Вьетнам в XVI-XIX вв.

Вьетнам в XVI-XIX вв.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вьетнам в XVI-XIX вв.

План

1 Вьетнам к началу Нового времени

2 Вьетнам и внешний мир в раннее Новое время

3 Дайвьет в XVIII в.

4 Вьетнам в первой половине XIX в.

5 Культура Вьетнама в XVI -- первой половине XIX вв.

6 Колонизация Францией Северного и Центрального Вьетнама

1 Вьетнам к началу Нового времени

В XV в. наблюдался наивысший подъем в развитии государства Дайвьет, возникшего на территории нынешней северной части Вьетнама в 1069 г. С 1428 г. на престоле там находилась династия вуа (верховных правителей) Ле. В период правления Ле Тхань Тонга (1460-1497, девиз правления «Хонг Дык» -- «Великая Добродетель») была сформирована система абсолютной монархии, при которой вуа напрямую управлял деятельностью правительства, являлся верховным главнокомандующим вьетнамскими вооруженными силами, утверждал и освобождал от должности руководителей провинций и более низких административных единиц. Под контролем верховной власти находилась и вьетнамская сельская община-ca. Благодаря развитому сельскому хозяйству, в XV в. на территории Дайвьета собирались большие урожаи и практически никогда не было голода. Ле издали указ о передаче части земель в распоряжение элиты и сельским общинам. Переделы общинных территорий происходили один раз в шесть лет. Крестьяне выплачивали налоги непосредственно государству и они уступали по размерам арендной плате помещиков со с земель, полученных от вуа. Это в определенной степени стимулировало труд крестьян. Одновременно усиливаются позиции частных владельцев, которые получают возможность присоединять к своим землям и общинные владения. В дальнейшем это обстоятельство сыграло значительную роль в социально-экономическом развитии Дайвьета. Получает развитие ремесленное производство, идет разработка и добыча полезных ископаемых. Внешняя торговля была незначительна и находилась под контролем центральной власти. Объясняется это в первую очередь отсутствием на вьетнамской территории так ценившихся в тот период в качестве экспортного товара пряностей и удобных для иностранцев портов.

В это время сложился свод вьетнамского законодательства, закрепивший авторитет монархической власти и имущественные отношения, прежде всего в сельском хозяйстве. Он утверждал неограниченную власть вуа над подданными и его верховную собственность на земельные угодья. Главным преступлением считался «бунт» против верховного правителя, трактовавшийся достаточно широко, как любая форма неповиновения властям. Действовала стройная система занятия должностей в государственном аппарате и в вооруженных силах, основанная на конфуцианских принципах. Все чиновники, вне зависимости от их социального происхождения, должны были сдавать конкурсные экзамены. Большое внимание уделялось формированию армии, состоявшей из подразделений непосредственно подчинявшихся вуа, провинциальных войск и вооруженных отрядов в сельской местности. В идеологической сфере в качестве главной составляющей также являлось конфуцианское учение, оттеснившее на второй план буддизм, сохранивший влияние по большей части в низших слоях общества. Особое внимание уделяется развитию наук, искусств, открываются различного рода учебные заведения.

В 1471 г. к территории Дайвьета было присоединено государство Чампа (Тямпа), располагавшееся в Центральной и Южной частях нынешнего Вьетнама. На Юге страны быстро растут городские поселения, строятся новые дамбы и оросительные каналы, увеличивается оборот на внутреннем рынке, укрепляются внешнеторговые связи.

С начала XVI в. наблюдаются противоречия между государственным и частным секторами в сельском хозяйстве, которые вылились во внутриполитическую борьбу между представителями вьетнамской элиты и в выступления против правящего режима со стороны народных низов.

В XVI -- середине XVII вв. между собой непрерывно воевали три самых могущественных клана вьетнамской элиты -- Маки, Чини и Нгуены. Ожесточенная борьба за влияние на трон между ними началась в 1510г. В 1516г. на территории

Дайвьета началось крупное крестьянское восстание, во главе которого встал буддистский священник Чан Као. В течение пяти лет он и его сторонники, в число которых входили буддистские монахи и население покоренной Тямпы, добивались смены правящей династии. Им удалось захватить в 1517 г. столицу и провозгласить новым правителем своего предводителя. Вскоре Чан Као отказался от власти в пользу родного сына Чан Тханга, который, в свою очередь, был побежден северовьетнамским военачальником Мак Данг Зунгом, сумевшим к концу первой трети XVI в. победить и своих основных противников в лице Чиней.

После это Мак Данг Зунг основал новую династию. На следующий год после своего восшествия на престол Мак Дан Зунг решил заручиться поддержкой Минов и отправил в Китай посольство с богатыми дарами. Для того, чтобы китайский император формально признал его легитимность, под его юрисдикцию были переданы две вьетнамские территории -- Куйхоа и Тхуанан. В качестве ответного шага представители династии Ле также направили в Китай свое посольство, обвинив Маков в незаконной узурпации трона. Мины оказались в затруднительном положении. В итоге закулисных интриг в 1541 г. китайский император издал указ о признании права династии Мак на управление Вьетнамом, но при этом статус страны низводился до уровня китайского наместничества, административно подчинявшегося руководству китайской провинции Гуанси. Этот статус сохранялся весь период нахождения у власти Маков (до 1592 г.) и еще пятьдесят лет после их ухода.

В 1542 г. Нгуен Ким стал во главе всех недовольных Маками и образовал на территории провинций Тханьхоа и Нгеан собственное независимое государство. Это означало на практике раскол единой страны на северную часть (Бакбо) с центром Тханлаунге и южную (Намбо).

Главными соперниками Чиней стали Нгуены, получившие от Ле право на управление районом Тхуанхуа в 1558 г. и Ку-ангнам в 1570 г.

В конечном итоге династия Маков не была признана большинством общества, и в 1592 г. престол возвратился к прежней династии Ле. Маки, в свою очередь, продолжили борьбу со своими политическими противниками. К концу XVI в. Чиням удалось одолеть Маков и захватить столицу Тханг Лонг и восстановить там формальное правление династии Ле.

Таким образом, после семи десятилетий раскола Вьетнама страна вновь была объединена. Маки сохранили свое влияние в Каобанге, где их продолжали поддерживать китайцы. Они воевали против Чиней вплоть до последней трети XVII в.

Династия Ле продолжала номинально оставаться на престоле, но реально страной управляли представители клана Чиней, ставленник которых занимал пост тюа. Южная часть Вьетнама контролировалась Нгуенами, которые там в начале XVII в. создали свое государственное образование с центром в г.Хюе (тогда называвшимся Фу Суан). Они также признавали номинальную власть династии Ле, и их ставленник имел статус тюа. Нгуены не хотели провозглашать себя самостоятельной династией, заявляя, что Ле находятся в руках «узурпаторов» Чиней, при этом Ле продолжают являться для них законными правителями.

Нгуены ввели собственную денежную единицу, осуществляли торговлю с соседними государствами региона, а также с Голландией и Португалией. Владения Нгуенов на юге Дай-вьета стали называть Дангчаунг. Владения же Чиней на севере страны именовались Дангнгоай.

В XVI-XVII вв. происходят изменения во вьетнамской деревне, расслаивается традиционная община-са. Дайвьет являлся аграрным государством, большинство жителей которого составляли крестьяне -- вьеты, занимавшиеся поливным рисоводством. Национальных меньшинств было мало. Города также в своем большинстве были заселены вьетами. В Дайвье-те, в отличие от других государств Индокитая, постоянно ощущался недостаток сельскохозяйственных земель. Помимо рисоводства, крестьяне занимались речным рыболовством, разведением быков и буйволов, а также выращиванием свиней, кур и уток. Крестьяне являлись лично свободными. Основными их эксплуататорами до начала XVII в. были чинов-ники-куаны, имевшие право сбора ренты-налога. Высшие слои общества состояли из родственников монарха, титулованной знати и чиновников-куанов, имевших наследственные земли.

вьетнам дайвьет колонизация

2 Вьетнам и внешний мир в раннее Новое время

Внешние связи Дайвьета в раннее Новое время были достаточно ограниченными. С 1535 г. португальцы стали контролировать торговые связи Вьетнама с внешним миром. Они,

в частности, дали название южной части страны -- Кохинхина, в которой правили Нгуены.

В 30-е гг. XVII в. к освоению Вьетнама приступили голландцы, которые основали там несколько факторий. Голландцы в междоусобных войнах поддерживали Чиней, а португальцы Нгуенов, которым продавали оружие. В 1643 г. голландские корабли были подвергнуты успешному нападению со стороны Нгуенов, и голландцы после этого вынуждены были свернуть свою активную деятельность в стране.

В XVII в. развиваются и торговые отношения Вьетнама с Японией и Китаем. Иностранцы вывозили из Вьетнама ценные породы дерева, пряности, ювелирные изделия, слоновую кость и т.д.

В начале XVII в. неудачную попытку проникновения во Вьетнам предприняли англичане. Лишь в 1672 г. им удалось основать там свою первую факторию. Спустя восемь лет тоже самое удалось сделать и французам.

После завершения войн Чиней с Нгуенами торговля с западными державами сократилась до минимальных размеров. В этот же период во Вьетнам начинают активно проникать католические миссионеры.

Долгий период времени отношения Вьетнама и Китая характеризовались связкой «вассал-сюзерен». Однако на практике, кроме выплаты дани с ответной выдачей щедрых подарков и получением вьетнамским императором от китайского императора инвеституры, никакого другого реального содержания они не имели. Лишь в период маньчжурского завоевания Китая династия Чинь безуспешно пыталась возвратить Вьетнаму захваченные ранее китайцами вьетнамские земли и включенные ими в провинцию Гуандун.

Война между Нгуенами и Чинями, начавшаяся в 1627 г., продолжалась вплоть до 1672 г. и завершилась установлением почти на столетие мирных отношений. При этом верховная власть номинально продолжала оставаться у династии Ле, символизирующей хотя бы формальное единство Дайвьета. Используя представившуюся передышку в войне с Нгуенами, Чини сумели победить Маков и завладеть их территориями.

В 1647 г. Мины, которых Цины уже к тому времени вытеснили из Пекина, присвоили тюа Чиню титул вице-короля (вы-онга). Это означало, в какой-то степени, признание его легитимного статуса со стороны формального сюзерена.

60 гг. XVII -- 20 гг. XVIII вв. были периодом относительной стабилизации Дайвьета. В это время постепенно нарастал экономический кризис на севере страны в первую очередь из-за роста частного землевладения и постепенного сокращения общинного. С середины XVIII в. кризисная ситуация в Дангн-гоае еще более обостряется, и верховная власть постепенно начинает опираться на юг страны, где больше свободных земель и социальная напряженность в обществе ощущалась слабее.

В 1774 г. тюа Нгуен, без согласия Китая, провозгласил себя выонгом на подконтрольной ему территории юга. Нгуены попытались расширить свои владения за счет камбоджийских земель, на которых вьетнамские переселенцы силой насаждали свои традиции и культуры в среде коренного населения.

В конце XVII в. Нгуены перенесли свою резиденцию в г. Хюэ.

3 Дайвьет в XVIII в.

В XVIII в. в основном было завершено формирование вьетнамского государства в его современных границах. По уровню развития Вьетнам находился в тот период в числе наиболее развитых и богатых государств Юго-Восточной Азии. Нгуены вели роскошный образ жизни, а Хюэ по великолепию не уступал Тханлонгу.

В социально-экономической области происходили важные изменения, связанные с сокращением фонда государственных земель и превращения общины-са в зависимую от частных землевладельцев.

Развиваются ремесла и торговля. Дельта р. Красной становится главным районом ремесленных промыслов, которые уже отделились от земледелия.

На юге происходила передача земли в руки частных владельцев, но и там оставался резерв целинных земель в дельте р. Меконг. Поэтому аграрные отношения здесь развивались более успешно, чем на севере.

В середине XVIII в. увеличилось налогообложение, началось разорение крестьянства, рост инфляции, цен, спекуляция. Также происходил и упадок внешней торговли.

На землях Чиней в XVIII в. также происходил процесс передачи крестьянских земель в помещичье владение. В результате там стала наблюдаться нехватка земель. Увеличивалось число налогов и различного рода повинностей. Ренту-налог государство взимало даже с непригодных для обработки сельскохозяйственных земель. Опасаясь обнищания основной массы населения, Чини в 1711 г. издали закон, ограничивающий разорение этой категории населения. Общины выплачивали налоги даже за уже умерших, либо за людей, покинувших родные края в поисках лучшей доли.

На землях Чиней начался голод, тысячи людей погибали, еще больше нищенствовали. Власти предпринимали попытки вернуть крестьян к местам прежнего проживания, но большого успеха в этом деле им достичь не удалось.

При дворе Чиней, как в Минском Китае, большим влиянием пользовались евнухи. С 1730 г. началась практика продажи административных должностей и ученых званий. Попытки борьбы с коррупцией, которые Чини время от времени проводили, большого успеха не имели.

На этом фоне росло число крестьянских выступлений. В 1737 г. началось восстание около столицы под руководством буддистского бонзы Нгуен Зыонг Хынга, через год вспыхнуло еще одно в провинции Тханьхоа под руководством Ле Зуй Мата, который стремился возвратить реальную власть в стране представителям династии Ле. В 1739 г. в провинциях Намха и Тхайбинь началось еще одно крестьянское восстание под руководством Хоанг Конг Тята. В 1740 г. поднялось восстание в провинции Шонтай, в 1741 г. -- еще одно в районе Хайзыонг-Киенъан. Затем восстали жители провинций Лангшон, Тиекуанг, Тхайнгуен и Каобанг. Восставшие убивали местных чиновников, крупных землевладельцев, раздавали их имущество нуждающимся. Борьба правительственных войск с восставшими продолжалась вплоть до 1770 г. Последним было подавлено выступление сторонников Ле Зуй Мата. После этого Чини пошли на снижение налогов и повинностей, отмену прежних долгов крестьян, желая этими мерами в первую очередь снизить уровень социальной напряженности.

С конца XVIII в. все более значительную роль в делах Чиней стала играть армия, а сами правители лишь больше увязали в коррупции. В этот период режим оказался на грани краха.

В 1771 г. на территории Вьетнама вспыхнуло одно из крупнейших в его истории восстаний -- Тэйшонов (Тай-шэн -- «Западные горы» -- название одного из населенных пунктов в Центральном Вьетнаме). Продолжалось оно 30 лет и охватило практически все районы страны. Его итогом стало прекращение состояния вражды между традиционными политическими кланами Вьетнама и начавшийся процесс централизации страны.

Главной движущей силой восставших являлось крестьянство, а также жители городов, выступавших против раздробленности страны. Тэйшоны провозгласили себя защитниками крестьян, а также заявляли, что хотят свергнуть власть тогдашнего правителя и восстановить на троне «настоящих» Нгуенов. Руководили восставшими три брата -- Нгуен Ньяк, Нгуен Хюэ и Нгуен Ли.

Тэйшоны стремились к равенству в социальных отношениях. Они проводили мероприятия по введению уравнительного землепользования, конфисковывали имущество состоятельных людей, не желавших с ними сотрудничать и «добровольно» делиться нажитым и распределяли его среди нуждающихся. Однако прежнюю систему землевладения им ликвидировать не удалось. Крестьяне продолжали обрабатывать пустующие земли, выплачивали высокие налоги и исполняли другие государственные повинности.

Чини узнав, что Нгуены оказались в сложной ситуации, решили в 1774 г. захватить часть их земель. После победы над Нгуенами тэйшоны начали наступление на Чиней, захвативших в 1774 г. Фу Суан.

В 1783 г., после победы над Нгуенами, тэйшоны предприняли походы против Чиней на Север. Их лозунгами стали восстановление «законной» династии Ле. Поэтому их поддержали не только крестьяне, но и значительная часть чиновничества, торговцев и землевладельцев. В 1784 г. на помощь Нгуенам пришла сиамская армия. На следующий год она была разбита войсками Нгуен Хюэ, которого с того момента во Вьетнаме стали считать национальным героем.

В 1786 г. Фу Суан был захвачен тэйшонами. Был захвачен город Тханлонг, и Нгуен Хюэ объявил себя сторонником короля Ле Хиен Тонга, который, в свою очередь, выдал за него замуж свою дочь. Формально была восстановлена династия Ле, но реальная власть находилась в руках Тэйшонов.

Одержав верх над Чинями, они выполнили свое обещание и передали формальную власть Ле, от имени которых и стали править.

После смерти Ле Хиен Тонга на престоле оказался Ле Тиеу Тхонг, который попытался избавиться от опеки Тэйшонов, но, потерпев неудачу, вынужден был бежать из столицы и обратиться за помощью к цинскому Китаю. В октябре 1788 г. цинские войска начали поход против Тэйшонов за восстановление династии Ле. В декабре того же года Цины вступили в столицу вместе с Ле Тиеу Тхонгом. 21 декабря 1788 г. Нгуен Хюэ, находясь в Фу Суане, в качестве ответной меры, провозгласил себя вьетнамским императором Куанг Чунгом и направил верные войска в Тханлонг. В конце января 1789 г. он вступил в Тханлонг, разбив перед этим двухсоттысячную цинскую армию. После этого Китай пошел на признание его власти.

Новый тэйшонский правитель начал реформирование подвластных владений. Был издан указ о поощрении занятий земледелием, предусматривавший перераспределение государственных угодий среди нуждающихся крестьян, началось восстановление ирригационных сооружений, расширено количество обрабатываемых сельскохозяйственных угодий. Были отменены многие налоги, сняты ограничения с внешней торговли и т.д.

В 1792 г. Куанг Чунг скончался, а его преемники уже не имели такого авторитета в стране, как он. Сподвижники руководителей восстания постепенно превратились в новый слой вьетнамской элиты. Постепенно возникает разочарование в своих лидерах и в среде рядовых участников движения.

Один из представителей свергнутого тэйшонами клана Нгу-енов -- Нгуен Фук Ань -- собирает недовольных, заручившись поддержкой французов, взамен пообещав им, согласно подписанному в конце ноября 1787 г. договору, порт Туран, о. Пуло-Кондор и экономические льготы. В1792-1802 гг. Нгуен Фук Аню удалось выдавить Тэйшонов из Центрального Вьетнама, а затем подчинить и север страны. 1802 г. он провозгласил себя императором Зя Лонгом, основав в Тханлонге новую династию Нгуен, находившуюся на вьетнамском престоле вплоть до августа 1945 г.

4 Вьетнам в первой половине XIX в.

Нгуенам досталась страна, находившаяся в тяжелом экономическом положении. Были разрушены многие ирригационные сооружения, большое количество земли не обрабатывалось крестьянами, которые в поисках лучшей доли покидали родные дома. Зиа Лонг изменил административное деление и название государства, которое с 1804 г. стало официально именоваться Вьетнам (Южный Вьет) со столицей в г. Хюэ. Оно состояло из трех частей -- северной, центральной и южной, каждая из которых, в свою очередь, делилась на провинции. Были также проведены финансовые и военные реформы.

Во главе государства находился император -- Хоанг-де (Сын Неба), имевший всю полноту власти. При нем создавался Придворный совет (Ной-как). Правительство состояло из 6 министерств (бо). Внешние связи на постоянной основе новое государство поддерживало лишь с Китаем, которому выплачивалась дань. В 1805 г. был восстановлен сюзеренитет Вьетнама над Камбоджей, утраченный им во время тэйшонского восстания. В 1827 г. сюзеренитет Вьетнама был установлен и над лаосскими землями, ранее контролировавшимися Сиамом.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать