Внутренняя политика Николая I
p align="left">Я уже говорил об этом качестве Николая 1, о его консерватизме, он привыкал к людям, к определенному порядку вещей, и очень неохотно менял людей.

Многие находились очень долго на своих постах, тот же Нессельроде, которого он взял в наследство от Александра; министр финансов Канкрин, военный министр Чернышев и др.

Очень мало кто из этих людей может быть назван сподвижником Николая 1, в основном это все-таки исполнители. Несколько возвышается над общим средним уровнем Киселев, Блудов, но таких было немного.

Характеризуя развитие государственной машины во 2-й четверти 19 века, мы отмечаем его дальнейшую централизацию. Особое значение среди высших учреждений приобретает Собственная его императорского величества Канцелярия. Она была образована еще при Павле 1, получила значение еще во время Отечественной войны 1812 года, когда ею руководил Аракчеев. При Николае 1 Собственная его императорского величества Канцелярия получает более сложное устройство. Появляются разные отделения.

31 января 1826 года, т.е. через 2 месяца после воцарения, были образованы 2 отделения: Первое и Второе.

Первое следило за исполнением высочайших повелений, занималось вопросами, связанными с назначением на разные высшие посты чиновников, вело учет, готовило бумаги для доклада императору.

Второе отделение было призвано завершить работу по систематизации законов, начатую еще при Александре 1, но так и не законченную. Это называлось кодификация.

3 июля 1826 года было учреждено 3 отделение, которое нам наиболее памятно. Оно носило не только функции политического сыска. Оно было и своеобразным институтом изучения общественного мнения. Тем более что гласности не было. Многие писали об отсутствии гласности в России. Н как-то надо было узнавать мнение народа.

Бенкендорф считал, что знание общественного мнения так же важно для России, как знание топографической карты для главнокомандующего.

3 отделение находилось первоначально на углу набережной Мойки и Гороховой улицы, но в 1828 году переведено по адресу Фонтанка, 36. Численность сначала была 16 человек, к концу царствования 40 человек. Исполнительным органом канцелярии был корпус жандармов. В России были созданы жандармские округа во главе с жандармскими генералами. Причем эти генералы не подчинялись местному губернатору, местным властям, а имели выход непосредственно на императора. И в этом была их сила. Их боялись. Недаром в «Ревизоре» жандарм привозит весть, что едет настоящий ревизор в заключительной сцене.

Может создаться впечатление, что жандармы были презираемы обществом, но все-таки большинство общества относилось к ним с почтением. Служить в жандармском корпусе считалось престижным и денежным. Далеко не всех туда принимали. Без такого института государство существовать не может.

К сожалению, нет времени характеризовать личности, которые возглавляли 3 отделение. Это был Александр Христофорович Бенкендорф, после его смерти Алексей Федорович Орлов, брат декабриста Михаила Орлова, внебрачный сын Федора Орлова.

Поскольку Бенкендорф был рассеян, а Орлов ленив, то практическую работу ведали не шеф, не начальник, а управляющий 3 отделением, начальник штаба жандармского корпуса, которым долгое время был _______, Мордвинов, Дубельт, достаточно оригинальный человек, с лисьими повадками, вкрадчивый, вежливый. О нем говорили, что он своим информаторам, тайным агентам платит жалованье, кратное 3, в память о 30 серебряниках. 30, 90 рублей.

Внутри 3 отделения были уже свои подразделения, которые назывались экспедиции. Каждая из экспедиций занималась своими проблемами. Первая - секретная экспедиция, которая была органом политического сыска, 2 -занималась делами раскольников, 3 - слежками за иностранцами, 4 - крестьянским вопросом, пресекала злоупотребления помещиков, фиксировала слухи об освобождении крепостных, 5 - занималась цензурой и периодическими изданиями.

В 1828 году появляется 4 отделение после смерти Марии Федоровны, которая возглавляла большое количество благотворительных женских учреждений. Александра Федоровна, жена Николая 1, потянуть такую большую работу не могла. Елизавета Алексеевна (?) к этому времени умерла, поэтому создали специальное отделение, которое управляло всем этим большим беспокойным наследством.

5,6 отделения - были временными. 5 отделение было образовано в 1835-36 году, когда в Петербургской и Псковской губернии было решено провести в виде опыта реформу государственной деревни, которая потом была распространена на всю Россию, при создании министерства государственных имуществ, при Киселеве. Это отделение должно было заложить основы реформы Киселева. Много документов по этому вопросу отложилось в РГИА.

6 отделение было образовано в 1842 году до 1844 года. Оно занималось вопросами Кавказа, подготовкой проектами образования Кавказского наместничества. Оно было образовано в конце 1844 года. В 1881 году наместничество было ликвидировано. Во время первой русской революции его снова возобновили. Кавказским наместником был назначен М.С. Воронцов, сын посла в Англии, англофил, которого в эпиграмме несправедливо обидел Пушкин, назвав «полумилорд, полукупец, полуподлец, полуневежда… когда же будет полным, наконец?».

В управление Воронцова, одного из видных региональных деятелей царствования Николая 1, вошла территория России от реки Прут, низовьев Дуная, до Аракса, до границы с Персией, вся южная Россия.

Другие органы государственной власти постепенно теряют свое значение. Как-то Николай 1 посетил Сенат. Это было в 1827 году. Оказалось, что там практически нет никого из сенаторов, кроме статс-секретаря Николая Назаровича Муравьева. Николай 1 хотел возобновить указ Петра 1, чтобы сенаторы рано утром приезжали в сенат, но Муравьев попросил этого не делать, так как само посещение императора «сделало полезную электролизацию паралича». Тем не менее, при Николае 1 более четко распределяются вопросы между сенатом, государственным советом, комитетом министров.

Высшие учреждения при Николае 1. Особое значение получает комитет. Комитетов по крестьянскому вопросу было 9. По каждому вопросу Николай образует секретные комитеты. Если нужно составить программу развития железной дороги, или составить программу воспитания и обучения наследника цесаревича Александра, или о политике в отношении евреев, сибирский комитет. По каждому вопросу собирается комитет.

О центральных органах управления.

Николай говорил: по счастью механизм управления в моей стране весьма прост: когда бы при наших расстояниях, создающих трудности во всем, правление было сложно по форме, для него недостало бы головы одного человека.

Однако механизм самодержавия представлял собой громоздкую бюрократическую систему, с далеко непростыми механизмами власти. Хотя в начале царствования во многом общество жило ожиданием реформ, большинство проектов, как и в царствование Александра 1, осуществлено не было.

Основные моменты: было создано 2 новых министерства.

Министерство императорского двора (МИДВ), создано 22 августа 1826 года.

26 декабря 1837 года (7 января 1838 года по новому стилю) было создано министерство государственных имуществ (МГИ), которое возглавил образованный граф П.Д. Киселев. Бывший офицер, бывший руководитель русской администрации в Дунайских княжествах после русско-турецкой войны, где он проводил крестьянскую реформу. Приближающийся к типу просвещенного бюрократа.

Произошли некоторые переименования главных управлений.

При министерстве финансов были учреждены мануфактурный и коммерческий советы, с привлечением купцов и фабрикантов. В 1828-29 году.

Министерство народного просвещения вошло в главное управление цензуры.

Горное ведомство, подчиненное министерству финансов, получило военную организацию в 1834 году. Министр финансов Канкрин стал главнокомандующим корпуса горных инженеров.

Происходит дальнейшая централизация военного аппарата. Причем в армии и на флоте должность министра постепенно сводится к хозяйственным функциям, к комплектованию армии, припасам, строительству кораблей. Главным становится начальник Штаба. На протяжении почти 25 лет, с 1827 по 1855 год управление флотом было сосредоточено в руках светлейшего князя А.С. Меньшикова, весьма колоритная противоречивая личность.

Если говорить о региональной, местной системе управления, то пьеса Гоголя «Ревизор» дает нам представление об этом. Николай 1, который много путешествовал по России, не имел особых иллюзий в отношении местных чиновников. Таких как Воронцов, Н.Н. Муравьев-Карский было недостаточно. Чиновники местного уровня во многом напоминали героев «Ревизора». Когда Николай 1 оказался на больничной койке после аварии в _______ , перевернулась коляска, и его представляли местным чиновникам, он потом сказал: Да я их всех знаю! Вы же здесь не были, ваше величество! А я их всех знаю по «Ревизору».

Своему сыну наследнику Александру Николай сказал: только мы с тобой в государстве не воруем.

При вступлении на престол Николай 1 ставит 2 важные задачи, определяя приоритеты внутренней политики, это кодификация т.е. систематизация законов и отмена крепостного права.

Первая задача удалась ему в большей степени, вторая отчасти, поскольку те мероприятия, которые при Николае 1 были проведены, они подготовили и общественное мнение, которое в царствование Николае еще не было готово к отмене крепостного права. Крепостное право еще имело некоторые резервы для своего развития, несмотря на кризис феодально-крепостнической системы, помещики жили за счет этого.

Конечно же, во многом царствование Николая подготовило отмену крепостного права. А первый шаг Николая - реформа государственных крестьян.

После реформы 1861 года, устройство местного самоуправления, бывших помещичьих крестьян, строилось по образцу, которое было в государственной деревне.

Было более 200 законов, ограничивавших крепостное право, которое изрешетило его устои. Перестала увеличиваться численность и удельный вес крепостных крестьян в царствование Николая 1. Если взять долю помещичьих крестьян в составе всего населения, то больше всего доля крепостных крестьян была в конце 18 века. В 1796 году 54% всего населения России были крепостные. В 1811 году - 51,7%. В 1833 году - 45%, в 1857 году - по последней 10 ревизии, уже после смерти Николая 1 - 39%.

Если взять все крестьянство, разные категории крестьян, то здесь доля тоже уменьшалась. Основные категории крестьян:

Казенные крестьяне, которые стали называться государственными крестьянами после образования министерства государственных имуществ, ведавшего государственными землями и казенными крестьянами. Если раньше крестьяне были в ведении министерства финансов, а оно заботилось только о том, чтобы подушную подать собрать. А теперь у министра финансов Канкрина это было отнято и передано Киселеву. Здесь всегда было противоречие, связанное с влиянием на государственных крестьян, с повышением благосостояния. Киселев занимался улучшением, разрабатывались проекты, как строить дома, деревни, противопожарные меры, оказывали ветеринарную помощь, организовывали школы.

Но был и другой момент: казенные государственные крестьяне были более свободны, чем помещичьи. В помещичьих селениях было запрещено устраивать кабаки. Собственно Елизавета Петровна уже запретила использовать слово кабак, стали называться питейные дома. У татар питейное заведение - это постоялый двор.

Министерство финансов было заинтересовано в том, чтобы покупали водку. Поэтому в государственных деревнях устраивали кабаки. Потребление водки было больше у казенных крестьян. Была такая карикатура: как министр финансов тянет крестьянина к кабаку, а Киселев тянет крестьянина в церковь. И они разрывают его на 2 части.

Первые антиалкогольные кампании возникают еще в недрах бюрократического учреждения министерства государственных имуществ.

В 1840 годы сохранилось дело, почти 500 страниц, называется «О страсти государственных крестьян к горячительным напиткам». Киселеву доложили, что казенные крестьяне много пьют. Киселев написал карандашом, что надо бы проверить, правда ли это? Решили провести обследования, направились ревизоры по губерниям. Киселеву доложили, что государственный крестьянин пьет в 2 раза больше, чем помещичий.

Один из ревизоров предлагает образовать в губернии, которую он проверял, Общество трезвости. Киселев пишет: рано, мы до этого еще не дошли, а председатели обществ - менее других. А председателями хотели сделать местных священников. Это намек на то, что священники больше других пьют.

В состав государственных крестьян вошли бывшие экономические крестьяне. Экономические крестьяне сначала были подчинены коллегии экономии до 1812 года. Потом были переданы в управление казны, а потом они перестали отличаться от основной массы казенных крестьян.

Помещичьи крестьяне.

Удельные крестьяне. Когда речь шла о царствовании Павла 1, то в день воцарения один из манифестов - образование удельного ведомства, удельных крестьян. Эти крестьяне назывались дворцовыми. На их средства жила императорская семья и обслуживались императорские дворцы.

Теперь царская семья финансируется за счет средств Кабинета и Кабинетского хозяйства, это сибирские рудники, заводы на Урале и в СПб, фарфоровый завод, гранильный завод, леса сибирские, пушнина (мягкая рухлядь).

А удельные крестьяне были закреплены за великими князьями и княгинями.

Положение удельных крестьян было промежуточное между государственными и помещичьими.

Посессионные крестьяне. Они принадлежали предприятиям. и продавались вместе с ним.

Идет постепенная унификация. В составе государственных крестьян было очень много разных подразрядов. Они постепенно унифицировались. Оставались ______щики которые не платили подати, а вместо этого должны были отправлять почтовую службу. Постепенно они капитализировались, Они нанимали людей, которые за них выполняли эти обязанности. Были лашманы в лесных губерниях, где корабельный лес заготавливали вместо уплаты подушной подати.

Немецкие колонисты были подведомственны министерству государственных имуществ, кочевые народы.

Положение крестьян было очень важным. От этого зависело развитие экономики России в целом.

В учебниках написано во второй четверти 19 века разложение феодально-крепостнической системы, перерастает в кризис, крепостное крестьянство вымирает. Но причины были другие. Крепостное крестьянство переходило в другие сословия, регулирование рождаемости.

На самом деле, хотя темпы развития замедлились, но некоторое поступательное развитие сельского хозяйства все-таки продолжалось.

В 1802-1863 году в 20 российских губерниях сбор зерновых и картофеля увеличился с 4,1 до 4,4 четверти на душу населения. Т.е. на 7%.

Товары сельского хозяйства тоже увеличились с 9 до 12 %, т.е. зерно на продажу.

Товарное земледелие в помещичьем хозяйстве достигало 45-50%, т.е. почти половину шло на продажу.

Основным поставщиком зерна оставалось все-таки крестьянское хозяйство.

Что является примером кризиса феодально-крепостнической системы в это время? Не только уменьшение численности и удельного веса крепостных крестьян. У нас принято считать, что в 16 веке крестьяне жили хуже, чем в 15; в 17 хуже, чем в 16; в 18 хуже, чем в 17; в 19 хуже, чем в 18. В начале 20 века хуже, чем в 19. Возникает вопрос: каким же запасом прочности должно было обладать сельское хозяйство, чтобы на протяжении многих веков положение этого крестьянского хозяйство ухудшалось, а крестьяне продолжали жить, размножаться, платить подати и т.д. Значит, или более-менее положение оставалось стабильным, или были периоды улучшения положения крестьян.

И, конечно же, в феодальном обществе во многом отношения были отрегулированы природой, экономикой, социумом, традицией. И резкие телодвижения помещиков приводили только или к возникновению конфликтов, убийству помещиков, восстанию и т.д. И ни один нормальный помещик не был заинтересован в бедном крестьянине. По мнению некоторых историков, положение крестьян улучшалось в 1-й половине 19 века. Растут оброки, но материальное положение улучшается еще быстрее, чем растут оброки. Хотя были и нюансы. Были и бедные, и помещики были разные.

Помещики регулировали и браки у крестьян, старались богатому найти бедную невесту и наоборот. Суворов писал своему приказчику: у меня дворовые парни подросли, такие лбы стали, надо бы им невест прикупить на ярмарке. Лиц-то не очень разбирай, а лишь бы были здоровы. Покупали невест на стороне.

Медленно, но товарность увеличивается. Натуральное хозяйство, характерное для феодализма, этими товарно-денежными отношениями подрывается.

Крестьянин идет в СПб из Ярославской губернии, он нанимает на свое место работника в помощь своей жене, того, кто приходит с юга. Покупные товары проникают в деревню. Медленно, но покупательная способность населения растет.

Трудно посчитать эти тенденции платежеспособности крестьян, но, судя по всему, оно растет. Это повышало интерес крестьян к рынку и способствовало развитию товарно-денежных отношений.

В 1840-е годы число паспортов достигло 1 миллиона. Практически на протяжении всей половины века подушная подать не менялась, т.е. налоги не увеличивались.

Николай 1 понимает, что крепостное право мешает развитию промышленности, торговле. И самое главное - препятствует развитию боеспособной армии. Крепостное право не давало возможности создать обученный резерв, как это стало после закона о Всеобщей воинской повинности 1870 года. Если нужно увеличить армию, то созывали ополчение, как это было в 1806, 1812 году. А потом что делать с ними? В 1812 году крестьяне стали бунтовать, их не удалось отправить назад к помещику, пришлось дать им вольную, а помещикам считать их отданными в рекруты. Т.е. помещику было выгодно отдать крестьянина на 25 лет, чем отдавать на 6-7 лет. А в результате не было обученного резерва. Этого нельзя было сделать без отмены крепостного права.

Николай 1 много этим занимался и много об этом думал. Он говорил Киселеву: меня в особенности заинтересовало одно место, в котором ты говоришь об освобождении крестьян. Мы займемся этим когда-нибудь, я знаю, что могу рассчитывать в этом на тебя. Ибо мы имеем одни и те же идеи в этом важном вопросе, в котором мои министры не понимают, и который их пугает. Я собрал все бумаги для процесса, которые я хочу ввести против рабства, чтобы освободить крестьян по всей империи.

В интимных разговорах Николай говорит об этом очень много. А вот в публичных выступлениях об этом нельзя было и заикаться.

Киселев был потом назначен министром государственных имуществ.

Бенкендорф писал: Новые веяния разгуливают. Крепостное право есть пороховой погреб под государством, и тем опаснее, что войско составлено из крестьян. Надо с чего-нибудь начать, и не дожидаться, когда начнется снизу, от народа.

Но было бешеное сопротивление дворянства отмене крепостного права. Николай 1 не решался. Тем более что пока еще можно было ждать. Но после Крымской войны откладывать это было нельзя.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать