Генезис феодализма. Отмена крепостного права в России
p align="left">Таким образом, цивилизация Русь - Россия насчитывает более чем тысячелетнюю историю развития. Формирование ее завершилось в конце X - начале XI в. н.э. с переходом от языческих верований к православию и легитимному обоснованию власти Великого князя в "Русской правде".

Каким образом в рамках различных форм государственности (см. рис. 1) проходило на Руси становление аграрного, затем индустриального общества, как проявлялись при этом черты рыночной экономики.

2. Этапы феодализации в России (XI-XVIII вв.). "Русская Правда", "Соборное Уложение"

Феодализация русской земли была подготовлена предшествующим социально-экономическим развитием восточнославянских племен. До образования государства они жили родовым строем, который формировался повсеместно на этапе перехода от палеолита к неолиту. Род представлял коллектив кровных родственников (отсюда: родные, Родина), объединенный общими хозяйственными интересами и коллективной собственностью на средства, орудия производства, угодья, жилища. Семья образовалась в период распада родовой общины и зарождения частной собственности.

В южной лесостепной зоне проживания восточнославянских племен еще в V-VI вв. родовая община трансформировалась в соседскую (территориальную, позднее крестьянскую), которая получила название ервь" - от "веревка", которой проводился обмер общинных земель. В северных лесных районах (Старая Ладога, Новгород и др.) в VII-VIII вв. образовалась территориальная община ир". Первое время, до IX в., земля находилась в собственности общины, но, в отличие от прежних времен, делилась на участки, которые передавались во временное пользование отдельным семьям. Но постепенно переделы пахотной земли прекращались, и участки переходили в собственность отдельных семей.

Уже в рамках соседской (сельской, территориальной) общины выделялась родоплеменная знать. Это была более высокая степень социального расслоения общины, процесс начинался с появления "старейшины" рода и жрецов - волхвов.

К моменту образования государства большинство населения окружавших Киев племен состояло из смердов - свободных крестьян-общинников. Земельные участки общины находились в их условном владении или частной собственности. В общей (коллективной) собственности общин оставались луга, выгоны, леса, водные угодья, которые использовались сообща. Хозяйство смерда-общинника представляло из себя небольшое жилище, часто типа землянки, что свидетельствовало о низком уровне материальной жизни и отсутствии традиций в жилищном строительстве. К жилищу примыкала клеть для содержания скота: лошади, коровы, двух-трех овец, кур. Чаще в хозяйстве имелась лишь одна лошадь, использовалась соха (соха - "суковатка") или рало (деревянный плуг) для вспашки земли. Урожаи, как и повсюду в те времена в Европе, были низкие, хорошо, если "сам - два" (собрать вдвое больше, чем посеять).

Чтобы обеспечить семью, смерды охотились на лося, оленя, зубра, тура, кабана, медведя, зайцев. В результате получали не только мясо, но и шкуры для выделки и использования в домашнем хозяйстве. С образованием в IX в. государства и освоением торгового пути по Днепру на внешний рынок, хотя бы в виде "мены" на другой товар, предлагали меха: куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, белок. Орудиями охоты служили: луки со стрелами, различные ловушки и сети, которые использовали не только для ловли птиц, но и мелких зверей. Птицу ловили даже во время перелета с помощью "перевесов" - больших сетей, которые натягивались высоко над землей.

В экономике сельского хозяйства, в семьях смердов, большую роль в VIII-IX вв. продолжала играть рыбная ловля. Археологи во время раскопок постоянно встречают крючки, остроги, грузила, поплавки от сетей и костные останки когда-то выловленных щук, сомов, лещей, осетров. Все они в изобилии водились в реках Руси. Ловили рыбу неводом, бреднем, на крючок, били острогой. Устраивали своеобразные сооружения для рыбной ловли в виде "заколов" или "ёз" (что-то вроде перегородок в определенных местах реки). Продолжало существовать лесное бортничество, ведь само население специально пчел почти не разводило.

По мнению исследователей аграрной истории Древней Руси Б.Д. Грекова и П.Н. Третьякова, такие черты развития сельскохозяйственного производства, т.е. дополнение земледельческих и скотоводческих занятий охотой и рыболовством (сочетание производящего и присваивающего типа хозяйств), было характерно для хозяйственной жизни русичей вплоть до начала татаро-монгольского нашествия. Еще далеко было до утверждения сельского хозяйства в виде ведущей отрасли и становления в стране аграрного общества. Но черты феодализации, первые ее признаки стали проявляться с IX в., т.е. с началом становления государства.

Первым этапом феодализации можно считать IX-X вв., когда происходил процесс "окняжения", т.е. захвата окружением князя, его дружинниками общинных земель вместе с хозяйствами смердов-общинников или изгнании их с занимаемого места. Подвергались захвату и свободные земли. Таким образом:

¦ образовался домен, т.е. княжеские земельные владения, которые в будущем приобрели статус государственных земель;

¦ одновременно распространялась власть Великого князя из Киева не только на окрестные общинные земли, но и в целом на бывшие в недавнем прошлом племенные территории древлян, дреговичей и других племен;

¦ расширялась территория Древнерусского государства.

Домен Великого князя, как и в Западной Европе, превращался в наследственное владение великокняжеского дома. Наследование земель происходило по так называемому ествичному" праву, представлявшему своеобразную смесь горизонтального и вертикального типов наследования. Точнее его можно назвать "зигзагообразным": наследство переходило старшему сыну, от него к следующему сыну, а с прерыванием по каким-то причинам "цепочки" -> к старшему племяннику, в случае следующего "зигзага" -> к дяде, т.е. брату умершего Великого князя. Такая форма наследования сохранялась до появления завещания Всеволода Большое Гнездо в начале XIII в., а окончательно вертикальная форма наследования (от отца к сыну) закрепилась в конце XIV в. согласно завещанию Дмитрия Донского, победителя на поле Куликовом.

Начиная с IX в., на первом этапе феодализации Руси, проходил процесс и бояривания" земель. Он заключался не только в захвате, одновременно с князем, общинных земель и расширения частнособственнического землевладения, боярской вотчины. Само слово "вотчина" имеет более глубокие корни. Оно является производным от "отчины" (отец -> отчина -> отчизна), т.е. обозначало собственность отдельных семей еще в родовой общине, выделение этой земельной собственности из общины, перерастание ее в территориальную. Затем проходило расширение владений "отчинников" - вотчинников за счет: захвата земель "верви" или "мира"; прикупа (покупки) отдельных участков земли; присоединения части территорий соседних племен во время военных походов в составе великокняжеского войска. Наблюдалось дарение земель, особенно владельцам вотчин, относящихся к сословию священнослужителей. Происходила передача вплоть до XIV в. великими князьями земель в условное владение боярам и параллельно - дворянам.

Но в целом в первые века существования Русского государства боярское крупное землевладение напоминало аллод во Франкском государстве VI-VII вв. н.э. В отличие от французов у нас ни в XII в., ни позднее не стал всеобщим, характерным для классической европейской модели феодализации принцип "нет земли без сеньора". В ареале расширения границ Российского государства (Сибирь, Дальний Восток) вплоть до конца XIX в. оставались так называемые "ничейные земли". Их в самом конце существования Российской империи на грани XIX-XX вв. можно было присоединить, но не к боярско-дворянскому землевладению (бояр с XVIII в. уже не было), а включить незанятые земли в государственный земельный фонд.

Итак, вотчина превратилась в наследственную, частную земельную собственность княжеско-боярского сословия Руси. Нужно при этом иметь в виду, что кроме великокняжеских владений сформировались, особенно в период политической неразберихи XII-XIII вв., земельная собственность удельных князей.

Формирование боярского сословия крупных земельных собственников неразрывно связано с генезисом великокняжеской дружины. Наиболее распространенным является мнение о существовании в Древней Руси "старшей" и "младшей" дружины. Но, по свидетельству С.М. Соловьева, княжеская дружина делилась на три части: "старшая" дружина в лице бояр; "младшая" дружина-молодь ("гриди"), молодые ("гридьба"); в состав общей дружины входила и обслуга (прислуга) князя - "отроки", "детские" и "пасынки". В более северных районах Руси именно из этой третьей группы дружинников начал формироваться "двор" (княжеский) и воряне" при этом "дворе". Понятие это не равноценно "дворне", куда входили бывшие рабы, чаще из иноплеменников, прочие зависимые люди из бедных, которые выполняли разнообразную "черную" работу. А сословие дворян с наделением им в условное владение земель с "сидящими" на ней людьми формировалось именно из дружинников. Они занимали в свободное от военных занятий время или с учетом возраста и опыта административные должности, но не такие высокие, как бояре или "младшие" дружинники.

Рост земельной собственности православной церкви проходил в это время: за счет пожалований князей, бояр, дружинников и даже наиболее состоятельных крестьян; пожалований от тех же лиц на "помин души". Активизировался этот процесс в XI-XII вв. в период экономического расцвета Древнерусского государства.

Боярские хоромы выглядели скромнее княжеских, но те и другие, а также большинство церквей в X-XI вв. и монастырских комплексов строились из дерева. Вотчина могла включать в себя несколько сел. Центром ее был двор с господскими хоромами и разнообразными хозяйственными постройками: конюшни, хлевы, амбары. Там же находились избы для челяди. В условиях стойлового содержания скота, в конюшнях и хлевах содержали лошадей, крупный и мелкий продуктивный скот, домашнюю птицу. Во дворе в особых помещениях находились охотничьи собаки и ловчие птицы. Ко двору примыкали пашенные и луговые угодья, леса. Во главе хозяйства стоял огнищанин, неоднократно упоминаемый в усской Правде" (от слова "огнище" - хозяйство). Ему подчинялись приказчики и сельские старосты. Приказчиками иногда называют тиунов, но в документах о них пишут и как об управляющих или сборщиках податей (дани).

Княжеские хоромы назывались уже часто градами в силу сильной укрепленности. Если за период IX-X вв. в более поздних документах есть лишь указания на существование вотчин, то в "Русской Правде" они характеризуются достаточно полно. Сыновья Ярослава Мудрого - Изяслав, Святослав и Всеволод - были вместе со своими боярами заинтересованы в защите интересов крупных земельных собственников, в охране их имущества. К примеру, за нарушения боярской пашни, ограниченной межами, полагался высокий штраф в 12 гривен.

Вторым этапом феодализации на Руси с точки зрения создания крупной земельной собственности можно назвать XI-XII вв. Это было началом формирования дворянского условного землевладения - жалование деревень или просто участков земли из княжеских, часто вновь присоединенных территорий за службу дружинникам. Известно, что поместья, в отличие от вотчин, были меньших размеров, имели условный характер владения. На начальном этапе существования государства земля представителям третьей части великокняжеской дружины ("пасынкам") раздавалась чаще с целью сбора дани с подвластных территорий. С течением времени больше внимания обращалось на занятия местного населения сельским хозяйством. Но до татаро-монгольского нашествия статус "дворян" и "поместья" не определился. Великие князья могли за службу выделить членам старшей дружины в условное владение вотчины, а не поместья.

Третий этап феодализации совпал со временем татаро-монгольского ига - с конца 1230-х гг. до середины 1400-х гг. В первые 100-150 лет русичам было не до феодализации. Татары бы ее и не разрешили, так как это приводило к необходимости в проведении новой переписи населения и ослабляло власть Орды из-за появления сильной дворянской оппозиции.

Именно в XIII-XIV вв. страны Западной Европы ушли далеко вперед в социально-экономическом развитии. Там появились тенденции к раскрепощению крестьян. А на Руси дворянство еще не оформилось как ведущий социальный слой, нужно было разобраться с понятиями "крепостной крестьянин", "барщина", "оброк" и т.д.

В XV - начале XVI в. Русское государство стремительно превращается в полноценное аграрное общество.

С середины XV в. и наступает интереснейший четвертый этап формирования крупной земельной собственности. Повсеместно, особенно после 1480 г., происходит пожалование дворянам земель в условное владение. Основу для территориального расширения заложил еще Даниил Московский - сын Александра Невского - во время княжения в удельном Московском княжестве во второй половине XIII в. Наибольшего расцвета Московское княжество достигает при его сыне Иване Даниловиче (Калите), который присоединяет разными способами много новых земель к Московскому княжеству, закладывает в XIV в. основу для формирования в следующем столетии единого Русского государства.

Мировая история свидетельствует, что дворянство повсеместно в Европе было опорой централизованных государств с абсолютистской формой правления. Для формирования этого сословия велись войны, территориальные переделы и т.д., ведь дворян нужно было обеспечить землей, "поместить" на вновь присоединенные или еще свободные в стране земли. Русское государство, хотя и с запозданием, но не явилось исключением. Именно с конца XV-XVI вв. окончательно сформировалось два типа крупной земельной собственности: боярское вотчинное частное, передаваемое по наследству, и дворянское поместное условное, получаемое за службу (его аналогом в Западной Европе был "бенефиций"). Поместье иногда превращалось в наследственное владение.

Пятый этап явился завершающим. В XVII-XVIII вв. произошла консолидация сословия дворянства. Важную роль сыграли оборное Уложение" царя Алексея Михайловича 1649 г. и указ единонаследии" Петра I от 1714 г. Если в 1649 г. в законодательном порядке наблюдалось сближение вотчины и поместья по форме владения, то указом Петра I то и другое признавалось частной собственностью с правом купли-продажи и передачи по наследству.

На Руси, как и в странах Восточной Европы, процесс феодализации затянулся. Россия в силу исторических обстоятельств стала страной "второго эшелона" формирования феодально-крепостнических отношений, попав затем во "второй эшелон" становления рыночной экономики.

Становление феодализма было невозможно без превращения свободных крестьян в зависимых от крупных землевладельцев работников.

Свободных общинников-смердов с 1391 г. стали называть крестьянами. Название это было синонимом слову "христиане" - так называли себя русичи в противовес "нехристям" - язычникам из Орды. Впервые термин "крестьяне" употребил митрополит Киприян в жалованной грамоте Константиновскому монастырю.

Первый этап закрепощения крестьян проходил в XI-XIII вв., это было время появления первых на Руси сводов законов при Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) под названием "Русская Правда". Документы ее свидетельствуют о наличии нескольких социальных групп среди населения: смердов, холопов, рядовичей, закупов и т.д. Жизнь смерда оценивалась в 5 гривен, так же как жизнь холопа и рядовича; штраф (вира) за убийство свободного "мужа" был выше в 8 раз, за знатного человека - в 16 раз.

Холопы (позднее - дворовые) были подневольными людьми, работавшими на своих господ вплоть до отмены крепостничества. Как правило, они не имели своего хозяйства и семьи, по положению напоминали рабов, особенно в первые века становления государственности.

Рядовичи попадали в экономическую кабалу к землевладельцу, заключив особый договор - "ряд".

В одной из статей усской Правды" говорится о закупах, которых считают разновидностью рядовичей. Термин "закуп" (взять "купу" от хозяина в виде бороны, сохи) впервые встречается в начале XII в., но в целом они существовали значительно раньше, возможно, с X в. Закупничество явилось этапом на пути закрепощения крестьянства. Любому рядовичу, в том числе закупу, так много усилий приходилось прилагать для раскорчевки леса и превращения делянки в пашню, обработку ее и т.д., что он почти никогда не уходил через год от хозяина, даже выплатив долг. Тянущееся годами и десятилетиями закупничество приводило постепенно к полному закабалению землевладельцем крестьянина и его семьи.

Были еще аймиты", их положение источниками не уточняется. По-видимому, они были прообразом появившихся много позже батраков.

Второй этап закрепощения крестьян по времени совпадает с татаро-монгольским нашествием. Как уже отмечалось, в XIII-XIV вв. процесс феодализации не проходил активно, за исключением каких-то отдельных случаев, в том числе закрепощения крестьян на Руси.

Третий этап на пути становления крепостнических отношений приходится на XV-XVI вв. Русь полностью освобождается от влияния Орды, начинается заметный экономический подъем. Правовой статус крестьянина был определен общегосударственными документами: Судебниками 1497 и 1550 гг., другими официальными актами.

Судебник 1497 г. царя Ивана III зафиксировал время перехода крестьян к другому землевладельцу: за неделю до и в течение недели после одного из православных праздников - Юрьева дня 26 ноября (по старому стилю). Нововведением была необходимость уплаты "пожилого" налога для всех разрядов крестьян. Прежде чем покинуть насиженное место, крестьянин должен был рассчитаться с казной и собственником земли по установленным ранее выплатам. Юридическое право перехода крестьян от одного к другому землевладельцу в Юрьев день было подтверждено Судебником 1550 г., вышедшим во времена Ивана IV.

С хозяйственным освоением новых земель государство проявляло все большую заинтересованность в полном закрепощении крестьян - основных кормильцев страны. Колонизация продолжалась в восточных районах, все более утверждался экстенсивный метод хозяйствования. На Руси не было традиций аренды земли, и не воплощались в жизнь идеи частной собственности на землю для работающих на ней. Для закрепления крестьян за обрабатываемыми ими земельными участками с 1581 г. вводятся аповедные года", в которые запрещается свободный переход земледельцев в Юрьев день. Это правило касалось населения всего Русского централизованного государства. Уже годы с 1581 по 1586 были объявлены "заповедными". В некоторых регионах страны и 1590, 1592, 1594, 1595 гг. тоже были "заповедными".

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать