Военный переворот в Турции в 1960 году
алютно-финансовый кризис и обесценение турецкой лиры привели к снижению деловой активности частных и государственных предприятий и резко ухудшили экономическое положение страны. На почве экономических трудностей и неудовлетворенности народных масс социально-экономическими мероприятиями правительства обострились разногласия среди членов Комитета национального единства.

С первых же дней работы комитета выявились различные точки зрения по вопросу о путях социально-экономического развития страны. Радикально настроенные офицеры, представлявшие интересы средних слоев города и деревни, считали необходимым прежде всего провести неотложные реформы в области социально-экономических и земельных отношений, государственного устройства, образования и куль-туры в интересах народа. Они выступали за то, чтобы освободить страну от опеки США и превратить ее в независимую демократическую республику, опирающуюся на национальные силы и ресурсы. Генералы и высшие офицеры, придерживавшиеся умеренных или консервативных взглядов, высказывались против пересмотра основ внутренней и внешней политики Турции. Они предлагали после парламентских вы-боров передать власть гражданскому правительству, которое бы и осуществило ре-формы в целях развития экономики и культуры. В ноябре 1960 г. 14 радикально настроенных офицеров были исключены из состава Комитета национального единства, а на их место назначены офицеры, поддерживавшие умеренную политику правительства. Отстранив от власти фактических организаторов переворота, Комитет национального единства во главе с Гюрселем завоевал на свою сторону симпатии буржуазии, помещиков и их политических партий, стремившихся взять государст-венную власть в свои руки.

6 января 1961 г. открылось Учредительное собрание. Его деятельность ограничилась подготовкой и принятием 27 мая того же года конституции и нового избирательного закона. В основу новой конституции, которая вступила в силу после референду-ма 9 июля, был положен принцип защиты неприкосновенности буржуазного госу-дарственного строя и капиталистической частной собственности. Вместе с тем она впервые в истории Турции предоставила некоторые социальные и экономические права трудящимся: право создавать без предварительного получения разрешения у властей политические партии и профсоюзы, право на ежегодные оплачиваемые отпус-ка. Конституция провозглашала Турцию «национальным, демократическим, светским и социально-правовым государством». Выборы в Великое национальное собрание, состоящее из двух палат -- национальной (450 депутатов) и сената (150 сенаторов), объявлялись свободными, равными, всеобщими и прямыми (прежде они были двухстепенными) Шлыков В.И. Указ. соч. С. 61..

В соответствии с решением Верховного трибунала 15 сентября 1961 г. бывшие премьер-министр Аднан Мендерес, министр иностранных дел Фатин Зорлу, министр финансов Хасан Полаткан были казнены; 461 человека приговорили к различным срокам тюремного заключения 15 октября 1961 г. состоялись выборы в национальную палату и сенат. В выбо-рах участвовали Народно-республиканская партия (НРП), защищавшая интересы национальной буржуазии, мелких и средних помещиков, зажиточных крестьян, мелких торговцев и трудовой интеллигенции; созданная в 1961 г. Партия справедливости (ПС) -- выразительница ин-тересов крупной буржуазии и помещи-ков, которая заимствовала основные положения программы распущенной Демократической партии (многие быв-шие члены ДП вошли в состав Партии справедливости); Буржуазная партия новой Турции, а также ряд мелких партий.

Ни одна из партий, выставивших своих кандидатов в депутаты, не получи-ла достаточного количества мандатов для образования однопартийного кабинета. Вследствие этого возникли трудности с формированием правительства и избра-нием Великим национальным собранием президента республики. Лишь под дав-лением Комитета национального един-ства президентом был избран генерал Гюрсель. После итого Комитет принял решение о самороспуске. Однако воен-ные, образовав Совет национальной бе-зопасности, оставили за собой право в случае необходимости вмешиваться в государственные дела Новичев А.Д. Указ. соч. С. 115..

В ноябри 1961 г. Народно-республиканская партия и Партия справедливости сформировали на паритетных началах коалиционное правительство во главе с лидером НРП Исметом Инёню. Из-за серьезных разногласий по вопросам внутренней политики коалиционное правительство оказалось неспособным вывести страну из тяжелого экономического кризиса. Партия справедливости требовала «либерализации» экономики, ограничения капиталовложений в государственный сектор и поощрения частных и иностранных инвестиций. Она выступала также против аграрной рефор-мы и стояла за поддержку крупных капиталистических хозяйств.

Депутаты этой партии всячески тормозили работу правительства. Они настаи-вали на принятии закона об амнистии для всех осужденных руководителей ДП. В этих условиях курсанты Анкарского военного училища, активные участники переворота 27 мая 1900 г., считая, что новый режим свернул Турцию с пути Кемаля Ататюрка, в феврале 1902 г. попытались устроить новый переворот, но потерпели неудачу. Вторая попытка переворота, предпринятая той же группой офицеров в мае 1963 г., также была подавлена. Руководители этого выступления были казнены, многие участники приговорены к различным срокам тюремного заключения.

Борьба политических партий за власть мешала нормальной работе правительства. На протяжении трех лет Исмет Инёню, за спиной которого стояла армия, трижды формировал коалиционный кабинет.

В 1962 г. удалось образовать Государственную
плановую комиссию и утвердить первый пятилетний план экономического развития на 1963 --1967 гг., что имело положительное значение для развития экономики.

В сентябре 1963 г. Турция вступила в «Общий рынок» в качестве ассоциированного (фактически неравноправного) члена. Но надежды на смягчение экономических труд-ностей в результате присоединения к ЕЭС не оправдались.

В феврале 1905 г. третье коалиционное правительство Исмета Инёню подало в отставку, так и не выполнив своей программы проведения аграрной, налоговой и административной реформы в области просвещения и культуры. Четвертое коалиционное правительство возглавил «независимый» сенатор Суат Хайри Ургюплю; его задачей являлась подготовка и проведение очередных выборов в парламент, которые и состоялись 10 октября 1965 г. Моисеев ПП., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // народы Азии и Африки. - 1987. - № 2. - С. 26.

На выборах победу одержала Партия справедливости. Она обеспечила себе го-лоса крестьян, пообещав поднять закупочные цены на зерно, широко использовала поддержку духовенства, кулачества и верхушки курдских племен.

Впервые в истории страны в парламентских выборах 1965 г. участвовала со своей программой Рабочая партия Турции (РПТ), созданная в феврале 1961 г. прогрессивными деятелями профсоюзов; она получила 15 депутатских мест. В те-чение пяти лет (до запрещения РПТ) депутаты этой партии с трибуны парла-мента защищали интересы рабочего класса, средних слоев и разоблачали антинарод-ную политику правых партий.

В марте 1966 г. ввиду болезни президента Гюрселя новым президентом был избран начальник Генерального штаба Джевдет Сунай, ревностный сторонник ориентации на военный союз с США и сотрудничество с НАТО. Сформированное лидером Партии справедливости Сулейманом Демирелем в октябре 1965 г. однопартийное правительство сделало упор на развитие частной инициативы и привлечение в страну иностранного капитала. Второй пятилетний план (1968--1972 гг.) предусматривал уменьшение доли государственных капиталовложений в экономику и увеличение в инвестициях доли частного сектора и иностранных монополий Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. - М., 1992. - С. 13..

В области сельского хозяйства правительство ПС взяло курс на постепенное превращение помещиков в капиталистических фермеров -- владельцев крупных механизированных хозяйств, которые могли бы обеспечить страну товарным хлебом, продуктами животноводства и сырьем для промышленности. Правительство под-держивало кулацкие и зажиточные крестьянские хозяйства дешевыми кредитами для закупки машин, минеральных удобрений и высокоурожайных семян. В результате широкого применения машин удалось несколько поднять сельскохозяйственное производство, увеличить сбор товарного зерна и продукцию животноводства. Одна-ко развитие капитализма в сельском хозяйстве сопровождалось массовым разоре-нием и сгоном с земли крестьян-арендаторов. Капиталистический путь решения аграрного вопроса принес миллионам турецких крестьян нищету и резко обострил классовую борьбу в деревне.

Благодаря некоторому подъему промышленного и сельскохозяйственного произ-водства, нормализации внутренней жизни Партия справедливости вновь одержала победу па парламентских выборах в октябре 1969 г. Чисто депутатских мост всех оппозиционных партий, кроме НРП, значительно сократилось. Разногласия внутри РПТ ослабили ее, и она получила лишь два места в парламенте.

В программе нового правительства Демиреля вновь говорилось о мероприятиях в целях подъема промышленности и сельского хозяйства, о широком привлечении иностранного капитала. Особый упор делался па создание смешанной экономики, т. е. участие иностранного капитала в строительстве заводов, фабрик, эксплуата-ции естественных богатств, создание совместных импортно-экспортных объединений, торговых и кредитно-банковских учреждений Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. - М., 1980. - С. 110..

В смешанных предприятиях главную роль играл американский капитал, а с конца 60-х годов и капитал ФРГ. Американ-ские и западногерманские монополии заняли прочные позиции во многих отраслях турецкой экономики, в частности в нефтяной, сборочной, резинотехнической промыш-ленности. Прогрессивно-националистические круги не поддерживали политику со-здания смешанной экономики. Их призыв к борьбе за развитие независимой от и иностранных монополий отечественной промышленности получил широкую поддержку со стороны народных масс.

2.2. Политическая жизнь страны

Уничтожение тоталитарного режима в Турции в результате переворота 21 мая 1960 г. и восстановление некоторых демократических институтов способствовали вовлечению в активную политическую жизнь различных слоев общества.

В конце 1961 г. 150 прогрессивно настроенных интеллигентов опубликовали так называемый «Манифест 150-ти», в котором была подвергнута критике экономическая политика правительства и выдвинуты идеи некапиталистического пути развития Турции.

Участились выступления прогрессивной студенческой молодежи и интеллигенции. В их среде возникли различные течения легального «турецкого социализма».

Идейная борьба по проблемам социально-экономического развития страны не привела, однако, к объединению левых сил.

В обстановке усиления борьбы за демократизацию общественно-политической жизни активизировалось профсоюзное движение. К началу 1970 г. общая числен-ность турецкого пролетариата превышала 3,5 млн. человек. Если в 1960 г. профсою-зы объединяли 290 тыс. человек, то в 1970 г.-- 1 200 тыс. В забастовочной борьбе в 1970 г. приняло участие около 1 млн. рабочих, в то время как за период с 1963 по 1968 г.-- 74 тыс. рабочих. После создания в 1967 г. Конфедерации революционных рабочих профсоюзов изменился характер забастовочного движения. Наряду с выдвижением экономических требований рабочие начали выступать против засилья в экономике страны американских и западноевропейских монополий, за независимую демократическую Турцию Корниенко Р.П. Указ. соч. С. 127..

В 1969 г. в связи с усилением влияния прогрессивных профсоюзов на рабочий класс правительство Демиреля опубликовало проект нового закона о профсоюзах, фактически отменявшего право на забастовку, предоставленное законом 1963 г. По призыву профсоюзных организаций стамбульские и измирские рабочие объявили забастовку протеста. 16 июня 1970 г. около 100 тыс. рабочих 113 предприятий Стам-була и Измира вышли на демонстрации, требуя, чтобы правительство отказалось от пересмотра закона о профсоюзах. Конфеде-рация рабочих профсоюзов Турции, объединявшая большую часть профсоюзных организаций стояла на позициях социал-реформизма. Существовавшие в стране левые группы и организации действовали разрознен-но.

Разногласия по вопросам социального развития Турции привели к расколу в конце 60-х годов в рядах Рабочей партии и Федерации революционной молодежи. Возникшие левоэкстремистские авантюристические группы -- «Народно-освободи-тельная армия Турции», «Народно-освободительный фронт Турции» сильно ослабля-ли левое движение страны. Некоторая часть молодежи под влиянием левацких идей стала прибегать к террористическим действиям. В то же время реакционные силы и мусульманские фанатики, поддерживаемые властями, часто провоцировали беспорядки во время митингов и демонстраций левых сил.

Внешняя политика правительства Демиреля, как и коалиционных правительств Исмета Инёню и Суата Ургюплю, была направлена на сохранение союза с США и дру-гими государствами Запада. Турецкое правительство неоднократно декларировало верность обязательствам, вытекающим из участия Турции в бло-ках НАТО и СЕНТО. По численности вооруженных сил Турция занимала в НАТО второе место и расходовала на военные цели значительную часть государственного бюджета. В сухопутные войска НАТО, штаб которых находился в Измире, было включено 12 турецких дивизий.

На территории Турции размещались американские военно-воздушные базы, радиолокационные станции и площадки для запуска ракет, обслуживавшиеся амери-канским персоналом. Турция активно включалась в натовские военные приготов-ления на Ближнем и Среднем Востоке и регулярно принимала участие в манев-рах НАТО Шлыков В.И. Указ. соч. С. 64..

Под влиянием позитивных изменений, обозначившихся на международной арене в 60-х годах, в Турции усилилась борьба против односторонней, проамерикан-ской ориентации во внешней политике. Открылись перспективы нормализации со-ветско-турецких отношений. В июне 1963 г. по приглашению Верховного Совета СССР в Советском Союзе побывала парламентская делегация Турции. В январе 1965 г. Турцию посетила делегация Верховного Сонета СССР. Состоялись взаимные визиты министров иностранных дел и глав правительств.

Эти визиты содействовали восстановлению добрососедских, дружественных отношений между СССР и Турцией. В ходе переговоров стороны заявили о своей готовности и впредь строить и развивать отношения между обоими государствами на принципах полного равенства, невмешательства во внутренние дела друг дру-га, взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целост-ности.

Улучшение межгосударственных отношений благоприятно сказалось на разви-тии торгово-экономических и научно-культурных связей. В 1967 г. было подписано соглашение о поставках оборудования, материалов и об оказании Советским Союзом помощи Турции в строительстве ряда промышленных предприятий -- алюминиевого, металлургического, нефтеперерабатывающего заводов.

Постепенно улучшались отношения Турции и с другими странами Восточной Европы Болгарией, Румынией, Венгрией, Чехословакией, ГДР. Значительно расширились ее торгово-экономи-ческие связи с этими странами.

Заключение

Военный переворот в Турции ограничился лишь передачей власти из рук одной правящей группы в руки другой. Важно при этом то, что новые турецкие руководители не проявили стремле-ния проводить более реалистический курс как во внут-ренней, так и во внешней политике

В январе 1946 г. группа депутатов парламента создает Демократическую партию (ДП). На выборах 1950 г. эта партия одерживает внушительную победу. Президентом страны становится Джеляль Баяр. Приход к власти Демократической партии и приток американской помощи согласно плану Маршалла послужили началом проамериканского пути развития Турции. В 1952 г. Турция становится членом НАТО и предоставляет США военные базы на своей территории. Отказ от этатизма и поощрение свободного предпринимательства привели к экономическому развитию страны и расширению производства. Однако реформы проводились непоследовательно и сопровождались ростом внешней задолженности, девальвацией национальной валюты и политическими репрессиями против оппозиции.

В итоге 27 мая 1960 г. был совершен государственный переворот. Мендерес, бывший премьер-министром во времена правления Демократической партии, был казнен, а сама ДП запрещена. Власть перешла в руки Комитета национального единства. По решению Комитета власть была передана Учредительному собранию. В свою очередь, Собрание приняло новую, более либеральную Конституцию. Стороники запрещенной ДП объединились в новую Партию справедливости. Вскоре ее возглавил Сулейман Демирель. Партия справедливости под руководством Демиреля сформировала правительство в 1965-м и 1969 гг., однако в 1971 г. произошел еще один военный переворот. Вмешательство военных во внутреннюю политику, приведшее к отставке правительства Демиреля в 1971 году, а еще в большей степени -- военный переворот 1980 года, существенно осложнили отношения Турции с Западной Европой. С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 г. на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. Обе эти партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными.

Для обретения полноправного членства ЕС Турции предстояло пройти сложный и долгий путь.

Литература

1.
Алибеков И.В. Государственный капитализм в Турции. - М., 1966. - С. 89-93.

2. Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1946-1965 гг.) - М., 1967. - С. 67-78; 94-99.

3. Гасратян М.А. Турция в 1960-1963 гг. Очерк внутренней политики. - М., 1965.- С. 35-48.

4. Гасратян М.А., Моисеев П.П. Турция ждет перемен. - М., 1963. - С. 13-34.

5. Георгян Э.А. Турецкая Республика. Основные институты государственного строя. - М., 1975. - С. 23-27.

6. Данилов В.И. Средние слои в политической жизни Турции в период подготовки и проведения государственного переворота 27 мая 1960 г. М., 1968. - С. 23-34.

7. Киреев Н.Г. История этатизма в Турции.- М., 1991. - С. 56-63.

8. Корниенко Р.П. Рабочее движение в Турции. 1918-1963 гг. - М., 1965. - С. 123-131.

9. Моисеев П.П., Старченков Г.И. Стратегия экономического развития Турции: 20-80-е годы ХХ века // Народы Азии и Африки. - 1987.- № 2. - С. 24-28.

10. Новичев А.Д. Турция. Краткая история. - М.. 1965. - С. 113-123.

11. Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. М., 1980. - С. 109-115.

12. Турция. История и современность: Сб. ст. - М., 1983.

13. Холматов А.Х. Турция: государство и рыночные отношения. - М., 1992. - С. 13-16.

14. Шлыков В.И. Политическая система Турции в 60-70 гг.// Турецкая Республика в 60-70-е годы. Вопросы общего политического развития. - М., 1984. - С. 50-64.

15. Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). - М., 1994. - С. 134-140.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать