Япония в период Токугавского сегуната
е менее важной задачей сёгунат Токугава считал консервацию сложившегося в Японии к началу X VII века политического и общественного строя. Сословной системе и строгому соблюдения отношений господства и подчинения в этот период уделялось особое внимание. Деление общества на сословия, введенное Хидэёси, осталось почти в неизменном виде с той лишь разницей, что сословие горожан стало подразделяться на ремесленников и купцов. Классовая структура эпохи Токугава выражалось формулой «си - но ко - сё» - «самураи - крестьяне - ремесленники - купцы». Все четыре сословия вместе назывались «симин».

Права и обязанности каждого сословия были строго регламентированы. Особенно жёстко определялись обязанности крестьян. Токугава Иэясу приписывают слова: «Крестьяне - это кунжутное семя, чем больше жмёшь, тем больше выжмешь». Один из его ближайших сподвижников говорил: «Наилучший способ управления крестьянами заключается в том, чтобы оставлять им пищу только на год, а остальное брать в качестве налога».

Самураи, естественно, как опора токугавского режима стояли на высшей ступени общественной лестницы, они считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Отсюда поговорка: «Среди цветов - вишня, среди людей - самураи».

За самураями шли крестьяне. Земледелие, по конфуцианской этике, считалось благородным занятием еще в древнем Китае. Это положение осталось неизменным и в феодальной Японии. К тому же крестьянство для бакуфу и кланов по существу являлось основным источником средств (в первую очередь риса - всеобщего денежного эквивалента). В связи с этим крестьяне особо выделялись самурайством среди простонародья и занимали как бы привилегированное положение среди низших сословий.

Деревни были разделены на пятидворки, во главе которых стояли назначенные властями богатые крестьяне; в их обязанности входили регулярный сбор натуральной ренты-оброка и полицейский надзор за соблюдением правительственных регламентаций.

Крестьяне были прикреплены к земле. В случае бегства кого-либо остальные жители пятидворки выплачивали за бежавшего все налоги и поборы. За побег крестьяне подвергались строжайшим наказаниям.

Ниже крестьян стояли ремесленники. Они были организованы в особые цехи (дза), построенные на началах монополии производства, наследственности ремесла и внутренней иерархической структуры (мастер - подмастерье - ученик. Правительство строго регламентировало деятельность цехов и облагало ремесленников тяжёлыми налогами.

Совсем презренными считались купцы. Торговцы объединялись в гильдии (накама) на тех же приблизительно основаниях, что и ремесленники. Для пополнения казны Токугава ввели лицензии (кабу), которые продавались цехам и гильдиям, что укрепило юридическое положение последних.

Замыкали социальный ряд феодального общества две категории населения:

1) нищие (хинин - буквально «нечеловек»);

2) эта - парии, которые исполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот и т. д.

Совершенно обособленной продолжало оставаться придворная аристократия (кугэ) - прослойка господствующего класса, занимавшая формально ещё более высокое место, чем самураи, в сословной организации японского общества, но лишенная всякой политической власти и способности к действию.

Переход из одного сословия к другому практически был невозможен, за исключением случаев усыновления.

Сословие воинов формально считалось единым. Тем не менее, регламентация Токугава коснулась и его. Она ввела четкое иерархическое разделение в среде военного дворянства. Наряду с выделениям у самураев высшего ранга даймё (военная знать) трёх классов (госанкэ-, фудай-, тодзама-даймё) и иерархией феодальных князей, определившей положение каждого из них по размерам территории.

Даймё в соответствии с их богатством и могуществом делились на:

1) даймё высшего ранга - владетелей провинций - кунимоти, или

кокусю;

2) владельцев замков - сиромоти, или дзёсю;

3) владельцев поместья - рёсю.

Была оформлена новая прослойка самурайства, так называемая хатамото (буквально «подзнаменные» или «знаменосцы») или дзикисан (непосредственные вассалы). Они, как и уже названные гокэнин, являлись годзикисан, т.е. самураями, подчинявшимися непосредственно бакуфу и сёгуну.

Хатомато, в отличие от гокэнин, обладали большими привилегиями: они имели право личных аудиенций у сегуна, при представлении министром сегуна (родзю) входили в помещение непосредственно с главного входа; во время встречи с процессией госанкэ поворачивались к ней спиной, делая вид, что не видят ее. Гокэнин обязаны были припадать к земле сразу же, увидев копьеносцев торжественного шествия. Хатомато могли ездить верхом даже в Эдо, что прочим не разрешалось. В случае войны Хатомато должны были принимать участие в комплектации армии сегуна, поставляя по пять человек с каждой тысячи коку риса своего годового дохода. В мирное время Хатомато входили в состав административного аппарата сегуна, приближаясь этим к дайме, и составляли вместе с сёмё (мелкопоместные феодалы, буквально «малое имя» в противоположность даймё - «большое имя») верхушку сословия самураев.

Хатомато и гокэнин так же, как и даймё, делились на категории: фудай (фамилии ближайших сподвижников Токугава Иэясу) и гохо.

Ниже Хатомато и гокэнин по социальному положению стояли вассалы вассалов - байсин, или самураи, находившиеся в подчинении многочисленных местных феодалов.

Последнее место в сословии принадлежало низшим самураям, рядовым воинам - асигару, или кэнин.

Вне всех этих категорий стояли ронин, или роси - самураи, утратившие место в своей феодальной организации, в своем клане. Они покидали своего сюзерена по его принуждению или же добровольно. Многие ронины, лишенные к средств к существованию, искали нового покровителя или становились на путь грабежа и разбоя, объединяясь в банды.

Экономическое благосостояние и мощь японских феодалов определялись величиной их земельных владений, которые были постоянно закреплены за даймё, и кокудака - размером урожая риса, самого важного продукта обмена в Японии того времени.

Обще годовой сбор риса по всей Японии составлял 28 миллионов коку, из которых 8 миллионов принадлежало сёгуну (40 тысяч коку назначались императорскому двору), а 20 миллионов являлись собственностью 270 дайме

Доход князей колебался от 100 тысяч коку до 1 миллиона коку, выделялся такой род, как Маэда. Далее следовали Симадзу, Датэ и несколько других могущественных кланов.

Основная масса самураев не имела земли и получала от феодала за несение службы (хоко) специальный паек рисом - року (в 1653 году сегун издал указ о переводе всех самураев на рисовый паек). Некоторые высшие, особо приближенные к окружению крупных феодалов самураи часто получали в год по 10 тысяч коку, хатомато (их было около 5 тысяч) назначался паек менее 10 тысяч коку риса, пенсия рисом гокэнин (15 тысяч) равнялась 100 коку.

Рядовым вассалам даймё выдавалось еще меньше риса - около 30 коку в год. Этим пайком самураи удовлетворяли собственные и семейные нужды, начиная от одежды и пищи и заканчивая предметами роскоши. От цен на рис зависело благополучие буси и соответственно крестьянства, основного производителя и поставщика этого продукта.

Землю от феодала получала, как правило, очень незначительная часть самураев - старшие самураи, которые управляли определенной частью земель дайме.

Такие самураи являлись главными вассалами князя - каро или управляющими ленными владениями - кунигаро. Содержание даймё и его вассалов, истощавшее бюджет страны, осуществлялось за счет крестьянства, которые получали в пользование земельные наделы на правах аренды и платили за это ренту - налог (нэнгу), а также исполняли всевозможные повинности. Таких крестьян, прилепленных к своему наделу, именовали «хомбякусё», т.е. «настоящие крестьяне».

Большая часть производимая крестьянами сельскохозяйственная продукция отбиралась в пользу их эксплуататоров, хотя основной налог должны были собирать по принципу «соко року мин» - «4 части - князю, 6 - народу», иногда «2 - князю, 1 - народу».

Эпоха правления сёгунов Токугава была временем наивысшего расцвета сословия самураев, окончательного сложения его идеологии, культуры и обычаев. Однако это же время ознаменовало собой завершающий этап развития японского феодализма, этап его разложения и низвержения, которые повлекли за собой упадок самурайства и ликвидацию его как сословия, порожденного феодальным строем и не могущего существовать без этого строя.

Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самураев, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императорского дома, но сёгунат, несмотря на противодействие, подписал этот договор. Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальные отношения с иностранцами, но в тоже время по стране тайно рассылались директивы населению - готовиться по сигналу выступить против «иностранных варваров». Этот лозунг, рассчитанный на удовлетворение самурайской оппозиции, хотя и был поддержан некоторыми социальными, но не смог предотвратить выступления дайме.

В 1862 г. князь Симадзу во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору свои верноподнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Это была явная демонстрация независимости. К тому же Симадзу потребовал от сёгуна отмены системы заложничества. Сёгунат вынужден был отступить, и система заложничества была отменена.

Маневры сёгуната в политике по отношению к иностранцам привели к тому, что по всей стране начались стихийные и организованные выступления против представителей западных держав. В 1862 г. в княжестве Сацума самураи убили англичанина. В 1863 г. в княжестве Тёсю обстреляли иностранные суда. Правительству пришлось выплатить компенсацию и пойти еще на некоторые уступки.

Киото продолжал оставаться в руках оппозиции. Значительная часть этих воинских сил составляли самураи низших рангов, ронины и примкнувшие к ним отряды горожан. Их действия зачастую были направлены не только против сёгуната, но и вообще против имущих классов- феодалов, торговцев, ростовщиков.

Боясь этого движения низов гораздо больше, чем мятежных феодалов, сёгунат попытался договориться с иностранцами и получить в случае необходимости от них помощь при ликвидации опасной ситуации в Киото. Используя войска некоторых лояльных князей (французы оказали сёгуну помощь оружием) сёгунат выбил отряды восставших из Киото.

Расширение гражданской войны со все возрастающей активностью низших слоев населения вызвало беспокойство западных держав. Англия все более определенно поддерживала антисёгунскую коалицию, Франция по-прежнему ориентировалась на сёгунат. Главенство в антисёгунском движении все более переходило к рядовому, радикально настроенному самурайству. Требование ликвидации сёгуната как виновника навязанных Японии неравноправных договоров, так же как и призыв «Долой варваров» приобретал в глазах представителей широких городских и сельских масс патриотический и прогрессивный смысл.

В условиях обострения обстановки и явного ослабления позиций сёгуната западные державы потребовали осенью 1865 г. еще более значительных уступок в торговой и таможенной сферах. Сёгунат удовлетворил все их требования.

В 1866 г. умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки, последний из дома Токугава.

В начале 1867 г. умер император Комэй, и это тоже сыграло немаловажную роль в усилении позиций оппозиции. Комэй был крупнейшей фигурой в лагере антисёгунской оппозиции и был сторонником умеренных взглядов и выступал за компромисс с сёгунатом. Его преемником стал четырнадцатилетний Муцухито и в первое время он не мог выступать серьезным противником этой политики. Воспользовавшись слабостью его позиций, лидеры дворянско-буржуазного блока предъявили новому сёгуну меморандум с требованием немедленно вернуть власть законному правителю. В октябре 1867 г. сёгун, видя решительность оппозиции, согласился с этими требованиями. Правда, этот отказ от власти не означал немедленного перехода ее к императорскому дому. В стране существовали влиятельные силы из числа провинциальных даймё, которые не хотели терять свою власть, и их сопротивление было с трудом подавлено только к весне 1869 г.

Девизом правления было выбрано - «Мэйдзи» - «Просвященное правление». Эти события официальная историческая школа Японии называет «Мэйдзи - исин» - Реставрация Мэйдзи.

Пришедшее к власти новое правительство номинально возглавлялось императором Муцухито. Основной состав аппарата новой власти был представлен низшим самурайством юго-западных княжеств. Активное влияние на формирование политики новой власти стали играть видные деятели оппозиции - представители обуржуазившегося дворянства. В первое время программа нового правительства не отличалась радикальностью. Слабой стороной новой власти с самого начала было то, что ведущую роль в ней играли не капиталистические, а больше феодальные элементы.

Вес японской буржуазии во многом определялся ее экономической слабостью, что в свою очередь было следствием ограниченных источников первоначального накопления. Длительный период изоляции исключил широкое развитие внешней торговли, развитие колониальной экспансии. Единственным источником накопления капиталов был узкий и бедный внутренний рынок. Большая часть буржуазии была связана с земледелием, торговлей и участвовала в ростовщических операциях. Основные денежные накопления находились в руках не промышленной, а торговой и торгово-ростовщической буржуазии. Наиболее богатые и привилегированные слои буржуазии были теснейшим образом связаны с сёгунатом и крупнейшими даймё и находились под их покровительством.

Таким образом, слабость экономических позиций буржуазии и переплетение ее интересов с интересами феодалов обусловили ее политическую незрелость и несамостоятельность. Она гораздо больше боялась своего естественного союзника - крестьянина и горожанина, чем феодала. В этом главная причина половинчатости событий 1867 - 1868 гг. в Японии.

2.2 Политический и общественный строй Японии к началу XYII века

В 1866 г. умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки, последний из дома Токугава.

В начале 1867 г. умер император Комэй, и это тоже сыграло немаловажную роль в усилении позиций оппозиции. Комэй был крупнейшей фигурой в лагере антисёгунской оппозиции и был сторонником умеренных взглядов и выступал за компромисс с сёгунатом. Его преемником стал четырнадцатилетний Муцухито и в первое время он не мог выступать серьезным противником этой политики. Воспользовавшись слабостью его позиций, лидеры дворянско-буржуазного блока предъявили новому сёгуну меморандум с требованием немедленно вернуть власть законному правителю. В октябре 1867 г. сёгун, видя решительность оппозиции, согласился с этими требованиями. Правда, этот отказ от власти не означал немедленного перехода ее к императорскому дому. В стране существовали влиятельные силы из числа провинциальных даймё, которые не хотели терять свою власть, и их сопротивление было с трудом подавлено только к весне 1869 г.

Девизом правления было выбрано - «Мэйдзи» - «Просвященное правление». Эти события официальная историческая школа Японии называет «Мэйдзи - исин» - Реставрация Мэйдзи. Пришедшее к власти новое правительство номинально возглавлялось императором Муцухито. Основной состав аппарата новой власти был представлен низшим самурайством юго-западных княжеств. Активное влияние на формирование политики новой власти стали играть видные деятели оппозиции - представители обуржуазившегося дворянства. В первое время программа нового правительства не отличалась радикальностью. Слабой стороной новой власти с самого начала было то, что ведущую роль в ней играли не капиталистические, а больше феодальные элементы.

Вес японской буржуазии во многом определялся ее экономической слабостью, что в свою очередь было следствием ограниченных источников первоначального накопления. Длительный период изоляции исключил широкое развитие внешней торговли, развитие колониальной экспансии. Единственным источником накопления капиталов был узкий и бедный внутренний рынок. Большая часть буржуазии была связана с земледелием, торговлей и участвовала в ростовщических операциях. Основные денежные накопления находились в руках не промышленной, а торговой и торгово-ростовщической буржуазии. Наиболее богатые и привилегированные слои буржуазии были теснейшим образом связаны с сёгунатом и крупнейшими даймё и находились под их покровительством.

Слабость экономических позиций буржуазии и переплетение ее интересов с интересами феодалов обусловили ее политическую незрелость и несамостоятельность. Она гораздо больше боялась своего естественного союзника - крестьянина и горожанина, чем феодала. В этом главная причина половинчатости событий 1867 - 1868 гг. в Японии.

Внутреннюю борьбу разнородных социальных сил усилила развернувшаяся сразу после революции классовая борьба в городе и деревне. Для низших слоев общества смена власти не принесла ощутимого ослабления экономического гнета. Если в 1866 г. в стране было 17 крупных крестьянских выступлений, то через год - 48. В 1870 - 31, в 1873 - 36. В восстаниях принимало участие десятки, а иногда сотни тысяч человек Наряду с антифеодальными требованиями.

Ликвидация феодального сепаратизма и завершению государственного объединения страны содействовали уничтожение феодальных княжеств и создание вместо них в 1870-1872 гг. префектур. Создание новой административной системы, уничтоживших господство феодальных князей, было осуществлено в соответствии с интересами развития капиталистической экономики.

В марте 1872 г. была преобразована прежняя социальная структура. Было учреждено три новых сословных деления общества: высшее дворянство (кадзоку); среднее дворянство (сидзоку) - куда вошло низовое самурайство; простой народ (хэймин) - все остальное население. На этом этапе фактически самурайство не потеряло своего привилегированного положения. Кадры чиновничества пополнялись преимущественно из самурайства. Сложилась традиция, что на высшие государственные посты, руководство армией и флотом выдвигались выходцы из оппозиционного дворянства юго-западных княжеств.

В 1872 г. была введена всеобщая воинская повинность, нанесшая удар по монополии дворянства в военной области. В 1873 г. в Токио была открыта военная академия, готовящая под руководством французских инструкторов кадры для командного состава армии. Английские инструктора преподавали в военно-морской академии и военно-морском училище.

Наиболее значительным мероприятием правительства было проведение аграрной реформы в 1872 - 1873 гг. Содействуя развитию капиталистического предпринимательства в деревне, правительство стремилось укрепить положение новых помещиков и богатых крестьян, имевших в фактическом пользовании заложенные бедняками земельные участки. Собственниками земли были объявлены те, кто владел ею на момент проведения реформы. В 1872 г. была официально разрешена купля-продажа земли.

Прогрессивное значение реформы состояло в том, что она ликвидировала земельную монополию феодального класса и вводила буржуазный принцип частной собственности на землю. В то же время бедное крестьянство - наследственные держатели земельных наделов - теперь зачастую не могли их сохранить из--а обременительности долгов. Многие крестьяне, приобретя землю, вскоре теряли ее, закладывая или продавая помещику или сельской верхушке.

Обезземеливанию крестьянина после реформы 1873 г. содействовало принятие в 1873 г. закона об изменении земельного налога. Многочисленные феодальные подати и повинности были заменены единым налогов в размере 3 % высокой рыночной цены данного участка. Новый налог совершенно не был связан с уровнем урожая и выплачивался только в денежной форме. В конечном итоге этот налог составлял примерно 50 % валового дохода крестьянского двора, что снова толкало его на новые долги и потерю своего земельного участка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать