Евреи в Советском Союзе в 1945–1953 гг

Евреи в Советском Союзе в 1945–1953 гг

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. ЕВРЕИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В 1945-53 гг.

Политика великодержавного русского шовинизма, которую советские власти стали проводить во время войны, усилилась сразу по ее окончании. 24 мая 1945 г., во время торжественного банкета в Кремле по поводу победы над нацистской Германией, И. Сталин произнес тост за здоровье русского народа как «руководящей силы Советского Союза». Речь И. Сталина стала сигналом к ужесточению кампании, направленной на подавление различных народов, и в первую очередь еврейского, в котором власти усматривали проводника влияния Запада, главным образом США. Во многих районах страны, особенно на Украине, местные власти препятствовали в возвращении евреям их квартир, в устройстве на работу. Никак не преследовался усилившийся антисемитизм. В ряде населенных пунктов произошли антиеврейские беспорядки. Так, в Киеве в начале сентября 1945 г. еврей -- старший лейтенант НКГБ был жестоко избит двумя военными и застрелил их, после чего произошло массовое избиение евреев, пятеро было убито. 8 июля 1945 в г. Рубцовске Алтайского края произошли антиеврейские беспорядки во время футбольного матча. Городские власти, в том числе и милиция, никак не реагировали на происходящее. Антисемитские настроения были популярны среди населения и руководства Крыма, где руководители обкома партии прямо заявляли о том, что «Крым должен быть русским» и что евреев не нужно брать на работу. Государственные власти стали ограничивать прием евреев в высшие учебные заведения.

Попытка Еврейского антифашистского комитета обратить внимание властей на тяжелое положение и дискриминацию евреев вызвала цепь антиеврейских действий. Первый удар был нанесен по начальнику Совинформбюро А. Лозовскому, которому подчинялся Еврейский антифашистский комитет. В октябре 1945 г. в докладной записке Г. Александрова, руководителя Управления агитации и пропаганды ЦК, А. Лозовского обвиняли в том, что статьи, которые распространяло Совинформбюро, были написаны «недостаточно квалифицированными или малоизвестными авторами», которые «стесняются ставить свои подписи под статьями». В июне 1946 г. комиссия ЦК ВКП(б) обвинила А. Лозовского в «недопустимой концентрации евреев» в Совинформбюро. В октябре 1945 г. было опубликовано постановление ЦК «О работе Совинформбюро», в котором говорилось о сокращении бюрократического аппарата. Вскоре многие евреи -- сотрудники Совинформбюро -- были уволены.

В 1946 г. усилились нападки центральных властей на Еврейский антифашистский комитет. 1 августа 1946 г. все антифашистские комитеты были выведены из подчинения Совинформбюро и подчинены отделу внешних сношений ЦК. Тогда же руководитель отдела А. Панюшкин вызвал Ш. Михоэлса и И. Фефера и заявил, что «есть мнение закрыть Еврейский антифашистский комитет». Комиссия, членами которой были работники госбезопасности и аппарата ЦК, в сентябре 1946 г. подготовила «Справку о деятельности Еврейского антифашистского комитета», в которой говорилось, что Комитет превратился в «комиссариат по еврейским делам» и «намерен ставить перед правительством СССР даже вопросы территории». Комиссия обвинила Еврейский антифашистский комитет в сочувствии «сионистской идее создания еврейского государства в Палестине» и «идее массового переселения евреев в Палестину». Работники Комитета были названы проводниками политики американского империализма. Комиссия рекомендовала закрыть Еврейский антифашистский комитет и его газету «Эйникайт». В октябре 1946 г. Министерство госбезопасности СССР направило в ЦК записку «О националистических проявлениях некоторых работников Еврейского антифашистского комитета». М. Суслов, бывший тогда главой отдела внешней политики ЦК, подготовил предложение о закрытии Еврейского антифашистского комитета, а 7 января 1947 г. Г. Александров и М. Суслов представили заместителю председателя Совмина В. Молотову и секретарю ЦК А. Кузнецову записку с предложением «прекратить деятельность Антифашистского комитета советских ученых и Еврейского антифашистского комитета в связи с исчерпанием стоящих перед ними задач».

Резкой критике подверглись еврейские писатели -- деятели Еврейского антифашистского комитета. 7 октября 1946 г. М. Щербаков, заведующий отделом управления кадров ЦК, в записке «О националистических и религиозно-мистических тенденциях в советской еврейской литературе» в резкой форме подверг критике творчество еврейских писателей (П. Маркиша, И. Фефера, Д. Бергельсона, Э. Фининберга, Д. Гофштейна) за то, что в своих произведениях они проповедовали идею «воссоединения еврейства в другом государстве». Но на принятие И. Сталиным решения повлиял целый ряд факторов. И. Сталин понимал, что проведение откровенно антисемитских репрессий сразу после войны может привести к падению престижа СССР и его лично во всем мире и ухудшить отношения с США и Англией. Антисемитская кампания помешала бы И. Сталину разыграть ближневосточную карту и осуществить свои планы создания зависимого от СССР еврейского государства и ведения политики, направленной на обострение англо-американских противоречий. Поэтому в начале февраля 1947 г. давление на Еврейский антифашистский комитет было ослаблено. 2 февраля 1947 г. был возвращен архив Еврейского антифашистского комитета; 3 февраля М. Суслов в телефонном разговоре сказал И. Феферу, что Еврейский антифашистский комитет может продолжать работать, как раньше. В апреле 1947 г. А. Жданов отметил, что произведения еврейских писателей, созданные во время войны, «проникнуты идеями советского патриотизма». В мае 1947 г. Г. Шумейко, заведующий сектором ЦК КПСС, похвалил Комитет за пропагандистскую деятельность. Но в целом власти не отказались от глобального антиеврейского курса. Это отчетливо проявилось в истории «Черной книги», идея создания которой принадлежала А. Эйнштейну. Книга должна была рассказать правду о Катастрофе европейского еврейства; еще в 1943 г. Б.-Ц. Гольдберг предложил руководству Еврейского антифашистского комитета участие в ее создании. Советские власти дали на это согласие, и тогда же была утверждена редколлегия (Ш. Михоэлс, Ш. Эпштейн, И. Фефер, Д. Бергельсон, П. Маркиш и др.). Весной 1944 г. созданная при редколлегии литературная комиссия под руководством И. Эренбурга собрала и обработала много документальных материалов об уничтожении евреев. В октябре 1944 г. первый вариант «Черной книги» (525 документов) был отправлен послу СССР в США А. Громыко по его запросу. Вопрос отправки материалов «Черной книги» вызвал разногласия у ее создателей. И. Эренбург считал, что в первую очередь необходимо издать на русском языке отдельную книгу об уничтожении евреев СССР, а затем издать на английском и других языках -- об уничтожении евреев Европы. Из-за несогласия с ним большинства И. Эренбург 25 апреля 1945 г. на заседании Еврейского антифашистского комитета отказался от руководства литературной комиссией, и ее возглавил В. Гроссман. Осенью 1945 г. комиссия представила готовый материал книги, прошедший цензуру Главного цензурного управления (Главлит), и передала в издательство «Дер эмес». В начале 1946 г. Еврейский антифашистский комитет отправил экземпляры материалов книги в Румынию, Францию, Палестину, США и другие страны. Но руководство страны задерживало издание. В ноябре 1946 г. руководители Еврейского антифашистского комитета обратились к А. Жданову с просьбой разрешить напечатать уже готовую книгу, но разрешения не последовало. 3 февраля 1947 г. Г. Александров в докладной записке обвинил Еврейский антифашистский комитет в тайной пересылке рукописи за границу и предложил запретить ее издание в СССР. Последняя безуспешная попытка спасти «Черную книгу» была предпринята Ш. Михоэлсом 18 сентября 1947 г., сразу после снятия Г. Александрова с поста начальника управления пропаганды и агитации ЦК. (О дальнейшей судьбе «Черной книги» см. ниже).

Несмотря на некоторые послабления в антиеврейской политике, 25 июня 1947 г. власти приняли решение снять А. Лозовского, покровителя Еврейского антифашистского комитета, с поста начальника Совинформбюро; тогда же были сняты с занимаемых постов члены президиума Еврейского антифашистского комитета М. Губельман (1882-1968), председатель профсоюза работников государственной торговли, и З. Бриккер, председатель профсоюза киноработников. В противовес общей политике И. Сталина, направленной на определенную либерализацию в отношении различных церквей и конфессий, с осени 1946 г. начал проводиться более жесткий курс в отношении иудаизма. В это время Совет по делам религиозных культов при Совете министров направил ряд докладных записок, в которых подвергались резкой критике еврейские религиозные общины. В записках говорилось, что среди евреев резко возросли так называемые «националистические» настроения и проявления «советского сионизма», представители которого, не желая видеть «путей и форм давно разрешенного в СССР так называемого еврейского вопроса, объявили синагогу единственным местом национальной концентрации и единственным оплотом национальной культуры». Центральные власти приняли решение провести политику жесткого ограничения иудаизма. Совету по делам религиозных культов было поручено установить более строгий контроль за еврейскими религиозными общинами, резко ограничить еврейскую благотворительность (цдака), развернуть борьбу с такими «подразумевающими националистические настроения» обычаями, как выпечка маццы, ритуальный убой скота и птицы (см. Кашрут). Было предписано ликвидировать похоронные службы (см. Хевра каддиша).

В 1946 г. политика советских властей покончила даже с теми крайне незначительными проявлениями либерализма, которые существовали со времени войны в литературе и в отношении контактов с иностранцами. В августе 1946 г. И. Сталин выступил на заседании Оргбюро ЦК с резким осуждением «преклонения и низкопоклонства» перед Западом со стороны представителей советской интеллигенции. 14 августа 1946 г. было принято постановление ЦК «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», а в сентябре с докладом на ту же тему выступил А. Жданов. Новая идеологическая кампания в стране, носящая откровенно русско-националистический характер, все более усиливалась. 15 февраля 1947 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета «О воспрещении браков граждан СССР с иностранцами». Были созданы суды чести, которые должны были оградить советский народ «от тлетворного влияния буржуазной идеологии, повести непримиримую борьбу с раболепием перед западной культурой». 5 июля 1947 г. состоялось первое заседание суда чести Министерства здравоохранения СССР, на котором разбиралось дело профессоров Н. Клюевой и ее мужа Г. Роскина (1892-1964), отправивших за границу рукопись книги «Пути биотерапии рака» о созданном авторами новом антираковом препарате. За этим судом последовало ужесточение антиеврейской кампании, важнейшим компонентом которой стал антисемитизм.

Крушение надежд советских евреев на то, что победа над фашизмом улучшит их положение, привело, с одной стороны, к резкому увеличению числа желающих покинуть СССР и репатриироваться в Палестину, а с другой -- желающих создать еврейское государственное образование (на Дальнем Востоке или в Крыму). Тысячи советских евреев, в основном из Латвии, Литвы, Бессарабии и Украины, вырвались в 1945-46 гг. из СССР с помощью организации Бриха и прибыли затем в Эрец-Исраэль. Центры Брихи во Львове, Вильнюсе, Риге отправляли по фиктивным польским документам евреев группами за границу на грузовиках (иногда прибегая к помощи контрабандистов), содействовали отысканию и отправке еврейских детей, спасшихся во время войны в монастырях и в христианских семьях. В 1946 г., после ареста многих активистов, деятельность Брихи была прекращена. Так, в апреле 1947 г. так называемым Особым совещанием при МГБ СССР к длительным срокам заключения (7-25 лет) были приговорены активисты Брихи Ш. Иоффе, Я. Яннай (Янкелович), Э. Зайдин, Э. Кроль (родился в 1920 г., в Израиле с 1959 г.).

В 1947-51 гг. за попытки нелегального перехода советской границы или содействие таким попыткам были приговорены к длительным срокам заключения (как правило, 10-25 лет) сотни евреев, пытавшихся любыми средствами покинуть СССР и добраться до Эрец-Исраэль. Среди них: Ц. Бломберг (1908-91, в Израиле с 1964 г.), А. Банд (родился в 1920 г., в Израиле с 1957 г.), Я. Гольдштейн (родился в 1918 г., в Израиле с 1971 г.), Дина Дилион (Рубинштейн, родилась в 1913 г., в Израиле с 1965 г.), Зелма Винер (1927-87, в Израиле с 1973 г.), И. Тейтельбойм (1908-93, в Израиле с 1969 г.), Х. Левин (1913-87, в Израиле с 1973 г.), Х. Микунис (1915-85, в Израиле с 1969 г.), Я. Перлов (родился в 1918 г., в Израиле с 1971 г.), Рахель Рабинович (1897-1976, в Израиле с 1975 г.), А. Райхман (родился в 1923 г., в Израиле с 1969 г.), М. Штейн (родился в 1926 г., в Израиле с 1969 г.), Б. Шиланский (1896-?, в Израиле с 1966 г.) и многие другие.

В начале 1946 г. в Самарканде на тайном собрании руководителей Хабада было принято решение воздержаться от выезда в надежде, что после войны власти не будут преследовать религиозных евреев. Но возобновившиеся преследования заставили хасидов изменить принятое решение. Созданному во Львове нелегальному комитету удалось организовать в 1946 г. выезд по фиктивным польским документам тысячи хасидов Хабада из СССР в Польшу, а затем в Эрец-Исраэль. Десятки тысяч евреев, бывших до 1939 г. польскими гражданами, уехали в 1944-49 гг. в Польшу в рамках соглашения о репатриации между Польшей и СССР. Сотни евреев, служивших в Советской армии, бежали из советской зоны оккупации Германии в западные зоны. Большинство из них выехало в Эрец-Исраэль. В эти годы СССР активно поддерживал евреев Эрец-Исраэль в их борьбе за независимость и оказывал значительную помощь (подробнее см. ниже), что в немалой степени сказалось на росте числа советских евреев, выразивших желание переселиться в Эрец-Исраэль.

В мае 1948 г. Еврейский антифашистский комитет сразу же после образования Государства Израиль направил президенту Х. Вейцману приветственную телеграмму. Тысячи евреев присылали в Еврейский антифашистский комитет, в газету «Правда», в различные официальные органы письма с просьбой разрешить им уехать в Израиль, чтобы сражаться в Войне за Независимость. Так, 500 евреев Жмеринки подписали письмо, в котором просили разрешить всему еврейскому населению города выехать в Израиль. Многие евреи-офицеры Советской армии обращались в различные официальные органы с предложениями отправить их воевать на Ближний Восток. Генерал Д. Драгунский предложил Еврейскому антифашистскому комитету добиться разрешения на формирование еврейской дивизии для отправки в Израиль. Многие советские евреи хотели организовать сбор средств для закупки оружия армии Израиля и, осуждая Еврейский антифашистский комитет за нерешительность, предлагали вместо него создать Еврейский комитет помощи борцам за независимость Израиля. Национальные чувства проснулись даже у полностью ассимилированных представителей советской элиты, например, у Полины Жемчужиной (Перл Карповская; 1897-1970), жены В. Молотова, Е. Ворошиловой (урожденная Голда Горбман), жены маршала К. Ворошилова, сказавшей своим родственникам: «Вот теперь и у нас есть родина». Ходили слухи о том, что все советские евреи получат право на репатриацию в Государство Израиль. Группа представителей еврейской молодежи обратилась к И. Эренбургу с предложением выступить в печати с призывом к советским евреям участвовать в Войне за Независимость. Действовали различные молодежные сионистские группы, ставившие целью выезд в Израиль. Группа «Эйникайт» была создана в городе Жмеринка (см. Украина. Евреи в послевоенной Советской Украине) сразу после освобождения его от немецкой оккупации (1944 г.). Руководителями группы были М. Спивак (родился в 1929 г.), В. Керчман (1929-64), М. Гельфонд (1930-85) и А. Ходорковский (родился в 1930 г.). М. Гельфонд (в Израиле с 1971 г.) стал впоследствии видным борцом за алию (см. ниже). Члены группы занимались еврейским самообразованием; в 1945 г. они распространили в синагоге листовки, в которых говорилось среди прочего, что «наш дом -- в Палестине»; в начале 1946 г. они распространяли листовки в Киеве и Виннице. Впоследствии члены группы разъехались по разным городам для продолжения учебы. В конце 1948 г. начались аресты членов группы в Жмеринке, Киеве, Ленинграде и других городах. Аресты продолжались до марта 1949 г. Арестовано было двенадцать человек, из них лишь девять были настоящими членами группы «Эйникайт». После следствия, продолжавшегося более 5 месяцев, члены группы были приговорены Особым совещанием к длительным срокам заключения (8-25 лет). Находясь в лагерях, члены группы установили связь с сионистами старшего поколения; М. Гельфонд брал уроки иврита у Ц. Прейгерзона. После смерти Сталина члены группы были освобождены (осень 1954 г.).

В Москве действовала группа студентов под руководством М. Маргулиса (родился в 1930 г., в Израиле с 1971 г.) и В. Свечинского (родился в 1931 г., в Израиле с 1971 г.). Деятельность группы была направлена на распространение сионистских идей среди студентов-евреев и подготовку к нелегальному выезду в Израиль. Арестованные в 1950 г. члены группы были приговорены к 10 годам заключения (освобождены в 1955 г.). Аналогичные группы действовали в Ленинграде (группа Л. Тарасюка /родился в 1925 г./); в Харькове (группа Х. Спиваковского, родился в 1927 г.), в Брянске (группа В. Левитина /родился в 1920 г./, и А. Фарберова /родился в 1926 г./) и в других городах. Члены этих групп были арестованы в 1949-51 гг., приговорены к длительным срокам заключения и освобождены в 1955-56 гг. (Л. Тарасюк был арестован лишь в 1958 г.) Московская хоральная синагога организовала торжественное богослужение по поводу создания Государства Израиль, на котором присутствовало около десяти тысяч человек. (Подобные службы состоялись в Ташкенте, Черновцах и других городах.) Многие тысячи советских евреев приветствовали посла Израиля Голду Меир во время ее посещений Московской синагоги на Рош ха-Шана и Иом-Киппур.

После войны у многих советских евреев вновь возродились надежды на создание еврейской автономной республики на территории СССР. 4 декабря 1945 г. первый секретарь обкома ВКП(б) Еврейской автономной области А. Бахмутский (1911-1961) и председатель облисполкома М. Зильберштейн направили И. Сталину письмо, в котором наряду с просьбой об оказании области различной помощи содержалось предложение о ее преобразовании в автономную республику. Видимо, И. Сталин еще не принял решения о дальнейшей судьбе Еврейской автономной области, поэтому некоторые предложения областного руководства были удовлетворены. Так, 26 января 1946 г. было опубликовано специальное постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по укреплению и дальнейшему развитию хозяйства Еврейской автономной области», которое среди прочих мер предусматривало отправку в область 50 учителей и 20 врачей, «в первую очередь еврейской национальности». Секретариат ЦК КПСС принял постановление от 4 апреля 1946 г. «О мерах помощи обкому ВКП(б) Еврейской автономной области в организации... культурно-просветительской работы среди населения». Было разрешено выпускать газету «Биробиджанер штерн» вместо одного -- два раза в неделю; увеличить тираж газеты на русском языке «Биробиджанская звезда» до десяти тысяч экземпляров и объем -- до четырех полос; создать в области книжное издательство и издавать альманах на идиш. Многие евреи Украины и Крыма, особенно жители бывших еврейских национальных районов, хотели переехать в Еврейскую автономную область. С согласия центральных властей представители области стали комплектовать эшелоны с переселенцами. С декабря 1946 по июль 1948 г. девятью эшелонами в область было перевезено 1770 семей (три эшелона было отправлено из Винницкой области). Наряду с организованным переселением продолжалось и стихийное. По свидетельству А. Бахмутского, весной 1947 г. насчитывалось 500 семей переселенцев из различных районов страны, в том числе из Сибири, Урала и Средней Азии. Несмотря на фактический отказ И. Сталина в просьбе о создании Еврейской автономной республики, А. Бахмутский продолжал публично отстаивать эту идею (о расправе с руководством и активом Еврейской автономной области см. ниже).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать