Древнейший период истории Азербайджана
p align="left">

Появление металлических орудий и оружия. Открытие металла - меди было большой победой человека. Оно создало новую эпоху в истории человечества.

Орудия, выкованные из меди приблизительно за 5 тыс. лет до н. э., благодаря своей мягкости при ударе сгибались и потому не нашли большого применения. Первое время медь в основном шла на изготовление различных украшения, колечки, нашивные пуговицы, бусы и другие мелкие предметы. Когда человек научился получать бронзу, сплавляя медь с оловом и другими металлами, он начал из нее производить орудия. Эти орудия отличались прочностью и хорошей формой и стали широко использоваться в быту. Кремневые и обсидиановые ножи, наконечники стрел и копий сменялись более усовершенствованными бронзовыми. Вместо каменных топоров появились более острые бронзовые секиры прекрасной работы. Созданы были новые виды оружия - кинжалы, мечи и др.

Несмотря на превосходство бронзовых орудий, они все-таки не могли полностью вытеснить каменные орудия из быта. «Медь и олово, - пишет Ф. Энгельс, - и выплавляемая из них бронза были важнейшими металлами; бронза давала пригодные орудия и оружие, но не могла вытеснить каменные орудия; это было под силу только железу»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 168..

Применение бронзовых орудий увеличило производительность труда, улучшило бытовые условия, повысило материальное благосостояние человека и сделало его более устойчивым в борьбе за существование. Использование этого металла содействовало дальнейшему развитию общественных отношений и прогрессу человеческой культуры. Появились более крупные племена и роды с мощными и устойчивыми хозяйствами. Быстро стало возрастать количество домашнего скота, для надзора за которым требовалось много людей. Земледелие и огородничество охватывали более значительные площади.

Разделение труда и обмен. В эпоху бронзы, наряду с искусственными пещерами, строились большие родовые дома. Возникли родовые поселения, где были люди, хорошо знавшие гончарное, кожевенное и металлообрабатывающее дело. Развивались и другие виды ремесла - ткачество, вязание, деревообделка.

В связи с усовершенствованием орудий труда и дальнейшим развитием производственных отношений, а также в связи с природными, географическими условиями у разных племен развивались отдельные отрасли хозяйства и ремесла. Пастушеские племена выделились из остальной массы. Произошло первое крупное общественное разделение трудаФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 165..

В Азербайджане, как и во многих других странах, пастушеские племена производили больше продуктов питания, чем все остальные. Они имели молоко, молочные продукты, мясо, шкуры для одежды, шерсть и козий пух. Развиваясь в процессе производства, люди научились вязанию и ткачеству. Выделение пастушеских племен и избыток продуктов создали условия для обмена продуктами. Первоначально обмен производился между родами и племенами через посредство родовых старшин, а впоследствии между отдельными членами рода. Главный предмет, которым обменивались пастушеские племена со своими соседями, был скотФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 165.. Предметами обмена были также соль, гончарные и, с течением времени металлические изделия. Благодаря обмену в последующие века появились меры сыпучих и жидких тел, а в дальнейшем развитии меновой торговли были изобретены и весы.

Первобытная идеология и появление образного письма. Овладение орудиями производства сделало человека творцом ряда предметов, необходимых ему для существования. Хотя дальнейшее совершенствование орудий повысило творческие возможности человека, но он все же оставался бессильным в борьбе с природой. Это бессилие породило веру в богов, в чертей, в чудеса. Человек, видя свое отражение в стоячей воде, слыша эхо, наблюдая за собственной тенью, видя сны и, не умея объяснить эти явления, пришел к вере в то что каждое существо и каждый предмет имеют своих двойников.

Первобытные люди в Азербайджане, как и в других странах мира, верили в то, что если изображениями животных или человека нанести различные повреждения, это поможет умертвить сами живые существа. Чтобы достичь успеха в охоте, люди рисовали зверей и на изображение наносили насечки и проколы, символизировавшие раны, которые могли бы ослабить животное и сделать его добычей человека. Магический способ воздействия особенно связанный с охотой, - так называемая производственная магия существовала в Азербайджане с очень давних времен, еще в эпоху палеолита и неолита.

Занимаясь охотой, приручением и разведением животных, совершенствуя орудия труда, человек в то же время овладевал искусством изображения окружающей его природы, главным образом животных и разных предметов.

Дальнейшее развитие этого искусства, связанного с производственной магией, привело к возникновению письменности.

Появилось образное письмо - петроглиф. Оно передавало мысли и сообщало о событиях с помощью рисунков и различных знаков, высеченных на скалах. Рисунки, выражавшие желания человека, являлись предтечей египетских, китайских и других иероглифов, которые в дальнейшем своем развитии переходили в фонетические письмена. Древние рисунки - «писаницы» больше всего сохранились на камнях и скалах, благодаря чему были названы наскальными изображениями. Они найдены во всех частях земного шара. В СССР известны онежские и беломорские наскальные изображения. Найдены они также в Средней Азии - на Ферганском хребте, в урочище Саймалы-Таш, в Казахстане, Киргизии, Сибири. В последнее время они были обнаружены в Армении, Грузии и Дагестане.

В Азербайджане наскальные изображения открыты в Кобыстане, недалеко от железнодорожных станций Сангачалы и Дуванный. По технике выполнения, разнообразию тематики и количеству рисунков они занимают одно из первых мест среди аналогичных памятников, известных в настоящее время. Здесь в основном изображены люди, горный козел, олень, дикий бык, сцены охоты и др. По предварительным данным, ранний период наскальных изображений Кобыстана пока приурочивается приблизительно к концу эпохи камня.

Низкий уровень развития материального производства в первобытном обществе, примитивные представления человека о своей собственной и о внешней природе, бессилие и страх его в борьбе с силами природы порождали обожествление окружающих явлений. В результате большое значение приобрели почитание солнца, луны, неба, земли, воды, грома, огня и др. Появились многочисленные места поклонений, где совершались различные культовые обряды, ритуальные танцы и жертвоприношения.

Человек начал верить в существование души и в загробную жизнь. Погребения в могиле упрочились в быту. Покойника клали в могилу во всем наряде, с оружием и украшениями; туда же ставили посуду с напитками и пищей. Большинство сосудов было украшено мелкими ямочками, насечками, прямыми и волнистыми линиями, геометрическими орнаментами, изображениями диких животных, сцен охоты и др. Рисунки выполнялись врезными линиями, а иногда красной и черной красками.

Научный анализ техники сооружения могил, устройства погребальной камеры, способа захоронения покойника, характера могильного инвентаря дает возможность ясно нарисовать картину экономики и быта человеческого общества эпохи бронзы. Эти данные являются ценнейшими вещественными документами, на основе которых изучается и пишется история хозяйства, производственно-общественных отношений, история материальной и духовной культуры отдаленных предков азербайджанского народа, живших в эпоху бронзы.

Большое количество упомянутых погребений относится к глубокой древности, когда человеческое общество еще не знало письменности или когда письменность находилась в примитивном состоянии, на стадии условных изображений - петроглифа и идеограмм. Такое положение придает этим памятникам еще большую ценность, делает их важнейшим источником для изучения раннего периода истории Азербайджана.

ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ БРОНЗЫ

Ходжалы-Кедабекская культура. Археологическими исследованиями и раскопками установлено, что в эпоху бронзы Азербайджан был одной из густо населенных стран древнего мира. Он отличался своей высокой для того времени культурой. В Азербайджане тогда процветали две родственные археологическими культуры - Ходжалы-Кедабекская и НахичеванскаяВначале эту культуру называли Кызыл-Ванской..

Ходжалы-Кедабекская культура является самой основной и древнейшей в Азербайджане. Возникла она в период энеолита, когда местные жители впервые ознакомились с металлом - медью. Ходжалы-Кедабекской культуры определяется сроком примерно в 3 тыс. лет. Последний период ее существования совпадает почти с серединой тысячелетия до н. э., когда бронзовые орудия и оружие стали вытесняться железными. В этот период Ходжалы-Кедабекская культура в результате взаимовлияний с соседними культурами, дальнейшего развития производства, изменений в общественных и идеологии стала менять свой облик, свои характерные особенности. Но, несмотря на это, отдельные элементы ее сохранились в быту азербайджанцев до последних веков. Особенно консервативными оказались некоторые формы и орнаменты керамических изделий.

Необходимо отметить, что некоторые черты Ходжалы-Кедабекской культуры характерны почти для всего Закавказья. Они свидетельствуют о том, что культурные связи между закавказскими народами существовали с глубокой древности.

В Азербайджанской ССР памятники Ходжалы-Кедабекской культуры находятся и предгорной полосах Малого Кавказа и в долине на правобережье р. Куры; следы ее встречаются в Муганской степи и в районе Талышских гор.

Типичными памятниками Ходжалы-Кедабекской культуры являются циклопические сооружения, стены которых стоят из больших глыб камней на сухой кладке. Циклопические сооружения выявлены пока в Ханларском, Дастафюрском, Шамхорском и Кедабекском районах. Наличие их предполагается в Кубатлинском, Таузском и Казахском районах. В Нахичеванской АССР они зафиксированы в Норашенском районе. Одно из них - «Огланкала» («Крепость юноши») - отличается от всех остальных циклопических сооружений тем, что стены его сложены из грубообтесанных камней почти четырехугольной формы. Азербайджанцы предгорной и нагорной частей (Малого Кавказа, где расположена основная масса этих памятников, именуют их главным образом «калача» (маленькая крепость), а иногда называют «орукдаш» (каменная кладка), «?асар» (ограда) и «д?з?лдаш» (каменные ряды). Количество выявленных циклопических сооружений в переделах республики доходит до 120.

К Ходжалы-Кедабекской культуре относятся также: остатки древних поселений, находящихся недалеко от циклопических сооружений; могилы типа каменных ящиков, выстроенных из больших плит, зачастую в районе циклопических сооружений); земляные курганы различной величины и высоты; курганы из речных валунов; кромлехиКромлех (английское - кельтское слово) - один из видов памятников эпохи бронзы, имеющий культовое назначение. Кромлехи сооружены из больших вертикально поставленных камней и представляют в плане круг или четырехугольник. и менгиры, расположенные вблизи этих памятников.

Могильный инвентарь каменных ящиков, курганов и кромлехов в основном состоит из глиняных сосудов черного и темно-серого цветов, большого количества бронзовых изделий, сердоликовых и пастовых бус, кремневых и обсидиановых наконечников стрел. Глиняные сосуды изготовлены преимущественно на гончарном круге, а более древние из них сделаны примитивным способом, без применения которые иногда наполнялись белой пастой. В некоторых случаях на корпусе сосудов изображены фигуры человека, животных, сцены охоты на диких коз, а также отдельные знаки, свидетельствующие о большом значении культа солнца в быту азербайджанских жителей. Бронзовые изделия представлены разнообразным оружием - мечами, кинжалами, ножами, топорами, секирами, наконечниками копий и стрел и высокохудожественными украшениями. Могильный инвентарь крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и свиней.

Для подробного ознакомления со всеми объектами данной культуры самыми подходящими местностями являются Ходжалинское курганное поле, расположенное между городами Агдамом и Степанакертом, при слиянии горных речек Ходжалычай и Каркарчай, окрестности гор. Ханлара, Хачбулаг в Дастафюрском районе, пос. Кедабек и с. Калакенд в Кедабекском районе.

Памятники Нахичеванской культуры. Второй археологической культурой является так называемая Нахичеванская. Она распространена почти по всей территории Нахичеванской АССР. Эта культура теснейшими узами связана с культурой Передней Азии, Элама, Ассирии и Мидии. Результаты археологического изучения Нахичеванской культуры до сих пор сводились к выводу о том, что она существовало одновременно с Ходжалы-Кедабекской культурой, почти с начала II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.

Окраска изделий, геометрический орнамент, красный и черный цвета сосудов с носиком, похожих на чайник, - таковы отличительные черты керамики Нахичеванской культуры. Орнаменты, украшающие верхнюю часть корпуса глиняных сосудов, носят геометрический характер. На сосудах темно-серого и черного цветов они выполнены врезными линиями, а на сосудах красного и красновато-желтого цветов - красными и черными линиями. Сетки, составленные из красных и черных прямых линий, окаймлены геометрическими фигурами, главным образом треугольниками и четырехугольниками. Изображения человека, зверей и птиц встречаются редко и то лишь на сосудах красного и красновато, желтого цветов. На одном расписном красноглиняном кувшине из с. Шахтахты представлена сцена охоты на диких животных, нарисованная черной и красной красками. На некоторых сосудах темно-серого цвета, относящихся к эпохе бронзы, имеется изображение солнца, вырезанное на дне с наружной стороны, что свидетельствует о наличии культа солнца в Азербайджане в далеком прошлом. Подобное изображения солнца в быту азербайджанцев существовали до последних веков и воспроизводились на надмогильных камнях и на архитектурных объектах.

Многие глиняные сосуды темно-серого и черного обжига, принадлежащие к Нахичеванской культуре, по способу изготовления, форме и орнаменту имеют очень большое сходство с керамикой Ходжалы-Кедабекской культуры. Подобное же сходство прослеживается и в бронзовых предметах.

Изделия Нахичеванской культуры сохранились до наших дней в каменных ящиках, кромлехах и других погребениях. Здесь обнаружены керамические и бронзовые предметы, сердоликовые и пастовые бусы, кремневые и обсидиановые наконечники стрел. Они встречаются и в древних сельбищах, а также в погребениях, расположенных в районе циклопических сооружений. Керамические изделия Нахичеванской культуры по технике выполнения являются продуктом высокого мастерства, отличаясь хорошим качеством глины, прочностью обжига и изяществом форм. «Рисунок - геометрический, прямолинейный, строго симметричный и безукоризненно точно выведенный. Довольно тонкие стенки сосудов имеют совершенно правильную форму, хотя на них незаметно следов гончарного круга. Такая аккуратность и тщательность отделки придают сосудам настолько совершенный вид, что даже современные жители соседнего селения Тазакенд, до сего времени занимающиеся гончарным производством, неоднократно заявляли, что такого высокого качества сосудов они в настоящее время не изготовляют»И.И. Мещанинов. Краткие сведения о работах археологической экспедиции в Нагорный Карабах и Нахичеванский край, снаряженной в 1926 г. Обществом обследования и изучения Азербайджана. «Сообщения ГАИМК», в. I, стр. 237, 1926. .

Конец эпохи бронзы. Как установлено археологическими данными, население Азербайджана в эпоху бронзы жило отдельными родами в пещерах, больших длинных домах, землянках и полуземлянкахЯ.И. Гуммель. Археологические очерки. Изд. АзФАН СССР, Баку, 1940, стр. 82-124., а также во временно построенных камышевках, кибитках и др. Каждый род объединял ближайших родственников. Несколько родов составляло одно племя. Члены каждого рода вели общее хозяйство и жили первобытно-общинным строем. В ранние периоды каждое племя в составе своих членов имело людей, которые были знакомы с гончарным, кожевенным, ткацким, кузнечным, деревообделочным и другими ремеслами. Эксплуатация человека человеком была тогда невозможна. По этому поводу Ф. Энгельс писал: «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность проявляются в том, что здесь нет места для господства и порабощения»Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 163..

Наскальные изображения диких животных и сцен охоты на них, выявленные в Кобыстане в районе гор Джингирдаг, Беюкдаш и Кичикдаш, остатки костей домашних животных найденные в древних погребениях, большое количество кремневых вкладышей деревянного серпа, обнаруженных в Мингечауре, в Хизинском, Степанакертском, Ханларском и Дастафюрском районах, часть молотильной доски (вэл), снабженной заостренными кремневыми осколками, и, наконец, глиняный кувшин с вылепленными из глины же украшениями в виде зерен пшеницы и проса - все это очень ярко освещает характер хозяйства и быт предков азербайджанского народа в эпоху бронзы.

Наличие циклопических сооружений, построенных из больших глыб камней на сухой кладке, сохранившиеся в районе этих памятников, следы поселений того же времени, могильные поля с погребениями типа каменных ящиков, тоже сложенных из больших глыб камней, имевших теснейшую связь с циклопическими сооружениями и древнейшими поселениями являются прочным свидетельством того, что с эпохи ранней бронзы, примерно за 2 с лишним тыс. лет до н. э., население Азербайджана в основном вело оседлый и полукочевой образ жизни со скотоводческо-земледельческим хозяйством.

Перечисленные неопровержимые научные материалы, а также растительные остатки, косточки миндаля и персика, зернышки граната и винограда, найденные во время археологических работ близ гор. Ханлара, при изучении родового дома эпохи бронзы свидетельствуют о том, что наши далекие предки еще тогда занимались скотоводством, земледелием и садоводством, а более ранние периоды и охотой. В скотоводстве важную роль играло разведение овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и лошадей, а в земледельческом хозяйстве - культивирование ячменя, пшеницы и проса. Применение досок - вэл, подобных тем какие в азербайджанских селах употреблялись для молотьбы почти до недавних времен, говорит о значительных размерах площади, занятой хлебными злаками и о большом урожае. В садах произрастали миндальные, персиковые, гранатовые деревья и виноградные лозы. Люди охотились на оленей, джейранов, диких коз, быков и других животных. Древние предки азербайджанцев занимались горным промыслом. Они добывали кремень для изготовления в пищу и обработки шкур. Добыча медной руды для производства металлических изделий и камня для возведения циклопических укреплений и сооружения могил играла большую роль в эпоху бронзы. Обработка металла, изготовление бронзовых предметов - орудий, оружия и украшений, производство гончарных изделий все время развивались, совершенствовались и занимали видное место в быту. Местные жители овладели искусством вязания и тканья из шерсти и растительного волокна - конопли и льна.

Изучая материалы, добытые в могилах и в поселениях эпохи бронзы, можно составить представление о наряде людей, живших в то время в Азербайджане. Одежда их была сшита из грубых шерстяных, льняных и холщевых тканей и частично из шкур животных. На нее нашивали бронзовые и медные украшения, состоявшие из пуговок, блях, пластинок и т.д. На руках носили бронзовые и медные браслеты и кольца. Грудь и шея женщин украшались подвесками, талисманами, ожерельями из сердоликовых, металлических и других бус. На голову надевали металлические украшения. Косы пропускались через бронзовые или медные трубочки, а к концам привешивали бусы. Носили широкие пояса из ремня с бронзовыми украшениями; иной раз пояса сплошь покрывались бронзовой или медной пластинкой, на которой были выгравированы изображения животных и орнаменты.

Люди поклонялись солнцу, луне, звездам, грому, огню, скалам, горам, родникам, деревьям, различным явлениям природы. Постепенно возникали культовые обряды, церемонии и ритуальные танцы, которые сопровождались жертвоприношениями и молитвами. Места, где совершались эти церемонии, огораживались мощными стенами из больших глыб камней на сухой кладке.

Начало разложения родоплеменного строя (переходный период от бронзы к железу). Последний период эпохи бронзы в истории культуры закавказских стран, в частности Азербайджана, известен как переходный от бронзы к железу. Он приурочивается к началу I тысячелетия до н.э.

Появление железа внесло существенные изменения в жизнь человеческого общества. Из нового, очень твердого металла изготовлялись более прочные орудия и оружие, чем из бронзы. Вошли в быт железный топор, лопата, кирка для расчистки лесов под пашни, для проведения оросительных каналов с целью освоения новых участков под земледельческие культуры. Все это способствовало повышению производительности труда. Таким образом, железо позволило человеку изготовлять усовершенствованные орудия и оружие такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металловФ. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1953, стр. 168.. Ручную мотыгу заменили деревянной сохой с железным лемехом, благодаря чему возделываемые площади расширились. Обработка этих земель требовала огромного числа рабочих рук, что создавало условия для применения труда рабов и ведения рабовладельческого хозяйства.

Именно в это время, как предполагает Б.Б. Пиотровский, завершается определений период древнейшей истории Закавказья, представленный богатыми и своеобразными памятниками, характеризующими культуру эпохи бронзы. Создаются предпосылки для срастания племен, входящих в союзы, в нечто целое, предпосылки для образования народов, связанных общим языком и общей культурой. С этого периода Закавказье стало переживать новую стадию развития обществаБ. Пиотровский. Основные итоги и проблемы археологического изучения Закавказья. Изд. Гос. Эрмитажа, Л., стр. 40-42..

В родовом строе Азербайджана начинают происходить изменения. Благодаря улучшению орудий труда и росту их производительности уже отдельная семья имела возможность обеспечить себя продуктами питания, жильем, одеждой и т.п. Из рода постепенно выделяются семьи, которые заводят обособленное от него, самостоятельное хозяйство. Если род или семья занимали плодородный участок или хорошее пастбище, то благодаря новым орудиями они получали обильный урожай, что быстрее увеличивало поголовье скота, и в результате становились богаче других родов и семей.

Внутри рода и между отдельными родами и племенами стало уже заметно различие в экономической обеспеченности.

Увеличение производительности повело к дальнейшему разделению труда. Из земледельческих и скотоводческих племен и родов древнего Азербайджана стали постепенно выделяться семьи, которые занимались изготовлением гончарных изделий, тканей из шерсти и растительного волокна, орудий труда и оружия из бронзы и железа, обработкой шкур и кож. Ремесло начало отделяться от земледелия.

Равенство членов рода и племени постепенно начало исчезать. Усовершенствованием орудий производства и увеличением производительности труда были созданы условия для получения прибавочного продукта. Это послужило экономической основой для возникновения эксплуатации и классов. Богатые члены рода стали вооружаться лучше других. Они выделились из числа остальных членов рода и племени и захватили лучшие земли и пастбища. Начались столкновения между племенами и родами. Пленников теперь не убивали, а обращали в рабов и использовали в основном в скотоводческом и земледельческом хозяйстве, а также в других отраслях производства. Начался процесс формирования классов. Для защиты от врагов крупные населенные пункты ограждались мощными стенами с башнями и бойницами. В некоторых местах, особенно в горных районах, эти укрепления носили характер циклопических сооружений. Таким образом, железо создало новые орудия производства и оружие, а вместе с тем и новую эпоху.

«. . Вместе с изменением и развитием орудий производства изменялись и развивались люди, как важнейший элемент производительных сил, изменялись и развивались их производственный опыт, их навыки к труду, их умение пользоваться орудиями производства.

В соответствии с изменением и развитием производительных сил общества на протяжении истории изменялись и развивались производственные отношения людей, их экономические отношения»«История ВКП(б). Краткий курс». стр. 118-119..

Выделение родовой верхушки, возникновение социального неравенства обусловили образование религиозных представлений, в которых общественные отношения отразились неправильно, искаженно, в фантастическом виде, в окружении духов, богов, сверхъестественных сил. При появлении социального неравенства люди стали считать, что духи так же господствуют в природе, как родоплеменная знать в обществе. Из богатых членов рода выделялись жрецы, руководившие религиозными церемониями.

Поклонение солнцу, луне, огню и дереву в этот период в Азербайджане было наиболее распространенными культами. Наряду с захоронением покойников, появилось и сжигание трупов на больших кострах из «священного» дерева. Исследование углей, извлеченных из могил, где обряд похорон сопровождался трупосожжением, выяснилось, что эти угли образовались от сжигания дерева «арчан» (можжевельник - Iuniperus L.).

Предполагают, что в древние времена топливом для разведения костров при трупосожжении служила древесина арчана. Это дерево в Азербайджане издавна считалось священным. Насаждения арчана на кладбищах, употребление больными его сока, окуривание шелковичных червей его дымом и т.д. несомненно, являются пережитками культа этого дерева, который существовал в Азербайджане в далеком прошломС. Казиев. Родовой строй в древнем Азербайджане. «Сборник статей по истории Азербайджана», Баку, 1949. в. 1, стр 42. . Почти такое же культовое значение имело и дерево «да?да?ан» (каркас кавказский - Celtic caucasica Will.).

Чем больше развивалось социально-экономическое неравенство, тем больше отличалась жизнь вождей и знати от жизни рядовых членов рода. Это различие было заметно и в погребениях. Вождей племени хоронили в больших могилах, куда клали много орудий, домашней утвари, оружия и даже убитых рабов и лошадей.

Экономическое состояние населения, общественная жизнь и культура этого периода характеризуются памятниками последней стадии Ходжалы-Кедебекской и Нахичеванской культур.

Теперь над могилами родоначальников, вождей племени других знатных лиц сооружались большие земляные курганы. Высота курганной насыпи зависела от того положения, которое покойный занимал в обществе. В похоронных процессиях участвовало огромное количество людей. Каждый из них насыпал на могилу какое-то количество земли, вследствие чего над могилой образовывался холм, иногда достигавший 15-20 м высоты. Наряду с погребениями типа каменных ящиков строились большие могилы, площадью приблизительно 6Х3 м, со стенами, выложенными сухой кладкой из больших камней. Могильную камеру сверху перекрывали толстыми бревнами, на них насыпали речной булыжник до 3-4 м высоты. В районе распространения Нахичеванской культуры стены подобных могил были сложены из колотых камней на глинистом растворе, а сверху перекрывались большими каменными плитами. Могильный инвентарь отличался обилием глиняных сосудов, более усовершенствованными бронзовым оружием, изящными украшениями из бронзы и железа (браслеты, кольца, серьги и т.п.).

Попадались и железные наконечники стрел и копий. На Ходжалинском курганом поле в одной из могил с булыжной насыпью, датируемой VIII в. до н.э., была найдена агатовая бусина с клинописью - именем ассирийского царя АдаднирариИ.И. Мещанинов. Ассирийская бусина из Азербайджана. Отд. Оттиск из «Известий Общества обследования и изучения Азербайджана», 1926, в. II, стр. 6-7..

Кроме курганных погребений, для переходного периода и начала эпохи железа характерны грунтовые могилы со скорченными и вытянутыми человеческими костяками. Подобный тип могилы выявлен в Ширване, левобережной части низменности р. Куры и предгорьях Большого Кавказа. Помимо человеческого скелета и костей животных, здесь находиться могильный инвентарь, состоявший из бронзовых и железных изделий, пастовых и сердоликовых бус и некоторых мелких предметов, привезенных из разных стран.

Большое значение для изучения данного периода имеет так называемая Муганская культура. Памятники ее обнаружены в местности Узунтепе, близ с. Новоголовка в Астрахан-Базарском районе. Названная культура пока мало изученаИ.М. Джафарзаде. Элементы археологической культуры древней Мугани. «Известия АН Азерб. ССР», 1946, №9, стр. 21-51. . Отдельные предметы, тождественные узунтепинским, например, некоторые глиняные сосуды, бронзовые кинжалы, ножи, набалдашники, наконечники стрел, большие вилы, много сердоликовых и пастовых бус были найдены в переделах Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР. По форме и орнаменту эти вещи имеют большое сходство с предметами, обнаруженными в Узунтепе. Кроме того, многие элементы Ходжалы-Кедебекской и Нахичеванской культур, характерные не только для северных районов Азербайджана, но и для Закавказья, ясно выражены и на глиняных сосудах и бронзовых изделиях из Узунтепе. Это обстоятельство, а также связь узунтепинских материалов с культурой южных стран, свидетельствуют о ближайших торговых и культурных взаимоотношениях Азербайджана с другими странами.

Этому помогало географическое положение, природные богатства и климатические условия Азербайджана. Следует особо отметить тот факт, что Азербайджан находился на таком «мосту», как Кавказский перешеек, который соединял север с югом и восток с западом. Благодаря такому положению культуры народов ряда стран приходили в соприкосновение друг с другом именно на территории Азербайджана, а народы, населявшие его, не оставались вне сферы их влияния. Народы Азербайджана участвовали в продвижении этих культур в разных направлениях и восприняли немало хороших и ценных элементов.

Таким образом, весь приведенный археологический материал, все дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют о том, что Азербайджан в первобытно-общинную эпоху являлся страной высокой самобытной культуры, которая развивалась на местной основе, в тесном взаимодействии с культурами соседних народов. Именно в Азербайджане, ставшем одним из очагов древней цивилизации, возникло - одним из первых на Востоке, вслед за другими странами - государственное образование - держава Мидия.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать