Автомобильная промышленность России - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ
I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке. Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород, Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей для "верхушки". После революции построили в Москве завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ. Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т. к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод.
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяже-нии всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зару-бежными аналогами. Однако общая нестабильная экономическая и политическая обста-новка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проб-лема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследова-ния и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техни-ческом уровне наших автомобилей. Главные причины такого положения - это существенное сокраще-ние государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руко-водства научно-исследовательских и опытно-конструкторских органи-заций, их неготовность искать новые формы работ и организации сво-ей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-произ-водственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммер-ческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. До-казательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.
II. Место и значение автомобильной промышленности в экономике Российской Федерации. Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах об-щественной жизни, в особенности в промышленном производстве в це-лом по стране. По сообщению Госкомстата России , замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять ме-сяцев 1995 г. объем промышленного производства снизился на 17, 6 %. Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку обо-ротных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глу-боком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленнос-ти, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.
В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.
Производство автомобилей
в России, Украине, СНГ и Балтии (штук)
За декабрь
Всего за год
Темп (%)
1997
1996
1997
1996
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Всего
81353
75691
981724
874241
112. 3
Российская Федерация
в том числе:
ОАМО ЗИЛ
8
ОАО ГАЗ
10344
10378
124339
124284
100. 04
ОАО КамаЗ
1755
1507
17933
8935
200. 7
АО АвтоВаЗ
60838
58662
740526
680570
108. 8
АО Москвич
1321
19920
2929
680. 1
АО АвтоУАЗ
4925
3656
51411
33701
152. 6
АООТ СеАЗ
820
650
8302
3671
226. 2
АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону)
1055
40
13000
4062
320. 0
Ижмаш
148
787
5200
9149
56. 8
Украина
в том числе:
147
11
1085
6940
15. 6
ПО АвтоЗаЗ
136
11
1030
6881
15. 0
ЛуАЗ
11
55
59
93. 2
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (включая шасси)
Всего
13704
13974
162548
151146
107. 5
Российская Федерация
в том числе:
12536
13333
148301
138782
106. 9
ОАМО ЗИЛ
1434
1606
18281
7200
253. 9
ОАО ГАЗ
7497
7180
87482
80375
108. 8
ОАО КамАЗ
584
2542
12765
20814
61. 3
АО УралАЗ
520
269
5339
6522
81. 9
АО АвтоУАЗ
2390
1262
20557
14760
139. 3
АО ОЗТП- Сармат (г. Орск)
4
55
193
28. 5
ЗАО Уральский автомоторный завод
52
56
973
1402
69. 4
ОАО ПСА Бронто
59
53
670
395
169. 6
Ижмаш
361
2171
7101
30. 6
АО БАЗ
8
20
40. 0
Украина
в том числе:
91
234
1620
1962
82. 6
ПО АвтоКрАЗ
91
231
1610
1905
84. 5
ЛуАЗ
3
10
57
17. 5
Беларусь
в том числе:
1077
407
12627
10402
121. 4
ПО МАЗ
968
323
11449
9266
123. 6
ПО БелАЗ
109
83
1090
1047
104. 1
ПО МОаЗ
1
88
89
98. 9
АВТОБУСЫ
Всего
4238
3566
44545
37562
118. 6
Российская Федерация
в том числе:
4119
3489
43079
35566
121. 1
ОАМО ЗИЛ
1
ОАО ГАЗ
1006
534
8596
4482
191. 8
АО НефАЗ
50
421
600
1395
43. 0
АО АвтоУАЗ
2296
1751
24475
21084
116. 1
АО ЛиАЗ
43
11
129
234
55. 1
АО КавЗ
18
11
700
1078
64. 9
АО ПАЗ
689
760
8450
7235
116. 8
АО ГолАЗ
9
1
100
28
357. 1
АО Спецавто
(г. Энгельс)
7
13
25
52. 0
АО ОЗТП- Сармат
(г. Орск)
1
15
5
300. 0
Украина
104
74
1290
880
146. 6
ЛАЗ
104
74
1290
880
146. 6
Латвия
66
1093
6. 0
АО РАФ
66
1093
6. 0
Беларусь
15
3
110
23
478. 3
ПО МАЗ
15
3
110
23
478. 3
ТРОЛЛЕЙБУСЫ
Всего
16
5
124
126
98. 4
Российская Федерация
АО Троллейбус-ный завод им. Урицкого
16
5
115
115
100. 0
Украина
ЛАЗ
9
11
81. 8
(Данная таблица – данные Автосельхозмаш-холдинга, взята из {4}, стр. 5) Похоже, автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного кризиса. Если брать за точку отсчёта 1996 год, то за прошлый год производство всех категорий автомобилей в целом возросло. Ненамного, конечно (легковые- плюс 7. 5%, автобусы - 18. 6%), но всё же достаточно ощутимо!
Ситуация же по "легковым" заводам, исходя из таблицы, выглядит так. За исключением отстающих Ижмаша и АвтоЗАЗа, практически все предприятия улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (в новом году легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 1997 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 1996 годом прирост на 5. 4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей - прирост на 13. 2%). Отлично расходятся малютки Ока. Ситуация с грузовиками несколько хуже. ЗИЛ вылезает из долговой ямы за счёт бычка, по-прежнему популярна Газель (выпущено 92958 грузовичков, фургонов и микроавтобусов - прирост на 23. 1% по сравнению с пошлым годом; вот-вот на рынке появится вариант с дизелем Steyr), неплохо идут дела в Ульяновске, наращивает производство МАЗ. А вот КамАЗ охватила лихорадка: объём выпуска упал почти в четыре раза!
Что касается автобусов, то российскую статистику спасают в основном производители микроавтобусов - УАЗ и ГАЗ; неплохо идут дела у ПАЗа. А хороших и массовых больших автобусов (отвёрточная сборка Икарусов - не в счёт) как не было, так и нет…
В автомобилестроительном производстве занято , по данным за 1991 г. 1114336 чел. , что составляет 97, 2% занятых в 1990 г. , в том числе численность промышленно-производственного персонала рав-нялась 963386 чел. (97% к 1990 г. ), из них рабочих 771241 чел. (96, 8% к 1990 г. ).
Автомобилестроение остается пока еще одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации.
P. S. Несколько слов о самой таблице.
Она, к сожалению, далеко не полная. Например, одни автосборочные производства сюда включены, а другие нет. Вазовское подразделение Бронто (оно выпускает удлинённые НИВЫ и броневики) составители почему-то отнесли к "грузовым" заводам; в разряд грузовиков попали ижевские "каблучки" (ИЖ 2715) и Луазы (наверное, составители распределяли автомобили по международной классификации транспортных средств). Но в остальном данные вполне корректны. III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.
Факторами размещения принято считать совокупность различ-ных пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при ис-пользовании которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев и поставленной цели размещаемых производствен-ных объектов.
Различают следующие группы факторов: природные - количествен-ные запасы и качественный состав природных ресурсов , горно-геоло-гические и другие условия их добычи и использования, климатичес-кие, гидрогеологические, орографические условия и т. д. ; экологи-ческие - охранные и конструктивные мероприятия по бережливому ис-пользованию природных ресурсов и обеспечению здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - достигнутый и воз-можный уровень техники и технологии; социально - демографические - обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние социальной инфраст-руктуры; экономические экономико-географическое и транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки строи-тельства, эффективность производства, назначение и качество про-дукции, территориальные экономические связи и т. д. На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы.
IV. Современная география автомобильной про-мышленности.
Страницы: 1, 2