Этнический феномен американского народа
тнический состав американской иммиграции резко изменился в конце XIX в. На смену "старой" иммиграции пришла "новая" - из Южно- и Восточно-европейских стран, прежде всего из Италии, Австро-Венгрии, Турции, Греции и России. С 1901 - 1910 гг. иммиграция из этих стран составляла 66% всего населения США. За этот период царская Россия, например, отдала Соединенным Штатам 1 млн. 597 тыс. своих граждан - русских, поволжских немцев, армян, евреев, поляков, литовцев, латышей, эстонцев, финнов и др. . Из Италии в США эмигрировало соответственно 2 млн. 809 тыс. В ХХ столетии население США значительно пополнилось за счет иммигрантов из Азии и Латинской Америки.

Характерной особенностью состава "новой" иммиграции явилось преобладание в ней мужчин, ее "несемейный" характер. Со второй половины ХIХ до начала ХХ в. мужчины составляли 60%, в возрасте от 13 до 39 лет - 75%, а не состоявшие в браке - 60%. Представители этой иммиграции по сравнению со "старой" обладали меньшим уровнем образования, квалификации и в силу этих обстоятельств, а также учитывая языковые трудности, сложнее адаптировались к новым условиям жизни, новому социальному окружению. Обычно они селились в городах поближе друг к другу, образуя районы, так называемые "литлл итали" (Little Italy), "литл поланд" (Little Poland), "чайна таун" (China Town), пополняя промышленные отрасли рабочей силой, в основном неквалифицированной. Этой иммиграции благоприятствовали сдвиги, происходившие в экономике Соединенных Штатов в конце XIX в. Быстрый рост американской промышленности с ее ориентацией на выпуск массовой стандартной продукции, большое количество технических нововведений, высокий уровень механизации производства увеличили спрос на большой контингент рабочей силы, которую в основном давала "новая" иммиграция. Более того, огромная потребность в промышленном и топливном сырье вызывали спрос на рабочую силу для трудоемких процессов, также не требовавших высокой квалификации. На этом этапе экономического развития США доля занятости представителей "новой" иммиграции составила в основных отраслях промышленности более 60% . Оценивая "новую" иммиграцию с точки зрения ее выгодности для страны, специалист в области иммиграционного законодательства, американский профессор М. Дэви писал, что иммигранты прибывали туда, где были нужны, где на них существовал большой спрос. Эти рабочие, подчеркнул ученый, являлись главным источником для многих отраслей промышленности США.

За период с 1890 по 1910 гг. иммиграция в США достигла 12.500.000 человек. Специально созданная иммиграционная комиссия, критически изучив вопрос о влиянии миграционного фактора на жизнь страны, пришла к выводу, что развитие индустрии в течении этого периода было бы невозможным без "новых" иммигрантов, и что благодаря им экономика развивалась ускоренными темпами.

В 1914 г. с началом Первой мировой войны иммиграция в США значительно уменьшилась. За период 1914 - 1918 гг. она сократилась почти в 10 раз. В 1918 г. около 100.000 иммигрантов прибыло в США, это была самая низкая цифра за все столетие. Спад объяснялся как военными действиями, затруднявшими иммиграцию, так и кардинальными действиями американского государства в иммиграционной политике. Принятые Конгрессом в 1917 и особенно в 1921 и 1924 гг. законы положили конец эпохе "открытых дверей" в иммиграционной политике. Происходила эволюция иммиграционной политики - от относительно свободного допуска всех работоспособных к строгому регулированию их количественного и качественного (национального, политического, профессионального) состава. Закон 1917 г. означал особый поворот в иммиграционной политике. В соответствии с ним все неграмотные иммигранты старше 16 лет должны были возвращаться на родину. Был запрещен въезд лицам с умственными и инфекционными заболеваниями. За небольшим исключением права на иммиграционный въезд в США и натурализацию были лишены граждане из запретной зоны - так называемого "азиатско-тихоокеанского треугольника". Депортации подвергались в течение года иностранцы, нелегально приехавшие в страну или живущие за счет общественной благотворительности. Что касается "теста грамотности", одобренному Конгрессом США в 1917 г., с целью приостановить свободную иммиграцию, то ему дал следующую оценку О. Хендлин: "Спонсоры этого решения были заинтересованы не в отборе наиболее интеллектуальных людей. Этот тест был скорее средством создать барьер для иммигрантов из Южной и Восточной Европы, не исключая иммигрантов из северных и западных частей континента. Подобная дифференциация была желательна потому, что она соответствовала расистским интересам рестрикционистов".

В 1921 г. был принят Конгрессом и утвержден президентом другой законопроект под названием "Первый квотный акт", который впервые вводил систему национальных квот, просуществовавшую до 1968 г. В нем содержались положения о том, что в США допускалось ежегодно не более 3% иммигрантов от общего количества лиц, принадлежащих к данной национальности по состоянию на 1910 г. Отметим, что к 1910 г. этнические группы были в неравном положении, ибо количественно преобладали англосаксы и выходцы из Западной и Северной Европы и для них трехпроцентная норма была предпочтительнее, чем для новых переселенцев. Закон 1924 г. окончательно закрепил принципы национальной квоты и количественное выражение ее. В связи с законодательством 1924 г. разрешалось ежегодно прибывать из Западной и Северной Европы 127 тыс. иммигрантам, квота же для иммигрантов из Восточной и Южной Европы составляла 24 тыс. человек. Иммиграция из других частей мира ограничивалась до 3 тыс. ежегодно. Джон Кеннеди в книге "Нация иммигрантов" приводит главные причины, побудившие к принятию акта 1924 г. Это: "Послевоенный изоляционизм США; доктрина превосходства англосакской и тевтонской расы; боязнь, что малоквалифицированный труд приведет к снижению уровня доходов; вера в то, что люди определенных наций менее законопослушны, чем другие; страх перед зарубежными идеологиями и разрушением американской нации; опасения, что прибытие большого количества иммигрантов с разными традициями и привычками приведет к подрыву национального и социального единства и порядка".

Характеризуя эволюцию иммиграционной политики США, отечественный исследователь С. Филиппов отмечал, что в правовом регулировании допуска иммигрантов в США и при определении их прав и обязанностей неизменно сталкивались две на первый взгляд взаимоисключающие тенденции. Одна заключалась в стремлении ограничить въезд и правоспособность иммигрантов, чтобы свести до минимума их влияние на политическую жизнь США и лишить их возможности действовать в интересах тех стран, откуда они прибыли и политические симпатии к которым могли сохранить. Неприязнь к иностранцам, подчас принимавшая очень резкие формы, была связана также с соображениями экономического характера и определялась в основном обстановкой, складывавшейся на рынке труда в определенные периоды развития Соединенных Штатов Америки. Другая тенденция состояла в стремлении обеспечить бесперебойный приток тех иммигрантов, чей труд и энергия способствовали бы укреплению страны и развитию ее экономики. Обе тенденции сохранились до наших дней, видоизменяясь в соответствии с историческими условиями каждой эпохи.

В 1920-х годах число желающих приехать в США резко со-кратилось. Экономический кризис 1929 - 1933 годов и последовавшая за ним депрессия свели иммиграцию в США до минимума и даже вели к вынужденному оттоку населения. Так, с 1931 по 1936 гг. более 240.000 иммигрантов покинуло страну.

В годы Второй мировой войны и в результате принятия запретительных законов, когда источники иммиграции были значительно урезаны и в стране возникла нехватка рабочей силы, федеральное правительство вынуждено было внести коррективы в иммиграционную политику путем принятия специального законодательства, обеспечивающего временную иммиграцию из соседних стран, в частности, Канады, Пуэрто Рико и Мексики. С 1942 г. иммиграционная служба США принимала участие в реализации программы по импортированию рабочих на сезонную работу из Мексики.135.283 мексиканцев работало на железных дорогах с мая 1943 г. по август 1945 г. А в 1951 г. между США и Мексикой было подписано соглашение, вводившее в действие так называемую Программу Брасе-ро о поставке мексиканских рабочих для сезонных сельскохозяйственных работ, просуществовавшую до декабря 1964 г. Только в одном 1951 г. 191 тыс. мексиканских рабочих прибыли в США на сельскохозяйственные работы. Мексиканские сезонные рабочие, нанятые по найму, составляли основную массу мексиканских иммигрантов в США. Другим источником дешевой рабочей силы в это время являлись пуэрториканцы, их число составило 200.000 человек. Кроме того, в 1951 г. в ряде штатов был разрешен въезд 10.000 канадским лесорубам для выполнения соответствующих работ и другим специалистам. Что же касается иммиграции из азиатских стран, то она оставалась запрещенной. До 1940 г. запрещалась также натурализация индейцев и эскимосов, до 1946 г. - иммиграция и натурализация жителей Филиппин и Восточной Индии. Как отмечается в американской литературе, в ХХ столетии низкий уровень иммиграции приходился на годы Первой мировой войны, экономического кризиса и Великой депрессии, а также Второй мировой войны.

После Второй мировой войны масштабы иммиграции стали постепенно расти, что вызывало беспокойство со стороны американских законодателей. В силу этого был предложен ряд мер по пересмотру всех законов, связанных с вопросами иммиграции. Так, в докладе, подготовленном юридическим комитетом при Сенате в 1950 г., подчеркивалось, что "принятие формулы национальной квоты может стать рациональным и логическим методом в целях сохранения социального и культурного баланса Соединенных Штатов". В 1952 г. в условиях "холодной войны" и усиления наступления на демократические свободы был принят федеральный закон "Об иммиграции и гражданстве", известный как закон Маккарэна - Уолтера - по имени его авторов. В составлении закона приняли участие правительственные учреждения, включая ЦРУ

Закон с последующими поправками и дополнениями и в настоящее время определяет правовой режим в этой области. Он регулирует нормы иммиграции, условия допуска в страну, правила получения разрешения на въезд, порядок высылки иностранцев, а также вопросы натурализации. Закон соединил ограничительные положения законов 1922 и 1924 годов. Большая доля пропуска приходилась на три страны: Великобританию, Германию и Ирландию. В частности, квота для Великобритании составляла 65 тыс., Германии - 26 тыс., Ирландии - 18 тыс. А для Греции, Италии и Испании выделялось менее 4 процентов мест, что составляло около 5 тыс. Для стран Азии, Африки и Латинской Америки - не более 100 человек для каждой. Хотя в законе указывалось на то, что раса не может служить основанием для отказа или ограничения права на натурализацию, сама процедура натурализации значительно ужесточилась - от иммигрантов требовалось умение читать, писать, говорить по-английски, а также знание и понимание основ истории, принципов и формы правления США. Закон воздвиг множество других барьеров, прежде всего для политически "нежелательных" иммигрантов, расширил возможности денатурализации и депортации по политическим мотивам. Закон 1952 г. не был особенно популярен в обществе. Характеризуя его, президент Джон Кеннеди отмечал в 1963 г., что существовавшая иммиграционная система не имела "никаких оснований ни в смысле логики, ни в смысле причин. Она не удовлетворяла ни национальным нуждам, ни международным целям".

В 60-х годах закон подвергался критике особенно в части его положения относительно отбора иммигрантов в зависимости от расовой и этнической принадлежности. Общественное мнение открыто высказывалось в поддержку проведения реформ в сфере иммиграционной политики. Наступила эра либерализации.

В 60-е годы в США происходит увеличение общего объема иммиграции за счет выходцев из развивающихся стран. По данным статистики, за период с 1961 - 1980 гг. более чем 7,8 млн человек получили разрешение на въезд в страну, что на 50% больше, чем за прошедшие два десятилетия. Резко сократилась иммиграция из Великобритании, Германии, Италии, среди иммигрантов доминировали граждане Кореи, Филиппин, Кубы, Ямайки, Доминиканской республики. За этот период в США прибыло из Европы 24,6%, Азии - 25,8% и Латинской Америки - 39,9%. Во время пика иммиграции в 1980 г.85% иммигрантов прибыло из Азии и Латинской Америки и только 6% - из Европы.

Таким образом, характерной особенностью иммиграции с 60-х годов явилось изменение ее этнического состава за счет развивающихся стран. В ряде городов численность "цветного" населения стала превышать белое население. К примеру, если в 1960 г. в Майами белые американцы составляли 80%, то сейчас они стали меньшинством. В 1992 г. здесь было 90,7% "цветного" населения. Соответственно в Детройте - 83,7%, в Эль-Пасо - 74%, в Вашингтоне - 73,2%, в Атланте - 70%, в Сан-Антонио - 64,1%, в Нью-Йорке - 60,5%. Особенно быстрыми темпами растет испаноязычная община, постепенно превращающаяся в крупнейшую по численности.

Демографические исследования, проведенные в США в 1990 г., указывают на то, что к началу следующего столетия испаноязычные впервые в истории США по численности превзойдут афроамериканцев. По прогнозам американских специалистов, в 2000 г. не только в городах "цветные" и черные смогут приблизиться к абсолютному большинству, но и штат Калифорния станет первые материковым штатом, где белые американцы будут в меньшинстве. Сейчас же в штате идет ускоренный процесс "создания общества из развивающихся стран". Большинство калифорнийских иммигрантов составляют три группы: испаноязычные, чернокожие и азиаты китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы, филиппинцы. У некоторых местных политических и общественных деятелей это вызывает тревогу. Они сетуют на то, что иммигранты из развивающихся стран создают много серьезных проблем из-за своего низкого культурного и образовательного уровня, ментальности и мировоззрения, а также отсутствия навыков и низкого уровня этики труда. В целом в стране усиливается проблема городских трущоб, преступности и наркомании, а также конкуренции на рынке низкоквалифицированной рабочей силы. В связи с этим звучат голоса о сокращении числа иммигрантов в целом до 200 тыс. человек в год и пересмотре иммиграционной политики.

Итак, существенные изменения в количественных и качественных характеристиках состава иммигрантов произошли после принятия закона 1965 г., ставшего наиболее существенным пересмотром иммиграционного законодательства, начиная с 20-х годов. Этот закон отменял систему национальных квот, направленных на сохранение этнического баланса США, и установил с 1968 г. систему преференций. Национальность больше не рассматривалась в качестве основного критерия при решении вопроса о допуске иностранцев в США, уступив таким факторам, как профессия, квалификация, образование, а также наличие родственников в США. Однако, ограничение иммиграции сохранилось. Более того, впервые в истории межэтнических отношений для стран Латинской Америки и Канады, откуда в соответствии с законом 1952 г. иммигранты прибывали беспрепятственно и в неограниченном количестве, был установлен лимит в 120 тыс. человек.

В дальнейшем иммиграционное законодательство все больше рассматривалось как механизм регулирования притока трудовых ресурсов в зависимости от экономической конъюнктуры. С начала 1970-х годов администрация и Конгресс США пытались воспрепятствовать нелегальной иммиграции, среди которых преобладали выходцы из Юго-Восточной Азии и стран Карибского бассейна. В 70-х годах нелегальная иммиграция оценивалась в 6,1 млн. человек. В последующем ее число возрастало, достигнув в 1986 г. наивысшей отметки - 1,8 млн. человек. Служба иммиграции и натурализации США докладывала, что ежегодно она задерживала и депортировала 500.000 человек, большинство из которых составляли мексиканские сельскохозяйственные и другие не профессиональные рабочие. На долю мексиканцев, по подсчетам экспертов, приходится 60% всех нелегалов. В 1980 г. нелегальные иммигранты из Мексики составили от 1,5 до 2 млн человек. Проблема нелегальной иммиграции продолжала оставаться актуальной и в 1990-х годах. Так, в октябре 1996 г. был одобрен Конгрессом США и подписан президентом Б. Клинтоном специальный закон, ужесточающий меры по контролю за нелегальной иммиграцией. В том же году в результате проведенных службой иммиграции и натурализации рейдов в 19 штатах страны было выявлено более тысячи нелегальных рабочих.

Важным шагом в направлении поворота иммиграционной практики к системе, учитывающей профессиональную подготовку и знание английского языка, стало одобренное сенатом Конгресса США в марте 1988 г. законопроекта Кеннеди - Симпсона, где преимущество отдавалось высококвалифицированным специалистам, инженерам, менеджерам. Основные его положения получили силу закона 28 ноября 1990 г., когда президент Дж. Буш подписал закон об иммиграции, в соответствии с которым устанавливается новая трехлетняя квота в 2,1 млн виз на постоянное жительство. Ежегодная трехлетняя квота на общее число иммигрантов с 1991 г. устанавливалась на уровне от 500 тыс. до 700 тыс. человек, в последующие годы (с 1995 г) - 675 тыс. чел. Дополнительно в страну планировалось допустить 130 тыс. беженцев.

Новый закон оставляет в силе практику воссоединения семей. Он создает условия для привлечения квалифицированных рабочих, ученых и представителей других профессий. В США полагают, что основным источником пополнения научно-технических кадров в стране в будущем будут иммигранты. Кроме того, предпочтение отдается и тем иммигрантам, которые могут инвестировать свой капитал (как минимум 500 тыс. долл) в предприятия, создавая тем самым новые рабочие места в США.

В ряде научных исследований 1980-х и 1990-х годов преобладает мнение о благоприятном в целом для экономического развития США последствии иммиграции, особенно иммиграции специа-листов. Как писал Г. Рубин, "иммиграция на пороге XXI столетия служит интересам социального и экономического развития Америки". Однако феномен наличия разрастающихся анклавов населения из Латинской Америки и Африки беспокоит общество, требующее сдерживание этой иммиграции. Так, известный американский идеолог, директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете С. Хантингтон в статье, посвященной конфликту цивилизаций, получившей большой общественный резонанс, писал в 1993 г. следующее: "В Соединенных Штатах массовые волны новых иммигрантов требуют поддержки в осуществлении нового контроля, несмотря на тот факт, что большинство исследований оценивают позитивно вклад иммигрантов в американскую экономику". Выражая особое беспокойство по поводу сохранения западной цивилизации, западных ценностей, он вновь затронул вопрос об иммиграции в другой статье, опубликованной в 1996 г., где подчеркнул необходимость контролировать иммиграцию из незападных государств, а допустивших в страну иммигрантов ассимилировать в рамках западной культуры. Озабоченность относительно "триумфа этничности над национальными интересами и раскола общества по этнической линии в ближайшие два десятилетия" отмечалась на конференции, проходившей в США в 1996 г., по теме "Определение национального интереса".

Итак, сегодняшняя иммиграция латиноамериканского и азиатского происхождения вместе с демографическим ростом создает в Соединенных Штатах необходимость решения многих проблем, как в культурной, так и в политической области.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать