Календарь-история и будущее - (реферат)

Календарь-история и будущее - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Календарь-история и будущее.
    Преподаватель : Баркина Л. Н.
    Студент : Мостяев Н. И. (гр. 19ПВ-901П)
    20 октября 2001г.
    ПЛАН
    I. Определение календаря.
    Единицы измерения времени.
    II. История нашего календаря.
    1. Семидневная неделя:
    а) происхождение;
    б) название дней недели.
    2. Древнеримский календарь:
    а) сельскохозяйственный кален
    дарь;
    б) месяцы и вставные дни.
    3. Юлианский календарь.
    4. Введение "нового стиля":
    а) причины календарной рефор
    мы;
    б) григорианская реформа;
    в) введение Григореанского ка
    лендаря в России.
    5. Дамоклов меч реформы.
    6. Проекты календарей :
    а) 13-месячный ;
    б) 12-месячный .
    7. Позиция церкви.
    Мы так привыкли пользоваться календарем,
    что даже и не вполне отдаем себе отчет в том,
    как велика в нашей жизни и во всем нашем
    мышлении роль упорядоченного счета времени;
    между тем нетрудно видеть, что никакая куль
    тура невозможна без него.
    Н. И. Идельсон

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов "caleo" - провозглашать и "calendarium" - долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько. Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени -сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца( от греческого "синодос" - сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна находит на Солнце на небе происходит солнечноезатмение ) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета - тропический год( от греческого "тропос" - поворот : тропический год - промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, досигнув наибольшей величины, снова уменьшается ).

Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой. Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное ( например, двенадцать ) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появилисьлунные календари. Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь). Наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание (солнечный календарь ).

    ИСТОРИЯ НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ.
    Семидневная неделя.

Происхождение семидневной недели. Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т. д. ) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне вели счет дням "восьмидневками" - торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами отА до Н; семь дней такой недели были рабочими, восьмые - базарными. Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия ( 37 - ок. 100 г. н. э. ) читаем: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распостранился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день". Откуда же "пошла есть" эта семидневная неделя ? Обычай измерять время семидневней неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по всей вероятности, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29, 53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же - от первой четверти до полнолуния и т. д.

Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение "исключительности" числа семь. В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь "блуждающих" светил, которые позже были названыпланетами( от греческого слова "планэтэс", которое и означает "блуждающий"). Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке : Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возниклаастрология - верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов. Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится. * Само же число семь - количество планет стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности. *СТОНХЕНДЖ (Stonehenge), крупнейшая мегалитическая культовая постройка 2-го тыс. до н. э. в Великобритании, близ г. Солсбери. Земляные валы, огромные каменные плиты и столбы образуют концентрические круги. Некоторые ученые считают Стонхендж древней обсерваторией.

Название дней недели. Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы "управляет" им. Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым - Юпитер, третьим Марс, четвертым - Солнце, пятым Венера, шестым - Меркурий и седьмым - Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами "управлял" Сатурн, 9-м, 16-м, 23-м - Юпитер и т. д. В итоге получилось что первым часом следующего дня, воскресенья, "управляло" Солнце, первым часом третьего дня Луна, четветого - Марс, пятого Меркурий, шестого - Юпитер и седьмого - Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели.

Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, русском и английском языках они выглядят так :

    Русское
    Латинское
    Перевод с латинского
    Англий-ское
    Понедельник
    Dies Lunae
    день Луны
    Monday
    Вторник
    Dies Martis
    день Марса
    Tuesday
    Среда
    Dies Mercurii
    день Меркурия
    Wednesday
    Четверг
    Dies Jovis
    день Юпитера
    Thursday
    Пятница
    Dies Veneris
    день Венеры
    Friday
    Суббота
    Dies Saturni
    день Сатурна
    Saturday
    Воскресенье
    Dies Solis
    день Солнца
    Sunday

Сегодня почти все народы мира пользуются солнечным календарем, практиески унаследованном от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному дви-жению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь "хуже было некуда". А все вероятно потому, что, как заметил римский поэт Овидий ( 43 г. до н. э. - 17 г. н. э. ), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды....

    Древнеримский календарь.
    Числа месяца
    Название месяца.
    Январь, август, декабрь.
    Март, май, июль, октябрь.
    Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь.
    Февраль.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Календы.
    IV
    III от нон
    Канун.
    Ноны.
    VIII день
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XIX день
    XVIII
    XVII
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.
    Календы.
    VI
    V
    IV от нон
    III
    Канун.
    Ноны.
    VIII
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XVII
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.
    Календы.
    IV
    III от нон
    Канун.
    Ноны.
    VIII
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XVIII
    XVII
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.
    Календы.
    IV
    III от нон
    Канун.
    Ноны.
    VIII
    VII
    VI
    V от ид
    IV
    III
    Канун.
    Иды.
    XVI
    XV
    XIV
    XIII
    XII от
    XI календ
    X след.
    IX месяца
    VIII
    VII
    VI
    V
    IV
    III
    Канун.

Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т. е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным "ориентиром" при этом был восход и заход ( утренний и вечерний ) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием - теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале ( 3 - 4 февраля по современному календарю ). По свидетельству Плиния, в Риме "с него начинается весна". Вот несколько примеров проведенной древними римлянами "привязки" полевых работ к изменению вида звездного неба : "Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы.... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий ( утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая ) пропалывают нивы.... , рубят иву, огораживают луга.... , следует сажать маслины".

"Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить.... От фавония до восхода Арктура

( с 3 по 16 февраля ) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках “*).

Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден

("тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц"), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, "всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе". Поэтому тот, кто решил стричся когда "Луна прибывает", рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль.... Такие предрасудки существовали во всех календарях того времени.

Месяцы и вставные дни. Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н. э.

    В указанное время год римского календаря с общей

продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них :

    Мартиус
    31
    Квинтилис
    31
    Новембер
    29
    Априлис
    29
    Секстилис
    29
    Децембер
    29
    Майус
    31
    Септембер
    29
    Януариус
    29
    Юниус
    29
    Октобер
    31
    Фебруариус
    28
    *) Варрон. Сельское хозяйство. - Изд. АН СССР, 1963 г.
    О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет ниже.

Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это обясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire - раскрывть, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus - "согреваемый Солцем". Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус - богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре : Квинтилис - пятый, Секстилитис - шестой, Септембер - седьмой, Октобер восьмой, Новембер - девятый, Децембер - десятый.

Название Януариса - предпоследнего месяца древне-римского календаря происходит, как полагают, от слова janua - "вход", "дверь". Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей - по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами : одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебрусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare - "очищать", но, возможно и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд ( lustratio populi ) "для примирения богов с народом". Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидим далее, между 23 и 24 февраля. Продолжительность года в 355 дней была на 10, 242 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы - сев, сбор урожая и т. д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не всавляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке :

    355 дней,
    377 ( 355 + 22 ) дней,
    355 дней,
    378 ( 355 + 23 ) дней.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать