Гетман Сагайдачный
нтересно, что в деле реализации последнего соглашения (Раставицкого) польско-шляхетское правительство большие надежды возлага-ло на П. Сагайдачного. Ему было разрешено силой оружия подавлять недовольство крестьян и рядового казачества. Вряд ли похвалой гетману могут служить слова Я. Собеского -- правительственного комиссара, оставившего интересные исторические записки о Хотинской войне 1621 г. Характеризуя личность П. Сагайдачного, он писал: «В силу свое-го служебного положения всегда верный королю и Речи Посполитой, он бывал суровым в деле подавления козацких своеволий; нередко даже, на задумываясь, казнил смертью за малейшие провинности; свои недолюбливали его за это и неоднократно уже волею большинства он едва не был лишен верховного предводительства запорожским вой-ском». В этой части «Записок» Я. Собеский, несомненно, ошибся -- Сагайдачный не один раз и надолго лишался гетманской булавы (1610, 1617, 1620 гг.).

Тем не менее, очевидно, нецелесообразно жестко увязывать поли-тическую линию П. Сагайдачного с политикой Речи Посполитой на Украине. Опираясь на казачество (как реестровое, так и запорожское), гетман мог проводить вполне самостоятельную политику. Вопреки кате-горическим запретам правительственных кругов Варшавы, он неодно-кратно совершал походы против Крымского ханства и Оттоманской Порты, поддерживал выгодные ему требования казачества и т. п. Нельзя отрицать и того факта, что в течение 1615--1616 гг. П. Сагайдачный, несмотря на грозные сеймовые постановления, сам неоднократно воз-главлял освободительное движение различных сословий украинского народа. Разве не симптоматично утверждение польского сейма от сен-тября 1616 г., что казаки «…сами устанавливают себе право, сами выбира-ют урядников и предводителей и как бы создают в большой Речи Посполитой другую республику…» Смолий В.А. Владельцы гетманской булавы. К.:Варта, 1994.-С.231-232.. О нарастании волны народного движе-ния свидетельствуют и другие факты. Согласно данным многочислен-ных документов, казацкими отрядами в 1618 г. был «сплюндрован» огромный район «Украины, Полесья и Литвы». Очевидно, неправо-мерно связывать дальнейшее обострение социальных и национально-религиозных конфликтов в обществе исключительно с личностью П. Сагайдачного. Вместе с тем хорошо, например, известно, что гетман сразу же после заключения Раставицкого договора начал подготовку к его денонсации, что вызвало новый подъем патриотических чувств в народной среде.

В качестве главного события, характеризующего политическое кре-до П. Сагайдачного, исследователи приводят поход в 1618 г. украинских казаков во главе с гетманом в составе польско-шляхетских отрядов ко-ролевича Владислава на Москву.

Несомненно, это не лучшая страница в жизни и политической биографии прославленного казацкого предво-дителя. И историкам еще предстоит дать глубокую и объективную оценку этому событию. Здесь же мы только отметим, что ученые иногда игнорируют общий контекст развития событий на Украине во втором десятилетии XVII в. Не исключено, что походом на Москву Сагайдач-ный и часть лиц (светских и духовных), группировавшихся вокруг него, «оплачивали» известную сеймовую конституцию «О религии гречес-кой», которая предполагала свободу вероисповедания в Речи Посполи-той. Одну из причин предпринятой казаками акции К.Г.Гуслистый усматривает во «враждебном отношении части украинского казачества к правительству Михаила Федоровича, дипломаты которого в это время поддерживали отношения с Турцией и Крымом, побуждая их орды к нападению на Речь Посполитую, что угрожало украинским землям».

В этой связи возникает другой, не менее важный вопрос: какое место занимает эпизод 1618 г. в политической карьере Петра Сагайдачного и каково его принципиальное отношение к идее русско-украин-ского единения? Предыдущая, а главным образом последующая дея-тельность гетмана дают возможность ответить на него определенно и однозначно -- он являлся сторонником союза Украины с Россией. Уже в январе 1620 г. послы П. Сагайдачного, возглавляемые атаманом Петром Одинцом, через Путивль направились в Москву. 26 февраля они были официально приняты думными дьяками Иваном Граматиным и Саввой Романчюковым. Во время церемонии встречи послы от имени всего Войска Запорожского заявили, что «они все хотят ему, великому государю, служить головами своими по-прежнему, как оне служили прежним великим российским государем и в их государских повелени-ях были, и на недругов их ходили, и крымские улусы громили...». Орга-низация посольства в Москву -- это хорошо продуманная политическая акция П. Сагайдачного. Направленность и содержание переговоров в Посольской палате Кремля также не вызывают ни малейших сомне-ний: речь шла о предложении казаков перейти на службу к русскому царю. Дипломатическая миссия запорожцев не увенчалась тогда успе-хом. Послам было выдано «легкое царское жалование 300 рублей де-нег», но подписание соглашения не состоялось. Тем не менее направле-ние первого посольства в Москву свидетельствовало о появлении каче-ственно новых тенденций в освободительном движении на Украине. И характерно, что у истоков этих тенденций стоял П. Сагайдачный.

Осуществление этой важной политической акции не было случай-ностью, как это может показаться на первый взгляд. Ведь почти одно-временно, как писал М. Смотрицкий, «…гетман, мучимый укорами совести, от имени всего Войска Запорожского просил иерусалимского патриарха Феофана «об отпущении греха разлития крови христианской в Москве» Там же.- С. 238.. Согласно сообщениям другого источника, реакция Феофана на эти слова была суровой и однозначной. Он «…бранил казаков за то, что они ходили на Москву, говоря, что они подпали проклятию, указывая для этого то основание, что Москва -- христиане»Там же.-С.239-240.

.

На новом этапе развития освободительного движения, которое объединяло различные слои населения (православную шляхту и духо-венство, горожан, казачество, крестьянство), важнейшим событием яви-лось возобновление деятельности на Украине православной иерархии, которая после Брестской церковной унии 1596 г. прекратила свое существование. В этой политической акции свою роль суждено было сыг-рать П. Сагайдачному. Близкие отношения между гетманом и патри-архом Феофаном, который выполнил эту важнейшую миссию, вряд ли можно считать случайными. Не исключено, что еще атаман Петр Одинец в феврале 1620 г. по поручению Сагайдачного встречался с патри-архом в Москве, где изложил позицию гетмана по этому вопросу. В мар-те Феофан прибыл на Украину.

На границе его встречали запорожские казаки во главе с Сагайдачным, которые, согласно сообщению Густынской летописи, «обточиша его стражбою, яки пчелы матицу свою», сопроводили в Киев. Здесь Феофан общался с представителями местно-го братства, православным духовенством. Он побывал в знаменитом казацком Трахтемировском монастыре. 6 октября 1621 г. в братской Богоявленской церкви патриарх посвятил межигорского игумена Исайю Копинского в сан перемышльского епископа, игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого в сан киевского митрополи-та, а Мелетия Смотрицкого в сан полоцкого архиепископа. Очевидно, нет надобности доказывать, что осуществление этой акции, значение которой вышло далеко за религиозные рамки, стало возможным только благодаря мощной поддержке Войска Запорожского и лично Петра Сагайдачного (к тому времени уже полковника). Несмотря на ограни-ченность целей, которые ставили перед собой представители высшего православного духовенства, их действия, направленные против экспан-сии католицизма и униатства, объективно способствовали усилению освободительного движения народных масс Украины.

Под непосредственным влиянием этих событий заметно активизи-ровалась идеологическая борьба, объектом которой стали не только религиозные вопросы. Из-под пера Иова Борецкого выходит трактат «Протестация и благочестивая юстификация», появляется полемиче-ское сочинение «Полинодия» Захарии Копыстенского, «Книга о вере» и другие. Авторы этих трудов стремились воссоздать исторически прав-дивые картины жизни украинского народа в контексте его связей с рус-ским и белорусским народами. Это были новаторские труды, на страни-цах которых в отличие от первых полемических произведений в пол-ный голос звучит идея прародины трех восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости языка, единства веро-исповедания. Иов Борецкий с гордостью заявил в своей «Протестации»: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай». Воздавая дань казачеству, авторы полемических сочинений называли их «наследниками старой Руси», которые «твердостью своей превосходят тех римских Сципионов и карфагенских Ганибалов» и т. д. и т. п.

Возобновление деятельности высшей иерархии православной церк-ви на Украине получило широкий резонанс. В 1620 -- 1621 гг. резко обос-трились отношения между противоборствующими сторонами. Королев-ское правительство, католическое и униатское духовенство заняли крайне отрицательную позицию по отношению к этой политической акции. Из уст официальных лиц извергались проклятия и угрозы в адрес православных, неоднократно поднимался вопрос о судебном преследо-вании новоиспеченных иерархов, которые, по существу, были поставле-ны вне закона.

Однако вскоре религиозные противоречия и распри естественным ходом событий были отодвинуты на второй план. После сокрушитель-ного поражения от турок на Цецорских полях в Молдавии (1620) Речь Посполитая оказалась на грани потери своей государственной независимости. Коронное войско было разгромлено, многие знатные шляхти-чи, в том числе гетман С. Жолкевский, убиты, другие попали в плен. В создавшихся условиях Варшавское правительство приняло решение об организации нового войска. Путем определенных уступок сейм решил привлечь на свою сторону украинских казаков, небезоснователь-но рассматривая их как наиболее боеспособную и организованную военную силу. Перед угрозой вторжения в пределы Украины турецкой армии казачество, отложив решение своих внутренних проблем (острые противоречия между новым гетманом Яцком Бородавкой и Петром Сагайдачным), высказалось за поддержку поляков в будущей войне с турецкими завоевателями. Всеобщая рада, созванная в июне 1621 г. в урочище Сухая Дубрава, приняла предложения сейма о совместном походе польских и казацких войск. Следует отметить, что уже не будучи гетманом П. Сагайдачный продолжал играть видную политическую роль. Он возглавлял посольство, направленное радой в Варшаву, где во время аудиенции у Сигизмунда III требовал религиозных уступок, в ча-стности узаконения православной иерархии.

«Казацкие требования не были радикальными. Однако, учитывая тот общественный резонанс, который получили события 1621 г., они звуча-ли актуально и, очевидно, отражали мнение широких слоев казачества, собравшихся на раду в Сухой Дубраве» . Мельничук Я.,Карабин Б. Казацкие вожаки и гетманы Украины. Львов,1991.-С. 112.

.

Петра Сагайдачного нельзя обвинить в малодушии или нежелании участвовать в военных действиях казаков против турецкой армии. Пря-мо из Варшавы, после прощания с польским королем, он направился в расположение своих войск вблизи Хотина. А ситуация здесь сложи-лась очень напряженная. Ведь объединенным силам польских и казац-ких войск (около 80 тыс. человек) противостояла 162-тысячная турецкая армия (согласно другим данным, 250-тысячная).

«В армии султана Османа II находилось около 300 пушек, большое количество другого вооружения, боеприпасов и провианта. «Наступил день,-- писал очевидец этих событий,-- памятный полякам на вечные времена, когда появились несметные полчища султана Османа и хана Джанибек-Гирея, собранные из многочисленных областей и народов; день, в который появились на нашей земле победоносные знамена Отто-манской империи, владеющей тремя частями света. По мановению могу-чего властелина явились на Днестре нежданные гости от берегов Евфра-та, Нила и соседнего Дуная; Азия и Африка, словно поколебленные в своих основах, готовились ринуться на Подолию. Бесчисленные и раз-ноплеменные войска шли к сарматским границам, где иное небо, иной климат, иной характер природы, где все, одним словом, поражало взоры пришельцев» Там же.-С.114-116.

С начала военных действий казаки проявляли чудеса храбрости и героизма. Разве могут не вызвать чувство восхищения действия не-большого казацкого отряда, окруженного турками, лишенного прови-анта и всякой помощи и сражавшегося несколько дней против врага, вооруженного пушками.

«Окруженные со всех сторон, казаки тем не менее отважились сразиться с неприятелем (ибо отчаяние нередко бывает побуждением к благородной смерти) и успели пробиться сквозь изумленные и дрожащие турецкие войска; но изнуренные голодом и трудами, покрытые пороховою пылью, они сложили жизнь вместе с оружием» Там же.-С.119..

В августе 1621 г. едва не погиб сам Петр Сагайдачный. После сове-щания с командующим польской армией К. Ходкевичем он сразу же выехал в расположение казацкого войска, которое в то время медленно двигалось к Хотину. Но в пути он столкнулся с отрядом турецких войск. Началось сражение, которое едва не закончилось трагически для Сагайдачного. Преследуемый, с простреленной рукой, он только ночью про-брался в свой лагерь.

Мы приблизились к тому рубежу жизненного пути П. Сагайдачного, который по-разному оценивался его современниками. В конце авгу-ста 1621 г., по прибытии его в расположение казаков, в войске прои-зошла смена власти. Гетман Бородавка лишился булавы, был арестован, а позже (8 сентября), согласно приказу Сагайдачного, казнен. Послед-него провозгласили гетманом. Факт низложения и казни Бородавки вызвал противоречивые мнения современников. В частности, польско-шляхетские мемуаристы резко отрицательно относились к личности Бородавки, который, очевидно, являлся представителем неимущей ча-сти казачества и пользовался в ее среде большой популярностью. Не случайно еще С Жолкевский характеризовал его как «наименее между казаками добродетельного и наиболее склонного к бун-там, обещавшего казакам идти с ними не только на море, но хоть бы и в ад».

По-видимому, и Сагайдачный испытывал чувство вины за гибель, человека, который сделал столь много для освободительного движения на Украине (Бородавка принимал непосредственное участие в восста-новлении на Украине православной иерархии, возглавлял повстанческое движение и т. п.). Вот почему, уже находясь на смертном одре, Сагай-дачный дает поручение записать в свой помянник Бородавку под име-нем «Яков гетман». Очевидно, так он хотел выразить свое запоздалое раскаяние в причастности к смерти этого человека.

В сентябрьские же дни 1621 г. гетмана одолевали другие мысли. Ведь под Хотином решалась судьба не только Польши, но и Украины. С первых дней сражения Осман II, рассчитывая на молниеносные уда-ры, стремился разгромить казацкие полки. Как писал очевидец, он «…по-клялся ничего не есть, пока не отправит в ад к ужину всех поляков до последнего, и явил пример, невиданный и неслыханный дотоле в ис-тории военных действий, а именно: едва завидев наши силы и не давши отдыха своим войскам, усталым от похода, он отдал приказ атаковать поляков и в то же самое время устраивать лагерь…» История Украинской СССР: В 10-томах т.3. / Под ред.Ю.Ю. Кондуфора. - Киев: Наукова Думка, 1983. - С.231.

.

С каждым часом сражение приобретало все более и более ожесточенный характер. Глав-ный удар неприятеля приняли казацкие отряды, которые от обороны перешли в наступление. Только к вечеру 3 сентября обоюдные атаки прекратились. Результаты первого дня Хотинской войны свидетельство-вали, что перевес, хотя и небольшой, оказался на. стороне казацко-польского войска. Оно получило большие трофеи (лошадей, конскую сбрую, богатую одежду, оружие, боеприпасы) и множество драгоценно-стей.

В следующие дни (5 и 9 сентября) накал сражения не спадал. И снова казаки, возглавляемые П. Сагайдачным, показывая чудеса храб-рости и героизма, врывались в лагерь врага, уничтожали живую силу противника, овладевали оружием, боеприпасами и провиантом. Осо-бенно успешной была ночная атака казаков и польской обозной челяди 9 сентября. В расположении турецких войск началась паника -- бежали султан и рядовые воины, мурзы и многочисленная челядь.

Только нерас-торопность К. Ходкевича воспрепятствовала окончательному разгрому врага. События этой ночи оказали деморализующее влияние на турок. Я. Собеский пишет, что «…после неожиданного вторжения запорожцев в лагерь Османа турками овладела паника: люди всех званий и сословий были в неописанной тревоге; сам Осман, еще так недавно думавший, что нет никого в мире могущественнее его, теперь собственными глаза-ми увидел всю шаткость своего положения и прежняя надменность сменилась женскими жалобами, когда он убедился в неосновательности своих надежд…» Субтельный О. История Украины.- К.: Лебедь, 1994.- С.357..

Потеряв всякую надежду на скорое завершение войны, турки нача-ли длительную осаду польского и казацкого войска. В течение несколь-ких недель продолжались локальные бои между обеими сторонами. И только после прибытия в турецкий лагерь 20-тысячного подкрепле-ния Осман II решился на новое сражение. 28 сентября отборные сул-танские войска начали наступление. Почти целый день длилась эта кровопролитная битва.

«Более 60 пушек греме-ло беспрерывно, небо пылало, а воздух омрачался от дыма, земля дрожа-ла, стонали леса, скалы распадались в куски. Что видел глаз к течение целого дня, того не описать на одной или двух страницах; нельзя выра-зить в точности, с каким пылом и мужеством или скорее отчаянием сражались обе стороны» Мельничук Я.Д. Казацкие вожаки и гетманы Украины ю-Львов .: Украина,1991.- С. 64.

.

Однако все атаки турецких войск были отби-ты. И снова находчивость П. Сагайдачного, который ударом с тыла вынудил турок к бегству, решила исход этого сражения.

Вклад казацкого войска и его предводителя гетмана Петра Сагай-дачного в разгром турецких войск в Хотинской войне 1621 г. воистину. неоценим. По существу, Польша была спасена от иноземного порабо-щения, утраты своей государственной независимости, а польский на-род -- потери своего этнического лица. Медлительность К. Ходкевича и других шляхетских военачальников, их попытки достичь победы над противником за счет пролитой казацкой крови не могут затмить друго-го, исторически значимого аспекта этих событий. Впервые после Грюнвальдской битвы представители двух великих славянских народов про-демонстрировали на поле брани свою готовность к совместной борьбе против иноземных поработителей во имя идеалов свободы и независи-мости родной земли. Немаловажен и тот факт, что в сражении под Хотином принимали участие молдаване, местное украинское население, а также отряд донских казаков.

Значение событий под Хотином не ограничивалось локальными рамками. Оно вышло далеко за пределы Украины и Польши. С уверен-ностью можно утверждать, что победа в войне остановила дальнейшее продвижение султанской Турции в другие европейские страны и стала предвестником ее упадка.

Сражение под Хотином явилось последним эпизодом на богатом ратными подвигами жизненном пути П. Сагайдачного. Раненный в од-ном из сентябрьских боев, гетман тяжело и долго болел. В середине ноября 1621 г. его перевезли в Киев «...на томже пляцу тот наш гетман постреленый приехал до Киева, наполы умерлый» Смолий В.А. Владельцы гетманской булавы. -К.: Варта.- 1994.- С.323-324.

.

Однако будучи уже смертельно больным, гетман не устранился от общественно-политической жизни. В числе своих главных забот он считал необходимым добиться признания королевским правительством церковной иерархии, восстановленной иерусалимским патриархом Фео-фаном на Украине. С этой целью в начале 1622 г. в Варшаву выехало особое казацкое посольство, которое должно было ходатайствовать перед сеймом об уничтожении унии и «успокоении православных». Одновременно гетман написал два письма польскому королю. Выдер-жанные в лояльной форме, они, тем не менее, содержали требование прекратить преследование и «озлобление» казаков, а также положить конец распространению униатства на украинских землях. Одна-ко П. Сагайдачному уже не суждено было пережить горечь разочарова-ния результатами казацкой миссии. Он скончался 10 апреля 1622 г. в Киеве.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать