Евпатория во второй половине XIX века
p align="left">По вероисповеданиям число постоянных жителей Евпатории 1846 года есть следующее:

Православных: муж. пола - 747 душ, жен. - 639, всего - 1386, католиков - 94 души обоего пола; армяно - григориан - 116; евангелика - лютеран - 9; магометан: муж. пола - 4344 души, всего - 8629; евреев - талмудистов: муж. пола - 45 душ, жен. пола - 32, всего - 77 душ; караимов: муж. пола - 1136 душ, жен. пола -889, всего - 2025 душ.

Каждое вероисповедание имеет свои места богослужения, а именно: православных церквей - 3; караимских синагог - 2; мечетей -18; еврейский молитвенный дом - 1.[16, с.4]

По сведениям Статистического Комитета за 1874 год известно, что караимов было - 1123, татар - 1217, цыган - 513, русских - 1420, греков - 259, евреев - 138, армян - 60.[7, лист 6]

Пьянков в своей книге так говорит о жителях разных национальностей в Евпатории 1888г.:

ГРЕКИ. Греки появились в Крыму в VII веке до Р. Х. Учение Спасителя ещё в I веке своего существования имело последователей - греков в Тавриде. Св. Андрей Первозванный, водрузивший крест на Киевской горе, прошёл из Синопа (Анатолийский берег) через Херсонес и без сомнения, бросил здесь первые семена христианства. В XIII веке христианство охватило большую часть Крыма (с юга).

Евпаторийские греки на предложения Румянцева выйти из Крыма говорили: «Мы его светлостью ханом и отчизною своею довольны: от предков своих платим дань своему государю и хоть саблями нас рубить будут, то мы всё - таки никуда не уйдём (1778г.)» Всех христиан во время татарского владычества, как греков, грузин, армян - католиков, вышло из Крыма обоего пола 31386 душ: греки и грузины - в Мариуполь, а армяне - в Нахичевань на Дону, а отсюда, как те, так и другие, перешли отчасти снова в Евпаторийский уезд и здесь занялись торговлей и судоходством. Поселившись в Евпатории, греки переняли от татар их язык и многие обычаи.

Некоторые из греков до того сроднились с татарскими нравами и обычаями, что их весьма трудно бывает трудно отличить от татар; они носят платье одного покроя с татарами или, по крайней мере, очень похожее; говорят на татарском языке; сидят по татарскому обычаю, поджав под себя ноги; любимые их блюда - татарские, питьё татарское. Такие греки называются дангалаками или анатолийскими греками. Только одна православная религия отличает такого грека от татарина.

Впрочем, евпаторийские греки не имеют ни своей церкви, ни своего притча; духовные их потребности удовлетворяются в этом случае русскою церковью. Своих специальных школ в Евпатории греки также не имеют и, к удивлению их предков, мало обнаруживают склонности вообще к просвещению.

АРМЯНЕ. Армяне переселились в Крым из Великой Армении в 1262г., расселились по городам и занялись торговлей; отличаются бойким и изворотливым умом и хитростью; в душе горды, но в обращении, где нужно, мягки и любезны; святых икон в домах не имеют, кроме церкви; домашняя обстановка похожа на татарскую. Армян в Евпатории живёт немного, всего 159 человек, что составляет 1 процент общего числа городского народонаселения.

ЕВРЕИ. Евреи переселились сюда по присоединении Крыма к Империи, из западных губерний и бывшего Царства Польского. Между евпаторийскими евреями нет значительных капиталистов, а поэтому они, при своём незначительном числе, почти незаметны в городе; занимаются мелкой торговлей, по преимуществу по галантерейной и бакалейной, содержат шинки, публичные дома и распивочные заведения, но также занимаются портняжеством, переплётничеством и часовых дел мастерством. Всех евреев 483 человек, или 4 процента общего числа жителей.

ЦЫГАНЕ. Цыгане пришли в Крым из Азиатской Индии; они долгое время перекочёвывали из Крыма в Бесарабию и обратно. Но в царствование Александра - Освободителя они оставили свой кочевой образ жизни, приписались к евпаторийским мещанам и занялись кузнечеством, коновальством, деланием решёт, мелкою разносною торговлей; большая часть цыган находят себе средства к жизни, которая, кстати сказать, весьма несложна, от переноски товаров на своих крепких спинах - на суда и обратно.

Цыгане исповедуют магометскую религию, но обрядов её не исполняют; говорят они на испорченных татарском и русском языках, склонности к образованию не проявляют, и грамотных между ними нет, так что этот народ стоит на самой низкой ступени образования из всех наций, населяющих Крым; живут они в северо - восточной части города в низеньких тесных курных мазанках, отличаются необыкновенной беспечностью и нечистоплотностью[21, с.4]

НЕМЦЫ УЕЗДА. Соседями татар в Евпаторийском уезде, кроме русских, являются немцы. Они поселились здесь с 1787г., когда иностранным колонистам оказывались щедрые льготы и вспомоществования. Евпаторийские немцы - колонисты представляют выходцев из Пруссии, Баварии и других немецких государств Западной Европы; между ними есть и менонит.

Менониты составляют братства, руководимые причтом церковным из избранных деканов, духовных учителей и старшин, которые строго наблюдают за нравственностью и благосостоянием прочих членов прихода; поэтому немцы менониты отличаются нравственностью и зажиточностью. Немцы же лютеране в этом же отношении значительно уступают первым.

Вообще немцы - колонисты - искусные земледельцы, опытные овцеводы, одним словом, образцовые хозяева; тем не менее, на хозяйство страны они не имеют никакого влияния, так как живут замкнутою жизнью, не оказывают никакого сближения с другими племенами и многие до сих пор не выучились говорить по-русски

Таким образом, расходы русского правительства и желание, чтобы немецкие колонисты были руководителями и образцами в хозяйстве, остались напрасными, а привилегии колонистов - обидными для коренного населения страны, и эти немецкие колонии, вероятно, ещё надолго останутся прусскими, баварскими, виртенбергскими и иными немецкими оазисами Новороссийского края.[13, с.4]

Нужно вдобавок сказать об общественной деятельности караимов.

У караимов было очень развита благотворительность, они оказывали помощь нуждающимся соплеменникам, стремились удовлетворить культурные потребности не только своего народа, но и всего населения.

Расцвет благотворительности караимов для Евпатории приходится на последние десятилетия XIX - начало XX века. Она осуществлялась как Евпаторийской общиной в целом, так и индивидуально её членами. Об этом свидетельствует материалы из архивов Б. С. Ельяшевича, бывшего Евпаторийского газзана, члена караимского духовного правления, а так же статьи из дореволюционного журнала «Караимская жизнь».

Для помощи нуждающимся караимам при Евпаторийской общине были созданы благотворительные общества:

1.Попечение о бедных караимах;

2.Помощи семьям убитых и раненных после первой мировой войны;

3.Обеспечения учащихся караимских школ обмундированием, учебники и завтраками;

4.Оплаты за содержания учащихся в казённых средних и высших учебных заведений;

5.Помощи не имущим невестам - на приданное. [33, с.3]

Благотворительность, направлена на удовлетворение нулевых потребителей, фактически, всего населения города, осуществляясь в основном индивидуально - имущими караимами. Вот некоторые из реализованных прекрасных замыслов и проектов.

Когеновское ремесленное мужское училище было создано в 1895г. и содержалось супругами С. А. и Е. Ч. Когеновскими. Для него был специально построен дом (ныне ул. Володарского 13). Здесь имелось 6 мастерских (цехов) - слесари, токари по металлу, токари по дереву, столярная, колёсная, а позже и чугунно - литейная, где готовят специалистов высокой квалификации. Во дворе находятся квартиры для заведующего училище и преподавателей ремёсел. Училище обошлось его создателем в 140 тыс. рублей. Обучение в нём бесплатное для учащихся всех национальностей.

Женское профессиональное училище создано во второй половине XIX века. Содержалась на средства Евпаторийского общества попечения о бедных караимах. Училище располагалось в двух домах, имело соответственно 2 отделения: общеобразовательное (4 класса) и профессиональное. Последнее - с трёх летним сроком обучения, из них 1 год посвящается белошвейному мастерству и 2 - портняжному изготовлению дамской одежды. Училище предназначалось для караимских девочек. Обучение было бесплатное. Потом в него стали принимать, так - же бесплатно, детей других национальностей. Помещение училища стало тесным. Из средств, пожертвовавших А. М. Гелеловичем на нужды общества, за 50тыс. рублей в 1912г. водворится специальное здание, закупалось необходимое оборудование. Девушки, независимо от национальностей, успешно окончившие профессиональное училище, получили бесплатно швейную машину лучшей фирмы того времени - «ЗИНГЕР». [34, с.2]

По полицейским и городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент - христиане - 6516 человек, магометан - 5081, караимов - 2907 и евреев - 1443.

В числе населения г. Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции - 626 душ, Греции - 50, Австро - Венгрии - 14, Швейцарии - 12, Франции - 10, Румынии - 10, Болгарии - 8 и Германии - 5, а всех 735 душ.[28, с.4]

Выводы по главе

В Евпаторийском уезде во второй половине 19 века жили люди следующих национальностей: русские, татары, караимы, евреи, греки, цыгане, немцы и граждане других стран - иностранцы.

Религиозный состав населения был следующий: православные, католики, армяно-григорианского, евангелико-лютеранского, магометанского вероисповедания, талмудисты.

2.Особенности социального состава

2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА СОСЛОВИЙ.

а). Г. Спасский в своих заметках так говорит о сословном состоянии населения города Евпатории в 1847 году.

В статье «Новороссийского календаря» на 1847г., где показано жителей:

I По состояниям.

а)дворян: потомственных - 83

дворян личных -132

б) духовенства :

православного:

священнослужителей и их семейств - 14

церковнослужителей и их семейств - 15

римско-каталического - 1

армяно-григорианского - 2

мухаммеданского - 165

служащих при мечетях разного наименования людей - 56

в) граждан:

почётный потомственный гражданин -1

купцов второй гильдии - 5

купцов третьей гильдии - 38

мещан - 9,318

г) поселян:

казённых крестьян обоего пола -763

помещичьих - 79

д) иностранцев обоего пола - 203

е) военнослужащих:

внутренней стражи - 82

кантонистов - 21

карантинной, брандвахтенной и инвалидной команды - 26

военно-рабочих - 7

полицейской команды - 12

обьездчиков - 9

бессрочно - отпускных - 4

II. По вероисповеданиям.

а) православных - 1386

католиков - 94

армян - 116

евангелика - лютеран -9

мухаммедан - 8,629

караимов - 2,025

евреев - 77

Всех постоянно живущих и временно пребывающих в Евпатории - по 10900 душ обоего пола.[18, с.3]

Ф. Домбровский так определяет жителей Евпаториии за 1846 год:

а) Дворян:

Потомственных - 83

Личных - 132

В том числе имеющих право участвовать в дворянских

выборах - 26

б) Духовенства:

Православного - 5

Священнослужителей и их семейств - 9

Церковнослужителей и их семейств - 15

Римско - католического - 1

Магометанского духовенства и вообще лиц, пользующихся правами духовного звания -156

В том числе служащих при мечетях в звании хатибов, мулл, муэтзинов, мутефелли (старост), имамов, деврихунов (вседневных чтецов алькорана) и других - 56

Армяно-григорианского - 2

Все они, как и турки, исповедания суннитского. В числе этого духовенства находятся и монашествующие, или дервиши, которые, кроме странного обряда богослужения, ничем не отличаются от прочего магометанского духовенства.

в) Граждан,

Почётный потомственный гражданин - 1

Купцов второй гильдии - 5

Купцов третьей гильдии - 38

Мещан - 9318

В том числе ремесленников - 495

г) Поселян;

Казённых крестьян обоего пола - 765

Помещичьих крестьян и дворовых людей - 79

д) Иностранцев;

Мужского пола - 138

Женского пола - 65

Итого -203 души.

е) Бессрочно - отпускных -4 человека

Внутренней стражи - 82

Кантонистов - 21

Евпаторийского карантина, брандвахты и инвалидной

команды - 12

Общий итог постоянно живущих и временно пребывающих

в Евпатории простирается в настоящее время до 10900 душ

обоего пола.[16, с.4]

Крестьяне.

Так как крестьяне Евпаторийского уезда или вовсе не имеют своей земли или имеют её в самом незначительном количестве, то они вследствие этого находятся в значительной зависимости от тех землевладельцев, на землях которых живут. Зависимость эта, смотря по волостям, существует при различных условиях. Так, например, по Сакской волости: 80 душ живут с копны, отдавая одну десятую, и работают на помещика - 160 дней; 26 душ - две десятых, и работают 200 дней; 35 человек - 1,1/2 копны с десятины и работают 150 дней; 40 человек, две десятых дают копны и работают - 175 дней.[13, с.4]

Крестьяне Таврической губернии принадлежит к следующим разрядам: колонистов, государственных крестьян, помещичьих, получивших полный надел и помещичьих с дарственным наделам. С упразднением колониального управления, заменением подушной подати и земельной оброчной подати выкупным платежам у государственных крестьян, разряды эти утратили всякое юридическое значение. Крестьяне различных разрядов были наделены землёй в различных размерах и на различных основаниях, до самого последнего времени они несли различную податную тягу, а потом экономическое состояние их далеко не одинаковое. Часто одно указание на разряд, которому принадлежит - а известная группа крестьян, служит уже достаточным пояснением, почему она достигла той или другой степени экономического благосостояния. Поэтому в сборниках статистических сведений до сих пор ещё крестьянское население группируются по разрядам, утратившим юридическое значение.[2, отд.2,с.36]

Размещение населения по жилищам можно проследить только по данным «Статистики поземельной собственности», в которой мы находим: В Евпаторийском уезде: во всех поселениях - 3390; из них в селениях государственных и помещичьих крестьян - 550; в колониях - 45. На одно жилое строение приходятся душ мужского пола: в среднем для всех посёлков - 2,7, в селениях государственных и помещичьих крестьян - 3,5, в колониях - 3,5. На 100 строений приходится каменных: во всех посёлках - 98, 2, у бывших помещичьих крестьян - 100,0; у бывших государственных крестьян - 88,9; у колонистов - 100,0[2, отд.2, с.25]

В 1874 году мещан было:

россиян - 1420; цыган - 513;

греков - 259; евреев - 138;

караимов - 1123; армян - 60;

татар - 1217; иностранцев - 7;

всего:4780.

купцов:

россиян - 3; евреев - 8;

греков - 11; караимов - 39;

армян - 3; татар - 6.

В течении 1874 года к городскому сословию было причислено 36 мужчин, 31 женщина; исключено 19 мужчин, 8 женщин. [7, лист 2, 3, 6]

На основании Дела Евпаторийской государственной Управы «О купцах объявивших и не объявивших капиталы на 1874г.» автор делает вывод о том, что причисление в Евпаторийские купцы, второй гильдии не может состояться до полной выплаты повинностей.

По данному документу можно определить когда, сколько и какой национальности евпаторийцы были причислены к купцам), ись даётся по 10 народной переписи и вновь прибывшие, с семействами)

РОССИЯНЕ:

1869г. 15 февраля - Семён Лусков (4 сына)

1872г. 5 декабря - Федосей Ротанченко (5 сыновей)

ГРЕКИ:

1859г. апрель - Михаил Памуров (2 сына)

1869г. 13 февраля - Лоранасий Вутера

4 Павел Куюшдри

1872г. 22 декабрь - Илья Васильев

1871г. - Вдова Маргарита Караянова (2 сына)

9б - Параскева Пашурова

1877г. апрель - Константин Попандопуло

1870г. 17 декабря - Григорий Богдаши

1859г. 18 апрель - Иван Демерджи (5 сыновей)

АРМЯНЕ:

1863г. 27 июля - Вдова Кална Осипова (4 сына)

ЕВРЕИ:

1872г. 28 ноября - Перц Фельдман (3 сына)

1872г. ноябрь - Вдова Добриш Падольская (4 сына)

176 Абрам Скелер (3 сына)

1869г. ноябрь - Абрам Ланфвер (3 сына)

1872г. 31 декабрь - Мендень Гартинов

1864г. - Берех Коган (3 сына)

1869

13 январь - Эзра Дуван (2 сына)

173 - Бераха Коракоз (7 сына)

1871 ноябрь - Мартхай Сарач

102 - Абрам Шамуилов

103 1872г. 18 февраля - Саломон Бота

104 1873г. 17 января - Илья Мананы и ещё 13 караимских семей.

ТАТАРЫ:

1864г. 11 марта - Абляй Нурт оглу (сын умер)

1870г. 7 июля - Вдова Эмине Караманова (7 сына) и ещё 3семьи.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать