Декабристы в Сибири
p align="left">Декабристы выписывали огородные семена через своих родных и друзей из-за Урала, привезли их и из Петровского завода; "собранные с тюремных кустов" семена дали прекрасные овощи. Урик, Усть-Куда, Хомутово, Разводные, Олонки с прибытием туда декабристов покрылись прекрасными огородами. "До приезда декабристов больших огородов в помине не было", говорят крестьяне Усть-Куды. Декабристы познакомили крестьян и с парниками, столь распространенными ныне во многих подгородных деревнях Сибири.

Добрый пример подавал населению северной части Восточной Сибири М.И. Муравьев-Апостол. Живя в Вилюйске, он принимается за огородничество и садит картофель. Опыт его увенчался блестящим успехом. Иначе у него обстояло дело с посевом проса; быстрый рост его порадовал предприимчивого хозяина, но наступившие нежданно заморозки зло подшутили над его затеей: всходы погибли.

Прожив немногим меньше года в Туруханской ссылке - с 8 сентября 1826 года по 12 августа 1827 года Ф.П. Шаховской, несмотря на тяжелые условия ссыльной жизни, стремился принести посильную пользу приютившему его краю, посвятить себя служению общественному делу. Его энергичная натура требовала активных действий, поэтому вскоре по прибытии на место заключения он включился в жизнь туруханской деревни. Своими ценными агрономическими опытами по акклиматизации овощных культур он способствовал развитию сельского хозяйства края. Эта работа сблизила декабриста с простым народом, у которого он пользовался заслуженным уважением. Исправляющий должность отдельного Туруханского заседателя сотник Сапожников в одном из рапортов начальству сообщал: "Имею честь донести, что Шаховской от жителей, как туруханских равно и живущих от Туруханска вверх по Енисею, приобрел особенное расположение обещанием улучшить состояние их через разведение картофеля и прочих огородных овощей (чего прежде в Туруханске не было), предвозвещая им дешевизну хлеба и прочих вещей, в крестьянском быту необходимых".

В лице ссыльного декабриста туруханские жители встретили гуманного и отзывчивого человека, принимавшего близко к сердцу радости и горести окружавших его людей. Из 400 руб., присланных ему княгиней Шаховской, он заплатил недоимку за пострадавших от неурожая крестьян в размере 370 руб. Этот поступок вызвал недовольство местной администрации.М. Богданова, анализируя "Записки" Ф.П. Шаховского, сделала вывод, что автор видел в коренном населении Сибири "не диких инородцев, а таких же людей, как европейцы, с той лишь разницей, что им в те времена еще не хватало общекультурного развития и свободного национального самоопределения", и что "способность того или иного народа подняться к вершинам общечеловеческой культуры зависит не от биологических особенностей, а от условий его исторического развития".

Одновременно с совершенствованием хлебопашества декабристы (Завалишин, Бестужевы, Нарышкин и др.) занимались выведением, более продуктивной породы молочных ковров, лошадей и тонкорунных овец. Опыты по разведению мериносов производились составившейся компанией в селе Бурети (Бодайской волости, Иркутского округа) и в Минусинске. Так как и в том и в другом месте не было человека, который был бы хорошо знаком с овцеводством, то председательствующий в Совете Главного Управления Восточной Сибири, просил генерал-губернатора Лавинского перевести М. Кюхельбекера из Баргузина в Буреть и разрешить как ему, так и Беляеву поступить на службу в компанию по разведению мериносов в Восточной Сибири. Лавинский посмотрел на дело с иной точки зрения. Он не нашел удобным допускать государственных преступников к "подобным занятиям, могущим открыть для них связи с многими лицами" и вдали от полицейского надзора, быть может, влиять на крестьян, заинтересовавшихся новым делом.

Декабристы шли дальше и втягивали крестьян в занятие новыми для них промыслами. Крестьяне отлично учитывали значение в их хозяйстве новых подсобных промыслов и видя в лице декабристов людей широкой инициативы, пытались работать с ними сообща. Попытки же декабристов ввести среди крестьянства новые промыслы, зачастую разбивались о сопротивление властей.

Но, несмотря на введение правительством все новых и новых стеснений и ограничений, декабристы не прекращали своей деятельности и влияние их на сибирское общество и дела края с каждым годом увеличивалось и росло прямо пропорционально мероприятиям Николая. Его план - изолировать "государственных преступников" от трудящихся масс и замуровать их в сибирских пустынях - никогда не мог полной мере осуществиться.

Декабристы старались развить в крестьянах интерес к общественности. М.И. Муравьев-Апостол, видя, что прилегающее к селу (Вилюйску) кладбище не огорожено, что в нем бродят не только домашние животные, но и дикие звери, скрывающиеся в соседней тайге, предложил крестьянам общими силами построить прочную бревенчатую ограду.

Интересы безопасности села в пожарном отношении ставились декабристами на первом плане. В.М. Разводной и М.К. Юшневская на свои средства построили пожарную вышку, где хранились все необходимые для тушения пожара инструменты. Веревка от колокола, что висел на вышке, была проведена к дому Юшневских.

Сибирская деревня поражала декабристов полным отсутствием в ней растительности. В этом сказалась вековая борьба крестьянина-землепроходца с тайгою. Ставя починок, село, он вырубал лес в округе и не оставлял деревца у своего дома. Декабристы; поселившись в деревне, построив дома, в первую очередь убеждали крестьян в пользе разведения садов. Прекрасные сады разводят в Урике Лунин. Муравьевы, в Омске - Трубецкой; в Олонках до сих пор сохранился сад, посаженный Раевским, Старики помнят еще, как декабристы "намывали женщин дорожки подметать в этих садах", помнят, что "дорожки желтым песком были усыпаны". Живя среди крестьян, декабристы не подчеркивали своего культурного превосходства над ними. Большинство из них, живя в селах и деревнях Сибири, по костюму не отличались от крестьян. Эрман, отправляясь, с научною целью на Лену, встретив в Иркутске Раевского В.Ф., упоминает в своей работе о его крестьянской одежде, Муханов, - тот даже подал заявление начальству о разрешении ему перейти в разряд государственных крестьян.

При таком настроении декабристы не пренебрегали стародавними обычаями, господствовавшими в той или иной деревне, и, принимая живейшее участие в жизни крестьян, внимательно изучали крестьянский быт, нравы и обычаи. Свадьба Фаленберга, например, состоялась при полном соблюдении местных обычаев.

Крестьянство увидело в лице декабристов не только изобретателей, давших ему молотилку, усовершенствованный плуг, не только носителей знания и опыта, которыми они бескорыстно делились с земледельцем, но и людей, ценивших в крестьянине прежде всего человека и считавших для себя незазорным не только сдружиться с пахарем, но и войти в его семью, породниться.

В последнем случае нельзя не отметить женитьбу на крестьянках, инородках, казачках. Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий и другие - соединяют свою судьбу с девушками-крестьянками. Женитьбу декабристов на крестьянках нельзя считать результатом неизбежной необходимости, в лице жены-крестьянки иметь лишь "экономку", на плечи которой можно было взвалить ведение хозяйства. Правда, обзаведясь домами, увеличив распашку, декабристы нуждались в женском труде, в надежных помощницах-друзьях, но выбор последний диктовался не столько необходимостью и хозяйственными соображениями, сколько влечением сердца.

Большою ошибкой было бы, конечно, рисовать взаимоотношения крестьян Сибири и живших среди них декабристов в тонах мирной сельской идиллии, ошибочно было бы и утверждение, что в течение тридцатилетнего пребывания декабристов в деревенской глуши они имели столкновения лишь с представителями сельской старшины, притеснявшей крестьян, да с кулаками-мироедами. Были у декабристов столкновения и с рядовым крестьянством. Мы имеем документально установленные факты столкновения. Напр., Фролова с крестьянами Сороковскими. Столкновение, закончившееся побоями, было предметом судебного разбирательства. От побоев и отравления умер в селе Кабанске М.Н. Глебов. Виновниками его смерти оказались унтер-офицер этапной команды И. Жуков и крестьянская дочь Наталия Юрьева. Насильственною смертью погибли, в верховьях Лены, в Манзурке - Андреев и Репин, сгоревшие в доме крестьянина, у которого они остановились на ночлег.

Декабристов в Сибирской глуши считали помещиками, богатеями, "деньги у них были пачками", говорят крестьяне. Быть может, жажда легкой наживы побудила крестьян, у которых остановились на ночлег Андреев и Репин, ограбив их, докончить с ними и поджечь дом, чтобы замести следы преступления.

Фактов, подобно указанным, не много. Носившие случайный характер имевшие место в отдаленнейших концах Сибири (Минусинске, Лене, Забайкалье) - они не могли изменить тех взаимоотношений, которые установились между крестьянами и декабристами с первых же дней поселения последних в пределах Сибири и укрепились в течение долгих лет совместной жизни с крестьянством.

За все, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение трех десятков лет тесного, сожительства с ними, они получили достойную награду. Крестьяне завещали своим детям, ныне уже старикам, чтить память "декабристов, этих лучших людей", каких только знавала сибирская деревня в первую половину прошлого века, и старики свято сохранит этот завет.

Научная деятельность

Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи. Различного рода материалы убеждают в том как, разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ.

Ссылка в Сибирь, на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал и на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений, высокообразованные люди неизбежно будут обречены на "нравственное онемение и духовную смерть". Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому посвятили всю свою жизнь и самих себя.

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов менее всего можно назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения.

Декабристы еще в период каторжных работ разработали программу повышения собственного уровня образования. Эта программа предусматривала серьезное изучение математики, механики, физики, химии, медицины. Лекторами выступали наиболее квалифицированные специалисты (Д.И. Завалишин, Н.А Бестужев, Ф.Б. Вольф, П.С. Бобрищев-Пушкин, А.П. Барятинский и другие). Математикой на каторге серьезно занимался А.П. Барятинский, И.Д. Якушкин. Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия. В коллективном пользовании узников находилась большая библиотека книг по химии, фармакологии, медицине и биологии, принадлежавшая Ф.Б. Вольфу.

Совершенно определенную краеведческую ориентацию имели занятия декабристов ботаникой и зоологией, к которым они приступили после прибытия в Сибирь. В Благодатском руднике братья А.И. и П.И. Борисовы вместе с С.Г. Волконским начали составлять гербарии забайкальской флоры и коллекцию насекомых.

Поселенных в Туруханске Ф.П. Шаховской получил в 1827 году от Фишера микроскоп и "три учебных ботаники", а сам отправил Фишеру - "Описания сделанных там ботанических наблюдений, посылку с разными растениями и мхами".

Очень интересна работа князя Ф.П. Шаховского, начатая уже в 1826 году - "Записки о Туруханском крае", которые ему так и не удалось завершить. Сохранившиеся записи показывают, что декабрист начинает работу с описанием природно-географических особенностей Приенисейского Севера; отмечает природные богатства этого района, наличие великолепного леса. Присоединение края к России декабрист считает положительным фактом для его дальнейшего общего развития. К числу факторов, создающих трудности на пути социально-экономического развития региона декабрист относит "огромные расстояния", "затруднительное сношение", "дикое состояние некоторых народов, а также равнодушие правительства к нуждам края, произвол, коррупция местной администрации, малочисленность населения".

Поражает широта научных интересов князя Шаховского: в его архиве сохранились черновики записок по ботанике, физике, философии, медицине; он был одним из первых исследователей богатой приенисейской флоры и фауны, проводит фенологические наблюдения в 1827 году, записывая приметы наступления весны в Туруханске; наконец после многочисленных опытов и изучений растительного мира Сибирского Севера, находит, что "растения Севера не особой разновидности растительного мира, а видоизменения пород под действием температуры, состава почв и наличия вечной мерзлоты". После перевода в Енисейск в 1827 году, Шаховской попытался организовать сельскохозяйственный хутор для акклиматизации растений, но завершить эту работу ему не довелось.

Много и систематически занимались ссыльные декабристы климатологическими и метеорологическими наблюдениями. Очень важным и ощутимым вкладом в развитие русской метеорологии стал десятилетний ряд наблюдений М.Ф. Митькова, вышедшего на поселение в Красноярск в 1836 году. Декабрист начал вести свои наблюдения 1 января 1838 года, оборудовал у себя в доме механическую мастерскую, а на дворе метеорологическую площадку.

В Красноярском краеведческом музее хранятся подлинные журналы наблюдений за климатом Красноярска, которые вел Митьков. Наблюдения включали измерение температуры и давления воздуха, температуры воздуха в помещении, где был установлен барометр, характеристика состояния неба, для которой использовалось 35 условных обозначений. Прежде всего, отмечалось знаками: ясно, пасмурно, облачно. Особенно большое внимание уделено записям о характере облаков… отмечались: туман и густой туман, дождь: сильный, большой, вьюга, метель, гром. В примечаниях к каждому месяцу давались дополнительные визуальные характеристики погоды за отдельные дни, в которых имеются данные о вскрытии и замерзании Енисея.

М.Ф. Митьков приступил к своим наблюдениям по просьбе академика Купфера, неутомимо трудившегося над развитием метеорологического дела в России. Для этой цели он снабдил декабриста лучшими, по тому времени, инструментами, позднее Купфер обработал и подготовил к печати наблюдения Митькова в составе "Свода наблюдений, произведенных в главной физической и подчиненных ей обсерваториях за 1864 год". Так труд декабриста попал во все метеорологические и астрономические обсерватории и к естествоиспытателям.

Не менее важное значение для изучения климата Сибири имели и термометрические и барометрические наблюдения, проводимые А.И. Якубовичем в селе Назимовском на Енисее. А.И. Якубович также вел наблюдения по просьбе уже другого академика - А.И. Миддендорфа, обратившегося к нему с просьбой произвести метеорологические наблюдения и сделать пробы песка и горных пород из окружающих золотоносных россыпей Подкаменной Тунгуски и Питской речных систем. Сведения, полученные им от декабриста, Миддендорф поместил в книгу "Путешествие на север и восток Сибири" и, несмотря на запрет, упомянул имя Якубовича в своем исследовании.

Помимо этого, Якубович проводил и агрономические опыты, о которых писал в одном из писем к В.Л. Давыдову: "Тайги вволю - болот не вымеряешь, я хочу попробовать сахарный тростник сажать и индиго - эти растения будут совершенно по климату".

Научные, в частности, метеорологические исследования ссыльных декабристов привлекали внимание многих ученых России. Так, анализируя температурные наблюдения М.Ф. Митькова и А.И. Якубовича, А.Ф. Миддендорф пришел к важному выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части страны и о вторжении теплых атлантических воздушных масс далее на восток от Урала.

Интересны научные исследования декабристов и в гуманитарных отраслях знаний.

В Ялуторовске Якушкин И.Д. писал философский трактат "Что такое жизнь?". Декабрист подходил к решению вопроса о сущности жизни и о месте человека в природе с материальных позиций, проявляя при этом глубокие знания новейших достижений в области естественных наук и философии.

Обнаруживается сходство взглядов Якушкина с А.Н. Радищевым и М.В. Ломоносовым, современником Якушкина, оригинальным мыслителем-материалистом и естествоиспытателем И.Е. Дядьковским. Взгляды Якушкина на развитие человеческого зародыша имеют много общего со взглядами московских анатомов Е.О. Мухина и М.Г. Павлова. Интерес к естественным наукам сближал И.Д. Якушкина с С.П. Трубецким, также имевшим солидную теоретическую подготовку: в Париже он слушал полные курсы лучших профессоров естественных наук, особенно увлекался химией, физикой и математикой. Очень интересовали его новые открытия в области электричества и их применение в технике.

Медицинская деятельность

В той многообразной, разносторонней общественно- политической деятельности, которую развернули декабристы в сибирской ссылке, значительное место занимала врачебная деятельность, занятие медициной.

В исследованиях ученые главное внимание уделяют врачу декабристу Ф.Б. Вольфу, о других же декабристах, занимающихся этой деятельностью, сведений очень мало.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и свой гражданский долг.

Профессиональным врачом среди декабристов, отбывавших ссылку в Западной Сибири был только Вольф, но многие другие, видя и понимая острую необходимость оказания медицинской помощи широким слоям населения, самостоятельно изучили медицину и фармацевтику, народные свойства лечения, постоянно совершенствовали свои познания в этих отраслях науки и успешно вели прием и лечение больных (П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Бассаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт). Некоторые из декабристов оказывали содействие своим сподвижникам-специалистам тогда, когда того требовали обстоятельства (А.М. Муравьев, П.Н. Свистунов, М.А. Фонвизин).

Беспомощным было в деревне положение серьезно заболевших. Медицинская помощь совершенно отсутствовала. Из ближайшего, за несколько сот верст, города, доктор не всегда имел возможность приехать к заболевшему крестьянину, да и не приезжал, конечно, а к заболевшему государственному преступнику мог приехать лишь с разрешения высшей краевой власти. Зачастую помощь таких приехавших докторов оказывалась излишней, больной, не дождавшись ее, умирал.

Вот что пишет сотенный командир села Акши Разгильдеев пограничному начальнику, прося прислать доктора к заболевшему декабристу Абрамову П.: "Медицинского пособия по неимению здесь средств никакого не делается и в необходимости осталось прибегнуть к помощи азиатских лам, но и они не помогают". В деревнях, отстоящих вдали от монгольской границы, и этих "лекарей" не было. Чтобы как-нибудь выйти из такого положения, краевая власть рекомендовала иногда и "заочное лечение" декабристов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать