Внутриполитическое развитие США при Р. Рейгане
p align="left">

На рубеже 70--80-х годов инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам, чьи кредо и политика существенно отличались от тех, которые определяли основные параметры общественного развития в течение всего послевоенного периода. В противовес социал-демократической реформистской модели в этих странах начала создаваться во многом отличная от нее неоконсервативная модель.

Перед вступлением в должность президента США Р. Рейгана экономику США сильно «лихорадило». В 1973--1974 гг. нефтяной картель ОПЕК, на долю которого тогда приходилось 90% мирового экспорта нефти, ограничил производство и увеличил цены на нефть почти на 8 долл. за баррель. В относительном выражении цена барреля нефти за несколько месяцев возросла в 4 раза. Затем в 1979--1980 гг. ОПЕК сумел навязать еще более значительное увеличение цен -- почти 21 долл. за баррель. Таким образом, баррель нефти, который продавался в 1972 г. за 2,5 долл., оценивался в 1980 г. в 34 долл.

Воздействие более высоких цен на нефть было настолько всеохватывающим, что стало важным фактором стагфляции 70-х годов. Как отмечалось, высокие цены на энергию поставили американских производителей перед лицом более высоких издержек производства на единицу продукции. Действительно, практически не было такой отрасли, производственные и транспортные издержки которой не увеличились бы из-за повышения цен ОПЕК. С точки зрения модели инфляции, обусловленной ростом издержек, это увеличение издержек переместило кривую совокупного предложения влево и вызвало как более высокий уровень цен, так и сокращения в реальном объеме производства и занятости.

Нужно подчеркнуть, что не на все американские отрасли увеличение ОПЕК цен на нефть повлияло отрицательно. Американские нефтепроизводящие компании, в частности, стали получать резко возросшие прибыли. Экономика нефтепроизводящих штатов, таких как Техас и Луизиана, процветала в 70-е годы. Возродилась угольная промышленность.

Более высокие цены на нефть оказали также драматическое воздействие на международные валютные рынки. Международная стоимость доллара в течение 8 лет (с 1972--1979 гг.) понизилась более чем на 40% относительно других свободно конвертируемых валют. Данное обесценение доллара усилило происходившую инфляцию, обусловленную ростом издержек. В результате всех неблагоприятных экономических факторов экономика США попала в тяжелый спад 1980--1982 гг. Все эти проблемы Р. Рейган получил «в подарок» от правления демократов.

70-е годы ознаменовались заметным ухудшением экономического положения в США. В этом десятилетии, особенно во второй его половине, в американской экономике обозначились долговременные негативные тенденции: замедлились темпы экономического развития, научно-технического прогресса и роста производительности труда, развернулись структурные кризисы, быстро возрастало количество безработных, ускорились темпы роста цен (на рубеже 80-х инфляция достигла рекордного послевоенного уровня и превратилась в острейшую национальную проблему, потребовавшую принятия самых неотложных мер). Во второй половине 70-х обнаружилась растущая неэффективность сложившихся форм и методов бюджетного и кредитно-денежного регулирования экономики, которое не смогло воспрепятствовать кардинальному ухудшению экономического положения страны. Борисюк В.И. Шамберг В.М. Экономический и социальный портрет США. - М.: Знание. 2000. С. 11.

Экономические и политические причины привели к катастрофическому падению популярности президента Картера, что вселяло в республиканцев надежду на легкую победу над демократами. К началу 1980 года в движение пришли все фракции «великой старой партии». Один за другим о своем намерении баллотироваться на пост президента официально заявляют ультраконсерваторы Ф. Крейн, Дж. Коннелли и Р. Рейган, консерваторы Р. Доул, Дж. Буш и Г. Бейкер, либерал Дж. Андерсон.

Основным соперником Рональда Рейгана на первичных выборах был Джордж Буш. Он был несомненным фаворитом аппарата республиканской партии и обладал поддержкой 36% членов Национального комитета партии и представителей партийных комитетов штатов, тогда как в пользу Рейгана высказывались лишь 25%, Коннелли - 16, Бейкера - 6, а за всех остальных - не более 2%. Расположение партийных функционеров Буш снискал в первую очередь своей лояльностью к партии и многолетней работой во всех звеньях ее машины, однако, была и другая причина: аппарат республиканцев опасался успеха ультраконсерватора типа Рейгана, который придал бы всей партии налет экстремизма. Подобная перспектива вполне устраивала партийные организации тех штатов Юга и Запада, где особо сильны были консервативные настроения, но была совершенно неприемлемой для партии в других районах страны, в которых на местном уровне доминировали демократы и сильны были либеральные традиции. Глаголев Н.Н. Республиканцы и президентские выборы 1980 года//США: эпи. 1999. № 12. С. 50.

На протяжении всего 1979 г. опросы общественного мнения неизменно показывали, что бывший губернатор Калифорнии многократно превосходил по своей популярности любого из его республиканских соперников, и это вселяло в настроения многих партийных лидеров чувство обреченности, неизбежности конечного успеха Рейгана. Тот же опрос, который выявил расположение партийных функционеров к Бушу, зафиксировал, что большинство из них, тем не менее, были уверены в победе Рейгана (54%) и лишь 23% считали более вероятным кандидатом на пост президента Буша. Национальный комитет партии, который уже с осени 1979 года начал создавать комитет по выработке будущей партийной платформы, также исходил, судя по всему, из уверенности, что на всеобщих выборах против демократов будет выступать именно Рейган. Председателем комитета был назначен ультраконсервативный южный сенатор Дж. Тауэр, который включил в его состав приверженцев правого республиканизма и сторонников «новых правых». Таким образом, платформу начали писать «под Рейгана» еще до того, как он официально выдвинул свою кандидатуру. Там же. С. 71

Начало кампании Рейгана было стремительным, и оно должно было, по мысли его консультантов, сразу отмести все сомнения избирателей в отношении его способности осуществлять динамичное руководство страной. За первые пять дней Рейган выступил в девяти штатах, продемонстрировав энергию и напор, которым могли бы позавидовать и политики помоложе. Содержание его речей претерпело разительные перемены по сравнению с кампанией 1976 года. И сам Рейган, и его сторонники понимали, что даже в условиях определенного роста консервативных настроений в стране консерватор «голдуотеровского толка» не имеет практических шансов добраться до Белого дома. Опытный демагог и умелый актер, Рейган старался воздерживаться от ультраконсервативной риторики. Он не давал втянуть себя в детальное обсуждение своих позиций, ограничиваясь чаще всего общими рассуждениями о сбалансированном бюджете, и наотрез отказывался встречаться с другими республиканскими кандидатами и вести с ними дебаты по телевидению.

Общий настрой кампании Рейгана его штаб определил следующим образом: «Представить Рейгана, исходя из его деятельности в Калифорнии, как новатора в подходе к различным проблемам - от реформы вспомоществования до медицинского страхования. Рейган смягчит свой имидж борца против федерального правительства, не только подчеркивая свои заслуги в Калифорнии, но и путем выдвижения серии детальных предложений по проблемам энергетики и экономики».

Серьезную конкуренцию Рейгану мог составить также Джеральд Форд, который по опросам общественного мнения имел больше других шансов победить любого потенциального кандидата демократической партии. Однако он явно не желал вновь пускаться в изматывающий предвыборный марафон и отвергал все призывы республиканских лидеров включиться в кампанию. Форд объявил, что вступит в борьбу, если у него «будут все шансы победить и это не потребует ведения самостоятельной кампании»[7]. Иными словами, если бы избиратели отвергли всех других кандидатов республиканцев, он согласился бы принять вызов демократов на всеобщих выборах.

Таким образом, на первичных выборах основная борьба развернулась между Рейганом, Бушем и Андерсоном. В первых штатах праймериз бывший губернатор Калифорнии столкнулся с определенными сложностями, пропустив вперед Буша, однако вскоре, после телевизионных дебатов и ряда публичных выступлений, Рейгану удалось поправить свое положение и в конечном итоге уверенно победить, заставив конкурентов снять свои кандидатуры. Далее предстояло подготовиться к партийному конвенту и выработке платформы.

Как уже говорилось выше, в комитете по выработке партийной платформы преобладали правые взгляды, что во многом и предопределило ее содержание. Программа, которую Рейган выносил на суд избирателей на всеобщих выборах, главным образом основывалась на критике администрации Картера и включала в себя в качестве основных традиционные для республиканцев пункты о значительном снижении налогов, сбалансированном бюджете, сокращении государственных регулирующих мероприятий и борьбе с «марксистской тиранией». Черным американцам Рейган не сулил значительных изменений к лучшему, однако, обращал их внимание на то, что Картер не выполнил своих обещаний, данных черному населению: число черных безработных увеличилось, а средний доход черной семьи значительно сократился. Новым было предложение о создании предпринимательских зон, которое предусматривало снижение налогов для мелкого бизнеса в районах массовой безработицы и нищеты: именно усилия мелкого бизнеса, а не государственные социальные программы должны помочь безработным и бездомным. Политические портреты. Абрамов Ю.К. Феномен Рональда Рейгана. М.: «Международные отношения». 1999. С. 94.

Что же касается действующего президента Джимми Картера, то он продолжал терять популярность у населения, и к началу первичных выборов в демократической партии он уступал в общественной поддержке своему конкуренту Э. Кеннеди. Ценой немалых усилий ему все же удалось переломить ход борьбы и добиться выдвижения своей кандидатуры на переизбрание. Однако, по мере замедления темпов экономического роста в США и нарастания напряженности во внешней политике (проблема освобождения заложников в Иране и экономические санкции по отношению к СССР) позиции Картера заметно ухудшались. В июле 1980 года его деятельность на посту президента одобрил только 21% избирателей. Меньшей поддержкой не пользовался ни один хозяин Белого дома за все время опросов общественного мнения в США.

Большая надежда демократами возлагалась на грамотно составленную предвыборную платформу, которая, как ожидалось, должна была оправдать их ошибки и расположить к себе избирателей. Обилие пафоса и призывов к патриотизму американцев, должно было отвлечь население от реальной действительности и возродить доверие к власти. Так, например, если республиканцы сравнивали важность настоящего момента лишь со Второй Мировой войной, то в варианте демократов помимо этого появляются аналогии с Великой депрессией, Гражданской и Первой мировой войной. Демократы признавали, что за четыре года пребывания у власти им не удалось решить все проблемы американцев, однако, можно ли ожидать существенных улучшений за столь короткое время, учитывая то обстоятельство, что перед этим страна восемь лет находилась под властью республиканцев? В качестве рецепта возрождения экономики страны демократы также призывали к снижению налогов, однако, обращали внимание на то, что в отличие от «бесцельного» республиканского снижения, которое приведет к инфляции и социальному кризису, налоговая реформа демократов возродит промышленность, создаст рабочие места и способствует экономическому подъему.

Надо отметить, что программа демократов имела определенный успех, поэтому в сентябре 1980 года штаб избирательной кампании Рейгана принимает решение изменить предвыборную тактику и перейти в контратаку на президента. «Мы постарались перенести фокус кампании с наших ошибок на то, что в конечном счете предопределило исход выборов, а именно: превратить выборы в референдум о деятельности президента Джимми Картера», - вспоминал один из руководителей рейгановской избирательной команды Р. Уиртлин. Успеху этой тактики способствовало резкое ухудшение экономической ситуации в стране осенью 1980 года, когда появились все признаки серьезного циклического кризиса, а уровень инфляции приблизился к 13%. США захлестнула волна увольнений (8 млн. чел. к осени 1980 г.), в связи с резким повышением ставок по банковским кредитам сократилось жилищное строительство. Несостоятельность экономической политики Картера привела к тому, что на финише избирательной кампании, впервые за многие годы, республиканская партия начала восприниматься американцами, как более способная справиться с инфляцией и спадом, как не уступающая демократам даже в решении задачи повышения занятости Шишкин Г.А. Америка 80-х (К итогам пребывания у власти республиканской администрации Р. Рейгана). - М.: Знание, 1998..

В результате на выборах 1980 года Рейгану удалось получить значительное число тех избирателей, которые традиционно составляют костяк электората демократов: 41% голосов членов профсоюзов, 13% черных американцев, 40% лиц с наименьшим уровнем доходов, 46% католиков. Очень много сторонников демократов осталось в день выборов дома, что стало одной из причин рекордно низкой явки избирателей, составившей 52,6%.[14] Общие результаты выборов были таковы: Рейган - 50,75%; Картер - 41,01%; Андерсон - 6,61%; другие кандидаты - 1,62%. Никонов В.А. Указ. соч. С. 241.

Как можно догадаться, столь резкое изменение политических пристрастий не было обусловлено привлекательностью программы республиканцев или же неприемлемостью того, что предлагали на выборах демократы.

Традиционные приверженцы демократической партии в большинстве своем голосовали за Рейгана лишь потому, что Картер, по их мнению, повернулся спиной к их нуждам. Инфляция, энергетический кризис, снижение темпов производства, ослабление американского влияния в мире и кризис с заложниками в Иране - вот основные факторы, приведшие к потере уверенности в завтрашнем дне среди простых американцев. Рейгану же удалось заверить население в том, что все можно поправить. Американцам хотелось видеть на посту президента убежденного и оптимистичного человека - настоящего американца, и Рейган с успехом справился с этой ролью.

Таким образом, кризис администрации Картера, грамотная предвыборная кампания республиканцев и временная переориентация сторонников демократов позволили Рональду Рейгану победить на президентских выборах. Содержание того, что предлагал бывший губернатор Калифорнии (программа республиканцев 1980 года по существу мало чем отличалась от программ двенадцатилетней давности), оказалось на деле менее значимым, чем то, как он преподносил себя и свои идеи. Действительно, мало кто из американцев серьезно вникал в смысл того, что означали предложения о снижении налогов, ограничении власти федерального правительства и укреплении позиций США на международной арене. «Рейганизм» и «рейганомика» не были целиком представлены американцам хотя бы потому, что программа экономического восстановления и другие реформы находились в стадии разработки, единственное, чем располагали избиратели - это предвыборный меморандум 1979 года и выступление Рейгана 9 сентября 1980 года в Чикаго на заседании экономистов-республиканцев, работавших в администрации Никсона и Форда. В остальном же дело ограничивалось общими фразами в предвыборной платформе и высказываниями Рейгана относительно необходимости сбалансированного бюджета.

Итак, своей победой Рональд Рейган во многом был обязан сложившейся на тот момент конъюнктуре и своим ораторским способностям. Социально-экономические программы, вошедшие в историю как «рейганомика», еще только разрабатывались. Их оформление в единый законопроект, способный выдержать критику Конгресса, еще не закончилось, а их реализация еще не была до конца продумана. Именно этому сюжету, а именно применению «рейганомики» на практике, посвящен следующий раздел. Democratic Platform of 1980 // Original sources in their own worlds. www.originalsources.com

Глава II. Внутренняя политика Р. Рейгана 1981-1984 гг. «Чудо Рейганомики»

Ударом в литавры Рейган возвестил о начале своего президентства: его первоначальные успехи в экономической и социальной политике в Конгрессе действительно произвели впечатление "консервативной революции". Так, 18 февраля 1981 года, через месяц после инаугурации, Рейган представил Конгрессу Программу экономического восстановления, которая включала в себя четыре ключевых элемента:

реформа по сокращению федеральных расходов

пакет предложений по созданию новых рабочих мест и сокращению налогов на личный доход на 10% в год в течение трех лет

долгосрочная программа дерегуляции

обязательство по проведению в сотрудничестве с Федеральной резервной системой политики монетаризма с целью восстановления стабильной системы денежного обращения и оздоровления финансовых рынков.

Восприятие неоконсерваторами идей «экономики предложения» и монетаризма служат концептуальной основой современной стратегии американского империализма Шишкин Г.А. Америка 80-х (К итогам пребывания у власти республиканской администрации Р. Рейгана). - М.: Знание, 1998..

Кардинальные принципы этой стратегии были сформулированы в программном документе американской администрации, опубликованном в феврале 1981г. под названием «новое начало для Америки. Программа экономического возрождения». Главная задача программы - упрочение пошатнувшихся позиций империализма США на мировой арене. Концепция экономической политики американской администрации, часто называется «рейганомика», носит ярко выраженный классовый характер. Ее основные положения отражают интересы монополистической буржуазии, а используемые для поставленных целей методы направлены против социальных завоеваний трудящихся масс.

В соответствии с установками неоконсервативных теоретических доктрин негативные явления и тенденции и хозяйстве СШЛ 70-х--начала 80-х годов сторонники «рейганомики» объясняют просчетами экономической политики, проводившейся прежними правительствами. Слепое следование кейнсианскнм рецептам, по их мнению, привело к неоправданному расширению сферы государственного вмешательства в экономику, росту бюджетных расходов и дефицита, снижению стимулов к труду и капиталовложениям, а в итоге к общей экономической дестабилизации, падению темпов хозяйственного роста и снижению эффективности использования факторов производства.

Руководствуясь основным принципом «экономики предложения» -- «больше рынка -- меньше государства», экономическая программа американской администрации предусматривает отказ от выполнения ряда традиционных регулирующих функций. В качестве основной задачи правительства она провозглашает создание в финансовой и кредитно-денежной сфере условии, необходимых для стимулирования частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности рыночного механизма. Активная инвестиционная деятельность в частном секторе станет фактором повышения общенациональной нормы накопления, рационализации потребления ресурсов, рассасывания безработицы и, в конечном счете, оздоровления всей американской экономической системы. Программа переносит центр тяжести государственной хозяйственной политики с решения проблемы достаточности спроса на проблемы стимулирования предложения товаров и услуг и предполагает сократить вмешательство в воспроизводственный процесс с краткосрочными конъюнктурными целями. Это мотивируется тем, что «точная настройка» экономики, при которой правительство пытается компенсировать любые колебания, не представляется возможной». Провозглашенный приоритет долгосрочного подхода к решению назревших структурных проблем должен быть реализован методами стимулирования частных капиталовложений. Использование этих методов позволит осуществить перестройку материально-технической базы производства, повысить конкурентоспособность отраслей передовой технологии, модернизировать «старые», традиционные отрасли промышленности, рационализировать энергопотребление и т. д. Таким образом, всемерно поддерживая интересы крупного монополистического капитала, прибегая к прямому перераспределению в его пользу национальных ресурсов, урезывая потребление рабочего класса, способствуя повышению степени его эксплуатации, правящие круги США проводят в жизнь свою программу «реиндустриализации» хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать