Европейское средневековье
ногие города Северной Франции, практически не романизированные, такие как Суассон, Амьен и др., а также города Фландрии - Брюгге, Гент и др. - в результате коммунального движения стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.

Гораздо труднее и совершенно иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях. Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять городам статус самоуправляющихся коммун. На город король смотрел как на свою собственную казну. Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана. О коммунальном движении в Лане, Амьене и Суассоне интересные сведения оставил "первый средневековый историк" Гвиберт Ножанский. Особенно подробно он описал трагические события коммунальной борьбы в Лане. Лан был богатый торговый центр Северо-восточной Франции, который в числе первых вступил в начале XII в. в борьбу за коммунальные свободы. Апофеозом этой борьбы стало восстание 1112 г. Гвиберт Ножанский относился к коммунальным движениям резко отрицательно. Ему принадлежит ставшее классическим определение средневековой коммуны для тех, кто ее не принимал:

"Коммуна - это новое и отвратительное слово заключается в том, что все, обязанные выплачивать господам поголовный побор в качестве обычной сервильной повинности, вносят его раз в год, а совершившие какое-либо правонарушение уплачивают штраф. Все же прочие цензуальные поборы, налагаемые на сервов, полностью отменяются. " [26, стр.45]

В результате восстания 1112 г. Лан, находившийся на королевской земле, получает коммунальные свободы, самоуправление, независимость, но не надолго. Король эдиктом отменяет коммунальные свободы, и Лан вновь возвращается под юрисдикцию королевской администрации. В такой постоянной борьбе между королем и городом проходят годы и века. Коммунальные свободы (или часть их) то возвращались городу, то снова отменялись. Наконец в XIV в. король Людовик XII полностью лишает Лан коммунальных свобод, и город становится королевским.

Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального движения остались в зависимости от сеньоров. При всей разнице результатов коммунального движения для городов Западной Европы их объединяло одно общее достижение - жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Крылатое выражение "городской воздух делает человека свободным" явилось как бы метафорическим выражением результатом коммунального движения. [26, стр.48]

1.2 Градообразующие предприятия в эпоху Средневековья

Ремесленное производство, составлявшее основу городского производства, имело особую форму организации на первых этапах развитого феодализма - цехи, или ремесленные гильдии. В Византии ремесленные объединения - корпорации или кинонии - существенно отличались от западноевропейских. Кинония была слабой, малочисленной, нестабильной ремесленной организацией.

Цех или гильдия сначала были организацией мелких городских ремесленников, причем гильдия чаще была организацией купеческой. Над цеховым производством существовал жесткий контроль, также как и над продажей ремесленных изделий. Во главе цеха стоял мастер. Как правило, этот мастер-ремесленник работал в своей мастерской. Ему помогали один или два подмастерья и несколько учеников. В первый период существования цехов подмастерье и ученик имели перспективу со временем стать мастером, отучившись положенный срок и приобретя определенную квалификацию. Такая организация ремесла была характерна практически для всех стран Западной Европы и носила принудительно-обязательный характер. В науке существует специальное понятие "цеховое принуждение". Это была строгая цеховая регламентация производства. Определялось абсолютно все: сорт материала, который употреблялся в мастерской, его ширина, длина, нитки, из которых ткали ту или иную ткань, инструменты, которыми работали мастер и его помощники, число подмастерьев и учеников, количество станков, продолжительность рабочего дня. И во всех этих вопросах мастер никогда не мог поступить по своему усмотрению - ему грозили или закрытием мастерской, или огромным штрафом. Поэтому он был вынужден подчиняться суровой регламентации. [20, стр.26]

На первых порах цеховая регламентация имела определенные положительные моменты, обеспечивая практически каждому ремесленнику сбыт его товара. Оправдывавшая себя вплоть до XIV в., жесткая цеховая регламентация в дальнейшем становится серьезным препятствием для развития производства.

Цех играл важнейшую роль в жизни горожан не только как структура производства. Ему отводилось важнейшее значение во всех сферах жизни ремесленников, принадлежавших к тому иди другому цеху. У каждого цеха были свои праздники, своя атрибутика, одежда, фасон шляпы и т.п. Цеха имели своего святого покровителя, день которого обязательно праздновался. Цеха строили церкви или часовни. Цех также являлся военной структурой, поставлявшей воинов-ремесленников королю или сеньеру. Таким образом, цех представлял собой очень сложную систему - производственную, жизнеопределяющую, духовно-религиозную, культурную, военную и т.д.

Коммунальное движение, которое привело к городской независимости, послужило причиной еще одного явления - складывания городского патрициата, которого не было на ранней стадии развития средневекового города. Суд, финансы, городская администрация начинают постепенно сосредотачиваться в руках патрициата. В результате в XIII-XV вв. почти во всех странах Западной Европы развертывается борьба уже внутри города - борьба горожан с патрициатом. Несмотря на некоторые особенности в разных городах Западной Европы эта борьба заканчивается победой богатых ремесленников и торговых слоев города, которые устанавливают городское олигархическое управление, практически сливавшееся с городским патрициатом. Олигархическое управление действует в интересах богатых горожан. [20, стр.33]

В XIV-XV вв. наблюдается процесс "трансформации цехов", или "цеховая трансформация", которая приводит к появлению богатых, или старших цехов и бедных, или младших цехов. Младшие цехи, в результате конкурентной борьбы с богатыми старшими цехами, постепенно разоряются, и члены младших цехов постепенно превращаются в наемных рабочих - прототип будущего предпролетариата и пролетариата, который сложится два века спустя.

В этот исторический период меняется обстановка в самом цеху. Раньше ученик или подмастерье мог надеяться со временем стать мастером. В XIV-XV вв. подмастерья и ученики такую надежду потеряли. В это время мастером мог стать либо родственник мастера, либо подмастерье ценой немалых усилий (подарков мастеру и т.п.), но и это было редким явлением. Все больше и больше с течением времени подмастерья и ученики попадали в число эксплуатируемых. Отучившись 12 лет (т.е. уже будучи практически мастером) ученик по-прежнему оставался учеником без всякой надежды на продвижение по профессиональной и социальной лестнице. Получалось так, что реально мастер эксплуатировал труд не ученика, не подмастерья, а уже высококвалифицированного работника. Рабочий день для подмастерья в XIV в. был длинным - от 14 до 18 часов. Мастер становился как бы воплощением цеха, и именно в этот период начинается процесс, который получил в исторической науке название "замыкание цехов": ученики и подмастерья окончательно теряли возможность повысить свой профессиональный и социальный статус и все больше и больше превращались в наемных рабочих. [17, стр.44]

На потерю своего будущего подмастерья и ученики ответили созданием своих обществ - братств, которые начали бороться против мастеров. Вскоре городское население от бойкота и забастовок перешло к восстаниям против городских олигархов.

Социальная борьба, развернувшаяся в городе, прошла три этапа. Первый этап - коммунальное движение, второй этап - борьба с патрициатом, и третий - борьба городского ремесленного плебейства против богатых мастеров и купцов, слившихся с патрициатом, и против городской олигархии.

На протяжении XI-XV вв. в городах Западной Европы складывается новое сословие: средневековое сословие горожан. Оно было связано с торговым и ремесленным производством, с собственностью. Это сословие в политико-правовом отношении пользовалось безусловными привилегиями и вольностями, которые составляли статус полноправного горожанина. В XIV-XV вв. жители города стали называться бюргерами. От этого слова в дальнейшем часть городского населения, преуспевшего в товарном производстве, получит название "буржуазия". [21, стр.67]

С ростом городов возрастает ремесленное производство, растет и торговля. Город и возникший вокруг него рынок становятся основой для образования единого внутреннего рынка. Уже в XIII-XV вв. складываются два крупнейших центра международной торговли. Первый центр - Средиземноморье, с которым было связано купечество романизированных регионов Европы, давал выход на Византию и далее на Восток. Второй центр международной и особенно общей западноевропейской торговли сложился на севере - регионы Балтийского и Северного морей. К этому торговому региону примыкала также Северо-западная Русь: Новгород, Псков, Полоцк и др. города. Северная торговля шла по знаменитому "Янтарному пути", получившему свое название от янтаря Балтийского моря. Этот путь становится главным торговым нервом Западной Европы.

В это же время начинают складываться крупнейшие торговые купеческие компании, которые были важны не только для самой торговли и образования торгового капитала, но и играли огромную роль в политических коллизиях Западной Европы, являясь средоточием ее богатства и тем самым определяя ее политическую жизнь. Самой знаменитой из них была компания, созданная купцами немецких земель - Ганза, или Ганзейское торговое общество. В Ганзу входили купцы Новгорода и Пскова. Ганза активно вмешивалась в политические коллизии Западной Европы.

В ХII-ХIII вв. возникает еще одно новое явление - ярмарки, как крупные центры оптовой торговли. Наиболее крупным ярмарочным центром в то время была Шампань. В XIV-XV вв. центр ярмарочной торговли в Европе смещается на север. Главным центром ярмарочной торговли становится г. Брюгге во Фландрии. Уже тот уровень торгового капитала, который оформился к XV в., привел к появлению сферы денежных и кредитных операций. Возникают банки. Первые банки появились в городах Северной Италии, в Ломбардии. Затем они начинают открываться во многих городах Западной Европы. [30, стр.24]

Итак, к XIV в. оформляется торговый купеческий капитал, как предшествующий капиталистическому капиталу. Одновременно с оформлением торгового капитала возникают элементы капиталистического производства - различные формы и типы мануфактур. Наряду с цехом появляются новый типы производства - мануфактуры, но мануфактуры пока еще не капиталистические. Мануфактура - это более крупный тип производства, чем цех, включающий в себя большее число работников, значительное техническое оснащение и т.д. Мануфактурой, как правило, руководил не один человек, а совет. Мануфактура освобождалась от жесткой регламентации - она уже более свободна в выборе материала, количестве станков, в самом производстве. [26, стр.37]

В XIV-XV вв., если еще нельзя говорить о складывании капитализма, то можно вполне определенно говорить о кризисе вотчинной, классической феодальной системы. Об этом свидетельствуют перемены, происходившие не только в городе, но и в сфере сельского хозяйства - втягивание феодального и крестьянского хозяйства в торгово-денежные отношения.

Средневековые города, как один из главных жизненных нервов феодализационных процессов Западной Европы, на протяжении IX-XV вв. становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. Город начинает оказывать все более существенное влияние на все сферы развития феодального государства. Город прочно становится не только центром производства, но и центром культуры Средневековья. Именно в нем, наряду с мощным производственным потенциалом и материальными богатствами, накапливается и культурный потенциал.

Глава 2. Власть и торговля - условие для существования города

2.1 Город и власть

Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору, в руках которого первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.

По стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости по отношению к феодальному сеньору.

Бежавшие от своих сеньоров крестьяне, селившиеся в возникавших городах, приносили с собой из деревни обычаи и навыки существовавшего там общинного устройства. Строй общины-марки, изменённый в соответствии с условиями городского развития, сыграл очень большую роль в организации городского самоуправления в средние века.

Борьба между сеньорами и горожанами, в процессе которой возникало и складывалось городское самоуправление, протекала в различных странах Европы по-разному, в зависимости от условий их исторического развития. В Италии, например, где города рано достигли значительного экономического расцвета, горожане добились большой самостоятельности уже в XI-XII вв. Многие города Северной и Средней Италии подчинили себе значительные области вокруг города и стали городами-государствами. Это были городские республики - Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и др.

Сходное положение имело место и в Германии, где так называемые имперские города начиная с XII, а особенно в XIII в., подчиняясь формально императору, наделе являлись независимыми городскими республиками. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету и т.д. Такими городами были Любек, Гамбург, Бремен, Нюрнберг, Аугсбург, Франкфурт-на-Майне и другие. [15, стр.54]

Многие города Северной Франции - Амьен, Сен-Кантен, Бове, Лан и др. - в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами, принимавшей нередко характер кровавых вооружённых столкновений, точно так же добились права самоуправления и могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения. [14, стр.38]

В то же время они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей - барщины и оброка и от различных платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.

На Руси в XI в. с развитием городов усилилось значение вечевых собраний. Горожане, как и в Западной Европе, вели борьбу за городские вольности. Своеобразный политический строи сложился в Новгороде Великом. Он представлял собой феодальную республику, но большие политическую силу там имело торгово промышленное население. [26, стр.72]

Степень самостоятельности в городском самоуправлении, достигнутая городами, была неодинакова и зависела от конкретных исторических условий. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной суммы денег. Таким путем получили освобождение из-под опеки сеньора и пали коммунами многие богатые города Южной Франции, Италии и др.

Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели Париж и многие другие города Франции, например Орлеан, Бурж, Лорис, Лион, Нант, Шартр, а в Англии - Линкольн, Ипсвич, Оксфорд, Кембридж, Глостер. Но не всем городам удавалось добиться и такой степени самостоятельности. Некоторые города, особенно мелкие, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации. [19, стр.32]

Таким образом, результаты борьбы городов с их сеньорами были различны. Однако в одном отношении они совпадали. Все горожане сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Поэтому если бежавший в город крепостной крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно - один год и один день, он также становился свободным и ни один сеньор не мог вернуть его в крепостное состояние. "Городской воздух делает свободным", - гласила средневековая пословица.

2.2 Развитие товарно-денежных отношений

Развитие товарного производства в городе и деревне обусловило начиная с XIII в. значительное, по сравнению с предшествующим периодом, расширение торговли и рыночных связей. Как ни медленно шло развитие товарно-денежных отношений в деревне, оно всё больше подтачивало натуральное хозяйство и вовлекало в рыночный оборот всё возраставшую часть сельскохозяйственных продуктов, обмениваемых посредством торговли на изделия городского ремесла. Хотя деревня отдавала городу ещё сравнительно небольшую часть своей продукции и в значительной степени сама удовлетворяла свои потребности в ремесленных изделиях, всё же рост товарного производства в деревне был налицо. Это свидетельствовало о превращении части крестьян в товаропроизводителей и постепенном складывании внутреннего рынка.

Большую роль во внутренней и внешней торговле в Европе играли ярмарки, которые получили широкое распространение во Франции, Италии, Англии и других странах уже в XI-XII вв. На ярмарках производилась оптовая торговля такими товарами, пользующимися большим спросом, как шерсть, кожи, сукна, льняные ткани, металлы и изделия из металлов, зерно. Наиболее крупные ярмарки играли большую роль и в развитии внешней торговли. Так, на ярмарках во французском графстве Шампань в XII-XIII вв. встречались купцы из различных стран Европы - Германии, Франции, Италии, Англии, Каталонии, Чехии и Венгрии. Итальянские купцы, особенно венецианцы и генуэзцы, доставляли на шампанские ярмарки дорогие восточные товары - шелка, хлопчатобумажные ткани, ювелирные изделия и другие предметы роскоши, а также пряности (перец, корицу, имбирь, гвоздику и др.). Фламандские и флорентийские купцы привозили хорошо выделанные сукна. Купцы из Германии привозили льняные ткани, купцы из Чехии - сукна, кожи и изделия из металла; купцы из Англии - шерсть, олово, свинец и железо. [10, стр.92]

В XIII в. европейская торговля была сосредоточена в основном в двух районах. Одним из них являлось Средиземноморье, служившее связующим звеном в торговле западноевропейских стран со странами Востока. Первоначально главную роль в этой торговле играли арабские и византийские купцы, а с XII-XIII вв., особенно в связи с крестовыми походами, первенство перешло к купцам Генуи и Венеции, а также к купцам Марселя и Барселоны. Другой район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь принимали участие в торговле города всех расположенных около этих морей стран: северо-западных областей Руси (особенно Новгород, Псков и Полоцк), Северной Германии, Скандинавии, Дании, Франции, Англии и др.

Расширению торговых связей чрезвычайно мешали условия, характерные для эпохи феодализма. Владения каждого сеньора были ограждены многочисленными таможенными заставами, где с купцов взимались значительные торговые пошлины. Пошлины и всякого рода поборы взимались с купцов и при переезде через мосты, при переправе вброд через реки, при проезде по реке через владения феодала. Феодалы не останавливались и перед разбойничьими нападениями на купцов и ограблениями купеческих караванов. Феодальные порядки, господство натурального хозяйства обусловливали сравнительно незначительный объём торговли. Тем не менее, постепенный рост товарно-денежных отношений и обмена создавал возможность накопления денежных капиталов в руках у отдельных лиц, прежде всего у купцов и ростовщиков. Накоплению денежных средств содействовали также операции по обмену денег, необходимые в средние века вследствие бесконечного разнообразия монетных систем и монетных единиц, поскольку деньги чеканили не только императоры и короли, но и всякие сколько-нибудь видные сеньоры и епископы, а также крупные города. Для обмена одних денег на другие и для установления ценности той или иной монеты существовала особая профессия менял. Менялы занимались не только разменными операциями, но и переводом денег, из которого возникали кредитные операции. С этим было обычно связано и ростовщичество. Разменные операции и операции по кредиту вели к созданию специальных банкирских контор. Первые такие банкирские конторы возникли в городах Северной Италии - в Ломбардии. Поэтому слово "ломбардец" в средние века стало синонимом банкира и ростовщика. Возникшие позднее особые ссудные учреждения, производящие операции под залог вещей, стали называться ломбардами. [10, 98] Крупнейшим ростовщиком в Европе была церковь. При этом самые сложные кредитные и ростовщические операции осуществляла римская курия, в которую стекались громадные денежные средства почти из всех европейских стран.

Заключение

Развитие средневековых городов имеет определяющее значение в системе социально-культурных факторах развития современной цивилизации. Ведь именно в эту эпоху начинают создаваться города, обретая очертания централизованной системы управления и производства. Прежние институты: церковь, двор, в известной степени университет - сохраняли свое значение. Однако теперь граждане городов рассматривали себя как добрых христиан, а свои города - как христианские общины; но их отношение к жизни было по преимуществу светским; они строили свои города, увеличивали свое состояние, учреждали собственные формы правления, оценивали окружающий мир как явление не только правомерное, но и подлежащее изучению и даже изменению.

В отличие от Италии, испанские королевства, Франция и Англия оставались в основном аграрными, феодальными и клерикальными. Их города никогда не были полностью политически независимыми и, как следствие, никогда не являлись носителями собственной аристократической светской этики. Разделение труда и образование монополий позволило расширить потенциал культурно-нравственного развития, углубить его и дополнить. Именно в это время в Западной Европе появляются рыцарские идеалы, религиозное образование, схоластическая философия и готический стиль в архитектуре и искусстве.

Список источников и литературы

Источники:

1. Абеляр Петр. Теологические трактаты. / Пер. с лат., коммент., вступ. ст., сост.С. С. Неретиной. М., 1996.

2. Вийон Ф. Лирика. М., 1972.

3. Инститорис Я., Шпренгер Г. Молот ведьм. Саранск. 1991.

4. Памятники средневековой латинской литературы X - XII веков. М., 1972.

5. Поэзия вагантов. М., 1975.

6. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.М., 1981.

7. Роман о Лисе. М., 1987.

8. Средневековый роман и повести. М., 1974.

9. Фаблио. Старофранцузские новеллы. М., 1971.

10. Хрестоматия по истории средних веков. / Под. ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.2.

11. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1990.

12. Чосер Д. Кентерберийские рассказы. М., 1980.

Литература:

12. Бахорский Г.Ю. Тема секса и пола в немецких шванках XVI века. // Одиссей. Человек в истории. М., 1993.

13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

14. Бессмертный Ю.Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII - XIII вв.М., 1969.

15. Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. М., 1986.

16. Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки. // Одиссей. Человек в истории. М., 1990.

17. Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

18. Горфункель А.Х. 'Молот ведьм' - средневековье или Возрождение? // Культура Возрождения и общество. М., 1986.

19. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

20. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

21. Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реф. сб.М., 1982.Ч.I.

22. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

23. Ле Гофф. С небес на землю. Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII - XIII вв. // Одиссей. Человек в истории. М., 1991.

24. Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986.

25. Неретина С.С. Концептуализм Абеляра. Слово и текст в средневековой культуре. М., 1994.

26. Проблемы методологии истории средних веков: европейский город в системе феодализма. Реф. сб. М., 1979.Ч. I - II.

27. Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991.

28. Сверре Б. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм. // Мировое древо. М., 1994. Вып.3.

29. Социальная природа средневекового бюргерства XIII - XVII веков. М., 1979.

30. Харитонович Д.Э. В единоборстве с василиском: опыт историко-культурной интерпретации средневековых ремесленных рецептов. // Одиссей. Человек в истории. М., 1989.

31. Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать