Древний Рим. Путь к мировому господству

Древний Рим. Путь к мировому господству

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Сибирский Государственный Технологический университет"

Кафедра: Теории и практики перевода

Факультет: Гуманитарный

Группа: 72-7

Реферат на тему:

"Древний Рим. Путь к мировому господству"

Красноярск, 2009

ПЛАН

Введение

Ранний Рим

Римская республика (III - II вв.)

Римские завоевания в III - II вв.

Экономическое развитие

Римская империя в период высшего могущества

Усиление императорской власти

Траян

Адриан

Правление Антонинов

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Рим возник как один из земледельческих, пастушеских полисов на южной периферии этрусского мира. На протяжении VI в. до н.э. он был подчинен этрускам. Немногочисленные памятники этого периода являются составной частью цивилизации этрусского типа. Затем медленная, но настойчивая экспансия Рима, стоящего на стыке двух великих италийских цивилизаций (этрусков и великой Греции), приводит Рим не только к освобождению, но и к занятию господствующего положения в Центральной Италии.

В течение III в. до н.э. Рим утверждается как главенствующая сила, подчинившая себе весь Апеннинский полуостров, включая исчерпавшую свой исторический потенциал Этрурию и большинство полисов Южной Италии. К концу III в. до н.э. Рим становится великой средиземноморской державой. Сокрушив в течение последней четверти iii и первой половине II в. до н.э. Карфаген, Рим оказывается господствующей силой в Центральном и Западном Средиземноморье. Во II и I вв. до н.э. Рим подчиняет себе богатые области эллинистической Греции, Египта и Малой Азии.

В течение I в. до н.э. складывается великая римская латиноязычная литература, закладываются основы собственно римского изобразительного искусства и архитектуры.

На рубеже старой и новой эры Рим превращается в крупнейшую мировую державу. Старое полисное устройство вступает в противоречие с теми задачами, которые должны были решаться в огромном рабовладельческом государстве. На смену полисному республиканскому строю приходит империя. Так, с I в. н.э. начинается последний завершающий этап развития античного Средиземноморья.

РАННИЙ РИМ

Центр будущей великой державы Рим вырос в Лации, на левом берегу Тибра, в его нижнем течении. Место это было заселено с глубочайшей древности, о чем свидетельствуют находки палеолитических орудий ашельского типа и черепа неандертальского человека. Гораздо больше известно о жизни здесь в эпоху бронзового века. Рим входил в ареал распространения апеннинской культуры, что доказывается находками типичной апеннинской керамики, сделанной от руки из грубой глины. Это килевидные чаши, сосуды с ручками, украшенными сверху подобием рожек. О жилищах того времени можно судить по аналогии с селениями, открытыми неподалеку в Этрурии, в местечке Луни. Они представляли собой круглые и овальные хижины, пол которых находился ниже уровня земли. В отличие от северных жителей эпохи бронзового века, террамарцев, апенницы хоронили своих усопших, не сжигая их. Разные способы погребений могут объясняться либо преобладанием разных племен, либо влиянием на апеннинцев чужеземных традиций. Во всяком случае, невозможно отбросить тот факт, что вся Южная Италии находилась во второй половине и особенно в последней трети II тыс. до н.э. в сфере культурного влияния ахейских греков. Знаменательно, что в последнее десятилетие археологи обнаружили незначительные фрагменты микенской и микенского типа керамики в Средней Италии, т.е. В Южной Этрурии, Умбрии, Кампании и в самом Риме.

Территория будущего Рима была в древности постоянно заселена не случайно. Она очень удобна. Река здесь еще судоходна, в устье ее добывалась соль; в низинах наряду с болотами были сочные луга, холмы покрыты дубовыми, лавровыми рощами, ивовыми зарослями, земли достаточно плодородные. Как по всей зоне Лация и Тосканы, здесь выращивали издревле ячмень и пшеницу, горох и бобы, виноград, огородные культуры и лен. Можно думать, что еще в конце II тыс. до н.э. земледелие стало пашенным.

Особое значение имело скотоводство. Судя по остеологическим остаткам, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, коней и ослов. Одни из ворот на Палатине назывались Porta Mugionis, т.е. Ворота мычания. Днем основания Рима считалось 21 апреля. В этот день праздновали Палили, или Парили, посвященные пастушескому божеству Палес. Вообще римляне были убеждены в том, что их далекие предки были пастухами. Скот испокон веков был важнейшим видом богатства и превратился позднее в мерило стоимости. Не случайно и латинское название денег (pecunia) происходит от слова "скот" (pecus).

Развивалось в Риме и ремесло. Очень древними его видами были гончарство и ткачество. Об этом говорит обилие посуды в погребениях апеннинской и особенно начала царской эпох, а также веретенец. Много найдено бронзовых лопаточек, бритв, фибул, оружия, что свидетельствует о знакомстве с металлообработкой. Археологический материал позволяет говорить об усовершенствовании ремесленной техники на протяжении VIII - VI вв. Сосуды становятся разнообразней и изящней, глина - тоньше.

Прогрессирует строительное дело, изменяется облик Рима. В начале царской эпохи он состоял из поселений, застроенных круглыми хижинами, обведенными канавками для стока воды, с окнами и дверью, обозначенной по обеим сторонам круглыми или веретенообразными колоннами. Рим превратился в город с оборонительной стеной, храмами и домами на каменном фундаменте только в VI в. до н.э. и это изменение облика города связано с изменениями в производстве и в обществе.

Античные авторы, прежде всего Цицерон, Дионисий Галикарнасский и Тит Ливий, ошибочно представляли себе Рим того времени уже сложившимся государством, а Ромула - учредителем всех основных социальных и политических институтов. На самом деле, римский народ состоял тогда из многих естественно сложившихся родов. По традиции их насчитывалось сначала 100, а после римско-сабинского синойкизма - 200. род состоял из патриархальных, точнее - отцовских, семей, называющихся familia. Род производственной ячейки не составлял, но сообща занимался трудовой, хоть и непроизводительной, деятельностью. Это был труд войны. Пережиточно такого вида деятельность и взаимопомощь оставались функцией рода и гораздо позднее, в эпоху Ранней республики. Признаки, характеризующие римский род, заставляют нас видеть в нем не просто родственников, а именно общину, т.е. социально-экономическую ячейку.

Кроме родов, в начале царского времени существовали в Риме и другие социальные группы, т.е. 3 трибы и 30 курий, якобы введенные Ромулом, но в действительности естественным образом сложившиеся. Слово "курия" означает "союз мужей"; "триба" - "племя". Анализ деятельности курий, описанных античными писателями Дионисием Галикарнасским, Варроном, показывает, что членами курий, в самом деле, были только взрослые мужчины, члены римских родов.

Отношения зависимости затрагивали не только клиентов, в Риме уже появились рабы. Упоминаний о рабах у античных писателей для этого времени очень немного. В сообщениях античных писателей существуют косвенные свидетельства. Они касаются религиозных верований и культов. Римляне были очень консервативны и скурпулезно придерживались установлений предков, особенно в том, что касалось религиозной сферы. Вот почему эта часть традиции является наиболее надежной, достоверной. Она содержит описание обрядов и празднеств, справлявшихся в эпоху Республики и даже Империи. Так, например, аргейские обряды заключались в ежегодном сбрасывании в Тибр соломенных чучел. Во время праздника рыбаков богу Вулкану приносили в жертву живых рыбок вместо людей. В празднование Компиталий на перекрестках вывешивались куклы и чучела мужчин и женщин в таком количестве, которое соответствовало числу рпбов и детей, чтобы подземные боги, удовольствовавшись изображениями людей, пощадили живых. Из этих и подобных сообщений следует, что некогда римляне приносили в жертву людей, но потом отказались от этого обычая.

В Риме сохранялись порядки военной демократии - существовали гентильные общины, действовали народное собрание и сенат, избирался царь, обладавший функциями племенного вождя, вся организация была ориентирована на нужды войны, которая стала регулярной функцией народной жизни. Земельный фонд благодаря войнам расширялся. Наряду с коллективной земельной собственностью родов и соседских общин росла общеримская земля. Одновременно упрочивались частные владения римлян и вырастал царский надел. Соотношение сил между комициями, сенатом и царем, начиная с Ромула, все более нарушалось в пользу царя. Это вызывало все большее недовольство родовой верхушки, оттеснявшейся от управления и распоряжения землей. Усложнение центральной структуры, появление разных групп зависимо и неполноправного населения и проявление недовольства, как со стороны простого народа, так и со стороны более знатных людей позволяют с доверием отнестись к сообщению древних о строительстве Анком Марцием.

Управлялся Рим с помощью куриатных комиций (собраний), сената и царя. Согласно традиции, первый - Ромул - правил с 753 по 717 г. Ромул - едва ли историческое лицо. Имя его является не именем собственным, а производным от названия Рима (Roma) и означает "римский", "из Рима происходящий". Многие деяния, числящиеся за ним, действительно относятся к началу железного века и имеют значение исторических фактов. Путем завоевания земель, таких как Акрон, Фидены, Крустумерий, Антемна и Камерия, Ромул присоединил их к Риму

Вторым царей был избран сабинянин из города Куры, Нума Помпилий, который признан теперь исторической личностью. Он распустил отряд целеров, не воевал, занялся мирными делами, создал ремесленные и жреческие коллегии, учредил торговые дни - нундины. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что Нума продолжал линию Ромула, освобождаясь от контроля родов и сената.

Линия на укрепление царской власти проводилась и двумя следующими царями, хотя оба они были избраны по установившемуся обычаю. При Туле Гостили (673-641 гг.), царе римского происхождения, была оформлена коллегия жрецов. Завершение ее организации произошло уже при четвертом царе, Анке Марции, который приходился внуком Нуме. Оба царя много и успешно воевали.

Римляне до конца своей истории называли себя гордым именем "римский народ квиритов". Содержание этой официальной формулы объяснялось в науке по-разному. Слово "квириты" производили либо от сабинского слова, обозначавшего копье, либо от сабинского города Курес, выводя эту формулу из римско-сабинского синойкизма, что вполне правдоподобно. Но не менее основательно и другое толкование. Квириты - это куриты, т.е. члены курий. Такая интерпретация подтверждает противоположность народа и плебеев.

Римское общество от времени Ромула до Анка марция включительно прошло значительный путь развития. В Риме сохранялись порядки военной демократии - существовали гентильные общины, действовали народное собрание и сенат, избирался царь, обладавший функциями племенного вождя, вся организация была ориентирована на нужды войны, которая стала регулярной функцией народной жизни.

После смерти Анка Тарквиний предложил свою кандидатуру народу и был единодушно избран в комициях царем. Воцарение Тарквиния знаменовало собой время перемен в Риме. Новый царь сразу же высказал свою ориентацию на народ, и это определило напряженность его отношений с родовой знатью. Укрепляя свою власть, Тарквиний внес изменение в войско. Важной ударной силой были всадники. Сражавшиеся на конях римляне составляли более молодую, чем сенаторы, часть римской знати. При Тарквинии Рим стал преображаться.

История воцарения Сервия Туллия (579-535 гг.) сохранена в разных вариантах преданий. Согласно одному, Сервий был сыном рабыни, поэтому он получил имя Servius (от servus - раб). Согласно другому, матерью его была Окрезия, жена вождя города Корникула, захваченная в плен во время войны, которую вел Тарквиний. Сервий Туллий во внутренних делах порвал со многими традициями. С его именем античные авторы связывают реформу, аналогичную Солоновой в Афинах, т.е. введение цензового принципа деления общества (изначально по денежному характеру).

Сервию Туллию принадлежит еще одно нововведение, аналогичное реформе Клисфена в Афинах, - деление всех римских владений на территориальные округа, которые он назвал трибами. Рим, окруженный Сервием каменной оборонительной стеной, остатки которой сохранились до наших дней, был поделен на 4 городские трибы (Палатинская, Субуранская, Сквилианская, Коллинская). Античная традиция связывает с Сервием Туллием и храмовое строительство.

При Сервии усилилось неравенство между римлянами. В среде патрициев упрочилась богатая верхушка. Расслоилась и плебейская масса. Важнейшие дела, связанные с войной, были изъяты из ведения куриатных собраний и переданы в центуриатные, участие в которых принимали плебеи (только состоятельные). Комиции и войско представляли собой публичную власть, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое "себя как вооруженная сила". Эта власть фактически противостояла "народу" в понимании римлян того времени, когда под народом понималась совокупность всех членов родовой организации, и только их.

Изменилась и царская власть. Сервий решительнее своих предшественников порвал с традициями избрания царя и подготовил условия для превращения царской власти в наследственную.

Это было лишь началом государственного бытия Рима, началом длительного периода трансформации гентильных органов в государственные. Одна часть населения (патриции) охватывалась гентильной организацией и через ее посредство обеспечивалась землей и участвовала в решении дел, касающихся всех римлян. Другая часть (плебс) не пользовалась защитой родового коллектива, получала землю непосредственно от царя.

Последним царем Рима, согласно античным писателям, был Тарквиний (535-510 гг.), прозванный Супербом, т.е. Гордым. Он правил самовластно, презрев комиции и сенат, с помощью близких себе людей, опираясь по примеру Ромула на целеров, отряд своих телохранителей, который он возродил. Царь укреплял положение Рима в международных делах не только войнами, но и дипломатическим путем. Так, он заключил мир с эквами и возобновил договоры с этрусками, упрочил добрососедские отношения с крупным латинским городом Тускул.

Захват материальных ценностей и рабов позволил Тарквинию вести широкую строительную деятельность. Постройка была получена этрусским мастерам. Вейентскому скульптору Вульке было заказано главное украшение фронтона храма - колесница бога с четверкой коней.

В правление этрусской династии Рим сильно изменился по сравнению с предшествующим периодом. Он превратился в большой многолюдный город, укрепленный мощной стеной, с украшенными коропластикой храмами и домами на каменном фундаменте. Расширились римские земельные владения, выросли его колонии, развилась торговля. Рим занял руководящее место среди латинских городов и включился в систему затирбских и даже заморских международных отношений. Заметно продвинулись римляне на пути культурного развития. В Риме появилась своя письменность. Ранние латинские надписи, найденные в Риме и в этрусском городе Цере, датируются кА минимум концом VII - началом VI в.существовало в Риме и этрусское письмо, которым скорее всего, пользовались жившие этруски. Источником латинского алфавита был греческий, но передатчиком этого заимствования могли быть этруски.

Правление латино-сабинских и этрусских царей представляет собой разные периоды царской эпохи, но они не разделены в области социального развития непроходимой стеной. В первый период происходило количественное накопление элементов разложения родоплеменного строя и зачатков новых форм в сфере социальной жизни и управления обществом. Во второй период начался переход в новое качество, подготовленный прогрессом экономики и развитием рабства. Элементы древней родовой организации стали использоваться как орудие господства формирующегося класса-сословия патрициев по отношению к плебеям. В условиях этих противоречий укреплялись публичная власть, закладывались основы гражданства.

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (III - II вв.)

Римские завоевания в III - II вв.

Завоевание Италии не означало конца римской экспансии. Рим был заинтересован в войне как в способе присвоения богатств и расширения земельного фонда, как в средстве распространения "власти римского народа", а значит, системы податных и вообще эксплуатируемых территорий. При недостаточно развитой товарности производства военная добыча, контрибуции давали многое, чего производство и торговля дать не могли, не говоря уже о том, что войны непосредственно обогащали их участников. Войны велись почти постоянно, периоды мира были редки и кратки. Военная слава была важнейшей предпосылкой политической карьеры. Война оказывалась неотъемлемой принадлежностью всего римского образа жизни.

Новая серия войн, за пределами Италии, развертывалась постепенно. С Севера римлян привлекали богатые земли Предальпийской Галлии в долине реки Пада, на которые тогда еще не распространялось понятие Италии. Столкновения с галлами и продвижение римлян к этому району приходятся уже на начало III в. К более радикальным последствиям привела, однако, борьба за Сицилию, отделенную от Южной Италии лишь узким Мессинским проливом. В 241 г. Римляне добились нелегкой победы, утвердившись в Сицилии и наложив на Карфаген огромную контрибуцию, всю добычу всех италийских войн.

Рим был поддержан греками против иллирийцев, нападавших на их города. Недаром римлянам тогда же были направлены посольства в прославленнейшие греческие города - Коринф и Афины. Война с галлами, которых и римляне, и италийцы рассматривали как старых и грозных врагов, потребовала большого напряжения сил, но после перелома в ее ходе римляне уже отказывались от предлагавшегося галлами мира и, как считает Полибий, стремились к вытеснению галлов из Паданской долины.

Завоеванные территории - Сицилия, Сардиния с Корийской и Предальпийская Галлия - стали первыми римскими провинциями и управлялись полновластными римскими наместниками. Само слово "провинция" ранее означало сферу действий, поручаемую консулу (или другому высшему должностному лицу), - обычно область для ведения военной кампании. Теперь оно получало и более "мирное" значение. Власть наместника была военной, судебной и административной.

Внимание римлян к Испании привлекало как к новой цели завоевания.

В Испанию войско было отправлено, но без консула. В трех кровопролитных битвах - при реках Тицине и Требии, в Предальпийской Галлии и при Тразименском озере, в Этрурии Ганнибал нанес римлянам тяжелые поражения. Он действовал стремительно, появлялся неожиданно, мастерски использовал условия местности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать