Возникновение персидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза

Возникновение персидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза

Министерство высшего и среднего профессионального образования РФ

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Исторический факультет

Реферат

Возникновение персидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза.

студента 1 курса

дневного отделения

11 группы 2 подгруппы

Кирюшкин И. В.

Научный руководитель:

ст. пр. к.и.н. Курочкин М. В.

Самара 2009

Введение

На данный момент времени далеко не все люди знают и интересуются даже историей своей страны. Что уж тут говорить об истории Древнего Мира, а тем более Древнего Востока? А между тем этот период очень важен для понимания процесса формирования и развития человеческого общества. Цивилизации, жившие в этот период, оказали большое влияние на дальнейшую историю человечества.

Персия -- это: 1) первая мировая держава, соединившая в себе несколько «миров» одновременно (Египет, Вавилон, и другие); 2) первое крупное много конфессиональное веротерпимое государство; 3)именно в Персии зародилась первая этическая религия -- зороастризм, от ветвей которой пойдут многие современные идеологии (социализм, христианство, сатанинство и производные от них).

Самые известные периоды массовому читателю существования персидского государства -- это греко-персидские войны и завоевание Персии Александром Македонским. Период же возникновения и становления этого государства известен куда как меньше. А ведь он не менее важен для понимания всей персидской истории.

Я выбрал эту тему потому, что мне хочется изучить период возникновения и становления такого большого и мощного государства.

Цель данной работы заключается в получении более полного представления о возникновении персидского государства и завоевательных походах Кира II и его сына Камбиза II, которые заложили основу персидского государства. Для этого рассмотрим ряд задач:

1) Возникновение государства (время прихода в Иран, первые упоминания, первые племенные образования, внешняя их политика, все цари до Кира II), а также начало правления Кира II и его восстание против Мидии.

2)Завоевательные походы Кира и их значение для формирования персидского государства (в Лидию, Вавилонию, в Бактрию, в Сирию, против кочевников).

3)Завоевательные походы Камбиза II (в Египет и в Нубию)

4)Государственное устройство в персидской империи во время правления Кира II и Камбиза II.

В этом реферате будут рассмотрены периоды: возникновение персидского государства, походы Кира, походы Камбиза.

Глава 1. Возникновение персидского государства и его развитие до правления Кира II начало его правления

1.1 Природные условия, этнические характеристики, момент образования государства

Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. B глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м/ На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Геродот в своем всемирно известном труде перечисляет все персидские племена. На первое место он ставит персов, пасаргадов, марафиев и маспиев, затем идут пан фиал ей, дерусиеи, германии, дай, марды и дропики. Наиболее многочисленными и могущественными, по словам Геродота, были пасаргады. Дай, марды и дропики были кочевниками, остальные -- земледельцами.

Ричард Фрай, английский исследователь этого вопроса, считал, что проникновение иранских племен в район Загросских гор началось, вероятно, уже в X в. до п. э., однако иранские имена собственные появляются в источниках, видимо, лишь с 879 г., а о мидянах впервые говорится в описании похода Салманаса-ра III на восток в 834-г.

Незадолго до этого мы встречаем название Парсуа, причем оба упоминания -- страны Парсуа и мидян -- связаны, скорее всего, с обозначением территории с оседлым населением, а не с кочевыми племенами.2

В древнейшее время Персида относилась к эламской культурной области. Здесь, на побережье Персидского залива, когда-то стоял древний эламский город Лиян.

Когда здесь впервые появились иранцы - неизвестно. Страна Парсумаш(Парсуаш) упоминается как крайняя из эламских земель уже в надписи ассирийского царя Шамаш-Адада V(823-810 года до н. э.) и в надписи Синнахериба под 691 годом до н. э. в связи с битвой при Халуле, а также в ряде ассирийских писем царского архива, относящихся к событиям 653-652 годов до н. э., возможно, и есть Персида.

1.2 Экономика Персии до восстания 553-550 годов до н. э.

В 9-7 вв. до н.э. основным занятием персов было скотоводство: разводили овец, коров, верблюдов и лошадей. В наиболее благоприятных районах процветало земледелие: почва обрабатывалась с помощью сохи, а на возделанных полях выращивались ячмень и пшеница. Для изготовления орудий труда и оружия персы широко использовали железо, медь и бронзу, золото и серебро употребляли для украшений.

В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии.3

1.3 Социальные отношения. Внутренняя политика и административное устройство

Можно предположить, что основы ахеменидского законодательства связаны с родовыми или племенными правовыми установлениями, существовавшими еще в период арийской общности.

В древнем Иране, несомненно, сохранились пережитки широко распространенных у индоевропейцев представлений об испытании огнем или клятвой; существовали также и религиозные обряды инициации. В Иране, очевидно, клялись Ахура Маздой, подобно тому, как клянутся богами повсюду. Мы знаем уже о функции Митры как божества-охранителя договора у арийцев. Соблюдению договора, его святости отведено много места в персидском законодательстве на протяжении всей его истории.

Мы рассматривали до сих пор главным образом деятельность верховной администрации, унаследовавшей многое от предшественников державы Ахеменидов. (Больше нововведений можно отметить в структуре управления отдельными областями: Провинции и вассальные царства существовали уже в Ассирии и в Мидии, но при Ахеменидах система сатрапий получила дальнейшее развитие. Новые сатрапии учитывали политические и этнические границы прежних владений. Титул «царь царей» приобрел широкую известность благодаря Ирану; ассирийцы его не знали, но в Урарту он уже употреблялся.) Среди сатрапов мы находим ахеменидских принцев и местных владетелей. Аппарат управления сатрапии во многом копировал центральную администрацию. Сатрапии делились на более мелкие административные единицы, во главе их стояли персы или представители местной знати. В целом, сведений о провинциальном административном аппарате очень немного; структура его, очевидно, различалась по отдельным сатрапиям.

Работы, проводившиеся в провинциях и требовавшие привлечения большого числа людей, оплачивались, вероятно, за счет местных налогов, а не из центральной казны, тогда как. золото и серебро должны были наполнять царские сундуки, Сюда же стекались и доходы от поместий, принадлежащих самому царю, от рудников и ирригационных сооружений, которые также .доставляли огромные суммы. Значительная часть золота расходовалась на войны или шла на подарки, раздаваемые царем. Из греческих источников известно, сколько денег тратилось Персидским царем и сатрапами на подкуп греков.

Чеканка монет существовала до Ахеменидов; принято считать, что первыми начали выпуск монет в государственном масштабе лидийцы. Большая часть золота и серебра расплавлялась и хранилась в слитках определенного веса, так что количество монет было довольно ограниченно, и пользовались ими, как уже отмечалось, для выплаты жалования греческим наемникам и торговли с греками и средиземноморскими городами. Золото было редкостью, оно копилось в царской сокровищнице. Монеты, находившиеся в обращении, обычно ценились по весу, подобно слиткам. Только царь царей имел право чеканить золотую монету. Сатрапы чеканили медные и серебряные монеты, но последние могли выпускаться и полководцами -- эти монеты предназначались прежде всего для военных нужд.

1.4 Внешняя политика

В середине VII вв. до н.э. вождем пасаргадов стал Ахемен, который приказал называть себя царем. Он стремился объединить все персидские племена под своей властью. Мидийское царство, располагавшееся севернее, помешало ему в этом. Царь Мидии Фраорт пошел войной на персов. У него была многочисленная, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия, поэтому он быстро подчинил разрозненные персидские племена и наложил на них дань.

Пасаргады и их вождь Ахемен оказывали самое сильное и организованное сопротивление, но мидийская армия в результате нескольких побед подчинила и их.

В конце VII века до н.э. в Мидию вторглись скифы. Мидийский царь Киаксар почти 30 лет вел с ними борьбу. Персы в первые в этот период решили освободится от мидийского гнета. Несколько персидских племен объединились под началом Теиспа, сына Ахемена. Но Киаксар, когда справился со скифами, разбил восставших персов.

После смерти Теиспа персидскими племенами управлял его младший брат Кир, потом его племянник Камбиз.4 У Геродота, Ксенофонта и Ктесия мы находим подробные сведения о жизни Кира II и о его связях с мидийским двором. К сожалению, большая часть этих сведений носит легендарный характер. Много исследований посвящено так называемой легенде о Кире; здесь нет возможности обсуждать ее подробно.

Содержание легенды, как она изложена у Геродота (I, 107-- 130), упоминающего о существовании и трех других, менее достоверных версий истории Кира (I, 95 и 214), сводится в основном к следующему. Астиагу приснился зловещий сон, и он отдал свою дочь в жены персу Камбизу, так как боялся выдать ее за знатного мидянина, который мог попытаться завладеть троном. От этого брака родился Кир, но новый сон возвестил Астиагу, что Кир может свергнуть его, и потому он приказал убить' младенца. Астиаг поручил это сделать своему главному советнику, но Гарпаг отдал мальчика пастуху, жена которого только что родила мертвого ребенка. Пастух и его жена вместо Кира выдали труп ребенка, так что у Гарпага не было оснований для беспокойства. Жену пастуха звали Спако, что, как сообщает Геродот, означало по-мидййски «собака», ибо греч. гуоп соответствует в индийском зра&а (I, 110). Эта легенда перекликается с широко известным мифом о Ромуле и Реме, ребенке, вскормленном волчицей или собакой (ср. Геродот, I, 122). Когда Киру исполнилось десять лет, Астиаг «опознал» его, но маги на сей раз иначе истолковали сны, так что Астиаг перестал бояться Кира и даже отправил мальчика к настоящим его родителям в Перейду. Достигнув зрелости, Кир поднял восстание. Против него была послана индийская армия во главе с Гарпагом, но часть войска и сам Гарпаг перешли на сторону Кира, а остальные бежали. Спустя некоторое время Астиаг был разбит в сражении и взят в плен. В рассказе приводятся еще многие подробности, излагаются, в частности, причины измены Гарпага. Некоторые куски этого рассказа, иногда с вариациями, повторяются, и у других, более поздних, античных авторов.

В конце концов Кир наносит поражение мидянам и захватывает Экбатану. Чем можно объяснить столь сильные различия между версиями Ктесия и Геродота? Проще всего считать, что Ктесий намеренно отрицал царское происхождение Кира. Примечательно, что Ксенофонт в своей «Киропедии» решительно утверждает, что Кир Старший был сыном Камбиза, царя персов, и Майданы, дочери Астиага. Нет, видимо, оснований сомневаться в том, что Кир действительно происходил из царского рода Ахеменидов и что он поднял восстание и с помощью самих мидян нанес поражение индийскому царю. В источниках имеются свидетельства, указывающие на жестокость Астиага и его непопулярность среди своих подданных.

1.5 Культура

Кир II построил город на месте Пасаргад и руины древнего города должны быть отнесены ко времени основателя Ахеменидской державы. Развалины Пасаргад находятся в 43 км по прямой (самолетом) к северу от Персеполя; если добираться по дороге, то это расстояние удваивается. Город лежит на высоте около 1800 м над уровнем моря (та же отметка у Хамадана), так что в качестве зимней резиденции он был малоудобен.Эти надписи кратки и фрагментарны, но вызывают большой интерес. В одной из них, сохранившейся в трех версиях -- древнеперсидской, эламской и аккадской и составленной в обычной для царских надписей форме, говорится: «Я -- Кир, царь, Ахеменид». Эта надпись повторяется, по меньшей мере, пять раз на пяти колоннах дворца в Пасаргадах. Она является в настоящее время основным аргументом для тех исследователей, которые считают, что древнеперсидское слоговое письмо употреблялось еще до Дария. Однако наличие сходных формул с именем Дария в надписях па гирях, относящихся, несомненно, ко времени после Дария, ослабляет убедительность этого аргумента. Весьма стандартный тип ахеменидских кратких надписей указывает на то, что древнеперсидская клинопись имела весьма ограниченное применение, она употреблялась главным образом при Дарии и, возможно, была изобретена в его правление. Доказано, что другая надпись с именем Кира из Пасаргад была высечена при Дарии -- об этом свидетельствуют обнаруженные недавно новые фрагменты надписи, а также явно более поздняя дата сооружения здания, в котором была найдена надпись. Отсюда следует, что многие постройки в Пасаргадах были возведены уже при Дарии, а не при Кире.

В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов.

Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах.

Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам.

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать