Гражданская война в Риме в 305-324 годах

Гражданская война в Риме в 305-324 годах

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра истории древнего мира и средних веков

Курсовая работа

Гражданская война в Риме в 305-324 годах.

Студентки I курса дневного отделения

Куклевой А.Ю.

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор Тюленев В.М.

Иваново 2008.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Римская империя в правление Диоклетиана. Реформаторская политика. Тетрархия 8

Глава 2. Отречение Диоклетиана и Максимиана. Назначение Севера и Максимина Дазы новыми цезарями. Политика Галерия и Констанция Хлора 12

Глава 3. Смерть Констанция Хлора. Начало гражданской войны. Приход к власти Константина и Максенция 18

Глава 4. Поход Севера и армией Максимиана на Рим против Максенция. Смерть Севера. Неудачный поход Галерия на Рим и опустошение Италии 20

Глава 5. Вручение власти Лицинию. Захват трона Максимианом в Массилии. Заговор против Константина, смерть Максимиана 22

Глава 6. Война между Константином и Максенцием. Сражение у Мульвиева моста 26

Глава 7. Заключительный этап гражданской войны 30

7.1 Максимин Даза и Лициний. Битва на Серенских полях. Б) Константин и Лициний. Битва у Адрианополя 30

7.2 Константин и Лициний. Битва у Адрианополя 32

Заключение 34

Список источников и литературы 37

Введение

В III веке Римская империя представляла собой огромную территорию, которая включала в себя всё Средиземноморье. Но политическая обстановка была неспокойной. В течение почти 50 лет с 235 по 284 годы на императорском троне побывало около 29 «законных правителей», не считая ещё большего числа «незаконных» узурпаторов, объявившихся в разных частях Средиземноморья.

Империя нуждалась в сильном правителе, которым в 284 году стал Диоклетиан. С его приходом наступил период домината. За двадцать лет Диоклетиан сумел укрепить империю, проведя ряд реформ. Понимая, что одному невозможно контролировать всю империю он взял в соправители своего сослуживца Максимиана. В 293 году оба императора назначили себе еще двух соправителей, которые были названы цезарями. Но Диоклетиан всё же обладал большим влиянием во всех делах.

После его отречения от власти между соправителями началась борьба за единоличную власть, превратившаяся в кровопролитную гражданскую войну, которая длилась с перерывами с 305 по 324 годы. Эта война исследована в исторической науке недостаточно подробно, так как в источниках она отражена отрывочно или вовсе незаслуженно забыта.

Безусловно, гражданские войны не возникают на пустом месте, следовательно, существовали силы, способствовавшие её развитию. У каждой противоборствующей стороны были свои мотивы и цели.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что именно в этот период закладывается будущее империи, формируются основы «эпохи Константина Великого», которая круто изменила ход римской истории.

Единственным источником почти полностью посвящённым событиям того «смутного» времени является труд Фирмиана Луция Цецилия Лактанция «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum»). Лактанций жил и творил в начале IV века. Он был свидетелем той эпохи, о которой писал.

История изображаемая Лактанцием ограничена главной для него проблемой преследования христианской церкви. В центр своего повествования Лактанций ставит императоров преследовавших церковь и тех правителей кто спас её. При этом он умело связывает христианскую историю со светской.

Про Лактанция известно, что он родился в языческой семье в середине III века (предположительно около 250 года) в Северной Африке. Он получил риторическое образование, обучаясь в школе Арнобия в Сикке. Приблизительно в 290 году Лактанций был приглашен в Никомедию, которая тогда была резиденцией Диоклетиана. Там при дворе был необходим преподаватель латинской риторики. Считается, что здесь он и стал ревнителем христианской религии.[1]

После начала гонений на христиан в 303 году Лактанций удаляется в Галлию. В Трире он продолжает свою преподавательскую деятельность. Здесь его учеником стал старший сын Константина Крисп.

История не сохранила точной даты кончины Лактанция. Традиционно считается, что он умер ок.325 года.

Лактанций отразил в своем трактате «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum») реалии римской истории нач.IV века. Именно он подробно повествует о событиях связанных с приходом к власти Константина, который не только положил конец гражданской войне, но и остановил гонения на христиан (что для Лактанция было, несомненно, наиболее значительным).

В историографии поздней империи преобладающей стала тенденция излагать историю в форме компендиев и эпитом. И здесь в первую очередь следует назвать Евтропия. Евтропий жил во второй половине IV века. В свите императора Юлиана принимал участие в военной экспедиции против персов (363 г.). Затем в должности секретаря служил при дворе императоров Валентиниана I и Валента. По поручению Валента, желавшего получить сведения о тысячелетней истории Рима в форме сжатого, компактного изложения, Евтропий написал «Breviarium ab Urbe condita» («Бревиарий от основания Города») в 10-ти книгах.

Отвечавший вопросам времени труд Евтропия пользовался популярностью и у современников, и в последующие века. Его успех был таков, что он трижды был переведён на греческий язык. [2] Однако, содержание его труда относительно бедно. Он почти не касается вопросов внутренней жизни римского государства, излагая кратко историю войн и лишь упоминая о восстаниях. Внимание Евтропия обращено прежде всего на внешние войны, позволившие Риму стать великим государством.

Однако внутренние распри и столкновения он также не оставляет в стороне. Но, если внешние войны и подавление мятежей внутри страны всегда находят понимание и поддержку автора ( например, V,17,1-2; VI, 7,15), то гражданские войны встречают явное неодобрение (VI, 19,1; 21,1; X, 12,1). [3].

Также, важным достоинством «Бревиария» была простота и лаконичность языка, ориентированного на классических авторов I века до н.э.- I века н.э., что в эпоху поздней античности- раннего средневековья делало его весьма удобным пособием по изучению не только элементарных сведений по истории Рима, но и латинского языка.

Несмотря на шедшее достаточно быстрыми темпами угасание античности как цивилизации, в исторической науке IV столетия это процесс отразился достаточно своеобразно. Даже такой «сухой» и, на первый взгляд, не дававший автору возможности показать своё мастерство вид исторического сочинения как сокращение или компиляция порой даёт нам творения, не уступающие памятникам классической эпохи. И здесь, нельзя обойти вниманием труды Секста Аврелия Виктора.

Научная традиция закрепила за именем Аврелия Виктора четыре произведения: «Происхождение римского народа», «О знаменитых мужах города Рима», « о цезарях», «Извлечения о жизни и нравах римских императоров». При этом несомненное авторство Аврелия Виктора можно признать лишь за сочинением «О цезарях», поскольку в нем присутствуют оговорки автора на детали его собственной биографии. Секст Аврелий Виктор - известная по источникам и надписям личность. Он был родом из Африки, о чём говорит его собственное замечание в «О цезарях», когда он говорит об императоре Септимии Севере и называет его представителем «нашего рода» (XX, 6), т.е.именует Севера своим земляком, а африканское происхождение Севера бесспорно. Согласно словам самого Аврелия Виктора, он родился в деревне, в бедной семье,глава которой не получил никакого образования. Образование и упорная работа позволили ему выйти из своей социальной средыи открыли путь к служебной карьере. В 361 году Аврелий Виктор находится в Сирмии, где встречается с императором Юлианом (Amm.Marc., XXI, 10, 5-6). Он уже занимает высокое общественное положение и является известным историком. Юлиан почтил его бронзовой статуей, что явилось, скорее всего, наградой за литературный труд. Кроме того, Аврелий Виктор получил от Юлиана звание консуляра, а также должность префекта Второй Паннонии.[4] В 369 году историк становится консулом вместе с внуком Валентиниана, а в 388-389годах он исполняет должность префекта Рима (Amm.Marc.,XXI, 10,6).[5].

Таким образом, этими датами, -361,369 и 389 гг.- определяется время жизни Аврелия Виктора. При этом следует отметить, что о событиях времён Ву Диоклетиана (284-305гг.) он говорит как о случившихся «на нашей памяти» (De Caes., XXXVI, 6), а о событиях времён Константина Великого (306-337гг.),- как произошедших «на моей памяти» (De Caes., XL, 14). Императора Констанция II (337-361гг.) он именует «нашим императором» (De Caes., XLII, 5). Кроме того, очевидно, что ко времени жизни Аврелия Виктора следует отнести 346г.- год консульства Филиппа, на который пришелся год 1100-летия основания города Рима (XXVIII, 2), и 358г.- консульство Цереаля, во время которого произошло сильное землетрясение, разрушившее город Никомедию ( De Caes., XVI,10), - об этих событиях Аврелий Виктор пишет как о происшедших «в наше время». Таким образом видно, что историк прожил долгую жизнь - с начала IV века и до его 90-х годов.

В своем труде Аврелий Виктор любит предаваться размышлениям о судьбе людей, о доблести и славе, о роли деяний выдающихся исторических личностей. На основании этого построена его концепция истории Римского государства. Согласно его представлениям, Рим как государство от Ромула до Септимия Севера непрерывно возрастал в своей силе, вследствие действий задуманных и осуществлённых Каракаллой, оно остановилось как бы в высшем своем положении, а то, что сразу после этого государство не распалось, было заслугой Александра Севера. Далее историк обращается к мысли о причинах упадка Империи. Эти причины он видит в том, что поскольку правители теперь больше стремятся властвовать над своими, нежели покорять чужих, то они эти низвергли все римские древние устои, в результате чего к власти оказались допущены вперемешку и хорошие правители, и плохие, и знатные и не знатные, и что особенно пагубно, много варваров.[6]

Вопрос моральных устоев весьма тесно переплетается с проблемой христианства, что особо актуально для IV века. Однако в сочинениях Аврелия Виктора нет даже упоминания о христианах. На основании только этого, не стоит сразу причислять историка к язычникам, хотя и отрицать этого полностью тоже нельзя, - он верит в предзнаменования и весьма подвержен языческим суевериям. Будучи человеком с богатым жизненным опытом, сделавший себе блестящую карьеру, Аврелий Виктор, скорее всего, постарался уклониться от обсуждения в своем труде проблемы, так волновавшей общество в то время.

Целью моей курсовой работы является последовательное изложение событий гражданской войны с момента отречения Диоклетиана и до самодержавного правления Константина Великого. Также я попытаюсь рассмотреть причинно-следственные связи развития конфликтов воюющих сторон.

Глава 1. Римская империя в правление Диоклетиана. Реформаторская политика. Тетрархия

Осенью 284 года императором стал полководец Диокл, по происхождения иллириец, или далматинец (из Восточной Адриатики), сын вольноотпущенника.

Диокл, начальник дворцовых войск, был провозглашен императором после того, как юного императора Нумериана тайно убил префект претория Апр, который некоторое время скрывал его смерть, очевидно, надеясь захватить власть.

«Диокл на первой же сходке солдат, обнажив меч и повернувшись к солнцу, поклялся, что не знал о смерти Нумериана и что не стремился к власти, и тут же зарубил стоявшего поблизости Апра, от козней которого погиб этот прекрасный и образованный юноша, к тому же его зять. Остальным дано было прощение, и почти все его враги его были оставлены на своих должностях. Это обстоятельство было, насколько люди помнят, новым и неожиданным, ибо в смуте ни у кого не было отнято ни имущества, ни славы» (Авр. Викт. Цез. XXXIX).

Став императором, Диокл изменил своё имя на римский манер--Диоклетиан.

Его полное официальное имя было Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетин Август.

Диоклетиан был умён, проницателен, хитёр, энергичен, жесток, образования приличного не имел, интеллектом не блистал и сумел удержать власть в своих цепких руках в течение двадцати лет.

Со времени Диоклетиана наступил новый период в истории Римской империи--период домината (от латинского слова dominus--«господин» ) .

Диоклетиан бесповоротно упразднил республиканскую внешность былого принципата и откровенно заимствовал восточные обычаи, требуя беспрекословного повиновения себе как богу и господину. Диоклетиан облачился в пурпур, парчу и шёлк, разукрасился драгоценными каменьями и завёл особый церемониал поклонения себе на персидский манер: перед ним падали ниц и целовали край его одежды.

Однако блеск золота не затмил трезвого рассудка Диоклетиана, и он быстро понял, что один император не в силах сохранить надолго власть в том бушующем море, какое представляла собой в III веке Римская империя, раздираемая междоусобиями и окруженная рассвирипевшим миром варваров.

1 апреля 285 года Диоклетиан официально объявил о том, что берёт себе в соправители Максимиана Геркулия и даёт ему титул цезаря; ровно через год Диоклетиан повысил его до ранга августа и разделил с ним империю пополам, отдав ему Запад, а себе взяв Восток. Резиденцией Максимиана сначала был Медиолан (совр. Милан), а потом -- Равенна, резиденцией Диоклетиана стал город Никомедия на восточном побережье Мраморного моря.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, так как это была наиболее богатая часть империи, и обосновался у моря между Европой и Азией, чтобы держать под своим контролем возможно большие территории и иметь возможность защищать римские владения от варваров европейских и азиатских.

В III веке, когда варварский мир пришел в движение, город Рим в стратегическом отношении оказался неудобен, ибо императоры в новых сложных условиях должны были постоянно находиться ближе к внешним врагам государства. Поэтому в последней четверти III века Рим, оставаясь столицей империи, навсегда перестал быть императорской резиденцией, а римский сенат перешел на положение городского совета.

Диоклетиан объявил, что через двадцать лет они вместе с Максимианом добровольно сложат с себя власть и передадут её другим избранникам.

В 293 году объявили кандидатов в будущие августы -- это были два цезаря: Констанций Хлор и Галерий с резиденциями в городе Августа Треверов и в паннонском городе Сирмий.

Система четырёх правителей получила название тетрархия. Историк Аврелий Виктор о тетрархах пишет так: «Они были людьми малообразованными, им была хорошо знакома нищета сельской жизни и военной службы» (Авр. Викт. Цез. XXXIX).

Двадцать лет правления Диоклетиана прошли в бурной деятельности как на войне, так и на мирном поприще.

Диоклетиан успешно подавил восстание в Египте и неоднократно воевал с сарматами. Произведённая им военная реформа сделала римскую армию более подвижной, что дало возможность успешнее использовать войска как для подавления внутреннх волнений, так и для борьбы с внешними врагами.

Большое внимание уделял Диоклетиан внутригосударственным проблемам: он провёл денежную реформу, установил твёрдые цены и размеры заработной платы, ввёл новое административное деление и новую систему налогообложения, что привело к дальнейшему росту бюрократического аппарата, а также способствовало прикреплению населения к определённому местожительству.

Диоклетиану была присуща «некая безграничная страсть к строительству, ложившаяся немалой тяжестью на провинции, так как с них он требовал всех рабочих, ремесленников и телеги--всё то, что необходимо для возведения зданий. Здесь строились базилики, цирк, монетный двор, там--арсенал, дворцы для жены и дочери. Внезапно значительная часть горожан принуждена сняться со своих мест: все переселяются с женами и детьми, как будто город захвачен врагами. А когда эти здания построены за счёт разорения провинций, то он заявляет, что они не так построены и пусть они будут построены иначе. Всё должно быть разрушено и изменено. Возможно, что и вновь построенное будет разрушено. Так он постоянно безумствовал, стремясь уподобить Никомедию Риму» (Лакт. О см. гон. VII).

Диоклетиан, как и его предшественники, пытался найти в религии опору для монархии. Он старался укрепить древнюю римскую религию, взял себе имя Иовий (т.е. происходящий от Юпитера) и стал преследовать христиан, хотя был человеком терпимым и никакой личной ненависти к ним не питал; его жена Приска и дочь Валерия были христианками, много было христиан также и среди придворных служителей и охраны императорского двора.

Глава 2. Отречение Диоклетиана и Максимиана. Назначение Севера и Максимина Дазы новыми цезарями. Политика Галерия и Констанция Хлора

Перенеся в 304 году болезнь, Диоклетиан окончательно убедился в том, что настала пора сложить с себя полномочия. 1 мая 305 года он отказался от власти, убедив колеблющегося Максимиана присоединиться к нему. Галерий и Констанций Хлор стали августами; оставалось объявить двух новых цезарей. Довольный тем, что дела государства были в надежных руках, Диоклетиан удалился в свое роскошное поместье в Сплите (Салонах), в Иллирии. Здесь он проводил большую часть времени в садах, выращивая свои любимые овощи.Евтропий пишет о нём так: «Диоклетиан состарился в славном покое, будучи частным лицом на своей вилле, находившейся недалеко от Салоны. Мужественно поступил он, ибо единственный из всех правителей после основания римского государства добровольно покинул столь высокий пост и ушел в частную жизнь». (Евтроп., IX, 28.).[7]

Лактанций излагает разговор Галерия с Диоклетианом о цезарях:

«Следует назвать цезарями,-- сказал Галерий--таких людей, которые находились бы в моей власти, боялись бы, ничего не делали бы без моего повеления.

-- Итак, кого же мы сделаем цезарями?-- спросил Диоклетиан.

-- Севера [8].

Этого танцора, пьяницу, пропойцу, обратившего ночь в день, а день в ночь?!

Он достоин быть цезарем, потому что доказал свою верность воинам, и я отправил его к Максимиану Геркулию, чтобы тот облёк его в пурпур.

Пусть будет так. Кого ты предлагаешь второго?

Этого, -- сказал Галерий, показывая на Дазу [9] , молодого полуварвара, которому он недавно приказал называться Максимином…

Кто этот человек, которого ты мне предлагаешь?

Мой родственник.

Диоклетиан со вздохом произнёс:

--Не таких ты мне даёшь людей, которым можно вверить защиту государства. Я согласен. Смотри ты, которому предстоит взять управление в свои руки. Я потрудился достаточно и позаботился, чтобы под моей властью государство пребывало в сохранности. Если же случится что-либо плохое вина будет не моя» (Лакт. О см. гон. XVIII).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать