Эволюция колониальной политики германской империи в 1871-1914 годах
p align="left">Те же цели, что и Флотский союз, но в несколько иной плоскости ставил перед собой Немецкий военный союз. И эта милитаристская организация, возглавленная генералом Кеймом, генералом Литцманом, князем Отто Цу Зальмом, генералом фон Либертом и другими, в своей пропагандисткой и агитационной деятельности то же опиралась на сотрудничество интеллигенции (10; с. 29).

Таким образом, мы вновь убеждаемся в том, что пропаганде империалистических идей служили своим пером многие представители университетского ученого мира, - напомним хотя бы о таких историках, как Димитрих Шефер, охотно содействовавшей любой шовинистической организации, или Фридрих Мейнеке и Георг фон Белов. От них не отставали катадер - социалист Адольф Вагнер, националистически настроенный профессор Теодор Шиман и берлинский германист Густав Рёте.

Одна из наиболее «мудрых», по мнению пангерманцев, идей заключалась в том, чтобы подчинить военным все «воинские союзы». Хотя сделать это тогда не удалось, пангерманцы все же сумели через Немецкий военный союз распространить свое влияние на многочисленные «воинские союзы».

Само собою, разумеется, пангерманские депутаты различных фракций рейхстага (граф цу Штольберг-Вернигероде, генерал фон Либерт, Бассерман, Либерман фон Зонненберг и другие) отстаивали в нем в первую очередь специфические, интересы своего союза (18; с. 36).

Филиалом Пангерманского союза был «Оборонный союз», во главе которого стояли: ярый реакционер и империалист генерал Кейм, историк-профессор Мейнеке, профессор А. Вагнер, историк Г. Белов, граф Позадовский и др. Финансировали его Кардорф, гамбургский банкир Вамбург, генеральный директор северогерманского Ллойда Гейнекен, магнат Рейхлинг и другие монополистические акулы. Главная деятельность «Оборонного союза являвшегося в отличие от Пангерманского союза массовой организацией (1913г. в нем было 280 тыс. членов), была направлена на военное обучение своих членов. Пропаганду гонки вооружений и увеличения сухопутной армии. Особое внимание «Союз» уделял работе среди учителей и женщин, считая их лучшими проводниками своих агрессивных идей (50; с. 138).

Союз сыграл большую роль в пропаганде строительства «большого флота». Его даже не удовлетворяли морские программы, предлагавшиеся правительством, которое руководители Флотского союза одно время обвиняли в нежелании учесть «требования нации». Князь Зальм, генерал Кейм, Г. Штреземан и другие вожаки Флотского союза громогласно заявляли, «что, безусловно, необходимо ускорить предусмотренное законами 1900 и 1906 гг. строительство германского флота», что необходимо ускорить предусмотренное законами 1900 и 1906 гг. строительство германского флота», что необходимо идти на какие угодно жертвы ради «морского величия» Германии под покровом «патриотических» лозунгов Флотский союз провел немало мероприятий, обеспечивших баснословные прибыли судостроительным фирмам. «Германия, - писал в русском либерально-народническом журнале В. Майский, - переживает медовый месяц увлечения мировой политикой и поэтому вся масса немецкого буржуазного общества сверху донизу - это можно утверждать без всякого преувеличения - заражена агрессивно-империалистическими тенденциями» (50; с. 138-139).

Таким образом, Пангерманский союз и Германское колониальное общество, Германский флотский союз и Военный союз - эти ярко выраженные организации германского монополистического капитала - имели своей задачей пропаганду его целей в немецком народе. В числе тех, кто финансировал эти организации, мы самого начала видим представителей монополистической тяжелой промышленности. Изо дня в день на весь мир громогласно провозглашались и распространялись при помощи гигантского пропагандистского аппарата, через газеты и журналы экспансионистские идеи. Необходимость колониальной экспансии на все лады доказывались в школах и университетах. Колониальное общество оказывало влияние даже на подготовку предназначенных для «народных школ» книг для чтения. Оно уже с 1907 г. стало увешивать стены вокзалов географическими картами колоний. Это общество одним из первых присоединилось к хору голосов, требовавших создания мощного военно-морского флота, необходимого как для сохранения колониальной империи, так и для завоевания новых колоний (18; с. 37).

Пусть даже значительная масса населения Германии разделяла точку зрения правительства, согласна которой рост вооружений и наращивание силы надо было считать элементом обеспечения мира, поскольку государство, вооружаясь, взаимно увеличивали риск войны и тем самым - миролюбивые устремления (63; с. 367).

Однако господствующие слои не ограничивались увеличением армии и гонкой вооружений. Он ставил своей задачей идеологически подготовить все население к войне. Эти задачи, во-первых, выполнялись учеными прислужниками империалистов - профессорами, публицистами. Литераторами, которые во всех вариантах доказывали превосходство немцев над другими народами, воспевали войну как «творца-созидателя», обосновывали ее ссылками на необходимость завоевания нового « жизненного пространства», без которого немцы якобы не могут развиваться как нация, уверяли, что гонка вооружений - одно из важных средств обеспечить работой всех немцев. Книжный рынок германии был наводнен огромным числом книг и брошюр.

Во-вторых, идеологической обработкой масс занимались школы, университеты, просветительские и спортивные организации и существовавшие буквально во всех уголках страны «кригс ферейны». Эти «военные союзы», - писал М.А. Рейснер, - «зорко блюдут не только за ратными воодушевлением своих сочленов, но и за их политическими убеждениями», они являются «своего рода военными клубами для мирных обывателей и вместе с тем общественным представительством пропитанного шовинизмом мещанства» (50; с. 136-137).

В-третьих, всестороннее воздействие на население оказывали специальные пропагандистские организации монополистического капитала: «Пангерманский союз» (основан в 1891г.), «Флотский союз» (создан 1898г.), «Оборонный союз» (основан 1912г.), Колониальное общество (организовано в 1882г.) и ряд других (50; с. 137).

Процессы, происходившие в экономике и политике, оказывали определяющие влияние на идеологическую жизнь. Приближение империалистической эпохи усиливало реакционные тенденции и философии, и в историографии, и в литературе (29; с. 193).

Готовя материальную базу для колониальной экспансии, господствующие сословия не забывали и о «обработке душ». Изо дня в день насаждались шовинизм, культ военных, ненависть к смутьянам-социалистам. В больших количествах издавались бездарные сочинения, воспевавшие победы прусского воинства над Данией, Австрией и Францией или рисовавшие картины грядущей войны, из которой Германия должна была выйти властительницей Европы. Те же цели преследовали многочисленные произведения псевдоисторического жанра, сюжеты для которых черпались из более отдаленных эпох истории бранденбургско-прусского милитаризма, связанных с именами «великого курфюрста», Фридриха II и т. п. На буржуазно-дворянскую литературу все большее влияние оказывало ницшеанство, а концу века началось быстрое развитие декадентских течений; в творчестве ряда художников проявляются мистические настроения, иррационалистические мотивы, реалистические образы вытесняет символика (19; с. 399).

Для реализации будущих колониальных захватов, немецкая буржуазия начинает осуществлять в стране активную военно-идеологическую внутреннюю политику и в союзе с юнкерством развертывает обработку общественного сознания во всех слоях немецкого народа в колониальном направлении, планомерно формируя убеждения о назревавшей необходимости в Заморье.

Характерно, что при обосновании целей колониальной политики германская буржуазия сумела подогнать интересы среднего сословия, так и интересы деятельности миссионеров под интересы крупных промышленников и финансистов, которые впоследствии выступили на передний план (63; с. 69).

В развертывании и проведении широкой колониальной пропаганды во всех слоях немецкого общества огромную роль сыграла гражданская и военная интеллигенция Германии в лице миссионеров и ученых, географов и путешественников, писателей и публицистов, государственных служащих и политических деятелей. Именно их активность в средствах массовой информации и различных общественных организациях стала мощным прессом давления на правительство, рейхстаг и кайзера, заставившая их перейти к политике колониальной экспансии в заморские земли.

Географы, философы, историки, и богословы Германии активно проповедовали шовинистические идеи об исключительности немецкой расы и неполноценности других народов и на основе своих научных теорий обосновывали назревавшую необходимость расширения Германской империи и ликвидации «исторической несправедливости» за счет территории соседей и захвата колоний (19; с. 403).

В последней трети 19 века, когда совершился переход к империализму, обострение социальных противоречий и захват колоний обусловили дальнейший рост реакционной идеологии расизма. Шарлатаны расовой «науки» усиленно фабриковали псевдонаучные доводы о превосходстве «белых» над «цветными» народами, о «биологическом» праве империалистических государств на колониальной разбой и т. д. В соответствии с потребностями империалистической экспансии воздвигалась стена между «культурными» и «некультурными» расами, между трудящимися империалистических стран и трудящихся колоний, между угнетенными народами Европы и порабощенными народами колоний (21; с. 353).

По времени широкого распространения расовые теории связаны с активизацией колониальной политики, направленной к разделу мира, связаны с теми процессами, которые привели к перерастанию капитализма «во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью» передовых «стран гигантского большинства населения земли» (8; с. 91).

В сознании немецкого бюргера объединение Германии и быстрое превращение ее в одну из главных капиталистических держав были связаны с победой прусского фельдфебеля, с цепью грабительских войн и колониальных захватов. Отсюда - преклонение перед силой, презрение к идеям мира и дружбы между народами, высокомерие выскочек. Немецкий бюргер легко расстался с романтическими идеалами «бури и натиска» ради «натиска на Восток» (и во всех других направлениях), сулившего богатую добычу. Атмосфера колониального захвата способствует развитию в Германии расовых теорий. Их ближайшими предшественниками являются не только французские расисты (Гобино, Лапуж). В немецкой идеалистической философии издавна угнездились расистские взгляды и теории; местечковый национализм, преклонение перед прусским кулаком (Гегель, Фихте) воспитывали умы немецких мещан в направлении, способствовавшем распространению расизма (8; с. 92).

Руководители германской политики - прусские и рейнско-вестфальские промышленные магнаты - отдавали себе отчет в том, что расовая теория является для них полезным оружием за передел мира и за сохранение господства в немецком обществе. Любимец немецкой империалистической буржуазии, Мольтке - старший, еще в 1841 г. объявляет всю французскую историю историей борьбы между германцами и коренным населением. От этого утверждения до аннексии Эльзаса и Лотарингии шла прямая дорога. Говоря о французском расисте Лапуже, немецкий император Вильгельм II со свойственным ему цинизмом и высокомерием заметил: «Французы - кретины. У них имеется только один великий человек - Ваше де Лапуж, но и его они не смогли оценить». Зато сам Вильгельм вполне оценил полезность для германской правящей клики идей Лапужа о «борьбе длинноголовых людей с короткоголовыми» в целях оправдания колониальных захватов. Не кто иной, как сам пушечный король Фридрих Крупп, 1 января 1900 г. в Эссене объявил конкурс на тему «Чему учит нас принцип естественного отбора в области внутриполитического развития и государственного законодательства». Крупп не поскупился выплатить 30 000 марок для того, чтобы продажные писатели и мнимые ученые перенесли законы звериного мира в область человеческих общественных отношений и тем самым оправдали насилие и грабеж. Это был социальный заказ в прямом, буквальном смысле. И вот ради 30 000 марок, в угоду Круппу, в угоду немецкому империализму. Вольтман пишет книгу «Политическая антропология» (вышла в 1901 г.). В своей книге «политическая антропология» он писал: «Германская раса призвана охватить земной шар господством, использовать сокровища природы и рабочей силы и включить пассивные расы как служебный член своего развития».

Эта книга - наглая, открытая апологетика капиталистического рабства, пронизанная стремлением навечно закрепить его, используя «теорию» о неравенстве рас. «Физиологическая вооруженность органами, инстинктами и задатками, - писал Вольтман, - определяет политическую судьбу рас». «Вообще, - заявляет он, - совершенно безнадежное начинание - приобщить негров и индейцев к подлинной цивилизации... Большой вопрос, может ли негр овладеть всем языковым богатством высокообразованной расы, например стилем и полнотой шекспировского языка». Кстати отметим, что один из лучших исполнителей ролей Отелло, Шейлока, короля Лира, знаменитый трагик, гениальный актер Айра Олдридж, - негр по происхождению. Раб империализма, Вольтман проповедует необходимость рабства на земле для колониальных народов, объявляя, что у белой расы существует «антропологическая обусловленная способность к политическому господству», а «прибавочная стоимость есть интеллектуальное и моральное достижение господ» (19; с. 403).

К подобным «святым» инстинктам взывал, очевидно, некий доктор Вольф, который в книге «Прикладная расовая теория» убеждал немцев в том, что «полное устранение войн и военной опасности из истории человечества было бы для него невозместимым. В действительности мировая история показывает, что длинные периоды мира для народов значительно губительнее, чем самые кровавые войны». Минувшая война, вероятно, дала немцам возможность решить, прав или неправ был ученый доктор. Его утверждения характерны и показательны для расистов в том отношении, с какой наглой откровенностью они от своих «теорий» переходили к апологии захватнических войн, грабежа и насилия, даже не пытаясь замаскировать свои цели.

Так грабительские планы немецких империалистов, направленные на захват мирового господства и порабощение всего человечества, породили человеконенавистническую расовую теорию с ее открытой проповедью насилия, угнетения и истребления народов.

Например, К.Ф. Вольф, писал: «Расово-биологическое мировоззрение говорит нам, что есть расы-вожди, есть расы ведомые. Политическая история - это не что иное, как история борьбы между расами-вождями… такие люди могут завоевывать, должны, завоевывать! Именно они должны быть господами - себе и другим на пользу и благо. Это относиться к новому времени точно так же, как и к древности. Ведь господство благородной расы с ее высоким образом мыслей означает не уничтожение, а более высокое развитие: она служит господу богу, и то, что она творит, является избавительной миссией». Итог теории о превосходстве германской расы был всегда один и тот же, независимо от того, против кого эта теория направлялась - против колониальных народов, славян или романских народов (18; с. 30-31).

Среди идеологов реакции рассматриваемого периода весьма колоритный фигурой был англичанин Хаустон Стюарт Чемберлен, волей судеб ставший немецким шовинистом. В сочинениях Х. С. Чемберлена центральное место занимали расистские мотивы, которые не ограничивались рассуждениями о превосходстве немцев над другими народами, а включали в себя требование поддержания «чистоты» германской расы. Естественно, что Х. С. Чемберлен был яростным антидемократом и безоговорочным сторонником кайзеровского режима (19; с. 406).

Некий Доберс в книге, предназначенной специально для учителей немецких школ, говорил буквально следующее: «Удовлетворительного определения расы мы сегодня еще не имеем, и является вопросом, удастся ли когда-нибудь составить подобное определение. Пригодность или непригодность нашего сегодняшнего определения расы решается только вопросом целесообразности». Вот где зарыта собака! Не научность, а целесообразность. И если нужно из соображений колониальной политики, то и японцы и семитические арабы (в целях поддержки панисламизма!) объявляются принадлежащими к одной из «благородных» рас (8; с. 102).

«Идеологическим» орудием невиданного развращения германского народа были зоологический шовинизм и «расовая теория», при помощи, которых германскому народу внушалось, что немцы - «высшая раса», принадлежность к которой дает право на господство над другими народами и освобождает от всякой моральной ответственности за преступления, совершенные над «иноплеменниками». Это учение было возведено в Германии в степень государственной догмы, в официальный государственный принцип, выраженный не только в пропаганде, но и в так называемом «расовом законодательстве».

Идея о расовом неравенстве людей, конечно, не нова. Она возникла еще в древности и служила оправданием социального неравенства внутри каждого народа и порабощения одного другим. В период борьбы с феодализмом, в период национальных войн буржуазная наука отвергла хлам «расовых» представлений и предрассудков. Однако с развитием и обострением классовой борьбы на сцену выступил буржуазный шовинизм с его ярким антипролетарским, антинародным характером. «Шовинизм, - писал Маркс, - является средством увековечить, с помощью постоянных армий, международную борьбу и подчинить себе производителей в каждой отдельной стране … шовинизм является средством помешать международному сотрудничеству рабочего класса, которое является первым условием его освобождения». Вот почему в середине 19 века возродился интерес буржуазии к расовому вопросу. Реакционные буржуазные ученые пытались свести сущность исторического процесса к борьбе рас (21; с. 352- 353).

При всей цинично-наглой откровенности, с которой выступали расистские «теоретики» как идеологи германского империализма, они, тем не менее, пытались придать расизму подобие наукообразия. Заказчикам расистских теорий понадобилась «научная аргументация», в действительности противоречащая всем достижениям человеческой мысли, для вящего воздействия на немецких обывателей, приученных слепо верить всему, что написано в толстых книгах с фотографиями, диаграммами и бесчисленными ссылками на «литературу предмета». На протяжении многих лет немцев систематически накачивали содержимым расистских “исследований”, учебников, популярных книжек, брошюр, подобных книге Ланга «Мир, человек и бог». С яростью взбесившегося мракобеса Ланг набрасывался решительно на все достижения науки. Он отрицал шарообразность Земли, объявлял вздором физические и астрономические расчеты движения звезд; Солнце, по его мнению, - темная планета, которая лишь случайно совпадает с неким источником света на небесной тверди, и первоначально солнцем была Луна. Он отрицал эволюцию в животном мире; по его утверждению, все виды животных, а также расы людей созданы, каждый в отдельности, на небе и упали оттуда на Землю; он доказывал также реальное существование химер, сфинксов и прочей чертовщины (8; с. 107).

Идеология складывающего империализма выдвинула крупного мыслителя - Ф. Ницше (1844-1900). Последователь Шопенгауэра, Ницше создал свои основные философские произведения: «Так говорит Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти»,- в 80-х годах, но популярность они (и не случайно) приобрели только в 90-х годах и позднее. Ницшеанство было одной из форм, в которые облекалась борьба идеализма против марксизма; в то же время оно отвечало специфическим задачам идеологической подготовки германской экспансии вовне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать