Гетманские универсалы, как исторический источник

Гетманские универсалы, как исторический источник

2

Гетманские универсалы, как исторический источник

Содержание

  • Введение 3
    • 1. Дмитрий Иванович (Байда) Вишневецкий 4
    • 2. Гетманство в конце XVI - начало XVII столетий 7
    • 3. Освободительная война. Богдан Хмельницкий 10
    • 4. Время Руины. Иван Выговский 14
    • 5. Юрий Хмельницкий 17
    • 6. Петр Дорошенко 19
    • 7. Иван Мазепа 22
    • 8. Начало XVIII в. - перелом в жизни Гетманщины 24
    • 8.1 Филип Орлик. Конституция 24
    • 8.2 Иван Скоропадский 25
    • 8.3 Данила Апостол 27
    • 9. Последний гетман - Кирилл Разумовский 29
    • Заключение 30
    • Список литературы 32
Введение

В конце XV века введен был в Руси польский обычай отдавать города с поселениями под управление лиц знатного рода, под названием старост. В начале XVI века появляются староства: черкасское и каневское. Сама страна, занимаемая этими староствами, названа "Украиной" Термин употреблялся в значении край, "краина", окраина, земля. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не привилось.; название это переходит на все пространство до Днестра, именно на землю древних угличей и тиверцев, а потом по мере расширения казачества распространяется и на киевскую землю и на левый берег Днепра.

Черкасские и каневские старосты, а за ними и другие старосты в южнорусском крае для безопасности своих земель должны были учредить из местных жителей военное сословие, всегда готовое для отражения татарских набегов. Необходимо было вместе с тем дать этому сословию права и привилегии вольных людей, т.к, по понятиям того века, воин должен был пользоваться сословными привилегиями перед земледельцами. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века являются преимущественно два лица: черкасский и каневской староста Евстафий Дашкович и хмельницкий староста Предислав Лянскоронский.

Развитию казачества более всего содействовал талантливый преемник Дашковича, староста Димитрий Вишневецкий.

1. Дмитрий Иванович (Байда) Вишневецкий

Князь Дмитрий Вишневецкий вошел в историю под прозванием казацкого атамана Байды - грозы татар и турок. Одно его имя повергало их в мистический ужас. Михаил Грушевский назвал его "историческим патроном Запорожской Сечи", который "блестящим, искрящимся метеором перелетел сквозь украинскую жизнь". Знаменитый воин, любимый вождь казаков. Его имя воспето в украинских песнях и думах. Именно он стал первым Гетманом Украины и основателем Запорожской Сечи. Само его прозвание - Байда, по словарю Б. Гринченка означает "беспечный человек".

Он увеличивал число казаков приемом всякого рода охотников, прославился со своими казаками геройскими подвигами против крымцев и поставил себя по отношению к польскому королю почти в независимое положение. У него были широкие планы уничтожить крымскую орду и подчинить черноморские края московской державе.

Проследить путь Вишневецкого достаточно сложно. Он принимал решение и сразу же их осуществлял. В 1553 г. он неожиданно появляется в Стамбуле у султана Сулеймана I Пышного. Цель поездки осталась для историков загадкой, т.к документов не осталось. М. Грушевский лишь предполагал, что причиной поездки князя была "идея союза на два фронта: опираясь на Литовско-Польскую державу, поддерживать добрые отношения с Турцией, держать в руках Крым". После возвращения из Стамбула польский король Сигизмунд II Август назначил Дмитрия Стражником на Хортице.

В начале 1554 г. Вишневецкий, как ни в чем не бывало, возвращается и даже идет на сближение с польским королем, который был насторожен поездкой князя. Вишневецкий продолжает староствовать в Черкассах, но всеми помыслами своими он - на Запорожье. Когда в марте 1556 г. на территории Черкасского староства появляется отряд дьяка Ржевского, посланного Иваном Грозным "разведывать про крымского хана", Вишневецкий оказывает им всяческое содействие.

В это время он вел активную дипломатическую переписку с русским царем. В мае 1556г. князь Вишневецкий известил царя Ивана Грозного о выходе крымского хана в поход на московские земли. Вишневецкий хочет стать на службу к русскому царю и высказывает свое желание о присоединении Канева и Черкасс к российским землям. Он писал к Государю, что не требует у него войска: требует единственно чести именоваться Россиянином и запрет Хана в Тавриде, как в вертепе.

В 1557 г. Дмитрий Вишневецкий стал служить Ивану Грозному и был пожалован в вотчину Белевом с уездом и подклетными дворцовыми селами. В результате он занял положение служилого князя, получив в кормление город с уездом, только что конфискованный в государственную казну от прежнего его владельца, последнего князя Белевского.

Согласно феодальной традиции, служилый князь должен был содержать свой вооруженный отряд и защищать вверенные ему земли. Передача Вишневецкому для прокорма людей целого уезда, бывшего раньше самостоятельным княжеством, свидетельствует о значительной численности его отряда, а также о заинтересованности Московского государства в привлечении его на службу. Служилые князья занимали промежуточное положение между представителями правящей династии, владевшими большими уделами, и боярами. Их главная привилегия была в том, что они не участвовали в войнах вдали от их владений. Но главная цель жизни Вишневецкого была в борьбе с татарами.

В действиях московских воевод против крымских татар Вишневецкий со своими казаками оказал очень большие услуги России. Три года, с 1558 по 1561, Вишневецкий во главе многотысячного русского войска громит татар. Доходил до Перекопа, Кафы и Азова. Однако удачный момент для окончательного разгрома Крыма был пропущен.

При вступлении Москвы в Ливонскую войну, она ссорится с Литвой. Не желая окончательного разрыва с Речью Посполитой, князь Дмитрий начал действовать осторожней.

Да и царь вскоре охладел к крымским делам; Ливонская война забирала все больше сил.

Опять князь Вишневецкий фактически остался один. Князь, прибывший в Московское государство с целью громить Крым, увидел, что цель его не достигается, ушел к Сигизмунду-Августу и примирился с ним. Сигизмунд II Август вернул князю все его звания и земли. Согласно феодальным традициям вассал со своим отрядом мог отказаться служить своему сюзерену, если тот нарушал заранее оговоренные условия, что и произошло между Иваном Грозным и князем Вишневецким, - это не считалось изменой. С уходом князя Вишневецкого, Белев окончательно теряет свой статус частновладельческого города и превращается в военно-административный центр государственного уезда Московской Руси. Иван Грозный, хотя и жалел, что его покинул такой умелый воин, притворялся, будто это бегство нимало его не тревожило.

Очередной зигзаг судьбы князя, "капитана Дмитрашки", как его называли басурмане, вызвал переполох на побережье Черного моря. Массовая мобилизация, проведенная в восьми турецких бейпиках, отправление эскадры представляли собой исключительные меры, к тому же это был единственные случай в истории Оттоманской Империи, когда все действия были направлены не против государства, а против одного человека, князя Дмитрия Вишневецкого, объявленного "самым большим врагом Блестящей порты". А Вишневецкий тем временем проживает в Черкассах у своего кузена, отправив лучших своих казаков на Ливонскую войну, где им щедро платили.

2. Гетманство в конце XVI - начало XVII столетий

Казаки разделялись на два рода: городовых (или украинских) и запорожских (или сичевых). Первые по месту своего жительства, должны были над собою признавать польские власти; вторые были совершенно независимы.

Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей были весьма своеобразными. Польское правительство не без оснований видело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, поскольку они заслоняли от крымских татар, за спиной которых маячила могущественная Османская империя. Еще Сигизмунд-Август изъял украинских казаков из-под власти старост и поставил над ними особого "старшого".

При Стефане Батории заведены были реестры или списки, куда записывались казаки, и только вписанные в эти реестры должны были называться казаками. Старшой над казаками, назначенный королем, назывался гетманом. Вероятно, в это же время последовало разделение казаков на полки: черкасский, каневский, белоцерковский, корсунский, чигиринский, переяславский (последний на левой стороне Днепра); каждый полк находился под начальством полковника и его помощника асаула; полк делился на десять сотен. Каждая сотня была под начальством сотника и его помощника сотенного асаула. Всех реестровых казаков было только шесть тысяч. Они пользовались свободным правом владения своими землями, не несли никаких податей и повинностей и получали жалование по червонцу на каждого простого казака и по тулупу.

Кроме этих реестровых казаков, польское правительство долго не хотело знать никаких других казаков, т.к увеличивать количество реестровых правительство опасалось. Но такой взгляд шел в разрезе с народным стремлением. В Южной Руси все хотели быть казаками, т.е. вольными людьми; все искали путей и средств обратиться в казаков. Одним из таких путей была Запорожская Сича.

Реестровые казаки охотно принимали в свое сословие новых братий, так что количество реестровых было на деле гораздо больше, чем на бумаге. Иногда такие польские подданные, назвавши себя казаками, не пытались ни вступать в реестр, ни примыкать к панам, а собирались вооруженными толпами и выбирали себе предводителя, которого называли гетманом. Так поступали в особенности те, которые бывали на Сичи, воевали против турок и татар и приобретали себе там - как выражались тогда - "рыцарскую славу".

Павел Бут, Тетеря - вот имена казацких вождей того времени. Казачество в это время выдвигало "экономические" требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе.

Чтобы пресечь бегство народа за пороги, гетман Конецпольский заложил на Днепре перед самыми порогами крепость Кодак. Но в августе 1635 года предводитель самовольных казаков Сулима разорил эту крепость, перебил гарнизон и стал призывать народ к восстанию. Ему не удалось предприятие. Подосланные Конецпольским реестровые казаки схватили Сулиму, еще не успевшего собрать большого ополчения.

Вслед за тем объявлено строгое приказание самовольным казакам повиноваться своим панам, а чтобы привести эту меру в исполнение, расставили в Украине польские войска. Это вынудило реестровых казаков в 1636 году обратиться с жалобою к королю; они избрали своими послами двух сотников: Ивана Барабаша и Зиновия-Богдана Хмельницкого.

Для рассмотрения казацких жалоб назначен был воевода Адам Кисель. Он начал хитрить с казаками, стараясь успокоить реестровых обещаниями денег, а главное добиваясь исключения из реестра лишних казаков и возвращения их под власть своих панов. Старшим над реестровыми казаками был тогда Василий Томиленко, нерешительный, но тем не менее преданный казацкому делу. В то время, новый предводитель самовольных казаков Павлюк ворвался из Сичи в Украину с 200 человек, захватил в Черкассах всю казацкую артиллерию и ушел обратно в Сичу, а оттуда призвал к реестровым казакам соединиться с "выписчиками" и дружно защищаться против поляков. Томиленко колебался, а Кисель, подобрал кружок реестровых казаков и составил из них раду на реке Русаве.

Эта рада низложила Томиленка и выбрала в гетманы полковника Савву Кононовича. Павлюк, узнав о таком перевороте, послал своего полковника Карпа Скидана с отрядом в Переяславль, а сам стал с войском у Крылова. Скидан вошел ночью в Переяславль, схватил Кононовича и новопоставленных старшин и привез в Крылов. Казаки осудили их и расстреляли. Гетманом выбрали Павлюка, который призвал русский народ к восстанию. Все реестровые полки, один за другим перешли на сторону восстания. Конецпольский послал против казаков Потоцкого.

6 декабря 1637 года произошла битва у деревни Кумейки. Русские бились отчаянно, но были разбиты, ушли к Днепру в местечко Боровицы. Кисель, находившийся с Потоцким, уговорил казаков выдать Павлюка с товарищами, поручившись, что король радует им прощение. Реестровые казаки низложили Павлюка с гетманства, и привели к Потоцкому. Заключен был с польским военачальником договор: казаки обещали повиноваться польскому правительству. Договор этот был подписан Богданом Хмельницким, носившим звание генерального писаря. Павлюка, Томиленка привезли в Варшаву. Напрасно Кисель перед сеймом умолял даровать им жизнь, ссылаясь на свое поручительство. Его протеста не уважили. Казацким предводителям отрубили головы.

3. Освободительная война. Богдан Хмельницкий

В 1648 г. началось восстание. Его возглавил Богдан Михайлович Хмельницкий. У Хмельницкого были личные счеты с поляками: польский шляхтич Чаплинский разграбил фамильный хутор Субботов и засек насмерть малолетнего сына будущего вождя освободительной войны. По некоторым известиям, кроме того, Чаплинский обвенчался по уставу римско-католической церкви со второй женой Хмельницкого, которую Хмельницкий взял после смерти первой своей супруги, Анны Сомко, матери сыновей Хмельницкого, Тимофея и Юрия, и дочерей: Стефаниды и Екатерины.

Отчаявшись бороться за свои права легальными средствами, Хмельницкий бежит в низовья Днепра. Здесь он организовал отряд казаков и, опираясь на него, изгнал поляков из Запорожской Сечи. Богдан сразу зарекомендовал себя опытным дипломатом: в сложившейся ситуации он нашел единственно правильное решение - заключил союз с крымским ханом, который дал ему в помощь орду перекопского мурзы Тугай-бея. Но Богдан, как оказалось, был не только талантливым дипломатом, но и полководцем.

В мае 1648 г. в двух битвах (у урочища Желтые воды и у Корсуни) восставшие наголову разгромили армию гетмана Потоцкого. Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну. Этим же летом казацкая старшина обращается за помощью к Москве. Однако ни в этом, ни в следующем, ни даже в 1650 г. Россия не могла откликнуться на просьбу казачества. Сложной была обстановка в самой России и российское правительство боялось новой войны с Польшей; не было веры в силы восставших, убежденности в том, что это не обычное казацкое восстание, каких много было и прежде, а всенародная освободительная война.

Очередное поражение повстанческая армия нанесла поляком под Пилявцами и двинулась ко Львову. Взяв большую контрибуцию с этого города, народная армия двинулись к крепости Замостье и осадила ее. Отсюда открывалась дорога на Варшаву. Но из-за неблагоприятных природных условий и изменения политической ситуации осада была снята. Хмельницкого торжественно встречали в Киеве.

Летом 1649 г. произошла Зборовская битва, складывавшаяся благоприятно для восставших. Однако из-за измены крымского хана Хмельницкий был вынужден заключить так называемый Зборовскнй трактат. В черте, где будут жить казаки, не позволяется квартировать коронному войску и проживать иудеям; все должности и чины в означенных воеводствах будут даваться только православным: иезуитам не дозволяется жить в Киеве и других местах, где будут русские школы; киевский митрополит будет заседать на сенате; а относительно уничтожения унии, как в королевстве польском так и в великом княжестве литовском, будет сделано сеймовое постановление. Обещана всем полная амнистия за все прошлое.

Вместе с этим и король издал универсал ко всем жителям Украины, в котором извещал, что в случае бунтов холопов против владельцев, коронное войско вместе с запорожским будет укрощать их.

Оказалось, что Хмельницкий не так-то благодетельно для народа устроил его дело, и что Зборовский договор, по своему содержанию, представлял решительную невозможность, как для русских, так и для поляков, соблюдать его: обе стороны должны были его нарушить.

Естественно такой мир не мог продержаться долго. Жители Южной Руси, не желая быть в порабощении у панов, во множестве бежали в московское государство на слободы. Первый пример показали волынцы. Казаки возникшего было острожского полка, под предводительством Ивана Дзинковского, основали, с царского дозволения, на берегу реки Тихой Сосны, Острогожск и перенесли с собою все казацкое устройство. За ними - малоруссы начали переселяться в огромном количестве в привольные южные степи московского государства с берегов Днестра, Буга и других мест.

Предвидя, что война неизбежна, Хмельницкий начал подготавливать себе союзников: сноситься с Турцией, с седмиградским князем Ракочи, убеждал их действовать вместе против Польши, наконец, завел сношения и со Швецией. Эти сношения сделались известны в Варшаве. Король в конце 1650 года издал универсал для предварительных сеймиков: король извещал в нем все польское шляхетство, что Хмельницкий строит козни против Речи Посполитой; что в Украине чернь неистовствует против шляхетства; что на будущую весну надобно ожидать войны с казаками. Неприязненные действия начались в феврале 1651г. В июне 1651 г. в сражении под Берестечком казакам изменил татарский хан, который к тому же еще и увел самого Хмельницкого с поля боя, что привело к поражению восставших.

Положение Украины укрепила победа в битве под Батогом весной 1652г., однако изменнический договор между поляками и крымским ханом привел к поражению повстанцев в окрестностях Жванца.

Весной 1653 года польский военачальник Чарнецкий, ворвавшись в Брацлавщину по берегу Буга, истреблял села и местечки; поляки резали жителей без разбора.

Гетман Хмельницкий обратился опять к царю Алексею Михайловичу, умолял принять его с казаками под свою руку.

Оставаться зрителями того, что делалось по соседству, далее было невозможно; предстояла опасность, что казаки отдадутся Турции, и вместе с крымскими татарами начнут делать опустошения в пределах московского государства. Дело было первой важности и царь Алексей Михайлович 1 октября 1653 года созвал земский собор всех чинов московского государства.

Думный дьяк изложил о том, как гетман Богдан Хмельницкий много лет просил государя принять его под державную руку, о том, как царь предлагал полякам прощение виновных в оскорблении царской чести, с тем, чтоб поляки уничтожили унию и перестали преследовать православную веру, и как поляки отвергли это предложение. Извещалось, наконец, что турецкий царь зовет казаков под свою власть. Потом отбирался ответ на вопрос: принимать ли гетмана Богдана Хмельницкого со всем войском запорожским под царскую руку?

Бояре дали такое мнение: король Ян-Казимир присяги своей не сдержал: восстал на православную христианскую веру, разорил многие церкви, и обратил в унитские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги - вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому хану, следует принять гетмана Богдана Хмельницкого, со всем войском Запорожским, со всеми городами и землями, под высокую государеву руку.

После такого земского приговора, царь послал на Украину посольство во главе с боярином Бутурлиным, чтобы принять Украину под высокую руку государя.

8 января Хмельницкий вышел на площадь, где была собрана генеральная рада, с речью, прочитаны были условия нового договора. Смысл его был таков: вся Украина, казацкая земля (приблизительно в границах Зборовского договора, занимавшая нынешние губернии, полтавскую, киевскую, черниговскую, большую часть волынской и подольской) присоединялась под именем Малой России к московскому государству, с правом сохранять особый свой суд, управление, выбор гетмана вольными людьми, право последнего принимать послов и сноситься с иноземными государствами, неприкосновенность прав шляхетского, духовного и мещанского сословий. Дань государю должна платиться без вмешательства московских сборщиков.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать