Экономическое чудо Германии, Японии, Южной Кореи

Экономическое чудо Германии, Японии, Южной Кореи

21

1. Кратко опишите суть экономического чуда: «германского», «японского», «южно-корейского» и других

1.1 «Германское» экономическое чудо

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица. И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

1.2 «Японское» экономическое чудо

Этим термином обозначается рывок в экономическом развитии Японии, произошедший в течение 1955-1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%. За эти годы объем промышленного производства вырос в 6,6 раза, национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии. Япония осваивала технологии переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы металлургические заводы, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового строительства практически с нуля были воссозданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Началось создание отраслей послевоенного поколения: нефтехимии, производства синтетических волокон и смол, электроники. Этот процесс стимулировался сочетанием следующих факторов: наличие дешевой и хорошо обученной рабочей силы, инженерно-технических кадров; доступность новых технологий; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений. У Японии не было сколь-нибудь значительной внешней задолженности, кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Бюджет сводился с профицитом в течение 1949-1968 гг., и запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поддерживать низкие процентные ставки кредита. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства. Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий, число которых выросло в полтора раза. Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18-20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство.

Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности. Важнейшим инструментом промышленной политики была система валютных квот на оплату необходимого импорта, то есть практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе.

Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта.

По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. «Экономическое чудо» закончилось, но благодаря нему Япония достигла западных стандартов благосостояния.

2. «Южно-Корейское» экономическое чудо

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

- ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

- благоприятный международный экономический климат

60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

- сильное и эффективное руководство в лице авторитарных

правительств, отложивших демократические и политические пре-

образования в пользу экономического развития;

- относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

-привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how";

-этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из-под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие - мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов, специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:

-машиностроение

-электроника

-текстильная промышленность

-черная металлургия

-цветная металлургия

-нефтехимия

-кораблестроение

Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами.

Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с1967-1986гг. составляют менее 2%от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию ее развития. Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов, экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. Хотя в силу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была, тем не менее, достаточно высока.

3. История экономического сотрудничества России и США

История торгово-экономических отношений России и США насчитывает более 200 лет. К началу XIX в. между ними установились масштабные и устойчивые торговые связи, которые на протяжении целого века развивались по нарастающей. Революция 1917 г. и гражданская война прервали ход развития экономических отношений двух стран и на долгие годы перевели их в политико-идеологическую плоскость. В конце ноября 1917 г. правительство США приняло решение не отгружать в Россию продовольствие и другие товары «пока большевики остаются у власти», и лишь в 1922 г. после стабилизации политической обстановки, под давлением деловых кругов администрация дала разрешение частному бизнесу на торговлю с СССР. Уже к началу 30-х годов он стал самым крупным импортером американского оборудования, что помогло некоторым американским фирмам облегчить тяготы «великой депрессии».

16 ноября 1933 г. в Вашингтоне были установлены дипломатические отношения между СССР и США, а в июле 1935 г. было заключено официальное торговое соглашение на межгосударственном уровне. В августе 1937 г. СССР и США предоставили друг другу на взаимной основе «безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации по всем вопросам, касающимся таможенных пошлин, сборов, правил и формальностей, имеющих отношение к ввозу, продаже и использованию товаров». Прямым следствием этого стал выход США на первое место по объему экспорта в СССР. Накануне войны с Германией СССР осуществлял на американском рынке почти треть своих закупок по импорту. В апреле 1942 г. США и СССР заключили соглашение о лендлизе, общая сумма поставок по которому составила 9,8 млрд. дол.

Как известно, в советской американистике бытовала устойчивая точка зрения, что дипломатическое признание Белым домом Советского Союза было следствием заинтересованности деловых кругов США в расширении рынков сбыта американской продукции в условиях глубокого экономического кризиса. Действительно, экономический кризис, разразившийся в конце 20-х годов, оказался для Америки одним из наиболее разрушительных и гораздо более длительным, чем для большинства европейских стран. Однако если проанализировать объем, структуру и динамику торгово-экономических отношений нашей страны с США, то оказывается, что по большинству показателей товарооборот даже в середине 30-х годов не превышал уровня предкризисного периода. Причины тому различны, но главная состоит в том, что особенности подходов США к СССР всегда определялись преимущественно политическими соображениями, и главным побудительным мотивом к установлению дипотношений между нашими странами был новый баланс сил, который складывался в Европе и в конечном счете привел ко Второй мировой войне.

В послевоенный период двусторонние отношения вновь начали обостряться. В конце 1947 г. правительство США запретило поставки технологического оборудования в СССР. В 1949 г. была введена система лицензирования экспорта в Европу и создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ). В 1951 г. появился закон «О контроле над помощью в целях взаимной обороны», известный как закон Бэтла. И, наконец, было денонсировано торговое соглашение 1937 г. Только в 70-х годах, в период разрядки, начался процесс нормализации, в результате которого в октябре 1972 г. было заключено торговое соглашение, предусматривавшее предоставление режима наибольшего благоприятствования и отказ от дискриминации в торговых отношениях. Была достигнута договоренность об урегулировании расчетов по лендлизу, подписано соглашение о взаимном предоставлении кредитов. В 1974 г. стороны заключили долгосрочное соглашение о содействии экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству между двумя странами. Успешно начали свою деятельность совместная межправительственная советско-американская комиссия по вопросам торговли, созданная в 1972 г., и Американо-советский торгово-экономический совет (АСТЭС), учрежденный деловыми кругами двух стран год спустя. Суммарный товарооборот за период 1971-1975 гг. превысил 5,4 млрд. дол. (в 8 раз больше, чем в предыдущее пятилетие).

Однако во второй половине 70-х - начале 80-х годов проблема эмиграции советских евреев, события в Афганистане и Польше стали для США основанием для возобновления санкций в отношении СССР. В декабре 1974 г. конгресс одобрил законопроект о торговой реформе с поправками Джексона-Вэника и Стивенсона, которые увязывали предоставление режима наибольшего благоприятствования странам с нерыночной экономикой со свободной эмиграцией из этих стран. В 1980 г. администрация Дж. Картера ввела эмбарго на продажу зерна и установила более жесткий контроль над экспортом новейших технологий. В конце 1981 г. президент Р. Рейган наложил запрет на экспорт в СССР оборудования из США для разведки и добычи нефти и газа, а затем распространил его на филиалы американских компаний за рубежом и иностранные компании, производящие аналогичное оборудование по американским лицензиям.

Лишь в конце 80-х годов в период перестройки в СССР началась новая фаза «потепления» в советско-американских, а затем в российско-американских политических и экономических отношениях. В 90-е годы американская сторона устранила некоторые дискриминационные торгово-политические ограничения, которые были установлены для бывшего СССР и продолжали действовать в отношении новой России.

Важнейшим документом стало Соглашение о торговых отношениях, подписанное в 1990 г. между СССР и США и введенное в действие в отношении России 17 июня 1992 г. Впервые после 1951 г. нашей стране был предоставлен (хотя и на временной основе) режим наибольшего благоприятствования в торговле. В апреле 1992 г. конгресс США устранил одно из основных препятствий в российско-американских отношениях - поправки Берда и Стивенсона, устанавливавшие потолок в 300 млн. дол. для общего объема кредитов, предоставляемых России Экспортно-импортным банком США. Были отменены также законодательные запреты по линии Товарно-кредитной корпорации. Устранены ограничения на услуги специального правительственного страхового агентства Соединенных Штатов - Корпорации по частным инвестициям за рубежом (ОПИК). Россия получила возможность использовать льготные долгосрочные кредиты по программе «Продовольствие для прогресса». На повышении эффективности экспорта значительной части российских товаров в Соединенные Штаты отразилось распространение на Россию Генеральной системы таможенных преференций.

Существенным шагом стало подписание в июне 1992 г. американо-российского Договора об избежании двойного налогообложения (обмен ратификационными грамотами состоялся в декабре 1993 г.). Развитию экономических отношений между США и Россией должен был содействовать подписанный в июне 1992 г. и ратифицированный конгрессом в ноябре 1993 г. Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Однако его не ратифицировала Госдума России, поскольку редакция его положений не соответствует российскому законодательству по иностранным инвестициям. Во время российско-американского саммита в июне 2000 г. американской стороне был передан на согласование проект Протокола к указанному Договору.

В июне 1992 г. президенты двух стран подписали «Меморандум о взаимопонимании по вопросам открытой суши». В соответствии с ним стороны отказались от взаимной практики закрытия городов и целых регионов для иностранцев. Это дало возможность многим центрам ВПК привлекать зарубежные инвестиций.

В сентябре 1993 г. конгресс США принял законопроект об иностранной помощи в 1994 финансовом году, согласно которому на содействие реформам в бывших советских республиках, включая Россию, впервые предусматривалось выделение 2,5 млрд. дол. С тех пор страны СНГ заняли отдельную строку при подготовке ежегодного законопроекта об ассигнованиях на внешнюю помощь.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать