Дворянское сословие в Российской империи

Дворянское сословие в Российской империи

4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Семестровый доклад

Власть и общество в Российской империи XVIII - XIX вв.:

Дворянское сословие

Выполнил:

Проверил:

Тюмень 200_

Содержание

  • Введение
    • 1. Русское дворянство в первой половине XVIII века
    • 1.1 Дворянство при Петре I
    • 1.2 Дворянство в эпоху дворцовых переворотов
    • 2. Дворяне во второй половине XVIII века
    • 2.1 1762-1785 гг.
    • 3. Русское дворянство в кон. XVIII в. - первой пол. XIX в.
    • 3.1 1796-1861 гг.
    • 3.2 Дворянство при Павле I
    • 3.3 Дворянство при Николае I
    • 3.4 Дворянское общество накануне отмены крепостного права
    • 4. Дворянство в пореформенной России
    • 4.1 1861-1904 гг.
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

В конце XVIII - начале XIX вв., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно сформировался сословный строй. Оформление отечественной сословной структуры характерно для эпохи "просвещенного абсолютизма", ставившего целью сохранение порядка, в котором каждое сословие выполняет свое назначение и функцию.

Сословием называется социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия нескольких сословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Очень часто понятия "сословие" и "класс" употребляют как синонимы, однако это не верно, поскольку они обозначают разные вещи. Так, сословия - это большие социальные группы, которые отличаются от других своим правовым статусом, передаваемым по наследству. Что же касается классов, то это тоже большие социальные группы, но они отличаются друг от друга по другим, не юридическим, а социально-экономическим критериям, а именно: по своему отношению к собственности, месту в общественном производстве и другим.

Социальная структура общества, тип стратификации и отношение между сословиями и властью оказывает очень серьезное влияние на историю государства и его политическое развитие. В связи с этим обозначилась тема доклада: власть и общество в Российской империи XVIII - XIX вв. С эпохи Петра I дворянство начинает играть важнейшую роль в жизни государства, становясь наиболее влиятельной и привилегированной частью населения. Поэтому я решил посвятить работу именно этому сословию. Основная цель работы: изучить и сделать вывод о взаимоотношениях власти и дворянства в Российской империи с XVIII века и до отмены крепостного права. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

подобрать и изучить литературу по данной теме;

рассмотреть историю русского дворянства в XVIII - XIX вв.;

изучить взаимоотношения власти и дворянства;

на основе полученных данных сделать вывод;

Планом моей работы послужило деление истории российского дворянства американским историком Р. Джонсом на 3 периода, в основе которого лежат изменения в политике самодержавия в отношении дворянства.

1. Русское дворянство в первой половине XVIII века

Данная глава охватывает время правления императора Петра I и Эпоху дворцовых переворотов, длившуюся со смерти императора Петра Великого до 1762 года.

1.1 Дворянство при Петре I

Правление Петра - 1682-1725 гг. - можно обозначить как период превращения дворянства в полноценное сословие, происходящий одновременно с его закрепощением и увеличением зависимости от государства. Процесс складывания дворянства как единого сословия заключается в постепенном обретении сословных прав и привилегий.

Одним из первых мероприятий в этой области было принятие Указа о единонаследии. В марте 1714 г. Появился указ "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах", более известный как "Указ о единонаследии". Этот указ явился важной вехой в истории российского дворянства. Им было законодательно оформлено равенство вотчины и поместья как форм недвижимости, т.е. произошло слияние этих двух форм феодальной земельной собственности. С этого момента земельные владения не подлежали разделению между всеми наследниками умершего, а доставались одному из сыновей по выбору завещателя. Вполне очевидно, что остальные, по мысли законодателя, лишившись источника доходов, должны были устремиться на государеву службу. В связи с этим большинство исследователей считают, что привлечение дворян к службе или какой-то иной полезной государству деятельности и было основной целью этого указа. Другие полагают, что Петр I хотел обратить часть дворянства в третье сословие. Третьи - что император заботился о сохранении самого дворянства и даже стремился к превращению его в подобие западноевропейской аристократии. Четвертые, напротив, убеждены в антидворянской направленности этого указа. Этот указ, имевший многие прогрессивные черты, вызвал недовольство среди высшего сословия. К тому же, как и многие нормативные акты петровской эпохи, он был недостаточно хорошо разработан. Неопределённость формулировок порождала сложность в исполнении указа. Вот что отмечает Ключевский по этому поводу: "Он плохо обработан, не предвидит многих случаев, даёт неясные определения, допускающие разноречивые толкования: в 1-м пункте решительно запрещает отчуждение недвижимостей, а в 12-м предусматривает и нормирует их продажу по нужде; устанавливая резкую разницу в порядке наследования движимых и недвижимых имуществ, не указывает, что разуметь под теми и другими, а это порождало недоразумения и злоупотребления". Эти недостатки вызывали неоднократные разъяснения в последующих указах Петра. К 1725 году указ был подвергнут значительной доработке, допускавшей значительные отступления от первоначальной редакции. Но все равно, по мнению В.О. Ключевского: "Закон 1714 года, не достигнув предположенных целей, только внёс в землевладельческую среду путаницу отношений и хозяйственное расстройство".

Как считают некоторые историки, Указ о единонаследии создавался с целью привлечения дворян на службу. Но, несмотря на это, Петр постоянно сталкивался с нежеланием служить. Это объясняется тем, что служба при этом императоре была не только обязательной, но и бессрочной, пожизненной. То и дело Петр получал известия о десятках и сотнях дворян, скрывающихся от службы или учебы в своих поместьях. В борьбе с этим явлением Петр был беспощаден. Так, в указе Сенату говорилось: "Хто скрываетца от службы, объявит в народе, кто такого сыщет или возвестит, тому отдать все деревни того, кто ухоранивался". Боролся Петр не только наказаниями, но и законодательно создавая новую систему службы. Важнейшим признаком годности к службе Петр I считал профессиональную подготовку дворянина, его образование. В январе 1714 года последовало запрещение жениться дворянским отпрыскам, не имеющим хотя бы начального образования. Дворянин без образования лишался возможности занимать командные должности в армии и руководящие в гражданском управлении. Петр был убежден, что знатное происхождение не может быть основанием для успешной карьеры, поэтому в феврале 1712 года было указано не производить в офицеры дворян, не служивших солдатами, то есть не получивших необходимой выучки. Отношение Петра к проблеме взаимоотношений различных социальных групп между собой и государством в полной мере проявилось в ходе начавшейся в 1718 году Податной реформы. Практически с самого начала от обложения было освобождено дворянство, чем юридически закрепилась одна из его важнейших привилегий. Но и тут возникали проблемы, поскольку отличить дворянина от недворянина было не так то просто. В допетровскую эпоху не было практики пожалования дворянства с сопутствующим юридическим и документальным оформлением. Таким образом, на практике основным признаком принадлежности к дворянству в ходе податной реформы выступало реальное служебное положение, т.е. служба в армии в офицерском чине либо на гражданской службе на достаточно высокой должности, а также наличие поместья с крепостными крестьянами.

Еще одним важным мероприятием Петра I было принятие в 24 января 1722 года "Табели о рангах". Петр лично принимал участие в редактировании этого указа, в основу которого легли заимствования из "расписаний чинов" французского, прусского, шведского и датского королевств. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался собственный чин. Чин - служебное и общественное положение, установленное при гражданской и военной службе. Хотя некоторые историки рассматривали чин, как должность. Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются к потомственному дворянству, "хотя бы и низкой породы были", т.е. независимо от собственного происхождения. На военной службе этот титул давался при чине низшего XIV класса. Таким образом Петр I выражал свое предпочтение военной службе нежели статской. Причем дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из ранее рожденных его детей. При введении в действие табели о рангах древние русские чины - бояре, окольничьи и другие - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; "отеческая честь", порода, потеряла в этом отношении всякое значение. Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Было узаконено приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы - дворянства потомственного и личного.

1.2 Дворянство в эпоху дворцовых переворотов

Эпохой дворцовых переворотов принято называть период с 1725 по 1762 год, когда в Российской империи верховная власть переходила к другому правителю преимущественно путем переворотов, которые совершались дворянскими группировками при поддержке и непосредственном участии гвардии. За эти четыре десятилетия на престоле сменилось восемь правителей.

Несмотря на частую смену монархов, явственно проступает главная линия правительственной политики - дальнейшее усиление позиции дворянского сословия. В одном правительственном указе дворянство именовалось “главным в государстве членом". Российское дворянство получало льготу за льготой. Теперь офицерский чин дворянских детей рос вместе с самими детьми: достигнув совершеннолетия, они уже автоматически становились офицерами. Срок службы для дворян ограничивался 25 годами. Многие из дворян получили право совсем не служить, участились отпуска дворян для управления своими поместьями. Отменены все ограничения при любых сделках с дворянскими имениями. Тем дворянам, которые активно содействовали утверждению на троне какой-либо царствующей особы, безвозмездно жаловались земли, крестьяне и казенные заводы. Дворяне получили исключительное право на винокурение. В интересах дворян было отменено взимание внутренних таможенных пошлин.

В правление Екатерины I был учрежден Верховный тайный совет (1726 год). Он получил большие полномочия: право назначать высших чиновников, ведать финансами, руководить деятельностью Сената, Синода и коллегий. В его состав вошли наиболее заметные представители старых знатных родов, такие как Меншиков, Толстой, Головкин, Апраксин, Остерман и Голицын. После смерти Екатерины I именно этот Совет принял решение о приглашении на трон русский герцогини курляндской Анны Ивановны. Его члены направили ей "кондиции" (условия), призванные ограничить самодержавную царскую власть. Согласно "кондициям", будущая императрица обязывалась без согласования с Верховным тайным советом не назначать высших должностных лиц, не решать вопросов о войне и мире, не распоряжаться государственными финансами и др. Только после того как Анна подписала их, ей позволили занять престол. Однако, как ни пытались верховники скрыть свой план ограничения царской власти, об этом стало известно широким слоям дворянства, которое уже так много получило от этой власти и надеялось получить еще больше. В среде дворянства развернулось широкое оппозиционное движение. Кондиции ограничивали самодержавие, но не в интересах дворянства, а в пользу его аристократической верхушки, заседавшей в Верховном тайном совете. Настроения рядового шляхетства хорошо передавались в одной из записок, ходившей по рукам: "Боже, сохрани, чтобы не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий!". На приеме у императрицы 25 февраля 1730 года оппозиционеры прямо обратились к Анне с просьбой принять престол таким, каков он есть, а присланные Верховным тайным советом условия уничтожить. После чего императрица публично надорвала документ и бросила на пол. Гвардия и здесь была начеку, выразив свое полное одобрение сохранению самодержавной царской власти. Правление императрицы Анны продолжалось 10 лет (1730-1740). В это время в Россию приехало множество немецких дворян, и в стране установилось полнейшее засилье иностранцев. Императрица же во всем полагалась на своего любимца - Бирона. Это время окрестили "бироновщиной", ибо Бирон, человек корыстолюбивый и бездарный, олицетворял собою все темные стороны правителей тогдашнего времени: безудержный произвол, казнокрадство, бессмысленная жестокость. Проблема “бироновщины” не раз привлекала внимание историков. До сих пор сохраняются противоречивые оценки государственной деятельности Анны Ивановны. Одни историки говорят о том, что именно во времена ее правления "немцы посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка", другие сходятся во мнении, что иностранцы появились в России еще задолго до царствования Анны, и их количество никогда не было устрашающим для русского народа. Иностранные специалисты приезжали работать в Россию еще до Петра Великого. Многие приказы Анны Ивановны не были направлены на защиту интересов иностранцев, а напротив, защищали честь русских. Так, например, именно при Анне было устранено различие в жаловании: иностранцы перестали получать в два раза больше, чем русские. Таким образом, "бироновщина" не ставила иностранцев в какие-то особые условия. Русских дворян беспокоило не "засилье иноземцев", а усиление при Анне Иоанновне бесконтрольной власти и иноземных, и русских "сильных персон", олигархические притязания части знати. В центре борьбы, которая шла внутри дворянского сословия, стоял, следовательно, не национальный, а политический вопрос. Сама Анна Ивановна принимала активное участие в управлении государством. Во время ее правления дворянству было возвращено право распоряжения вотчинами, которое разрешало при наследовании делить свои имения между всеми детьми. Отныне все имения признавались полной собственностью своих владельцев. Сбор подушной подати с крепостных был передан их владельцам. В 1731 году правительство Анны Ивановны отреагировало на многочисленные дворянские требования, учредив Воинскую комиссию, которая Манифестом 1736 года ограничила срок службы 25 годами. Кроме того, дворянин, имевший нескольких сыновей, имел право оставить одного из них для управления имением, тем самым освободив его от службы.

Таким образом, можно заключить, что в целом абсолютистское государство проводило продворянскую политику, делая дворянство его социальной опорой.

Важные преобразования в сфере дворянского сословия произошли в правление Елизаветы Петровны - 1741 - 1761 гг. После Петра, ко времени Елизаветы, дворянству улучшили условия быта: были облегчены повинности государству, произошла ликвидация тех ограничений, которые лежали на его имущественных правах, и дворянство получило большую, чем прежде, власть над крестьянами. При Елизавете успехи дворянства продолжались и в сфере его имущественных прав, и в отношении к крестьянам. Только долгосрочная обязательная служба осталась неизменной. В 1746 году появился указ Елизаветы, запрещавший кому бы то ни было, кроме дворян, покупать крестьян. Таким образом, одно дворянство могло иметь крестьян и недвижимые имения. Это право, будучи присвоено лишь одному сословию, превращалось теперь в сословную привилегию, резкой чертой отделяло привилегированного дворянина от людей низших классов. Даровав эту привилегию дворянству, правительство Елизаветы, естественно, стало заботиться, чтобы привилегированным положением пользовались лица только по праву и заслуженно. Отсюда ряд правительственных забот о том, чтобы определить яснее и замкнуть дворянский класс. Со времен Петра пошло деление дворянства на потомственное и личное. Указами Елизаветы личное дворянство, т.е. собственными заслугами достигшее дворянского титула лишено было права покупать людей и земли. Так пресекалась возможность для личного дворянства пользоваться льготами потомственного дворянского сословия. Дворяне по роду становились отдельно от дворян по службе. Но из среды дворянства, пользовавшегося всеми правами и льготами, правительство стремилось вывести всех тех людей, дворянское происхождение которых было сомнительно. Дворянином стали считать только того, кто мог доказать свое дворянство. Всеми указанными мерами Елизавета превратила дворянство из сословия, отличительным признаком которого служили государственные повинности, стало превращаться в сословие, отличием которого делались особые исключительные права: владение землей и людьми. Иначе говоря, дворянство становилось привилегированным сословием в государстве, наследственным и замкнутым. Это был очень важный шаг в историческом развитии русского дворянства. Однако для освобождения дворян от обязательной службы время еще не пришло. До сих пор стремление любым способом избежать службы не уменьшалось. Это и послужило причиной отказа Елизаветы в уменьшении срока службы и ее отмены. Поскольку существовала угроза остаться без служащих. Следует отметить и учреждение Дворянского банка в 1754 году. Этот банк обеспечивал дворянству недорогой кредит (6% в год) в довольно крупных суммах (до 10 000 рублей) под залог драгоценных металлов, камней, имений. Для упрощения процедуры оценки имущества дворянина было принято учитывать не размеры имения или площадь пахотных земель, а число крепостных душ. Одна душа мужского пола была оценена в 10 рублей. Безусловно, создание Дворянского банка рассматривалось как способ стимуляции торговли и поддержки дворянства. Однако фактически, учреждение этого банка стало новой вехой в развитии института крепостничества. Дворянство приобрело еще одну форму распоряжения крепостными, причем государство законодательно установило денежный эквивалент крестьянской душе. В следующем, 1755, году произошло еще одно важное событие - введение дворянской монополии на винокурение. Проведение этой реформы было обусловлено обострением конкуренции между дворянством и купечеством. Сосредоточение важнейшей в финансовом отношении отрасли экономики в руках дворянства было серьезнейшей уступкой ему со стороны государства.

После смерти Елизаветы Петровны престол на совершенно законных основаниях занял Петр III. Одним из самых значительных законодательных актов его короткого правления стал "Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству", опубликованный 18 февраля 1762 года. Появление этого Манифеста означало решительную победу дворянства в борьбе с государством за обретение своих сословных прав. Впервые в России появилась действительно свободная социальная категория. Правовая база дворянского сословия пополнилась важнейшим актом, формулировавшим его сословные привилегии. Это имело первостепенное значение для процесса консолидации дворянства как сословия, формирования его сословного самосознания. Изданием этого документа, государство признавало, что не обладает полной властью над всеми подданными, и для части из них выступает как партнер, с которым возможны отношения договорного типа. Непосредственным следствием появления этого Манифеста является массовый отток дворян с военной службы. По подсчетам И.В. Фаизовой, за первые 10 лет действия этого акта из армии вышло в отставку около 6 тысяч дворян. Издание данного законодательного акта, содержащего права и привилегии дворянского сословия, резко отделяло его от всего остального общества. Кроме того, его введение означало разрушение веками существовавшей иерархии всех социальных групп и расширение социальной пропасти между высшими и низшими. Таким образом, Манифестом о вольности дворянства была по существу совершена своего рода революция, переворот во всей системе социальных отношений Российского государства.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать