Военное искусство Спартака по данным Плутарха и Аппиана

Военное искусство Спартака по данным Плутарха и Аппиана

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Вятский государственный гуманитарный университет"

Факультет исторический

Кафедра история Древнего мира

Контрольная работа

по истории Древнего мира

Военное искусство Спартака по данным Плутарха и Аппиана

Работу выполнил студент 1 курса

специальности 050401.65 История

Ревякин Олег Петрович

Киров 2008

Содержание

Введение

Военное искусство Спартака. Стратегия и тактика

1. Заговор гладиаторов. Побег из гладиаторской школы Лентула Батиата в Катуе

2. Сидение на Везувии. Прорыв с Везувия, победа над Клоднем (Кловдием)

3. Победа над отрядом Публия Вориния

4. Раскол армии. Отделение и гибель Кринса. Поход на Севере

5. Битва при Мутине. Разгром претора Гая Кассия

6. Поход на Юг. Компания Кросса

7. Сидение Спартака в Бруттине. Прорыв укреплений Кросса

8. Поход в Брундизий

9. Последняя битва

Заключение

Введение

Рабы и Гладиаторы Древнего Рима.

В I веке до н.э. Римская республика была наводнена рабами. Среди них было много представителей воевавших с Римом народов: германцев, галлов, иллирийцев, французов и других окраинных племён. Рабами становились в основном военнопленные, либо неволники поставляемые пиратами. Рабы были основной рабочей силой. Они трудились на полях и ремесленных мастерских, также рабами была домашняя прислуга. Рабы имелись практически в каждой римской семье. Даже в бедных семьях были рабы-слуги. У граждан среднего достатка было по 5-10 рабов в городском доме и до 30 невольников в загородной сельской усадьбе - вилле. Богачи использовали рабов не только в качестве рабочей силы, но как предметы роскоши - это были танцовщицы и музыканты, врачи и учителя.

Городским рабам жилось несколько лучше сельских. Они в основном были домашней прислугой, у них была возможность копить деньги на выкуп. Рабы ремесленники могли жить отдельно от хозяев и иметь собственные мастерские, отдавая часть прибыли хозяину. Домашние рабы изредка получали выходные, могли выходить в город, посещать культурные мероприятия, посидеть в харчевне им даже хозяева иногда дарили подарки.

Сельские рабы работали на полях и в садах, ухаживали за скотом. За пределы виллы им разрешалось выходить только по делу. Жизнь их была тяжёлой и однообразной. Питались они просто, но сытно. Жили они в задних комнатах дома по несколько человек в комнате. Особо отличившимся разрешалось жениться и иметь отдельное жильё. Они не имели почти ни какой надежды на освобождение. На него мог рассчитывать только Виллин- раб - управляющий усадьбой.

Вольнее других жили рабы - пастухи. Им разрешалось иметь семью, собственное стадо и даже оружие. Они отличались отвагой и буйным нравом.

Отдельной категорией рабов были гладиаторы (от лат. qladiqus - меч) - осуждённые преступники, военнопленные, рабы, сражавшиеся на аренах цирка.

Гладиаторские бои были заимствованы Римлянами у Этрусков в III в до н.э. Это был своеобразный религиозный обряд жертвоприношения мёртвым соплеменникам с целью задобрить их.

Вот и римляне приняли этот как погребальный обряд. На первом поединке в Риме (264г. до н.э.) билось всего три пары гладиаторов, а в I в до н.э. на арену выходили уже по 100-300 пар в день. Таким образом, погребальный обряд тертвопутнотопия превратился в развлечение - театрализованное представление.

С 105г до н.э. Гладиаторские игры стали государственным делом и прямой обязанностью официальных лиц. Они стали непременной частью римских праздников. Это было любимым развлечением римских граждан, своего рода спортом - кровавым, страшным, но спортом.

И так гладиаторы были обречены на смерть, и не просто обречены, а уже как бы являлись "живыми мертвецами". По выражению античного писателя Флора гладиаторы в отличие от обычных рабов "…по положению людей низших" были "… наименее заслуживающие почтения", то есть их боялись и презирали. Боялись, потому что считали ходячими покойниками, а презирали, потому что по римским понятиям быть гладиатором считалось величайшим позором.

Но в тоже время особо отличившимися и смелыми гладиаторами восхищались. В них не редко влюблялись женщины даже занимавшие высокое положение в обществе. Что поделать женщины во все времена остаются женщинами - любят они сильных мужчин. А слабаки гладиаторами не становились, либо гибли в - первых же поединках. Гладиаторов, как профессиональных убийц даже нередко нанимали знатные патриции в качестве телохранителей.

Гладиаторы жили и обучались в специальных гладиаторских школах. Но это были не школы в обычном для нас виде. Они больше напоминали тюрьму: двух этажные казармы окружали с четырёх сторон закрытый двор, где проходили тренировочные бои. В казармах располагались также столовая, больница, оружейные склады и другие служебные помещения. Выходить наружу можно было только по разрешению хозяина - лаписты.

В гладиаторские школы попадали осуждённые "к мечу", провинившиеся рабы, преступники, военнопленные, жертвы пиратов. Иногда в гладиаторы продавались по своей воле и свободные люди, терпящие нужду.

Гладиаторы в свой черёд делились на своего рода корпорации по виду вооружения и доспехов, в которых сражались. Они назывались "саммитами", "голлами", "франпийцами". Галлы назывались ещё мурмилонами, т.к. на их шлемах была изображена рыба - мурма. Они имели тяжёлое вооружение состоящее из глужа-меча, панциря, шлема и щита. Против мурмилонов нередко сражались легковооружённые ретиарии - "рыбаки" орудовавшие трезубцем и сетью. Поединок продолжался либо до гибели одного из бойцов или пока один из них раненый не падал на песок арены. Тогда его судьбу решали зрители. Храброго бойца чаще всего приказывали пощадить, поднимая большой палец вверх, а трусливого приговаривали к смерти, опустив палец в низ. Победитель мог получить…тную награду, а иногда свободу, если этого требовала публика, громким криком.

Перед играми хозяева школ часто устраивали гладиаторам пирушки, на которые допускались из города девицы лёгкого поведения - "волчицы" для поднятия боевого духа бойцов. Но наряду с "волчицами" там могли присутствовать дамы более высокого положения.

Но не все гладиаторы хотели мириться со своей судьбой "долгоиграющей жертвы" или "актёра смертника". Были среди них те кто предпочёл умереть в борьбе за свободу, чем быть зарезанным своим же товарищем на арене цирка на потеху зрителям. И вот летом 679 года от основания Рима или(74г от Р.Х.) в Катуе в школе Лептула Батиана состоялся заговор 200 гладиаторов пожелавших обрести свободу.

Так началась знаменитая страшная для Рима "война рабов" под предводительством Спартака.

Военное искусство Спартака. Стратегия и тактика

1. Заговор гладиаторов. Побег из гладиаторской школы Лентула Батиата в Катуе

Прежде чем перейти к главному вопросу нашего исследования - военного искусства Спартака - предводителя повстанческой армии рабов и гладиаторов, необходимо выяснить, кто же он такой этот Спартак? Так сказать установить, насколько это возможно, его личность. Что же мы знаем о нём? Приведём для начала несколько высказываний античных авторов по этому вопросу.

Плутарх (греческий биограф II века от Р.Х.): "…Спартак, фратиец, происходивший из племени медов, человек, не только отличавшийся выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и мягкости характера ставший выше своего положения и вообще более походивший на эллина, чем можно ожидать от человека его племени".1 (Plut., Crassus, VIII).

Аппиан (грек по происхождению, историк давнит, римский гражданин, принадлежал к сословию всадников, родился ок. 90 годов н.э.) "… франтиец Спартак. Он раньше воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы".2

Флор (римский историк II век от Р.Х.) "…солдат из франтийских тямпиков, ставший из солдата дизертиром, попал в плен к римлянам и за свою физическую силу был зачислен в капуанскую гладиаторскую школу"3 (Flop III, 20).

Саламатий Крисп римский учитель фехтования. За храбрость получил свободу и принят в школу Батиста. Историк I в до Р.Х. "Спартак, великий своими силами и тела и души". (Hist III Fragm 91.)

Что можно заключить из показаний данных "свидетелей"?

Спартак был родом из франтиец - Франтия территория нынешней Болгарии, где к стати Спартаку поставлен памятник. То что он франтец сомнений почти нет, в этом сходятся показания по крайней мере трёх авторов. Физически крепок, умён и благороден, как и подобает настоящему воину. В этом тоже практически все сходятся. Но вот противоречия Флор говорит, что Спартак был наёмником в составе Римской армии и дезертировал. Аптан же сообщает, что Спартак воевал против Рима. Что можно из этого предположить, если принять за правду показания того и другого автора? А то что Спартак воевал сначала в Римской армии в качестве наёмника, а затем во время гражданской войны между Суллой и Гием Марпем (88-82), которая была непосредственно перед восстанием рабов. Перешёл в войско Марпя и воевал в его составе с Суллой. После победы Суллы стал гладиатором. Значит, он знал принцип организации и тактику Римских легионов.

За храбрость был освобождён и взят на службу в школу Батпата в качестве учителя фехтования. Из этого следует заключить, что на момент заговора он не был уже подневольным гладиатором. Это пригодится нам при исследовании подготовки и осуществления побега и выяснении целей восстания.

Хотелось бы знать, как выглядел Спартак. Но мы можем узнать лишь предположительно из археологического источника - части фрески найденной в Помпеях в 1927г на внутренней стороне дома принадлежащего некоему Феликсу по происхождению оспу, сотруднику римского войска под командованием Красса. Предположительно он был убийцей Спартака. А картина служила напоминанием о главном событии его жизни. У нас нет достоверных данных на этот счёт, ведь тело Спартака не было найдено и никто из современников не сообщает о награде полученной человеком, нанесшим смертельную рану гладиатору бывшему грозой Рима.

Но вернёмся к портрету.

На нём изображён широкоплечий, среднего роста с мускулистыми крепкими руками уверенно сидящий на коне мужчина. Лицом больше походит на немца или шведа: волосы светлые, крупный острый нос, выдающийся вперёд подбородок небритый.

В общем, лицо сильного волевого человека, но явно не голубых кровей. Возраст около сорока лет.

Вооружён гладиаторским мечём-пладксон, ножны, кстати, тоже на правом бедре, как у центуриона, панцирь подогнанный "анатомический", шлем итало-корифского типа носили в то время только военачальники - достаточно редкий, круглый кавалерийский щит "Парма эквестрис". По поводу меча заметим, он гладиаторский при всём остальном вооружении выглядит не вполне гармонично. Но заметим, что оружие Спартак мог выбирать, как говориться "по руке", то есть наиболее для себя удобное. К гладиаторскому мечу видимо рука более привыкла, сказалась профессиональная привычка.

Вот, пожалуй, и всё что можно сказать о личности Великого гладиатора. Разве что добавим слова К.Маркса: "Спартак … является сильным великолепным парнем античной истории. Великий генерал (не Гарибальди), биографическая характеристика истинного представителя античного пролетариата".5 Письмо К.Маркса Ф.Энгельсу 27февраля 1861г, - К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные письма. М., 1947. Стр. 121-122".

Да и В.И.Ленин добавит "…Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад". "О Государстве". Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 39. с.77).

Был ли Спартак "великим генералом" и "выдающимся героем" постараемся выяснить далее в нашем исследовании.

И так: "Некий Лептул Батат содержал в Капуе школу гладиаторов … Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек заранее узнавшие об этом, всё же убежать, запаслись захваченными где-то ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились" - повествует нам Плутарх о начале восстания.

Аппиани добавляет: "Спартак уговорил около семидесяти своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать своей жизнью в театре. Напав на охрану, они вырвались на свободу и бежали из города. Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, гладиаторы удалились на гору Везувий".

Тит Ливий (римский историк): "Семьдесят четыре гладиатора в Катуе бежали из школы Лентула и собрав около себя толпу рабов, присуждённых к каторжным работам, под начальством Крисса и Спартака подняли войну".

Валей Патеркул: "…шестьдесят четыре беглых раба бежали из Катуи из гладиаторской школы под начальством Спартака".

Флор сообщает: "Спартак, Крипа Эпонай, выломав двери гладиаторской школы Лептула, не более как с тридцатью людьми такого же положения вырвались в Капую".

Что можно сказать на основании данных показаний. Заговор гладиаторов состоялся, руководил заговором Спартак. На свободу удалось вырваться на всем заговорщикам, а только по разным данным от 30 до 78 человек из двухсот. В рядах заговорщиков, как часто, бывает, был стукач, иначе как бы заговор был раскрыт? Но, судя по всему, и у заговорщиков были свои люди в администрации или служащих школы.

Гладиаторская школа это та же тюрьма и порядки там должны быть соответствующие. Если бы у Спартака не было своей разведки, то служба безопасности Батиана задавила бы заговор в зародыше, гладиаторы и пикнуть бы не успели. Но побег состоялся, да ещё столько шума наделал.

Данных мало, но всё же можно попробовать реконструировать ход данной операции, успешно проведённой Спартаком. Как мы уже знаем Спартак на время восстания был уже не просто гладиатором, а тренером притом свободным, а значит имел выход в город. Из этого следует, что он мог создать условия для успешного восстания, вербуя сторонников не только из числа гладиаторов, но и городских рабов и других деклассированных элементов.

Плюс ко всему мы знаем от Плутарха следующее: "Когда Спартак был впервые приведён в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовала и одержимая диописическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведёт его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве". Исходя из этого отрывка можно предположить, что в деле подготовки заговора могла участвовать и супруга Спартака, она могла служить, как в качестве связной проникая в школу Батиата в качестве "волчицы", так, в добавок к этому быть, идеологическим агентом; так как она была пророчицей, то учитывая психологию людей того времени, можно сделать предположение, что она легко могла в недрить в мозги обездоленных идею о предуготовленной небом Спартаку "великой и грозной власти", упуская при этом "злополучный конец".

Таким образом Спартак имеет к моменту бунта, только среди гладиаторов школы Батиата около 200 бойцов, готовых биться за свободу. Мы не знаем были ли в городе и окрестностях сторонники восстания, но предположим такой факт, доказательство, правда косвенное будет приведено ниже.

Так же в любом заговоре бывает несколько человек организаторов. Скорее всего, они были и тут: Спартак, Эпомай, Крисс.

И вот им стало известно, что заговор раскрыт. Вчера было рано, завтра будет поздно. Руководители принимают решение "сейчас или не когда".

Стоит жаркий летний день, идёт обычная тренировка гладиаторов. Стражники стоят на воротах и на площадке для тренировок - скучают. Охрана днём не столь бдительна, как ночью, и гладиаторы не заперты в отдельных камерах, а свободно тренируются в залах и во дворе. Верхушка заговорщиков переглядывается, может парой слов перекидывается: "Пора". Несколько человек, самых отчаянных бросаются на охрану. При этом крик: "Бей охрану", "свобода или смерть", "если не уйдём все на крестах будем", "нас предали". Можно быть уверенными, что после того, как падает первый зарезанный охранник и слышится крик о предательстве и распятии, последний самый трусливый раб в бой кинется, потому, как здраво рассудит: "Если дамся живым - всё равно погибну, но уже мученически - на кресте, а так есть шанс спастись". Начинается свалка. Под шумок группа самых отчаянных и умных уходит в прорыв, остальные отвлекают. Этими отчаянными и были, скорее всего, те 70 человек, что на Везувии оказались.

А что остальные. Ну, прикрылись ими, сами вырвались. И слава богам. Все бунты и восстания подобным образом происходят. Другой вопрос куда прорываться. В ворота. Там основные силы охраны, да и ворота заперты ломать придётся. Время дорого. Через казарменные окна, выходящие наружу? Так на окнах решётки. Оружие со складов забирать, тоже время терять на взлом складов. Выход один - через пищеблок. Там, скорее всего двери открыты. Ведь днём обслуга в город выходит, да и продукты привозят, разгружают. Вперёд на кухню, по пути ещё и съестного прихватим, кто окорок, кто хлеба. Вот откуда "захваченные где-то кухонные ножи и вертелы" (Плутарх) появляются.

Утверждать не возьмёмся, скорее всего, всё так и было. Да и насчёт раскрытого заговора можно предположить, что это скорее дезинформация, подброшенная самими же руководителями заговора рядовым бойцам, что бы тем решимости придать. "Заговор всё равно раскрыт, так что нам терять нечего, деритесь или умрёте". И дрались, потому что сдача равносильна мученической смерти.

Всё с территории школы вырвались. Сейчас прочь из города, бегом пока городская стража не опомнилась, и ворота не закрыли. Рывок. Всё пригород. Сейчас задача оторваться от преследователей, на сколько это возможно. А там решим, как дальше быть. И тут "По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились" (Плутарх).

Удача? Неужели Юпитер презренным рабам помощь оказал? Что-то слабо верится в такое удачное стечение обстоятельств. Скорее всего, агентура Спартака сработала отлично. Предупреждены были заговорщики о том, что в соседнем городе гладиаторские игры намечаются, и оружие туда повезут. Вот и подходящее время для побега. Опять же утверждать не возьмёмся. Но Спартак ведь "великий генерал". А генерал просто обязан предусмотреть все нюансы предстоящей операции и обеспечить её удачное проведение, иначе он даже лейтенантских погон не достоин.

"Заняв укреплённое место, гладиаторы выбрали себе трёх предводителей. Первым из них был Спартак" - Плутарх.

"Гладиаторы удалились на гору Везувий".

2. Сидение на Везувии. Прорыв с Везувия, победа над Клоднем (Кловдием)

Восставшие захватили плацдарм в данном случае Гору Везувий, которая является господствующей высотой в данной местности. И потому же она представляет собой естественное укрепление, природную крепость. В то время Везувий "спал", был покрыт густым леском, а вершина "… в значительной части плоская, совершенно бесплодная" (Страбог) идеальная площадка для подготовки дальнейших действий. Сейчас можно дать передышку личному составу после полсотни километров (12 римских миль от Катуи до Везувия) марш броска. Подсчитать потери и наличные силы. Решить что делать дальше.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать