его мышлении, так и во всем государственном организме. Именно создание такой цельности и является одним из краеугольных камней всего православного богословия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как это видно из проведенного исследования, в исторической науке сложилось два противоположных мнения на личность и деятельность обер - прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Все исследователи однозначно относят его к лагерю консерваторов второй половины XIX в., но их оценки отличаются полярностью: от прямого признания заслуг до обвинений в крайней реакции и простом игнорировании. Более взвешенный подход к личности К.П. Победоносцева стал складываться в исторической науке только с конца ХХ в. Основное внимание исследователей долгое время было сосредоточено на изучении проблемы влияния К.П. Победоносцева на общественно - политические процессы и мало внимания уделялось вопросам культуры и идеологии. До настоящего времени слабо разработаны вопросы по созданию цельной картины религиозно - политических взглядов Победоносцева, без которой невозможно понимание мотивов его деятельности.

К вопросам церковно - государственных отношений Победоносцев подходит как верующий человек, глубоко понимающий и переживающий Церковь, как богослов - понимающий ее природу и как правовед - понимающий природу государства. В своих воззрениях Победоносцев выступает с позиций идеализма, то есть признает приоритет духовного начала над материальным. Язык Победоносцева отличается четкостью формулировок, логичностью изложения. За тонкостью, а порой и некоторой диалектичностью, он видит жизнь со всеми ее противоречиями.

В исследовании было наглядно показано, что Церковь и государство имеют одну природу, поэтому и отношения между ними должны быть партнерскими: Церковь являет государству нравственный идеал, государство же способствует развитию церкви. При этом остаются области, в которых такое взаимопроникновение не происходит. Это прежде всего область внутрицерковной жизни.

Государственная индеферентность в вопросах религии, с точки зрения Победоносцева, принципиально не возможна, так как приводит только к падению нравственности в обществе и росту тоталитаризма.

Во взглядах Победоносцев близок к славянофилам, нередко повторяет и развивает их мысль. Однако существуют вопросы, в которых Победоносцев расходиться со славянофилами. Так, например, славянофилы считают бытие русского народа самобытным, Победоносцев же держится мнения, что народ делает народом с его исторической и этнической индивидуальностью только Церковь, и поэтому его, народ, необходимо воспитывать в духе православия - исторически присущей религии и единственно спасительной для души. Славянофилы допускают мысль о всемирном распространении русских национальных начал жизни, Победоносцев же весьма осторожен в этом вопросе и предпочитает не затрагивать его. Для него еще очень много проблем во внутренней жизни страны.

Формирование мировоззрения и К.П. Победоносцева и славянофилов проходило в условиях общественного кризиса: у славянофилов в период общего кризиса феодализма, у К.П. Победоносцева - в условиях реформ 1860 - 70 - х гг. Однако, если славянофилы выразили национально - реформаторское устремление, то Победоносцев стремился приостановить быстрое проведение реформ, сделать их более постепенными и органичными для жизни страны.

В своих построениях и К.П. Победоносцев и славянофилы исходят из уваровской формулы официальной народности «Православие. Самодержавие. Народ.», но выделяют в этой формуле различные элементы. Для Победоносцева важен элемент «Самодержавие», которое было оптимальным решением для 1880 - х гг. XIX в. и которого отчасти жаждало общество. Для славянофилов более важными были элементы «Православие» и «Народность», которые также соответствовали настроению части общества 1850 - 60 - х гг.

К.П. Победоносцев и славянофилы считают, что самодержавие есть оптимальная форма государственного устройства России. Но славянофилы считают, что самодержавие должно развиваться в органичном единстве с народными силами и общественным самоуправлением. Схожей точки зрения придерживается и К.П. Победоносцев, но эти общественные силы должны быть еще выращены в недрах Церкви.

Важное место в жизни Российского государства К.П. Победоносцев и славянофилы отводят Церкви. Они отмечают ее консолидирующую и воспитательную роль в обществе. Но для славянофилов Церковь вторична по отношению к народу и государству, а для К.П. Победоносцева Церковь первична.

Миссию учительства от лица Церкви осуществляет духовенство, которое должно быть воспитано в народной среде и хорошо знать народную жизнь. Именно по этим причинам К.П. Победоносцев такое большое внимание уделял развитию системы церковно - приходских школ, которые сыграли свою положительную роль в истории России.

Как православный богослов и юрист, Победоносцев очень тонко и диалектично анализирует многие животрепещущие вопросы современности и нередко приходит к парадоксальным выводам, актуальным и для

ИСТОЧНИКИ

1. Бельчиков Н.А. Достоевский и Победоносцев. / Н.А. Бельчиков - Красный архив. 1922. №2.;

2. Киреевский И.В. Избранные статьи. / И.В. Киреевский. - М., 1984. - С. 322.

3. Майорова О. К.П. Победоносцев в письмах к друзьям. /О.Майорова // Вопросы литературы - 1989 - № 4 - С. 275 - 281.

4. Майорова О. “Пишу только для вас...” Письма Тютчевым. / О. Майорова / / Новый мир, 1994, N 3, стр. 170 - 252.

5. Письма Победоносцева к Феоктистову //Литературное наследство. 1935. № 22 - 24.;

6. Победоносцев К.П. Аксаковы /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 131 - 137.

7. Победоносцев К.П. Вопросы жизни /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 172 - 202.

8. К.П. Победоносцев и его корреспонденты: Воспоминания. Мемуары: В 2-х т. /К.П. Победоносцев - Минск, Харвест, 2003.

Т. 1. - С. 446.

Т. 2 - С. 672.

9. Победоносцев К.П. Московский сборник. /К.П. Победоносцев //Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 80 - 276.

10. Победоносцев К.П. Напутственное слово К.П. Победоносцева в г. Ярославле 9 июня 1880 г. на выпускном акте в училище для дочерей священно- и церковнослужителей, состоявшем под покровительством жены императора Александра II императрицы Марии Александровны. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 123 - 126.

11. Победоносцев К.П. Николай Иванович Ильминский. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 154 - 163.

12. Победоносцев К.П. Речь и здравицы К.П. Победоносцева, произнесенные им на обеде, данном городом Киевом в день празднования 900-летней годовщины крещения Руси. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 137 - 141.

13. Победоносцев К.П. Ученье и учитель. /К.П. Победоносцев. // Сочинения. / К.П. Победоносцев. - Спб., Наука, 1996. - С. 472 - 508.

14. Победоносцев К.П. Церковь. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. - СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 204 - 226.

15. Победоносцев К.П. Церковь и государство. /К.П.Победоносцев // К.П.Победоносцев: pro et contra. СПб, издательство РХГИ, 1996. - С. 80 - 96.

16. Кони А.Ф. Собрание сочинений. / А.Ф. Кони. - М; 1967, т.7.

17. Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России». / А.С.Хомяков. // Полное собрание сочинений. / А.С. Хомяков. - изд. 3-е. - М., 1900. - т. 1 - С. 197 - 263.

18. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. / Д.А. Хомяков. - Монреаль, 1982. - С. 428.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амфитеатров А. Победоносцев как человек и как государственный деятель. / А. Амфитеатров // Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 317 - 348.

2. Аничков Е. Победоносцев и православная Церковь / Е. Аничков // Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 348 - 364.

3. Беленький И. Л. Консерватизм в России XVIII - начала ХХ в. (Библиографический обзор отечественных исследований и публикаций второй половины ХХ в.) / И.Л. Беленький // Россия и современный мир. - 2001. № 4. С.245-262; 2002 № 1. С.253-272; 2002, № 2. С.237-242; 2002 № 3. С.217-239.

4. Бельчиков Н.А. Достоевский и Победоносцев. / Н.А. Бельчиков - Красный архив. 1922. №2.;

5. Валк С.Н. Внутренняя политика царизма в 80-х - начале 90-х годов XIX века // История СССР. Россия в период утверждения и победы капитализма. 1856 - 1894. / С.Н. Валк. -. М., 1951.;

6. Глинский Б.Б. К.П.Победоносцев. Материалы для биографии. / Б.Б. Глинский // Победоносцев: pro et contra. - СПб., РХГИ, 1996. - С. 387 - 416.

7. Готье Ю.В. Борьба правительственных группировок и Манифест 29 апреля 1881 года. / Ю.В. Готье // Исторические записки. 1939. № 2.

8. Готье Ю.В. Победоносцев и наследник Александр Александрович: 1865 - 1881. / Ю.В. Готье // Публичная библиотека СССР имени В.И.Ленина: сборник. - М., 1928;

9. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. / Е.Ф. Грекулов - М., 1969.

10. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль./ В.А.Гусев - Тверь, 1997. - С. 178.

11. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. /П.А. Зайончковский - М., 1970 - С. 315.

12. Зеньковский В. История русской философии. / В. Зеньковский. - М; Раритет, 2001. - С. 635

13. Зубов А.Б. Политико-правовые воззрения К.П.Победоносцева и их интерпретация зарубежными исследователями русской мысли. /Зубов А.Б.// Русская политическая мысль второй половины XIX века./отв. ред. А.В. Лазарев.- М; 1989.- С.45 - 67.

14. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования./ И.Д. Ковальченко - М; Наука, 2003., - С. 257.

15. Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762 - 1914. / Леонтович В.В. - М., Русский путь, Полиграфресурсы, 1995. - С. 548.

16. Литвак Б.Г. Русская церковь в XIX веке. / Б.Г.Литвак // Русское православие: вехи истории. / науч. ред. А.И. Клибанов. - М., Политиздат, 1987. - С. 353 - 413.

17. Майорова О. Победоносцев и митрополит Филарет (Дроздов). / О. Майорова // Лотмановский сборник. - М., 1992. - С. 853 - 863.

18. Макарий (Булгаков), митроп. История Русской церкви: в 9 т. // Макарий (Булгаков) митроп ; [пред. научно-редакц. совета Арсений, архиеп. Историнский]; - М, : из-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995 - 1996

Т. 8, ч. 1: Смолич И.К. История Русской церкви 1700 - 1917. / И.К. Смолич; [ред. пер. А.В. Назаренко], - М, 1996. - С. 799 : илл.

Т. 8, ч. 2: : Смолич И.К. История Русской церкви 1700 - 1917. / И.К. Смолич; [ред. пер. А.В. Назаренко], - М, 1996. - С. 799 : илл.

19. Никольский В.В. Литературная деятельность К.П.Победоносцева. / В.В. Никольский. - б.м., 1896.

20. Никольский Н.М. История русской церкви./ Н.М. Никольский - М., 1985 - С. 482;

21. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. / А.Ю. Полунов - М., 1996. - С. 328.

22. Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев в начале 1880 годов: программа нравственного перевоспитания общества. / А.Ю. Полунов // Россия и реформы 1861 - 1881. М; 1991.

23. Полунов А.Ю. Политическая индивидуальность К.П.Победоносцева. /А.Ю. Полунов // Вестник МГУ, сер. 8: История, 1991, N 2, стр. 42 - 48.

24. Полунов А.Ю. Белый революционер./А.Ю. Полунов // Знание - сила, 1992, N 2, стр. 117 - 123.

25. Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев. Святейший Синод и архиереи в 1881 - 1894. /А.Ю. Полунов // Вестник МГУ, сер. 8: История, 1994, N 4.

26. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. / Ю.Б.Соловьев. - Л., Наука, 1973. - С. 383.

27. Тальберг Н. Очерки истории императорской России от Николая I до Царя - Мученика. // Н. Тальберг - М; 1995. - С. 184.

28. Фирсов С.Л. Человек во времени: штрихи к портрету Константина Петровича Победоносцева. // К.П.Победоносцев: pro et contra. /С.Л. Фирсов - СПб, издательство РХГИ, 1996, стр. 6 - 27.

29. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. / Г. Флоровский. - М; 1998, - С. 486.

30. Эвенчик С.Л. Победоносцев К.П. и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России / С.Л. Эвенчек // Ученые записки МГПИ имени В.И.Ленина - М, 1969. № 309. С. 59 - 338.

31. Huntigton S.P. Conservatism as an Ideology // The Amerikan Political Sciens Review, 195. P. 557.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать