Галицко-волынское княжество

Галицко-волынское княжество

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Евпаторийский педагогический факультет

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "ИСТОРИЯ УКРАИНЫ"

НА ТЕМУ:

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Выполнила:

Студентка I - курса

группы 11-ЕНД

Морозова Т.А.

Евпатория - 2005

Содержание

  • Содержание 2
  • Введение 3
  • 1. Местные особенности социального устройства Галицко-Волынского княжества 4
  • 2. Возникновение и развитие феодального города 10
  • 3. Политическая история Галицко-Волынского княжества 15
  • Заключение 23
  • Список литературы 26
  • Введение
  • В период распада Киевской Руси, в пределах нынешней территории Украины, на ее юго-западе, возникает важный очаг региональной дифференциации - Галицкое и Волынское княжества.
  • Если Киев эпохи расцвета безоговорочно сосредоточивал в своих руках всю силу и мощь огромной державы, то ныне почти вся эта сила отошла к прежним окраинам, к полюсам - северо-восточному и юго-западному. Из всех прежних киевских земель, пожалуй, лишь Владимиро-Суздальская да Галицко-Волынская не уступали друг другу в военной мощи.
  • При этом именно Галицкое и Волынское княжества М.Грушевский считал самыми прямыми наследниками политических и культурных традиций Киева. А другой видный украинский историк, С.Томашивский, называл объединенное Галицко-Волынское княжество XIII в. первым бесспорно украинским государством. В самом деле: если рассматривать эту объединенную державу на пределе ее могущества, в тех границах, которых ей к этому времени удалось достичь, то окажется, что 90 % ее подданных жили на территории современной Украины.
  • Княжество стало наследницей Киевской Руси, боролось за воссоединение и консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ремесла, торговли, культуры; способствовало защите населения юго-западных земель от физического уничтожения манголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в условиях феодальной раздробленности.
  • Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славянских землях и стало главным политическим центром будущего Украины.
1. Местные особенности социального устройства Галицко-Волынского княжества

Местные особенности в процессе феодализации в Галицко-Волынской земле обусловлены моментами общественно-экономического и политического развития этой части Киевской Руси.

По началу Галичина и Волынь были вотчиной Киевских князей, А затем перешли к их прямым потомкам. Галичиной правили Ростиславичи - потомки внука Ярослава Мудрого, а Волынью Мстиславичи, ведущее свое происхождение от Владимира Мономаха. И хотя историки для собственного удобства, как правило, рассматривают Галицко-Волынское княжество, как нечто единое, Это все же были не только различные, но и не слишком похожие друг на друга политические образования XII - XIII веков.

Одним из характерных моментов было то, что в Галицкой земле процесс распада родоплеменных отношений и возникновение феодализма начался раньше, чем в других землях. С другой стороны, и дальнейшее развитие феодализма, проходило интенсивней. Это объясняется непосредственными экономическими связями с западноевропейскими странами, с которыми граничила Галицкая земля. В то время, когда южные земли приходили в упадок и теряли население, Галицкая земля, подобно Северо-Восточной Руси, стала местом бодрой колонизации. Но частица этих колонистов была другая. Тут колонисты оседали в уже созданных боярских сеньориях и таким образом усиливали экономически-социальную базу местных бояр. Далее надо отметить, что Галицкая земля позднее, чем все другие земли, вошла в состав Киевского государства и позднее, чем другие, получила отдельного князя (с 1097 г.). Таким образом, процесс феодализации в Галицкой земле сначала протекал без влияния на него княжеской организующей силы. Князья начали действовать в Галицкой земле тогда, когда этот процесс определился.

Следует отметить также и тот факт, что покорение Галиции Польшей, дальнейшая постоянная связь Галицкой земли с Польшей и Венгрией, частые вмешательства этих стран в Галицкие дела - все это обусловило определенную степень влияния западноевропейского феодального права на развитие Галицких учреждений и институтов.

В конце концов, нелишне отметить еще одно обстоятельство: в Галицко-Волынском княжестве не было больших торговых центров, подобных не только Киеву или Новгороду, а даже, например, Смоленску или Владимиру. Очень характерно, что Галицкая земля сначала называлась не по названию своей столицы - Галича, а описательно - "Червенські города". Значит, Галич не выделялся среди других галицких городов. И более позднее он не играл особой роли История СССР с древнейших времен до конца XVIII века /под ред. Рыбакова Б.А., М.: Наука, 1996.-С.128..

Все это определило ряд местных особенностей в процессе феодализации в Галицко-Волынском княжестве.

Прежде всего, в Галицкой земле основным типом феодальных владений была боярская сеньория. Бояре сумели захватить в свои руки основную часть, Галицкой земли. Что же касается княжеского домена, то он начал развиваться поздно (только в XII ст.), когда боярство уже захватило в свои руки лучшие земли. Словом, княжеский домен в Галицкой земле был слабее, чем где-либо. Из материала, который дошел до нас, трудно выяснить значение церковного землевладения в Галицкой земле. Но можно думать, что церковное землевладение было развито менее чем в других землях, в частности, чем в Новгороде. Поскольку процесс феодализации был широкий и глубокий, то можно предполагать, что значительная часть общинных земель была экспроприирована уже в XII в. По мнению большинства историков, уникальная роль Галицких бояр во многом объясняется их происхождения. В отличие от других княжеств, где боярами, как правило, становились княжеские дружинники и их потомки, галицкая аристократия, по всей вероятности, происходила в основном из местной племенной знати. Так что свои имения галицкие бояре получали не от князя как бояре иных земель, а путем узурпации общинных владений. Очевидно, уже первые Рюриковичи, придя в Галичину, натолкнулись на круговую оборону местной знати, не собиравших поступаться собственными интересами.

Некоторые другие историки к этому объяснению прибавляют следующее. По крайней мере, четыре поколения Ростиславичей, утверждают они, счастливо правили этой страной, и бояре имели предостаточно времени и возможностей, для устройства собственных дел. К тому же многие из них торговали солью, а это давало немалую прибыль, укрепляя и без того солидное боярское состояние. В итоге богатейшие из галицких бояр так крепко стояли на ногах, что даже могли позволить себе содержать собственные боевые дружины, состоявшие из мелких феодалов. Кроме того Киев был далеко, и великие князья даже в лучшие свои времена не имели особых возможностей для вмешательства в галицкие дела. Зато до Польши и Венгрии рукой подать: там галицкие бояре видали вдохновляющие примеры власти и господства аристократов; туда же в случае чего обращались они за помощью против собственных особо строптивых князей.

В противоположность галицким волынские бояре были более простого пошиба. Большая их часть пришла на Волынь в составе дружин тех князей, назначение или смещение которых, целиком зависело от воли Киева. Отсюда, с Волыни, Киев не казался таким далеким, каким представлялся жителям Галичины, и влияние его было гораздо более ощутимым. Волынские бояре как это и водилось по всей Руси, наделялись землями за верную службу князю. Зависимая от княжеской милости волынская знать была более лояльной, нежели галицкая. На Волынских бояр князья могли положиться. Вот потому, когда дело дошло до объединения двух княжеств, больше шансов на это оказалось не у Галицких князей, а именно у Волынских.

Относительно вопроса о возникновении класса феодалов, то в Галицко-Волынском княжестве, так именно как и в Новгороде, основная масса феодалов выросла из крупных землевладельцев, которые образовались в сельских общинах, которые распадались. В отличие от Новгорода, княжеские дружинники могли приобретать себе земли в Галицко-Волынском княжестве и, наверное, это и делали. Тем не менее, эти дружинники, можно сказать, терялись в массе численного и объединенного галицкого боярства. Такого объединения, такой консолидации боярства мы ни в одной земле не наблюдаем.

Можно предполагать, что правовое оформление класса галицких феодалов-бояр проходило не без влияния западноевропейского феодального права. Достаточно указать, что в галицкой земле начало образовываться, по западноевропейским образцам, рыцарство.

Особенности политического устройства определяются особенностями в процессе возникновения феодального землевладения и оформление класса феодалов. Поскольку Галицкие князья не имели широкой экономической и социальной базы, их власть была непрочной. Большую роль в политической жизни страны играло Галицкое боярство. Оно распоряжается княжеским столом, приглашает и отстраняет князей. История Галицко-Волынской земли полна примеров, когда князья, утратив поддержку боярства, были вынуждены бросать свое княжество. Характерны также и формы борьбы боярства с неподходящими ему князьями. В частности они приглашали венгров и поляков, наказывали насмерть неподходящих князей (так в 1211 г. были повешенные князья Игоревичи), корпоративно выходили из галицкой земли (в 1226 г.). Характерен также эпизод, когда боярин Володислав провозгласил себя князем (в 1213 г.).

Такая чрезвычайная объединенность галицкого боярства заставляет предполагать, что тут возникли какие-то органы, в которых реализовалась политическая власть бояр, но о которых молчат источники.

Как и в других землях, тут также созывали вече. Очень характерно, что князья искали в вече поддержки себе в борьбе с боярством. Так, именно с этой целью князь Даниил созвал вече в 1231 и в 1235 г. Но нетрудно установить, что вече, которое состояло из горожан Галича, не имело особого влияния. Летопись отмечает, что горожане Галича очень любили князя Даниила, но, как известно, положение его определялось не этой любовью, а отношением к нему бояр. Исключительное значение галицкого боярства отразилось и на организации местного управления. Бояре присвоили себе право раздавать волости и города Крипьякевич И. Галицко-Волынское княжество. - К.: Свет, 1984.-С.26..

Если при первобытно общинном строе вече являлось собранием всего поселения, рода или общины, и было постоянным органом власти, то в указанный период оно уже не являлось таковым. В период развитого феодализма (XII - XII в.в.) вече как собрание феодалов и горожан феодального города с участием населения пригородов, утратило свое значение. Вече созывалось правящей верхушкой феодалов, чаще всего князьями, в случаях крайней необходимости. Вече созывалось князьями тогда, когда им нужна была опора в широких слоях феодалов и горожан, против правящей группы крупного боярства. Летописец впервые напоминает о вече в Галицко-Волынской Руси в 1097 году. В это время князь Давид Владимирский вместе со своими боярами Туряком, Лазарем и Василием захватили власти князя Василька и Валодоря.

Из приведенного летописного отрывка мы видим, что вече было созвано самими горожанами. Возможно, что инициатива созыва веча исходила от крупнейших феодалов городо-бояр, которые весьма неодобрительно относились к внутренней политике Давида и созвали вече в момент опасности для Давида. Таким образом, через вече феодальная знать стремилась влиять на политику князя.

Исключительный интерес представляет вече, собравшееся в 1231 году в Галиче. Из описания летописца мы видим, что оно было созвано Даниилом в обстановке напряженной борьбы князя с боярской аристократией. Даниил, не решаясь применить против князей Игоревичей репрессивных мер, поставил на вече вопрос о верности бояр князю. Вопрос был поставлен так: признают ли бояре княжескую власть изменников - бояр приводящих в Галич Венгерских королевичей.

Вот как пишет об этом летописец: "самому же Даниилу созываху вече оставъшуся в восемнадцати отроки верных и с Демьяном Тысяцким своим и рече им хочете ли быти верни мне до изоиду на враге мое с нем же кликнувшем "верны, есмы Богу и тобе господину нашему" изииди з божею помощею соцким же рикула реча… "господине непогнетиш пчел меду не едать" Грушевский М.С. Ілюстрована історія України. - К.: Наукова Думка, 1992.-С.324..

Таким образов из анализа деятельности веча в Галицко-Волынской Руси можно сделать следующий вывод. Вече не являлось постоянным органом, а созывалось в исключительных случаях, вызванных особой военной или политической обстановкой. Вече являлось орудием правящей группы феодалов города или пригородов, поэтому и инициатива его созыва исходила от князя или бояр данного города. На вече могли присутствовать мелкие купцу и ремесленники, однако решающую роль играло верхушка клана феодалов.

2. Возникновение и развитие феодального города

В историографии, посвященной изучению феодализма в Киевской Руси, вопрос о возникновении и начальном развитии феодального города не притягивал к себе особого внимания. А тем временем он имеет большое значение для выяснения вопроса об организационных формах феодального хозяйства и, в особенности о социальном устройстве Киевского государства.

Огромное большинство историков, которые в той или другой мере интересовались городами Древней Руси, рассматривали их с самого момента возникновения как торгово-промышленные центры. Если кое-кто и высказывал другие мысли, то они, по сути, были модификацией этого взгляда. Наиболее убедительно эта теория звучит у Ключевского.

Это мнение нашло отражение в исторических работах М.П.Покровского. Точка зрения Сергеевича о постройки городов "предприимчивыми людьми", разумеется, так же мало отличается от мнения Ключевского.

Процесс образования княжеского домена о том, что князья являлись инициаторами постройки городов. Каждый князь в своем княжестве строил города. Таковы, к примеру, Владимир, Холм, Львов, и другие. Что же представлял собой этот город? Как мы уже говорили, летописный материал показывает, что все города строились по одному типу. Центром города был княжеский двор с церковью при нем. Двор обносился деревянной стеной с валами и глубокими рвами. Разумеется, этот княжеский замок не мог носить характера военного укрепления. Такие города, как Владимир, Холм и другие, были хорошо защищены мощными военными укреплениями.

В городах было высоко развито ремесло. Это полностью подтверждается летописным материалом, который свидетельствует, что, например, при постройке города Холм князь Даниил призвал на стройку "и немцев, и русских и инноязычников, и ляхов".

Летописец указывает на специальность отдельных мастеров бежавших от татар: седельницы и лучницы, и трульницы, и кузнецы по железу и меди и серебру" Грушевский М.С. История Украины Руси. - К.: Наукова Думка, 1995.-Т3.-С.321..

Уже в это время различались кузнецы по железу, меди, серебру. Это указывает на развитие ремесленного производства в XI - XIII в.в. при этом ремесло не носило случайного характера, вызывалось к жизни не потребностями того или иного двора, а становилась определенной отраслью производственной жизни княжества. Существовали специальные мастера "городники", которые строили города. Их было в то время уже достаточно много. Летописец подчеркивает "идяху день и в день и у ночи, мастере всяции" и "наполнена окрест града, поле, села. Там же. - С.323."

Ремесленники селились вокруг города-замка и в ближайших селах, образуя таким образом феодальный город. Мастера Руси могли приложить свои знания и искусство именно в условиях Галицко-Волынской Руси. Летописец указывает, что они попадали в Галицию "бежаху от татар", то есть с территории Восточной Руси. Поэтому можно сказать, что в постройке городов Галицко-Волынской Руси, в особенности в XIII в.в. было воплощено мастерство ремесленников всей Руси. Кроме этого, Галицкие князья призывали или разрешали селиться на их землях, ремесленникам западно-европейских государств, которым предоставлялось право участия в строительстве городов.

Летописец указывает выдающихся мастеров: "некого Хитрича", который поставил столпы на четырех человеческих головах в каждом углу церкви, и другого "Хитрича", который был всем известен под именем Андрей. Он обладал исключительным искусством резьбы по дереву и лепке шаров из золота.

Из этого следует, что архитектура, резьба, лепка, были высоко развиты. По свидетельству летописца, помогая церкви, был залит медью и оловом и блестел как зеркало. А поскольку для этого нужно было большое количество меди и олова, то очевидно в Галицко-Волынской Руси была развита добычи олова и меди.

На стенах города стояли "пороки и самострелы", что свидетельствует о передовом по тому времени оружейном ремесле.

Галицкая и Волынская земли вели оживленную торговлю с другими Русскими Княжествами - Киевским, Новгородским, Черниговским. Они поддерживали торговые связи с Византией, Болгарией, Венгрией, Чехией, Германией, Польшей, Литвой. Из Галицко-Волынской земли вывозили меха, мел, воск, рыбу, рогатый скот, соль, хлеб, и ремесленные изделия; с запада привозили шерсть, сукна, оружие, стекло, мрамор, золото, серебро, венгерских скакунов.

Вооруженный торговый город стал узлом первой большой политической формы, образованной среди восточных славян на новых местах пребывания. При передвижении восточного славянства из Карпатских склонов развивались племенные и родительные союзы. Поэтому родительные отношения начали превращаться в родительные традиции, родственность заменялась соседством. По мере успехов промысла и торговли среди разбросанных дворов переселенцев получались сборные пункты обмена, торговли - погосты. Некоторые из них превращались в большие торговые центры, города, к которым тянули в промышленных оборотах окружающие погосты, а города, которые возникали на главных торговых путях, по большим рекам, вырастали в большие торжища, которые взыскивали к себе обороты окружающих городских рынков.

Постепенно экономические связи становились основой политических, торговые районы городов превращались в городские волости. Во главе городских волостей стоял правительственный класс, который состоял из двух элементов: вооруженных промышленников - туземных и заморских.

У нас не может быть никаких сомнений в том, что собственного городского правления, то есть самоуправления, города не имели. Ни в юридических, ни в летописных памятниках мы не находим упоминания о такой чисто городской, "бюргерской" администрации.

В период возникновения и становление феодального города городом в целому управлял князь или его посадники, тысячские и сотские.

Городское население Галицко-Волынского княжества было пестрым по составу. Собственно город в Древней Руси -- это крепость, где помещались двор князя или посадника, склады с оружием и продовольствием на случай осады, дома приближенных князя, храм. За крепостью располагался посад, в котором жили ремесленники, купцы, ростовщики, духовенство, поденщики и прочий простой люд, устраивался торг, строились храмы, монастыри Котляр М.Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси. IX - XIII в.в. К.: Лебедь 1984.-С.312..

Заметным слоем городского населения были купцы. Русская Правда выделяет их среди прочих свободных жителей Древней Руси, определяя за убийство купца штраф в 40 гривен. Это позволяет сказать, что по общеуголовным делам купцы находились исключительно под юрисдикцией князя. Русская же Правда указывает и на наличие купеческой организации, имеющей свои нормы профессионального поведения. Известно деление купечества на гостей, торговавших с иностранными государствами или другими городами Руси, и местных купцов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать