Генерал-фельдмаршал князь Григорій Потьомкін-Таврійський
p align="left">Если заглянуть в классическую историю Херсона, то можно узнать, что Светлейший князь Григорий Потемкин погребен в Свято-Екатериненском Соборе, который входит в ансамбль Херсонской крепости.

На сегодня сохранились двое ворот крепости - Очаковские и Московские, крепостной колодец, здание арсенала и Свято-Екатериненский собор с часовней и акрополем.

Собор был заложен в 1781 году на месте деревянной церкви Святого Архистратига Михаила.

С Свято-Екатериненский собор связана еще одна историческая загадка Херсона - историки так и не могут по сей день прийти к общему мнению, кто является автором проекта церкви: одни считают, что это Иван Старов, другие - Василий Баженов. Единственное, что можно сказать точно - строительство Свято-Екатериненский собор осуществлялось под руководством известного архитектора Ивана Ситникова. Строительные работы были завершены через 5 лет после их начала - в 1786 году. На фронтоне собора надпись - «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящается». Во внешних нишах Свято-Екатериненского собора находятся статуи работы известного скульптора Гавриила Замараева - апостолы Петр и Павел, а так же святые мученицы Варвара и Екатерина.

Рядом с собором находится часовня. Это уже четвертое сооружение по счету. Первая была деревянная, и построили ее к моменту освящения церкви в 1786. В 1800 на месте деревянной была построена каменная, но простояла она только два года, поскольку после землетрясения в 1802 году она сильно пострадала, и на ее месте возвели временную - снова деревянную. Только в 1815 году была построена существующая по сей день часовня.

Похоронен Потемкин в Херсоне или нет?

Я очень люблю свой город, и версия о том, что основатель города и одна из ключевых фигур Екатерининских времен Григорий Потемкин покоится в Херсоне очень тешит. Но, как сказал Сервантес "Amicus Plato, sed magis amica veritas" - "Платон мне друг, но истина дороже".

Формально Потемкин до сих пор покоится в Свято-Екатериненском соборе, об этом говорит и надгробная доска, которая там находится.

Надпись на ней гласит: Фельдмаршал Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический Родился 30 сентября 1739 года Умер 5 октября 1791 года Похоронен в сем храме 23 ноября 1791 года

Тут же по краям находятся медальоны с названиями взятых Потемкиным городов.

Но так ли это на самом деле?

Скончался фаворит императрицы Екатерины II Григорий Потемкин в 1791 году по дороге из Ясс в Николаев. Светлейший князь завещал похоронить его на родине в Чижево, но Императрица решила по-своему - прах Григория Потемкина должен покоится в одном из построенных ним городов.

Гроб с телом Потемкина 23 ноября 1791 года из Ясс был привезен в Херсон и поставлен в склепе Свято-Екатериненского собора. В этом же склепе находилась и богато украшенная икона Иисуса Христа, именно ею императрица Екатерина II благословляла Князя Потемкина в 1774 году на Новороссийское генерал-губернаторство. Правда, эту реликвию в 1793 году у Свято-Екатериненского собора вытребовал племянник Григория Потемкина граф Александр Самойлов, несмотря на то, что время от времени перед образом Спасителе проходили служения.

Когда на престол взошел сын Екатерины II Павел I, который питал личную неприязнь к Григорию Потемкину, узнав, что тело Светлейшего князя не предано земле, тут же подписал приказ генерал-прокурору Александру Куракину «все тело, без дальнейшей огласки, в самом же том погребу погребено было в особо вырытую яму, а погреб засыпан землею и изглажен так, как бы его никогда не бывало». Людская молва говорила, что император был зол и приказал Куракину не просто засыпать склеп, а разбросать кости князя недалеко от собора - в Чертовой балке. Приказ императора был исполнен - склеп засыпали землей, а вход заложили каменной кладкой, правда прах оставили на месте.

«Наказал» Павел I и библиотеку Григория Потемкина - он выслал ее в Казань. Справедливости ради следует сказать, что не только Потемкина так не любил молодой царь. Павел I относился презрительно ко всему, что сделала Екатерина II, например Таврический дворец превратил в казармы конногвардейского полка, а в Зимнем саду устроил конюшни.

После того как склеп был засыпан, стали ходить слухи, будто-бы Потемкина было погребено где-то во рву Херсонской крепости. Удостоверится в том, что тело Григория Потемкина все еще находится в Свято-Екатериненском соборе 4 июля 1818 года решил архиепископ Иов, который приходился князю племянником. Вскрыв склеп он удостоверился в том, что в гробу находится тело его дядюшки.

В 1859 году могила князя была вскрыта еще раз - череп и несколько костей Потемкина были переложены с развалившегося гроба в специальный ящик с задвижкой и оставлены в склепе.

Через 15 лет в 1874 году склеп в Свято-Екатериненском соборе был вскрыт опять, на сей раз это была Особая ученая комиссия Одесского общества истории и древностей. 19 августа комиссия во главе с Николай Мурзакевич вошли в усыпальницу князя Григория Потемкина. Был найден ящик, в котором находился череп с выпиленною с задней стороны треугольною частью и наполненный массою для бальзамирования, так же в затылочной части на черепе были видны клочки темно-русых волос. Кроме этого в ящике были еще несколько костей. В склепе обнаружили остатки деревянного и свинцового гробов, куски золотого позумента, серебряные гробовые скобы и три шитые канителью орденские звезды первой степени: Андрея, Владимира и Георгия. Комиссия вынесла вердикт - нет сомнения, что все это принадлежало могиле светлейшего князя Потемкина-Таврического.

После тога как Павел I был убит, на престол взошел Александр I - князя Григория Потемкина было реабилитировано. Уже в 1837 году по проекту известного скульптора Ивана Мартоса в городском саду установили огромный бронзовый памятник Григорию Потемкину. Князь в римских доспехах и с мечем, в шлеме с плюмажем был водружен на высоком пьедестале.

В период гражданской войны петлюровцы убрали памятник из городского сада и перенесли его во двор одного из музеев Херсона. А во время Великой Отечественной войны памятник бесследно исчез вообще.

Сейчас памятник Григорию Потемкину восстановлен, Потемкинский сквер стал излюбленным местом отдыха херсонцев, а молодожены обязательно приезжают к графу пофотографироваться и возложить цветы, а так же загадать самое сокровенное желание - существует поверье, что, потерев герб, который находится на пьедестале памятника, все задуманное обязательноисполнится.

Но вернемся к истории. После того как в Херсон вошли большевики акрополь в Свято-Екатериненском соборе был раскопан, вскрыли и могилу Потемкина. В соборе открыли музей атеизма, а кости и череп князя выставили на всеобщее обозрение.

В 1984 году начальником Херсонского отделения службы судебно-медицинской экспертизы Леонидом Богуславским склеп был вскрыт в очередной раз. Комиссия обнаружила 31 человеческую кость, принадлежащую мужскому скелету ростом около 185 см и возрастом -- 52-55 лет. Возраст скелета определили приблизительно двумя столетиями.

На удивление в гробу были эполеты английского офицера времен Крымской войны, а на крышке гроба (который был не особо старым), был кроме православного еще и католический крест.

У многих историков проведенная экспертиза вызвала сомнения, но Леонид Богуславский заверил всех, что сомневаться в том, что это скелет Потемкина не стоит, оригинальные гробы были утрачены в период революции, а английские эполеты из другого захоронения - ведь большевики полностью провели вскрытия всех могил на территории Свято-Екатериненского собора.

Потемкина в Херсоне нет.

Известный херсонский краевед и историк Август Вирлич утверждает в своих книгах, что практически после погребения в Свято-Екатериненском соборе, тело Светлейшего князя было перезахоронено и говорить о том, что в Херсоне находится могила Григория Потемкина нет смысла.

Замену тела произвел племянник Потемкина архиепископ Иов, вскрыв склеп он вместо князя положил в гроб другого умершего, а Светлейшего князя отправил в Белую Церковь в имение Браницких - его племяннице Александре Броницкой, которая в последние годы была его любовницей и сопровождала в походах. Слухи об исчезновении тела начали распространяться в империи, вследствие чего в Херсон была направлена специальная комиссия, которая наличие тела в склепе подтвердила. Исчез только сосуд, в котором находились внутренности Потемкина после бальзамирования. Возможно, он был отправлен на родину Князя в Чижево Смоленской губернии.

В имении Браницких была сооружена ротонда, а вокруг нее был разбит парк имени Григория Потемкина. В период гражданской войны войска Симона Петлюры захватив имение Броницких от прислуги узнали о том, кто погребен в ротонде. Петлюра приказал разложить костер и сжечь прах Потемкина в наказание за уничтожение Запорожской Сечи.

Кто покоится под могильной плитой, на которой написано Григорий Потемкин в Херсоне говорить с уверенность не приходится. После стольких вскрытий склепа до революции и разграблений Свято-Екатериненского собора большевиками, ответить на вопрос кому принадлежит скелет, может только дорогостоящая экспертиза, которую, увы, в нынешнее время проводить никто не будет. Да и разрушать миф о том, что Светлейший князь Таврический Григорий Потемкин покоится в Херсоне не выгодно местным властям. Могила известного исторического лица, как магнит притягивает в город многочисленных туристов. Вот и получается, человек один, а могил у него несколько.

Екатерина Черник

Материал предоставлен: Романтический отдых www.sea-adventures.ru для Вас и Вашей семьи

Борис ЛАВРЕНЁВ

Вторичное погребение потёмкина

В 1930 году я был вызван телеграммой матери к заболевшему отцу и попал в свой родной город Херсон, в котором не был пять лет.

Отец болел долго и мучительно. Настроение у меня было тяжелое. В те редкие моменты, когда отцу становилось легче, я бесцельно бродил по улицам, на которых прошли моё детство и юность.

Херсон, как известно, был основан Суворовым* , как город, которому предназначалось стать местом строительства кораблей новорождённого Черноморского флота. И жизнь города началась с постройки доков и стапелей и небольшой, но мощной по тем временам крепости Александершанц** .

Впоследствии кораблестроительная верфь и доки были перенесены в соседний город Николаев на Южном Буге и Херсон утратил своё военно-морское значение. Крепость опустела, и к моему времени от неё остались лишь полуразвалившиеся валы и могучие крепостные ворота из дикого камня, да множество подземных ходов, проходящих через весь город и напоминающих одесские катакомбы. В русско-японскую войну мы, будучи гимназистами, играли на этих валах в войну до тех пор, пока взрывом заложенной “крепостной мины” из трёх фунтов охотничьего пороха не был обожжён один из штурмующих “японцев”. “Бойцы русской и японской армии” получили в четверти по тройке зa поведение, и “бои” прекратились сами собой. Жаль, что этим действенным способом нельзя прекращать настоящие войны.

Внутри крепости, по проекту знаменитого зодчего Старова, был построен военный гарнизонный собор. В его ограде погребены многие участники осады и штурма Очакова, а в самом соборе, под средним куполом, окружённая бронзовой решёткой, лежала мраморная плита с надписью: “Фельдмаршал, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический”. В склепе под плитой покоился прах одного из “екатерининских орлов”, чудака и самодура, но талантливого государственного деятеля и дипломата. В городе, однако, упорно держался слух, что после смерти Екатерины вступивший на престол Павел I, ненавидевший Потёмкина, приказал выбросить его останки в Чёртову балку, отделявшую город от военного форштадта.

В самом центре Херсона на Потёмкинском бульваре стоял памятник Потёмкину работы известного скульптора И.П.Мартоса, сходный с памятником Суворову на Марсовом поле в Ленинграде. Потёмкин был изображён, как и Суворов, в одеянии полководца Древнего Рима, в латах и короткой тунике, с плащом на плечах, с украшенным перьями шлемом, лежащим у ног статуи.

После революции петлюровцы сбросили Потёмкина с пьедестала, как угнетателя Запорожской Сечи*** . Статуя была увезена во двор археологического музея и много лет валялась там без призора, пока её не утащили уже в Великую Отечественную войну немецко-фашистские бандиты.

Блуждая по Херсону, я забрёл как-то в крепость. Ещё издали увидел на прекрасном классическом фронтоне собора вылинявшую кумачовую тряпку, на которой кривыми буквами с подтёками было выведено: “Херсоньский антирелигийный музей”. Я решил зайти посмотреть это учреждение. Первые же шаги внутри собора повергли меня в недоумение, которое сменилось нарастающим раздражением. За неимением сколько-нибудь серьёзных экспонатов по стенам были развешаны вырезанные из старых журналов репродукции картин мастеров итальянской и голландской школ, изображающие религиозные сюжеты. Тут были Сикстинская Мадонна, Голгофа, Снятие с креста, Воскресение, Христос у Марии и Марфы, Мария Магдалина, Вознесение, Сошествие святого духа на апостолов работы Тициана, Веронезе, Рубенса, Ван-Дейка и других художников. Под каждой репродукцией на неряшливых клочках бумаги были приклеены напечатанные лиловым шрифтом на машинке надписи совершенно идиотического содержания. Я хотел уже уходить, но вдруг в глаза мне бросилась пирамидальной формы застекленная витрина, в которой лежал какой-то круглый коричневый предмет. Подойдя, я увидел, что это человеческий череп. Внизу витрины была приклеена табличка: “Череп полюбовника Катерины II Патьомкина”. Я протёр глаза, но видение не исчезло.

Череп оставался по-прежнему в витрине и глядел на меня пустыми впадинами. Я оглянулся и увидел вторую такую же витрину, но уже продолговатой формы. В ней лежал скелет с прилипшими местами клоками ссохшихся мускулов. Надпись гласила: “Кистки полюбовника Катерины II Патьомкина”. Рядом, в третьей витрине, лежали остатки зелёного бархатного кафтана с потускнелыми позументами, затем что-то неразличимое, в пятнах гнили, бывшее когда-то белыми атласными короткими штанами, такие же сгнившие чулки и туфли. “Шматки одягу полюбовника Катерины II Патьомкина”, - прочел я, наклонясь к надписи.

Я поднялся и полном бешенстве. Вытащенный из склепа и разложенный на три экспоната Потёмкин - это было уже нечто неслыханное по варварству и идиотизму.

Со мной был фотоаппарат. Я навел объектив на череп и сделал снимок. Но тут ко мне подбежал какой-то вахлак с багровым от пьянства носом и закричал, что “снимать суворо заброняеться”. Послав его к чёрту, я пошёл разыскивать заведующего музеем, но по дороге наткнулся ещё на одну витрину. В ней, в крепком и не пострадавшем от времени дубовом гробу, лежал хорошо сохранившийся, видимо, набальзамированный труп человека с окладистой рыжей в проседи бородой, одетый в длинный парчовый халат, подпоясанный вышитым поясом. На голове трупа был навит из тонкого шёлкового тюля головной убор, похожий на чалму, с небольшой пряжкой из камней, в которую было воткнуто пёрышко цапли. Под витриной тоже была надпись, содержание которой передаю на память на русском языке: “Здесь нaxодится труп молдавского господаря князя Иосифа Россета. Продажное русское духовенство, соблазнённое взяткой, разрешило похоронить мусульманина в ограде православного собора”.

Я остолбенел. Молдавские господари испокон веков были православными. Лежащий передо мной труп, был трупом отца известной приятельницы Жуковского и Пушкина Александры Осиповны Смирновой-Россет**** . Неведомые дикари, основавшие этот невероятный “музей”, обнаружив на голове покойника похожий на чалму головной убор, решили свинцовыми мозгами, что это мусульманин, и выставили его с такой аттестацией себе на посмешище.

Я бурей влетел в правый придел собора, где, как мне сказал пьяный вахлак, находился кабинет заведующего. Там за столом сидел унылый, длиннолицый человек, тупо уставясь взглядом в окно.

Я обрушился на него, спрашивая, кто разрешил подобное издевательство над трупами, кто мог позволить, сделать из Потёмкина три экспоната, кто превратил православного Россета в поклонника Магомета, какое, наконец, отношение к борьбе с религией имеет эта чудовищная глупость? Ошарашенный человек с тем же унылым видом сказал мне, что он неделю тому назад назначен заведовать и сам не может понять, что происходит в подведомственном ему “музее”.

Я выскочил из собора и помчался в ближайшее отделение связи. Там я составил огромную телеграмму в Наркомпрос с копией в Комитет по охране памятников искусства и старины, изложив всё обнаруженное мною в музее.

Дней десять спустя, когда отец начал поправляться, я уехал в Ленинград. А вскоре получил письмо от одного из старых гимназических товарищей, который писал, что в один прекрасный день “музей” был закрыт, Потёмкин снова собран воедино, положен в новый гроб, опущен в склеп и замурован с наложением на известку казённой печати, а Иосиф Россет обрёл покой в своей старой могиле.

И от всей этой нелепой и дикой истории остался только лежащий у меня в коробке со старыми негативами снимок пирамидальной витрины с большим черепом и таблицей внизу: “Череп полюбовника Катерины II Патьомкина”.

Так в 1930 году в городе Херсоне состоялось вторичное погребение бывшего экспоната “Херсоньского антирелигийного музея” - фельдмаршала, светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического.

Лавренёв Б.А. Вторичное погребение Потёмкина. // Памятники Отечества, №2, 1991. -С.154-155.

Примечания от «тотема»:

* Основателем Херсона, на самом деле, является князь Г. А. Потёмкин, первым строителем - И. А. Ганнибал. А. В. Суворов был назначен Потёмкиным 8 августа 1787 года к руководству обороной Херсон-Кинбурнского района. Он занимался укреплением Херсона и строительством укреплений на подступах к нему.

** Укрепление Александр-Шанц появилось задолго до основания Херсона, ещё в 1737 году. Но в 1778 г. в его границах действительно начало устраиваться Херсонское адмиралтейство с верфью.

*** Петлюровцы не сбрасывали памятник, в те годы он был лишь накрыт брезентом. Скульптуру с пьедестала сняли при Советской власти, 27 апреля 1921г.

**** Погребённый у собора Эммануил Россете родственником А. О. Смирновой-Россет не является.

Чудово сказав про нього австрійский дипломат де Лінь, що знав всіх титанів свого часу, від Фрідріха Великого до Наполеона: "Це найдивовижніша людина, якого мені довелося зустріти [...] нудьгуючий серед задоволень; нещасний від власної успішності; непомірний у всьому, філософ, що легко розчаровується, часто похмурий, непостійний, глибокий, здатний міністр, майстерний політик - і раптом десятирічна дитина [...] В чому полягала секрет його чарівництва? Геній, геній і ще раз геній; природна обдарованість, відмінна пам'ять, піднесений лад душі; глузливість без прагнення образити, артистичність без награної [...] здатність завойовувати в кращі моменти будь-яке серце, безодня щедрості [...] тонкий смак - і якнайглибше знання людської душі"."Показывая вид ленивца, трудится беспрестанно. Не имеет стола, кроме своих колен, другого гребня, кроме своїх ногтей, часто лежит, но не предается сну ни днем ни ночью, філософ глубокомысленный, искусный министр, тонкий политик и избалованный девятилетний ребенок, любит Бога, боится сатаны".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать