Внешняя политика Древней Руси
p align="left">Святослав, бросивший все в Болгарии, обнаружил, что в Киеве он совсем не ко двору. Там крепла христианская община, и ее не устраивал князь-язычник. Сам Святослав не жаловал христиан, да и вообще ему было "не любо сидеть в Киеве". Ольга просила сына не покидать ее. Но старая княгиня скоро умерла, и Святослав поспешил вернуться в Болга-рию, где ситуация также изменилась не в его пользу.

Византийцы вышли на равнину Северной Болгарии и захватили город Преславу (Преслав). Болгары быстро перешли на сторону греков: русы уже разочаровали их насилиями и жестокостью. Успевший покинуть Преславу отряд русов вместе с Калокиром ушел на Дунай в город Переяславец. Печенеги тоже оставили Святослава. Покинутый со-юзниками, он с небольшой дружиной противостоял теперь и византийским войскам, и восставшей Болгарии.

Весной 971 года Цимисхий, прервав притворные перего-воры со Святославом, подошел к Переяславцу с лучшими войсками империи. Одновременно в Дунай вошла гречес-кая эскадра из 300 кораблей. Переяславец пал после трех-дневного штурма, и наступил последний акт трагедии. Русы не могли воевать "в чистом поле" из-за отсутствия конницы и заперлись в городе Доростол. Греки обложили эту небольшую крепость со всех сторон. Русы приняли бой, они сражались героически: в пешем строю атаковали византийцев, и только удар латной конницы спас Цимисхия от поражения. Большие потери с обеих сторон и голод в русском стане подтолкнули противников к переговорам. Грекам не нужна была жизнь Святослава и его дружи-ны. Они согласились дать русам уйти. Святослав за это обещал отступиться от Болгарии.

Святослав не пошел к столице, а расположил обессиленное ранами, лишениями и переходом войско на Березани. Во время мучительной, голодной зимы 971-972 годов в войске Святослава произошел раскол. Русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан, входивших в дружину. Были замучены и убиты все дружинники-христиане, среди погибших оказался и родственник Святослава Улеб. В Киеве не могли не знать о кровавых событиях на Березани. Киевские христиане, составлявшие большую и влиятель-ную общину, поняли, что их ждет, когда Святослав с ожесточенной дружиной войдет в собственную столицу.

Весной 972 года русы с Березани двинулись к Киеву. У днепровских порогов русов ожидали левобережные печенеги. В короткой битве дружина Святослава была полностью истреблена, и печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя.

В гибели князя и его войска были заинтересованы киевские христиане, во главе кото-рых стоял старший сын Святослава Ярополк.

Итак, с гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христи-анское учение приобретало все больше сторонников.

Пошло это во вред или на пользу Руси? Если бы Святослав восторжествовал, он превратил бы Киев в базу разбойничьих набегов. Святослав враждовал бы с племенами, обкладываемыми данью, и с христианами, обычно казнимыми им. В итоге у киевского князя не осталось бы друзей.

Со смертью Святослава военно-языческая партия в Киеве ослабла. Сила и влияние стали переходить к христианам, и это вызвало эмиграцию части русов из Киевской дер-жавы.

Русы великолепно знали дорогу на Запад. Туда они и направились, как только их вынудила к этому ситуация. Византии были очень нужны воины для борьбы с мусульманами. Русов-наемников ждали сражения с войсками халифата на восточных границах Византийской империи.

Направившиеся в "Андалус" -- Испанию -- были хо-рошо знакомы с саблями и стрелами берберов и предпочли напасть на христианскую Галисию (область в Испании). Их первыми "подвигами" стали разорение побережья, сожжение монастырей и убийства священников. Три года они свирепствовали в этой земле. Край пришел в запус-тение. Наконец герцогу Гонсало Санчесу удалось собрать войска и разбить захватчиков. Русы погрузились на ко-рабли, уплыли, и... больше о них не известно ничего.

Скорее всего, остатки этого буйного пле-мени покоятся на дне Атлантического океана. С гибелью этого отряда русов была окончательно перевернута стра-ница истории, повествовавшая о взаимоотношениях древ-них славян с русами.

В IX--X веков эти два народа иногда враж-довали друг с другом, а иногда вступали в тесный контакт. Контакт между славянами и русами более всего был ха-рактерен для Киева, где господствовали "русы-славянофилы". Там-то и сложилась славяно-русская этническая общность. Сближение русов и славян было настолько тес-ным, что русы передали славянам и свое имя, и своих князей. Земля полян стала называться Русью. Но древний конфликт славян и русов сменился другим, не менее кро-вавым и тяжелым.

2.4. Политическая деятельность Владимира сына Святослава.

Возглавивший после смерти княгини Ольги Киев и ки-евскую христианскую общину Ярополк Святославич был связан договорами с Константинополем и печенегами. На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна, бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оста-вался языческим городом, культ Перуна, принесенный с берегов Балтийского моря, киевлянам вовсе не был сим-патичен. Сла-вяне верили в Хорса -- Солнце, по-читали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотьего бога Волоса. Как всякие боги, славянские тоже требовали почитания, но не человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Пе-руна обострилась. Случаи человеческих жертв только подталкивали многих к крещению.

В столь острой ситуации столкновение полярных миро-воззрений было неизбежным. На-чалась долгая и упорная борьба Ярополка со сторонниками Перуна, которых возглавлял сводный брат Ярополка Вла-димир, сын наложницы Святослава -- ключницы Малуши. Владимиру и третьему сыну Свя-тослава -- Олегу было около 15 лет, Ярополк был чуть старше. Эти юноши вряд ли могли проводить самостоя-тельную политику. За ними стояли опытные и влиятельные мужи, опиравшиеся на население определенных земель.

Победа печенегов над Святославом, принесшая Ярополку власть, на какой-то период объединила Древ-нюю Русь. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Короткий набег на Овруч избавил его от младшего брата Олега -- князя древлян -- и подчинил его земли Киеву. Владимир же со своим дядей Добрыней был послан в Новгород еще Святославом. После гибели Олега, боясь старшего брата, Владимир Святославич бежал в Швецию. Было достигнуто желанное единство страны. Но оно оказалось хрупким.

Владимир вернулся в Новгород как приверженец "злых" балтийских богов. Возглавив войско из варягов и новго-родцев, он сначала напал на Полоцк, убил его князя Рогволода и присоединил Полоцкую землю к Новгороду. Затем последовал захват Смоленска. И вот в 980 году вели-ким путем "из варяг в греки" Владимир подошел к Киеву.

В окружении Ярополка оказались изменники. Очевид-но, он не всех устраивал. Воевода Блуд ложными советами поставил князя в очень трудное положение: Владимир блокировал его в крепости Родне. Тот же Блуд посоветовал Ярополку выйти из крепости и договориться с братом о мире. Встрече порешили быть в шатре между крепостным рвом и па-латками осаждавших. Когда Ярополк вошел в шатер, два прятавшихся там варяга пронзили его мечами. Так язы-ческая партия одержала полную победу.

Однако Владимир, человек неглупый, хотя жестокий и беспринципный, увидел, что культ Перуна непопулярен на юге. Пассионарная (наиболее энергичная) часть киев-лян уже крестилась.

Во внешнеполитической деятельности Владимира в 80-х годах X века сочетались успехи и неудачи.

На северо-востоке с Русью соседствовало сильное Булгарское царство, принявшее одну из мировых религий -- ислам. Волжская Булгария непосредственно граничила с двумя городами-княжествами: Муромом и Суздалем. В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгары, захватывая Муром, то славяне, занимая булгарские становища. В результате постоянной борьбы на границах население Волжской Булгарии было смешанным. Различие между двумя этносами было не антропологичес-ким, не расовым и даже не экономическим, ибо хозяйст-венные системы в Волжской Булгарии и Северо-Восточной Руси были очень похожи. Эти отличия были религиозны-ми.

Попытка Киева присоединить Великий Булгар, стояв-ший на берегу Волги, была безуспешной. Отмечая неудачный поход Владимира и Добрыни, летописец скупо заметил, что с тех, кто носит сапоги, дани не получить, а надобно искать лапот-ников. Итак, на этом направлении деятельность Влади-мира успеха не имела.

Зато ему удалась другая операция. Лишь в сочинении Иоанна Мниха есть упоминание о захвате Тьмутаракани, где еще находились остатки иудео-хазар. Но и в этом сочинении только одна фраза говорит о походе, во время которого русские войска совершенно свободно прошли из Киева через Северный Кавказ вдоль Терека до Каспий-ского моря (986). Тьмутаракань стала одним из русских городов и досталась в удел сыну Владимира Мстиславу.

Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые были ни в чем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь Рогволода Рогнеду. Та Владимир вероломно умертвил собственного брата. Предал он и своих боевых товарищей -- варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись, грехов было доста-точно. Так что же, светлая память о нем, сохраненная потомками до наших дней, может быть на-звана незаслуженной?

Нет. Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным -- выбором веры, оду-хотворившей жизнь народа. В самом деле, распространив свою власть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно должен был придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, "общенациональной" полити-ческой программы, которая, по условиям того времени, выражалась в религиозной форме.

Во время, предшествовавшее крещению Руси, нарастали грозные признаки грядущего раскола в дотоле едином христианском мире. Находившаяся в фазе пассионарного подъема западноевропейская суперэтническая целостность ощуща-ла свое отличие от других суперэтносов очень остро и облекала его в ризы церковного превосходства, именуя "Христианским миром" только себя. Борьба между пра-вославием и католичеством начинала переходить из сферы теологических разногласий в область политики.

Германский император Оттон II на имперском сейме 983 года в Вероне добился решения о войне против "греков и сарацин". Такое уравнивание православных христиан с мусульманами уже не позволяло говорить о единстве цер-кви Христа, делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе и на Русь. На Руси это понимали слишком хорошо, так как еще до веронского сейма польский король-католик Мешко I воевал с киев-ским князем из-за Червленой Руси (Галиции), а уже упо-минавшийся Оттон II -- с западными славянами на реке Эльбе (Лабе).

Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника -- Византию, но и примирил его с населением собственной столицы.

Итак, Владимир пошел по пути, который наметила "мудрейшая из людей" княгиня Ольга, избравшая право-славие. Ступив на этот путь, сбросив гнет купеческого капитала рахдонитов, Русь пришла к крещению 988 года Сила проповеди православия была и в политической уме-ренности Византийской империи, и в искренности кон-стантинопольских патриархов, и в очаровании греческой литургии (церковной службы). Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бес-смысленных набегов на побережье Черного моря. Греческие богословы не сдабривали проповедь православия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то, что православие не проповедовало идеи предопределе-ния. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было по-нятно и приемлемо для язычников.

Накануне своей смерти, в 1015 году, Владимир столкнулся с острой проблемой управления завоеванными землями.

Поэтому при Владимире создалась, а позже, при Ярославе, окрепла система раздачи уделов бли-жайшим родственникам, как правило, сыновьям.

3. Внешняя политика Руси времен Ярослава Мудрого.

У великого киевского князя Владимира было двенад-цать сыновей. Мы отметим лишь тех, которые приняли участие в последующих событиях. Сын Владимира и Рогнеды Ярослав княжил в Новгороде, его брат Мстислав -- в Тьмутаракани. Любимыми деть-ми Владимира были его сыновья от болгарки: Борис и маленький Глеб. Своего старшего сына и законного на-следника Святополка Владимир ненавидел.

Святополк активно налаживал контакты и с печенега-ми, и с поляками. Пожалуй, это был первый русский "западник". В качестве духовного отца Святополк избрал епископа Колобережского -- немца Рейнберна, что очень скверно кончилось для обоих. В настроениях киевлян не было единства. Среди жи-телей города были сторонники и Святополка, и Ярослава, и Мстислава, причем горячие сторонники одного княжича были злейшими врагами остальных.

Когда Владимир умер, его любимый сын Борис, отправ-ленный отцом против печенегов, был брошен своими со-ратниками. Дружина оставила его и ушла в Киев. Борис с немногими друзьями оказался беспомощен и беззащитен. В это же время, по смерти князя, толпа освободила из заточения Святополка и провозгласила его великим кня-зем. Что касается Новгорода, то незадолго до смерти Вла-димир собирал войска для усмирения новгородцев и своего сына Ярослава.

Итак, мы видим полный развал державы, который мог кончиться только войной. И война началась.

Надо сказать, что Новгород был городом богатым, а новгородцы -- людьми достаточно воинственными. Однако Ярослав, не доверяя им, пригласил наемников -- варяж-скую дружину. Варяги задирали новгородцев и приставали к женщинам. В завязавшейся однажды драке новгородцы убили нескольких скандинавов. Боясь княжеского гнева, горожане послали к Ярославу в детинец парламентеров и предложили виру (выкуп) за убитых, но князь приказал варягам убить послов. В ответ город восстал. И в этот момент по Волхову со стороны озера Ильмень прибыл гонец из Киева с вестью о том, что Владимир умер и власть захватил Святополк. Новый князь убил беззащитного Бориса, умертвил мальчика Глеба. Посланные Святополком люди настигли и убили Святослава Древлянского -- сына Владимира от "чехини", который пытался бежать на родину матери.

Ярослав понял, что и его судьба предрешена. Потеряв отца и братьев, князь, оказался под угрозой смерти от рук святополчьих убийц. К тому же, поссорившись с новгородцами, Ярослав решил бежать в Швецию.

Однако новгородцы оказались более практичны и решительны и, к тому же воинственны, чем Ярослав. Новгородское войско во главе с Ярославом одержало победу у городка Любеч над Святополком, который выступил с дружиной киевлян и отрядом печенегов. В результате Святополк бежал в Польшу.

Ярослав попытался восстановить в Киеве язычество. В 1018 году разногласия между партиями язычников и христиан обострились. Этим воспользовались Святополк и польский король Болеслав Храбрый. На Буге их войска полностью разгромили рать Ярослава. Сам Ярослав чудом уцелев, перебрался в Новгород и снова предпринял попытку бежать в Швецию.

Тем временем между поляками, занявшими Киев и местным населением начались конфликты. За несколько ночей было вырезано множество поляков.

Из этих событий видно, что Киев решительно высказал свое негативное отношение к западничеству и тесным контактам с Западной Европой.

В 1036 году Ярослав принял власть над всей Русью. Единство державы было достигнуто на основе соглашения между Новгородом , Киевом и Черниговом. Кроме того, к Киевской Руси уже был присоединен город Ростов. Именно это соглашение -- компромисс, основан-ный на признании отдельными областями Руси верховной власти великого киевского князя, -- принесло стране дол-гожданный покой. Это было самое великое достижение Ярослава, прозванного Мудрым.

К сожалению, всякий компромисс годен для опреде-ленного момента, и надежное будущее державы он обес-печить не может. Это будущее во многом зависит от верного выбора друзей. Ярослав поддерживал отношения с варягами и был готов к дружбе с Польшей, но, к со-жалению, ни он, ни его окружение не испытывали сим-патий к Византии. Ухудшение отношений между Киевом и Константинополем в 30--40-е годы XI века происходило на фоне резкого обострения противоречий между право-славным Востоком и католическим Западом. Религиозное противостояние Рима и Константинополя завершилось окончательным расколом христианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) в 1054 году.

Тем временем антигреческие настроения Ярослава и его окружения, во многом вызванные стремлением освободить киевскую митрополию от опеки константинопольского патриарха, вылились в военный конфликт.

В 1043 году русский флот во главе с сыном Ярослава -- Владимиром и воеводой Вышатой двинулся на Констан-тинополь. Летописец сообщает, что "буря велика" разбила корабли русских. Но, вероятно, причиной гибели русского флота вновь стал "греческий огонь". Во всяком случае, спасавшихся на берегу русских избивала и брала в плен латная конница византийцев. Владимиру с частью дру-жины удалось вернуться на Русь, а воевода Вышата был пленен и выпущен греками лишь спустя три года. Мно-жество русских пленных византийцы ослепили. Эта не-удача заставила Ярослава прекратить активную внешнюю политику, направленную против греков.

При дворе Ярослава по-прежнему сохранялись три пар-тии: одна -- западническая, другая -- исключительно национальной ориентации, считавшая, что Русь может соперничать с любыми коалициями западных держав, и третья, стремившаяся к миру и дружбе с Византией. Западников возглавлял Изяслав Ярославич (в крещении Дмитрий, старший сын великого князя), национальную партию -- Святослав Ярославич (сидевший в Чернигове), провизантийскую партию -- Всеволод (княживший в Пере-яславле, третий сын Ярослава). После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году в Киеве воцарился Изяслав)

В то время немалые перемены произошли не только в Западной Европе и Византии, но и в Великой степи. Проникавшая с IX века в печенежские кочевья мусульманская пропаганда делала свое дело. Правда, ей противодейство-вала пропаганда христиан, но сторонники христианства потерпели поражение у печенегов, большинство которых высказалось за принятие ислама. В результате печенеги сделались злейшими врагами всех христианских стран. В 1036 году в отсутствие Ярослава они совершили набёг на Киев. Подоспевший с варягами и новгородцами Ярослав, пополнив войско киевлянами, дал бой печенегам на месте нынешней Святой Софии. Битва была жестокая и упорная. Ярослав "едва одоле к вечеру". Зато разгром печенегов был полный, и это племя больше не тревожило Русь. Византия в это время терпела тяжелые неудачи в борьбе с родственным печенегам народом -- туркменами-сельджу-ками. И печенеги, и сельджуки принадлежали к одной ветви тюркских народов -- огузам. Сознание родства и единоверие двух племен (сельджуки также исповедовали ислам) сделало их грозными противниками греков. Мало-азийские области империи захватывали сельджуки, доходя порой до города Никеи и пролива Босфор, а на Балканском полуострове греков теснили печенеги. Со второй половины XI века полное завоевание туркменами-сельджуками всей Малой Азии стало реальной угрозой для Византийской империи.

В тот же период на историческую сцену Восточной Ев-ропы вышли куманы. К середине XI века они захватили почти всю территорию современного Казахстана, пересек-ли нижнее течение Волги и появились в южнорусских степях. Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами (от слова "полова", которое означает рубленую солому, имеющую матово-желтый цвет). У половцев был давний заклятый враг -- печенеги. "Степ-ная вендетта", длившаяся века, в XI века особенно ожесто-чилась из-за вероисповеданий. Как мы знаем, печенеги приняли ислам, половцы же сохраняли языческие веро-вания своих предков.

После смерти Ярослава Мудрого князь Всеволод пытал-ся установить контакты с половцами, но безуспешно.

Постоянные стычки русских и половцев завершились тем, что в сентябре 1068 г. половцы двинулись в большой поход на Русскую землю.

1 ноября 1068 года князь Святослав Ярославич, имея всего 3 тысячи русских ратников, наго-лову разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снови. Оказалось, что половцы удачливы в коротких набегах и стычках конных отрядов, но борьба с русскими городами и русской пехотой им была не под силу. Поэтому опас-ности для существования Руси половцы не представляли.

Подводя итог теме можно с уверенностью отметить, что в развитии Древней Руси были неразрывно связаны как внешнеполитические контакты, так и формирование внутриполитической стабилизации. Многие, как внутренне так и внешние, политические решения правители принимали не только по собственной воле, но и под воздействием народа, который очень часто проявлял себя более мудрым и решительным.

Литература:

1. Гумилев Л.Н. « От Руси к России: Очерки этнической истории. »

2. Гумилев Л.Н. « Древняя Русь и Великая Степь. »

3. Сахаров А.Н. « Дипломатия Древней Руси. »

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать