Государственный политический строй СССР в 1941-1945 гг.
начительные изменения вносились и в законодательство о разводе. В отличие от прежнего порядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. При подаче заявления о расторжении брака требовалось изложение мотивов развода и вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о разводе. Дело о расторжении брака должно было рассматриваться гласно, непременно с участием разводящихся, а также с привлечением свидетелей. Увеличивались размеры пошлин, взыскиваемых при оформлении развода: при подаче заявления взималось 100 руб., а при выписке свидетельства о разводе -- от 500 до 2 тыс. руб., даже если это был первый развод. Следуя курсу, взятому еще в предвоенные годы, Указ от 8 июля 1944 г. намечает меры, стимулирующие повышение рождаемости. Теперь единовременное пособие выдается при рождении не седьмого, а уже третьего и каждого последующего ребенка.

Предусматривались и ежемесячные пособия матерям, имевшим троих и более детей. Устанавливалось ежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. -- на одного ребенка, 150 руб. -- на двоих и 200 руб. -- на троих и более детей. Эти пособия выплачивались до достижения детьми 12 лет, причем при вступлении одинокой матери в брак пособие сохранялось. Конечно, это была помощь, но она не могла решить всех проблем, и главной из них -- дать ребенку реального отца, который мог бы воспитывать его.

На экономическое стимулирование рождаемости были направлены нормы о налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Впервые такой налог был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. Указом от 8 июля 1944 г. значительно расширился круг лиц, подлежащих обложению налогом, и увеличивался его размер. Таким образом, затраты на выплату пособий многодетным и одиноким матерям в определенной степени покрывались за счет одиноких и малосемейных граждан. От обложения освобождались некоторые категории военнослужащих, граждане, у которых дети погибли или без вести пропали на фронтах Отечественной войны, и некоторые другие категории населения.

Наряду с мерами экономического стимулирования рождаемости Указом от 8 июля 1944 г. предусматривались и шаги по моральному поощрению многодетных матерей. Учреждались «Медаль материнства» двух степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших пятерых и шестерых детей, орден «Материнская слава» трех степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших семерых, восьмерых и девятерых детей, а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания «Мать-героиня».

2.3 Трудовое право

Война внесла большие изменения в трудовые отношения и в трудовое законодательство. Наиболее трудоспособная и квалифицированная рабочая сила была призвана в армию. Люди и промышленные объекты перемещались из одних районов в другие. Нормальное функционирование производства в военной обстановке было резко нарушено. Значительно сократилось общее число рабочих и служащих на предприятиях, в организациях II учреждениях (например, в 1942 г.-- в 2,5 раза). При таких условиях нельзя было обеспечить хозяйство рабочей силой довоенными методами свободных договоров. Возникла необходимость мобилизации и введения различных трудовых повинностей населения.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», изданный в первый же день войны, предусматривал введение трудовой повинности в местностях, объявленных на военном положении.

Фактическое применение этого Указа ограничивалось в основном привлечением населения на строительство оборонительных сооружений там, где это было необходимо. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» предоставил право руководителям предприятий и организаций с разрешения СНК СССР вводить обязательные для рабочих и служащих сверхурочные часы (от 1 до 3 часов в день) с оплатой их в полуторном размере. Этим же Указом на время войны было отменено предоставление очередных отпусков, которые заменялись денежными компенсациями. Кроме того, СНК СССР в июле предоставил право СНК республик и облисполкомам переводить в обязательном порядке рабочих и служащих с учетом их квалификации и специальности при сокращении штатов, консервации производства на другие предприятия, в том числе других ведомств и в другие местности. Этими положениями ограничиваются изменения в организации труда до конца 1941 года.

Благодаря указанным формам организации труда во второй половине 1941 года удалось значительно увеличить производство ряда видов вооружения и боеприпасов. Однако это были лишь первые шаги.

К концу 1941 года развернулась перестройка всех сторон деятельности государства. Военное производство нужно было развертывать значительно быстрее. На Востоке началось строительство новых предприятий, завершался пуск эвакуированных предприятий.

Для поднятия трудовой дисциплины 26 декабря 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий», который объявил рабочих и служащих мобилизованным на время воины на военные предприятия и установил уголовную ответственность за самовольный уход, как за дезертирство. Такое же положение было определено Указом от 29 сентября 1942 г. для рабочих и служащих всех (а не только военных) предприятий и учреждений, находившихся в близких к фронту районах. Эти Указы закрепляли за предприятиями наличный состав работающих.

Первым крупным актом по привлечению новых контингентов рабочей силы явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве», который распространялся на все трудоспособное (от 16 до 50--55 лет) неработающее городское население, кроме беременных или имеющих малолетних детей женщин, учащихся и т. п. Сначала по этому Указу мобилизованные направлялись отделами и бюро по учету и распределению рабочей силы на работу по месту их жительства, а затем в отдельных случаях стали направляться и в другие районы. Главным образом на основе этого Указа в 1942 году в промышленность, строительство и на транспорт было мобилизовано свыше 700 тыс. человек, из них почти 200 тыс.-- на военное производство11 История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник/Под ред. проф. О.И. Чистякова. - М.: БЕК, 1999. - 41с..

Неучащаяся молодежь 16--18-летнего возраста подлежала направлению в ФЗУ, ремесленные, железнодорожные училища (тоже в обязательном порядке). В 1941--1942 гг. многократно проводился призыв молодежи в школы трудовых резервов, давший производству около миллиона человек. За годы войны через систему трудовых резервов, на курсах, в краткосрочных школах, индивидуальным методом были подготовлены многие миллионы квалифицированных рабочих и механизаторов для сельского хозяйства.

В 1942--1943 гг. в связи с объявлением на военном положении транспорта были мобилизованы и приравнены к военнослужащим все работники железнодорожного, водного и воздушного транспорта. В 1943 году СНК СССР утвердил новые уставы о дисциплине на транспорте, за нарушение которых предусматривалась во время войны повышенная ответственность.

Таковы наиболее важные акты, установившие чрезвычайные меры военного времени по организации труда. Они касались, во-первых, создания особого режима на военном производстве для уже работавших до его введения н, во-вторых, мобилизации на разные виды производства трудоспособного неработавшего населения.

Общий порядок организации трудовой повинности, введение которой было предусмотрено еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», устанавливался постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. Трудовая повинность могла быть объявлена как в случаях стихийных бедствий, так и для проведения оборонительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны различного рода важных объектов. К трудовой повинности в этих случаях привлекались трудоспособные граждане на срок не свыше двух месяцев (с середины 1943 года-- только с разрешения ГКО).

2.4 Колхозное и земельное право

Большую роль в осуществлении названных задач сыграли суровые нормативные акты, направленные на организацию своевременного проведения в колхозах и совхозах сельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводства государству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силы чувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически все мужчины, почти полностью мобилизовали технику -- тракторы, автомашины, а также тягловый скот. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. в целях своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в колхозах был установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней -- в зависимости от региона 100, 120, 150, причем точно определялось количество трудодней, которые колхозники должны были выработать в каждом сельскохозяйственном периоде. Для подростков -- членов семей колхозников -- в возрасте от 12 до 16 лет был также установлен обязательный минимум -- 50 трудодней в году, но без разбивки на периоды. Трудоспособных колхозников, не выработавших без уважительных причин этот минимум по периодам сельскохозяйственных работ, предавали суду и наказывали исправительными работами в колхозе на срок до 6 месяцев с удержанием 25% трудодней в пользу колхоза. Допускалось исключение таких лиц из колхоза с лишением их приусадебных участков,

Было также установлено обязательное участие колхозников и членов их семей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая независимо от выработанного ими минимума трудодней. Колхозников, виновных в уклонении от уборки урожая, что было явлением исключительным, подвергали штрафу путем списания с них определенного количества трудодней в пользу колхоза. Основная масса колхозного крестьянства, а в годы войны это были прежде всего женщины, дети и старики, проявила невиданный трудовой подъем, перекрывая, порой в несколько раз, установленные нормы выработки и при этом фактически ничего не получая на трудодни.

В деле организации труда бригадная и звеньевая системы были распространены не только на колхозников, но и на лиц, работавших в колхозах в порядке мобилизации. За горожанами сохранялось 50% заработной платы по месту основной работы, за учащимися и студентами сохранялась их стипендия.

Но даже с учетом перечисленных мер не все колхозы были в силах обработать находившуюся в их пользовании землю. Поэтому разрешалась временная передача части закрепленной за колхозами земли другим колхозам или организациям и учреждениям, у которых имелась возможность ее использовать рационально.

В целях сохранения поголовья скота законы военного времени ограничивали права колхозов на убой и продажу колхозного скота. Это могло производиться только с разрешения районного земельного отдела.

Большое распространение получило коллективное и индивидуальное огородничество рабочих и служащих. Городским Советам и соответствующим земельным органам надлежало закрепить на 5-- 7 лет за предприятиями и учреждениями участки из земель городов, рабочих поселков и государственного земельного фонда под коллективные и индивидуальные огороды трудящихся при условии ежегодного использования предоставленной земли.

Огромные усилия по восстановлению сельского хозяйства предпринимались на освобожденных от оккупантов территориях. Здесь прежде всего было необходимо навести порядок в землепользовании. Восстанавливались государственные акты на бессрочное (вечное) пользование колхозами землей, уточнялись внешние границы земель всех колхозов, а также границы между общественными землями колхозов и приусадебными участками колхозников. Много было сделано в плане организационно-хозяйственного укрепления колхозов. Государство оказывало им разностороннюю помощь; поставляло сельскохозяйственный инвентарь и технику, направляло на село специалистов, давало взаймы семена.

2.5 Процессуальное законодательство

Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., установило новый порядок рассмотрения дел этими трибуналами. Они могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. При этом повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговоренных к высшей мере наказания. О каждом приговоре к такой мере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору Военно-Морского Флота.

Приговор о расстреле приводился в исполнение, если от председателя Военной коллегии Верховного суда или соответствующего прокурора в течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора. Кроме того военным советам и командующим округами, фронтами, армиями, флотами и флотилиями также предоставлялось право приостанавливать приговоры военных трибуналов к высшей мере наказания с одновременным сообщением по телеграфу своего мнения председателю Военной коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору Военно-морского Флота. Указанные особенности уголовного судопроизводства распространялись и на военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта.

Существовали и некоторые другие особенности судопроизводства по уголовным делам в годы войны. Так, по отдельным категориям дел, связанным с нарушением законодательства о трудовой мобилизации, о самовольном уходе с предприятий, о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней и ряду других категорий, предварительное следствие не производилось. Были сокращены сроки расследования по фактам уклонения от призыва в армию, спекуляции, обмериванию и обвешиванию покупателей, злоупотребления продовольственными и промтоварными карточками.

Следует признать что беззакония и необоснованные репрессии против советских людей, имевшие место в 30-х гг., продолжались и в нелегкую пору борьбы с фашизмом, хотя и не в таких масштабах. Тем не менее многочисленные лагеря продолжали истощать жизненные силы народа. Здесь наряду с действительными преступниками продолжала пребывать огромная масса ни в чем не повинных людей, объявленных «врагами народа». В 1941--1942 гг. они составляли около 30% всех заключенных, в 1943 г. -- 35,6%, в 1944 г. -- 40,7%, а в 1945 г. -- 41,2%. Правда, надо иметь в виду, что часть осужденных за общеуголовные преступления отправляли на фронт, а так называемым «врагам народа» такой чести не оказывалось. Это влияло, разумеется, на рост их удельного веса в общем количестве заключенных.

Некоторые изменения были внесены и в судопроизводство по гражданским делам. Так, 30 августа 1941 г. Постановлением Пленума Верховного суда СССР были приостановлены производства по всем гражданским делам в отношении лиц, находившихся в действующей армии. Пленум Верховного суда определил и порядок приостановления дел указанной категории.

В годы войны суды провели огромную работу по установлению фактов, имеющих юридическое значение. При рассмотрении таких дел суды руководствовались как нормами ГПК союзных республик, так и некоторыми новыми нормативными актами (например, указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. при установлении факта брачных отношений). Приказом НКЮста СССР от 23 мая 1942 г. был определен порядок восстановления утраченных в связи с обстоятельствами военного времени документов, что, конечно, имело огромное значение для массы пострадавших советских людей.

2.6. Уголовное право

Война резко повысила общественную опасность всех преступлений и, естественно, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились и новые составы преступлений, специфичные для военного времени.

Конечно, в военные годы особую опасность представляли преступления государственные: измена, шпионаж, диверсия и др. При их расследовании и рассмотрении органы следствия и суда руководствовались Положением о преступлениях государственных, принятым еще в мирное время. Судебная практика военных лет дала лишь расширительное толкование содержащемуся в Положении и в УК республик понятию «военная обстановка», повышающее ответственность за государственные преступления. Судебная практика считала «военной» обстановку в стране, создавшуюся во время войны всюду, независимо от близости или отдаленности от фронта места совершения преступления.

В связи с необходимостью усилить борьбу с распространением ложных слухов Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал указ «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», согласно которому это преступление каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при определенных обстоятельствах и суровее.

В условиях войны большую опасность представляло разглашение сведений, составляющих государственную тайну, ответственность за которое была усилена в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. При отягчающих обстоятельствах за его совершение виновный лишался свободы на срок до 10 лет11 История государства и права СССР: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Юрид. лит., 1988 - 271 с..

Была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности. В связи с этим получил более широкое применение Закон от 7 августа 1932 г. В военное время он применялся даже и при сравнительно небольших хищениях социалистической собственности. Особо сурово карались лица, участвовавшие в хищениях, если по долгу службы они сами должны были охранять государственную и общественную собственность.

Велась решительная борьба с разбазариванием скота, принадлежащего колхозам или совхозам, во время эвакуации его в глубь страны. Погонщики Скота и другие лица, продавшие скот, рассматривались как расхитители собственности, лица, купившие скот, -- как недобросовестные покупатели. Много внимания государство уделяло борьбе со спекуляцией и всякого рода злоупотреблениями продовольственными и промтоварными карточками.

Решительно карали злостных нарушителей правил местной противовоздушной обороны. Лиц, виновных в этом, осуждали к лишению свободы на срок не ниже 6 месяцев, а при наличии отягчающих обстоятельств -- к более суровым наказаниям вплоть до расстрела.

Пресекались нарушения правил учета и передвижения военнослужащих и призывников. Граждане, проживавшие в освобождаемых Советской Армией населенных пунктах, обязаны были в течение 24 часов сдать трофейное имущество. Виновные в сокрытии или порче его подлежали штрафу до 3 тыс. руб. или лишению свободы на срок до 6 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах -- расстрелу.

Была усилена охрана личной собственности граждан. Пленум Верховного суда СССР 8 января 1942 г. разъяснил, что кража личного имущества граждан, совершенная во время воздушного налета или при оставлении населенного пункта в связи с наступлением врага, а также кража имущества эвакуированных как в пути, так и оставленного в предыдущем месте проживания, является квалифицированной кражей и по своему характеру и повышенной общественной опасности подпадает под признаки кражи, совершенной во время пожара, наводнения или другого стихийного бедствия. Лишением свободы на срок до 2 лет наказывались виновные в краже с индивидуальных огородов, а также в порче посевов.

Очень важным и актуальным был вопрос об уголовной ответственности фашистских захватчиков за совершенные ими зверства по отношению к военнопленным и мирному населению. В Заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г. указывалось, что оно считает необходимым незамедлительное предание суду специального международного трибунала и наказание по всей строгости уголовного закона каждого из фашистских главарей, оказавшегося в годы войны в руках государств, борющихся против гитлеровской Германии. Что же касается остальных изуверов и военных преступников, то Президиум Верховного Совета СССР указом от 19 апреля 1943 г. установил, что дела о злодеяниях немецких захватчиков, совершенных на оккупированной территории СССР, рассматриваются советскими судами. В качестве наказания преступников могла применяться смертная казнь через повешение или ссылка на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.

Таким образом, в военное время произошли важные изменения в законодательстве и судебной практике по уголовным делам. Были определены новые составы преступлений, в том числе такие, как преступления против человечества, военные преступления. В ряде случаев -- при совершении государственных и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых других -- судебная репрессия усиливалась. При этом усиливался общепредупредительный характер наказания. Осужденным военнослужащим и военнообязанным гражданам часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте в борьбе с врагом. Суды широко практиковали отсрочку исполнения приговоров в отношении таких осужденных с направлением их в действующую армию. Осужденных. проявивших себя на фронте стойкими защитниками Родины, освобождали от наказания со снятием судимости.

Заключение

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союз выдержал с честью.

Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий по борьбе с фашистским агрессором. В этом документе указывалось, что государственные и партийные органы должны искоренить благодушие и беспечность, проявление которых чрезвычайно опасно в военных условиях, обеспечить укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизовать все силы на разгром фашизма.

В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

Общая система советского права не претерпела во время войны коренных изменений. Тем не менее, военная обстановка заставила внести в право определенные конкретные изменения. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой и они отмерли, после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового.

Советское гражданское право с его акцентом на приоритет права социалистической собственности, на защиту имущественных интересов государства, в годы войны оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного времени. Больше того, некоторые принципы гражданского и хозяйственного права именно в условиях войны помогли обеспечить налаживание военной экономики, мобилизацию всех средств на разгром врага. Весьма важную роль здесь сыграл такой принцип советского права, как принцип единства государственной собственности - ведущей формы собственности в СССР.

В период Великой Отечественной войны было направлено на укрепление колхозного строя и государственных сельскохозяйственных предприятий, развитие производства в целях обеспечения армии и населения продовольствием, промышленности -- сырьем, а также возрождения разрушенного фашистами сельского хозяйства в освобожденных районах.

Таким образом внешние функции Советского государства были направлены на непосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца.

Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания и чрезвычайных органов власти и управления. В ходе войны совершенствовались и вооруженные силы.

В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик к очень важных и ответственных сферах, в то же время были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.

Государственный Комитет Обороны (ГКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В мае 1942 г. при Ставке Главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения. В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков". До октября 1942 г. в армии действовал институт народных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он замещается институтом заместителей командиров по политчасти. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет. Июльский 1941 г. указ "О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении районах военных действий". Сроки рассмотрения дел были предельно коротки, приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе местностях, объявленных на осадном положении, к "провокаторам, шпионам, прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка", расстрел применят без судебного разбирательства.

После войны народные комиссары были преобразованы в министров, Крестьянская Армия в Советские Вооруженные силы, ВКП(б) - в Коммунистическую партию Советского Союза. В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. Прошли аресты военных и произведена отправка периферию ряда высших командиров (Жуков и др.). В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана.

В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "( ответственности за распространение в военное время ложных слухов". С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников") вводятся особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы. В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления как спекуляция (в нее включаются продажа махорки и самогона больших количествах). В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму. Шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составе уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), не сдачу трофейного оружия (январь 1942).

В июле 1944г. принимается Указ Президиума Верховного Совета CCCI предусматривающий ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетны матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот указ (как ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождает только зарегистрированный брак. Отменялись свободный порядок установления отцовства и взыскание алиментов в случае отсутствия регистрации брака. В марте 1945 г. круг наследников по закону расширяется порядок очередности после наследников первой группы (дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы) вводятся наследники второй (трудоспособные родители) и третьей (братья, сестры) групп. В случаях наследования по завещанию определенная доля гарантировалась несовершеннолетним детям нетрудоспособным иждивенцам. В сфере гражданского права плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Купля-продажа часто замещалась простой передачей имущества от госоргана госоргану. В принятом в 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам. В 1942г. был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников (как взрослых, так и подростков). Тогда же принимается другое постановление о мобилизации граждан на сельскохозяйственные работы. В ряде западных районов страны в 1941 - 1943 гг. существовал оккупационный режим, практиковавший присоединение к другим государствам (районы Западной Белоруссии были присоединены к Восточной Пруссии, Западная Украина - к Польскому генерал-губернаторству, районы между Днепром и Бугом - к Румынии);гражданскую администрацию (образована Остланд, включавшая прибалтийские государства, Белоруссию и Украину); военную администрацию (на территории России, Крыма и Кавказа). В феврале 1942г. германская администрация опубликовала аграрный закон, который преобразовал колхозы в коммуны общинного типа. Однако основу оккупационной экономической политики составляли реквизиции и массовое перемещение трудоспособного населения в Германию. Национальная политика допускала существование в некоторых регионах (Прибалтике) коллаборационистских правительств, но не допускала их политической автономии. На Северном Кавказе германская администрация признала права и автономию карачаевцев, кабардинцев, балкарцев. В 1942 г. в Симферополе был образован Центральный мусульманский комитет крымских татар. Оккупанты повсюду наталкивались на сопротивление националистических идеологий и подпольных движений, руководимых коммунистами.

Сопротивление населения оккупантам усиливалось также в связи с рядом идеологических трансформаций: власти в Москве сделали некоторые уступки национальным и религиозно-православным идеям (в 1943 г. восстанавливается патриаршество, тогда же в Ташкенте формируется центральное управление мусульман и водворяется муфтий). Патриотизм народа и скрытый шовинизм верхов противопоставлялись космополитизму и интернационализму, хотя тот официально оставался идеологией ВКП(б).

В июле 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. Делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные - между предприятиями. Амнистия в связи с победой над гитлеровской Германией освободила от наказания или смягчила наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях). Были казнены партийные деятели по "Ленинградскому делу", группа писателей по" делу Еврейского Антифашистского комитета", готовились публичные казни по "делу врачей", но этот умысел сорвала смерть Сталина. Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25лет), произошла унификация состава данного преступления, что привело возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Список источников

«История отечественного государства и права. Часть II» Москва, изд. «Юридический колледж МГУ», 1996г.

Большая советская энциклопедия. Изд-во «Советская энциклопедия». - 1970

Бутромеев "Русская история для всех" М. "НОРМА-ИНФРА" 1994.

Головатенко "История России: спорные проблемы." М. "Спарта", 1998.

Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 1993г.

История государства и права СССР. Ч.2.(Советскмй период): Учебник/Под ред. Г.С.Калинина, Г.В.Швекова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 1981

История государства и права СССР: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Юрид. лит., 1988

История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник/Под ред. проф. О.И. Чистякова. - М.: БЕК, 1999.

Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах». - М.:Мысль, 1993г.

П. Музиченко . Історія держави і права України. - К.: Знання, 2000.

Сироткин В.Г. Вехи отечественной истории. Очерки и публицистика. - М., 1991.

Хрестоматия по истории отечественного государства и права. - М. 1998

Хуторский В.Я. История России. Совестская эпоха (1917-1993гг.) М.,1995

Чистякова О. И., Мартысевич И. Д. История государства и права СССР. - М. 1987.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать