Вопросы по истории Украины
ыкачивание денег из сельского хозяйства осуществлялось также вследствие неэквивалентного обмена между городом и селом. Цены на промышленную продукцию завышались, а директивно установленные заготовительные цены несельскохозяйственную продукцию были просто символическими - они не менялись с 1928 г. Они даже не покрывали затрат на производств той или иной продукции. Например, выращивание картофеля обходилось колхозам около 40 руб. за центнер, а государство платило только 3 руб. В ряде случаев доходы от сданной продукции не покрывали даже транспортных расходов за доставку на заготовительные пункты.

Все это отрицательно сказывалось на положении дел в колхозах, особенно на оплате труда колхозников. В годы четвертой пятилетки в среднем по СССР около 40 процентов колхозов за трудодень начисляли до 60 копеек, 12 процентов - до одного рубля, 26 процентов - вообще не выдавали денег на трудодни. Нередко, не имея вольных денег, хозяйства не выплачивали даже те копейки, которые заработал колхозник тяжелым, подневольным трудом.

Не имея по существу дохода от колхозного труда, сельские жители в основном жили за счет своего приусадебного участка, который давал им в годы четвертой пятилетки около 70 процентов денежного дохода, более 80 процентов мяса, около 90 процентов картофеля и 96 процентов яиц. Для сравнения: труд в колхозе давал колхозникам около 5 процентов денежных доходов, 35 процентов зерновых, один процент мяса и сала, 0,5 процента молочной продукции. Эти цифры говорят сами за себя. По существу колхозники работали за "палочку", т.е. за отметку о выработанных трудоднях. Кроме того, приусадебные хозяйства колхозников давали значительную добавку основных продуктов в общегосударственную копилку. Например, в Украине они давали примерно 70 процентов всего произведенного в республика мяса, картофеля, около 80 процентов молока, около 90 процентов яиц, около 60 процентов фруктов и 30 процентов овощей.

Сталин не оставил без внимания приусадебные хозяйства. На них был наложен сверхналог. Каждый крестьянский двор должен был платить за землю, а также сдавать государству, часто независимо от того, посильно это или нет, установленное количество мяса, молока, яиц, шерсти и др. продуктов. Налог также был наложен на каждое фруктовое дерево, независимо от того давало оно урожай или нет. Это приводило к тому, что колхозники вынуждены были резать скот, вырубать плодовые деревья, а со временем сворачивать приусадебные хозяйства. Эта тенденция особенно усилилась в 1948 г.

Трудности восстановления и дальнейшего развития сельского хозяйства обострились из-за невиданной засухи 1946 г. Весна выдалась тяжелой, сроки посевов зерновых затягивались. К тому же апрель-июнь оказались очень засушливыми. Это привело к ослаблению и гибели посевов озимых и яровых культур.

Урожайность зерновых в 1946 г. в среднем составляла 3,8 ц, вместо запланированных 6,8 ц. Во многих колхозах не собрали даже того количества зерна, которое было затрачено на посев. Валовой сбор зерновых в Украине составил в 1946 г.540 млн. пудов против 1330 млн. пудов - в 1940 г.

Какие же меры принимались для ликвидации сложившейся ситуации? Своеобразно реагировал на это состоявшийся в июле 1946 г. Пленум ЦК(б) У. Вместо разработки комплекса действенных мер, направленных на ослабление последствий засухи, Пленум потребовал безусловного выполнения планов хлебозаготовок и объявил это важнейшим заданием всех партийных и советских организаций. Именно на извлечение зерна, а не на спасение колхозников, они должны были мобилизовывать все свои силы.

Предвидя значительные трудности с выполнением планов хлебозаготовок, Совет Министров УССР и ЦК КП(б) У в июле 1946 г. принимали совместное постановление, в котором потребовали безусловного выполнения государственного плана хлебозаготовок. Все эти факты говорят о том, что и партийное, и государственное руководство Украины продолжала гибельную для сельских жителей политику.

И еще один драматический момент 1946 г. Хлебозаготовительная кампания проходила под лозунгом "Борьба за хлеб - это борьба за социализм". Газеты призывали настойчиво бороться за каждый пуд зерна. Все, что может быть сдано государству, должно быть: сдано".

А положение дел в сельском хозяйстве все ухудшалось. Неурожай трав, завышенные хлебопоставки, сверхпоставки сена обострили и без того тяжелое положение с кормами. Начался падеж скота. Колхозам нечем было оплатить трудодни колхозникам. В большинстве хозяйств, которые пострадали от засухи, зерновые на трудодни вообще не выдавались. В целом на душу населения в колхозах Украины в 1946 г. приходилось всего 34 кг зерна, что, естественно, не могло обеспечить даже минимальных потребностей в хлебе. Начался голод, охвативший большие территории Украины. Спасаясь от голода, крестьяне целыми семьями самовольно покидали колхозы, направляясь в города или районы, где было проще с продуктами питания - в основном в Западную Украину, особенно массовый выход из колхозов зимой и весной 1947 г. - в наиболее голодный и страшный период.

В то же время в 1946 г. на экспорт было поставлено 1,7 млн. т зерновых. СССР мог бы обратиться за помощью к мировой общественности, однако сам факт голода сохранялся как. государственная тайна.,

Руководство Украины и особенно Н.С. Хрущев пытались хотя бы как-то облегчить положение голодающих. Были, организованы закупки зерна в западных районах республики, для организации питания детей; в наиболее пострадавший области (Измаильскую, Одесскую, Николаевскую, Херсонскую и др.) были направлены правительственные комиссии. Союзное правительство выделило как помощь 60 тыс. т продовольственной продукции, что позволило организовать на полевых станах во время весенне-полевых работ общественное питание для 3,4 млн. колхозников. Для организации посевной кампании 1947 г. колхозам Украины была оказана семенная помощь в размере 37 млн. пудов, что составило почти половину нужд Украины в семенах. Однако, эта помощь оказалась недостаточной. В пострадавших областях нечем было кормить больных, в городах и селах закрывали детсадики и ясли. Поэтому Н.С. Хрущев вновь обратился к Сталину за помощью и просил выделить дополнительно продовольствие, но эта просьба оказалась неудовлетворенной.

Возникает в таком случае вопрос, а знал ли Сталин о голоде в Украине и его размерах? Да, знал! Это подтверждают многие исследования его деятельности, в т. ч. и воспоминания Н.С. Хрущева. Знал, и как реагировал? Хрущевский отчет назвал враньем, а А.Н. Косыгина, который поддерживал Хрущева в вопросе ликвидации последствий голода, отругал. Н.С. Хрущеву его обращение к Сталину, а также "недостаточная твердость" стоила поста первого секретаря ЦК КП(б) У.

Руководители спорили, а люди продолжали умирать, Почти 800 тыс. колхозников в тяжелейшую зиму 1946-1947 гг. умерли с голода. А Сталин между тем разглагольствовал о том, что нужно ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, который может принести пользу нашему общему делу, что из всех самых ценных капиталов в мире, самым дорогим и самым решающим являются люди.

В последующие годы положение в сельском хозяйстве Украины несколько улучшилось. Особенно в вопросе организаций жилищного строительства. За короткое время были подготовлены строители, введены о строй кирпично-черепичные заводы, налаживалась работа строительных предприятий. За годы четвертой пятилетки в Украине было спланировано и построено почти 4,5 тыс. сел, создано 252 типовых проекта различных строений хозяйственного и культурно-бытового назначения. В селах республики было восстановлено и построено более 918 тыс. жилых домов колхозников, 250 тыс. производственных сооружений.

В целом задания четвертой пятилетки по сельскому хозяйству на Украине не были выполнены. Несмотря на самоотверженный труд колхозников, всех работников села, при продолжавшемся расширении посевных площадей, производство валовой продукции сельского хозяйства на конец пятилетки составило только 84 процента от довоенного уровня.

3. Внешнеполитическая деятельность Украины в первые годы независимости

Одним из важных направлений становления и функционирования независимой Украины является активная международная деятельность. Практические шаги в этом направлении были предприняты после провозглашения государственной независимости.

Строительство независимого Украинского государства потребовало качественных изменений в деятельности институтов, обеспечивающих внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, правильного определения позиций на международной арене, выработки политики, которая бы служила интересам украинского народа, то есть должна быть эффективной и разработке проблем, стоящих перед обществом. Внешняя политика Украины вырабатывается такими институтами как Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей и торговли, а также Президиумом Верховного Сонета Украины, комиссией по иностранным делам. Это основные творцы внешней - политики независимой Украины.

Основные принципы внешней политики независимой Украины определены в Декларации о государственном суверенитете (июль 1990 г). Среди них - демократический и миролюбивый характер внешней политики, ее стратегические направления и задачи. В специальном разделе Декларации "Международные отношения" записано, что Украина, как субъект международного права, осуществляет сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, (консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций в объеме, необходимом для обеспечения национальных интересов Украины во всех сферах, а также активно способствует укреплению общего мира и международной безопасности непосредственно принимает участие в общеевропейском процессе и европейских Структурах.

В связи с попыткой государственного переворота в СССР 19 августа 1991 года и во осуществление Декларации о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет на своей внеочередной сессии 24 августа 1991 года проголосовал за независимость Украины и создание независимого государства. Это означало, что Украина теперь самостоятельно проводит внешнюю политику, устанавливает равноправные отношения со своими соседями и т.д.

Новое государство - Украина, очень быстро оказалась на перекрестке интересов мировой политики. Об этом свидетельствует массовое признание ее независимости многими государствами мира. Республика Польша признала Украину 2 декабря. Третьего декабря 1991 года был подписан Протокол об установлении дипломатических отношений с Венгрией, открыто посольство Франции.12 декабря вступило в силу соглашение об установления дипломатических отношений с Литвой, 13 декабря - с Болгарией. Консульские отношения установлены в первые недели после провозглашения независимости с Австрией, Великобританией, Турцией... Сегодня Украину признали 123 государства, а с 91 государствам установлены дипломатические отношения. В Киеве работает 27 посольств других государств.

На сентябрь 1992 года назначены и работают 13 украинских послов, 6 временных поверенных, 1 почетный консул (в Греции), На очереди открытие генеральных консульств Украины в Мюнхене, Нью-Йорке и Чикаго. Таким образом идет процесс создания зарубежной дипломатической инфраструктуры.

Признание Украины, установление с ней дипломатических отношений - это сложный процесс. Значительный вклад в него внесли визиты Президента Украины Л.М. Кравчука в Турцию, Польшу, Францию, США, Бельгию, Финляндию, визиты Председателя Верховного Совета И.С. Плюща в Венгрию, Турцию, Румынию, Бразилию, а также во Францию на заседание Совета Европы. Дипломатическому признанию Украины в значительной степени способствовали и визиты руководителей других государств. Каждый из таких визитов подводил под двухсторонние отношения с другими странами необходимую политическую и правовую основу. Результатами визитов было подписание целого комплекса важных документов в различных сферах, начиная от политико-правовых договоров до соглашений по торговым, научно-техническим, пограничным и другим вопросам.

Эффективная и активная международная деятельность требовали выработки концепции внешней политики. Основные ее положения были сведены к следующему:

- признание всех своих договоров и соглашений с зарубежными странами, которые были ранее заключены, а также всех договоров СССР, не противоречащих Конституции Украины;

- стремление стать безъядерным государством, придерживающимся трех основных принципов: не применять, не производить, не приобретать ядерное оружие;

- намерение стать полноправным участником общеевропейского процесса, исходя из принципов приоритетности прав, обозначенных в международных документах и соглашениях;

- создать максимально благоприятные условия для развития национальных меньшинств, исходя из важности этого вопроса;

- признание целостности и неделимости территории Украины и отказ от притязания на территории какого-либо государства;

- признание приоритета разносторонних связей с Российской Федерацией и другими республиками.

Выступая на торжественном заседании в Верховном Совете Украины 5 декабря 1991 года, Президент Украины Л.М. Кравчук в качестве основных принципов внешней политики Украины назвал: принципиальность, прогнозируемость и прагматизм. Недальновидная политика руководства СССР привела к Глубокому политическому и экономическому кризису, развалу производства, падению жизненного уровня многих слоев общества, социальной напряженности, международным конфликтам, Доложившим начало процессу выхода республик из состава СССР, созданию независимых государств.

В этой предкризисной обстановке в правительственной резиденции "Вискули", что в Беловежской Пуще, руководители трех государств - России, Украины и Беларуси подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В подписанном 8 декабря 1991 года документе, в частности, записано: "Осознавая ответственность перед своим народом, мировым сообществом и назревшую необходимость в осуществлении экономических и политических реформ заявляем о создании Содружества Независимых Государств". Президент Украины Л.М. Кравчук оценил данное соглашение, как путь к спасению от конфронтации в бывшем СССР. Лидеры трех бывших союзных республик, преследовали две главные политические цели: во-первых, мирный, цивилизованный развод и раздел общесоюзной собственности, а во-вторых, определение механизма для дальнейшей совместной работы.

Соглашение о создании СНГ констатировало факт, что СССР как субъект международного права прекратил свое существование, а вместо него создается СНГ с координационным центром в г. Минске. Отношения между членами Содружества предусматривалось строить на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области политики, экономики и науки, признания неприкосновенности границ. К сфере сотрудничества трех государств относятся: внешняя политика; формирование и развитие общеэкономического пространства, европейского и азиатского рынков; таможенная политика; развитие транспорта и связи; охрана окружающей среды; борьба с организованной преступностью.10 декабря 1991 года Верховный Совет Украины ратифицировал Соглашение о создании СНГ.

После образования СНГ одним из основных направлений внешней политики независимой Украины стало укрепление и строительство равноправных отношений со странами "ближнего зарубежья". В декабре 1991 года Украина подписала с государствами СНГ договор о правонаследовании по отношению к государственному внешнему долгу СССР и активов. Украина согласна выплатить 16,34% задолженности от суммы долга бывшего Союза в свободно конвертируемой валюте.

Создание СНГ вызвало интерес и желание быть его членом со стороны многих бывших союзных республик. Именно этим объяснялась новая встреча глав государств Содружества, состоявшаяся в Алма-Ате 21 декабря 1991 года. На этой встрече руководители Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Уз бекистаиа и Украины подписали Декларацию о Содружестве Независимых Государств (СНГ). В ней подчеркивается, что Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства - участники содружества гарантируют выполнение международных обязательств, которые вытекают из договоров и соглашений бывшего СССР.

Встречи на высшем уровне в дальнейшем стали регулярными и проходят в столицах государств СНГ. Каждая из таких встреч вносит свой вклад в расширение сотрудничества стран Содружества. Так, делегация Украины приняла участие в минской встрече членов СНГ, которая состоялась в феврале 1992 года. На этой встрече решались сложные внутренние проблемы в государствах СНГ. Все государства достигли полного согласия в вопросе о необходимости укрепления сотрудничества, необходимости укрепления экономических связей. И не случайно, что по экономическим вопросам документы подписали все 11 государств, принявшие участие в работе этого совещания. Позиции государств были детализированы в Соглашении по регулированию торгово-экономического сотрудничества в 1992 году. Для стран, которые будут отказываться от подписанных договоров, предусматривались штрафные санкции. Остановить развал экономики независимых государств, по мнению участников встречи, можно было только скоординированными действиями, с учетом новой политической и экономической обстановки.

На встрече был поставлен военно-политический вопрос и (определены пути его решения. Украина, а вместе с ней Молдова, Азербайджан и Беларусь подтвердили намерение создать (свои собственные вооруженные силы. Все остальные государства СНГ высказались за объединенные вооруженные силы. В русле решения этого вопроса на встрече были приняты соглашения о гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. На: встрече была принята совместная Декларация, в которой заявлялось, что страны Содружества будут придерживаться принципов сотрудничества в отношениях между собой. Оценивая результаты минского совещания, Президент Украины Л.М. Кравчук заявил, что Украина не будет порывать с СНГ, а его перспективы зависят от того, как будут выполняться договоренности.

Позиция Украины на встречах руководителей стран СНГ исходит из стремления строить независимое государство, расширяя и укрепляя равноправное сотрудничество со всеми странами "ближнего зарубежья". Участие украинской делегации во всех встречах в значительной степени способствовало укреплению и расширению взаимовыгодных отношений с государствами, входящими ранее в состав СССР. Именно в этом и состоит то положительное, что способствовало реализации внешнеполитической доктрины Украины в отношении стран "ближнего зарубежья".

Министерство иностранных дел Украины во время контактов МИД бывших союзных республик заключало соглашения о консультациях между внешнеполитическими ведомствами. Такие протоколы подписаны с Россией, Узбекистаном, Беларусью, Казахстаном, Литвой.

Важное значение в своей внешней политике Украина придает развитию отношений с Россией. Существенному продвижению в этом вопросе способствовала встреча Президентов Украины и Российской федерации в Дагомысе. Именно тогда были найдены решения проблем важных для обеих стран Оценивая эту встречу, А.М. Зленко сказал, что отношения с Россией приобрели, с одной стороны, тенденцию к сближению и взаимоуважению, а, с другой, - в них очертилась бесповоротность процесса суверенизации Украины и осознание необходимости строительства отношений на равноправной международно-правовой основе.

Итоги двухсторонних и многосторонних встреч делегаций Украины с делегациями стран-участниц СНГ заключается, по мнению А.М. Зленко, в следующем:

- разрешены проблемы относительно СНВ (стратегических наступательных вооружений), что позволило Украине стать участницей этого договора;

- достигнуты результаты в разработке механизма предупреждения локальных конфликтов; обеспечено право Украины вместе с другими государствами принимать участие в совместных действиях, по урегулированию региональных и локальных конфликтов (инициативы Украины в урегулировании конфликта в Приднестровье, участке украинского военного под разделения в миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине);

- сдвинута с мертвой точки проблема Черноморского флота;

- разблокирован вопрос заграничной собственности бывшего Союза и идет процесс оценки объектов в различных странах; по его завершению Украина получит за границей отдельные помещения, земельные участки и т.д. Это позволит нормально функционировать дипломатическим и консульским представительствам.

Таким образом, отношения Украины со странами бывшего Союза сохраняются и получают дальнейшее развитие на взаимовыгодной и равноправной основе. В значительной степени этому способствуют встречи в рамках СНГ, а также двухсторонние встречи руководителей.

Одним из направлений внешней политики Украины является укрепление добрососедства и сотрудничества между Украиной и государствами Европы. Европейское направление - одно из главных направлений внешней политики Украинского государства, направленное на завоевание в Европе подобающего места, авторитета надежного партнера. Решению этих задач в значительной степени способствуют визиты руководителей Украины в страны Европы, подписание в ходе их соответствующих межгосударственных документов. В значительной степени этому способствовали визиты Президента Украины Л.М. Кравчука в Германию, Польшу, Францию, Швейцарию В ходе своего визита во Францию (июль 1992 г) Президент Украины поставил свою подпись под Парижской хартией по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанную руководителями более 50 стран мира.

Значительное внимание руководство Украины уделяет включению ее в различные европейские организации. В феврале 1992 года Украина вместе с некоторыми другими республиками бывшего Союза поставила свою подпись под заключительным актом Хельсинского Соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этим шагом Украина подтвердила свое намерение стать активным участником Хельсинского процесса. Росту международного авторитета Украины в значительной степени способствовал выбор статуса государства, которое не владеет ядерным оружием. Выступая на 47 сессии Генеральной Асамблеи ООН 29 сентября 1992 года Министр иностранных дел Украины А.М. Зленко сказал: "Вступив на путь сокращения и уничтожения ядерного оружия, мы рассчитываем на международные гарантии своей национальной безопасности от возможной угрозы силой, или ее применения со стороны какого-либо ядерного государства". Было заявлено о стремлении Украины присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия и поставить под контроль МАГАТЕ все свои атомные электростанции.

В феврале 1992 года состоялся визит Генерального секретаря НАТО М. Вернера в Украину, преследовавшего, по его словам, цель установления контактов и приглашение нашего государства в Координационный Совет НАТО. Планируется, что сотрудничество между Украиной и НАТО будет заключаться в обмене информацией и проведении консультаций по вопросам безопасности, в разработке общих методов планирования обороны на будущее, в обмене специалистами в различных отраслях.

Политика нейтралитета Украины, направленная на получение безъядерного статуса, находит поддержку в мире и уже закрепила за ней амплуа страны, которая реально стремится уничтожить атомное оружие. После подписания Хельсинского Заключительного акта и Парижской хартии для новой Европы Украина получила право принимать участие в общеевропейском процессе. Идет процесс расширения связей с Советом Европы, направленный на вступление Украины в эту авторитетную организацию. Во время визита делегации Совета Европы в Киев ей было вручено соответствующее официальное письмо. Исходя из интересов суверенного государства, Украина выразила желание вступить в члены Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБР и Р). В этом направлении велась необходимая работа, которая завершилась принятием Украины (27 апреля 1992 г) в мировое валютно-кредитное сообщество. Это означает, что Украина стала полноправным членом МВФ и МБР и Р). В Киеве были открыты представительства этих организаций. Доля Украины в МВФ составляет 0,69%.

Признанию Украины, включению ее в различные международные организации в значительной степени способствовали визиты (руководителей Украины и дипломатов в Лиссабон, Осло, Страсбург, Брюссель, Хельсинки, где размещаются руководящие органы общеевропейских организаций. Установление дипломатических отношений со многими странами позволило Украине получить кредиты. В феврале 1992 года Канада открыла кредитную линию в 50 млн. канадских долларов. Кредиты предоставили Украине США, Италия и другие страны.

Таким образом, годовщина независимости Украины отмечена значимыми успехами на внешне-политической арене, которые сводятся к следующему:

- состоялся распад СССР мирным путем. Украина стала самостоятельным государством в результате провозглашения Акта о независимости;

- заложена необходимая основа украинской внешней политики, добрососедских отношений с ближними и дальними соседями, в частности, Россией;

- Украина стала членом многих авторитетных европейских и международных организаций.

Перечень литературы

Декларація про державний суверенітет України. - К., 1990.

Кульчинский С.В., Курнаков Ю.О., Коваль М.В. История Украины. - К. Освита, 1995 г

Орест Субтельный. Украина. История. - К. Лебедь 1994.

Акопян А.Г., Акопян Т.Г. История Украины: с 1917 г. Всемирная история: с начала ХХ века. - Донецк: РИП "Лебедь". 1994 - 240 с.

Нагаєвський І. Історія Української держави двадцятого століття. - К.: Укр. Письменник, 1993. - 413 с.

Курс лекций по истории Украины. Под редакцией Носкова В.А.

Кульницький С.В. "Новітня історія України"

Акт проголошення незалежності України // Голос України. - 1991-29 листопада.

Кулик В. Повторення перейденого. Українська революція: 1917-1991 // Сучасність. - 1991. - № 2. - С.59-72.

Голос України: газета Верховної Ради України. - 1991-1992.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать