Внешняя политика Германии в 1949-1955 годах

Внешняя политика Германии в 1949-1955 годах

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра всеобщей истории

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ

В 1949-1955 ГОДАХ

Выполнила:

Студентка 28 группы ИФФ

Игнатьева Е. В.

Научный руководитель:

к. и. н. Иванова Т. И.

Йошкар - Ола

2007

Содержание

1.
Введение

2. Основная часть

Глава 1. Общая характеристика внешнеполитической ситуации в период 1949-1955 гг

Глава 2. Отношения с СССР и урегулирование правового положения ФРГ

Глава 3. Взаимоотношения ФРГ с другими странами

3.Заключение

4. Список используемой литературы

Введение

При анализе событий, которые разворачивались в Западной Германии с 1949 по 1955 годы, необходимо помнить о политическом развитии в Европе и вообще на земном шаре за этот же период. Это позволит правильно оценить роль и место Германии, в частности Западной Германии, в послевоенном мире.

Это и победа Советского Союза над гитлеровской Германией, и как следствие этого, усиление роли и возвышение социалистической системы в мире. Что, кстати, не могло не привести к борьбе двух господствующих систем - капиталистической и социалистической. Это и огромное желание простых людей и политиков многих стран вновь не оказаться втянутым в новую мировую войну. Это огромное желание сохранить мир на Земле.

Эта принципиально новая международная обстановка делает и иным положение Западной Германии.

Для федерального канцлера ФРГ Аденауэра, который в период своего правления с 1949 до 1963 года лично оказал большое влияние на проводимую Германией внешнюю и внутреннюю политику («канцлерская демократия»), высшей политической целью было воссоединение Германии в условиях мира и свободы. Неотъемлемой предпосылкой для этого было вхождение Западной Германии в Атлантическое сообщество безопасности.

Во внешней политике Аденауэр считал главной задачей окончательное решение проблемы сбалансированного политического положения Германии между Востоком и Западом, нерешенность которой ввергла Германию в пучину двух мировых войн. Канцлер твердо стремился к достижению двух взаимосвязанных целей - восстановлению полного суверенитета Западной Германии и интеграции страны в сообщество западных стран. Для этого Западной Германии необходимо было завоевать доверие американцев и французов. Аденауэр с самого начала был сторонником европейской интеграции. Важным шагом в этом направлении было вступление Западной Германии в различные сообщества и блоки, о чем речь пойдет ниже.

Его негативное отношение к СССР, осуждавшееся многими политическими деятелями, строилось на убеждении, что политика с позиции силы и бдительность необходимы, когда речь идет о явно антихристианском государстве.

Не желая повторять прежних серьезных ошибок, многие развитые государства после Второй мировой войны стали вырабатывать совершенно иную политику, направленную на сохранение мира. Но существовали и такие государства, чьи необдуманные решения в области внешней политики являлись поводом для новых кровопролитных конфликтов и опасностью разжигания новой мировой войны. Именно в этот период начал закладываться фундамент современного общества, в котором мы сейчас живем и трудимся. В этом заключается
актуальность темы курсовой работы.

При написании курсовой работой мной была использована литературу периода 60-90-х годов 20 века и первого десятилетия 21 века. В частности:

· сборник документов, отражающих суть и проблемы трех мирных конференций в Тегеране, Ялте и Потсдаме и демонстрирующих влияние принятых на них решений на ситуацию в мире после Второй мировой войны;

· воспоминания политиков и видных деятелей Германии и СССР изучаемого периода, как то В. Брандта, А.А.Громыко, Н.Хрущева, В.К.Герста, Э.Дзелепи и исследования германского вопроса других авторов: Филитова А.М., Истягина Л.Г., Николаева Н.В., Павлова Н.В., чьи работы помогли изучить данную проблему с разных сторон;

· журнальные статьи двух отечественных ученых: Тихвинского С. и Загорского А.В., написанные в разные периоды истории.

Хотелось бы отметить, что работы 60-80-х годов и работы, изданные в новом тысячелетии, отличаются между собой. В работах 20 века заметно определенное влияние существующей идеологии, особенно в работах советских ученых, где возвышается и, возможно, приукрашивается роль Советского Союза при решении многих спорных вопросов. Но изучение литературы 90-х годов и тем более 21 века показывает, что происходит отход от идеологии к объективной оценке действительности.

Целью работы является изучение внешней политики Германии в 1949-1955 годах, на первом этапе «эры К.Аденауэра».

Задачи изучения следующие:

1) Охарактеризовать общую внешнеполитическую ситуацию в данный период;

2) Рассмотреть отношения Германии с СССР и урегулирование правового положения;

3) Изучить взаимоотношения Германии с другими странами.

Работа состоит из введения, трех глав (1 глава - общая характеристика внешнеполитической ситуации в период 1949-1955 гг.; 2 глава - отношения с СССР и урегулирование правового положения ФРГ, 3 глава - взаимоотношения ФРГ с другими странами), заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПЕРИОД 1949-1955 ГГ.

Победа Советского Союза над гитлеровской Германией и ее сателлитами оказала решающее влияние на политическое развитие послевоенного мира. Это была победа социалистической системы над силами человеконенавистнической идеологией фашизма.

Все это способствовало приходу к власти народных сил в различных странах Европы и Азии. Социализм вышел за рамки одной страны, стал мировой системой. Одновременно с этим происходит крушение капиталистического строя в ряде стран Европы и Азии. Это привело к тому, что более трети населения земного шара вступило на путь социализма.

Необходимо отметить еще одну важную черту послевоенного развития. На протяжении жизни одного поколения человечество дважды было ввергнуто в кровавые войны. Это породило неодолимое движение современности - движение сторонников мира, в котором участвовали сотни миллионов людей. Вместе с тем во многих капиталистических странах усилилась тяга к нейтральной политике, к неучастию в военных блоках, что способствует укреплению сил мира.

Силы социализма, мира и прогресса находятся на подъеме. Естественно, что в этой ситуации империалистические круги США, являющиеся инициаторами агрессивных войн, вскоре после второй мировой войны создали целую систему военных блоков, назначение которых состоит в том, чтобы собрать все реакционные режимы и силы для войны против социалистических стран.

Под ширмой «борьбы против коммунизма» они стремятся подчинить своему господству все большее число стран, толкают на уничтожение демократических свобод, угрожают национальной независимости развитых капиталистических стран, хотят в новой форме надеть колониальное ярмо на освободившиеся народы и ведут систематическую враждебную, подрывную деятельность против социалистических стран. Своей политикой определенные агрессивные круги Соединенных Штатов стремятся сосредоточить вокруг себя все реакционные силы капиталистического мира. Эти круги становятся тем самым центром мировой реакции и являются злейшими врагами народных масс. В Западной Германии с помощью США возрождается германский милитаризм, создавая тем самым очаг серьезной военной опасности в центре Европы.

СССР, в отличие от западных держав, всегда выступал за национальное единство Германии. Это объясняется не только принципиальными основами советской политики, признающей право всех наций на национальное самоопределение, но и пониманием того факта, что созданный западными державами раскол Германии и политика возрождения германского милитаризма таят в себе угрозу миру не только в Европе, но и во всем мире.

Руководствуясь этими принципами, Советский Союз на международных конференциях как в период войны, так и после нее выступал против создания реваншистской милитаристской Германии, за создание мирной, демократической Германской Республики. К достижению этой цели были направлены советские предложения на международных совещаниях в Берлине и Женеве, как и все другие советские предложения. Павлов Н.В. История современной Германии 1945-2005: курс лекций / Н.В. Павлов - М.: Астрель: АСТ, 2006, с. 86.

Третья глава «Сообщения о Берлинской конференции трех держав», подготовленного во время работы Потсдамской конференции с 17 июля по 2 августа 1945 года, посвящена решению вопросов о Германии. В нем говорится:

«Союзные армии осуществляют оккупацию всей Германии, и германский народ начал искупать ужасные преступления, совершенные под руководством тех, которым во время их успехов он открыто выражал свое одобрение и слепо повиновался.

На Конференции было достигнуто Соглашение о политических и экономических принципах координированной политики Союзников в отношении побежденной Германии в период союзного контроля.

Целью этого Соглашения является выполнение Крымской Декларации о Германии. Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и Союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире.

Союзники не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ. Союзники намереваются дать немецкому народу возможность подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе. Если [c.386] собственные усилия германского народа будут беспрестанно направлены к достижению этой цели, то для него будет возможно с течением времени занять место среди свободных и мирных народов мира, Текст этого соглашения гласит:

Политические и экономические принципы,

которыми необходимо руководствоваться

при обращении с Германией

в начальный контрольный период

А. Политические принципы

1. В соответствии с Соглашением о контрольном механизме в Германии, верховная власть в Германии будет осуществляться Главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской Республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих Правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.

2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

I) Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:

а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и Гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая Генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;

b) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении Союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено.

II) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, что он навлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.

III) Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.

IV) Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация, правовая, административная или иная, не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии.

7. Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.

9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:

I) Местное самоуправление будет восстанавливаться по всей Германии на демократических началах и, в частности, через выборные советы, настолько быстро, насколько это совместимо с сохранением военной безопасности и целями военной оккупации.

II) Во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения.

III) Принципы представительства и выборности должны вводиться в районные, провинциальные управления и управления земель настолько быстро, насколько это может быть оправдано успешным применением этих принципов в местном самоуправлении.

IV) Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета.

10. С учетом необходимости поддержания военной безопасности будет разрешаться свобода слова, печати и религии, и религиозные учреждения будут уважаться. Будет разрешено создание свободных профсоюзов, также с учетом необходимости поддержания военной безопасности». Тегеран-Ялта-Потсдам. Сборник документов. Составители: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. 2-е изд. - М., Международные отношения, 1970, с. 386-389.

Когда 17 июля 1945 года главы союзных держав собрались в Бабельсберег, в зале дворца Цецилиенхоф, исход Второй мировой войны уже был решен. Теперь следовало закрепить в строгих дипломатических документах - договорах, протоколах, коммюнике - результаты героического подвига советских воинов и солдат других держав антигитлеровской коалиции. Проблема послевоенного урегулирования была самой острой и значительной из всех стоявших тогда на повестке дня. Народы земли, пережив тяжелейшие испытания, надеялись на перемены к лучшему в мирной жизни - разгром врага вселял в их сердца надежды на социальное обновление. Они не хотели возвращения того мира, в котором кризис и «великая депрессия» лишили средств к существованию миллионы трудящихся, который позволил прийти к власти фашизму в Италии, Германии, Испании, в котором британские, американские и французские политики обрекли на смерть республиканцев Испании и патриотов Абиссинии и спокойно взирали на то, как гитлеровцы порабощали Австрию, Чехословакию, Польшу, а японские милитаристы по частям захватывали провинции Китая. Вот почему человечество с воодушевлением и надеждой воспринимало любые усилия, направленные на изменение облика мира.

Вопросы послевоенного урегулирования уже рассматривались на исторических встречах руководителей трех держав антигитлеровской коалиции - Тегеранской, Крымской, дипломатических конференциях в Москве, Думбартон-Оксе и Сан-Франциско. Задача окончательного определения контуров будущей Европы и всего мира, судеб поверженной фашистской Германии вызвали необходимость в еще одной встрече на высшем уровне, которая на этот раз состоялась в Потсдаме.

По предложению У.Черчилля Берлинская конференция получила кодовое название «Терминал» («конечная станция»), которое оказалось пророческим в буквальном и широком политическом смысле…Оставалось сравнительно немного времени до публичного выступления Черчилля в Фултоне, зримо показавшего, что руководители западных держав уже на завершающем этапе войны в Европе взяли курс на отказ от политики сотрудничества с Советским государством и на нагнетание напряженности в отношениях с СССР, осложнение международной обстановки. Этот поворот логично вытекал из негативных тенденций в политике Великобритании и США, проявлявшихся даже в самые нелегкие военные годы.

Представители империалистической буржуазии, находившиеся у власти в США и Великобритании в период войны, были достаточно здравомыслящими, чтобы понять историческую неизбежность военного союза с СССР, но при этом продолжали оставаться антисоветски и антикоммунистически настроенными. Лондон и Вашингтон основывали свои расчеты не просто на разгроме фашизма: они стремились к ослаблению или же к ликвидации Германии как империалистического конкурента и одновременно - к ослаблению Советского Союза. Добиться своей гегемонии в мире - такая ставилась цель.

То обстоятельство, что победоносный и сокрушительный разгром гитлеровской Германии был осуществлен в основном силами именно Советского Союза, что в результате наша страна превратилась в мощную и авторитетную мировую державу, снискавшую уважение и признательность всех народов планеты, никак не могло устраивать правящие круги западных держав. Они стали рассматривать возможность использования побежденной Германии в качестве противовеса Советскому Союзу в Европе. Вскоре после прихода к власти президент США Г.Трумэн заявил, что «русских следует «поставить на место», а «США взять на себя руководство развитием мира по пути, по которому ему следует вести». Эти надежды подогревались, прежде всего, верой в атомную бомбу как в американское «чудо-оружие».

Примечательно, что испытание первого атомного устройства планировалось приурочить к открытию Берлинской конференции. Соединенные Штаты рассчитывали, что обладание атомным оружием позволит им оказывать давление на Советский Союз с целью добиться для себя господствующих позиций в решении проблем послевоенного урегулирования. Однако к открытию конференции испытание атомного устройства задерживалось, и потому Г.Трумэн всячески старался оттянуть начало встречи. «Когда я вынужден был ехать в Европу…, - писал он в своих мемуарах, - я с беспокойством ждал сообщений о результатах испытаний».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать