Генезис капиталистической экономики

Генезис капиталистической экономики

Генезис капиталистической экономики

Содержание

1. Возрождение, Реформация, Великие географические открытия

2. Первоначальное накопление капитала в Западной Европе

В социально-экономической и духовной жизни Западной Европы с XV в. произошел ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение (Ренессанс). Новая эпоха осознавала себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть Возрождение. В действительности ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры.

Возрождение было подготовлено всем ходом общеевропейского развития. Но на него оказывали сильное влияние исторические и экономические региональные особенности. В XIV--XV вв. широкое развитие получили товарно-денежные отношения, появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы. Италия первой вступила на этот путь, чему в немалой степени способствовали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Богатый, процветающий итальянский город стал базой культуры Возрождения, светской по своей природе и общей направленности.

Перемены в умонастроениях общества были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации -- освобождения от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретала не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искус-ство. Вначале этот процесс протекал очень медленно и в разных странах по-разному.

Идеологией Возрождения стал гуманизм, означавший на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе. В последующие века содержание «гуманизма» значительно расширилось, усложнилось. Рождение гуманизма произошло раньше всего в Италии -- Флоренции, Неаполе, Риме, где возникли кружки гуманистов, а затем оно распространилось по всей Европе. Виднейшими представителями гуманизма были Леон Альберти (1404-1472), Леонардо Боуни (1370-1444), Джованно пико делла Мирандола (1463--1494), Эразм Роттердамский (1469-1539), Иоганн Рейхлин (1455-1522).

Развитие гуманистических идей в Италии, усилившееся в первые десятилетия XVI в. благодаря книгопечатанию, прервала католическая церковь, отношение которой к ренессансной культуре в этот период резко изменилось. Если вначале римско-католическая церковь покровительствовала новому искусству и не препятствовала гуманистическому движению, то с середины XVT в. она выступала как ярый враг и душитель культуры Возрождения. Столь резкий поворот в позиции церкви был неизбежен, поскольку новая идеология и культура во многом противоречили принципам религиозно-теологического мировоззрения, церковной идеологии и культуре.

Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание высокого достоинства человеческой личности и ее творческих способностей. Гуманистическая идея активной жизнедеятельности человека противоречила проповедуемым идеям пассивности и терпеливого ожидания милости Божьей. Знание как основа творчества провозглашалось гуманистами главной целью человеческого бытия. Система церковных добродетелей во главе с верой уступила место добродетелям разума -- знанию, мудрости, благоразумию.

Гуманизм решительно порвал с аскетической этикой католицизма. Идее пренебрежения плотью во имя свободы религиозного духа противопоставлялись теории гармонии тела и души, чувств и разума во имя совершенства человеческой природы, ради высшего проявления творческих способностей человека. Формировалась мораль, оправдывавшая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха считался высокий престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Все гуманисты признавали высокую нравственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль человека. Именно в труде, деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели они основу ее благородства и достоинства. Гуманисты, желая того или нет, являлись последовательными критиками господствовавших в то время сословных, т.е. феодальных, взглядов на многие этические категории и нормы.

Новым было и решение гуманистами проблемы, богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство. По их мнению, богатство приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни его членов. В отличие от средневековой традиции они не считали бедность атрибутом нравственной жизни. Но безусловному осуждению подлежали ростовщичество, страсть к стяжательству, неумеренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дворянства противопоставлялись бережливость, честные методы накопительства, щедрые траты на образование, меценатство. Таким образом, большинство гуманистов стояло на антифеодальных позициях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.

Но если новое мировоззрение противоречило многим важным принципам господствующей католической идеологии, то отношение гуманистов к религии и церкви далеко не всегда находилось в соответствии с их идеями. Большинство итальянских гуманистов никогда не порывало с католической церковью и проявляло полную лояльность к ней в повседневной жизни. К вопросам культа и веры они относились с полным равнодушием.

Гуманизм сформировался в переходную эпоху, отделявшую Средневековье от Нового времени. Объективно его задача состояла в том, чтобы подготовить почву для свободного развития науки, отделив ее от религии, освободить человека от тесных рамок средневековых запретов, обеспечив тем самым социальный и экономический прогресс в странах Европы. Однако завершился этот процесс лишь в эпоху нового времени -- в XVII--XVIII вв. -- и не в Италии, где он был прерван католической реакцией и общим упадком страны, а в других странах, вставших на путь капиталистического развития.

XV--XVI вв. -- время создания централизованных государств в Западной Европе, время, когда католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызвало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. Особенно остро эти проблемы проявились в Германии. В политически раздробленной Германии представители высшего католического клира чувствовали себя полными хозяевами. Светские князья желали ограничить всевластие князей церкви, но не имели для этого, ни реальной силы, ни необходимой твердости. Вопрос об освобождении Германии от папского произвола стал национальной задачей. Необходимость церковной реформы признавалась всеми социальными слоями страны.

Сложное внутреннее положение Германии, проявлявшееся в бурном экономическом и социальном подъеме в обстановке неблагоприятных условий национального развития, явилось причиной Реформации, которая стала обидим событием для большинства европейских стран, но в Германии приняла характер широкого общественного движения.

Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483--1546), бросивший вызов католической религиозной концепции в «Тезисах против индульгенций» (1517). Лютер критиковал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел.

На первом этапе Реформации оппозиция в Германии объединилась вокруг Лютера, превратившись в мощную революционную силу. Лютер стал выразителем общенациональных интересов.

В 1520-е г. положение изменилось. Единая оппозиция начала распадаться. Каждое сословие определило свои цели в общей борьбе, свое понимание характера Реформации. Оформилось два основных направления: последователи Лютера и народная Реформация во главе с Т. Мюнцером и М. Гайсмахером.

Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Задачи Реформации он видел не в установлении новой церковной догмы, а в осуществлении социально-политического переворота, который должны провести крестьяне и городская беднота. Выступая против угнетения народа, Мюнцер выступал за такой общественный строй, в котором отсутствовали бы классовые различия, частная собственность и чуждая обществу государственная власть.

Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524--1525 гг., в ходе которой усилилась княжеская власть. Ее орудием была лютеровская реформация, продолжившая путь к секуляризации церковных земель. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами».

В 1555 г. протестантские и католические князья Германии заключили между собой и с императором религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет объявлялся незыблемым и распространялся на религиозную область. Религиозная принадлежность подданных теперь определялась верховным правителем, на землях которого они проживали. В результате договора в Германии образовались католические и протестантские княжества, отличавшиеся не только религиозной, но и политической ориентацией. Таким образом, Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности страны, что обусловило застой и упадок хозяйственной жизни.

Германия с середины XVI в. постепенно теряла свое место на внешних рынках. Более того, купцы других стран стали вытеснять немцев с местных рынков. Переживала упадок горная и металлургическая промышленность, разорялись торговые фирмы, сократились капиталовложения в промышленное производство. Ухудшившееся положение городов, горнодобывающих и металлургических районов вело к сокращению внутреннего рынка. Ощутимый удар был нанесен сельскому хозяйству запада и юго-запада Германии, ориентированному на выращивание огородных, винодельческих и технических культур для нужд бурно развивав-шихся городов. Со второй половины XVI в. перспективными оказались в основном те отрасли, продукция которых вывозилась за границу, т.е. в страны растущего капитализма. Набирала силу тенденция к усилению закрепощения крестьян, прежде всего восточных земель, где существовали благоприятные условия для развития экспортного зернового производства. В западных землях сохранилась система мелких крестьянских хозяйств, плативших феодалам денежный и натуральный оброк.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531). Сменивший его Жан Кальвин (1509-1564) завершил Реформацию в Швейцарии. Кальвин считал, что заранее предопределено, кому после смерти идти в рай, кому -- в ад. Но никто не может знать и никогда не узнает своего приговора, поэтому «Бойся бога, служи ему всей душой и надейся, что твой приговор будет милосердным». Главная обязанность христианина -- делать свое дело честно, добросовестно, старательно. Каждый служит Богу на своем месте, учил Кальвин. Его учение распространилось во Франции (гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидерландах кальвинизм стал идейной основой революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566--1609). В Скандинавских странах более привлекательным оказалось учение Лютера. Всех сторонников Реформации с этого времени стали называть протестантами.

Великие географические открытия: предпосылки и экономические последствия. Большую роль в разложении феодализма и генезисе капитализма сыграли географические открытия конца XV -середины XVII в., когда европейцы активно осваивали «новые» регионы Земли. Открытия этого периода принято называть Великими благодаря их исключительному значению для судеб Европы и всего мира.

Эпоха Великих географических открытий делится на два периода:

* испано-португальский период (конец XV -- середина XVI в.), включавший открытие Америки (первая экспедиция Колумба в 1492 г.); португальские плавания к Индии и берегам Восточной Азии начиная с экспедиции Васко да Гамы; испанские тихоокеанские экспедиции XVI в. от первого кругосветного плавания Магеллана до экспедиции Вильяловоса (1542--1543);

* период русских и голландских открытий (середина XVI -- середина XVII в.). К нему относятся: открытие русскими всей Северной Азии (от.похода Ермака до плавания Попова-Дежнева в 1648 г.), английские и французские открытия в Северной Америке, голландские тихоокеанские экспедиции и открытие Австралии.

Во второй половине XV в. феодализм в Западной Европе находился на стадии разложения. Росли крупные города, развивалась торговля. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых резко увеличилась. В Европе сильно возрос спрос на золото, что усилило стремление к «Индиям -- родине пряностей», где, по мнению европейцев, было много золота, серебра, самоцветов и пряностей. Но путь в Индию стал для европейцев недоступным в результате турецких завоеваний в Малой Азии и Сирии. Монополия итальянских купцов в европейской торговле восточными товарами перекачивала золото из Европы на Восток. Нехватка драгоценного металла затрудняла развитие торговли и товарного производства западно-европейских стран. Поисками южных морских путей в Индию первой начала заниматься Португалия. Отвоевав территорию у арабов в XIII в. и продолжив войны с арабами в Северной Африке, в XIV--XV вв. Португалия создала сильный флот. Уже в 20--30-е гг. XV в. португальцы открыли остров Мадейра и Азорские острова, продвинулись далеко на юг вдоль западного побережья Африки. Открытие в 1486 г. мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки создало реальную возможность для подготовки экспедиции в Индию.

Одной из важнейших причин, обусловивших активность Португалии, а затем Испании в географических открытиях, стал кризис феодальной системы хозяйства, выразившийся в дроблении феодальных владений и разорении феодалов. Португальские и испанские дворяне, с презрением относившиеся ко всем видам деятельности, кроме войны, после победы над маврами остались без дела и очень скоро оказались в долгах у ростовщиков. Они мечтали о земельных владениях за океаном, но еще больше о золоте и драгоценностях, чтобы расплатиться с ростовщиками.

Другая причина заокеанской экспансии состояла в заинтересованности усиливавшейся королевской власти, мечтавшей об увеличении доходов для казны. В новых землях была не менее заинтересована городская буржуазия и церковь. Буржуазия стремилась расширить источники первоначального накопления, церковь -- расширить свое влияние на языческие страны. Стремление к наживе прикрывалось религиозным фанатизмом -- привычной и удобной маской, под которой скрывалось стремление к власти и личной наживе.

Возможности для длительных путешествий создавались успехами в науке и технике, развитием кораблестроения и мореплавания. С начала XVI в. во всеобщее употребление входит компас, который в сочетании с астролябией сыграл важную роль в развитии мореплавания. Возродилась античная идея о шарообразности земли. В XV в. была создана предназначенная для океанского плавания каравелла -- быстроходное судно с вместительными трюмами. Большое значение имело усовершенствование огнестрельного оружия. До конца XV в. впереди других стран шли португальцы. Полученные ими знания дали мореплавателям других стран новую информацию о морских приливах, отливах, течениях, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии.

С конца XV в. к поиску морских торговых путей в Индию приступили испанцы. В 1492 г. ко двору испанских королей прибыл генуэзский мореплаватель Христофор Колумб (1451--1506). Колумб предложил испанским монархам свой проект -- достичь берегов Индии, плывя на запад через Атлантику. До этого Колумб предлагал свой план королям других стран, но получил отказ. Франция и Англия не располагали необходимыми средствами и флотом. Португальцы к этому времени уже были близки к открытию пути в Индию вокруг Африки и не нуждались в чужих услугах. В Испании сложилась более благоприятная обстановка для осуществления замыслов Колумба. После завоевания в 1492 г. Гранады и завершения последней войны с арабами экономическое положение испанской монархии было очень тяжелым. Казна опустела, корона больше не имела в распоряжении свободных земель для продажи, доходы от налогов на торговлю и промышленность были незначительными. Огромное число дворян осталось без средств к существованию. Кроме того, испанская промышленность нуждалась в рынках. Все эти обстоятельства оказались решающими для принятия испанским двором проекта Колумба. Идея заокеанской экспедиции была поддержана верхушкой католической церкви. Между испанским королем и Колумбом был заключен договор, по которому великий мореплаватель назначался вице-королем вновь открытых земель, получал чин адмирала, право на '/10 часть дохода от новых владений и Vg часть прибылей от торговли.

Третьего августа 1492 г. из гавани Палое отплыла флотилия из трех каравелл, взяв курс на юго-запад. 12 октября 1492 г. корабли подошли к Багамским островам. Позже был открыт остров Куба и исследован его северный берег. Приняв Кубу за один из островов у берегов Японии, Колумб продолжил плавание на запад и открыл остров Гаити, на котором было больше золота, чем на уже открытых островах. У берегов Гаити Колумб потерял самый большой корабль и был вынужден оставить часть экипажа на острове. Здесь был сооружен форт. Крепость Навидад стала первым испанским поселением в Новом Свете.

В 1493 г. Колумб вернулся в Испанию, где был принят с большим почетом. Открытия Колумба обеспокоили португальцев. В 1494 г. при посредничестве римского папы был заключен договор, по которому Испании передавалось право владеть землями к западу от Азорских островов, а Португалии -- к востоку. Колумб совершил еще три путешествия в Америку, во время которых были открыты Малые Антильские острова, Пуэрто-Рико, Ямайка, обследовано побережье Центральной Америки. Колумб до конца своих дней полагал, что нашел западный путь в Индию. В 1500 г. Колумб был обвинен в превышении власти и в кандалах отправлен в Испанию. Однако появление в Испании знаменитого мореплавателя в оковах вызвало возмущение. Вскоре Колумб был реабилитирован.

К 1502--1503 гг. относится четвертое плавание Колумба в Новый Свет с целью найти выход в Индийский океан и совершить кругосветное путешествие. Во время последнего путешествия Колумб обнаружил побережье материка к югу от Кубы, обследовал юго-западные берега Карибского моря. Через две недели после его возвращения умерла королева Изабелла, покровительствовавшая Колумбу. Он потерял поддержку при дворе. Умер Колумб в 1506 г. всеми забытый, в полной нищете.

Трагическая судьба Колумба во многом объясняется успехами португальцев. В 1497 г. для разведки морского пути в Индию вокруг Африки была послана экспедиция Васко да Гамы. Обогнув мыс Доброй Надежды, португальские моряки вышли в Индийский океан и в мае 1498 г. достигли индийского порта Каликут. Закупив большой груз пряностей, экспедиция отправилась в обратный путь.

Успех экспедиции Васко да Гамы произвел огромное впечатление в Европе. Перед португальцами открывались огромные возможности для торговой эксплуатации Индии. Благодаря превосходству в вооружении и морской технике им удалось вытеснить из Индийского океана арабских купцов и захватить в свои руки всю морскую торговлю с Индией, а затем Малаккой и Индонезией. Попытки арабов вытеснить португальцев из Индийского океана не увенчались успехом.

В Индии португальцы не захватывали обширных территорий, а лишь создавали опорные пункты на побережье, позволявшие контролировать все торговые отношения между отдельными районами побережья Индийского океана. Эта торговля давала огромные прибыли. Продвигаясь дальше на восток по побережью, они подчинили себе транзитные пути торговли пряностями. Торговля с Индией была объявлена монополией португальского короля.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать