Внутренняя политика Средней Азии и Казахстана в XVI веке
p align="left">Помимо обустройства караван-сараев и рынков, что делалось окончательно перебравшимися в города (в отличие от предыдущего поколения, предпочитавшего вести полукочевой образ жизни на подвластных им территориях) правителями Бухарского и Хивинского ханств для стимулирования более интенсивной торговли, особое внимание обращалось на устройство караванных дорог, связывающих между собой города. Иногда через реки сооружались мосты за счет правителя, вдоль дорог возникали постоялые дворы, сооружались колодцы или специальные бассейны для сохранения воды, необходимой торговым караванам. По дорогам было удобнее перебрасывать воинские контингенты и осуществлять почтовую связь, появившуюся в этот период.

Экономические успехи породили спрос на книги, который рос по мере увеличения количества образованных людей. В XVI веке среднеазиатские книги распространялись только в виде рукописей, причем обычно они снабжались иллюстрациями в виде миниатюр. В первой половине XVI века образовалась особая бухарская школа миниатюристов, наиболее известными мастерами которой были Шейх-заде Махмуд, прозванный Музаххибом, т. е. позолотчиком, и его ученик Абдулла Ага-Риза родом из Исфахана.

Рост торговых операций и новые возможности в сбыте товаров стимулировали развитие ремесла и проникновение среднеазиатских изделий в Индию, Иран, Сибирь и Поволжье. Известно, что в Казани в это время существовала среднеазиатская купеческая колония, а со второй половины XVI века систематическими стали и торговые отношения с Московским государством. В 1588 году Бухару посетил эмиссар английской «Московской компании» Дженкинсон, имевший целью разведку возможных торговых путей на восток в интересах английской короны. Одновременно Дженкинсон представлял в Бухаре и Ивана Грозного, от которого имел официальную грамоту. В Москву он вернулся вместе с послами от Бухары, Балха и Ургенча. Известно также, что правитель Бухары хан Абдулла несколько раз направлял в Москву посольства, выясняя возможности для своих купцов вести дела на территории Русского государства. В документах времени хана Абдуллы Москва фигурирует впервые и характеризуется как «столица франкских султанов». Если из Средней Азии в Московское государство и в Европу доставляли товары восточного происхождения, то назад шли меха, моржовые клыки мед и воск, обработанные кожи, металлические изделия, деревянная посуда, сукна, бархат, зеркала и контрабандное оружие, причем после нескольких денежных реформ, проведенных бухарскими ханами на протяжении XVI века, за товары расплачивались серебряными деньгами, при мелких покупках заменяемыми медными монетами.

Денежные реформы имели весьма важное значение для укрепления среднеазиатской экономики, разоренной непрерывными войнами, что, в свою очередь, вело к разорению, как бедных слоев общества, так и представителей имущих классов, не имевших возможности в условиях экономического хаоса приумножать имеющиеся в их распоряжении богатства. В 1507--1509 годах правитель большей части Средней Азии и Хорасана Шейбани-хан провел первую денежную реформу, выпустив взамен разнообразных денег, имевших хождение на подвластных ему территориях, единую полновесную серебряную монету, что сразу помогло упорядочить торговые операции и взыскание налога. Однако вспыхнувшая после гибели Шейбани-хана междоусобица помешала государству долго пользоваться результатами реформы и вновь привела к кризису в механизме денежного обращения. Дело в том, что политическая нестабильность стала вынуждать жителей региона прятать серебро, в результате серебряные монеты почти вышли из обращения, цены же в медных деньгах непомерно взлетели, причем инфляция усугублялась еще и тем, что все борющиеся стороны для оплаты собственных расходов бесконтрольно чеканили медные монеты все более уменьшенного веса.

После того как к власти окончательно пришел второй из шейбанидов -- Кучкунчи-хан, он также провел реформу, причем оставил за собой право произвольно определять цену серебра, что позволило ему получать крупные доходы, играя на им же самим организованном повышении и понижении курса. Разумеется, вскоре среднеазиатская экономика оказалась в кризисе, еще более глубоком, чем предыдущий. Главным результатом произвольного определения цены на серебряные монеты стал прогрессирующий дефицит серебра. Его снова начали прятать, либо же вывозить из страны в Индию и другие государства. Справиться с ситуацией, вызванной дефицитом серебра, удалось хану Абдулле (1583--1588), который начал собирать добываемое серебро в специальные хранилища и вновь чеканить из него твердую монету.

3. Образование Бухарского ханства

В самом начале XVI века после достаточно продолжительных столкновений один из правителей-кочевников, Мухаммед Шейбани (1499 -- 1510), смог объединить в единое государство разрозненные кочевые племена, на которые распалась держава, созданная в более ранний период его предшественником и дедом Абулхайром. Результатом этого объединения стало то, что основные земледельческие районы Средней Азии оказались под властью Узбекских ханов. Мухаммеду Шейбани удалось объединить кочевые племена и за десять лет завоевать государство Тимуридов, ослабленное внутренними раздорами, в чем ему помогло и то, что кочевники имели к тому времени хорошо организованное и дисциплинированное войско, управлявшееся на основах сохранившейся среди узбеков военной демократии. Престиж Тимуридов в среде собственных подданных в это время сильно упал, что немедленно отразилось на боеспособности их армии: рядовые воины и младшие командиры не особенно стремились оказывать пришельцам сопротивление. Кроме того, и кочевники, и земледельцы были мусульманами, сам же Мухаммед Шейбани владел обоими основными среднеазиатскими языками -- узбекским и таджикским, а в молодости принадлежал к дервишскому братству Накшбандия. Это позволило ему опереться в борьбе на авторитет религиозных ортодоксов, поддержавших его в борьбе с Тимуридами.

Решительные действия начались с того, что в 1499 году войско Шейбани вторглось в долину Зеравшана и заняло сначала Бухару, а позднее Самарканд, произведя по ходу движения всевозможные разрушения. Такое поведение пришельцев не могло вызвать энтузиазма со стороны местных жителей, которые перебили в Самарканде оставленный Шейбани гарнизон и вызвали на подмогу из Ферганы молодого султана Бабура. Шейбани, находившийся со своим войском неподалеку, вскоре явился под стены Самарканда и осадил город, в котором по недальновидности не было запасено достаточного количества продовольствия. Из-за начавшегося голода исход осады был предрешен, и Бабур, боясь мести, тайно ночью покинул Самарканд, который был немедленно занят Шейбани, превратившим Самарканд в свою столицу. В 1505 году Шейбани присоединил к своим владениям Ургенч, а потом Герат с тем, чтобы развернуть дальнейшее наступление и к концу 1507 года подчинить себе все земли Мавераннахра и Хорасана, а также Кандагар. Если города действительно платили дань имели поставленные Шейбани гарнизоны, то труднодоступные горные княжества подчинялись пришельцам лишь номинально. Желая положить этому конец и привести горцев к повиновению, Шейбани в 1510 году организовал поход против племен Гератской области, что стоило его армии многочисленных потерь. Уцелевшие после боев в тяжелых горных условиях кочевники возвращались, по свидетельству современника, пешком, потеряв коней и все снаряжение.

Сплоченное усилиями Шейбани государство, державшееся на военной силе кочевников, вообще не склонных к постоянству, оказалось лакомой добычей для соседнего Ирана, откуда основатель династий Сефевидов шах Исмаил (1502--1524) напал на Хорасан. В 1510 году Исмаил подошел к Мерву и попробовал его осадить, однако вскоре понял бесперспективность такой попытки. Не желая отказаться от плана расширения своих владений на восток и вместе с тем, не имея возможности взять Мерв, Исмаил решил схитрить. Он сделал вид, что уходит, снял лагерь и отвел войско от городских стен. Как и следовало ожидать, легкомысленные кочевники тут же организовали погоню, и Шейбани во главе своих воинов покинул неприступную цитадель. Около Махмудабада, в районе Мерва произошло ожесточенное сражение, в котором погибло не только множество узбекских воинов, но и сам Шейбани. Развивая успех, Исмаил занял Мерв и Герат, а затем отправил часть войск в Кабул, где находился в это время бежавший из Самарканда султан Бабур. Получив войска и известие о гибели Шейбани, Бабур выступил в поход, имея в планах захватить Мавераннахр. Гибель Шейбани внесла смятение в ряды его приверженцев, и они не смогли организовать серьезного сопротивления. Поверивший в свою удачу Бабур занял сначала Гиссар, а на исходе 1512 года и Самарканд.

Однако триумф Бабура был недолгим. Шейбаниды приняли ряд мер против его продвижения, среди которых не последнее место занимало использование идеологического фактора: духовенство, состоявшее на этих территориях в основном из представителей суннитского направления ислама, занималось среди населения пропагандой против Бабура, опиравшегося на военную силу, предоставленную иранцами-шиитами. В 1513 году Бабур в Мавераннахре потерпел от Шейбанидов жестокое поражение, вынужден был оставить Самарканд и отступить в надежде на иранскую помощь.

Получив известие о поражении Бабура, шах Исмаил действительно послал на подмогу своему ставленнику армию, состоявшую из 60 тыс. всадников, которыми командовал один из лучших военачальников шаха эмир Ахмад Наджми Сони. Объединенные силы Сефевидов и Бабура захватили Карши и перебили там все население, а потом двинулись к Бухаре, однако в районе Гиждувана столкнулись с армией Шейбанидов, которая нанесла им сокрушительное поражение. В числе погибших оказался и сам Наджми Сони, а также большая часть его офицеров; Бабуру и на этот раз удалось бежать.

В дальнейшем государство Шейбанидов несколько раз на протяжении шести лет сталкивалось с Ираном, что приводило к большим потерям и с той и с другой стороны, причем следующее двадцатилетие отмечено еще и непрерывной междоусобицей, результатом которой стал успех Абдуллы-султана в 1559 году, который сумел захватить Бухару, в чем Абдулле (и его отцу Искандеру) серьезно помогли джуйгарские шейхи, способствовавшие выдвижению Абдуллы деньгами и духовным авторитетом. Проявив скромность, Абдулла не стал объявлять себя ханом, а предоставил этот верховный титул своему отцу Искандеру (1561 -- 1583), от имени которого совершалось управление государством узбеков. Сосредоточив в своих руках всю полноту военной власти, Абдулла последовательно возглавил несколько крупных рейдов в Хорасан (откуда вернулся с изрядной добычей), а также против кочевых казаков, однако в этом случае не добился серьезных результатов. Будучи главнокомандующим, Абдулла значительно расширил пределы Бухарского государства: он завоевал Ферганскую долину и занял Балх, а в 1576 году овладел Ташкентом и Самаркандом. После того как хан Искандер умер в 1583 году, Абдулла стал ханом и правил до 1588 года, проводя время за мероприятиями по укреплению собственной власти и военными походами. Имея поддержку джуйгарских шейхов, Абдулла жестоко расправлялся с врагами и смог хотя бы на время объединить весь Мавераннахр вокруг одного центра, которым стала Бухара. В 1584 году хан Абдулла организовал поход в Бадахшан и захватил его, тем самым ликвидировав последнее независимое государство, управлявшееся кем-либо из Тимуридов. Результатами других походов стало присоединение к Бухарскому государству Ташкента и Хорезма.

В 70--80-х годах XVI века хан Абдулла предпринял ряд политических мер (не забывая совмещать их демонстрацией своей военной силы), которые должны были быть направлены на то, чтобы привлечь на его сторону казахских султанов, которые держались весьма независимо. Определенное время Абдулла-хан действительно пользовался авторитетом среди казахских правителей, однако в 1588 году казахский хан Тевеккель разорвал свой вассальный Договор с Бухарским государством и выступил против хана Абдуллы, что привело к ряду затяжных войн между казахами и Бухарой на протяжении всей первой половины XVII века. Не лучшим образом сложились отношения у хана Абдуллы и с иранским шахом Аббасом II, что заставило бухарского правителя искать себе иных союзников, которыми стали Турция и Индия. В 1585 году Бухарское ханство и империя Великого Могола обменялись посольствами.

Однако все эти меры и наличие сильной и многочисленной армии не могли надежно обеспечить единство Бухарского ханства, раздираемого столкновениями между правящими группировками. Кроме того, на внешние границы непрерывно давили сильные и агрессивные соседи. К примеру, когда иранский шах Аббас I захватил большую часть Хорасана, один из правителей Ургенча, Ходжа-Мухаммед-хан, при иранской поддержке изгнал из Хорезма наместника центрального правительства и объявил о своей независимости. В этот же период казахи захватили Ташкент.

После того, как в 1588 году хан Абдулла умер, бухарский престол перешел к его сыну Абдулмумину, которому не удалось справиться с сепаратистскими настроениями своих подданных, и в 1598 году он был убит в результате заговора. С его гибелью закончилась династия Шейбанидов, поскольку еще раньше все потенциальные наследники в семье были убиты по приказу самого Абдулмумина. Бухарская аристократия возвела на престол старшего сына Джанибека Дин-Мухаммеда Аштарханида (1599г.), являвшегося потомком астраханских ханов, бежавших из Астрахани после захвата ее войсками Ивана Грозного. Период правления новой династии отличался новыми всплесками междоусобной борьбы, характерным примером которой может служить тот факт, что сам Дин-Мухаммед, бывший до того правителем в Абиверде, даже не добрался до Бухары, будучи убит по дороге, так что вместо него в ханское звание был возведен его брат Боки-Мухаммед (1599 -- 1605).

Следующим после Боки-Мухаммеда ханом Бухарского государства в результате пятилетней борьбы стал другой представитель Аштарханидов: Цмам-Кули-хан. На какое-то время с помощью репрессий ему удалось установить твердую власть, однако длился этот период недолго. Имамкули-хан потерял зрение и вынужден был отказаться от трона в пользу своего брата Надир-Мухаммеда, который стал ханом в 1642 году, однако не смог обуздать желающих занять его место родственников. В итоге очередного витка столкновений власть в Бухаре захватил сын Надир-Мухаммеда -- Абду-лазис (1645--1680), причем совсем отстранить отца от власти он не смог, и тот оставался правителем области Балх. Справедливо опасаясь, что отец захочет вернуться на ханский трон, Абдулазиз организовал против него военный поход, в результате которого Надир-Мухаммед-хан лишился власти в Балхе и вскоре умер по дороге в Мекку.

4. Образование Хорезмского ханства

Хорезм оставался под управлением тимуридского правителя Хорасана Султана-Хусейна до 1505 года, когда был отвоеван Мухаммедом Шейбани. После того как в 1530 году Шейбани погиб, Хорезм стал управляться наместником иранского шаха Исмаила I, однако находился под сефевидской властью недолго. Уже в 1511 году образовалось Хорезмское (Хивинское) ханство, причем власти в нем добились узбекские ханы, происходившие из тех племен, кото-РЬ1е ранее не примкнули к Мухаммеду Шейбани. Позднее, в XVII веке, из-за того, что рукав Амударьи, снабжавший водой Ургенч, в котором размещалась резиденция ханов, пересох, столицу пришлось перенести в Хиву, отчего Хорезмское ханство в исторических трудах стали называть также Хивинским. Чтобы избавиться от иранцев, управлявших страной, узбеки организовали заговор, в который входили и представители туркменских родов.

Для управления борьбой с иранцами заговорщики пригласили двух узбекских султанов -- братьев Ильбарса и Байбарса. Оба султана, не участвовавшие в походах Шейбани, согласились возглавить военные действия, и вскоре жители города Вазира открыли им ворота и объявили Ильбарса ханом. Через некоторое время Ильбарс, опирающийся на поддержку влиятельных кругов местного населения, распространил свою власть на всю территорию Хорезма, располагавшегося на левобережье нижнего течения Амударьи. Но едва возникнув, Хорезмское ханство начало распадаться, а туркменские и узбекские правители выделившихся на время территорий вступили в борьбу между собой. Когда в 1538 году Ильбарс умер, на протяжении года в Хорезме сменилось пять ханов, причем при последнем из них, Денеш-хане, Хорезмское ханство было завоевано более сильным бухарским правителем, наместником которого стал сын бухарского хана Абдулазиз. Однако долго его правление не продолжалось, и в конце 30-х годов Абдулазиз был изгнан из Хорезма родственником Авенеша Дин-Мухаммедом, провозгласившим себя ханом.

В 1575 году тогдашний правитель Бухары хан Абдулла II вступил в противоборство с хорезмским Хаджим-ханом с тем, чтобы подчинить себе его владения, однако первая его попытка успеха не принесла. Абдулла II смог завоевать Хорезм лишь в 1593 году, после чего Хаджим-хан бежал в Иран и вернулся домой только после смерти Абдуллы II. Хорезмские ханы, опирающиеся на военную силу кочевых племен, контролировали в этот период территорию Южного Туркменистана, Балхан и Мангышлак. Целые степные области с кочевым населением признавали над собой главенство хорезмских ханов, а во главе этих уделов стояли члены правящей в Хорезме династии, хотя туркменские племена в принципе подчинялись центральному правительству, но часто не платили ему никаких податей.

Южный Туркменистан, не особенно прочно удерживаемый в пределах Хорезма, в 1598 -- 1601 годах был вновь завоеван Ираном, после чего местные кочевые княжества ликвидированы, а в Мерв и Нису прибыли шахские наместники. Политические изменения первой половины XVII века привели к выделению Аральского княжества, которое позднее смогло освободиться от Хивы. В Хорезме да середины XVII века не затихала борьба за ханский престол, а столица государства дважды переносилась сначала из Вазира в Ургенч, потом из Ургенча в Хиву, причем борьба за власть между различными влиятельными группировками усложнилась борьбой между узбеками и туркменами, что делало обстановку в Хорезмском оазисе еще более напряженной. В 1623 году туркменской партии удалось добиться перевеса в свою пользу и посадить на ханский трон своего ставленника Асфендиара, который правил двадцать лет. Его сменил представитель узбекской аристократии Абулгази (1643 -- 1663), вошедший в историю своими мерами по укреплению центральной власти и походами против туркмен, из которых наиболее сильным ударам подверглось племя салоров.

Поскольку население Хорезма было этнически неоднородно, то это приводило к трениям. Условно подданных хорезмского хана можно разделить на отдельные группы. К первой группе следует отнести коренное население городов и селений, живших оседло и занимавшихся земледелием. Это потомки прежних обитателей оазиса, смешавшиеся с тюрками, в разное время приходившими в Хорезм из других мест. Другую группу составляли кочевники-туркмены, передвигавшиеся со своими стадами по западным и южным пределам государства. Кроме того, значительную группу составляли кочевые узбеки, в массовом порядке перебравшиеся в Хорезм вместе с Ильбарсом, причем многие из них, получив от хана землю, стали переходить к оседлой жизни, постепенно смешиваясь с коренными жителями Хорезма.

Если узбеки, имевшие недвижимость и проживавшие в городах и селениях, легко контролировались центральным правительством, то кочевники-туркмены то и дело стремились избавиться от ханской власти. Главной причиной свободолюбия, естественно, было нежелание платить налоги и участвовать, таким образом, в содержании государственных институтов. В одних случаях дело ограничивалось тем, что кочевники просто удалялись подальше в степь в надежде, что там их не найдут и не заставят платить подать в государственную казну. Но известны и серьезные инциденты, вызванные нежеланием расставаться с частью (небольшой: налог с кочевников скотом составлял одну сороковую часть поголовья в год) своего имущества. Описан случай, происшедший в середине XVI века, когда туркмены племени эрсари перебили 40 сборщиков налогов и отказались платить зякет (налог скотом). Хан отправил для наказания бунтовщиков карательную экспедицию, и тем пришлось, во-первых, откочевать в безводную степь, а во-вторых, уплатить хану 40 тыс. баранов -- по тысяче баранов за каждого убитого сборщика налогов. А чтобы со временем наказание не забылось, хан велел собирать такой налог с племени эрсари ежегодно.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать