Витте: биография
p align="left">При обсуждении ещё в 1887 году проекта реформы было решено «Стремиться не к восстановлению полной ценности кредитного рубля, а к упрочнению его размена в отношении близко к 1,5 рубля кредитного за 1 рубль металлический.

В 1893 году была прекращена свободная чеканка серебряной монеты. Тем самым был исключён возврат к серебряному монометаллизму.

И только в 1895 году в период промышленного подъема и благоприятной финансовой конъюнктуры, когда золотая наличность составила 678 миллионов рублей, русское правительство решилось преступить к проведению реформы.

Реформа была проведена указом от 29 августа 1897 года. Золотое содержание рубля было понижено на одну треть. Кредитный рубль был приведен к 66 2/3 копейки золотом. В результате реформы Государственный банк сделался эмиссионным учреждением. Ему было предоставлено право выпуска банкнот. Все кредитные билеты, выпускавшиеся в обращение свыше 300 миллионов рублей, должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. В России был установлен очень жесткий эмиссионный закон, требовавший постоянно большого запаса золота для обеспечения находившихся в обращении кредитных билетов.

В ноябре 1897 года в обращении появилась 5-рублевая золотая монета, в 1898 10-рублевая. 7 июля 1899 года был утвержден новый монетный устав.

Итак, денежная реформа способствовала стабилизации рубля и открыла дорогу в Россию иностранным капиталам. Иностранные инвестиции стали важным источником для развития национальной промышленности и железнодорожного строительства.

Витте убеждал своих оппонентов, что решающая роль в жизни страны переходит от землевладения, сельского хозяйства к промышленности, банкам. «Мы находимся у начала этого движения, - констатировал он, - который нельзя остановить без риска погубить Россию". Гигантская сила современной промышленности, банков и в России подчиняет себе аграрный сектор экономики. Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия этими отраслями хозяйства.

Позиции министра в конце 19 века были крепки и потому, что наблюдался очевидный и уверенный подъем производительных сил, особенно в промышленности. Так из 1292 русских акционерных обществ, действовавших в 1903 году, 794 было учреждено за 1892-1902 годы, а из 241 иностранных компаний, оперировавших в России, 205 появились здесь в указанное десятилетие. В 90-е годы прокладывалось в среднем ежегодно 2,5 тысяч верст новых железнодорожных путей. За время министерства С. Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 миллиардов рублей. В последние годы прошлого века показатель ежегодного прироста промышленного производства в ведущих отраслях индустрии был очень высоким и колебался в пределах 12-15%. Все это, казалось, подтверждало правильность проводимой экономической политики.

При бурном развитии индустриального сектора в аграрной сфере царил застой. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству Витте предпринял не мало усилий по обеспечению помещиков средствами для модернизации их имений. Он активизировал деятельность кредитных учреждений по выдаче ссуд землевладельцам и сельским хозяйственникам. Однако этот процесс в силу сохранения крепостнических пережитков, последствий мирового аграрного кризиса, ряда тяжелых неурожаев шел крайне медленно.

В октябре 1898 года он обращается к Николаю ІІ с запиской, в которой уговаривает царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Но предложение главы финансового ведомства, создать специальную комиссию по этому вопросу, тогда не было принято. Царь даже не ответил на его обращение. И лишь разразившейся финансовый кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские выступления 1902 года заставили Николая ІІ создать ряд комиссий и совещаний для пересмотра аграрного законодательства и выработки мер по подъему сельского хозяйства.

Охлаждение к Витте, и даже враждебность к нему императорской четы, усилия Плеве, всеми способами пытавшегося скомпрометировать соперника, наряду с нараставшими расхождениями по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно по поводу дальневосточных дел, русско-японских отношений, а также в связи с установившейся в правых кругах репутацией «опасного масона» привело в августе 1903 года к отставке Витте с поста министра финансов.

5. На посту председателя Комитета министров

Николай ІІ обставил своё решение внешне вполне благопристойно. Витте получил крупное единовременное вознаграждение (около 400 тысяч рублей) и был назначен председателем Комитета министров. Должность эта была почетная, но фактически маловлиятельная, так как комитет занимался в основном мелкими текущими делами.

Первое время после отставки он находился в крайне подавленном состоянии и в одном из писем писал: «Я большей частью сижу дома и почти никого не вижу. Откровенно говоря, я чувствую род отвращения видеться с огромным большинством из моих петербургских знакомых: из-за угла критикуют и завидуют, а в глаза подличают». Однако Витте не захотел вернуться в мир бизнеса, хотя без особого труда мог получить руководящее кресло в совете или правлении какого-либо предприятия или банка. Прерогативы власти, вероятно, ценились им выше материальных благ. И уже в конце 1903 года Сергей Юльевич был опять в гуще хитросплетений петербургской политической жизни. Роль главы Комитете министров не давала административных полномочий, но позволяла сохранять заметное место. Оставались нужные связи в иерархии, полезные знакомства (близкие отношения в этот период он поддерживал, например, с министром иностранных дел графом В. Н. Ламсдорфом и военным министром А. И. Куропаткиным).

5.1 Указ 1904 года

Осенью 1904 года процесс нарастания революционной ситуации вступил в новую фазу, захватив широчайшие слои российс-кого общества. После массовых крестьянских выступлений 1902 года, волны всеобщих забастовок, прокатившейся но югу страны летом 1903 года, оппозиционные настроения, усугублен-ные рядом чувствительных поражений России в начавшейся в 1904 году русско-японской войне, охватили и высшие классы общества. Состоявшийся 6--8 ноября съезд земских деятелей высказался за введение представительных учреждений и уста-новление в стране буржуазно-демократических свобод. «Союз. освобождения» - возникшая на рубеже 1903--1904 годов неле-гальная либеральная организация - принял обращение о про-ведении с 20 ноября так называемой «банкетной кампании», в ходе которой участникам предлагалось принимать решения с по-желаниями буржуазно-либеральных преобразований. В 34 горо-дах России состоялось более 120 собраний и митингов, в которых приняло участие около 50 тысяч человек, открыто высказавших-ся против неограниченного самодержавного режима.

В таких условиях царизм помимо ужесточения репрессий попытался сбить волну недовольства, став на путь лавирования. В ноябре - декабре 1904 года в правящих сферах обсуждалась всеподданнейшая записка князя П. Д. Святополк-Мирского, нового министра внутренних дел, имевшего в общественных кругах репутацию либерального бюрократа. Само назначение его на этот пост, по словам Витте, представляло собой флаг, который правительство выкинуло в знак примирения с общест-вом. Основной упор в записке был сделан на анализе сложившей-ся ситуации, на доказательстве невозможности сохранения в не-изменном виде политического режима. В качестве одной из важ-нейших мер выхода из кризиса предлагалось допустить участие выборных представителей в работе Государственного совета. Царь созвал специальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте.

Последний, стремясь поднять свой пошатнувшийся престиж, проявил необычайную политическую активность. В либеральных кругах, где разделялись реформаторские идеи, он всячески под-черкивал свою близость к Мирскому, представляя его своим ставленником. По свидетельству В. Н. Коковцова, он «везде и всюду противопоставлял его покойному Плеве как образец просвещенности, государственного ума и той новой складки представителя власти, которая должна сменить ушедший со сцены чин полицейского администратора, чуждого понимания необходимости примирить власть с обществом и приготовить переход к новым приемам управления . Одновременно, пытаясь поднять свои акции и у трона, он выступал убежденным против-ником любого представительства. Эта двойственность и непо-следовательность наглядно проявлялись и в ходе обсуждения записки. В целом он вроде бы и поддержал министра внутренних дел, солидаризовавшись с ним в его оценке кризисной ситуации. Но по вопросу о приглашении выборных представителей общест-венности в Государственный совет, за что, кстати, высказались большинство участников совещания, он заявил, что, с одной сто-роны, такая мера, видимо, нужна, но при этом, с другой сторо-ны, необходимо иметь в виду, что она не может не поколебать существующий государственный строй.

Император, согласившись с мнением большинства, подготов-ку проекта указа о предполагавшихся реформах поручил Витте, рассчитывая с его помощью выйти с наименьшими потерями из сложившейся ситуации. Проект был составлен и послан царю.

Сейчас трудно со всей определенностью сказать, было ли это со стороны Витте шагом с целью восстановить свою репута-цию в глазах Николая, или таким образом проявились его монархические убеждения. Как бы то ни было, так была упу-щена еще одна возможность перевести назревавшую революцию в русло реформ. Указ 12 декабря 1904 года, обещавший некото-рые преобразования, был опубликован без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о «незыблемости основных законов империи». Более того, наряду с указом был опублико-ван текст правительственного сообщения, в котором всякая мысль о политических реформах и представительных учреждениях объявлялась «чуждой русскому народу, верному исконным осно-вам существующего государственного строя». Здесь, видимо, уместно отметить, что в свое время Витте обвинял К. II. Победо-носцева в провале в начале 80-х годов проекта конституции графа М. Т. Лорис-Меликова, что привело, по его мнению, в ко-нечном итоге к революции. Приведенный эпизод с свидетельствует, что сам Витте сыграл не менее зловещую роль.

5.2 Посольская миссия Витте

Однако звездный час Витте, пик его карьеры и успеха наступил в революционном 1905 году. Под влиянием военных неудач в далекой Маньчжулии росло недовольство в стране. Оно проявлялось и в оппозиционном то не прессы, и в действиях различных общественных деятелей и организаций, в росте забастовочного и крестьянского движений, и в брожении армии. Давно существовавшая трещина в отношениях между самодержавной властью и обществом, так называемыми «образованными кругами», всё заметнее превращалась в труднопреодолимую попасть. Витте не сомневался, что нормализация возможна лишь при условии прекращения бессмысленной войны, противником которой он всегда был.

Требовалось принять ответственное решение, затрагивающее весьма болезненную тему - престиж империи. Сам Сергей Юльевич готов был временно поступиться величием России, понимая, что после падения в декабре 1904 года Порт-Артура оно немногого стоит. Однако партия войны была ещё достаточно сильна, и оскорбленные великодержавные амбиции несколько месяцев мешали императору смирится с неизбежным и искать мира в невыгодной для страны ситуации.

Наконец в мае 1905 года Николай ІІ принял посредничество президента США Теодора Рузвельта в заключении мира. Министр иностранных дел России граф В. Н. Ламздорф, начинавший формировать группу российских представителей предложил среди прочих и кандидатуру главы комитета министров. Когда же 11 июня 1905 года список попал к императору, то он сделал пометку «только не Витте», однако желающих войти в состав делегации, которая должна была отстаивать интересы проигравшей стороны, было мало. Многие под тем или иным предлогом уклонились от участия, и 29 июня царь скрепя сердце подписал указ о назначении Сергея Юльевича Витте первым уполномоченным. На следующий день он был принят государем, получил соответствующие инструкции: установка была крайне жесткой ни копейки контри-буции, ни уступки пяди земли. Витте пригласил к себе в помощники известных экспертов по дальневосточным делам.

Резонанс на назначение Витте главой делегации на перего-воры был неоднозначен. Если буржуазно-либеральная общест-венность отнеслась в целом к этому факту положительно, то правые круги не скрывали своего недовольства. За рубежом же выбор царя рассматривался как свидетельство серьезности намерений русской стороны заключить мир.

Сергей Юльевич считал необходимым добиться прочного и долго-временного мира на Дальнем Востоке, восстановить добрые отношения с Японией, хотя бы и ценой утраты некоторых позиций России, урегулировать отношения с другими великими держа-вами в Китае. Все это нужно было для того, чтобы «лет на 20-25 заняться самими собою» и решительно двинуться но пути реформ, которые должны были восстановить мощь страны. Он рассчитывал при этом и на истощение военных и финансо-вых ресурсов Японии, и на поддержку мирных инициатив России великими державами, опасавшимися нарушения баланса сил в Европе и на Дальнем Востоке.

Подготовку своей миссии глава делегации начал еще перед отъездом. В Петербурге он имел встречи и беседы с английским, американским и французским послами, стремясь узнать настро-ения западных держав и заинтересовать их в благоприятном исходе переговоров. Понимая значение общественного мнения, Витте начал кампанию по его завоеванию на свою сторону за-явлением корреспонденту американского агентства, в котором говорилось, что Россия не ищет мира любой ценой, что условия, ущемляющие ее престиж великой державы, для нее неприемлемы и что они лишь побудят народ сплотиться в борьбе за будущее страны. Ресурсы же ее неистощимы. Весьма характерна и фор-ма, в которой изложено было это заявление. «Я убежден в том, - без тени «ложной скромности» говорил Витте, - что раз уж я признаю условия Японии неприемлемыми для нашего достоин-ства, то за мной пойдет вся Россия, и наш народ проявит готов-ность продолжать войну, хотя бы еще в течение нескольких лет». Интервью получило широкую огласку и оказало опре-деленное влияние и на общественное мнение, и на претензии японской стороны.

6 июня он выехал в США, в город Портсмут, где должны были проходить переговоры. Однако еще до прибытия в Портсмут Витте встретился с главами правительств и финансовыми кругами Берлина, Парижа и Нью-Йорка, чтобы прозондировать почву в отношении возмож-ности заключения нового международного займа. Стало ясно, что великие державы за заключение мира любой ценой и только на этих условиях готовы были предоставить России необходимые средства. Полученная информация позволила ему окончательно выработать тактику, которой он затем придерживался на пере-говорах. Заключалась она, по его словам, в следующем: «1) ничем не показывать, что мы желаем мира, вести себя так, чтобы внес-ти впечатление, что если государь согласился на переговоры, то только ввиду общего желания почти всех стран, чтобы война была прекращена; 2) держать себя так, как подобает предста-вителю России, т. е. представителю величайшей империи, у ко-торой приключилась маленькая неприятность; 3) имея в виду громадную роль прессы в Америке, держать себя особливо предупредительно и доступно ко всем ее представителям; 4) чтобы привлечь к себе население в Америке, которое крайне демократично, держать себя с ним совершенно просто, без вся-кого чванства и совершенно демократично; 5) ввиду значительного влияния евреев, в особенности в Ныо-Йорке, и американс-кой прессы вообще не относиться к ним враждебно, что, впрочем, совершенно соответствовало моим взглядам на еврейский вопрос вообще».

Этой программы он придерживался последовательно в течение всего времени переговоров, и она, как он считал, помогла ему в целом благоприятно для России завершить свою миссию. Он часто встречался с представителями прессы, жал руку машинис-ту поезда, доставившего его из Нью-Йорка в Портсмут, поднимал на руки и целовал чьего-то ребенка и т. д. и т. п. и действительно сумел склонить в свою пользу общественное мнение, хотя все это «актерство» давалось ему с немалым трудом, позиция его на переговорах была гибка, но в то же время и тверда. В результате долгого и трудного противоборства сторон (конференция про-ходила с 27 июля по 23 августа) Витте удалось заключить мир на сравнительно благоприятных для России условиях, Первоначаль-но требования японских крайне агрессивных кругов простира-лись на Квантун, Сахалин, Камчатку, Приморье, не считая 3 миллиардов рублей контрибуции. Затем претензии их стали более умеренными. Японская сторона в качестве условий мира требовала уступку аренды Квантуна и железной дороги Порт-Артур - Харбин, уступку Сахалина, уже занятого японс-кими войсками, признания Кореи сферой японских интересов, установления в Маньчжурии принципа «открытых дверей», пре-доставления Японии концессии в российских территориальных водах и уплату контрибуции. Витте принял условия, касающиеся Кореи и Маньчжурии, но отверг уступку Сахалина в контри-буцию. В ходе переговоров, когда они грозили зайти в тупик, царь по настоянию Т. Рузвельта дал согласие на уступку Южного Сахалина. Портсмутский мир был подписан 23 августа. Война закончилась «почти благопристойным», но выражению Витте, миром. Глава делегации получил приветственную телеграмму императора, благодарившего его за умелое и твердое ведение переговоров, приведших к хорошему для России окончанию.

Портсмутские договоренности, несомненно, стали успехом России, её дипломатии и лично главы российской делегации. Они во многом походили на соглашение равноправных партнеров, а не на договор заключенный после проигранной войны.

В Россию Витте вернулся 15 сентября и сразу же был приглашен к царю, отдыхавшему на яхте в финских шхерах. Здесь он узнал, что в ознаменование заслуг возведен в графское достоинство. Это известие стало для него радостным потрясением.

Милостивый прием, оказанный монархом и присвоение графского титула означали признание заслуг и укрепление позиций Сергея Юльевича в петербургских коридорах власти. Решение как казалось многим неразрешимой политико-дипломатической задачи в Портсмуте (благодаря чему России удалось сохранить свое достоинство на мировой арене) способствовало распространению мнения о нем как о деятеле, который «может все». Конечно, оставались враги и противники. В самых консервативных политических кругах родилось презрительное прозвище «граф полусахалинский». Однако «его сиятельство» эти нападки мало беспокоили. Он был уверен, что проявившиеся симпатии императора открывают новые политические возможности. Предчувствия его не обманули, и очень скоро он стал главным действующим лицом в период грандиозного исторического перелома, связанного с изменением основ российской государственности.

6. Манифест 17 октября

Воодушевленный царским приемом, новоявленный граф все усилия сосредоточил на борьбе с революцией, входившей с осени 1905 года в полосу своего высшего подъема. Вспыхнувшая со второй половины сентября стачка московских рабочих в те-чение первых дней октября переросла во всероссийскую поли-тическую забастовку. Бастовали все: рабочие, студенты, врачи, чиновники, артисты... Стачка железнодорожников, почтовиков, связистов парализовала всю жизнь страны. Первой реакцией правительства было ужесточение репрессий. Петербургский генерал-губернатор Д. Ф. Тренов 14 октября отдал знамени-тый приказ: «Холостых залпов не давать и патронов не жалеть!» Однако подавить движение оказалось невозможным. В ряде мест стачки начали перерастать в вооруженные выступления.

В личных беседах с Николаем II 9- -10 октября, в присутст-вии императрицы, Витте более откровенно поделился своими замыслами. Он вновь поставил царя перед выбором - или назна-чение его, Витте, премьером, предоставив ему подбор министров и осуществление предложенной программы преобразований, или подавление «смуты» силой, для чего необходима военная дикта-тура. Последняя, но его мнению, в сложившихся условиях невоз-можна: нет ни достаточного количества войск, ни подходящей кандидатуры. Что касается реформистского пути, то Витте весьма откровенно и цинично объяснил свой план. «Прежде всего, - на-ставлял он царя,-- постарайтесь водворить в лагере противника смуту. Бросьте кость, которая все пасти, на вас устремленные, направит на себя. Тогда обнаружится течение, которое сможет вынести вас на твердый берег» Расчет был на то, что предло-женная им программа вызовет замешательство и раскол в рядах освободительного движения, переход на сторону правительства умеренных либералов.

Наконец Витте было поручено представить развернутую программу действий и проект манифеста. Издание манифеста, которым царь намерен был объявить о своем решении приступить к преобразованиям, кандидат в премьеры считал тактически оши-бочным, так как это накладывало на верховную власть опреде-ленные обязательства. По его мнению, целесообразно было опуб-ликовать его всеподданнейший доклад-записку с высочайшей резолюцией, что давало некоторый простор для деятельности правительства и могло способствовать постепенности мер по реа-лизации программы. К тому же последняя была весьма умерен-ной, нарочито расплывчатой. Так, в ней совершенно не упомина-лось ни о предоставлении Государственной думе законодательных нрав. ни о расширении круга избирателен. «Манифест, вспо-минал впоследствии Витте, был мне навязан...» Настойчивость царя в его издании в значительной мере объяснялась очередной кампанией правых кругов против Витте, пытавшихся убедить императора в стремлении его стать президентом Российской республики, приписать себе роль преобразователя.

17 октября Николай II подписал манифест, составленный кня-зем А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем под руководством Витте. Документ оказался радикальнее, чем мог предположить главный его автор. «Мои сотрудники по составлению манифеста шли даль-ше меня»,-- вспоминал он позднее. Можно предположить, что он сознательно заострял формулировки, чтобы побудить импера-тора отказаться от его опубликования и согласиться на его вари-ант. Как бы то ни было, манифест возлагал на объединенное пра-вительство во главе с Витте выполнение «непреклонной царской воли» о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» на началах действительной неприкосновенности лич-ности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Провозглаша-лось, что никакой закон не может быть принят без одобрения Думы, причем круг избирателей предполагалось значительно расширить.

7. Деятельность на посту председателя Совета министров

Условия, при которых Витте стал премьером, действительно были крайне сложные. Налицо была, как отмечал он впоследст-вии, «полная дезорганизация власти сверху донизу, от центра к периферии, раскаты революции, знаменитые иллюминации по-мещичьих имений, отсутствие войск для подавления беспоряд-ков, отсутствие денежных средств в казне для ликвидации послед-ствий злополучной японской войны и для ведения необходимой стране и государству финансовой политики». Среди сановников царил «полнейший сумбур», причем многие из них готовы были посягнуть на прерогативы верховной власти, общественные силы «оказались не на высоте своего призвания».

Спасая царизм от немедленного краха, Витте начал искусно лавировать, заявив в правительственном сообщении от 20 октяб-ря, что провозглашаемые реформы требуют времени, а пока долж-ны действовать старые законы. Прежде всего он начал заигры-вать с общественностью, затеяв переговоры о вхождении в состав кабинета октябристско-кадетских деятелей. Одновременно он настоял на уходе из правительства наиболее скомпрометировав-ших себя министров. В конечном итоге из этого ничего не вышло, но определенный эффект все же был достигнут -- у либералов окрепла надежда на возможность сотрудничества с властями.

«Реформаторство» кабинета Витте в период наивысшего подъема революции проявилось в частичной политической амнис-тии, временных правилах о печати, в некотором расширении из-бирательных прав населения. 3 ноября 1905 года был издан ма-нифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения» и два указа, целью которых было пре-кращение захватов и разгромов крестьянами помещичьих имений. Объявлялось о снижении с 1906 года наполовину и о полной от-мене с 1907 года крестьянских выкупных платежей. Несколько облегчались условия приобретения земель через Крестьянский банк, который получил право покупки помещичьих имений за собственный счет.

Вскоре пелена конституционных иллюзий, на некоторое время действительно ослепившая широкие слои российского общества, начала спадать. Вновь поднялась волна стачечного движения, перерастая в ряде мест в вооруженные восстания, наиболее круп-ное из которых разразилось в Москве. Соответственно разработ-ка и осуществление карательных мер занимают все большее место в деятельности премьера. Совет министров под его председатель-ством разрабатывает стратегию и тактику вооруженного подав-ления революционных выступлений. Были устранены почти все юридические препятствия для широкого и быстрого применения оружия войсками и полицией. Витте выступил инициатором за-конопроекта об упрошенном применении военно-полевых судов, выводившем их из-под опеки какого-либо контроля админист-ративных органов. Проект, правда, не прошел, так как Совет министров признал, что в условиях военного и чрезвычайного положения военно-полевые суды и так действуют достаточно бы-стро и надежно. Вместо этого он счел нужным изменить правила действия войск при подавлении вооруженных выступлений, отме-нив стрельбу в воздух и холостыми патронами.

После подавления декабрьских вооруженных восстаний ре-волюция постепенно пошла на убыль. Несмотря на успешную в целом деятельность Витте по подав-лению революции, напряженность между ним и обществом не спадала. Его двойственная политика, вынужденные компромиссы не снискали ему популярности ни среди либералов, ни в право-консервативных кругах.

Старая неприязнь к нему Николая II и особенно императрицы вновь переросла во враждебность, внешне до поры до времени маскируемую. В вину ему теперь вменялось и вынужденное со-гласие царя на публикацию Манифеста 17 октября, и то, что избранная но новому избирательному закону Дума оказалась крайне оппозиционной, а надежды на крестьянский цезаризм себя не оправдали, и вообще поведение, которое ставило монарха в некоторую тень за мощной фигурой премьера.

Все усилия Витте укрепить у трона свои позиции оказались бес-плодными. Его еще какое-то время терпели, пока он не завершил переговоры о заключении крупного заграничного займа. Дело в том, что Россия стояла на грани финансового краха. Соглашение о займе на 8,4 миллиарда рублей после сложных и трудных пере-говоров с французскими банками было подписано 4 апреля 1906 года, а 14 апреля Витте подал прошение об отставке, которая была принята Николаем II с облегчением.

8. В отставке

Внешне и эта отставка была проведена вполне благопристойно. Император поблагода-рил его за преданность и усердие. Высочайшим рескриптом от 22 апреля были отмечены его заслуги в борьбе с «крамолой», по подготовке и открытию новых законодательных учреждений и в заключении внешнего займа. Он был награжден высшим орде-ном - Святого Александра Невского с бриллиантами и получил крупное денежное вознаграждение. В личной беседе царь обещал ему место посла. Однако это обещание так и не было выполнено. Довольно выгодное предложение занять место консультанта сде-лал ему Русский для внешней торговли банк. Но такое совмещение для высших сановников было запрещено законом, и Витте пред-почел остаться на государственной службе. Он оставался членом Государственного совета и Комитета финансов, но активного участия в государственных делах больше не принимал, хотя по-пытки вернуться в правящие сферы предпринимались им неод-нократно.

Витте активно работает над мемуарами, искусно организуя время от времени «утечки информации» об особо секретном характере располагаемых им материалов, которые якобы проливают свет на различные заку-лисные махинации в высших правящих кругах, содержат харак-теристики видных государственных деятелей и даже самого царя и его окружения.

В феврале 1915 года Сергей Юльевич простудился и заболел. Началось воспаление уха, которое перешло на мозг. В ночь на 25 февраля он скончался, немного не дожив до 65 лет, и был похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре. Кабинет его тотчас был опечатан, бумаги просмотрены и увезены чиновниками МВД. Од-нако рукописи мемуаров, которые так интересовали Николая II, не были обнаружены ни в России, ни на вилле в Биаррице, где Витте обычно над ними работал. Опубликованы они были позднее, когда династия Романовых и сам царский режим уже пали под напором революционных волн 1917 года.

9. Заключение

На мой взгляд, в истории России конца XIX - начала XX веков фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей и сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров, член государственного совета - таковы его основные служебные посты. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней, и особенно, внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности Российской государственной системы.

Это была чрезвычайно сложная и противоречивая натура. В его характере, поступках и намерениях удивительным образом переплетались искренность и лживость, преданность долгу и откровенный цинизм, глубокие знания и поразительное невежество. Витте был парвеню на петербургском бюрократическом олимпе и в силу своей натуры так и не смог стать своим в этой специфической среде. Он умер одиноким, сломленным человеком, полным желчи и ненависти ко всем и вся, хотя свою участь, свою судьбу всегда созидал собственными руками. Но критическая самооценка ему была неведома, и он до последнего мгновения своего земного существования безнадежно играл роль отверженного гения.

Список литературы:

1. Российские реформаторы (XIX - начало XX) // М., 1995

2. Сироткин В. Демократия по-русски // М., 1999 - 424 с.

3. Гении российской политики // История России в портретах том 1 - 1996

4. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время - Спб, 2000 - 430 с.

5. Корелин А. П. Россия на рубеже веков: Исторические портреты // М., 1991

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать