Экономическая политика Германии 20-30 гг. XX века
p align="left">Во время кризиса пострадали все слои населения. Обо-рот ремесленного производства сократился с 20 млрд. ма-рок в 1928 г. до 10, 9 млрд. марок в 1932 г., оборот мелкой торговли уменьшился за тот же период с 36, 3 млрд. до 23 млрд. марок. В то же время численность указанных слоев населения была

достаточно велика: 5 млн. человек, а вмес-те с семьями -- 12--13 млн.

Под влиянием промышленного кризиса углублялся и сельскохозяйственный. Снижение покупательной способ-ности населения ограничивало сбыт сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем проведение протекционистской политики привело даже к росту сборов пшеницы. Дотации государства получали в основном крупные юнкерские хо-зяйства. Мелкие хозяйства, которых было свыше 5 млн. (77, 8 % всех хозяйств, 9, 5 % земельных площадей), имели в основном животноводческую специализацию и зерно не производили. Хлеб и корма для скота они вынуждены бы-ли покупать, что многих приводило к разорению. В ре-зультате в 1932 г. с торгов было продано 560 тыс. га кресть-янской земли.

Сформированное весной 1930 г. правительство Г. Брюнинга, стремясь преодолеть кризис, ликвидировало систему социального страхования, ввело новые прямые и косвенные налоги, повысило ввозные пошлины на сельскохозяйствен-ные продукты и т. д. В декабре 1931 г. были снижены посо-бия по безработице, пенсии, жалованья государственным служащим. Впервые правительство вторгалось в систему та-рифных договоров, предписывая всеобщее снижение зара-ботной платы на 10--15 %, до уровня 1927 г. Одновременно ограничивались демократические права населения, рейхстаг постепенно устранялся от решения государственных дел, формировался такой стиль управления страной, при кото-ром руководство фактически находилось в

руках узкой группы лиц при значительном влиянии военных чинов.

В связи с тяжелым экономическим положением Герма-ния практически не могла выполнять план Дауэса. Поэто-му западные страны, которые сами переживали кризис, также остановили инвестиции в германскую экономику, предусмотренные планом Дауэса. Правительство Герма-нии обратилось к державам-победительницам с просьбой облегчить ей бремя репараций. В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на кото-рых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов.

План Юнга предусматривал досрочное прекращение оккупации Рейнской области в 1930 г. Сокращалась общая сумма репараций со 132 до 113, 9 млрд. марок, срок выпла-ты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931 --1934 гг. сумма выплат должна была уве-личиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн. марок. В последую-щие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд. марок. В остальные 22 года объем ежегодных взно-сов уменьшался. Было принято решение об отмене контро-ля над экономикой Германии. Сокращались натуральные поставки. Часть репараций относилась к категории безус-ловных, и они предназначались для погашения межсоюз-нических долгов. На ближайшие 10 лет безусловные репа-рации определялись в 700 млн. марок. Для осуществления принятых решений был создан Банк международных рас-четов, который размещался в Базеле.

Однако углубление кризиса продолжалось, экономи-ческое и социальное положение Германии обострялось, поэтому реализация плана Юнга была признана опасной. Уже в июне 1931 г. президент США Гувер потребовал приостановки платежей по репарациям на один год. В июне 1932 г. конференция в Лозанне уменьшила все платежи до 3 млрд. марок и определила срок их выплаты в 15 лет.

Таким образом, разрушительные последствия мирово-го кризиса для экономики Германии были катастрофичес-кими. Промышленное производство сократилось почти на-половину, сельскохозяйственное -- на 31 %. Доля Герма-нии в мировом промышленном производстве снизилась с 14, 6 % в 1928 г. до 8, 9 % в 1932 г. Экспорт Германии сокра-тился на 58 %. Лишь треть немецких рабочих имела пол-ную рабочую неделю. В разгар кризиса немецкая промыш-ленность была загружена только на 35, 7 %. Средненедельная заработная плата немецких рабочих в 1932 г. была на 47 % меньше, чем в 1929 г. Германия превращалась в стра-ну нищеты, безработицы, хронического недоедания, бе-зысходности и отчаяния для миллионов людей.

3. Приход к власти фашистов и их экономическая поли-тика.

Углубление экономического кризиса вызвало крах политической системы Германии (конец Веймарской рес-публики). Правящая экономическая и политическая элита пришла к выводу о дальнейшей бесперспективности демок-ратических методов управления государством. Рейхстаг оттеснялся на второй, а то и на третий план, а вся власть все более сосредоточивалась в президентском дворце, хо-зяином которого был П. Гинденбург -- милитарист, меч-тавший о реванше. Гинденбургу и его окружению весьма импонировали шовинизм и реваншизм нацистов, их при-зывы к жесткому порядку и насильственной перекройке карты Европы. Так, военный министр А. Гренер, впервые встретившись с А. Гитлером 11 января 1932 г., отозвался о нем на совещании министерства внутренних дел как о "симпатичном, скромном, порядочном человеке, стремя-щемся к лучшему", цели которого хороши, хотя не все средства приемлемы. Гитлер становился все более попу-лярным. Он пообещал немцам не только возвращение "светлого прошлого", но и еще более "светлое будущее", и прежде всего всеобщую занятость, порядок в стране, а со временем -- расширение жизненного пространства, богат-ство и господство над "низшими" расами.

В феврале 1932 г. Гинденбург заявил: "Становится все более ясно, что народ хочет Гитлера... Пусть тогда молодой человек покажет, на что он способен".

30 января 1933 г. вновь избранный президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером и с тех пор в Германии начался период фашистской диктатуры. Ее сущность заключалась в создании всеобъемлющей системы государ-ственно-монополистического регулирования, максимальной централизации экономики в руках государства, фашистской партии и верхушки финансово-промышленных кругов.

1 февраля 1933 г. был досрочно распущен парламент и назначены новые выборы на 5 марта. Фашисты стремились обеспечить себе большинство в рейхстаге и придать своему правлению определенную респектабельность. 20 февраля на узком совещании с крупнейшими промышленниками -- Крупном, Феглером, Бошем и др., Геринг заверил монопо-листов, что если фашисты одержат победу на выборах, то "это будут последние выборы в Германии на 10 лет, а может быть, и на 100 лет". Монополисты поддержали фашистов и морально, и финансами. В их поддержку организовывались митинги, демонстрации, факельные шествия. За 5 дней до выборов, в ночь с 27 на 28 февраля, был организован под-жог рейхстага с целью скомпрометировать политических со-перников -- коммунистов.

По этому делу было арестовано 10 тыс. человек, в том числе знаменитый Георгий Димитров, блестяще защитивший себя и оправданный немецким судом.

На следующий после поджога рейхстага день чрезвы-чайным декретом президент отменил важнейшие демокра-тические права и свободы: были запрещены коммунисти-ческая и социал-демократическая печать, ликвидированы неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, печати. Однако, несмотря на террор, демагогию и махина-ции при подсчете голосов, против фашистов проголосова-ли 22 млн., т. е. более половины избирателей. И, лишь объя-вив незаконными 81 мандат, полученный коммунистами, фашисты получили "большинство" в рейхстаге. 24 марта 1933 г. новый парламент наделил правительство Гитлера чрезвычайными полномочиями, что по сути дела и упраз-днило Веймарскую Конституцию республики.

Главным содержанием экономической политики фа-шизма стала всеобщая милитаризация.

В июне 1933 г. при министерстве экономики был орга-низован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В него вошли 12 представителей крупнейших монополий -- Г. Крупп, Ф. Тиссен, Г. Феглер, Ф. Флик и др., а также 5 представителей фашистской бюрократии. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стач-ки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда.

Одновременно осуществлялась принудительная кон-центрация производства, выгодная крупным монополис-там. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей или синдикатов. Указанная тенденция была закреплена в 1934 г. законом об органическом построении германского хозяйства, в соответствии с которым в принудительном по-рядке объединялись предприятия по отраслям и террито-риальным районам.

Была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп: промышлен-ности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и стра-хового дела. Наряду с отраслевой создавалась и регио-нальная структура управления: вся Германия была разде-лена на 18 хозяйственных областей. В каждой области соз-давалась своя хозяйственная палата, которая была на мес-те высшим органом экономической власти. Во главе хозяй-ственных палат стояли крупные монополисты, которые по-лучали титул хозяйственных вождей. Например, хозяй-ственным вождем северо-западного промышленного рай-она стал крупнейший промышленник Тиссен, хозяйствен-ным вождем Центральной Германии -- Флик.

Территориальными экономическими палатами руково-дила имперская экономическая палата, в свою очередь подчинявшаяся министерству экономики. Имперские группы и окружные экономические палаты, которые воз-главили крупнейшие промышленники и финансисты, пол-ностью контролировали экономику: создавали и распуска-ли промышленные объединения, регулировали распреде-ление заказов, кредитов, сырья, контролировали объемы производства, направления его развития, уровень цен.

Основным методом руководства экономикой стал пря-мой административный диктат. Например, реформа акци-онерных обществ ликвидировала все общества, имевшие менее 100 тыс. марок капитала, а открывать акционерные общества разрешалось только при наличии капитала в 500 тыс. марок и более. Монополизации способствовала и так называемая "ариизация капиталов", в ходе которой под предлогом борьбы с "неарийскими" элементами в банках и промышленности близкие к власти монополисты захваты-вали банки и промышленные предприятия. Так, концерн Маннесмана в порядке "ариизации" приобрел 8 прокат-ных заводов и вдвое увеличил выпуск листового железа. Постепенно ключевые позиции в экономике заняли 30 -- 40 богатейших семейств.

Милитаризация экономики Германии велась ускорен-ными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырех-летний план мобилизации ее экономических ресурсов, на-копления дефицитных материалов и расширения произ-водства военного снаряжения. В милитаризации немецкие монополисты видели выход из кризиса.

Была расширена добыча железной руды, а также ее им-порт из Швеции, Норвегии, Бельгии, Люксембурга, Франции и их колоний. Если импорт железной руды в 1929 г. составлял 15, 8 млн. т, то в 1939 г. -- 22, 1 млн. т. Это позволило Германии выплавить в 1938 г. 23, 3 млн. т стали и выйти по этому показателю на первое место в Европе. Кроме того, за границей закупали никель, олово, вольф-рам, молибден, хром, платину, бокситы, почти отсутство-вавшие в Германии. Ввоз бокситов за 1933--1938 гг. уве-личился в 5 раз, и в 1939 г. выплавка алюминия в Германии достигла 30 % его мирового производства, что выдвинуло Германию по этому показателю на первое место.

Увеличилось производство нефтепродуктов, синтети-ческого каучука, автомобилей, станков. Германия накап-ливала ресурсы для ведения войны, в значительной мере используя ресурсы тех стран, с которыми собиралась вое-вать. Наибольшие инвестиции в германскую экономику делали США. В 1937 г. американская фирма "Брассерт" построила металлургические заводы, образовавшие круп-нейший военный концерн "Рейхсверке Герман Геринг". Корпорации США передавали Германии и технические секреты: производства каучука, радиоустановок, оборудо-вания для дизель-моторов и др. Американские заводы в Рюссельгейме, Бранденбурге, Кельне поставляли фашис-тской армии автомобили. Способствуя подготовке к войне потенциального агрессора, США, а также Англия, Дания надеялись столкнуть в войне Германию и СССР, получив от этого экономические и политические дивиденды.

Государственные заказы стали источником колоссаль-ного обогащения крупнейших монополий. Валовой доход концерна "И. Г. Фарбениндустри", составлявший в 1932 г. 48 млн. марок, в 1939 г. увеличился до 363 млн. марок. Прибыль концерна Круппа возросла со 118 млн. марок в 1933 г. до 395 млн. в 1939 г. Крупнейшим монополистом стал Ге-ринг, на предприятиях которого работало 600 тыс. чело-век. Сам Гитлер стал владельцем книгоиздательства и только за выпуск своего "труда" "Моя борьба", который распространялся в принудительном порядке, получил 4 млн. дол. дохода.

Милитаризация экономики обусловила выход из кри-зиса и значительный рост производства. За 1929--1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %. В то же время объем производства в легкой промышленности сни-зился.

Опережающими темпами возрастал выпуск военной техники -- самолетов, танков, артиллерии. В тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвес-тиций. "Решающие в военном отношении" и "важные в во-енном отношении" предприятия в первую очередь снабжа-лись кредитами, сырьем, рабочей силой. В результате тя-желая промышленность в 1934 г. достигла предкризисного уровня, а к 1939 г. превысила его на 50 %. Военное произ-водство и расходы на вооружение за 1932 --1938 гг. вырос-ли в 10 раз. Последние перед началом войны составили 58 % государственного бюджета.

К 1937 г. начали работу более 300 военных заводов, в том числе около 60 авиационных, 45 автомобильных и тан-ковых, 70 химических, 15 военно-судостроительных и др. Если в 1931 г. в Германии было выпущено. 13 самолетов, то в 1933 г. - 368, в 1939 г. - 8295.

Лозунг "пушки вместо масла" приобрел реальный смысл. Был установлен прямой запрет на инвестиции в от-расли, производившие товары народного потребления, производство которых к началу войны так и не достигло уровня 1928 г.

Постепенно вводилась система принудительного труда на производстве. Начиная с 1935 г. трудовая повинность вводилась для молодежи 18--25 лет, а в 1938 г. она стала всеобщей. Уже в 1934 г. рабочим-металлистам было запре-щено менять место работы, а с 1935 г. вводились специаль-ные рабочие билеты с целью учета и мобилизации рабочей силы. Удлинялся рабочий день, и накануне войны он дос-тиг 10-14 ч.

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяй-ство. Аграрная политика была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйствен-ной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяй-ственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон "О наслед-ственных дворах" объявил хозяйства от 7, 5 до 125 га неот-чуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наслед-ству только старшему сыну.

К 1941 г. было создано 730 тыс. наследственных дво-ров, что составляло примерно 1 /10 от общего числа (6663 тыс.) сельских хозяйств.

Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получи-ли только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Поскольку наследственные дворы переда-вались только старшему сыну, все остальные дети кресть-ян должны были добывать "жизненное пространство" в рядах армии с оружием в руках, завоевывать новые земли. Сельские хозяева, владевшие небольшими участками зем-ли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продо-вольственных запасов к войне. Им предписывалось, что сеять, сдавать и по каким ценам. Они не могли продать без разрешения властей даже курицу. В результате за 1933--1939 гг. около полутора миллионов сельских хозяев разорились.

К 1938 г. Германия стала мощной военной державой и по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе место в мире. Однако экономика Гер-мании была ориентирована на военные приготовления. Были ликвидированы демократические права граждан, ус-тановлена фашистская диктатура. Германский милита-ризм готовил катастрофу планетарного масштаба.

Использованная литература

1. Канун первой мировой войны. Всемирная история. Т. 18. -- Минск, 1997.

2. Канун второй мировой войны. Всемирная история. Т. 22. -- Минск, 1997.

3. Экономическая история зарубежных стран. -- Минск, 1996.

4. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. -- М „ 1997.

5. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. -- М „ 1996.

6. Шпеер А. Воспоминания. -- М.. 1997.

7. Драйзер Т. Финансист.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать