Декабризм и порожденные им конституционные проекты

Декабризм и порожденные им конституционные проекты

Содержание

Введение

1. Конституция Никиты Муравьева

2. "Русская Правда" П. И. Пестеля

3. Восстание декабристов

Список литературы

Введение

Большие исторические задачи вообще не осуществляются на пространстве одной человеческой жизни. Чтобы их достигнуть, нужно передавать их от поколения к поколению.

Только политическое воспитание поколений в стремлении к одной национальной цели может обеспечить ее достижение. Такое единство в постановке и преследовании национальных задач у нас становится возможным со времен Петра I. В этой цепи поколений, несущих русскую интеллигентскую традицию, декабристы занимают, если положить по четыре поколения на столетие, пятое место. Они продолжают нить своих непосредственных предшественников, Новикова и Радищева, и передают эстафету своему непосредственному преемнику, Герцену. Достаточно назвать эти имена, чтобы создать в умах слушателей, знакомых с русской историей, достаточно отчетливое представление о месте декабристов в цепи поколений русской интеллигенции.

Говоря о связи с прошлым, нужно упомянуть о предшественниках декабристов в области тех политических идей, которые они разделяли. Это идеи, которые подготовили на Западе теорию и практику Французской революции.

Но не только об этого рода связи декабристов с прошлым следует здесь упомянуть. Не менее глубоко то влияние прошлого, которое связывает декабристов с социальной средой, из которой почти все они вышли. Это была среда тогдашнего правящего класса. Почти все декабристы принадлежали к дворянству, многие к высшему слою его; некоторые носили княжеские титулы. Значительное большинство служило в гвардейских полках офицерами.

Едва ли не самой случайной чертой декабристского заговора было восстание 14 декабря. Их основным планом был план постепенного воспитания общества к восприятию свободных учреждений и социальных реформ. Они не считали, что общество готово к резким переменам. Отсюда и частые приливы пессимизма у многих из них. Когда пришлось выполнять сгоряча данные обещания и идти на площадь, не только у одного князя Одоевского доминировало настроение, которое он выразил фразой: "Ах, как славно мы умрем!". Декабристы чувствовали, что были только пионерами в долгом процессе русской цивилизации.

9 февраля 1816 года. В одной из казарм лейб-гвардии Семеновского полка собрались несколько молодых гвардейских офицеров. Среди них и Никита Муравьев -- сын наставника императора. Пришли князья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Их гостем был молодой Иван Якушкин.

«Что гнетет и душит русский народ?» -- ответ не у всех одинаков, но, в конечном счете, прозвучал предельно кратко: «Деспотизм, самодержавие!»

Трубецкой сказал тогда (ему 26 лет, среди собравшихся он самый старший): «Мы понимаем, почему Петр I решил прорубить окно в Европу. Через это окно должна была войти передовая культура, проникнуть современные знания, разнообразные науки».

Теперь поднялся Никита Муравьев: «Но он открыл окно лишь для своего правящего сословия. Деревянные жилища нашего народа остались с соломенными крышами! Крестьяне и при нем гнули спину, ходили в лаптях или зимой в домашних валенках».

Они горячатся, спорят, шумят. Их связывает глубокая и искренняя дружба, испытанная в огне только что завершившейся Отечественной войны против Наполеона. Все очень молоды, но все уже герои, и мундиры украшают ордена, они отмечены знаками славы. Некоторые из них в сражениях пролили кровь.

День 9 февраля 1816 года станет памятным в истории России. Группа молодых офицеров создала свое первое тайное общество, которое они назвали Союзом спасения, а несколько позже Обществом истинных и верных сынов отечества.

К этому обществу присоединятся Павел Пестель, Иван Пущин, Михаил Лунин... Около 30 молодых людей, преимущественно гвардейских офицеров, поклянутся, что единственной целью их жизни будет борьба против крепостного права, за введение в России конституционных законов, ограничивающих абсолютизм.

Тайное общество имеет свои ритуалы, особо торжественные церемониалы, заимствованные молодыми людьми из масонских лож. Многих из них еще по-юношески увлекает чисто внешняя, парадная часть этого уже определенного политического заговора. Но так было лишь в самом начале. Вскоре заговорщики поняли, что тяжелый путь, на который они вступили, не нуждается в ритуальности, а только в долгой, упорной и неустанной организации самого дела. Отныне им предстоят горячие, страстные политические споры и борьба. Придет день, когда они начнут тщательно обсуждать планы восстания и цареубийства...

Через несколько лет образовалось два тайных революционных общества: Северное общество с центром в Петербурге и Южное общество на Украине, где служило много офицеров, членов тайного общества. В Северном обществе главную роль играли Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Кондратий Рылеев, сплотившие вокруг себя боевых республиканцев. В Южном обществе руководителем был полковник Павел Пестель.

Первые русские революционеры хотели поднять революционное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон -- революционную конституцию. Было решено выступить в момент смены императора на престоле. После смерти Александра I возникло междуцарствие -- правительственный кризис, выгодный для революционеров.

Декабристы тщательно разработали свои планы. Они решили помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю. Затем хотели войти в Сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова, собраний, вероисповедания и о созыве учредительного собрания выбранных народом депутатов. Депутаты должны были решить, какой строй установить в стране, и утвердить ее основной закон -- конституцию. Если бы Сенат не согласился обнародовать революционный манифест, было решено принудить его к тому силой. Восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью должны были арестовать. В случае необходимости предполагалось убить царя. Тем временем, так думали декабристы, со всех сторон съедутся в Петербург избранные по губерниям депутаты. Рухнет самодержавие и крепостничество. Для руководства восстанием был избран старый член общества, полковник гвардии князь Сергей Трубецкой.

Однако не будем забегать вперед. Разработку своих планов декабристы начали с обсуждения будущей конституции. Итак, споры продолжаются.

Конституция Никиты Муравьева

Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и являлся автором работ исторического характера. Конституция Никиты Муравьева не была обсуждена всем Северным обществом, не была выведена на голосование и принята всей организацией.

Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". Крестьяне освобождались без земли. Но в последнем варианте своей конституции он вводит положение, в соответствии с которым крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей -- 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления (волостного старшины) отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром.

Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Конституция Никиты Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался "владельцем-собственником", его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение.

Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка", еще не знавшей революции. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным", -- писал Муравьев в третьем параграфе своей конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед законом". Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного разделения. "Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны". Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе "одни вещи": человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а "право собственности, заключающее в себе одни вещи, -- священно и неприкосновенно". По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. "Военные поселения немедленно уничтожаются", -- гласил 30-й параграф конституции. Военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т. е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, подлежали конфискации и передавались во владение крестьян. Отменялся "табель о рангах", разделявший военных и гражданских служащих на 14 классов.

Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в России иностранцев: "Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского". Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием "гражданин" или "русский". Понятие "русский" не относится непосредственно к национальности, оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый русский обязан носить общественные повинности, повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон". Конституция Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд, вводился суд присяжных заседателей для всех граждан.

Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут необходимо сделать оговорку: в крайнем случае Никита Муравьев предполагал введение республики. "Если бы император, -- показал он на следствии, -- не принял конституции, как крайнее средство я предполагал изгнание оного и предложение республиканского правления". Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. Император есть только "верховный чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье ("8 млн. рублей в год") и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат. Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь (всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров и т. д.) как прислужников царя. Все царские придворные лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву федеральным государством, он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород -- город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвященными обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; если он вторичного принимался обеими палатами, то получал силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. В державах должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат: палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными. Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы.

Несомненно, что проект конституции Никиты Муравьева является чрезвычайно прогрессивным для своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект.

Итак, проект конституции Муравьева осуждал крепостное право и объявлял об его отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Однако автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю.

Но сколь яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев! Они возражают, спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения, ссылаются на горький опыт других народов. Пестель настаивал, что России нужна только демократическая республика. Чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц, нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол.

Скажем несколько слов о его проекте конституции, которая воодушевляла декабристов-республиканцев и сыграла еще большую роль в революционном движении декабристов, чем конституция Никиты Муравьева.

"Русская Правда" П. И. Пестеля

Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10 - 15 лет. Его конституционный проект "Русская Правда" был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит: "Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления". Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы. На Киевском съезде 1823 года основные положения "Русской Правды" были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, "Русская Правда", представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.

Революцию нельзя было, по мнению Пестеля, успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого должна была стать оплотом от народных междоусобиц, которых он хотел избежать. "Русская Правда", -- писал Пестель в своем конституционном проекте, -- есть наказ или наставление Временному верховному правлению для его действий и объявление народу, от чего он освобожден будет, чего вновь ожидать может... Она содержит обязанности, на верховное правление возлагаемые, и служит для России поручительством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства..."

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать