Диссидентство в СССР

Диссидентство в СССР

6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Курсовая работа

по дисциплине «История России»

на тему: «Диссидентство в СССР»

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1 Виды диссидентских движений в СССР………………………...……..5

§1 Понятие диссидентства в СССР………………………………………….…...5

§2 Диссидентские организации 1950х-1980х гг.…………………………..........8

Глава 2 Общество, власть, диссиденты……………………..………………….18

§1 Правовая ответственность за «инакомыслие» в СССР……....………….…18

§2 Влияние диссидентов на общество и власть……………………...………...19

Заключение…………………….…………………………………………...…….26

Библиография……………………………..……………………………………...27

Введение

Несогласные с общественно-политическим устройством того или иного государства были всегда. Были они внутри страны и за её пределами. Их несогласие выражалось разнообразными формами - от критики до насильственного свержения власти. Отличительной особенностью диссидентства было то, что, их средством борьбы с государственным строем, как правило, являлось слово.

Исследование такого явления как диссидентство - актуально. Деятельность диссидентов и результаты этой деятельности оцениваются неоднозначно. Этому способствует неоднородность представителей диссидентства СССР , а также субъективный подход многих авторов, описывающих данное общественное явление. Историку всестороннее исследование диссидентства позволяет глубже рассмотреть закономерности российской исторической системы.

Существует большое количество исторических и историографических источников по данной теме: отечественная и зарубежная литература, переписка, публицистика, документы государственных органов, мемуары, аудио и видео интервью.

История диссидентства содержится в научных и литературных трудах Алексеевой Л.М. , Амальрик А.А. ,Буковского В.К., Сахарова А.Д.- активных участников диссидентского движения СССР, а также в ряде работ других авторов, в том числе зарубежных.

Цель данной курсовой работы - выявление особенностей возникновения диссидентского движения и закономерностей функционирования в советском обществе.

Задачи:

1)определить виды диссидентских движений в СССР в 1950х-1980х гг.;

2)указать ответственность за инакомыслие в СССР;

3) рассмотреть взаимоотношения власти и диссидентов.

Объект исследования - советское государство и общество 1950х-1980х гг.

Предмет исследования - диссидентство как общественно-политическое явление

Глава 1. Виды диссидентских движений в СССР

§1 Понятие диссидентства

Согласно современному определению диссиденты - (от лат . dissidens - несогласный), 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие. 2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы ("карательная психиатрия"), высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко , А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.) [3,с.45].

Людмила Алексеева в своей «Истории инокомыслия в СССР» разделяет движения «инокомыслящих» на: национальные, религиозные и гражданские. Начиная описание с национальных движений, она заявляет в предисловии : «Я начала с национальных движений не только потому, что они -- наиболее широкие и наиболее традиционные, но и потому, что возникли они раньше большинства религиозных и намного раньше гражданских»[1,с.4]. Ей выделены: Украинское национальное движение, Литовское национально-религиозное движение, Эстонское национально - демократическое движение, Латвийское, Армянское, Грузинское национальное движение, Крымско-татарское движение за возвращение в Крым, движение месхов за выезд на родину, Еврейское движение за выезд в Израиль, движение советских немцев за выезд в ФРГ, Русское национальное движение. Так начало оппозиционных настроений в Украине, по мнению Алексеевой, связано с проводимой советской властью коллективизацией. Она указывает, что Начиная с 30-х годов, на Украине ведется последовательная политика русификации ,направленная на вытеснение украинского языка русским во всех областях общественной жизни ,и увеличение доли русского населения в городах и промышленных центрах. Национальные движения преимущественно были сосредоточены в западной части Украины, а демократические - в восточной. Данный историографический источник требует критического отношения.

Вся интерпретация исторических фактов у Алексеевой направлена на дискредитацию советской власти и деятельности КГБ. Неудивительно ведь по признанию самого автора - работа была написана по гранту Госдепартамента США как «справочное» пособие. Тем не менее в книге перечислены реально существовавшие движения, поэтому она представляет ценность для исследования. Другим слабым местом этого автора является то, что под диссидентами понимается лишь одна из его форм - правозащитное движение. По мнению Вдовина А.И. : «Такой подход в сущности, не позволяет ни выявить специфику этого феномена ,ни определить хронологические рамки диссидентского движения»[4,с.202]. А.А.Данилов рассматривая феномен диссидентства выделяет следующие периоды движения:

1)1965-1972гг.-от дела А.Синявского и Ю.Даниэля до начала целенаправленной борьбы с движением КГБ;

2)1973-1974гг. характеризуются автором как период кризиса движения;

3)1974-1975гг. автор называет этапом «широкого международного признания»;

4)1976-1981гг - хельсинский период[12,с.296].

В данной периодизации также смешиваются «правозащитное» и диссидентское движение.

Представляет интерес монография доктора исторических наук Александра Владленовича Шубина «Диссиденты, неформалы и свобода в СССР» (Вече,2008). Серьезным шагом вперед по сравнению со многими другими исследованиями проблемы стала попытка рассмотреть явление шире границ собственно диссидентских кругов, но в связи с общественно-политической активностью в различных ее проявлениях. Вопреки преобладающим в историографии истории СССР 1945-1984 годов мнениям, А.В. Шубин исходит из того, что Советский Союз после сталинской эпохи уже не представлял собой такое тоталитарное государство, которое осуществляет всеохватывающий идеологический контроль над жизнью широких слоев населения. Политический строй Советского Союза этого периода характеризуется А.В. Шубиным как авторитарный режим при концентрации власти в руках представителей бюрократической элиты. По мнению автора, этот режим уже не осуществлял полномасштабного идеологического контроля над духовной жизнью граждан, проявляющейся в творчестве, и допускал определенный уровень политической и культурной свободы в рамках действий, не ведущих к разрушению стабильного функционирования политической системы, но главное - не разрушающих авторитет правящей элиты на международной арене. А.В.Шубин выделяет такие группы диссидентов как : демократические социалисты, марксисты-ленинцы, анархисты, либеральные демократы-западники, русские консерваторы - националисты, сталинисты.

Отличительными особенностями зарождения диссидентского движения в СССР в 50-е годы является подпольная (скрываемая от властей) деятельность и использование такой возможности для мобилизации сторонников и пропаганды оппозиционных идей и программ, как «тамиздат» и «самиздат».[4,с.203]

Таким образом, диссидентом мог быть определен любой гражданин СССР, несогласный с проводимой внутренней или внешней политикой государства и выражающий свой несогласие открыто или скрытно.

§2 Диссидентские организации 1950 х-1980 гг

К первым проявлениям легального диссидентства в литературной среде можно отнести книгу В. Дудинцева "Не хлебом единым" (1956), выступление К. Паустовского в ее защиту, выступление О. Берггольц против постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946-1948 гг. Публичными проявлениями диссидентства было чтение стихов (обычно не принятых к печати в советских подцензурных изданиях) на собраниях нонконформистской молодёжи у памятника В.В. Маяковскому в Москве (1958-1961 гг., активные участники В.Н. Осипов, Э.С. Кузнецов, И.В. Бокштейн).

Со второй половины 1950-х гг. в разных городах возникали диссидентские подпольные организации, численностью в пределах десятка человек. В Москве -- "Русская национальная партия", или "Народно-демократическая партия России" (1955-1958 гг., организатор В.С. Поленов и др.), "Российская национально-социалистическая партия" (1956-1958 гг., А.А. Добровольский). В Ленинграде -- кружок под руководством студента В.И. Трофимова (1956-1957 гг.) и др. Деятельность организаций пресекалась органами КГБ.

В конце 1956 -- начале 1957 г. на истфаке МГУ сложилась группа марксистского толка под руководством Л.Н. Краснопевцева. Ее участники пытались создать новую концепцию истории КПСС и новую идеологию. Весной 1957 г. они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки об СССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против "сталинского социализма", за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г. распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиления роли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовного кодекса. В феврале 1958 г. девять членов этого кружка были осуждены за "антисоветскую" деятельность на 6-10 лет заключения.

В 1956-1957 гг. в Ленинграде действовал кружок молодого ленинградского математика Р.И. Пименова. Его участники устанавливали связи другими молодежными кружками в Ленинграде, Москве, Курске, пытались консолидировать их деятельность. В сентябре 1957 гг. пять участников кружка были осуждены за то, что "создали из студентов библиотечного института нелегальную группу для организованной борьбы с существующим строем", а фактически -- за распространение листовки против безальтернативных выборов.

В октябре 1958 г. пресечена деятельность группы выпускников ленинградского университета во главе с М.М. Молоствовым. Они были арестованы за содержание переписки, которую вели между собой, за обсуждение возможности создания организации и рукописи о путях реформирования социализма.

Осенью 1963 г. генерал-майор П.Г. Григоренко, в дальнейшем видный участник правозащитного движения, и несколько его сторонников распространяли в Москве и Владимире листовки от имени "Союза борьбы за возрождение ленинизма".

В 1962-1965 гг. в Ленинграде существовала подпольная марксистская "Лига коммунаров". Она руководствовалась программой "От диктатуры бюрократии -- к диктатуре пролетариата" (Л., 1962, авторы В.Е. Ронкин, С.Д. Хахаев), распространяла листовки с призывом к революционной борьбе с советской бюрократией, самиздатский журнал "Колокол" (Л., 1965).

Наиболее многочисленной из всех подпольных диссидентских организаций (28 членов, 30 кандидатов) был ленинградский "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа" (1964-1967 гг., руководил И.В. Огурцов), намеревавшийся предложить стране православно-почвеннические ценности с соответствующим государственным устройством.

Подпольные кружки действовали также в Саратове ("Группа революционного коммунизма", О.М. Сенин и др., 1966-1970 гг.), Рязани (группа Ю.В. Вудки, 1967-1969 гг.), Горьком (группа В.И. Жильцова, 1967-1970 гг.). Их участники чаще всего вдохновлялись социал-демократическими идеалами, но в практической деятельности ориентировались на общедемократические и либеральные ценности, налаживали контакты с открыто действующим движением за права человека в Москве и др. городах. В еще большей степени это можно сказать о раскрытом в 1969 г. в Таллине "Союзе борьбы за демократические права" (Г. Гаврилов), издававшем самиздатский журнал "Демократ" на русском и эстонском языках, и "Эстонском демократическом движении" (1970-1974 гг., руководил С.И. Солдатов).

В конце 70-х гг. в Москве образовался кружок "либеральных коммунистов", группировавшихся вокруг самизатских журналов "Поиски" (М., 1978-1979. № 1-8), "Поиски и размышления" (1980. № 1-4). Их редакторы и авторы (П.М. Абовин-Егидес, В.Ф. Абрамкин, Р.Б. Лерт, Г.О. Павловский, В.Л. Гершуни, Ю.Л. Гримм, В.В. Сокирко, М.Я. Гефтер, П.А. Подрабинек и др.) были людьми преимущественно левосоциалистических взглядов, сторонниками либерализации советской системы, расширения в ней свобод. Они пытались осуществить синтез идей, которые могли бы лечь в основу плавного реформирования системы и в то же время получить поддержку хотя бы части советского общества, включая реформаторское крыло правящей элиты. Особую позицию в кружке занимал В.В. Сокирко, являвшийся также автором, составителем и редактором самиздатского сборника "В защиту экономических свобод" (М., 1978-1979. Вып. 1-6). Он предлагал образовать буржуазно-либеральную партию, которая выступала бы как оппонент КПСС за развитие экономических свобод, за некое "буржуазно-коммунистическое", "весьма либеральное и коммунистическое будущее общество".

В конце 1970-х гг. в Москве действовала группа "советских еврокоммунистов" (А.В. Фадин, П.М. Кудюкин, Б.Ю. Кагарлицкий и др.). Группа издавала "самиздатские" журналы "Варианты" (М., 1977-1982), "Левый поворот" (М., 1978-1980), "Социализм и будущее" (М., 1981-1982). В апреле 1982 г. "молодых социалистов" арестовали, однако назначенный на 12 февраля 1983 г. суд не состоялся.[17,с.303]

В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность имели братья Р.А. и Ж.А. Медведевы. Они полагали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения марксизма-ленинизма и видели основную задачу в "очищении социализма". Начиная с 1964 г. Р. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнал, позднее вышедший на Западе под названием "Политический дневник" (М., 1964-1970. № 1-70). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экз., распространялся среди "надежных" людей. Журнал имел корреспондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работник журнала "Коммунист"). В журнале отражалось отношение к различным событиям в стране и за рубежом. По выражению А. Сахарова, это было "таинственное издание... нечто вроде самиздата для высших чиновников". Позднее выходил альманах "XX век" ("Голоса социалистической оппозиции в Советском Союзе") (М., 1976-1977, № 1-3).

Он выпускался издательством, созданным Р. и Ж. Медведевыми за границей, переводился на итальянский, японский, английский и французский языки. Альманах был собранием работ советских авторов (Р. Медведев, М. Максудов, А. Красиков, А. Зимин, А. Бехметьев, Н. Пестов, М. Богин, М. Якубович, Л. Копелев, С. Елагин и др.) о проблемах советской истории и современности, западной и восточной демократии и др. Р. Медведев не признавал правозащитного движения (считал его "оппозицией экстремистского толка"), надеялся, что социалистическое течение станет массовым и позволит осуществить в СССР серьезную программу демократических реформ, а в последующем (в начале XXI в.) -- бесклассовое коммунистическое общество. Тем не менее, Р. Медведев в 1969 г. был исключен из партии "за взгляды, несовместимые с членством в партии", его брат Жорес, автор разоблачительной книги о Т.Д. Лысенко, критических работ о положении науки в СССР, в мае 1970 г. принудительно помещен в психиатрическую больницу. В результате протестов представителей интеллигенции (П.Л. Капица, А.Д. Сахаров, И.Л. Кнунянц, А.Т. Твардовский, М.И. Ромм и др.) освобожден, однако в 1973 г. лишен советского гражданства, выдворен из страны. После ввода советских войск в Чехословакию социал-демократическое направление начинает терять своих сторонников. Разочаровывается в нем и академик А.Д. Сахаров, занявший одну из ключевых ролей в диссидентстве после публикации в "самиздате" в июне 1968 г. работы "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (либерально-западническая программа движения).

На развитии диссидентства в конце 60-х гг. существенным образом сказались демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и суд (октябрь 1968 г.) над ее участниками, исключение в ноябре 1969 г. А.И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов "В круге первом" и "Раковый корпус", присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970).

"Нобелевская лекция" Солженицына стала выражением либерального почвеннического направления в движении. В этой связи он писал: "Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: Нации это богатство человечества..." это было воспринято всеобщеодобрительно... Но едва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, это было с яростью объявлено великодержавным национализмом". Свою идеологию писатель неоднократно определял не как национализм, а как национальный патриотизм.

После заключения Хельсинкских соглашений была создана Московская группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976 г.). В нее вошли член-корреспондент Армянской Академии наук Ю.Ф. Орлов (руководитель) и еще 10 человек: Л.М. Алексеева, М.С. Бернштам, Е.Г. Боннэр и др. Вскоре подобные группы возникли на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977 г. при московской Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основателей которой стал А.П. Подрабинек. В феврале 1977 г., оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хельсинкских групп.

В 60-80-е гг. в диссидентстве было заметным течение русской либеральной национально-патриотической мысли, дающее о себе знать главным образом в "самиздатской" публицистике, являвшейся своеобразным ответом на "самиздат" либерально-космополитического толка. Первым из ставших известными широкой публике текстов русских "националистов" было "Слово нации", написанное 31 декабря 1970 г. A.M. Ивановым (Скуратовым) как ответ на анонимную "Программу Демократического движения Советского Союза", появившуюся в 1969 г. Основным для России в "Слове" представляется национальный вопрос. Констатировалось, что русские играют в жизни страны непропорционально малую роль. Изменить положение должна была национальная революция под лозунгом "Единая Неделимая Россия", которая превратила бы русский народ в господствующую нацию. В национальном государстве, которое необходимо было построить, традиционная русская религия должна занять подобающее ей почетное место. Важным событием в русском либерально-патриотическом движении стало появление журнала "Вече", который тоже был своеобразным ответом на диссидентские либеральные и национальные издания. Инициатором издания стал В.Н. Осипов, отсидевший 7 лет на строгом лагерном режиме за организацию "антисоветских сборищ" на площади Маяковского в Москве в 1960-1961 гг. и поселившийся в 1970 г. в Александрове. Журнал задумывался как лояльный по отношению к власти (на обложке значились фамилия и адрес редактора). Первый номер журнала вышел 19 января 1971 г. Почти сразу же на журнал был повешен ярлык шовинистического антисемитского издания. В этой связи редакция 1 марта выступила с заявлением, в котором говорилось: "Мы решительно отвергаем определение журнала как „крайне шовинистического"... Мы отнюдь не собираемся умалять достоинства других наций. Мы хотим одного укрепления русской национальной культуры, патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что касается политических проблем, то они не входят в тематику нашего журнала". Число постоянных читателей журнала составляло примерно 200-300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а также в Киев и Николаев. Одним из кругов "Веча" были "молодогвардейцы", члены "Русского клуба". Степень их вовлеченности в издание журнала ограничивалась темой защиты памятников истории и культуры, некоторой финансовой поддержкой.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать