Японо-американский договор о безопасности
торой подобный случай, по сообщению газеты "Ака-хатг,", имел место во время американской провокации в Тонкинском заливе в 1965 г., явившейся прелюдией к эскалации агрессии но Вьетнаме.Резкой критике содержание ст.5 подверг в своих статьях дипломат Харухико Ниси. С практической точки зрения, отмечал он, нельзя считать, что мероприятия, которые предпримет Япония в случае нападения на американские войска, и мероприятия, которые будут предприняты, если нападению. подвергнется сама территория Японии, всегда будут одинаковы по содержанию. Если нападению подвергнется только японская территория, то меры, которые должна предпринять в этом случае наша страна, определяются самой Японией. В некоторых случаях Япония, не прибегая к вооруженному отпору, могла бы, возможно, добиться мирного решения конфликта путем переговоров или каких-либо других дипломатических усилий.В противоположность этому, если нападению подвергнутся американские войска, размещенные в Японии, то, естественно, в этом случае военные мероприятия по отражению нападения будут разрабатываться войсками США, а японской стороне немедленно придется предпринять совместные военные операции с войсками США.Если суммировать критику в адрес ст.5 договора безопасности, то она сводится к следующему. Во-первых,, эта статья находится в полном противоречии с японской конституцией; во-вторых, Япония может быть вовлечена в военные действия на стороне США, к возникновению которых она не имеет никакого отношения; в-третьих, Япония не в состоянии будет решить, имеет ли этот конфликт характер нападения или обороны; в-четвертых, противник США автоматически становится противником Японии; в-. пятых, противник, атакуя американские базы на территории Японии, нанесет ущерб не только районам, находящимся вблизи этих баз, а всей территории Японии.Все эти обстоятельства позволяют заявить, что ст.5,. возлагающая на Японию обязанность воевать на стороне США, придает японо-американскому договору безопасности характер военного союза.В 1966 г. японское правительство "уточнило", что понятие "вооруженное нападение", о котором говорится в ст.5 договора, включает в себя также ядерное нападение на Японию. В связи с этим на США возлагается оборона Японии в случае ядерного на/падения со стороны какого-либо государства.После испытаний ядерного оружия в КНР (1964 г) среди консерваторов стали раздаваться требования о заключении специального японо-американского соглашения, в соответствии с которым Япония получила бы ядерные гарантии от США,Эта проблема обсуждалась на переговорах между премьер-министром Сато и президентом США Джонсоны, чтобы избежать гласности в отношении вопросов, связанных с участием Японии в военной стратегии США на Дальнем Востоке, старались добиться их разрешения, не прибегая к таким консультациям.
2.2 Деятельность японо-американского консультативного комитета по обеспечению безопасностиНа основании обмена письмами между премьер-министром Японии Киси и государственным секретарем США Гертером во время подписания договора безопасности 19 января 1960 г. было принято решение о создании японо-американского консультативного комитета по обеспечению безопасности, который должен был заменить японо-американский комитет по обеспечению безопасности, созданный в результате переговоров Киси - Эйзенхауэра в 1957 г.В состав консультативного комитета вошли с японской стороны министр иностранных дел и начальник управления обороны, с американской стороны - посол США в Японии и главнокомандующий силами США на Тихом океане.До июня 1970 г. было проведено 11 заседаний японо-американского консультативного комитета по обеспечению безопасности.О характере обсуждавшихся на этих заседаниях вопросов дает представление предполагаемая повестка второго заседания, приведенная газетой "Майнити": "Вероятно, будет произведен обмен информацией главным образом по вопросу о политической обстановке и расположении вооруженных сил в странах Азии. Если позволит время, японская сторона, видимо, будет интересоваться политикой США в отношении Вьетнама, Лаоса, проблемой островов Куэмой и Мадзу, а также тем, нет ли изменений в программе американской помощи в отношении Японии. С другой стороны, американские представители обратятся к японской стороне с просьбой изложить свое мнение по таким более всего интересующим США вопросам, как внутриполитическое положение в КНР, расположение частей советских военно-воздушных сил в районе Сибири и Приморья, японо-южнокорейские переговоры и др. Кроме того, начальник управления „сил самообороны" К. Сша доложит о ходе выполнения второго плана оснащения сил самообороны и обратится к американской стороне с просьбой о сотрудничестве".Особое внимание на втором заседании консультативного комитета, проходившем в августе 1962 г., было обращено на японо-южнокорейские отношения.Представители США заявили об угрозе для Дальнего Востока, которая может возникнуть в результате появления у КНР ядерного оружия, и настаивали в связи с этим на укреплении системы обороны "свободного мира" на Дальнем Востоке, где Японии принадлежит ведущая роль. Комментируя обсуждение этого вопроса на консультативном комитете, "Токио симбун" писала, что США настойчиво стремятся к тому, чтобы переложить заботу об обороне Южной Кореи на плечи Японии, которая географически тесно связана с этой страной, причем Япония должна взять на себя поставки вооружения для Южной Кореи и его ремонт, обучение личного состава южнокорейской армии.На третьем заседании консультативного комитета, проходившем в январе 1963 г., начальник управления обороны К. Сига подчеркнул, что так как Япония в будущем не сможет рассчитывать на значительную финансовую и материальную помощь японским "силам самообороны" со стороны США, она должна принять необходимые меры для обеспечения обороны собственными средствами. На этом заседании американские представители, по-видимому для того, чтобы проверить реакцию японской общественности, предложили Японии оказать Южному Вьетнаму "невоенную помощь в виде медикаментов и медицинского оборудования". На пресс - конференции, состоявшейся после заседания, министр иностранных дел М. Охира заявил, что у консультативного комитета было слишком мало времени для обсуждения вопроса о том, какую специфическую роль может выполнять Япония в индокитайской войне. Что касается просьбы США о медицинской помощи режиму Нго Динь Дьема, то японская сторона примет ее во внимание.В то же время министр иностранных дел Японии отметил, что в отношении проблем, связанных с КНР, в выступлениях представителей Японии и США наблюдались "некоторые расхождения в нюансах", что, по его словам, "было неизбежно, поскольку Япония и США имеют различные исторические отношения с коммунистическим Китаем в силу особенностей международного положения сторон".На шестом заседании комитета, состоявшемся в сентябре 1965 г., основное внимание уделялось вопросам, связанным с использованием американских военных баз на японской территории для осуществления налетов на Вьетнам.Это было связано с тем, что посадка на японской территории американских бомбардировщиков "В-52" после бомбардировок вьетнамских городов вызвала возмущение японской общественности. В ответ на резкую критику депутатов оппозиции представители правительства заявили в парламенте, что так как эти посадки не являются актом прямых военных действий, они не могут рассматриваться в качестве объекта предварительных консультаций. Не станет ли это молчаливое признание, отмечала в связи с этим заявлением правительства "Асахи симбун", своего рода легализацией маршрута Гуам - Вьетнам - Япония - Гуам для проведения бомбардировок вьетнамских городов.В газетах появились сообщения, что японское правительство намерено попросить США проводить предварительные консультации с Японией об использовании своих баз на японской территории даже в тех случаях, которые по договору безопасности не являются объектами взаимных консультаций, а также указать американской стороне, что использование находящихся в Японии баз для ведения прямых военных действий против Вьетнама с точки зрения японского народа является нежелательным."Просочившиеся" в печать сведения о подобных "намерениях" японской стороны в значительной мере носили пропагандистский характер, направленный на успокоение общественности, возмущенной как агрессивными действиями США во Вьетнаме, так и той поддержкой, которую оказывало американской военщине японское правительство. Перед открытием шестого заседания появились сообщения о том, что некоторые члены японского правительства испытывают сильное беспокойство по поводу того, что Япония, являясь одним из членов "свободного мира", тем не менее вынуждена в известной мере ограничивать военные действия США. Поэтому ожидают, писала газета "Асахи", что на предстоящем совещании позиция японской стороны по вопросу использования американских баз в Японии будет исключительно осторожной. Предсказание газеты фактически подтвердилось. В заключительном заявлении обе стороны просто констатировали некоторое различие в подходе японского и американского народов в отношении войны во Вьетнаме.На заседании консультативного комитета в декабре 1968 г. США предложили возвратить Японии, передатьдля совместного использования или перенести в другие места 50 военных объектов, находившихся в распоряжении американских вооруженных сил. Предложение СШАГ отмечалось в газете "Нью-Йорк тайме", "основывалось на политической оценке значения дружественных отношений". Внося эти предложения, Вашингтон исходил из стремления ослабить напряженность в отношениях, возникших в результате того, что иностранные военные базы и аэродромы были расположены в городских районах с высоким сосредоточением населения.Последнее, одиннадцатое, заседание консультативного совета накануне продления договора безопасности состоялось в мае 1970 г., и было посвящено новым аспектам в политике США на Дальнем Востоке. Разъясняя суть "гуамской доктрины" Никсона, посол США в Токио" Мэйер заявил, что США не намерены покидать этот район. Деятельность комитета свидетельствует о том, что он является чисто совещательным органом, в задачу которого входит не столько обсуждение вопросов, связанных с действием договора, сколько обмен различной информацией в отношении социалистических стран.
2.3 Рост военного потенциала ЯпонииВо второй половине 60-х годов возросло значение ст.3 договора безопасности, в которой говорится, что "стороны индивидуально и в сотрудничестве друг с другом посредством непрерывной эффективной самопомощи и взаимной помощи будут поддерживать и развивать в соответствии со своими конституционными положениями свои возможности оказания сопротивления вооруженному нападению".Таким образом, эта статья договора безопасности предусматривает помощь со стороны США по укреплению японских вооруженных сил и возлагает на Японию обязанность развивать свой военный потенциал.Военная помощь Японии со стороны США была прекращена. С этого года Япония стала закупать в США оружие и лицензии для производства различного рода вооружения на японских предприятиях. С 1965 по 1970 г. Япония закупила в США оружие и военные лицензии на сумму 445 млн. долл. .Что касается обязательств японской стороны развивать свой военный потенциал, то они выполнялись далеко не такими темпами, на какие рассчитывал Вашингтон. На пути перевооружения Японии, особенно в первой половине 60-х годов, существовали значительные препятствия.В первую очередь это демократические силы Японии, опирающиеся в борьбе против возрождения милитаризма на антивоенные, пацифистские чувства японского народа. Кроме того поражение Японии во второй мировой войне, укрепление мощи Советского Союза заставило многих представителей делового и политического мира Японии осознать, что путь внешней экспансии в современных условиях будет гибельным для страны. Немалую роль в их отношении к проблеме перевооружения играли и экономические соображения. Они считали, что относительно низкие военные расходы давали им возможность укрепить конкурентоспособность мирных отраслей японской экономики.Большое значение имеет ст.9 японской конституции, с которой в определенной степени приходится считаться правящим кругам Японии и США. Еще во время переговоров с министром иностранных дел Сигимицу в 1955 г. и премьер-министром Киси в 1957 г. официальные представители Вашингтона приводили в качестве лишает гибкости ее внешнюю политику, особенно в тот период, когда в Европе пробивают себе дорогу новые веяния. Япония, подчеркивают многие представители деловых и политических верхов страны, вступила в тот период, когда она может начать подъем на новую ступень: от положения "великой экономической державы" к положению "великой политической державы", которая имеет все основания выступать в роли "третьего центра" капиталистического мира наряду с США и Западной Европой.Премьер-министр Японии Сато в своем выступлении в пресс-клубе в Вашингтоне 22 ноября 1969 г. наметил некоторые контуры японо-американских отношений на 70-е годы. Он заявил, что после возвращения Японии о-ва Окинава положен конец эпохе послевоенного урегулирования и начинается "новый период" в истории стран Тихого океана. Для этого периода будут характерны следующие моменты.Во-первых, Япония и США переходят от стадии "закрытых отношений", т.е. ограниченных обсуждением вопросов, возникающих между двумя странами, к стадии "открытых отношений", которые предусматривают участие Японии наряду с США в разрешении крупных международных проблем.Во-вторых, по словам японского премьера, в 70-е годы надо ожидать обострения японо-американских противоречий. Особенно остро они будут проявляться в экономической области, что не сможет не нанести ущерб политическим связям между Японией и США.Внешнеполитические концепции правящих кругов Японии и США, связанные с будущим характером японо-американского военно-политического союза, свидетельствуют о том, что отношения между этими двумя ведущими державами капиталистического мира вступают в сложный период, в котором временные компромиссы будут сочетаться с обострением межимпериалистических противоречий. Как отмечалось в отчетном докладе XXIV съезду КПСС, Япония наряду с США и странами Западной Европы стала одним из основных центров империалистического соперничества, где "все острее развертывается экономическая и политическая конкурентная борьба".
ЗаключениеКак известно, в соответствии с Потсдамской декларацией в 1945 г. были осуществлены разоружение и демобилизация японской армии.30 ноября этого же года были распущены Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами. Японские военнослужащие были лишены прав на пенсию.Поэтому огромную роль в сфере эффективного обеспечения безопасности Японии сыграли именно японо-американские договоры о безопасности 1951 и 1960гг.Сегодня лидеры США и Японии уже говорят о том, что японо-американский договор о безопасности нуждается в пересмотре как "объективно не соответствующий современным реалиям".Следует отметить, что сохранение, упразднение или видоизменение японо-американского союза является делом его участников, тем не менее подобные альянсы должны быть сугубо оборонительными, не быть нацеленными на третьи страны, не нарушать баланса сил в регионе и не должны действовать в обход главного инструмента обеспечения международного мира и безопасности - ООН и ее Совета Безопасности.27 апреля 2001 г. нижняя палата парламента Японии одобрила пакет законопроектов, имплементирующих в японское законодательство новые "Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны". Речь идет о принципиальном изменении характера военного взаимодействия Токио и Вашингтона, а именно - о расширении сферы его охвата при существенном возрастании военной роли Японии. Теперь, как следует из принятых документов, японская тыловая поддержка операций вооруженных сил США будет осуществляться не только в случае нападения на Японию, как это предусмотрено "Договором безопасности" 1960 года, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций в географически неопределенных "районах, прилегающих к Японии".В Москве нынешнее решение парламента Японии, давшее "зеленый свет" реализации новых "Руководящих принципов", вызывает немало вопросов: насколько далеко простираются "прилегающие к Японии районы", не могут ли они включать территории третьих государств, в том числе России, по каким критериям будет определяться степень "чрезвычайности" ситуации в этих районах? Разумеется, для России категорически неприемлемо включение в такие районы российских территорий. Как подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве, эти вопросы возникли отнюдь не сегодня - они звучали еще не стадии обсуждения указанных законопроектов в японском парламенте.В данной связи приходится лишь сожалеть о том, что такие озабоченности России, и ряда других соседних с Японией стран, похоже, не были приняты во внимание.Российская сторона по-прежнему считает, что такие союзы должны быть максимально транспарентными и избегать расширения сферы своего действия.
Библиографический списокБакош Г.С. Политика Японии: уроки для стран Восточной Европы. - // Вопросы экономики, №9, 1997 г.
Барциц И.П. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 3, 2003 г.
Булатов А.С. Мировая экономика. М., "Юристъ" 2001 г.
Вербицкий С.И. Японо-американский военно-политический союз. М., 1972 г.
Виленский А. Чуйко А. Япония: закономерность феномена. // ЭКО №3, 1992
Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. - Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М., 1997 г., стр.369 - 378.
Гаджиев К.С. Введение в геополитику, М., 1998 г.
Галузин М.И. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2003 г.
Галузин М.И. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная жизнь, №10, 2000 г.
Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции. - // Мировая экономика и международные отношения №8, 2000 г.
Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь, № 8 - 9, 2000 г.
Корнилов М.И. Япония, Южная Корея, Китай - особенности модернизации // Зарубежный опыт 2000 г. №3
Курицын А.Н. Управление в Японии: организация и методы. М.: Наука, 1981г.
Ломакин В.К., Мировая экономика. М., 1998.
Мильнер, Олейник, Рогиненко Японский парадокс (реальность и противоречия капиталистического управления). - М.: Изд-во "Мысль", 1985 г.
Нартов Н.А. Геополитика, М., 1999 г.
Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
Спандарьян В.Б. Деловая Япония. М.: Мысль, 1991г.
Япония. Экономика, общество и научно-технических прогресс / под ред. Зайцева В.К., Певзнера Я.А., Рамзеса В.Б. - М.: "Наука", 1998г.
Страницы: 1, 2