Внутренние войска в борьбе с национальным экстремизмом и международным терроризмом (1989-2002 гг.)

Внутренние войска в борьбе с национальным экстремизмом и международным терроризмом (1989-2002 гг.)

РЕФЕРАТ

по курсу «Военная история»

по теме: «Внутренние войска в борьбе с национальным экстремизмом и международным терроризмом (1989- 2002 гг.)»

Содержание

Введение

1. Совершенствование структуры ВВ МВД России в 90-е годы.

2. Участие ВВ МВД РФ в ликвидации межнациональных конфликтах.

Заключение

Введение

Конец ХХ века и наступление нового тысячелетия отмечены крупными политическими катаклизмами. На политической карте мира исчезла великая страна СССР. В мире осталась одна сверхдержава США.

За каких-то несколько десятилетий произошло изменение и исторической карты самой России. События в Прибалтике, Нагорном Карабахе, Баку, Ереване, Сумгаите, Фергане, Тбилиси, Абхазии, Чечне явились детонатором взрыва общественного устройства государства. Сам рисунок и хронология событий, несмотря на то что, многие из того что происходило и происходит на глазах ныне живущих - стираются в памяти людей. В сознании у многих сохранились смутные воспоминания о каких-то спорах в союзных республиках бывшего СССР, о последующих за ними погромах и драках на площадях, а затем перестрелках и войнах, потоках беженцев.

На просторах бывшего СССР и территории нынешней России, вследствие экономического кризиса, социально-политической нестабильности произошли несколько длительных и скоротечных вооруженных конфликтов и межнациональных столкновений с применением иногда и тяжелого вооружения, Вооруженных сил и внутренних войск МВД СССР (России) (Армяно-Азербайджанский конфликт 1988-1994 гг., события в Прибалтике 1991 г., события в Ферганской долине 1989 г., осетино-ингушский конфликт 1992 г., восстановление конституционного порядка в Чеченской республике 1994-1996 гг., антитеррористическая операция на Северном Кавказе 1999-2002 гг.).

Тяжелейшими последствиями этих конфликтов явились человеческие жертвы - погибли и пропали без вести десятки тысяч человек, нанесен колоссальный материальный ущерб, поломаны сотни тысяч человеческих судеб, тысячи детей остались сиротами.

Кризисный характер обстановки в указанных регионах обусловлены тем, что с распадом СССР и объявление его бывшими республиками своего суверенитета развернулась острая борьба за власть между различными местными политическими и клановыми группировками, использующие для достижения своих целей идеи национализма, религиозную рознь, межнациональные противоречия, террор и насилие.

Этот период исторического развития СССР и в последующем Российской Федерации - как суверенного государства, характеризуется активным применением Вооруженных Сил и внутренних войск, для ликвидации последствий конфликтов, спасения людей, сохранения материальных ценностей.

1. Совершенствование структуры ВВ МВД России в 90-е годы

Служебно-боевая деятельность внутренних войск МВД России в последнее десятилетие проходила под воздействием радикальных политических, экономических и социальных перемен, вызванных распадом СССР и становлением российской государственности. В 90-х гг. был сделан серьезный шаг в сторону правового обеспечения их служебно-боевой деятельности, что позволило более эффективно использовать воинские части в условиях чрезвычайного положения и в районах вооруженных конфликтов.

Основу правовой базы оперативно-служебной и боевой деятельности внутренних войск в этот период составляли: Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.); законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской федерации» (24 сентября 1992 г.); «О безопасности» (5 марта 1992 г.); «Об обороне» (24 сентября 1992 г.); «О статусе военнослужащих» (22 января 1993 г.); «О воинской обязанности и военной службе» (11 февраля 1993 г.); Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «Основные положения военной доктрины Российской Федерации».

Если в Законе СССР от 26 марта 1990 г. «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД России при охране общественного порядкам регламентировалась лишь часть выполняемых внутренними войсками задач, то с принятием закона Российской Федерации от 24 сентября, 1992 г. было законодательно оформлено предназначение внутренних войск.

В соответствии с общей концепцией развития государства, его силовых структур, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. из внутренних войск органам уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел были переданы функции по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. В дальнейшем все органы исполнения наказаний МВД РФ вошли в состав Министерства юстиции

Деятельность внутренних войск показывает, что на определенных этапах истории менялась оценка важности выполняемых ими задач. До принятия Закона о внутренних войсках (сентябрь 1992 г.) приоритетными были две задачи: охрана и оборона особо важных и особо режимных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, а также охрана исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториев

Однако с принятием перечисленных правовых актов приоритет выполнении войсками задач сместился в сторону предупреждения и пресечения вооруженных конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан.

События последнего десятилетия показали, что не всегда своевременно и четко определялся правовой механизм использования внутренних войск в межнациональных и вооруженных конфликтах, прежде всего, на Северном Кавказе. Решениями высших органов государственной власти и руководства страны в отдельные периоды зависимости от обстановки на войска возлагались дополнительные задачи, не закрепленные в Законе и уставах внутренних войск, например: пресечение деятельности военизированных формирований фронта национального спасения; недопущение дальнейшего развития зоны конфликта, разоружение всех незаконных вооруженных формирований; содействие возвращению в места постоянного проживания беженцев; обеспечение безопасности в местах компактного проживания беженцев; обеспечение правопорядка на границах территории действия режима чрезвычайного положения; недопущение бесконтрольного провоза через административную границу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, боевой техники; обеспечение освобождения заложников; содействие в роспуске существующих вооруженных структур.

В связи с этим 25 декабря 1996 г. Государственной Думой Российской Федерации была принята новая редакция Федерального закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также закон «0 внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Трагедией государственного масштаба стал Чеченский вооруженный конфликт 1994 - 1996 гг. и во взаимодействии с Вооруженными Силами и органами государственной безопасности в различные периоды конфликта группировка внутренних войск и органов внутренних дел составляла до 25 тыс. чел и состояла из тактических групп. Они выполняли задачи по подавлению незаконных вооруженных формирований и освобождению от них населенных пунктов, разоружению бандитов, восстановлению конституционного порядка в зоне ответственности войск. Боевые действия, как правило, носили ожесточенный, кровопролитный характер, сопровождались многочисленными диверсиями террористическими актами, захватом заложников Наряду с многочисленными примерами самоотверженною выполнения воинского долга отваги и мужества воинов внутренних войск, значительными были и потери среди военнослужащих: 1070 убито, 4664 ранено и более 250 пропало без вести.

Чечня стала пристанищем значительного числа отрядов международных террористов из Алжира (Эмир Абдель Кадер), Сирии (Исламское освобождение Сирии), Саудовской Аравии (солдаты Халифа Ра-Бада) и др. В развернутых лагерях проходили боевую подготовку жители Средней Азии, албанцы, крымские татары, мусульмане из России и других стран СНГ и зарубежных государств. В результате их экстремистских действий при поддержке чеченских бандформирований в Дагестанской республике резко обострилась социально-политическая обстановка. К началу 1999 г. боевики с территории Чечни вторглись на территорию Республики Дагестан и провозгласили Ботлихский и Цумадинский районы независимой территорией.

Для проведения контртеррористической операции была создана объединенная группировка федеральных сил из состава внутренних войск; в боевых действиях в Дагестане участвовало 5549 чел. С 23 сентября 1999 г. В период с 1 ноября 1999 г. по 1 января 2001 г. внутренние войска провели две войсковые операции, более 900 специальных и 545 результативных разведывательных операций по выявлению и ликвидации бандформирований.

Современный опыт служебно-боевого применения внутренних войск был учтен при подготовке и принятии нового Федерального Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. В нем содержится правовое обоснование статуса, функций и задач внутренних войск, полномочных государственных органов и должностных лиц по руководству и порядку взаимодействия с органами власти на местах, вопросы применения сил и средств при выполнении поставленных задач, гарант правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

2. Участие ВВ МВД РФ в ликвидации межнациональных конфликтах

Одним из самых крупных вооруженных конфликтов на территории СССР можно назвать Нагорно-Карабахский конфликт между Азербайджаном и Арменией.

Фактически с февраля 1988 года началось активное привлечение внутренних войск для: обеспечения общественного порядка и общественной безопасности; ликвидаций массовых беспорядков в населенных пунктах; охраны жизни граждан; охраны правительственных и государственных учреждений. Это было вызвано масштабами событий, так как ОВД на местах не справлялись с поставленными перед ними задачами, а порой самоустранялись от выполнения своих обязанностей, что способствовало безконтрольному развитию событий.

Негативные процессы в Армении и Нагорном Карабахе начались в 1987 году со сбора подписей под требованием о восстановлении исконно армянских земель и присоединение НКАО к Армении.

По этому вопросу в Президиум Верховного Совета СССР поступило более 250 коллективных писем, общий тезис которых о том, что Нагорный Карабах - это историческая земля армянского народа и что требования проживающих там армян вызваны низким уровнем социально-экономического и культурного развития автономной области, невниманием на протяжении многих лет к проблемам проживающего там армянского населения со стороны азербайджанского руководства автономной области.

Активную работу по этому вопросу проводили студенты и преподаватели, творческая и техническая интеллигенция Армении и НКАО. В решении «карабахской проблемы» были вовлечены советские и партийные учреждения, трудовые коллективы, общественные организации, предприятия и учреждения. Этой проблеме была придана острота и драматизм, которые в последствии привели социальной напряженности и действиям, выходящих за рамки закона.

В конце января - начале февраля 1988 года в Нагорном Карабахе начались длительные забастовки на предприятиях. Проводились многочисленные митинги и демонстрации в Армении, а затем и в Азербайджане, которые все чаще стали перерастать в хулиганские действия, погромы и открытые столкновения с милицией.

События в Сумгаите. Начиная с 28 февраля 1988 года в Сумгаите (20 км северо-западней Баку) собравшиеся на митинг азербайджанцы перешли к хулиганским действиям. Толпа антиобщественных элементов, состоящая из молодух людей и подростков, имея на руках списки с адресами проживающих армян учинила в городе большой погром. Как выяснило в последствие следствие данная акция была спланирована, толпа заранее вооружилась орудиями насилия (арматурой, колющими и режущими предметами), широко применялись наркотики и алкогольные напитки для одурманивание участников митинга. В рядах демонстрантов находились уголовники и подростки, наличие которых не давало возможности к применению оружия милицией и войсками.

Погромы в отношении армянского населения сопровождались массовыми убийствами, грабежами, поджогами и насилием. В результате бесчинств в течении 28-29 февраля 1988 года в городе Сумгаите и его окрестностях погибло 32 мирных жителя, было ранено и получили травмы различной степени тяжести более 200 человек.

К исходу 29 февраля в город были введены войска ЗакВО, подразделения Бакинского общевойскового училища и Бакинского военно-морского училища, подразделения ВДВ, части оперативного назначения внутренних войск МВД СССР и Орджоникидзевское военное училище МВД СССР, а также на место прибыли сотрудники КГБ СССР и центрального аппарата МВД. Был объявлен комендантский час с 18.00 до 6.00. В этот период ВВ МВД СССР во взаимодействии с СА и КГБ проводили следующие мероприятия: охрана общественного порядка и общественной безопасности; были взяты под охрану правительственные здания и учреждения, государственные объекты; проводились рейды по проверке паспортного режима; сопровождались колонны с беженцами; осуществлялась охрана семей армян и азербайджанцев в местах их совместного проживания, оказывалась помощь в оперативных мероприятиях проводимых МВД и КГБ СССР; обеспечения мероприятий по соблюдению населением комендантского часа.

В результате совместных действий ВВ и других силовых ведомств обстановка в городе в течение недели была нормализована. В ходе столкновений между войсками и хулиганствующими элементами получили ранение около 140 военнослужащих.

В марте 1988 года в ответ на Сумгаитские погромы в Ереване по инициативе Народного Фронта Армении должен был состояться много миллионный митинг. Для недопущения массовых нарушений общественного порядка, погромов и насилия, Правительство СССР, по просьбе руководства Армянской ССР, приняло решение о привлечении дополнительных сил МВД СССР для обеспечения общественной безопасности.

Для оказание помощи местной милиции в охране общественного порядка, в Ереване были сконцентрированы части и подразделения внутренних войск МВД СССР входящих в ВОРез (Военные училища внутренних войск: ЛВПУ МВД СССР, ОВВККУ МВД СССР, СВВДКУ МВД СССР, ХВВУТ МВД СССР, ПВВКУ МВД СССР, НВВКУ МВД СССР, подразделения ОМСДОН и другие подразделения внутренних войск с различных регионов страны).

Взаимодействие между частями внутренних войск МВД СССР было организовано с местными органами власти, КГБ СССР и КГБ Армянской ССР, войсками Закавказского военного округа, МВД СССР. Общее руководство действий всех войск, осуществлялось совместно с командованием Закавказского военного округа, КГБ СССР, МВД СССР. Ереван был поделен на сектора ответственности между воинскими частями, в которых назначались военные коменданты из представителей МО СССР. В этот период крупных столкновений населения и войск не отмечалось. Мероприятия Национального Фронта Армении прошли, организовано и без эксессов.

На протяжении всего времени пребывания в Ереване и других населенных пунктах Армении, внутренние войска выполняли следующие задачи: несли совместно с местными ОВД патрульно-постовую службу; осуществляли контроль паспортного режима в населенных пунктах; оказывали помощь местным органам власти в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий (митингов, демонстраций и т. д.); были взяты по войсковую охрану правительственные и партийные здания и сооружения, районы компактного проживания лиц азербайджанской национальности, предприятия союзного значения, памятники В. И. Ленину и других выдающихся деятелей Советского государства. Комендантский час не вводился. Стабилизация обстановки позволила к концу марта началу апреля вывести из Армении военные училища МВД СССР и некоторые другие части внутренних войск в места постоянной дислокации.

К июню-июлю 1988 года в Степанокерте и других районах НКАО вновь резко обострилась обстановка, которая со скоростью снежной лавины стала выходить из под контроля местных органов власти. Участились экстремистские вылазки и хулиганские действия в отношении лиц азербайджанской национальности, что соответственно вызвало негативную реакцию в Азербайджане.

В обеих республиках вновь стали выдвигаться националистические лозунги «Азербайджан - для азербайджанцев» и «Армения- для армян», «Карабах - наш» и т.д. Под давлением угроз и провокаций, начались массовые митинги и демонстрации в Азербайджане и Армении.

В начале июля 1988 года наряду с продолжением митинговых акций, был спровоцирован первый акт столкновения с войсками.

В Ереване, насильственными действиями бастующих, была сорвана работа международного аэропорта Звартноц. Силами ВВ МВД СССР, частей Закавказского военного округа, КГБ СССР, МВД СССР и местными ОВД была осуществлена специальная операция по деблокированию аэропорта. В группировку сил и средств входили: военные училища ВВ МВД СССР, подразделения ОМСДОН и других частей ВВ МВД СССР, подразделения Закавказского военного округа, подразделения ВДВ, сотрудники КГБ СССР и центрального аппарата МВД СССР, сотрудники местного МВД И КГБ.

5 июля 1988 года около 13.00 началась специальная операция по деблокированию аэропорта Звартноц. Войска блокировали накануне аэропорт и двумя колоннами с двух сторон двинулись по автомобильной автостраде вовнутрь аэропорта, с целью «выдавливания» хулиганствующих элементов из здания аэропорта. В период проведения операции со стороны бастующих проявлялись провокационные действия в отношении военнослужащих, которые выражались в словесных оскорблениях, оказании сопротивления при задержании. В военнослужащих кидались камни, бутылки, железные прутья, кресла и т. д. Во время проведения операции войска активно использовали специальные средства, оружие не применялось. В результате столкновения с обеих сторон были раненые и травмированные. По данным МВД, МО, КГБ СССР получили травмы и ранения различной степени тяжести 126 человек из них: 81 гражданских лиц; 45 военнослужащих (офицеров-16, прапорщиков-2, курсантов-9, сержантов-4, рядовых-14), повреждено было БТР-2 единицы, автомобилей-12 единиц.

В сентябре- октябре 1988 года обстановка в республиках оставалась сложной. Вновь возникли столкновения на межнациональной почве. Участились случаи разбоев, погромов, поджогов, прямых вооруженных столкновений с милицией и войсками.

Во второй половине ноября 1988 года в Азербайджане и Армении многие города оказались охвачены митингами и демонстрациями, на которых выдвигались националистические требования и требования антисоветского характера. В результате этого произошли групповые нарушения общественного порядка в Кировабаде, Нахичиване и других населенных пунктах.

Для обеспечения общественной безопасности и разведению враждующих сторон в НКАО были направлены дополнительные силы ВВ, СА, КГБ. В ходе выполнения служебно-боевых задач в районе межнационального конфликта ВВ принимали самое активное участие, которое выражалось: в охране общественного порядка; охране и сопровождении колон с беженцами и грузами, охране мест компактного проживания лиц армянской и азербайджанской национальностей, проведении мероприятий по разоружению населения и отрядов «самообороны» и т. д.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать