Восточные славяне
p align="left">Позднее в миграционный поток были вовлечены славяне суково-дзедзицкой культуры Эльбо-Вислинского междуречья, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры. В VII-VIII вв. формируется культура сопок ильменских словен. Постепенно ильменские словене расселились в бассейне Ильменя с реками Шелонью, Ловатью, Мстой, а также частью Полужья и землями на восток до рек Молога и Чадогоща.

Нашествие гуннов. Гуннское нашествие в конце IV - первой половине V вв. затронуло весь ареал черняховской культуры. Большая часть поселений прекратила существование. Были уничтожены ремесленные центры, снабжавшие население своей продукцией, прекратилось поступление импортных изделий. Разрушение провинциальноримской цивилизации вызвало регресс экономики населения и изменило материальную культуру.

Часть черняховского населения, в том числе анты, была втянута в движении гуннов на запад и вместе с ними осела на Среднедунайских землях.

Значительные группы черняховского населения были вынуждены, спасаясь от гуннского погрома, бежать на новые места жительства. Результатом миграции славянской (антской) части черняховского населения в Среднее Поволжье стало становление в конце IV - начале V вв. именьковской культуры. Выбор конечного региона этой миграции объясним. Сюда, в Самарское Поволжье переселились еще в II-IV вв. группы пшеворского населения из области Волыни, Верхнего Поднестровья и Южного Побужья, спасаясь от готской экспансии. Земель с плодородными почвами здесь было достаточно для того, чтобы принять новые группы земледельческого населения. Этнос носителей именьковской культуры установлен генетической связью ее с волынцевской культурой, славянская принадлежность которой вне всякого сомнения.

В лесостепных землях междуречья Днестра и Днепра (включая часть его левобережья) черняховское население сохранилось после гуннского нашествия в большей степени и не покинуло мест своего обитания. Более того, анты сохранили свою военно-политическую организацию, но до распада гуннской державы подчинялись гуннским наместникам. Например, Аттила поставил своего старшего сына Эллака повелителем акациров (гуннского племени в Приазовье) и других причерноморских народов. В V-VII вв. в ареале черняховской культуры формируются новая культура - пеньковская, экономический уровень которой был ниже черняховской. Создателями пеньковской культуры были в основном потомки местного черняховского населения - анты, в среду которых переселялись из более северных земель Поднепровья носители киевских древностей (балты днепровской группы) и славяне, носители пражско-корчакской культуры.

После распада гуннской державы по смерти Аттилы и переселения ряда германских племен началась великая славянская миграция. Первая волна миграционного потока связана преимущественно со славянами, выходцами из южного Повисленья, которых византийские истории VI в. называют с(к)лавенами, а современные археологи - славянами пражско-корчакской культуры, датируемой второй половиной V - VII вв. и эволюционировавшей из южного ареала пшеворской культуры. Дальнейшее развитие пражско-корчакской культуры было неодинаково в разных землях. На Волыне и в Припятском Полесье в VII-VIII вв. в результате плавной эволюции на основе пражско-корчакских древностей складывается лука-райковецкая культура, носителей которой можно отождествлять с дулебами, названными в Повести временных лет. Славяне (венеты, упоминаемые Иорданом) суково-дзедзицкой культуры, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры, расселяются в области междуречья Эльбы и Одера и на побережье Балтики - Польское Поморье.

Вторая волна миграционного потока, частично, перекрывшая первую, связана со славянами - антами, началась в связи с вторжением в Европу аваров в середине VI в.

Нашествие аваров. Авары (обры древнерусских летописей) - кочевые племена варов и хионитов Северного Приаралья, вторглись в середине VI в. в Северное Причерноморье. Подчинив болгарское племя кутригуров, кочевавших в степях междуречья Дона и Днепра, и антов, и продвинувшись в Среднее Подунавье, куда еще ранее расселились дулебы, авары создали мощное объединение - Аварский каганат. В походах аваров на Византийскую империю участвовали и анты, свидетельствуют об этом византийские источники. Кроме того, византийские историки чаще всего называли антов, в последующем всех восточных славян, аварами и даже гуннами, не делая между ними различия. С 602 г. в византийских источниках не упоминается имя антов, что связано, скорее всего, с распадом военно-племенного союза антов на отдельные племенные образования хорватов, сербов, северов (упоминаемых в византийских источниках) и других славян, среди которых, возможно, были русы.

Русы в Средней Европе. С антской миграцией в Среднедунайский регион, которая в гунно-аварских походах достигла Баварии, связано распространение этнонима ”русь”. Географические названия, содержащие в своей основе этноним “русь” разрознено фиксируются в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и Регенсбурга.

В вопросе идентификации этнонимов русь и руги весьма важно сообщение в Раффельштеттенском таможенном уставе 904/906 г. о двух славянских племенных группах - богемов и ругов. Вполне очевидно, что богемы - это чехи. Под термином Rugi в западноевропейских письменных памятниках X-XI вв. всегда имеется в виду Русь. Вполне вероятно, что данная традиция имеет более древние корни. Следовательно, и в уставе 904/906 г. под ругами подразумевались русы, только не из далекого русского Поднепровья, а из соседних с чешскими славянских земель. В округе Линца археологами выявлены славянские поселения и могильники VII-XI вв., а начиная с XI в. здесь получают распространения антропонимы, производные от этнонима русь. Следовательно, славяне именовались здесь русью. XI-XIII вв. были завершающимся этапом ассимиляции славянского, а не скандинавского, населения Баварии. Подобная картина наблюдается и в землях полабских славян.

V-VII веками завершается последний период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтничным племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого праславянского языка на отдельные славянские языки.

Однако не стоит видеть в трех славянских группах Иордана - славянах, антах и венедах - прямое отражение трехчленной дифференциации современного славянства (восточные, западные и южные славяне). Существующее ныне трехчастное членение славянства является продуктом не только праславянского периода, но и более позднего исторического процесса.

Диалектное членение восточнославянских языков. Племена, входившие в состав указанных Иорданам славянских групп, участвовали в разное историческое время и при разных условиях в этногенезе восточных славян. Об этом свидетельствуют и исследования лингвистов, доказывающие образование диалектов восточнославянского языка непосредственно из праславянского. Так, непосредственно из диалектов праславянского языка образовались древненовгородские, древнепсковские (кривичские) говоры и восточнорусские говоры Волго-Окского междуречья северновеликорусского наречия. С другой стороны, диалектное членение праславянского языка на говоры смоленско-полоцких кривичей, дулебов, антов пеньковской культуры, славян Днепровско-Донского междуречья и Среднего Поволжья завершилось образованием средневеликорусского и южновеликорусского наречий великорусского языка, а также белорусского и украинского языков в гораздо более позднее историческое время.

Восточные славяне в VIII-IX вв

С VIII в. наступает новый этап славянской истории, когда в результате сложных миграционных пертурбаций и ассимиляционных процессов формируются средневековые племенные объединения славян и складываются первые государственные образования.

VIII-IX столетия были временем, когда продолжалось расселение славян, начало которому было положено в V-VII вв. Его усиливали и усложняли миграции в Восточную Европу с других частей заселенного славянами ареала, заметно расширившегося и культурно изменившегося в VI-VII вв., а также вовлечение в миграционный процесс неславянского населения. Расселение славян сопровождалось частичной ассимиляцией местных финно-угорских и балтских племен (к V-VII вв. можно отнести лишь только начало этого процесса). Местное население в основной массе не покинуло мест своего обитания, однако их жизнь постепенно изменялась вследствии заимствования хозяйственных и культурных традиций переселенцев. Более быстро миграционные и ассимиляционные процессы протекали среди племен, ведущих охотническо-собирательское и скотоводческое хозяйство. При таком ведении хозяйства плотность населения невелика, поэтому славяне-земледельцы без больших препятствий могли осваивать под пашни новые земли.

Восточнославянские племенные образования в VIII-IX вв. В древнерусских источниках о восточнославянских племенных образованиях сохранились лишь самые общие сведения. Современная историческая наука считает, что это были неоднозначные единицы. Так, поляне, древляне, дреговичи и волыняне были территориальными новообразованиями, сформированными в результате территориального обособления праславянского племенного образования дулебов. С другой стороны, корни кривичей, словен ильменских и руси уходят в праславянский период истории. Это были этнографические и диалектные образования раннесредневекового славянства.

Кроме того, оказывается, что территории древнерусских земель-княжеств XII в. теснейшим образом связаны не с новообразованиями XII в., а с этнографическими группами восточного славянства, история которых уходит в праславянскую эпоху.

Племенные образования севера Восточной Европы.

В Повести временных лет на севере Восточной Европы обозначены славянские племена словен ильменских, кривичей псковских, кривичей полоцко-смоленских (полочан и смолян), славян Волго-Окского междуречья (славян меря и славян мурома) и финно-угорские племена чуди, вожан, веси, меря, мурома, на территории расселения которых в XII в. образовались Ростово-Суздальское, Смоленское, Полоцкое княжества, Новгородская и Псковская земля. Особенность данного региона заключается в том, что славянская (венедской праславянской диалектной группы) миграция осуществлялась двумя потоками еще в праславянский период истории из региона Среднего Повисленья (славянами пшеворской и вельбарской культуры) и Эльбо-Вислинского междуречья (славянами суково-дзедзицкой культуры) на земли, заселенными различными финно-угорскими (западнофинскими - культуры сетчатой керамики, на северо-западе и поволжскофинскими - меря, мурома на северо-востоке региона) и балтскими (восточными и днепровскими балтами) племенами. Особенность общественного строя племенных образований заключалась в гораздо большей, по сравнению с племенами юга, устойчивости родоплеменого строя.

Племенные образования лесной зоны Днепровского правобережья.

Правобережные области Среднего Поднепровья, от верхнего течения Западного Буга до поречья Днепра, в VIII-IX вв. были заселены однородным славянским населением, принадлежащим к пражско-корчакской культуре V-VII вв. Это было праславянское диалектно-племенное образование, этническим именем которого были дулебы. Расселившись на широкой территории, дулебы дифференцировались на территориальные группы, разделенные широкими лесными и болотистыми пространствами. Некоторая изолированность этих территориальных групп со временем привела к их слабому этнографическому обособлению. Так, из единого дулебского массива формируются племенные образования в верховьях Западного Буга, Стыри и Горыни волынян (этноним образован от поселения Волынь, возникшем в VIII-IX вв.), в верховьях Южного Буга - бужан, в бассейнах Тетерева и Ужа - древлян, (живущими за лесами - “в древах”), в киевском поречье Днепра - полян (от “поле” - открытое, безлесое пространство), в Припятском Полесье - дреговичей (живущими за болотами, по древнерусски “дрягвой”). Волыняне и дреговичи освоили еще Брестское Побужье, где аборигеном было ятвяжское население. Этнографическая территория расселения дулебской этноплеменной группировки можно отождествить с исторической Киевской землей, включавшую Киевское, Турово-Пинское и Волынское княжества XII в.

Племенные образования юго-западной части Восточной Европы.

В междуречье нижнего Днепра и Днестра, бассейнах Днестра и Прута, а также в Прикарпатье Повесть временных лет локализует славянские племенные образования - хорватов, тиверцев и уличей, сформировавшихся после распада праславянского диалектно-племенное образование антов.

Тиверцы и уличи - этнонимы территориального, а не энографического характера. Уличи (от древнерусского ”улучье” - изгиб реки) первоначально расселялись в поречье Днепра там, где Днепр делает изгиб. Под давлением печенегов они переселились в конце IX в. в Поднепровье южнее полян, а оттуда в первой половине X в. - в нижнее Поднестровье. Тиверцы (этноним производный от древнего названия Днестра - Тирас, по ирански “быстрый”) занимали области среднего и нижнего Днестра. В конце IX - начале X вв. под давлением печенегов они расселились в Верхнее Поднестровье и в Закарпатье. В Закарпатье и на северо-востоке Румынии вплоть до настоящего времени живут потомки тиверцев - русины.

Племенное объединение хорватов или восточных хорватов (в отличие от хорватов, до настоящего времени живущих на западе Балканского полуострова) в Прикарпатье, в верховьях Днестра явилось основой Галицкого княжества XI-XII вв., вошедшего позднее в состав Галицко-Волынского княжества.

Племенные образования юго-восточной части Восточной Европы.

Левобережную часть Поднепровья с верховьями Оки составляла Черниговская земля. Основу ее населения составляли потомки крупного диалектно-племенного образования славян, представленного в VIII-IX вв. волынцевской культурой, сформировавшейся в результате миграции в конце VII - начале VIII вв. из Саратовского Поволжья славян именьковской культуры, ассимилировавших славян-антов пеньковской культуры и днепровских балтов колочинской культуры.

Основной территорией волынцевской культуры являются в Левобережном Поднепровье - Подесенье с бассейном Сейма и верховья Сулы, Псла и Ворсклы, и далее до верхнего течения Северского Донца (где вплотную соприкасалась с территорией салтово-маяцкой культуры Хазарии) и воронежского течения Дона; на правом берегу Днепра - районы Киева и нижнее Поросье. На рубеже IV-V вв. в этом регионе расселились малочисленные переселенцы из черняховского ареала, в том числе славяне антской диалектно-племенной группы. До последних десятилетий VII в. лесостепные земли Днепровского Левобережья заселяли анты - носители пеньковской культуры. В конце VII - начале VIII вв. к ним на первых порах, вероятно, и подселялись переселенцы из среднего Поволжья - славяне именьковской культуры, образованной мигрантами из черняховского арела в конце IV - начале V вв. Антское праславянское диалектно-племенное образование объединяло различные племенные группы: антов, хорват, сербов, север и т.д., в том числе и славянского племени русь - носителя волынцевской культуры, датируемой VIII-IX вв.

В конце VIII - первой половине IX вв. волынцевская культура постепенно трансформируется в Днепровском Левобережье в роменскую, на Дону - в борщевскую, на верхней Оке - в окскую культуру. При этом гончарная керамика, характерная для волынцевской культуры, выходит из употребления в связи с прекращением работы центров по ее производству в результате набегов венгров. Роменская, борщевская и окская культуры, датируемые IX-X вв. очень близки между собой, так как имеют общее основание - волынцевскую культуру конца VII-IX вв

Славяне роменской культуры в IX-X вв. вошли в племенное образование северян (в летописях часто “север”). Этноним север иранского происхождения (seu - “черный”). Наряду с восточнославянскими северянами известно южнославянское племя север, вошедшее вместе со славенией Семи родов в состав Болгарского ханства в конце VII в. По-видимому, северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, ассимилированное славянами черняховской культуры, воспринявшими этот этноним.

Славяне окской культуры, расселившись в верховьях Оки среди местного населения мощинской культуры, сформировали племенное объединение вятичей.

Славяне борщевской культуры, кроме верховьев Дона, в X-XI вв. заселили еще Рязанское Поочье, заложив основы Рязанского княжества.

В IX-X вв. в бассейне Сожа славянами волынцевской культуры было сформировано племенное объединение радимичей, а в бассейне верховьев Оки - вятичей. Местное балтское население в летописи названо этнонимом голяди.

Славяне в Среднем Поволжье.

Первая немногочисленная группа переселенцев с территории Волыни и Верхнего Поднестровья появилась в Среднем Поволжье во II в. Следами их проживания являются памятники славкинского типа. В III-IV вв. в Самарском Поволжье распространяются поселения лбищенского типа, возникновение которых связано с переселением черняховского населения, вызванном второй волной готской экспансии в Причерноморье. Третья, самая мощная волна миграции черняховского населения датируется концом IV в. и связывается с гуннским нашествием в Европу. Большие массы переселенцев осели в наиболее плодородных землях Среднего Поволжья от Самарской луки на юге до нижнего течения Камы на севере и от средней Суры на западе до реки Ик на востоке и создали именьковскую культуру. С миграцией черняховского населения связано распространение в Среднем Поволжье пашенного земледелия. В настоящее время этнос носителей именьковской культуры устанавливается генетической связью ее с волынцевской культурой, имеющей славянскую принадлежность.

Именьковское население - крупная культурно-племенная группировка славян - антов, переместившихся в условиях гуннского нашествия из черняховского ареала на Среднюю Волгу.

В конце VII в. с появлением на Волге воинственных кочевых орд тюркоязычных болгаров значительная часть именьковского населения мигрировала в земли Днепровского Левобережья, которые с рубежа IV-V вв. заселяли анты - носители пеньковской культуры и балтские племена колочинской культуры.

Впрочем, какая-то часть именьковского населения не покинула Средневолжские земли, о чем свидетельствуют археологические находки, имеющие именьковское происхождение, в культурных слоях булгарского времени. О наличии в составе Волжской Болгарии славян сообщают восточные источники. Так, арабский историк Ахмед ибн Фадлан, посетивший регион средней Волги в 922 г. в составе посольства багдадского халифа, правителя Волжской Болгарии хана Алмуша, происходившего из племени болгар, именует «царем сакалиба», подвластные ему племена - болгар, эскель, баранжар и сакалиба, а саму Волжскую Болгарию - страной «ас-Сакалиба». Термином ас-сакалиба, как известно, восточные средневековые историки и географы называли славян. По сообщению арабского историка и географа ал-Якуби в 40-50-х гг. IX в. жители Дарьяльского ущелья обратились за помощью к властителям Византии («сахиб-ар-Рум»), Хазарии («сахиб-ар-Хазар») и государства славян («сахиб-ас-Сакалиба»). Славянское земледельческое население способствовало переходу болгар-тюрок к оседлому образу жизни и быстрому созданию городской жизни Волжской Болгарии. Весьма примечательно то, что территория последней соответствует отнюдь не региону расселения болгар в VIII-IX вв., а ареалу именьковской культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать