Эволюция государственного строя Древнего Рима
p align="left">Консулы имели «почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов», включая набор войска и расходования военной казны. Они были властны подвергнуть наказанию (вплоть до смертной казни) любого из подчиненных им в военном лагере.

Коллегия преторов (сначала два лица, затем восемь) была непременной инстанцией при решении судебных дел--уголовных и гражданских. Вместе с тем претор имел право замещать консула в его отсутствие, командовать войском.

Цензоры, избираемые раз в 5 лет, распределяли граждан между центуриями (по их цензу) и трибами. Они же (по закону Овиния 312 г. до н. э.) составляли списки сенаторов и в соответствии с тем получили право отвода неугодных лиц. Решения цензоров не подлежали запрещению трибунов.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Должность эта была учреждена около 494 г. до н. э. в результате ожесточенного столкновения плебейства с патрициатом.

Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибунов было сначала два, потом пять и наконец десять. Трибуны имела право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановления сената и народных собраний. Кроме того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Чтобы подчеркнуть исключительность этой магистратуры, всякое посягательство на личность трибуна было объявлено преступлением не только против государства, но и против религии. Это не помешало патрициату осуществить политическое убийство двух самых выдающихся трибунов Древнего Рима -- братьев Тиберия и Гая Гракхов.

Перечисленные магистратуры относят к категории ординарных, обыкновенных. Исключительной, экстраординарной магистратурой считалась должность диктатора. Он назначался консулом по уполномочию или под давлением сената для «спасения отечества» в таких особых случаях, как война, внутренние смуты и пр. Диктатор обладал неограниченной властью, подкрепляемой опорой на специально выделенное ему конное войско. Он не отвечал за свои действия, ему не угрожало вето народного трибуна. Единственно, в чем он был ограничен,--это в сроке полномочий: не более 6 месяцев!

2. Кризис и падение Римской республики. Римская империя

2.1 Реформы Гракхов

Во II в. до н. э. после победы над Карфагеном и Македонией Римское государство господствует на всем пространстве земель, омываемых Средиземным морем. Завоеванные страны стали неисчерпаемым источником рабов. Сотни тысяч их были проданы за бесценок в земледельческие поместья новой римской знати -- сословия нобилей. Принадлежали к этому сословию только те, чье имущество оценивалось не меньше чем в один миллион сестерций.

Рост числа крупных поместий (латифундий) сопровождался прямо противоположным процессом разорения римского крестьянства. Оно не выдерживало конкуренции дешевого рабского труда. Не имея доступа к новым земельным фондам, оно задыхалось от малоземелья, порожденного дроблением участков между наследниками, а еще больше грабежом и захватом их земель богатыми. Оно находилось в тисках кабальных займов.

Неизбежным результатом этого процесса было крайнее обострение никогда не прекращавшейся борьбы между мелким и крупным землевладением. Кульминацией борьбы стали реформы братьев Гракхов.

В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках,-- 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными, с тем чтобы крестьянин, как говорил сам Тиберий, получил клочок земли, постоянный кров и обзавелся собственным алтарем. Но одной земли было мало. Крестьяне нуждались в скоте, инвентаре, семенах. Нужны были деньги, а они находились в распоряжении сената. Между тем именно сенат, выражавший интересы нобилей и состоявший из последних, оказывал упорное сопротивление реформе.

Тиберию, проведшему закон через народное собрание, пришлось трижды нарушить римскую конституцию. Он потребовал смещения своего коллеги--народного трибуна Октавия, наложившего вето на законопроект о земле. Большая часть триб приняла сторону Тиберия, и его требование было удовлетворено. Он предложил затем, чтобы не сенат, как было до того, а народное собрание само решило вопрос о субсидиях, необходимых для осуществления земельной реформы. И эта мера была осуществлена. Оставалось последнее -- добиться переизбрания на новый срок. Народ стоял на стороне Тиберия. Тогда сенат, обвинив Тиберия в том, что он стремится к единоличной диктатуре, и выставив себя в качестве поборника республиканских институтов, организовал убийство народного трибуна. Со смертью Тиберия Гракха, как того и следовало ожидать, осуществление реформы было фактически приостановлено.

Новый подъем движения связан с именем Гая Гракха. Выдающийся оратор и политический деятель, человек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде римского обедневшего плебса. В его интересах было проведено снижение цен на хлеб, организованы земледельческие колонии на завоеванных землях и пр. Деятельность Гая была прервана его трагической смертью, его убийством. Сенат снова торжествовал победу.

Юридическим основанием аграрной реформы братьев Грак-хов было то, что по старинной традиции римская территория считалась общественной собственностью. Поэтому были возможны ее переделы. Этой возможностью воспользуется в свое время и Юлий Цезарь. Но уже в 111 г. до н. э. в интересах мелкого и среднего землевладения был принят закон Тория, которым устанавливалось, что всякий, кто «будет иметь» не более 30 югеров пашни (8,5 га), может считать это поле в своей собственности.

Реформы Гракхов, имевшие целью возрождение свободного римско-италийского крестьянства, открывают собой эпоху гражданских войн, завершившуюся победой нобилитета и падением Римской республики.

Упадок римского народовластия, каким бы оно ни было, вызван был главным образом развитием рабовладения и частной собственности на землю. Резкие различия состояний находились в противоречии с институтами, возникшими и созревшими в эпоху относительного равенства. Наконец, римские республиканские учреждения сложились как органы управления городом, полисом. Выполнять те же функции в отношении своей огромной державы, в которую превратился Рим, они не могли. Эту задачу выполнила Римская империя.

2.2 Общественный строй Римской империи в период принципата

Различия в положении свободных людей, установленные в древний период, исчезают. Верхушку класса рабовладельцев составляли два сословия. Нобили превратились при императоре Августе (I в. до н. э.) в сенаторское сословие, пополнявшееся за счет людей, выдвинувшихся на государственной службе. В сословие всадников вошли достаточно богатое люди (минимальный ценз--400 тыс. сестерций)1, поставлявшие государству ответственных чиновников и офицеров. Как сенаторы, так и всадники происходили из различных частей империи. Управление городами находилось в руках сословия декурионов-- как правило, средних землевладельцев Жидкова О.А. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. ИНФАРМ-НОРМА. Москва 1997.

Консолидация господствующего класса облегчила управление огромной империей, позволила правительственной машине с большим успехом выполнять главную политическую функцию--подавления рабов. Уже при Августе интересы рабовладения были ограждены с помощью энергичных мер. Они сводились к предотвращению новых выступлений рабов, к решительному ограничению отпуска рабов на волю, к расширению репрессий против них.

Император Август восстановил, в частности, закон, обрекавший на казнь всех тех рабов, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь.

Между тем экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда. Никакой надсмотрщик и никакие наказания не могли заменить экономического стимула. Лишенный самого необходимого, раб делал только то, к чему его непосредственно принуждали, и делал лишь так, чтобы избежать бича. Ни одно усовершенствование на приносило достаточной пользы.

Понимая это, хозяева стали все более широко предоставлять рабам земельные участки-пекулии. Рабы были обязаны отдавать за них определенную долю продукта, обычно половину урожая. Другая половина оставалась в их полном распоряжении. Выгодность этой новой формы эксплуатации была несомненной.

Но для того чтобы она могла получить большее распространение, нужно было дать правовую защиту тем отношениям, в которые волей-неволей вовлекался раб-пекулиант. Старое римское право запрещало ему продавать что-либо на рынке, а между тем без этого он не мог существовать. Право запрещало ему брать взаймы, нанимать скот или сдавать его в наем, покупать что-либо, вступать в договорные отношения вообще. Старое право запрещало рабу заявлять иски в суде и отвечать по искам, предъявляемым к нему самому. Все эти ограничения были несовместимы с ведением самостоятельного хозяйства. Постепенно, хотя и медленно, соответствующие интересы были урегулированы к выгоде владельца пекулия.

Одновременно с тем в Римской империи совершается и другой важный процесс--превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика -- колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, явившееся следствием уменьшения военной мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей сопротивления--с другой.

Обязательства колонов носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начался с краткосрочной аренды. Но она была менее выгодна арендодателю. Только длительный срок аренды мог обеспечить его постоянной рабочей силой, породить в колоне желание улучшать землю, возводить постройки и т. п.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время было запрещено сгонять колонов при продаже земли. Колоны стали предшественниками средневековых крепостных. Наступает кризис рабовладения. Начинается переход от рабовладения к феодализму. В этом сложном процессе раб подымается до положения крепостного человека, свободный крестьянин опускается до него. К концу империи вводится запрещение убивать раба, разобщать семьи рабов при продаже, облегчен порядок отпуска роба на волю Валон А. История рабства в древнем мире. - М., 1941.

Ремесленники, организованные в «коллегии», т. е. сообщества, во многих отношениях сходные со средневековыми цехами, должны были «навсегда оставаться в своем состоянии», что означало для них насильственное и потомственное «прикрепление» к профессиям.

2.3 Государственный строй римской империи

Принципат (от слова «принцепс», как называли императора по его званию «первого сенатора») сохраняет еще видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но словесная приверженность исторической традиции и принципам республиканского управления была прикрытием произвола и самовластия.

Император -- принцепс -- соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. В зависимости от рода дел он выступает то в одном, то в другом качестве. Как цензор он комплектует сенат, назначая одних сенаторов и изгоняя других. Как трибун он отменяет действия любого органа власти, арестовывает граждан по своему усмотрению и т. д. Как консул и диктатор он командует армией и осуществляет общее верховное управление империей.

Народные собрания приходят к крайнему упадку. Уже после убийства Гракхов авторитет собраний и их влияние резко падают. Обыкновенным явлением сделался подкуп голосов, точно так же как и постоянные насилия над комициями -- разгоны, преследования участников и пр.

Император Август, несмотря на подчеркивание своего, уважения к комициям и проведенную по его желанию либерализацию самих комиций (уничтожение цензовых разрядов в центу-риатных комициях, разрешение заочного голосования для жителей муниципий и римских колоний), отнимает у народных собраний судебную власть--важнейший элемент республиканской свободы.

Вместе с тем собрания лишаются своего исконного права избирать магистратов. Сначала было решено, что кандидаты на должности консулов и преторов проходят предварительную проверку в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т. е. апробацию, затем в 14 г. (при императоре Тиберии) выборы магистратов были переданы сенату.

Средоточием всех высших учреждений империи сделался двор принцепса. Среди них особого упоминания заслуживает императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников обложения, как в период империи, никогда еще не была столь многочисленна армия чиновников финансового ведомства.

2.4 Римская империи в период домината

В III в. н. э. (с 284 г.) в Риме устанавливается неограниченная монархия. Это период домината (от «доми-нус» -- господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, которых назначает император. Среди этих ведомств следует отметить прежде всего два: государственный совет при императоре (орган, подготовлявший законопроекты и обсуждавший по поручению императора вопросы политики) и финансовое ведомство. Во главе военного ведомства стоят назначенные императором генералы.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Они получают право на пенсию.

Утверждение домината связывается с именем и реформами римского императора Диоклетиана, сына вольноотпущенника, сделавшего блестящую военную карьеру и в 284 г. провозглашенного римским императором.

То, что сделал Диоклетиан, может быть сведено в основном к следующему: а) для наилучшего управления огромной империей верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул августов, занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи--Западной и Восточной; б) армия, увеличенная на одну треть, была разделена по роду службы: одна часть ее размещалась на границах империи, охраняя последние, другая находилась в том месте, где в ней была нужда; в) административная реформа привела к разукрупнению провинций и одновременно с тем к их объединению во вновь созданные области (диоцезы). Италия окончательно теряет свое привилегированное положение: как и другие части империи, она была разделена на провинции и диоцезы (хотя Рим продолжал, по крайней мере официально, считаться еще столицей всей империи); г) вместо косвенных налогов разного рода был введен прямой поземельно-подушный налог, взыскиваемый в натуре--зерном, мясом, шерстью и пр.; размер обложения был значительно увеличен; д) империя получила полноценную золотую монету (ходящую наряду с серебряной и медной); е) рост цен вызвал к жизни известный эдикт 301 г., установивший максимальные цены на продаваемые товары Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права (история Государства и права зарубежных стран): Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Высш.шк., 1983.

Будучи ответственными перед государством за поступление налогов от всех находившихся от них в зависимости людей, крупные землевладельцы получили возможность усилить свою власть над ними; тому же способствовала и военная реформа, в силу которой те же землевладельцы получили право посылать на военную службу определенное количество зависимых людей.

Дело, начатое Диоклетианом, продолжил император Константин, известный главным образом благодаря своей церковной политике, благоприятной для христианства (313--337 гг.). Среди многих и разнообразных мер, осуществленных в правления Константина, привлекает внимание осуществляемая линия на закрепощение крестьян-колонов и ремесленников.

В соответствии с императорской конституцией 332 г. колон был лишен права переходить из одного имения в другое. Не подчинившийся этому распоряжению заковывался в кандалы, как раб, и возвращался прежнему владельцу; принявший беглого колона уплачивал его господину полную сумму причитающихся податей. О прикреплении ремесленников можно судить, например, по указу 317 г., которым предписывалось, чтобы мастера монетного дела «навсегда оставались в своем состоянии» (Кодекс Феодосия, V, 91, X, 20).

При Константине столица империи была перенесена в город Византии, названный Константинополем (11 мая 330 г.). Соответственно с тем сюда были переведены из Рима высшие правительственные учреждения и создан новый сенат.

Окончательное разделение империи на две части--Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе) -- было произведено в 395 г.

3. Римское право

Римское право характеризуется и тончайшей разработкой разного рода правовых институтов, детализацией правил должного поведения, ясностью аргументации, точностью формулировок, высокой юридической техникой. Сказанное в особенной степени относится к праву частной собственности, институту договора, к наследственному праву.

Развитию римского права, тому, что оно получает «классическое завершение», способствовали многие обстоятельства. Прежде всего сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Не меньшее значение имел «всесветный» характер самой империи, породивший потребность примирения на каком-то уровне многих и различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных инонациональных частей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, который воздавался имени и мнению выдающихся юристов.

Первая римская кодификация права восходит к середине V в. до н. э. Она получила название Законов XII таблиц. В течение многих веков они считались в Риме основным источником права -- публичного и частного.

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках. Законы XII таблиц выставлялись на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право таблиц называли «цивильным», т. е. принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя в торжественных случаях сами римляне в честь бога войны Януса-Квирина) -- «квиритским». От «цивитас» происходит доныне существующий более узкий термин «цивилистика», означающий «гражданское право», совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.

3.1 Сравнение римского права периода республики и периода Римской империи

Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали земельные участки (в Италии), рабы, рабочий скот, строения и сельские сервитуты, ко второй--все остальные вещи.

Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей: при их продаже, дарении и пр. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота и строений должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась (манципация).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать