Автомобильная промышленность России - (реферат)

Автомобильная промышленность России - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ

I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке. Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород, Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей для "верхушки". После революции построили в Москве завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ. Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т. к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод.

Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяже-нии всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зару-бежными аналогами. Однако общая нестабильная экономическая и политическая обста-новка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проб-лема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследова-ния и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техни-ческом уровне наших автомобилей. Главные причины такого положения - это существенное сокраще-ние государственного финансирования научных разработок, а также незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты. Была и третья причина: определенная растерянность руко-водства научно-исследовательских и опытно-конструкторских органи-заций, их неготовность искать новые формы работ и организации сво-ей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-произ-водственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммер-ческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. До-казательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.

II. Место и значение автомобильной промышленности в экономике Российской Федерации. Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильностью во всех сферах об-щественной жизни, в особенности в промышленном производстве в це-лом по стране. По сообщению Госкомстата России , замедлить спад производства в текущем году пока не удается. В целом за девять ме-сяцев 1995 г. объем промышленного производства снизился на 17, 6 %. Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку обо-ротных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глу-боком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленнос-ти, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.

В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.

    Производство автомобилей
    в России, Украине, СНГ и Балтии (штук)
     
    За декабрь
    Всего за год
    Темп (%)
     
    1997
    1996
    1997
    1996
     
    ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
    Всего
    81353
    75691
    981724
    874241
    112. 3
    Российская Федерация
    в том числе:
     
     
     
     
     
    ОАМО ЗИЛ
    8
    ОАО ГАЗ
    10344
    10378
    124339
    124284
    100. 04
    ОАО КамаЗ
    1755
    1507
    17933
    8935
    200. 7
    АО АвтоВаЗ
    60838
    58662
    740526
    680570
    108. 8
    АО Москвич
    1321
    19920
    2929
    680. 1
    АО АвтоУАЗ
    4925
    3656
    51411
    33701
    152. 6
    АООТ СеАЗ
    820
    650
    8302
    3671
    226. 2
    АО Красный Аксай (г. Ростов-на-Дону)
    1055
    40
    13000
    4062
    320. 0
    Ижмаш
    148
    787
    5200
    9149
    56. 8
    Украина
    в том числе:
    147
    11
    1085
    6940
    15. 6
    ПО АвтоЗаЗ
    136
    11
    1030
    6881
    15. 0
    ЛуАЗ
    11
    55
    59
    93. 2
    ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ (включая шасси)
    Всего
    13704
    13974
    162548
    151146
    107. 5
    Российская Федерация
    в том числе:
    12536
    13333
    148301
    138782
    106. 9
    ОАМО ЗИЛ
    1434
    1606
    18281
    7200
    253. 9
    ОАО ГАЗ
    7497
    7180
    87482
    80375
    108. 8
    ОАО КамАЗ
    584
    2542
    12765
    20814
    61. 3
    АО УралАЗ
    520
    269
    5339
    6522
    81. 9
    АО АвтоУАЗ
    2390
    1262
    20557
    14760
    139. 3
    АО ОЗТП- Сармат (г. Орск)
    4
    55
    193
    28. 5
    ЗАО Уральский автомоторный завод
    52
    56
    973
    1402
    69. 4
    ОАО ПСА Бронто
    59
    53
    670
    395
    169. 6
    Ижмаш
    361
    2171
    7101
    30. 6
    АО БАЗ
    8
    20
    40. 0
    Украина
    в том числе:
    91
    234
    1620
    1962
    82. 6
    ПО АвтоКрАЗ
    91
    231
    1610
    1905
    84. 5
    ЛуАЗ
    3
    10
    57
    17. 5
    Беларусь
    в том числе:
    1077
    407
    12627
    10402
    121. 4
    ПО МАЗ
    968
    323
    11449
    9266
    123. 6
    ПО БелАЗ
    109
    83
    1090
    1047
    104. 1
    ПО МОаЗ
    1
    88
    89
    98. 9
    АВТОБУСЫ
    Всего
    4238
    3566
    44545
    37562
    118. 6
    Российская Федерация
    в том числе:
    4119
    3489
    43079
    35566
    121. 1
    ОАМО ЗИЛ
    1
    ОАО ГАЗ
    1006
    534
    8596
    4482
    191. 8
    АО НефАЗ
    50
    421
    600
    1395
    43. 0
    АО АвтоУАЗ
    2296
    1751
    24475
    21084
    116. 1
    АО ЛиАЗ
    43
    11
    129
    234
    55. 1
    АО КавЗ
    18
    11
    700
    1078
    64. 9
    АО ПАЗ
    689
    760
    8450
    7235
    116. 8
    АО ГолАЗ
    9
    1
    100
    28
    357. 1
    АО Спецавто
    (г. Энгельс)
    7
    13
    25
    52. 0
    АО ОЗТП- Сармат
    (г. Орск)
    1
    15
    5
    300. 0
    Украина
    104
    74
    1290
    880
    146. 6
    ЛАЗ
    104
    74
    1290
    880
    146. 6
    Латвия
    66
    1093
    6. 0
    АО РАФ
    66
    1093
    6. 0
    Беларусь
    15
    3
    110
    23
    478. 3
    ПО МАЗ
    15
    3
    110
    23
    478. 3
    ТРОЛЛЕЙБУСЫ
    Всего
    16
    5
    124
    126
    98. 4
    Российская Федерация
     
     
     
     
     
    АО Троллейбус-ный завод им. Урицкого
     
    16
     
    5
     
    115
     
    115
     
    100. 0
    Украина
     
     
     
     
     
    ЛАЗ
    9
    11
    81. 8

(Данная таблица – данные Автосельхозмаш-холдинга, взята из {4}, стр. 5) Похоже, автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного кризиса. Если брать за точку отсчёта 1996 год, то за прошлый год производство всех категорий автомобилей в целом возросло. Ненамного, конечно (легковые- плюс 7. 5%, автобусы - 18. 6%), но всё же достаточно ощутимо!

Ситуация же по "легковым" заводам, исходя из таблицы, выглядит так. За исключением отстающих Ижмаша и АвтоЗАЗа, практически все предприятия улучшили свои показатели: здесь и реанимированный АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo), который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (в новом году легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 1997 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 1996 годом прирост на 5. 4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей - прирост на 13. 2%). Отлично расходятся малютки Ока. Ситуация с грузовиками несколько хуже. ЗИЛ вылезает из долговой ямы за счёт бычка, по-прежнему популярна Газель (выпущено 92958 грузовичков, фургонов и микроавтобусов - прирост на 23. 1% по сравнению с пошлым годом; вот-вот на рынке появится вариант с дизелем Steyr), неплохо идут дела в Ульяновске, наращивает производство МАЗ. А вот КамАЗ охватила лихорадка: объём выпуска упал почти в четыре раза!

Что касается автобусов, то российскую статистику спасают в основном производители микроавтобусов - УАЗ и ГАЗ; неплохо идут дела у ПАЗа. А хороших и массовых больших автобусов (отвёрточная сборка Икарусов - не в счёт) как не было, так и нет…

В автомобилестроительном производстве занято , по данным за 1991 г. 1114336 чел. , что составляет 97, 2% занятых в 1990 г. , в том числе численность промышленно-производственного персонала рав-нялась 963386 чел. (97% к 1990 г. ), из них рабочих 771241 чел. (96, 8% к 1990 г. ).

Автомобилестроение остается пока еще одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации.

    P. S. Несколько слов о самой таблице.

Она, к сожалению, далеко не полная. Например, одни автосборочные производства сюда включены, а другие нет. Вазовское подразделение Бронто (оно выпускает удлинённые НИВЫ и броневики) составители почему-то отнесли к "грузовым" заводам; в разряд грузовиков попали ижевские "каблучки" (ИЖ 2715) и Луазы (наверное, составители распределяли автомобили по международной классификации транспортных средств). Но в остальном данные вполне корректны. III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.

Факторами размещения принято считать совокупность различ-ных пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при ис-пользовании которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев и поставленной цели размещаемых производствен-ных объектов.

Различают следующие группы факторов: природные - количествен-ные запасы и качественный состав природных ресурсов , горно-геоло-гические и другие условия их добычи и использования, климатичес-кие, гидрогеологические, орографические условия и т. д. ; экологи-ческие - охранные и конструктивные мероприятия по бережливому ис-пользованию природных ресурсов и обеспечению здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - достигнутый и воз-можный уровень техники и технологии; социально - демографические - обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние социальной инфраст-руктуры; экономические экономико-географическое и транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки строи-тельства, эффективность производства, назначение и качество про-дукции, территориальные экономические связи и т. д. На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы.

    IV. Современная география автомобильной про-мышленности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать