Экономическое развитие польских земель в первой половине XIX века
p align="left">Иначе обстояло дело с развитием горнометаллургических округов под Краковом и в Тешинской Силезии. Горнометаллургическая промышленность Краковской республики основывалась на добыче каменного угля и гальманина, необходимого в цинковом производстве. В 1817 г. в Серши была впервые применена паровая машина, после 1831 г. были введены другие технические усовершенствования, подготовившие превращение мануфактурных предприятий в фабрики. Вместе с тем в «вольном городе» Кракове существовало широкое ремесленное производство, цеховая организация сохранялась (с некоторыми изменениями) со времен средневековья.

Период существования Княжества Варшавского в целом не был благоприятным для промышленного развития входивших в его состав польских земель. Сказывались разрушительные последствия войн, тяжелым бременем лежали на населении военные поборы, политика континентальной блокады Англии тормозила развитие промышленности и торговли. Военная конъюнктура была выгодной только для производства сукна, которое шло на обмундирование армии.

После образования Королевства Польского на этих землях создались условия для быстрого роста польской промышленности: существенный скачок произошел в 1815--1830 гг. Среди факторов, способствовавших этому, прежде всего следует отметить политику стимулирования развития отечественной промышленности и торговли, проводившуюся польским правительством в годы автономии Королевства Польского, и наличие обширного российского рынка сбыта промышленных товаров.

Первым шагом в деле развития и поддержки промышленности и ремесла были меры по привлечению в Королевство Польское квалифицированных специалистов из-за границы. С 1816 г. иммигрантам предоставлялись различные материальные льготы на местах, в частности выдавались денежные субсидии. Специалисты главным образом направлялись в те районы, которые намечалось превратить в промышленные центры. Приезжали мастера текстильного дела -- ткачи, прядильщики и сукноделы, реже ремесленники других специальностей из Саксонии, Силезии, Чехии и Великой Польши, пополнявшие многочисленную группу мелких производителей. Одновременно со специалистами прибывали и неквалифицированные рабочие, преимущественно из польских земель, вошедших в состав Пруссии. Они составляли источник наемной рабочей силы для развивавшейся текстильной промышленности. Общая численность иммигрантов определялась приблизительно цифрами от 30 тыс. до 250 тыс. человек.

Курс на стимулирование развития промышленности Королевства Польского включал ликвидацию цеховых регламентации, государственное финансирование промышленного производства и помощь предпринимателям в организации сбыта готовой продукции. Наряду с этим власть активно поддерживала свободных ремесленников, не входивших в цехи. Усилия правительства были направлены на развитие двух отраслей промышленности -- текстильной и горнорудной.

В 1815--1830 гг. в текстильной промышленности наблюдался переход от мелкотоварного производства к мануфактурам и первым фабрикам. Основной ее отраслью была шерстяная промышленность, главным образом сукноделие. Его продукция шла как на внутренний рынок (армейское сукно и грубое сукно для крестьянской одежды), так и на внешний: польское сукно беспошлинно вывозилось в русские губернии и в Китай. Создание текстильной промышленности в Королевстве Польском положило начало развитию капиталистического фабричного производства. Все ее отрасли развивались на базе наемного труда. Однако мелкотоварное ремесленное производство продолжало оставаться важнейшим элементом производственной структуры.

Крупной отраслью промышленности в Королевстве Польском было горное дело, которое преимущественно взяло в свои руки государство. 1816-1830 годы стали периодом технического переоборудования горной и металлургической промышленности: начали применять паровые машины, механизировались отдельные процессы добычи и производства, появились первые фабрики; зарождалась каменноугольная промышленность. В результате переоборудования горнопромышленного комплекса Старопольского бассейна возникли новые крупные комплексы железорудных предприятий по рекам Каменной, Чарной и Бобжице.

Поражение восстания в 1831 г. не смогло серьезно затормозить рост промышленности в Королевстве, хотя ликвидация государственной поддержки и установление таможенных барьеров на границе с российскими губерниями повлияли на его темпы и отраслевую структуру промышленности. Из-за отмены выгодных для Королевства таможенных тарифов значительно пострадало производство шерсти.

В целом ко второй половине XIX в. картина развития промышленности и ремесла в Королевстве Польском представлялась весьма пестрой. Государственные горнодобывающие и металлургические мануфактуры, основанные на полуфеодальных методах эксплуатации, сосуществовали здесь рядом с помещичьими мануфактурами, базировавшимися на применении как наемной рабочей силы, так и труда зависимых от них крестьян, а также чисто капиталистическими фабриками и мануфактурами, утверждавшимися в металлообрабатывающей, машиностроительной и текстильной промышленности. Картину дополняло засилье мелкого ремесленного и кустарного производства, лишь небольшая часть которого была охвачена рассеянной мануфактурой капиталистического типа.

Переходный характер производственных структур был характерен для промышленности и ремесла не только Королевства Польского, но и для польских земель, принадлежавших Пруссии и Австрии. Отличие заключалось в том, что ни в прусской, ни в австрийской части не было государственных предприятий, основанных на подневольном приписном труде. Мелкотоварное производство ремесленного характера продолжало играть важную роль на внутреннем рынке во всех трех частях Польши. Специфику отдельных районов (не только разделенных государственными границами) определяли темпы роста и развития производства и ремесла, применения наемного труда, рыночных отношений и соотношения отсталых и передовых производственных форм.

Наиболее общими чертами промышленного развития всех польских земель были: абсолютный рост промышленности и ремесла (количества предприятий и числа занятых в производстве); развитие новых отраслей производства; утверждение капиталистического характера развития с явной тенденцией отмирания старых производственных форм; увеличение числа предприятий, применявших наемный труд, выпускавших продукцию на внутренний рынок; осуществление промышленного переворота; сохранение полуфеодальных отношений в части промышленных предприятий, связанное с зависимым состоянием крестьян; наличие многочисленных мелких ремесленных промыслов, городского и крестьянского; сосуществование в промышленности различных форм производственных структур. Это означало, что период с конца XVIII в. по 70-е годы XIX в. все три части разделенной Польши продвинулись, хотя и в разной степени, по пути построения капиталистической промышленности и что, с другой стороны, их промышленное развитие было недостаточным. Оно во многом тормозилось сходными внутренними факторами, определявшимися устойчивостью феодальных отношений и институтов. Важное значение имел и внешний фактор (разделы Польши и политика осуществивших их держав), оказывавший двоякое -- как тормозящее, так и стимулирующее воздействие на промышленное развитие польских земель.

Транспорт. Широкая транспортная сеть -- одно из основных условий роста капитализма, ускорения капиталистической концентрации производительных сил, обеспечения мобильности рабочей силы. От направления новых шоссейных, и особенно железных дорог, зависела устойчивость торгово-экономических связей между различными районами, что было особенно важно в условиях раздробленности, польских земель.

Раньше всего, с конца XVIII -- начала XIX в., произошло упорядочение сети сухопутной и водной коммуникаций на польских землях вод прусской властью. Во всех польских провинциях Прусского государства были проложены мощеные дороги, что в тогдашних условиях являлось значительным прогрессом. Польские земли код прусским господством занимали первое место среди других польских территорий по протяженности железнодорожного пути и темпам железнодорожного строительства. Первая в Польше железная дорога была построена в 1842 г. на линии Вроцлав--Олава (в Силезии).

Состояние коммуникаций в Галиции с конца XVIII в. претерпело незначительные изменения и оставалось плохим. Постройка железных дорог началась там позднее, чем в других польских землях. Краков лишь в 1855 г. был соединен с Веной. В 1861 г. вступила в строй линия Краков--Львов, в последующие годы продолженная до границ с Россией и Румынией.

В Королевстве Польском в 1815--1830 гг. проблемой реорганизации транспортной сети занимались польские власти, поэтому учитывались прежде всего интересы отечественной экономики и торговли. Были улучшены водные пути сообщения - очищены русла судоходных рек Вислы, Пнлицы, Ниды, Нарева, Буга, Бзуры и Каменной. В 20-е годы приступили к постройке Августовского канала, завершившейся в 1839 г. и осуществившей связь Королевства Польского с Балтийским морем через Неман. В результате этой деятельности наладилось регулярное сообщение между промышленными центрами, остальными сельскими местностями и речными портами. 1835--1883 гг. - время постройки основной сети железнодорожных линий в Королевстве Польском; всего было проложено семь коммуникационных артерий.

Железнодорожное строительство во всех польских землях явилось одним из факторов, обеспечивавших условия их капиталистического развития. Железнодорожное сообщение ускоряло специализацию районов, облегчало доставку сырья и готовой продукции в отдаленные районы. Расширение железнодорожной сети одновременно служило и показателем уровня капиталистического развития отдельных польских земель и Польши в целом.

Торговля. Накануне падения Речи Посполитой создались предпосылки для складывания общепольского рынка, и процесс этот уже начался. Разделы Польши нарушили традиционно установившиеся торгово-экономические связи между отдельными польскими областями. В первые годы результаты этого были наиболее чувствительными для галицийских городов и местечек, которые после 1772 г. оказались отрезанными от остальной польской территории. В 1784 г. галицпйские земли были включены в австрийскую таможенную систему. Исключение составляли Броды, сохранившие таможенную автономию. Польские провинции Прусского государства вначале продолжали поддерживать связи с другими польскими землями, но потом эти отношения также были затруднены. В результате разделов внутренняя торговля локализовалась на территориях, ограниченных новыми государственно-правовыми барьерами.

После разделов особое место в торговле польских земель занял Краков. Польские купцы из Королевства Польского и украинских земель приобретали здесь товары; через Краков шел торговый транзит из Королевства в Австрию и Пруссию, осуществлялась контрабанда прусских товаров в Королевство Польское и Галицию. С включением в австрийскую таможенную систему в 1846 г. Краков утратил свою посредническую роль в торговом обмене польских земель. В 1846 г. потеряла значение и транзитная торговля, в которой главную позицию занимал Вроцлав.

В начале XIX в. внутренняя торговля на всех польских территориях была развита слабо. Наиболее распространенной формой ее организации являлись местные торги и ярмарки. Поставлявшиеся на них товары часто превышали потребности внутреннего рынка. Основной причиной узости рынка было сохранение полунатурального характера крестьянских хозяйств, слабое проникновение капиталистических отношений в деревню, особенно в Галиции и Королевстве Польском. Медленное развитие капиталистических отношений непосредственно определяло узость внутреннего рынка, а это последнее в свою очередь не стимулировало ускорения темпов капиталистического производства. Сравнительно высокой покупательной способностью обладала небольшая часть населения (примерно 10%) в первые годы существования Королевства Польского. Крестьяне и ремесленники из окрестных сел могли добираться со своими товарами лишь до ближайших местечек и городов. Товары на таких ярмарках не отличались особым разнообразием, но вполне удовлетворяли невзыскательные потребности населения.

Развитию внутреннего обмена способствовало упорядочение денежной системы. Некоторое время после разделов на польских землях в составе Австрии и Пруссии имела хождение польская монета. Постепенно была проведена ее унификация с монетой господствующих стран. Королевство Польское долгое время сохраняло свою денежную систему, лишь в 1842 г. в оборот были введены российские рубли.

Уже первый раздел Речи Посполитой тяжело сказался на ее внешней торговле. С 1775 г. были введены высокие таможенные тарифы на прусской границе, с 1784 -- на австрийской. В начале XIX в. почти вся исторически сложившаяся в Европе система торговых отношений разрушилась. Сначала наполеоновские войны воспрепятствовали свободному общению купцов из воюющих стран; в результате лесоторговля из рук польских и русских купцов перешла к англичанам. Затем польские земли, вошедшие в состав Княжества Варшавского, были включены в систему наполеоновской континентальной блокады Англии, что основательно подорвало польскую торговлю: польские земли лишились английского хлебного рынка; с другой стороны, на них хлынули сельскохозяйственные товары из Франции и Саксонии.

По решению Венского конгресса 1815 г. всем частям бывшей Речи Посполитой, включенным в состав трех государств, должна была быть предоставлена возможность свободной торговли при установлении минимальных пошлин. Предполагалось введение максимально низкого тарифа при оплате транзитного провоза польских товаров через прусско-австрийскую границу и включение Королевства Польского в систему российских таможенных границ.

По существу, ликвидация польского национального государства и разделы его между соседними державами означали конец польской внешней торговли как таковой: теперь польские земли становились участниками общих внешнеторговых оборотов соответственно Пруссии, Австрии или России. При этом обмен между польскими территориями, входившими в разные государства, переходил из категории внутренней торговли в категорию торговли внешней. О собственно польской внешней торговле в общепринятом значении этого понятия можно было говорить лишь применительно к Королевству Польскому в период его автономии и к Краковской республике в годы ее существования.

С 1820 г. вступили в действие торговые конвенции между Россией, Пруссией и Австрией, составленные на основе Венского трактата 1815 г. Россию и Королевство Польское объединила таможенная уния, отмена таможенной границы между ними открывала российский рынок для польских промышленных товаров. Таможенные тарифы на границе Королевства с Австрией и Пруссией несли на себе печать политики протекционизма в отношении промышленности Российской империи, в том числе и Королевства Польского; затруднялся ввоз из-за рубежа железа, несколько ограничивались ярмарочные привилегии иностранных купцов и пр.

Заключение

Таким образом, в эпоху перехода польских земель от феодализма к капитализму имели место важнейшие социально-экономические перемены. Польские земли прошли период первоначального накопления, совершилась промышленная революция в основных отраслях производства, были проведены аграрные реформы, сделавшие крестьян лично свободными собственниками земли. Существовала неравномерность в темпах капиталистического развития, в его влиянии на национальную экономику и социальную структуру; общий его ход был замедлен. Большинство польских территорий сохранили чисто сельский и сельскохозяйственный характер. Только в некоторых районах, как, например, в Силезии, промышленность приобретала важное значение. К 70-м годам XIX в. Польша пришла как аграрная страна со слабой промышленностью. В каждой из трех ее частей победа капиталистических отношений влекла за собой формирование товарного рынка рабочей силы, ускоряла оборот товаров и денег, втягивала в товарно-денежные отношения широкие слои населения. Однако не везде на польских землях расширение капиталистических отношений означало рост польской экономики. В ряде областей развитие промышленности и сельского хозяйства вело к усилению иностранного, прежде всего немецкого капитала. Все эти черты, характеризовавшие общий процесс капиталистической эволюции в Польше, определялись конкретными условиями, в которых он происходил.

На развитие капитализма в польских землях наложила отпечаток отсталость экономики Речи Посполитой в XVIII в. Экономический прогресс конца века не завершился коренным изменением ситуации, тем более что потеря независимости и разделы государства стали наиболее важным фактором, оказывавшим постоянное воздействие на процесс капиталистического преобразования Польши. В результате разделов и перекройки польской территории были разорваны прежние многовековые экономические связи между отдельными польскими землями. Включение их в новые хозяйственные системы, необходимость установления новых связей и приспособления к условиям новых экономических структур с самого начала поставили польскую экономику в неравные условия по сравнению с экономикой держав, в состав которых вошли польские территории. Уровень экономики этих государств и характер их хозяйственных систем оказывали воздействие на темпы развития капитализма в польских землях, которое часто принимало однобокий характер, особенно в первое время после разделов. Оно зависело от экономической политики Пруссии, России и Австрии, стремившихся не учитывать или мало учитывать интересы польских территорий при формировании систем шоссейных и железных дорог, определении таможенной и внешнеторговой политики и т. п.

Внутренний рынок, первые признаки формирования которого наблюдались в Речи Посполитой в конце XVIII в., не мог сложиться как общенациональный из-за государственно-территориальной разобщенности польских земель. Трудность обеспечения новых рынков в новых хозяйственных системах и инерция старых хозяйственных связен обусловили особую важность внешних рынков для польской экономики. По мере роста капитализма в Польше вопрос о рынках приобретал все большую остроту.

Польские земли были разделены державами, чей социально-экономический облик имел много сходных черт. Это в первую очередь сказалось на том, что развитие сельского хозяйства польских земель в составе Пруссии, Австрии и России шло аналогичными путями, в основе которых лежал так называемый прусский путь развития капитализма. Однако время проведения аграрных реформ в различных частях Польши было различным, капиталистическое изменение деревни в послереформенные годы также имело специфику в каждой из этих частей, определявшуюся национальной политикой государств, захвативших польские земли.

В 60--80-е годы XVIII в. правительство Речи Посполитой осуществляло курс поддержки государственной и частной промышленности, стимулировало развитие экономики страны. Разделы прервали эту деятельность и в целом задержали рост промышленности и ход промышленного переворота на различных польских землях. Но в период автономии Королевства Польского (1815--1830) местные польские органы власти получили возможность проведения политики широкой государственной поддержки польской промышленности. Протекционистская таможенная система как проявление этой политики содействовала промышленному росту, во многом обусловив очень высокие его темпы в 20-е годы XIX в. Государственная поддержка национальной экономики в Королевстве Польском в этот период явилась одной из характерных черт капитализма в польских землях.

Влияние некоторых факторов, связанных с разделами, было далеко не однозначным. Быстрому росту промышленности Силезии, сравнительно развитой уже на конец XVIII в., способствовало включение ее в состав Пруссии, имевшей более развитую промышленность, чем Австрия и Россия. Вместе с тем конкуренция немецкой буржуазии тормозила рост польской промышленности в Силезии. Промышленность Королевства Польского получила стимул к росту, лишь избавившись от конкуренции более развитых земель, отошедших к Пруссии. При этом Королевство оказалось одной из наиболее развитых областей Российской империи и могло использовать в интересах своей промышленности обширный российский рынок. Промышленность Галиции, которая входила в состав Австрийской империи, росла сравнительно медленными темпами, а венское правительство всячески задерживало ее рост, ограждая промышленность основных имперских территорий от конкуренции.

В целом экономическое развитие польских земель в XIX в. несмотря на воздействие факторов, связанных с их вхождением в состав трех различных империй, происходило довольно синхронно и направлялось по общему пути. Это единство основных процессов экономического развития (при некоторой региональной специфике его форм и темпов) позволяет рассматривать экономическую историю трех частей Польши в неразрывной связи.

С точки зрения общеевропейского исторического опыта второй половины XIX в. все эти процессы в польских землях были очень медленными. Но сопоставление их динамики с динамикой аналогичных процессов, происходивших в Польше в XVI и XVII в., дает картину быстрых изменений.

Список использованной литературы

1. История Польши. 1956. т.1.

2. Куля В. Формирование капитализма в Польше. 1959.

3. Польша на путях развития и утверждения капитализма. 1984.

4. Рутковский Я. Экономическая история Польши. 1953.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать